Воздушные сражения на Кубани 1943 года
Воздушные сражения на Кубани 1943
ВОЗДУШНЫЕ СРАЖЕНИЯ НА КУБАНИ 1943, действия советских ВВС против немецкой авиации в апреле – июне с целью завоевать оперативное господство в воздухе.
В начале апреля сов. войска, обладая превосходством в силах и средствах над противником, начали наступательную операцию с целью завершить освобождение Северного Кавказа (см. Битва за Кавказ 1942–43). Недостаток наземных войск руководство вермахта решило компенсировать массированным применением авиации. С этой целью к середине апреля оно сосредоточило на аэродромах Крыма и Тамани 820 самолётов 4ВФ (510 бомбардировщиков, 250 истребителей и 60 разведчиков), а также привлекло до 200 бомбардировщиков, базировавшихся в Донбассе и на юге Украины. В составе этой авиац. группировки были лучшие части – истребительные эскадры «Удет», «Мельдерс», «Зелёное сердце», укомплектованные опытными лётчиками и самолётами новой модификации Ме-109G и FW-190A5.
С сов. стороны в воздушных сражениях принимали участие авиация Северо-Кавказского, частично Южного и Юго-Западного фронтов, Черноморского флота и группа авиации дальнего действия. К началу сражений сов. войска имели на Кубани ок. 600 самолётов.
Обладая превосходством в авиации, противник захватил оперативное господство в воздухе. В ответ Ставка ВГК перебросила на Кубань из своего резерва 3 авиац. корпуса и отдельную истребительную дивизию, доведя численность своей авиац. группировки до 1048 боевых самолётов (508 бомбардировщиков, 170 штурмовиков, 370 истребителей). Общее руководство действиями сов. ВВС осуществлял маршал авиации А.А. Новиков, а непосредственное – командующий ВВС Северо-Кавказского фронта (с мая 1943 командующий 4ВА) ген.-лейт. авиации К.А. Вершинин.
Первое сражение произошло 17–24 апреля в период боёв на плацдарме в районе Мысхако на Малой земле – участвовало ок. 650 с-тов противника и 500 сов. самолётов. Последующие сражения происходили в районах станиц Крымская (29 апреля–10 мая), Киевская и Молдаванская (26 мая–7 июня).
Воздушные бои продолжались непрерывно в течение нескольких часов с широким наращиванием сил сторон. В отдельные дни на сравнительно узком участке (23–30 км) происходило до 40 групповых воздушных боёв с участием 50–80 самолётов с каждой стороны. Одновременно наносились удары по аэродромам. При допустимой норме 3 вылета в сутки сов. лётчики совершали в течение дня до 7 боевых вылетов.
Всего сов. авиация произвела ок. 35 тыс. самолёто-вылетов, потеряв при этом ок. 750 самолётов. Потери противника составили 1100 самолётов, в т. ч. более 800 в воздушных боях. Достигнутые результаты явились важным этапом на пути завоевания стратегического господства в воздухе, которое было достигнуто сов. авиацией в Курской битве 1943.
В ходе сражений сов. лётчики продемонстрировали мужество, смелость, изобретательность. 52 из них было присвоено звание Героя Сов. Союза. Среди сов. лётчиков наибольшего количества побед в воздушных боях добились А.И. Покрышкин (20 с-тов), Г.А. Речкалов (16 с-тов) и В.И. Фадеев (15 с-тов лично и 1 с-т в группе).
Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ
Великая Отечественная война: 1943 год
(сетевая мини-энциклопедия юного патриота России)