Всеармейская олимпиада по военной истории 2012 года

В Олимпиаде по военной истории, проходившей на базе Военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж) приняли участие 42 команды из 36 высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации (далее – вузы) и 6 образовательных учреждений ВПО иной ведомственной принадлежности.

 

Учитывая, что 2012-й год был объявлен Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2012 г. Годом российской истории, а также проведение Олимпиады в рамках национального проекта «Образование», приглашения к участию были направлены и в другие вузы. Всего в интеллектуальном состязании участвовали 167 курсантов и студентов – знатоков отечественной военной истории. 

 

Как и в предшествующие 10 олимпиад в состав команды входило 5 человек, в том числе руководитель (старший) команды – представитель вуза из числа профессорско-преподавательского состава, а также 4 члена команды (участники Олимпиады) – курсанты (студенты) 1-5 курсов. Наиболее опытные руководители команд включались в состав жюри и апелляционной комиссии Олимпиады. Неизменными остались и руководящие органы Олимпиады: организационный комитет (далее – оргкомитет), председателем которого являлся начальник Военного авиационного инженерного университета генерал-майор Г.Зибров, а также жюри и апелляционная комиссия. 

 

Развитие получил опыт Х Олимпиады в части касающейся создания и деятельности независимой экспертной комиссии при Департаменте образования Министерства обороны Российской Федерации (далее – Департамент образования), а также привлечения к подготовке и проведению Олимпиады научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации (далее – НИИ ВИ). На этот раз, в соответствии с решением Министра обороны Российской Федерации от 26 мая 2011 г., НИИ ВИ осуществлял научно-методическое руководство Олимпиадой на плановой основе в рамках научно-исследовательской работы (НИР). Заказчиком НИР «Научно-методическое руководство Всеармейской олимпиады курсантов высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации по военной истории – 2012» выступил Департамент образования.

 

В состав экспертной комиссии вошли представители Департамента образования Минобороны России, профессиональные военные историки, специалисты высшей школы и послевузовского педагогического образования в области истории, не связанные с образовательным процессом в военных вузах России, а также военные историки – представители СМИ. 

 

Претерпели изменения как порядок подготовки, так и проведение Олимпиады. Так, еще при разработке Регламента были уточнены и полнее раскрыты номинации (категории вопросов в области отечественной военной истории) Олимпиады. Если ранее вузы по руководством вуза-организатора Олимпиады готовили самостоятельно все конкурсные задания (в 2011 г. экспертная комиссия и НИИ ВИ внесли в них лишь незначительные изменения), то сейчас, руководствуясь разработанными Департаментом образования совместно с НИИ ВИ методическими рекомендациями, вузы готовили проекты конкурсных заданий II тура, вопросы которого включали в себя первые четыре номинации (История войн; Герои Отечества; Вооружение и военная техника России; Традиции Российской армии и флота).Целесообразность включения в конкурсные задания Олимпиады вопросов, подготовленных вузами, продиктована как необходимостью стимулирования участников Олимпиады (они получают возможность ответа на собственные вопросы), так и оценки научно-методического уровня подготовки вузов в области военной истории и организации работы по патриотическому воспитанию.

 

Всего в Департамент образования поступило и было обработано более 700 вопросов от 20 вузов. Однако для Олимпиады экспертная комиссия по военной истории и рабочая группа НИИ ВИ по научно-методическому руководству Олимпиады отобрали 40 лучших вопросов. При этом большинство из них были доработаны, некоторые задания составлены в результате объединения нескольких вопросов в один. 

 

Следует отметить, что в большинстве своем проекты конкурсных заданий вузов соответствуют требованиям Регламента и методических рекомендаций. В лучшую сторону, по оценке экспертов, отмечаются вопросы, подготовленные следующими вузами: Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия» (СПб.), Военная академия РВСН (г.Москва), Военная академия войсковой ПВО (г.Смоленск), Михайловская военная артиллерийская академия (СПб.), Военная академия тыла и транспорта (СПб.), Вольское высшее военное училище тыла (г.Вольск), Военно-медицинская академия (СПб.), Военно-технический университет при Спецстрое России (г.Балашиха Московской обл.) и Военный авиационный инженерный университет (г.Воронеж). Некоторые вузы проявили инициативу и дополнили задания такими видами вопросов, как хронологический квадрат (Военно-медицинская академия), определение соответствия по рисунку (филиал Военной академии), исключение лишнего в логическом ряду и описание события по военно-исторической карте (Военная академия войсковой ПВО).

 

Оценка качества подготовки вузами контрольных заданий Олимпиады осуществлялась по семи критериям: новизна вопросов, источники и список литературы, средний балл качества вопросов, наличие вопросов по Отечественной войне 2012 года, качество оформления, дополнительное количество вопросов, соответствие видам и номинациям. Лучшие десять вузов за активное участие в подготовке Олимпиады были поощрены грамотами экспертной комиссии.

 

В первом туре были использованы 120 вопросов Олимпиады 2011 года. Таким образом, то обстоятельство, что конкурсные задания I и II туров Олимпиады были в той или иной степени известны участникам, позволяло организаторам, кроме прочего, рассчитывать на успешный старт команд в соревновании. В свою очередь это должно было способствовать более уверенному выступлению вузов в последующих конкурсах Олимпиады и повышению ее состязательности. И эти меры были оправданы: впереди курсантов и студентов поджидали более серьезные испытания.

 

На этот раз НИИ ВИ получил возможность разработать вопросы в следующих номинациях: Война и политика; История строительства ВС РФ; Отечественная война 1812 г.; Книжная полка военного историка. Причем часть заданий последней номинации были разработаны совместно с редакцией «Военно-исторического журнала». Необходимость привлечения журнала как и собственно введения в регламент Олимпиады данной номинации обусловлена стремлением расширить читательскую аудиторию издаваемой в Минобороны военно-исторической литературы, а также потребностью оценки того, насколько данные работы (включая переданный в вузы на прошлогодней Олимпиаде реферативно-аннотированный бюллетень «Вопросы военной истории по отечественным источникам») используются в образовательном процессе в вузах. 

 

Среди новаций Олимпиады необходимо отметить, что для победителя в личном первенстве в номинации «Книжная полка военного историка» (рядовой Кустов Денис Сергеевич, Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова) редакция учредила специальный приз – бесплатную годовую подписку на «Военно-исторический журнал». Особый подарок в данном туре был предусмотрен и для победителя в номинации «Отечественная война 1812 г.» (рядовой Смирнов Евгений Александрович, Военная академия войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г. Кострома) – книга А.В. Шишова, подписанная автором – членом экспертной комиссии и составителем вопросов данной номинации.

 

В целом же 40 вопросов четырех указанных выше номинаций составили конкурсные задания III тура. Однако вопросы, разработанные НИИ ВИ, были не последним сюрпризом для конкурсантов. В течение 10 лет, что проводилась Олимпиада по военной истории, исходя из организации ее проведения, по сути она оставалась соревнованием членов команд, индивидуальные знания которых лишь суммарно определяли общекомандный результат. При этом курсанты не имели возможности проявить ни свои лидерские качества, ни сплоченный командный дух, которые и должны определять командный результат. Учитывая, что Олимпиада все же является конкурсом команд, Департамент образования и НИИ ВИ с целью совершенствования организации ее проведения в 2012 г., развития у курсантов лидерских качеств, навыков продуктивного межличностного общения, принятия коллегиальных решений в сложной обстановке, более объективной оценки уровня подготовленности и эрудиции курсантов в области военной истории, а также придания духа состязательности и повышения зрелищности Олимпиады предусмотрели проведение военно-исторической баталии (далее – баталия). 

 

Команды-участники баталии в четырех равнозначных по результатам предыдущих трех туров группах 4 в назначенных аудиториях занимали  отдельный стол для выполнения одинаковых для всех групп 16 заданий. Вопросы, также разработанные НИИ ВИ, зачитывались вслух ведущим и одновременно проецировались на экране. После этого команды приступали к их выполнению (обсуждению, поиску ответу на заданный вопрос) за установленное время. В случае неверного или неполного ответа команды право дать свой вариант ответа (дополнить ответ) получали другие команды. 

 

С целью реализации Указа Президента Российской Федерации от 9 января 2012 г. «О проведении в Российской Федерации Года российской истории» задания «Военно-исторической баталии», разработанные НИИ ВИ,  отличала не только тематика, связанная с историей российской государственности и роли России в мировой истории, но и направленность на обеспечение возможности получения результата (ответа) в ходе обсуждения командой в ограниченных по времени условиях, возможность дополнения ответов.

 

В этом же содержательном направлении были разработаны вопросы конкурса капитанов, который завершал соревновательную программу Олимпиады, включая вопросы 9-й номинации – «Развитие отечественного военного искусства и военной мысли». При этом капитанов команд помимо сложных вопросов ждал и абсолютно новый порядок его проведения. От прошлых олимпиад он унаследовал лишь небольшой письменный блиц-опрос в самом начале конкурса. Теперь же им предстояло держать интеллектуальный удар, отвечая устно на вопросы непосредственно перед членами жюри. К этому они готовились. Но то, что приготовили для них организаторы Олимпиады практически за несколько недель до ее начала, не приходилось испытывать даже знатокам элитарного интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?». Помимо жюри в аудитории ответы капитанов оценивали эксперты в Москве, а также видели и слышали еще 14 вузов. Возможным это стало благодаря эффективному использованию в Минобороны России новых информационных технологий.

 

Более того, на вопросы капитанского конкурса в режиме онлайн отвечали и все вузы-участники видеоконференцсвязи, оценивали которых также эксперты в Москве, расположившись в оборудованном для этих целей зале ВУНЦ Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ».

 

В целом конкурсные задания Олимпиады включали в себя более 200 вопросов, что почти в 2 раза превысило показатели 2011 года. Причем если тогда подготовленные вузами задания были обновлены НИИ ВИ и экспертной комиссией лишь на треть, то сейчас среди новых вопросов такую долю уже имели вузовские разработки, а новизна составила более 70%. Помимо тематического деления, по номинациям, задания Олимпиады были в большинстве своем представлены тремя видами вопросов: вопросы с вариантами ответов (ранее они составляли подавляющее большинство вопросов конкурсных заданий олимпиад); вопросы-сопоставления и вопросы без предложенных вариантов ответов (последние – аналог творческих заданий прошлых олимпиад, где таковых было лишь по одному в каждой номинации). Кроме того, на этот раз удалось добиться сбалансированности конкурсных заданий по видам, родам и воинским специальностям. Более равномерным стало распределение вопросов по хронологическому признаку, принадлежности к определенным историческим периодам. Пусть в небольшом количестве, но появились такие виды вопросов, как хронологический квадрат, определение соответствия по рисунку, восстановление текста документа, вопросы по материалам публикаций в военно-исторической литературе и придавший торжественность завершению конкурса капитанов на высокой ноте – музыкальный вопрос. 

 

Отдельно следует остановиться на системе оценки ответов, которая также была усовершенствована. Например, появились бонусные баллы за полные ответы на вопросы-сопоставления и вопросы без предложенных вариантов ответов, а также штрафные баллы, которые начисляются в вопросах с вариантами ответов, где правильных ответов более одного из предложенных вариантов (теперь об этом конкурсант предупреждался заранее при формулировке задания). В целом же система оценки конкурсных заданий Олимпиады была построена следующим образом. Вопросам первого тура был присвоен наименьший уровень оценки в баллах (от 1 до 3); их максимальная сумма составила 18% общей максимальной суммы баллов, которые мог набрать конкурсант-капитан команды за Олимпиаду. Конкурсные задания второго тура получили более высокий по сравнению с первым туром уровень оценки в баллах (от 3 до 6, несколько наиболее сложных вопросов – до 10 баллов); максимальная сумма баллов – 20% общей суммы Олимпиады. Наиболее сложные задания – вопросы третьего тура – оценивались от 5 до 10 баллов; максимальная сумма – 30% общей суммы. Вопросы баталии эксперты оценили в диапазоне от 5 до 20 баллов, а их максимальная сумма составляла 20% общей суммы Олимпиады. Задания конкурса капитанов и онлайн-олимпиады вузов также имели весьма широкую и достаточно высокую шкалу оценок: от 3 до 12 баллов, позволяя капитану внести 4%-й вклад в общий командный результат. Для 14 вузов-участников видеоконференцсвязи это был самостоятельный конкурс, не влиявший на общие результаты выступления их команд в Воронеже.

 

29 марта 2012 года экспертная комиссия по результатам анализа  конкурсных заданий на своем заседании приняла решение рекомендовать их  для утверждения директору Департамента образования. Утвержденные конкурсные задания были заложены в конверты, опечатаны в Департаменте образования и вскрывались представителем экспертной комиссии в присутствии представителей жюри, апелляционной комиссии и организаторов Олимпиады в день проведения соответствующего конкурса за два часа до его начала. 

 

2 апреля «олимпийский огонь» загорелся в городе воинской славы России – Воронеже. Олимпиада, открытие, ход и итоги которой широко освещались федеральными и региональными СМИ, была проведена в соответствии с Регламентом и планом. В частности, в ходе Олимпиады помимо турнирных «боёв» были проведены методический семинар «Военная история в процессе подготовки курсантов высших военно-учебных заведений: проблемы и пути их решения», экскурсия по городу, посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года, посещение центра военно-патриотического воспитания «Музей-диорама». 

 

По результатам командного первенства Олимпиады места с 1-го по 10-е заняли: Военный авиационный инженерный университет (г.Воронеж), Пензенский артиллерийский инженерный институт, Дальневосточное высшее военное командное училище (г.Благовещенск), Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского (СПб.), Военный университет (Москва), Омский танковый инженерный институт им. Маршала Советского Союза П.К. Кошевого, Военная академия РВСН имени Петра Великого (Москва), Военно-технический университет (г.Балашиха), Военная академия тыла и транспорта им. генерала армии А.В. Хрулева (СПб.), Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им. генерала армии В.Ф. Маргелова. 

 

Анализ результатов онлайн-олимпиады показал, что наиболее сложными для вузов оказались вопросы в области истории стратегии и оперативного искусства, а также взаимосвязи войны и политики. Практически не представляли для них сложности вопросы из истории тактики, полководцев, вооружения и военной техники. В принципе, и то и другое вполне закономерно и прогнозируемое. 

 

В целом же Олимпиада позволила определить суммарный вектор знания военной истории в военных вузах России. Это тем более важно, что программа ежегодно сокращается. Отмечаются очень твёрдые исторические знания курсантов вне зависимости от географии вузов. Отрадно, что в тройке лидеров олимпиады Пенза и Благовещенск. Ранее добротные исторические знания были сконцентрированы в Центральной России, в Москве и Санкт-Петербурге. Это говорит о формировании хороших исторических школ, о растущем интересе молодёжи к отечественной истории. Олимпиада дала возможность уточнить, насколько знания являются убеждениями будущих офицеров. Сегодня превалируют классические знания, и всё-таки возникает множество дискуссий об альтернативности знаний. При этом порой тревожит использование курсантами исторических терминов наших оппонентов (например, об оккупации Советским Союзом республик Прибалтики). Подобное происходит, наверное, в силу молодости и недопонимания, что военная история – наука не менее точная, нежели математика, и с терминами надо обращаться очень аккуратно! В ходе олимпиады, кроме всего прочего, организаторы постарались объяснить курсантам необходимость бережного обращения с каждым фактом или документом военной истории. И, если посмотреть вперед, богатая учебная база военных вузов позволяет широко распространять исторические знания и формировать убеждения. 

 

Следует отметить, что Олимпиада по военной истории в значительной мере способствует решению задачи перехода системы военного образования на ФГОС ВПО. Ее цели, задачи, порядок проведения и контрольные задания  соответствуют как ФГОС ВПО по направлению подготовки 030600 История квалификация (степень) «бакалавр» (далее – ФГОС), так и примерной программе дисциплины «История».

 

Так, Олимпиада по военной истории реализует такие задачи, как воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей страны, усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности, овладениями навыками работы с различными источниками исторической информации, формирование ценностных ориентиров (п. 4.4. ФГОС). Она способствует обретению у обучаемых следующих общекультурных компетенций (ОК; п. 5.1. ФГОС): владению культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); стремлению к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10); готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию (ОК-11); имению навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-15).

 

Олимпиада по военной истории позволяет развить следующие профессиональные компетенции (ПК; п. 5.2. ФГОС): способность понимать роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе (ПК-5); способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6); способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профессионализации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8) и др.

 

Учтены требования ФГОС и к условиям реализации основных образовательных программ. Среди них: обязанность вуза способствовать участию обучаемых в научных студенческих обществах (п. 7.2.); реализация компетентностного подхода, предусматривающая использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся (п. 7.3.); реализация основных образовательных программ (ООП) научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью (п. 7.16.).

 

При разработке контрольных заданий Олимпиады также не остались без внимания положения ФГОС об оценке качества освоения ООП. Олимпиада – это мониторинг образовательных программ, разработка объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников,  проверка компетентности преподавательского состава, информирование общественности о результатах своей деятельности, инновациях (п. 8.1.),  текущий контроль успеваемости (п. 8.2.), пополнение фонда оценочных средств (п. 8.4.), максимальное приближение программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности (п. 8.4.).

 

Регламент Олимпиады и контрольные задания соответствуют и примерной программе дисциплины «История». Более 60% контрольных заданий позволяют проводить оценку качества освоения как тематических блоков, так и разделов базового обязательного модуля дисциплины. Остальные  контрольные задания могут служить для оценки качества освоения программы дисциплины «История» в целом (см. Указатель). Таким образом, Всеармейская олимпиада по военной истории явилась не только одним из ключевых мероприятий Года российской истории в рамках системы военного образования, но и стала реальным воплощением планов приближения военного образования к федеральному государственному образовательному стандарту. Последнее обстоятельство позволяет надеяться на успешную реализацию решения министра обороны Российской Федерации от 27 июня 2012 г. о переходе Всеармейских олимпиад на Всероссийский уровень, что повысит престиж военного образования и конкурентоспособность высших военно-учебных заведений, укрепит междисциплинарные связи, придав новые векторы комплексности подготовки военных кадров.    

 

Популярное

Россия, история, 2000 - 2014
Б.П. Виллевальде. Открытие памятника «Тысячелетие России» в Новгороде в 1862 году. 1864 год.
Трамп, Путин, США, Россия, угрозы, безопасность
Без знания прошлого нет будущего
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе

Рубрики

"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада

Наши партнеры

"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

Крымский военно-исторический интернет-портал
научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Яндекс.Метрика
Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN