Воздушная операция

ВОЗДУШНАЯ ОПЕРАЦИЯ, совокупность согласованных по цели, задачам, месту и времени боевых действий объединений и соединений ВВС, проводимых самостоятельно или совместно с др. видами Вооружённых Сил.

 

Основы  воздушной операции были отражены во «Временной инструкции по самостоятельным действиям Военно-Воздушных Сил РККА» (1936). В годы Великой Отечественной войны к участию в воздушной операции привлекались ВВС (возд. армии) фронтов, дальнебомбардировочная авиация (ДБА) Гл. командования [с 5.3.1942 – авиация дальнего действия (АДД), с дек. 1944 – 18ВА дальней авиации], а на приморских направлениях и авиация ВМФ.

 

Размах воздушной операции: по фронту – 300–1200 км, по глубине – 250–600 км, продолжительности – 3–9 суток. В ходе операции наносилось 3–5 массированных авиационных (авиац.) ударов. Всего в 1941–45 было проведено 17 воздушных операций. Их целями являлись: разгром (ослабление) авиац. группировок противника; уничтожение (задержка подхода) оперативных (операт.) резервов, затруднение манёвра войск (нарушение коммуникаций, воспрещение железнодорожных (ж.-д.) и автомобильных перевозок); разрушение военно-промышленных объектов и адм.-политических центров.

 

Воздушная операция по разгрому (ослаблению) авиац. группировок противника являлись наиболее эффективной формой борьбы за господство в воздухе. Её цели достигались уничтожением самолётов противника на земле и в воздухе, складов боеприпасов, горючего и смазочных материалов, разрушением взлётно-посадочных полос. Первая воздушная операция сов. ВВС проведена с 25 по 30.6.1941 силами авиации Северного фронта, Балтийского и Северного флотов, которым была поставлена задача ударами по аэродромам 5ВФ Германии и ВВС Финляндии сорвать готовившиеся воздушные (возд.) налёты на Ленинград, изменить соотношение сил по авиации на этом направлении. За 6 дней было совершено ок. 1000 самолёто-вылетов, в результате которых уничтожено 130 с-тов противника, а его авиация перебазировалась на удалённые аэродромы. В итоге противник на некоторое время отказался от массир. воздушных ударов по Ленинграду.

 

В ходе битвы под Москвой были проведены 2 воздушные оперпции, в которых уничтожено ок. 600 с-тов противника. Эти операции способствовали завоеванию оперативного (операт.) господства в воздухе на московском направлении осенью 1941.

 

В 1943 имели место 3 воздушные операции. Одной из наиболее крупных стала воздушная операция, проводившаяся 6–8 мая на 1200-км фронте от Смоленска до Азовского моря. В ней участвовало 6 возд. армий. Выполнив 1392 самолёто-вылета, сов. авиация уничтожила на 22 аэродромах и в возд. боях 506 с-тов противника. В результате были созданы важные предпосылки для завоевания господства в воздухе в Курской битве. Наши потери составили 122 самолёта. С 8 по 10 июня осуществлена воздушная операция с целью ослабить группировку бомбардировочной авиации противника, совершавшей ночные налёты на промышленные центры Сов. Союза. К операции привлекались 3 возд. армии и соединения АДД. Ударам подверглись 15 аэродромов, на которых уничтожено ок. 250 с-тов противника, массир. налёты его авиации на промышленные объекты сов. тыла прекратились.

 

Воздушная операция по уничтожению (задержке подхода) оперативных резервов, затруднению манёвра войск (нарушению коммуникаций, воспрещению ж.-д. и автомобильных перевозок) проводились с целью не допустить притока сил противника в районы, где проводились стратегические (фронтовые) операции. Цель воздушной операции достигалась нанесением массир. авиац. ударов, а также эшелонированными действиями авиац. групп различного состава, в т. ч. экипажей-«охотников», по ж.-д. станциям, мостам, колоннам войск. Так, 29.8–3.9.1941 силами ВВС Брянского, Центрального и Резервного фронтов, ДБА и авиации резерва Главного командования (всего 464 с-та) проведена воздушная операция по срыву манёвра 2-й танковой группы Гудериана с московского на киевское направление для замыкания кольца окружения сов. войск под Киевом. За 6 дней наша авиация совершила 4 тыс. самолёто-вылетов. Противнику был нанесён урон, который снизил темпы его наступления.

 

В ходе Белорусской операции 1944 силами АДД проведена воздушная операция по срыву операт. перевозок противника и затруднению манёвра резервами. В течение 7 ночей дальние бомбардировщики выполнили св. 2600 самолёто-вылетов, подвергли ударам 28 ж.-д. станций и узлов. В результате только на ж.-д. узле Брест было уничтожено 30 эшелонов с техникой и живой силой противника, а ж.-д. узел Молодечно выведен из строя на 2 суток. Как следствие – выдвигающиеся резервы противника несли значительные потери, прибывали в назначенные районы с опозданием и не успевали планомерно перейти к обороне. Всё это способствовало успеху наступления сов. войск. Вместе с тем полностью сорвать ж.-д. перевозки не удалось. Дальние бомбардировщики наносили удары только ночью, что позволяло противнику днём восстанавливать повреждения.

 

Воздушная операция по разрушению военно-промышленных объектов и адм.-политических центров в тылу противника (в т. ч. перед их штурмом сов. войсками) включала 3–4 массированных и ряд последовательных групповых (одиночных) авиац. ударов. Массир. авиац. удары выполнялись в основном ночью и длились 20–45 мин. Уже в июле 1941 силами ДБА и авиации Черноморского флота была проведена воздушная операция с целью вывода из строя нефтяных промыслов Плоешти в Румынии. В результате операции добыча нефти на них снизилась в 2 раза. В ночь на 8.8.1941 авиация Балт. флота нанесла первый удар по военным объектам Берлина.

 

Во время штурма города-крепости Кёнигсберг в целях разрушения оборонительных укреплений и уничтожения противника осуществлена самая крупная воздушная операция. В течение 2 суток (7–8.4.1945) силами 1, 3, 4 и 15-й возд. армий и части 18ВА дальней авиации было совершено ок. 11 тыс. самолёто-вылетов. В результате дневных и ночных массир. авиац. ударов были разрушены опорные пункты и форты крепости Кёнигсберг, подавлены основные очаги вражеского сопротивления, что обеспечило успешные действия наземных войск.

 

Авиация Германии преследовала в воздушной операции схожие цели, что и сов. ВВС в своих операциях. В результате ударов св. 4 тыс. нем.-фаш. самолётов в первый день войны только на аэродромах было уничтожено ок. 800 сов. с-тов, а в воздухе сбито ещё до 400 машин. К вечеру 23.6 противник завоевал господство в воздухе, обеспечив дальнейшие успешные действия вермахта. В последующем нем. авиация переключилась на нанесение ударов по элементам инфраструктуры с целью затруднения выдвижения резервов Кр. армии к переднему краю. Удары также осуществлялись по эшелонам, районам выгрузки и сосредоточения войск, колоннам на марше. Такая воздушная операция была проведена в конце июня 1941 в районе Гомель, Смоленск, Могилёв. Удары наносились на глубину до 300 км. Бомбардировки велись эскадрильями с высот от 2 до 4 тыс. м, однако большая часть ударов выполнялась группами из 2–4 самолётов с малой высоты. В результате потерь на советско-германском фронте нем. авиация ещё с конца 1941 отказалась от стратегических операций и перешла к решению задач по обеспечению непосредственной поддержки сухопутных войск. Так, при осаде Севастополя зенинтная артиллерия,на позиции защитников города 20 тыс. т бомб, внеся значительный вклад в успех сухопутных войск. Менее результативными были воздушные операции по разрушению адм.-политических центров СССР (Москва, Ленинград), военных и промышленных объектов, расположенных в глубоком тылу (Горький, Саратов, Ярославль и др.), активную защиту которых вели силы ПВО территории страны и МПВО.

 

Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ

Великая Отечественная война: 1943 год

(сетевая мини-энциклопедия юного патриота России)

 

Популярное

Без знания прошлого нет будущего

Рубрики

Проекты

Никто не забыт, ничто не забыто!
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе
"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада
Военная безопасность России: взгляд в будущее, Российская академия ракетных и артиллерийских наук, РАРАН /Russia's military security: a look into the future, 2019, Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences
Московский морской кадетский корпус "Навигацкая школа"

Наши партнеры

научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Информрегистр НТЦ
Ассоциация научных редакторов и издателей, АНРИ
КиберЛенинка, CyberLeninka
"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN