НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА
НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА
Nauka. Obŝestvo. Oborona
+7 (926) 336-72-58
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
Обратная связь
Адрес редакции: Москва, ул. Левобережная, д. 4, корп. 12
ЖУРНАЛ
  • О журнале
  • Главный редактор
  • Авторы
  • История
  • Лицензии
  • Партнеры
  • Помочь журналу
НАУКА
  • Конференции
  • Книжная полка
  • Российская наука
  • Открытый доступ (Open Access)
  • Международная олимпиада по военной истории
ОБЩЕСТВО
ОБОРОНА
НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ВАК
  • Авторам
  • Рецензирование рукописей
  • Редакционная коллегия
  • Публикационная этика
  • Рубрики
  • Архив
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • Все статьи
  • Вторая мировая война
  • 1942
  • 1943
  • 1944
  • 1945
  • Спецоперация
  • Персоналии
КОНТАКТЫ

    ЖУРНАЛ • НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ

    «НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА»

    Nauka. Obŝestvo. Oborona

    ISSN 2311-1763
    Сегодня: 29 марта 2023, среда
    НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА
    ЖУРНАЛ
    • О журнале
    • Главный редактор
    • Авторы
    • История
    • Лицензии
    • Партнеры
    • Помочь журналу
    НАУКА
    • Конференции
    • Книжная полка
    • Российская наука
    • Открытый доступ (Open Access)
    • Международная олимпиада по военной истории
    ОБЩЕСТВО
    ОБОРОНА
    НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ВАК
    • Авторам
    • Рецензирование рукописей
    • Редакционная коллегия
    • Публикационная этика
    • Рубрики
    • Архив
    ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
    • Все статьи
    • Вторая мировая война
    • 1942
    • 1943
    • 1944
    • 1945
    • Спецоперация
    • Персоналии
    КОНТАКТЫ
      НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА
      • Мой кабинет
      • ЖУРНАЛ
        • Назад
        • ЖУРНАЛ
        • О журнале
        • Главный редактор
        • Авторы
        • История
        • Лицензии
        • Партнеры
        • Помочь журналу
      • НАУКА
        • Назад
        • НАУКА
        • Конференции
        • Книжная полка
        • Российская наука
        • Открытый доступ (Open Access)
        • Международная олимпиада по военной истории
      • ОБЩЕСТВО
      • ОБОРОНА
      • НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ВАК
        • Назад
        • НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ВАК
        • Авторам
        • Рецензирование рукописей
        • Редакционная коллегия
        • Публикационная этика
        • Рубрики
        • Архив
      • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
        • Назад
        • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
        • Все статьи
        • Вторая мировая война
        • 1942
        • 1943
        • 1944
        • 1945
        • Спецоперация
        • Персоналии
      • КОНТАКТЫ
      • +7 (926) 336-72-58
      Адрес редакции: Москва, ул. Левобережная, д. 4, корп. 12
      kiknadzevg@mail.ru
      • Главная
      • Энциклопедия патриота России
      • Герои Отечества_Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
      • Дальняя авиация_авиация дальнего действия_дальнебомбардировочная авиация

      Дальняя авиация_авиация дальнего действия_дальнебомбардировочная авиация

      Авиация дальнего действия

      АВИАЦИЯ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ (АДД), вид авиации Военно-воздушных сил Красной армии, предназначавшейся для нанесения ударов по объектам и ведения воздушной разведки в глубоком тылу противника.

       

      До февр. 1942 называлась дальнебомбардировочной авиацией (ДБА) Главного Командования Красной армии. К началу Великой Отечественной войны в своём составе имела 5 авиационных корпусов, 3 отд. авиадивизии и 1 отд. авиаполк, насчитывавшие ок. 1000 с-тов.

       

      В первом периоде войны ДБА в основном привлекалась для ударов по танковым группировкам противника, его артиллерии и живой силе в районах сосредоточения и на поле боя, железнодорожным узлам, эшелонам и др. объектам. Такое применение ДБА обусловливалось тяжёлой обстановкой на фронтах, нехваткой сил фронтовой бомбардировочной и штурмовой авиации. Вместе с тем ДБА применялась для нанесения ударов по крупным военно-промышленным и политическим центрам в глубоком тылу противника. Уже в начале войны ДБА совместно с ВВС ВМФ совершала ночные налёты на столицу фаш. Германии (см. Берлина бомбардировки 1941, 1942), морские порты и военные заводы Кёнигсберга (Калининград), Данцига (Гданьск), нефтеперегонные заводы Бухареста, Плоешти, военные объекты Хельсинки, Турку и др. городов. К концу 1941 потеряла ⅔ состава. В строю осталось 7 авиадивизий, а управления авиакорпусов были расформированы. 

       

      В марте 1942 ДБА реорганизована в АДД и подчинена Ставке ВГК. К 1943 её состав доведён до 8 авиакорпусов (до 950 с-тов). Боевые действия АДД приобрели характер массированных авиац. ударов, как правило, ночью. В ряде случаев эти удары планировались и проводились как самостоятельная воздушная операция.

       

      В декабре 1944 АДД преобразована в 18ВА с непосредственным подчинением командующему ВВС и сохранением назначения как средства ВГК. В её состав входили: 5 бомбардировочных корпусов АДД и 4 отд. бомбардировочные авиадивизии (всего 22 авиадивизии).

       

      Основными боевыми самолётами АДД были бомбардировщики Ил-4 (ДБ-3ф), выпуск которых не прекращался всю войну. Более тяжёлые – Пе-8 (ТБ-7) и Ер-2, производимые непостоянно, использовались АДД ограниченно. В связи с нехваткой тяжёлых бомбардировщиков использовались переоборудованные из транспортных Ли-2. Бомбардировщик Ту-2, запущенный в производство летом 1942, уже осенью был снят с конвейера после выпуска 81 машины. Его производство возобновилось лишь в 1944. Прекрасные технические характеристики Ту-2 позволяли летать с минимальными потерями и они использовались только в дивизиях Резерва ВГК.

       

      За годы войны АДД (ДБА) произвела св. 200 тыс. самолёто-вылетов и сбросила на противника ок. 2,3 млн бомб. Она привлекалась также для ведения воздушной разведки, выброски (высадки) десантов, транспортировки раненых, доставки боеприпасов, продовольствия и др. грузов, выполнив при этом 27 тыс. самолёто-вылетов.

       

      За боевые заслуги 5 авиакорпусов, 12 авиадивизий и 43 авиаполка преобразованы в гвардейские, большинство авиационных частей и соединений удостоены почётных наименований, 6 авиадивизий и 38 авиаполков награждены орденами; ок. 40 тыс. личного состава награждены орденами и медалями, почти 300 чел. присвоено звание Героя Сов. Союза. Среди них Сергей Николаевич Соколов – зам. командира полка  по политической части, к июлю 1944 имел 197 боевых вылетов. В одном из них в марте 1944 самолёт был атакован истребителем противника. Половина экипажа оказались раненными, а самолёт сильно повреждён. И всё же задание было выполнено, и бомбардировщик приведён на свой аэродром. А вот 3 июня того же года над целью после выполнения задания загорелся мотор, и пришлось садиться в болото почти у самой линии фронта. На третий день экипаж с помощью проводника пробрался к партизанам и принял участие в боях по занятию переправ и организации засад. В конце месяца, когда партизаны соединились с частями Кр. армии, экипаж вернулся в свою часть в полном составе. С.И. Кретов, А.И. Молодчий, В.Н. Осипов, В.В. Сенько, П.А. Таран и Е.П. Фёдоров удостоены звания Героя Сов. Союза дважды.

       

      Командующий – ген.-майор авиации, затем главный маршал авиации А.Е. Голованов. Аналитики люфтваффе в первые послевоенные годы писали: «АДД особенно обязана личности Голованова тем, что она к сегодняшнему дню является предпочтительным видом авиации СССР, стала любимицей русского народа. Необычайно большое количество гвардейских соединений в АДД – высшее выражение этого».

       

      О накале боевой работы АДД в ходе Курской битвы так воспоминал командир 2-го гв. авиаполка 1-й гв. Краснознамённой Орловско-Берлинской дивизии АДД Герой Сов. Союза гв. полк. С.И. Швец: «Напряжение битвы на Курской дуге нарастало. Вся авиация была брошена в бой. Перед нами поставили задачу беспрерывным огнём с воздуха держать под ударом скопления войск в районе Орла. Как можно больше вылетов. Как можно больше бомб. Горючего брали в обрез: всё загружали бомбами. Не разгибая спины, оружейники почти вручную подкатывали и подвешивали 100-, 250-, 500- и 1000-кг бомбы, набивали патронами пулемётные ленты. Пальцы рук распухали от набивки лент, и приходилось на эту работу поочерёдно привлекать все остальные службы. А все эти службы состоят в основном из комсомольцев; комсорг В. Кикнадзе применил всё своё организаторское искусство, и боевые вылеты производились без задержки. Проведя собрания в подразделениях, развернули соревнования между звеньями и экипажами. Замысел наш был прост: сделать как можно больше вылетов. Всего 18 мин проходило у нас от посадки до взлёта на следующем самолёте. Мы уже возвращаемся с боевого задания, а остальные эскадрильи только начинают взлетать, и мы, пересев на другие машины, летим вместе с ними, но уже в третий рейс».

       

      Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ

      Великая Отечественная война: 1943 год

      (сетевая мини-энциклопедия юного патриота России)

       

      Подписка на новые публикации:
      Журнал
      О журнале
      Главный редактор
      Авторы
      История
      Лицензии
      Партнеры
      Помочь журналу
      Наука
      Книжная полка
      Конференции
      Международная олимпиада по военной истории
      Открытый доступ (Open Access)
      Общество
      В защиту исторической правды
      Включайся в реальную работу!
      Выборы-2016
      Общество
      Патриот России
      Оборона
      История
      Кадры и наука ОПК России
      Современность
      Наши контакты

      +7 (926) 336-72-58
      Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
      Адрес редакции: Москва, ул. Левобережная, д. 4, корп. 12
      kiknadzevg@mail.ru
      © 2013 - 2023 Сетевое издание "Наука. Общество. Оборона" (Nauka. Obŝestvo. Oborona). Основано в 2013 г. Сайт является средством массовой информации. Зарегистрировано в Роскомнадзоре (Эл № ФС77-53538 от 04.04.2013 г.) 12+ ISSN 2311-1763 (Online) Учредитель: Кикнадзе В.Г. Главный редактор: Кикнадзе В.Г. Редакция: KiknadzeVG@mail.ru Тел.:+79263367258 Полное или частичное воспроизведение материалов сайта без ссылки / гиперссылки и упоминания имени автора запрещено. All rights reserved