Воспитание юных патриотов России

Интервью начальника Московского суворовского военного училища                        доктора исторических наук, профессора генерал-майора А.М. Касьянова

Касьянов Александр Михайлович, Московское СВУ
А.М. Касьянов

Начальник Московского суворовского военного училища, доктор исторических наук, профессор, генерал-майор А.М. Касьянов рассказал в интервью порталу profiok.com о том, как в стенах училища воспитывают защитников Отечества, любящих Родину и готовых отстаивать мир и правду.



Александр Михайлович, сейчас много говорится о патриотизме. Что такое патриотизм в Вашем понимании – в понимании наставника и воспитателя юных суворовцев? 

 

Почему же «в моём понимании»? Это общеизвестно: слово «patria» означает «родина». Патриотизм – это любовь к Родине, уважение к Родине с большой и маленькой буквы. Родина с маленькой буквы – это место, где ты родился, где, как в народе говорят, «зарыта твоя пуповина». Большая Родина состоит вот из этих маленьких родин: это территория, имеющая государственную границу, это политическое и экономическое устройство, многообразие народов, наций, религиозных направлений, верований, бесконечное проявление этого многообразия. Это самое святое, что есть в жизни человека! Чувство Родины – своеобразный причал, якорь, магнит, который постоянно, на протяжении всей жизни притягивает. 

 

То есть «родина» – скорее, духовная категория, чем материальная? 

 

Конечно, чувство принадлежности, общности со всем этим многообразием, гордость за то, что ты тут родился и вырос, понимание, что у тебя здесь есть будущее – всё это для меня входит в понятие «родина». 

 

Поэтому патриотизм, преданность Родине, любовь к Отечеству – одно из самых светлых чувств, говорящее об искренних намерениях и поступках. И глубина патриотизма зависит от степени развития личности. 

 

Патриотизм говорит о степени развития личности? 

 

А как иначе? Человек появляется на свет, развивается, формируется как личность. И как раз адекватной личностной оценкой становится любовь к своей Родине и готовность её защищать. Вот это качество, присущее личности, как раз и говорит о том, патриот человек или нет. Ведь любовь к Родине – это не выступления на митингах. В латинском языке есть такое выражение: ora et labora, означающее, по сути, «слово и дело». Слова и дела должны сочетаться и соответствовать друг другу. Любить свою Родину нужно не только на словах, надо делать всё, чтобы она процветала, а в тяжёлую минуту испытаний быть готовым встать на её защиту. Не случайно одним из источников Победы советского народа в Великой Отечественной войне стала именно любовь к Родине, высочайший патриотизм, лёгший в основу массового героизма. Отдать жизнь за Родину – что может быть выше? 

 

На таких примерах Вы учите своих воспитанников? 

 

Да, на таких. Для нас воспитание патриотических чувств – задача номер один. Суворовцы – это будущая элита российского офицерского корпуса. Да, им надо хорошо учиться, показывать определённые знания, умения, опыт, как мы здесь говорим, ЗУН: знания, умения, навыки. Конечно, это очень важно. Но, если говорить о программе развития Московского Суворовского училища, мы в качестве главной цели ставим формирование воина-гражданина. И высокий накал патриотических чувств – первая оценка его готовности и способности встать на защиту своего Отечества и тем самым проявить патриотизм. 

 

Александр Михайлович, а всё-таки кто должен воспитывать патриотизм? Учебное заведение – это понятно. А родители, семья? А сам человек? Что влияет на формирование патриотического настроя? 

 

Патриотами не рождаются, хотя я не берусь до конца отрицать физиологические начала: наверное, что-то передаётся и с генами. Фундамент мировоззрения будущего гражданина закладывается в семье, от неё очень многое зависит. Но настоящим патриотом становятся постепенно, по мере течения самой жизни. Тут играет роль сочетание двух начал: воспитательной работы и социализации. Причём процессы социализации даже зачастую важнее, чем та воспитательная работа, которую мы здесь проводим. 

 

Расскажите, пожалуйста, о воспитательной работе, проводимой в МсСВУ. 

 

Мы много говорим об историческом прошлом, о том, какой сложный путь становления прошла Россия, о тяжёлых уроках, которые надо извлекать из истории нашего Отечества. Конечно, мы опираемся на героические примеры, но говорим и о том, что были определённые недостатки. Были ведь и акты предательства, никуда от этого не уйдешь! Но всё-таки мы делаем упор на примеры героизма, самопожертвования, мужества, это ведь типологические черты российского человека, всё это исстари существует. В России говорят: «По отцу и сыну честь». Абсолютно верно! 

 

Этот воспитательный подход в школе выстроен на серьёзной научной работе, поскольку формирование патриотизма – сложный процесс. Тут важны не только слова, но и дела: регулярное участие в патриотических акциях, оказание помощи участникам войны, ветеранам, фронтовикам, формирование уважения к старшему поколению. 

 

Вы упомянули процессы социализации, помогающие формированию патриотизма… 

 

Да, процессы социализации чрезвычайно важны. Наши ребята, находясь в стенах училища, живут, по сути, в армейских условиях. Здесь существует воинский порядок, воинские ритуалы, очень значимые с точки зрения развития патриотических чувств. 

 

Окунаясь в эту среду, ребята становятся лучше, совершенствуются, у них формируется особое отношение к тому месту, где они родились, к училищу, где они учатся, к стране, в которой живут… Они не собираются её покидать! Более того, абсолютное большинство этих ребят всерьёз намерены после окончания училища посвятить себя службе в Вооруженных силах в качестве офицеров. В прошлом году у нас более 80% выпускников поступили в высшие военные учебные заведения, в этом году мы предполагаем, что пойдёт поступать более 90% выпускников. Растут эти цифры, растёт из года в год конкурс при поступлении в Суворовское училище. Меня это очень радует: это ведь тоже проявление патриотизма. 

 

Ребята в десятилетнем возрасте делают осознанный выбор. Они говорят: «Я посвящаю себя служению своему Отечеству, я готовлюсь стать офицером». А знаете, для чего они хотят быть офицерами? Чтобы был мир! Мне совсем недавно мальчишки сказали, пятиклассники: «Мы поступили в училище, чтобы на земле был мир». 

 

Когда я заходила в училище, обратила внимание на плакат над входом, где говорится, что участие в параде Великой Победы – большая честь. Это часть воспитательного процесса? 

 

Мы сейчас серьёзно готовимся к параду, посвящённому 70-летию Великой Победы. Чтобы попасть в парадный расчёт, у нас существует целый конкурс: все стремятся туда попасть, но далеко не всем повезёт. Ребята рассматривают участие в параде не как долг, а как святую обязанность продемонстрировать силу и мощь российских Вооруженных сил: Суворовское училище – это часть Вооруженных сил Российской Федерации. Так что участие в параде – это демонстрация наших возможностей, нашей мощи, а значит, формирование понимания в общественном мнении, что у нас есть Вооруженные силы, способные отстоять мир и защитить правду. В том числе, защитить правду о Великой Победе над фашизмом, одержанной нашим народом и советской армией. Так что для наших суворовцев участие в параде - акция глобального масштаба. Они очень основательно к ней готовятся. 

 

Беседовала Ирина Гильдебрант


Источник: Центр экономического развития и сертификации

Популярное

Без знания прошлого нет будущего

Рубрики

Проекты

Никто не забыт, ничто не забыто!
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе
"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада
Военная безопасность России: взгляд в будущее, Российская академия ракетных и артиллерийских наук, РАРАН /Russia's military security: a look into the future, 2019, Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences
Московский морской кадетский корпус "Навигацкая школа"

Наши партнеры

научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Информрегистр НТЦ
Ассоциация научных редакторов и издателей, АНРИ
КиберЛенинка, CyberLeninka
"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN