Воспитание юных патриотов России

Интервью начальника Московского суворовского военного училища                        доктора исторических наук, профессора генерал-майора А.М. Касьянова

Касьянов Александр Михайлович, Московское СВУ
А.М. Касьянов

Начальник Московского суворовского военного училища, доктор исторических наук, профессор, генерал-майор А.М. Касьянов рассказал в интервью порталу profiok.com о том, как в стенах училища воспитывают защитников Отечества, любящих Родину и готовых отстаивать мир и правду.



Александр Михайлович, сейчас много говорится о патриотизме. Что такое патриотизм в Вашем понимании – в понимании наставника и воспитателя юных суворовцев? 

 

Почему же «в моём понимании»? Это общеизвестно: слово «patria» означает «родина». Патриотизм – это любовь к Родине, уважение к Родине с большой и маленькой буквы. Родина с маленькой буквы – это место, где ты родился, где, как в народе говорят, «зарыта твоя пуповина». Большая Родина состоит вот из этих маленьких родин: это территория, имеющая государственную границу, это политическое и экономическое устройство, многообразие народов, наций, религиозных направлений, верований, бесконечное проявление этого многообразия. Это самое святое, что есть в жизни человека! Чувство Родины – своеобразный причал, якорь, магнит, который постоянно, на протяжении всей жизни притягивает. 

 

То есть «родина» – скорее, духовная категория, чем материальная? 

 

Конечно, чувство принадлежности, общности со всем этим многообразием, гордость за то, что ты тут родился и вырос, понимание, что у тебя здесь есть будущее – всё это для меня входит в понятие «родина». 

 

Поэтому патриотизм, преданность Родине, любовь к Отечеству – одно из самых светлых чувств, говорящее об искренних намерениях и поступках. И глубина патриотизма зависит от степени развития личности. 

 

Патриотизм говорит о степени развития личности? 

 

А как иначе? Человек появляется на свет, развивается, формируется как личность. И как раз адекватной личностной оценкой становится любовь к своей Родине и готовность её защищать. Вот это качество, присущее личности, как раз и говорит о том, патриот человек или нет. Ведь любовь к Родине – это не выступления на митингах. В латинском языке есть такое выражение: ora et labora, означающее, по сути, «слово и дело». Слова и дела должны сочетаться и соответствовать друг другу. Любить свою Родину нужно не только на словах, надо делать всё, чтобы она процветала, а в тяжёлую минуту испытаний быть готовым встать на её защиту. Не случайно одним из источников Победы советского народа в Великой Отечественной войне стала именно любовь к Родине, высочайший патриотизм, лёгший в основу массового героизма. Отдать жизнь за Родину – что может быть выше? 

 

На таких примерах Вы учите своих воспитанников? 

 

Да, на таких. Для нас воспитание патриотических чувств – задача номер один. Суворовцы – это будущая элита российского офицерского корпуса. Да, им надо хорошо учиться, показывать определённые знания, умения, опыт, как мы здесь говорим, ЗУН: знания, умения, навыки. Конечно, это очень важно. Но, если говорить о программе развития Московского Суворовского училища, мы в качестве главной цели ставим формирование воина-гражданина. И высокий накал патриотических чувств – первая оценка его готовности и способности встать на защиту своего Отечества и тем самым проявить патриотизм. 

 

Александр Михайлович, а всё-таки кто должен воспитывать патриотизм? Учебное заведение – это понятно. А родители, семья? А сам человек? Что влияет на формирование патриотического настроя? 

 

Патриотами не рождаются, хотя я не берусь до конца отрицать физиологические начала: наверное, что-то передаётся и с генами. Фундамент мировоззрения будущего гражданина закладывается в семье, от неё очень многое зависит. Но настоящим патриотом становятся постепенно, по мере течения самой жизни. Тут играет роль сочетание двух начал: воспитательной работы и социализации. Причём процессы социализации даже зачастую важнее, чем та воспитательная работа, которую мы здесь проводим. 

 

Расскажите, пожалуйста, о воспитательной работе, проводимой в МсСВУ. 

 

Мы много говорим об историческом прошлом, о том, какой сложный путь становления прошла Россия, о тяжёлых уроках, которые надо извлекать из истории нашего Отечества. Конечно, мы опираемся на героические примеры, но говорим и о том, что были определённые недостатки. Были ведь и акты предательства, никуда от этого не уйдешь! Но всё-таки мы делаем упор на примеры героизма, самопожертвования, мужества, это ведь типологические черты российского человека, всё это исстари существует. В России говорят: «По отцу и сыну честь». Абсолютно верно! 

 

Этот воспитательный подход в школе выстроен на серьёзной научной работе, поскольку формирование патриотизма – сложный процесс. Тут важны не только слова, но и дела: регулярное участие в патриотических акциях, оказание помощи участникам войны, ветеранам, фронтовикам, формирование уважения к старшему поколению. 

 

Вы упомянули процессы социализации, помогающие формированию патриотизма… 

 

Да, процессы социализации чрезвычайно важны. Наши ребята, находясь в стенах училища, живут, по сути, в армейских условиях. Здесь существует воинский порядок, воинские ритуалы, очень значимые с точки зрения развития патриотических чувств. 

 

Окунаясь в эту среду, ребята становятся лучше, совершенствуются, у них формируется особое отношение к тому месту, где они родились, к училищу, где они учатся, к стране, в которой живут… Они не собираются её покидать! Более того, абсолютное большинство этих ребят всерьёз намерены после окончания училища посвятить себя службе в Вооруженных силах в качестве офицеров. В прошлом году у нас более 80% выпускников поступили в высшие военные учебные заведения, в этом году мы предполагаем, что пойдёт поступать более 90% выпускников. Растут эти цифры, растёт из года в год конкурс при поступлении в Суворовское училище. Меня это очень радует: это ведь тоже проявление патриотизма. 

 

Ребята в десятилетнем возрасте делают осознанный выбор. Они говорят: «Я посвящаю себя служению своему Отечеству, я готовлюсь стать офицером». А знаете, для чего они хотят быть офицерами? Чтобы был мир! Мне совсем недавно мальчишки сказали, пятиклассники: «Мы поступили в училище, чтобы на земле был мир». 

 

Когда я заходила в училище, обратила внимание на плакат над входом, где говорится, что участие в параде Великой Победы – большая честь. Это часть воспитательного процесса? 

 

Мы сейчас серьёзно готовимся к параду, посвящённому 70-летию Великой Победы. Чтобы попасть в парадный расчёт, у нас существует целый конкурс: все стремятся туда попасть, но далеко не всем повезёт. Ребята рассматривают участие в параде не как долг, а как святую обязанность продемонстрировать силу и мощь российских Вооруженных сил: Суворовское училище – это часть Вооруженных сил Российской Федерации. Так что участие в параде – это демонстрация наших возможностей, нашей мощи, а значит, формирование понимания в общественном мнении, что у нас есть Вооруженные силы, способные отстоять мир и защитить правду. В том числе, защитить правду о Великой Победе над фашизмом, одержанной нашим народом и советской армией. Так что для наших суворовцев участие в параде - акция глобального масштаба. Они очень основательно к ней готовятся. 

 

Беседовала Ирина Гильдебрант


Источник: Центр экономического развития и сертификации

Популярное

Россия, история, 2000 - 2014
Трамп, Путин, США, Россия, угрозы, безопасность
Без знания прошлого нет будущего
Крым, Севастополь, воссоединение с Россией, перспективы развития
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе

Рубрики

"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада

Наши партнеры

"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

Крымский военно-исторический интернет-портал
научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Яндекс.Метрика
Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN