Миграционные процессы: международные проблемы и риски для России

12 апреля 2017 года в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации состоялась III сессия Научно-методологического объединения по миграционным и демографическим процессам при Факультете социологии и политологии Финансового университета.

 

Научный семинар в рамках сессии проводился с целью научно-методологического обеспечения и распространения новых форм и методов работы в сфере прогнозирования и регулирования миграционных и демографических процессов в Финансовом университете, других образовательных организациях и научно-исследовательских учреждениях Российской Федерации. 

 

Научное руководство семинара осуществляла Марина Леонидовна Галас – доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института проблем эффективного государства и гражданского общества Департамента политологии Финансового университета.

 

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, научно-методологическое объединение по миграционным и демографическим процессам, 12 апреля 2017

С докладом на тему «Регулирование миграции на уровне региональных международных организаций: проблемы и перспективы» выступила О. А. Терновая, кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. В современных условиях глобализации, как отметила Ольга Анатольевна, правовое регулирование миграции все чаще выходит за рамки национального законодательства. На уровне региональных международных организаций возникает проблема соотношения национального, международного и наднационального законодательства, регулирующего миграционные отношения. 

 

В качестве примера региональной международной организации, в которой на уровне Договора о ЕАЭС регулируется не только сотрудничество государств – членов в сфере трудовой миграции, но и  трудовая деятельность трудящихся государств – членов, права и обязанности трудящихся государств – членов, Ольга Анатольевна рассмотрела Евразийский экономический союз (ЕАЭС). 

 

С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о ЕАЭС, в соответствии с которым в рамках ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной политики, определенной Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках ЕАЭС.

 

Для решения наиболее распространенных миграционных проблем, актуальных для ЕАЭС и других региональных международных организаций, таких как  въезд иностранцев на территорию государств, вопросы убежища, борьба  с незаконной миграцией и т.д. следует развивать международное сотрудничество с учетом возможностей региональных международных организаций в сфере формирования наднациональных норм. Именно поэтому в современных условиях на первый план выдвигается проблема унификации правового регулирования миграционных отношений. 

 

В этой связи в завершении своего доклада Ольга Терновая сформулировала следующие предложения:

 

«Сегодня целесообразно работать над унификацией и гармонизацией миграционного законодательства государств ЕАЭС (России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии), учитывая при этом особенности миграционного законодательства других государств СНГ. Кроме того, позитивный опыт миграционного законодательства Европейского Союза может быть использован и на евразийском пространстве в процессе подготовки методики сближения национального миграционного законодательства государств Евразийского экономического союза».  

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, научно-методологическое объединение по миграционным и демографическим процессам, 12 апреля 2017

Вместе с тем, по мнению П. А. Шашкина (кандидат философских наук, доцент Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, старший научный сотрудник Центра политологических исследований Финансового университета), последнее предложение вызывает сомнение.

 

«Именно внешняя политика – главное связующее звено ЕС, поэтому опыт законодательства данного Союза вряд ли может быть использован для евразийской интеграции в области миграции, где национальное законодательство и национальные интересы играют главенствующую роль» – отметил в своем выступлении Павел Александрович.

Геополитические аспекты квалификации военных преступлений в контексте миграционных рисков осветила в своем докладе М. А. Рыльская, доктор юридических наук, директор Института проблем эффективного государства и гражданского общества Финансового университета, действительный член Академии военных наук Российской Федерации. В качестве вывода Марина Александровна отметила необходимость более активного обращения к мировому сообществу с целью привлечения внимания к деятельности частных военных компаний, их встроенности в систему Международного гуманитарного права.   

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, научно-методологическое объединение по миграционным и демографическим процессам, 12 апреля 2017

Главные миграционные риски для России раскрыл А. Б. Шатилов (кандидат политических наук, декан факультета «Социология и политология» Финансового университета) в докладе на тему «Перспективы реализации миграционной политики России в ДHP и ЛНР». По его мнению, военно-политическая обстановка на юго-востоке Украины представляет для России на сегодняшний день главный миграционный риск.

 

Александр Борисович, прогнозируя два варианта развития событий данного «горящего конфликта», в обоих случаях отмечает появление новых миграционных рисков для Российской Федерации. В случае поражения ДНР и ЛНР прогнозируется поток миграции («массовый исход») в Россию, который может превышать показатели 2014-2015 гг. и составить около 1 млн человек (для сравнения,  количество вынужденных переселенцев из Украины в 2014 г. составило 250 тыс. человек). При сохранении обстановки на юго-востоке Украины в форме вялотекущего конфликта (второй вариант) Александр Шатилов оценивает риски России, связанные с возможностью вовлечения ее ресурсов в процесс реабилитации ветеранов и жертв военного конфликта. 

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, научно-методологическое объединение по миграционным и демографическим процессам, 12 апреля 2017

Проблемы перехода легального въезда в нелегальную занятость, большого притока трудовых мигрантов в Россию, которые становятся уязвимой категорией, испытывающей дискриминацию, соотношения и противостояния интересов крупного бизнеса и интересов личности (мигранта) и общества обозначила в своем выступлении член Global Migration Policy Associates (Geneva, Switzerland) О. В. Кадышева.

 

Причины актуальности данных проблем для России, по оценке Ольги Владимировны, связаны как с упущениями в состоянии российского общества, так и некоторыми провалами в государственной политике. При этом она считает, что основным фактором, способствующим решению проблем миграционной политики, является наличие в обществе и государстве социальной справедливости.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, научно-методологическое объединение по миграционным и демографическим процессам, 12 апреля 2017

Представитель Международной организации по миграции при ООН (Московское Бюро) К. Д. Шевченко обратил внимание участников научного семинара на переход операции «Нелегал» из ежегодного мероприятия в постоянный процесс. Проект этого решения был принят в Москве 31 марта 2017 года главами миграционных ведомств стран – членов ОДКБ. 11 апреля  члены Постоянного Совета ОДКБ одобрили проекты Соглашения о сотрудничестве государств – членов ОДКБ в борьбе с незаконной миграцией и Решения Совета коллективной безопасности ОДКБ о совершенствовании мер по противодействию незаконной миграции, предусматривающие придание операции «Нелегал» статуса постоянно действующей региональной операции ОДКБ.  

При проведении «Нелегала» за период с 2008 года в государствах – членах ОДКБ было выявлено более 1 миллиона нарушений миграционного законодательства. По выявленным правонарушениям наложено административных штрафов на сумму более 76 миллионов долларов США.

 

Возбуждено свыше 5 тысяч уголовных дел в отношении организаторов незаконной миграции и свыше 400 уголовных дел за торговлю людьми, а также свыше 100 тысяч уголовных дел по другим составам преступлений, выявленным в ходе операций.    Задержано свыше 1600 лиц, находившихся в международном розыске. Выявлены сомнительные финансовые операции, только в рамках «Нелегал-2016», на сумму около 1,5 млрд долларов США.

Источник: Пресс-служба ОДКБ

 

При этом, масштабы проблемы нелегальной миграции из России в Европу, по оценке Кирилла Дмитриевича, оказалась преувеличенными. В настоящее время нелегальные  миграционные потоки между Россий и ЕС сопоставимы; снижаясь со стороны России и возрастая со стороны Европейских государств. 

Кикнадзе В., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, научно-методологическое объединение по миграционным и демографическим процессам, 12 апреля 2017

Отвечая на вопросы модератора семинара, В. Г. Кикнадзе (доктор исторических наук, доцент, главный научный сотрудник Финансового университета, советник РА РАН) оценил возможности перерастания миграционных рисков в миграционные угрозы для Российской Федерации.  

 

По мнению Владимира Георгиевича, в краткосрочной и среднесрочной перспективе миграционные риски как внешний фактор («миграционное оружие») с высокой степенью вероятности могут представлять опасность для национальной (приграничной и военной) безопасности России.

 

В долгосрочной перспективе, помимо внешнего фактора, опасность для безопасности России (общественной, военной и государственной) может представлять и внутренняя составляющая миграционных процессов, которая взаимосвязана с решением в Российской Федерации демографической проблемы. Владимир Кикнадзе отметил, что дестабилизирующую роль в перерастании миграционных рисков в опасности на территории России  могут сыграть низкий уровень этнокультурной компетентности населения, неадекватное представление о нормах поведения народов Российской Федерации, рост националистических настроений в обществе, ослабление внимания к вопросам интернационального воспитания, в том числе к историческому опыту участия иноземцев в обеспечении военной безопасности России. 

По результатам работы III сессии Научно-методологического объединения по миграционным и демографическим процессам при Факультете социологии и политологии Финансового университета участники научного семинара в качестве итогов дискуссии пришли к следующим выводам. 

 

Во-первых, важное значение для создания  наднационального права будет иметь решение проблемы его унификация или гармонизация, в том числе унификации терминологии, а также необходимость реального включения государств в решение проблем глобальной системы миграции населения. 

 

Во-вторых, сложность регулирования миграции на уровне региональных международных организаций заключается в отсутствии тождественности количества стран – участниц различных региональных организаций и собственно их состава, принципиальных отличиях Европейской и Евразийской интеграционных систем, что необходимость учитывать при создании наднационального законодательство в области миграции.

 

В-третьих, необходимо внести изменения в Международное гуманитарное право (кодифицировано в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН) в области его распространения на деятельность частных военных компаний (включения в участники конфликта), в том числе в ходе вооружённые конфликты не международного (внутреннего) характера. 

 

В-четвертых, миграционные риски как внешний фактор («миграционное оружие») с высокой степенью вероятности могут представлять опасность для национальной (приграничной и военной) безопасности России. Российская Федерация должна быть готова к потоку миграции из ДНР и ЛНР, который может превышать показатели 2014-2015 гг. и составить около 1 млн человек. В том числе оказанию медицинской и психологической помощи ветеранам и жертвам военного конфликта, возможному росту безработицы. В долгосрочной перспективе опасность для России (общественной, военной и государственной безопасности) может представлять внутренняя составляющая миграционных процессов, которая взаимосвязана с решением демографической проблемы. Эффективному решению данных проблем во многом будет способствовать наличие в обществе и государстве социальной справедливости, создание системы этнокультурной, социальной адаптации иммигрантов и старожильческого населения к новым условиям, повышение внимания к вопросам интернационального воспитания.

 

Кроме того, принято решение направить научно-практические рекомендации в заинтересованные государственные органы власти, международные и общественные организации. 

Владимир Кикнадзе

Фото: Александр Камшуков

Популярное

Без знания прошлого нет будущего

Рубрики

Проекты

Никто не забыт, ничто не забыто!
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе
"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада
Военная безопасность России: взгляд в будущее, Российская академия ракетных и артиллерийских наук, РАРАН /Russia's military security: a look into the future, 2019, Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences
Московский морской кадетский корпус "Навигацкая школа"

Наши партнеры

научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Информрегистр НТЦ
Ассоциация научных редакторов и издателей, АНРИ
КиберЛенинка, CyberLeninka
"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN