Резервы
Резервы
РЕЗЕРВЫ (от лат. reservo – сберегать, хранить),
1) формирования различных видов Вооружённых Сил, людские ресурсы, вооружение, военная техника и др. материальные средства, сохраняемые до определённого времени и предназначенные для усиления действующих армии и флота. В годы Великой Отечественной войны по своему назначению и масштабам использования резервы подразделялись на стратегические, оперативные и тактические.
Стратегические резервы включали: войска, находившиеся в непосредственном подчинении Главного Командования [с 8.8.1941 – Верховного Главнокомандования (ВГК)] (резервы ВГК); запасы вооружения и военной техники, хранившиеся в арсеналах, на складах, базах и заводах военной промышленности; материальные запасы, накопленные государством.
Войска Резерва Главного Командования создавались для развёртывания Вооружённых Сил в случае начала войны и их усиления при проведении операций. В соответствии с предвоенными мобилизационными планами на базе войск внутренних округов были сформированы 16, 19, 20, 21, 22, 24 и 28-я армии, всего – 77 дивизий (стрелковых – 58, танковых – 13, механизированных – 6). До начала войны часть из них успели отправить на усиление приграничных округов, остальные вскоре тоже были введены в состав войск фронтов на угрожаемых направлениях.
Кроме того, к резервам ВГК относились специальные части (артиллерийские, танковые, химические, инженерные и т.д.), не входившие организационно в состав общевойсковых соединений и предназначенные для усиления последних в зависимости от выполняемых этими соединениями оперативных и тактических задач.
С началом войны развернулось массовое формирование соединений и частей. Для упорядочения и централизации работы по созданию резервов решением ГКО от 16.7.1941 «О подготовке резервов в системе НКО и ВМФ» непосредственное руководство их подготовкой было возложено на специальную группу, созданную при НКО СССР.
С авг. 1941 задача по формированию, комплектованию и боевой подготовке новых частей и соединений была возложена на Главное управление формирования и укомплектования РККА. В результате его активной работы только за период с 22.6. по 1.12. 1941 было сформировано и направлено в действующую армию 159 стрелковых, кавалерийских и танковых дивизий, 35 дивизий народного ополчения, 94 стрелковые, танковые и моторизованные бригады, которые сыграли важную роль в стабилизации фронта и срыве наступательных планов противника летом–осенью 1941.
Ввод свежих стратегических резервов, массирование их на важнейших направлениях обеспечили успех перехода в контрнаступление под Москвой и последующее развитие его в общее наступление зимой 1941/42.
Наряду с войсками Резерва Верховного Главнокомандования (РВГК) для усиления огневой мощи фронтов использовались части и соединения артиллерии и авиации РВГК. Все резервы Верховного Главнокомандования находились в непосредственном распоряжении Ставки ВГК.
Во внутренних округах продолжалось формирование резервных армий. Большое значение в подготовке стратегических резервов имело постановление ГКО от 16.3.1942, согласно которому подготовка резервов стала осуществляться главным образом путём доукомплектования и обучения объединений и соединений, выводимых из состава фронтов в резерв Ставки ВГК. В последующем они использовались в основном для создания ударных группировок, наращивания усилий в ходе наступательных операций и обеспечения их успешного развития и завершения.
В ходе Великой Отечественной войны в резерве ВГК в разное время, в зависимости от обстановки, находилось от 2 до 9 общевойсковых, 3–14 танковых (механизированных), 4–10 артиллерийских корпусов; 16–60 стрелковых, воздушно-десантных и 3–24 авиационные дивизии, а также значительное количество полков и бригад.
Новым в отечественной и мировой практике стало то, что на отдельных этапах войны в резерве Ставки ВГК имелись не только армии, но и целые фронты. Например, Резервный фронт – на московском направлении в 1941, Степной фронт – под Курском в 1943. Наличие подготовленных стратегических резервов позволяло Ставке ВГК планировать и осуществлять стратегические операции, последовательно развёртываемые по фронту и в глубину, а в конце войны вести наступление одновременно на всём совестко-германском фронте.
Оперативные резервы, по военно-теоретическим взглядам предвоенного периода, представляли собой «войсковые части и соединения, находящиеся в распоряжении армии (фронта), которые при планировании и подготовке операции не получили определённой задачи на тот или иной её этап». По определению «Оперативного словаря» 1940, они должны были использоваться командованием «как фактор, способный изменить в благоприятную сторону оперативную обстановку в решающий момент операции, а также для противодействия неблагоприятным случайностям в процессе развития операции или для усиления соединений, выполняющих важную оперативную задачу».
Тактические резервы создавались от роты до корпуса и состояли из стрелковых подразделений (частей), подразделений (частей) родов войск и специальных войск. Они предназначались для усиления действующих войск, замены подразделений и частей, потерявших боеспособность, для выполнения внезапно возникающих в ходе боя задач.
Войсковые резервы вооружения, военной техники и др. материальных средств также подразделялись на тактические (хранившиеся в подразделениях, частях, соединениях) и оперативные (имевшиеся в объединениях).
2) Элемент оперативного построения (боевого порядка), предназначенный для решения задач, внезапно возникающих в ходе операции (боя). В общевойсковых объединениях, соединениях и частях в годы Великой Отечественной войны обычно создавались резервы: общий, танковый, противотанковый и резерв специальных войск, которые включались в их оперативное построение (боевой порядок).
При подготовке и проведении наступательных операций (боёв) в первом периоде войны, когда оборона противника была неглубокой и прерывистой, а подразделения, части и соединения имели двухэшелонное построение боевых порядков, общий резерв не создавался.
На основе приобретённого опыта 8.10.1942 был издан приказ наркома обороны №306 о переходе к одноэшелонному построению боевых порядков от роты до дивизии с выделением резерва в составе 1/9 сил и средств. Это способствовало максимальному привлечению огневых средств к поражению противника и участию в атаке основных сил пехоты.
В наступлении на общевойсковые резервы возлагались задачи: по отражению внезапных ударов противника, особенно на флангах и стыках; поддержке ведущих бой подразделений и частей; развитию и закреплению достигнутого успеха.
Обычно резервы выделялись: в батальоне – стрелковый взвод, несколько противотанковых ружей (ПТР) и станковых пулемётов; в полку – рота стрелков или автоматчиков, взвод ПТР, станковые пулемёты, 45-мм орудия; в дивизии – усиленный стрелковый батальон.
Во втором периоде войны в связи с переходом нем.-фаш. войск к глубокой позиционной обороне оперативное построение (боевой порядок) наступающих сов. войск вновь стало двухэшелонным с выделением резерва.
В третьем периоде в распоряжении командования появилось больше сил и средств для создания резерва, что способствовало их количественному увеличению и качественному улучшению. Например, оперативное построение 3-й гв. танковой армии в Висло-Одерской операции 1945 состояло из двух эшелонов, общего резерва, резерва родов войск и специальных войск. Состав общего резерва – 16-я самоходно-артиллерийская бригада, 57-й гв. тяжёлый танковый и 50-й отд. мотоциклетный полки.
В оборонительных операциях и боях в начале войны из-за недостатка сил и средств оперативное построение объединений, а также боевые порядки подразделений, частей и соединений строились в один эшелон с выделением резерва. В дальнейшем, по мере увеличения в войсках вооружения и военной техники при одно-двух эшелонном построении фронтов и армий, а также наличии двух эшелонов в боевых порядках от роты до корпуса создаются сильные резервы: общий, танковый, арт.-противотанковый, специальные.
Резервы специальных войск составляли части и подразделения инженерных, химических войск, связи и др. специальных войск, оставляемые командующим (командиром) в своём непосредственном подчинении для решения задач, внезапно возникающих в ходе операции (боя).
Состав, расположение, направление перемещения и возможные задачи резерва определялись им в решении на операцию (бой). Конкретные боевые задачи резервы получали непосредственно в ходе боевых действий в соответствии со складывающейся обстановкой. После завершения операции (боя) резервы незамедлительно восстанавливались.
В целом заблаговременное создание и умелое использование резервов сов. войсками в годы Великой Отечественной войны являлись одним из важнейших условий достижения победы над врагом.
Основные резервы немецко-фашистской армии были представлены соединениями и частями резерва главного командования, входившими в действующую армию, и армией резерва, включавшей штабы и учебные воинские части, располагавшиеся на территории Германии. Пополнение вермахта в 1939–42 осуществлялось за счёт доукомплектования имевшихся соединений, когда личный состав поступал из армии резерва после соответствующей подготовки. В 1943–45 действующая армия пополнялась в основном за счёт формирования новых дивизий, которые комплектовались из гражданского населения, подлежавшего призыву, а также из выздоравливающих после ранения военнослужащих.
Основываясь на теории «молниеносной войны», немецкое командование стремилось всю наступательную мощь вермахта вложить в первый удар по противнику, не оставляя сколько-нибудь значительных резервов в глубине. Вооружённые силы Германии развёртывались в одном стратегическом эшелоне с выделением в резерв главного командования 10–20% сил, участвующих в стратегическом наступлении. Так, в июне 1941 в резерве главного командования сухопутных войск (ОКХ) находились 24 дивизии, что составляло 15,7% всех предназначавшихся для войны с СССР нем. дивизий.
Отличительной чертой стратегии фашистской Германии было стремление использовать подавляющую часть сил и резерва в самом начале наступления на главном направлении. При этом в ходе самого наступления усиление ударных группировок осуществлялось не за счёт направления в них имеющихся резервов, а в основном путём манёвра войсками с других направлений.
В первые месяцы войны почти все имевшиеся в резерве ОКХ подготовленные дивизии были введены в действие. К осени 1941 в резерва оставалось весьма ограниченное количество сил – от 3 до 15 расчётных дивизий, большая часть которых находилась в стадии формирования или восстановления. В разгар битвы под Москвой все имевшиеся резервы сухопутных войск были полностью израсходованы. Также оказались истраченными и дивизии, переброшенные с запада. В мае 1942 в резерве ОКХ оставалось 4,5 боеготовой дивизии, а перед началом Курской битвы – лишь 3 боеготовых дивизии, и 5 дивизий находились на восстановлении.
В наступлении группы армий наносили мощные удары в одноэшелонном построении, имея в резерве 1–3 дивизии. Боевые порядки армейских корпусов и пехотных дивизий состояли из двух эшелонов и резерва. Пехотные полки и батальоны также имели двухэшелонное построение боевых порядков без выделения резерва.
При ведении оборонительных операций нем. командование использовало одноэшелонное построение своих стратегических и оперативных группировок с выделением резервов. С 1943 корпус и пехотная дивизия имели боевой порядок в один эшелон с выделением резерва: в корпусе – силой от 1–2 пехотных батальонов до полка; в дивизии – до пехотного батальона со средствами усиления.
Кроме того, усиление нем. корпусов и пехотных дивизий в обороне осуществлялось за счёт артиллерийских, миномётных и танковых частей резерва главного командования. Каждый армейский корпус усиливался 1–2 танковыми батальонами РГК. Полученные на усиление артиллерийские и миномётные части РГК придавались по дивизионам пехотным дивизиям, которые использовали их обычно централизованно. Пехотные полки, батальоны и роты тоже, как правило, строили свои боевые порядки в один эшелон.
При этом в резерв выделялись: в полку – пехотная рота; в пехотном батальоне – усиленный взвод; в пехотной роте – усиленное отделение. Все резервы располагались на наиболее угрожаемых направлениях в глубине оборонит. участков своих частей и подразделений. Их умелое использование нем. командованием, особенно в борьбе за тактическую зону, усиливало оборону. Вместе с тем общая нехватка сильных резервов в тактической и оперативной глубине, а также медленное восстановление их боеспособности после проведения контратак и контрударов отрицательно влияли на устойчивость обороны нем. войск.
В целом недостаток резервов стал одним из важных факторов, обусловивших поражение вермахта в войне.
Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ
Великая Отечественная война: 1943 год
(сетевая мини-энциклопедия юного патриота России)