Инженерные войска

ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА, специальные войска, предназначавшиеся для выполнения наиболее сложных задач инженерного обеспечения боевых действий Вооруженных Сил.

 

В Красной армии к началу 1941 состояли из войсковых подразделений, входивших в состав корпусов, дивизий и полков, а также воинских частей РГК окружного и армейского подчинения. Для проведения строительных работ имелись управления полевого строительства, объединявшие в зависимости от выполняемых работ инженерные воинские части различного назначения. В РГК имелись отдельные инженерные и понтонно-мостовые полки, понтонно-мостовые и маскировочные батальоны. Батальоны считались основной штатной единицей инженерных войск. Руководство инженерными войсками осуществляло Главное военно-инженерное управление. Имевшиеся в армиях и военных округах инженерные батальоны к весне 1941 преобразованы в 18 инженерных и 16 понтонных полков.

 

С началом Великой Отечественной войны инженерные войска оказались в тяжёлом положении. Многие инженерные части находились на строительстве укреплённых районов на новой гос. границе, что существенно снизило их возможности по выполнению задач инженерного обеспечения оборонительных действий Красной армии. 

 

Война внесла коррективы в организацию и оснащение инженерных войск. В июле 1941 учреждён штат сапёрного батальона стрелковой дивизии, в котором численность личного состава сокращалась на 20%, а автотранспорт заменялся гужевым. Для руководства инженерными войсками в нояб. 1941 введены должности начальников инженерных войск Красной армии, фронтов и армий, при них созданы соответствующие штабы.

 

Для выполнения огромных по объёму работ по строительству оборонительных рубежей в тылу к середине янв. 1942 создано 10 caпёрных армий. К концу 1942 надобность в сапёрных армиях отпала и они были расформированы, а на их базе созданы управления оборонительного строительства РВГК; сапёрные бригады переданы фронтам как бригады РВГК. Для борьбы с танковыми и моторизованными соединениями противника в составе РВГК были сформированы инженерные бригады спец. назначения (по одной на фронт). Каждая бригада состояла из 5–7 батальонов инженерных заграждений, 1–2 электротехнических батальонов для устройства электрозаграждений, батальона спецминирования, отряда механизации работ и подразделений обеспечения. В 1942 сформированы отдельные парки инженерных машин (на каждый фронт).

 

В мае 1943 для обеспечения прорыва обороны противника созданы штурмовые инж.-сапёрные бригады РВГК, а для проделывания проходов в его минных полях – инж.-танковые полки. Для выполнения задач по разминированию освобождаемой территории весной 1943 на базе управлений оборонительного строительства создано 6 бригад разграждения. К концу 1943 инженерные войска насчитывали 58 бригад, 9 полков и св. 1000 различных батальонов.

 

Весной 1944 в составе фронтов на базе инженерных бригад специального назначения РВГК созданы 35 армейских инж.-сапёрных и моторизованных инженерных бригад. В годы войны инженерные войска строили оборонительные сооружения, создавали заграждения (широко применялись в качестве подвижных отрядов заграждений), минировали местность; в наступательных операциях обеспечивали манёвр войск и форсирование многих крупных водных преград (рр. Висла, Одер и др.), проделывали проходы в минных полях; участвовали в штурме укреплений, городов, широко использовались для разрушения коммуникаций в тылу противника.

 

В годы войны значительно повысилась техническая оснащённость инженерных войск, дальнейшее развитие получили средства инженерного вооружения. В 1941 появилась противотанковая мина ТМ-41, в 1943 – ТМД-Б, в 1944 – ТМД-44. Войска располагали также несколькими типами противопехотных мин – ПМД-6, -7ц. Имелись осколочно-заградительные мины ПОМЗ-2 и ОЗМ. Последняя успешно применялась при создании управляемых минных полей. Большое развитие получили десантно-переправочные средства, особенно понтонные парки. В 1943 завершились испытания тяжёлого мостового парка ТМП, для замены лёгких парков стали поступать парки под грузы 10, 16 и 30 т, а для моторизации десантных переправ – тяжёлые (М-72) и лёгкие (М-180) мотовёсла и катер БМК-70. Развёртывание широких наступательных действий повысило требования к средствам разграждения. На вооружение поступили комплект разведки и разминирования, миноискатель ВИМ-203 (ВИМ-20ЭМ), удлинённые заряды и танковый трал ПТ-3 для проделывания проходов в минно-взрывных заграждениях и др. Дальнейшее развитие получили фортификационные и мостостроительные средства, средства полевого водоснабжения, маскировки и инженерной разведки. Всего в годы войны было создано и модернизировано более 180 видов различных инженерных средств.

 

За годы войны инженерными войсками установлено более 70 млн противотанковых и противопехотных мин, на которых противник потерял до 10 тыс. ед. бронетанковой техники и до 100 тыс. чел. личного состава; разминировано 765 тыс. кв. км территории и 400 тыс. км путей, построено 11 тыс. мостов, оборудовано ок. 500 тыс. км путей и выполнен большой объём работ по фортификационному оборудованию различных рубежей, районов и переправ, проделыванию проходов и др.

 

За ратные подвиги 655 воинов инженерных войск удостоены звания Героя Сов. Союза, 294 награждены орденами Славы трёх степеней; 6 инженерных бригад, 190 инж.-сапёрных и понтонных батальонов и 5 отд. рот получили звание гвардейских; 40 понтонно-мостовых и 38 штурмовых инж.-сапёрных батальонов удостоены почётных наименований.

 

Начальники: ген.-майор инженерных войск Л.З. Котляр (1941–42); ген.-майор инженерных войск, с марта 1943 ген.-лейт. инженерных войск, с сент. 1943 ген.-полк. инженерных войск, с февр. 1944 маршал инженерных войск М.П. Воробьёв (1942 – до конца войны).

 

Немецкие инженерные войска включали сапёрные (Pioniere), понтонно-мостовые (Brückenpioniere) и строительные (Bau) части и соединения. В каждой дивизии сухопутных войск штатом предусматривался сапёрный батальон из 3 рот (в дивизиях 2-полкового состава – из 2). Инженерные войска РВГК были представлены отдельными батальонами – сапёрными и понтонно-мостовыми. Сапёрный батальон состоял из 3 сапёрных рот и 1–2 мостовых колонн. Структура батальона существенно не отличалась от батальонов, входивших в состав пехотных дивизий. Существовали моторизованные батальоны, батальоны на конной тяге и крепостные, различавшиеся количеством и типом транспортных средств. Понтонно-мостовой батальон имел 3-ротный состав. В конце войны появились сапёрные бригады, состоявшие из 2 батальонов.

 

Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ

Великая Отечественная война: 1943 год

(сетевая мини-энциклопедия юного патриота России)

 

Популярное

Россия, история, 2000 - 2014
Трамп, Путин, США, Россия, угрозы, безопасность
Без знания прошлого нет будущего
Крым, Севастополь, воссоединение с Россией, перспективы развития
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе

Рубрики

"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада

Наши партнеры

"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

Крымский военно-исторический интернет-портал
научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Яндекс.Метрика
Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN