Дальняя авиация_авиация дальнего действия_дальнебомбардировочная авиация
Авиация дальнего действия
АВИАЦИЯ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ (АДД), вид авиации Военно-воздушных сил Красной армии, предназначавшейся для нанесения ударов по объектам и ведения воздушной разведки в глубоком тылу противника.
До февр. 1942 называлась дальнебомбардировочной авиацией (ДБА) Главного Командования Красной армии. К началу Великой Отечественной войны в своём составе имела 5 авиационных корпусов, 3 отд. авиадивизии и 1 отд. авиаполк, насчитывавшие ок. 1000 с-тов.
В первом периоде войны ДБА в основном привлекалась для ударов по танковым группировкам противника, его артиллерии и живой силе в районах сосредоточения и на поле боя, железнодорожным узлам, эшелонам и др. объектам. Такое применение ДБА обусловливалось тяжёлой обстановкой на фронтах, нехваткой сил фронтовой бомбардировочной и штурмовой авиации. Вместе с тем ДБА применялась для нанесения ударов по крупным военно-промышленным и политическим центрам в глубоком тылу противника. Уже в начале войны ДБА совместно с ВВС ВМФ совершала ночные налёты на столицу фаш. Германии (см. Берлина бомбардировки 1941, 1942), морские порты и военные заводы Кёнигсберга (Калининград), Данцига (Гданьск), нефтеперегонные заводы Бухареста, Плоешти, военные объекты Хельсинки, Турку и др. городов. К концу 1941 потеряла ⅔ состава. В строю осталось 7 авиадивизий, а управления авиакорпусов были расформированы.
В марте 1942 ДБА реорганизована в АДД и подчинена Ставке ВГК. К 1943 её состав доведён до 8 авиакорпусов (до 950 с-тов). Боевые действия АДД приобрели характер массированных авиац. ударов, как правило, ночью. В ряде случаев эти удары планировались и проводились как самостоятельная воздушная операция.
В декабре 1944 АДД преобразована в 18ВА с непосредственным подчинением командующему ВВС и сохранением назначения как средства ВГК. В её состав входили: 5 бомбардировочных корпусов АДД и 4 отд. бомбардировочные авиадивизии (всего 22 авиадивизии).
Основными боевыми самолётами АДД были бомбардировщики Ил-4 (ДБ-3ф), выпуск которых не прекращался всю войну. Более тяжёлые – Пе-8 (ТБ-7) и Ер-2, производимые непостоянно, использовались АДД ограниченно. В связи с нехваткой тяжёлых бомбардировщиков использовались переоборудованные из транспортных Ли-2. Бомбардировщик Ту-2, запущенный в производство летом 1942, уже осенью был снят с конвейера после выпуска 81 машины. Его производство возобновилось лишь в 1944. Прекрасные технические характеристики Ту-2 позволяли летать с минимальными потерями и они использовались только в дивизиях Резерва ВГК.
За годы войны АДД (ДБА) произвела св. 200 тыс. самолёто-вылетов и сбросила на противника ок. 2,3 млн бомб. Она привлекалась также для ведения воздушной разведки, выброски (высадки) десантов, транспортировки раненых, доставки боеприпасов, продовольствия и др. грузов, выполнив при этом 27 тыс. самолёто-вылетов.
За боевые заслуги 5 авиакорпусов, 12 авиадивизий и 43 авиаполка преобразованы в гвардейские, большинство авиационных частей и соединений удостоены почётных наименований, 6 авиадивизий и 38 авиаполков награждены орденами; ок. 40 тыс. личного состава награждены орденами и медалями, почти 300 чел. присвоено звание Героя Сов. Союза. Среди них Сергей Николаевич Соколов – зам. командира полка по политической части, к июлю 1944 имел 197 боевых вылетов. В одном из них в марте 1944 самолёт был атакован истребителем противника. Половина экипажа оказались раненными, а самолёт сильно повреждён. И всё же задание было выполнено, и бомбардировщик приведён на свой аэродром. А вот 3 июня того же года над целью после выполнения задания загорелся мотор, и пришлось садиться в болото почти у самой линии фронта. На третий день экипаж с помощью проводника пробрался к партизанам и принял участие в боях по занятию переправ и организации засад. В конце месяца, когда партизаны соединились с частями Кр. армии, экипаж вернулся в свою часть в полном составе. С.И. Кретов, А.И. Молодчий, В.Н. Осипов, В.В. Сенько, П.А. Таран и Е.П. Фёдоров удостоены звания Героя Сов. Союза дважды.
Командующий – ген.-майор авиации, затем главный маршал авиации А.Е. Голованов. Аналитики люфтваффе в первые послевоенные годы писали: «АДД особенно обязана личности Голованова тем, что она к
сегодняшнему дню является предпочтительным видом авиации СССР, стала любимицей русского народа. Необычайно большое количество гвардейских соединений в АДД – высшее выражение этого».
О накале боевой работы АДД в ходе Курской битвы так воспоминал командир 2-го гв. авиаполка 1-й гв. Краснознамённой Орловско-Берлинской дивизии АДД Герой Сов. Союза гв. полк. С.И. Швец: «Напряжение битвы на Курской дуге нарастало. Вся авиация была брошена в бой. Перед нами поставили задачу беспрерывным огнём с воздуха держать под ударом скопления войск в районе Орла. Как можно больше вылетов. Как можно больше бомб. Горючего брали в обрез: всё загружали бомбами. Не разгибая спины, оружейники почти вручную подкатывали и подвешивали 100-, 250-, 500- и 1000-кг бомбы, набивали патронами пулемётные ленты. Пальцы рук распухали от набивки лент, и приходилось на эту работу поочерёдно привлекать все остальные службы. А все эти службы состоят в основном из комсомольцев; комсорг В. Кикнадзе применил всё своё организаторское искусство, и боевые вылеты производились без задержки. Проведя собрания в подразделениях, развернули соревнования между звеньями и экипажами. Замысел наш был прост: сделать как можно больше вылетов. Всего 18 мин проходило у нас от посадки до взлёта на следующем самолёте. Мы уже возвращаемся с боевого задания, а остальные эскадрильи только начинают взлетать, и мы, пересев на другие машины, летим вместе с ними, но уже в третий рейс».
Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ
Великая Отечественная война: 1943 год
(сетевая мини-энциклопедия юного патриота России)