Воздушная операция
Воздушная операция
ВОЗДУШНАЯ ОПЕРАЦИЯ, совокупность согласованных по цели, задачам, месту и времени боевых действий объединений и соединений ВВС, проводимых самостоятельно или совместно с др. видами Вооружённых Сил.
Основы воздушной операции были отражены во «Временной инструкции по самостоятельным действиям Военно-Воздушных Сил РККА» (1936). В годы Великой Отечественной войны к участию в воздушной операции привлекались ВВС (возд. армии) фронтов, дальнебомбардировочная авиация (ДБА) Гл. командования [с 5.3.1942 – авиация дальнего действия (АДД), с дек. 1944 – 18ВА дальней авиации], а на приморских направлениях и авиация ВМФ.
Размах воздушной операции: по фронту – 300–1200 км, по глубине – 250–600 км, продолжительности – 3–9 суток. В ходе операции наносилось 3–5 массированных авиационных (авиац.) ударов. Всего в 1941–45 было проведено 17 воздушных операций. Их целями являлись: разгром (ослабление) авиац. группировок противника; уничтожение (задержка подхода) оперативных (операт.) резервов, затруднение манёвра войск (нарушение коммуникаций, воспрещение железнодорожных (ж.-д.) и автомобильных перевозок); разрушение военно-промышленных объектов и адм.-политических центров.
Воздушная операция по разгрому (ослаблению) авиац. группировок противника являлись наиболее эффективной формой борьбы за господство в воздухе. Её цели достигались уничтожением самолётов противника на земле и в воздухе, складов боеприпасов, горючего и смазочных материалов, разрушением взлётно-посадочных полос. Первая воздушная операция сов. ВВС проведена с 25 по 30.6.1941 силами авиации Северного фронта, Балтийского и Северного флотов, которым была поставлена задача ударами по аэродромам 5ВФ Германии и ВВС Финляндии сорвать готовившиеся воздушные (возд.) налёты на Ленинград, изменить соотношение сил по авиации на этом направлении. За 6 дней было совершено ок. 1000 самолёто-вылетов, в результате которых уничтожено 130 с-тов противника, а его авиация перебазировалась на удалённые аэродромы. В итоге противник на некоторое время отказался от массир. воздушных ударов по Ленинграду.
В ходе битвы под Москвой были проведены 2 воздушные оперпции, в которых уничтожено ок. 600 с-тов противника. Эти операции способствовали завоеванию оперативного (операт.) господства в воздухе на московском направлении осенью 1941.
В 1943 имели место 3 воздушные операции. Одной из наиболее крупных стала воздушная операция, проводившаяся 6–8 мая на 1200-км фронте от Смоленска до Азовского моря. В ней участвовало 6 возд. армий. Выполнив 1392 самолёто-вылета, сов. авиация уничтожила на 22 аэродромах и в возд. боях 506 с-тов противника. В результате были созданы важные предпосылки для завоевания господства в воздухе в Курской битве. Наши потери составили 122 самолёта. С 8 по 10 июня осуществлена воздушная операция с целью ослабить группировку бомбардировочной авиации противника, совершавшей ночные налёты на промышленные центры Сов. Союза. К операции привлекались 3 возд. армии и соединения АДД. Ударам подверглись 15 аэродромов, на которых уничтожено ок. 250 с-тов противника, массир. налёты его авиации на промышленные объекты сов. тыла прекратились.
Воздушная операция по уничтожению (задержке подхода) оперативных резервов, затруднению манёвра войск (нарушению коммуникаций, воспрещению ж.-д. и автомобильных перевозок) проводились с целью не допустить притока сил противника в районы, где проводились стратегические (фронтовые) операции. Цель воздушной операции достигалась нанесением массир. авиац. ударов, а также эшелонированными действиями авиац. групп различного состава, в т. ч. экипажей-«охотников», по ж.-д. станциям, мостам, колоннам войск. Так, 29.8–3.9.1941 силами ВВС Брянского, Центрального и Резервного фронтов, ДБА и авиации резерва Главного командования (всего 464 с-та) проведена воздушная операция по срыву манёвра 2-й танковой группы Гудериана с московского на киевское направление для замыкания кольца окружения сов. войск под Киевом. За 6 дней наша авиация совершила 4 тыс. самолёто-вылетов. Противнику был нанесён урон, который снизил темпы его наступления.
В ходе Белорусской операции 1944 силами АДД проведена воздушная операция по срыву операт. перевозок противника и затруднению манёвра резервами. В течение 7 ночей дальние бомбардировщики выполнили св. 2600 самолёто-вылетов, подвергли ударам 28 ж.-д. станций и узлов. В результате только на ж.-д. узле Брест было уничтожено 30 эшелонов с техникой и живой силой противника, а ж.-д. узел Молодечно выведен из строя на 2 суток. Как следствие – выдвигающиеся резервы противника несли значительные потери, прибывали в назначенные районы с опозданием и не успевали планомерно перейти к обороне. Всё это способствовало успеху наступления сов. войск. Вместе с тем полностью сорвать ж.-д. перевозки не удалось. Дальние бомбардировщики наносили удары только ночью, что позволяло противнику днём восстанавливать повреждения.
Воздушная операция по разрушению военно-промышленных объектов и адм.-политических центров в тылу противника (в т. ч. перед их штурмом сов. войсками) включала 3–4 массированных и ряд последовательных групповых (одиночных) авиац. ударов. Массир. авиац. удары выполнялись в основном ночью и длились 20–45 мин. Уже в июле 1941 силами ДБА и авиации Черноморского флота была проведена воздушная операция с целью вывода из строя нефтяных промыслов Плоешти в Румынии. В результате операции добыча нефти на них снизилась в 2 раза. В ночь на 8.8.1941 авиация Балт. флота нанесла первый удар по военным объектам Берлина.
Во время штурма города-крепости Кёнигсберг в целях разрушения оборонительных укреплений и уничтожения противника осуществлена самая крупная воздушная операция. В течение 2 суток (7–8.4.1945) силами 1, 3, 4 и 15-й возд. армий и части 18ВА дальней авиации было совершено ок. 11 тыс. самолёто-вылетов. В результате дневных и ночных массир. авиац. ударов были разрушены опорные пункты и форты крепости Кёнигсберг, подавлены основные очаги вражеского сопротивления, что обеспечило успешные действия наземных войск.
Авиация Германии преследовала в воздушной операции схожие цели, что и сов. ВВС в своих операциях. В результате ударов св. 4 тыс. нем.-фаш. самолётов в первый день войны только на аэродромах было уничтожено ок. 800 сов. с-тов, а в воздухе сбито ещё до 400 машин. К вечеру 23.6 противник завоевал господство в воздухе, обеспечив дальнейшие успешные действия вермахта. В последующем нем. авиация переключилась на нанесение ударов по элементам инфраструктуры с целью затруднения выдвижения резервов Кр. армии к переднему краю. Удары также осуществлялись по эшелонам, районам выгрузки и сосредоточения войск, колоннам на марше. Такая воздушная операция была проведена в конце июня 1941 в районе Гомель, Смоленск, Могилёв. Удары наносились на глубину до 300 км. Бомбардировки велись эскадрильями с высот от 2 до 4 тыс. м, однако большая часть ударов выполнялась группами из 2–4 самолётов с малой высоты. В результате потерь на советско-германском фронте нем. авиация ещё с конца 1941 отказалась от стратегических операций и перешла к решению задач по обеспечению непосредственной поддержки сухопутных войск. Так, при осаде Севастополя зенинтная артиллерия,на позиции защитников города 20 тыс. т бомб, внеся значительный вклад в успех сухопутных войск. Менее результативными были воздушные операции по разрушению адм.-политических центров СССР (Москва, Ленинград), военных и промышленных объектов, расположенных в глубоком тылу (Горький, Саратов, Ярославль и др.), активную защиту которых вели силы ПВО территории страны и МПВО.
Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ
Великая Отечественная война: 1943 год
(сетевая мини-энциклопедия юного патриота России)