Авиация дальнего действия

АВИАЦИЯ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ (АДД), вид авиации Военно-воздушных сил Красной армии, предназначавшейся для нанесения ударов по объектам и ведения воздушной разведки в глубоком тылу противника.

 

До февр. 1942 называлась дальнебомбардировочной авиацией (ДБА) Главного Командования Красной армии. К началу Великой Отечественной войны в своём составе имела 5 авиационных корпусов, 3 отд. авиадивизии и 1 отд. авиаполк, насчитывавшие ок. 1000 с-тов.

 

В первом периоде войны ДБА в основном привлекалась для ударов по танковым группировкам противника, его артиллерии и живой силе в районах сосредоточения и на поле боя, железнодорожным узлам, эшелонам и др. объектам. Такое применение ДБА обусловливалось тяжёлой обстановкой на фронтах, нехваткой сил фронтовой бомбардировочной и штурмовой авиации. Вместе с тем ДБА применялась для нанесения ударов по крупным военно-промышленным и политическим центрам в глубоком тылу противника. Уже в начале войны ДБА совместно с ВВС ВМФ совершала ночные налёты на столицу фаш. Германии (см. Берлина бомбардировки 1941, 1942), морские порты и военные заводы Кёнигсберга (Калининград), Данцига (Гданьск), нефтеперегонные заводы Бухареста, Плоешти, военные объекты Хельсинки, Турку и др. городов. К концу 1941 потеряла ⅔ состава. В строю осталось 7 авиадивизий, а управления авиакорпусов были расформированы. 

 

В марте 1942 ДБА реорганизована в АДД и подчинена Ставке ВГК. К 1943 её состав доведён до 8 авиакорпусов (до 950 с-тов). Боевые действия АДД приобрели характер массированных авиац. ударов, как правило, ночью. В ряде случаев эти удары планировались и проводились как самостоятельная воздушная операция.

 

В декабре 1944 АДД преобразована в 18ВА с непосредственным подчинением командующему ВВС и сохранением назначения как средства ВГК. В её состав входили: 5 бомбардировочных корпусов АДД и 4 отд. бомбардировочные авиадивизии (всего 22 авиадивизии).

 

Основными боевыми самолётами АДД были бомбардировщики Ил-4 (ДБ-3ф), выпуск которых не прекращался всю войну. Более тяжёлые – Пе-8 (ТБ-7) и Ер-2, производимые непостоянно, использовались АДД ограниченно. В связи с нехваткой тяжёлых бомбардировщиков использовались переоборудованные из транспортных Ли-2. Бомбардировщик Ту-2, запущенный в производство летом 1942, уже осенью был снят с конвейера после выпуска 81 машины. Его производство возобновилось лишь в 1944. Прекрасные технические характеристики Ту-2 позволяли летать с минимальными потерями и они использовались только в дивизиях Резерва ВГК.

 

За годы войны АДД (ДБА) произвела св. 200 тыс. самолёто-вылетов и сбросила на противника ок. 2,3 млн бомб. Она привлекалась также для ведения воздушной разведки, выброски (высадки) десантов, транспортировки раненых, доставки боеприпасов, продовольствия и др. грузов, выполнив при этом 27 тыс. самолёто-вылетов.

 

За боевые заслуги 5 авиакорпусов, 12 авиадивизий и 43 авиаполка преобразованы в гвардейские, большинство авиационных частей и соединений удостоены почётных наименований, 6 авиадивизий и 38 авиаполков награждены орденами; ок. 40 тыс. личного состава награждены орденами и медалями, почти 300 чел. присвоено звание Героя Сов. Союза. Среди них Сергей Николаевич Соколов – зам. командира полка  по политической части, к июлю 1944 имел 197 боевых вылетов. В одном из них в марте 1944 самолёт был атакован истребителем противника. Половина экипажа оказались раненными, а самолёт сильно повреждён. И всё же задание было выполнено, и бомбардировщик приведён на свой аэродром. А вот 3 июня того же года над целью после выполнения задания загорелся мотор, и пришлось садиться в болото почти у самой линии фронта. На третий день экипаж с помощью проводника пробрался к партизанам и принял участие в боях по занятию переправ и организации засад. В конце месяца, когда партизаны соединились с частями Кр. армии, экипаж вернулся в свою часть в полном составе. С.И. Кретов, А.И. Молодчий, В.Н. Осипов, В.В. Сенько, П.А. Таран и Е.П. Фёдоров удостоены звания Героя Сов. Союза дважды.

 

Командующий – ген.-майор авиации, затем главный маршал авиации А.Е. Голованов. Аналитики люфтваффе в первые послевоенные годы писали: «АДД особенно обязана личности Голованова тем, что она к сегодняшнему дню является предпочтительным видом авиации СССР, стала любимицей русского народа. Необычайно большое количество гвардейских соединений в АДД – высшее выражение этого».

 

О накале боевой работы АДД в ходе Курской битвы так воспоминал командир 2-го гв. авиаполка 1-й гв. Краснознамённой Орловско-Берлинской дивизии АДД Герой Сов. Союза гв. полк. С.И. Швец: «Напряжение битвы на Курской дуге нарастало. Вся авиация была брошена в бой. Перед нами поставили задачу беспрерывным огнём с воздуха держать под ударом скопления войск в районе Орла. Как можно больше вылетов. Как можно больше бомб. Горючего брали в обрез: всё загружали бомбами. Не разгибая спины, оружейники почти вручную подкатывали и подвешивали 100-, 250-, 500- и 1000-кг бомбы, набивали патронами пулемётные ленты. Пальцы рук распухали от набивки лент, и приходилось на эту работу поочерёдно привлекать все остальные службы. А все эти службы состоят в основном из комсомольцев; комсорг В. Кикнадзе применил всё своё организаторское искусство, и боевые вылеты производились без задержки. Проведя собрания в подразделениях, развернули соревнования между звеньями и экипажами. Замысел наш был прост: сделать как можно больше вылетов. Всего 18 мин проходило у нас от посадки до взлёта на следующем самолёте. Мы уже возвращаемся с боевого задания, а остальные эскадрильи только начинают взлетать, и мы, пересев на другие машины, летим вместе с ними, но уже в третий рейс».

 

Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ

Великая Отечественная война: 1943 год

(сетевая мини-энциклопедия юного патриота России)

 

Популярное

Без знания прошлого нет будущего

Рубрики

Проекты

Никто не забыт, ничто не забыто!
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе
"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада
Военная безопасность России: взгляд в будущее, Российская академия ракетных и артиллерийских наук, РАРАН /Russia's military security: a look into the future, 2019, Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences
Московский морской кадетский корпус "Навигацкая школа"

Наши партнеры

научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Информрегистр НТЦ
Ассоциация научных редакторов и издателей, АНРИ
КиберЛенинка, CyberLeninka
"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN