Конвои союзные в СССР 1941-45

КОНВОИ СОЮЗНЫЕ В СССР 1941–45, специальные формирования транспортных судов и кораблей охранения, создававшиеся в годы Второй мировой войны союзниками СССР по антигитлеровской коалиции для обеспечения их перехода из портов Северной Атлантики в сов. северные порты и обратно.

 

В соответствии с принятыми обязательствами на Московской конференции 29.9 – 1.10.1941, поставками по ленд-лизу и др. договорённостями США и Великобритания поставляли в СССР вооружение, военную технику и др. грузы. На обратном пути из СССР союзникам везли стратегическое сырьё.

 

Конвои формировались в базе Лох-Ю (Великобритания), Рейкьявике и заливе Хваль-фьорд (Исландия). Маршруты их переходов в зависимости от ледовой обстановки в Гренландском и Баренцевом морях пролегали севернее и южнее о. Медвежий (в Норвежском море). Пунктами прибытия конвоев и отправки их обратно являлись порты в гг. Архангельск, Молотовск (Северодвинск), Мурманск. Переходы совершались за 10–14 суток. В период ледостава движение судов в Белом море обеспечивали сов. ледоколы.

 

Обеспечение безопасности перехода конвоев от порта формирования до порта назначения возлагалось на корабли Великобритании. В операционной зоне сов. Северного флота охранение усиливалось сов. кораблями и авиацией.

 

Первый союзный конвой «Дервиш» (7 транспортов, 2 эсминца, 4 корвета, 3 тральщика) прибыл в Архангельск 31.8.1941, доставив грузы на основе соглашения между Великобританией и СССР о взаимных поставках, кредитах и порядке платежей от 16.8.1941. Каждому последующему конвою, идущему в Сов. Союз, присваивался литер «PQ» (с дек. 1942 – «JW») и порядковый номер для обратных конвоев соответственно «QP» и («RA»).

 

В состав конвоев в 1941 включалось 6–10, с марта 1942 – 16–40, с февраля 1944 – 30–49, а в 1945 – 22–26 союзных транспортов (с 1942 более 50% транспортных судов в конвоях были американскими). В 1941 в состав эскорта конвоев англ. командование выделяло обычно крейсер, 2–3 эсминца и до 15 сторожевых кораблей, из Полярного действовали брит. 2 ПЛ и 2 авиаэскадрильи, а в операционной зоне сов. Северного флота конвои встречали 2–3 сов. эсминца и авиация. Кроме того, сов. корабли осуществляли поиск подводных лодок и траление фарватеров на подходах к Кольскому заливу и в горле Белого моря – к Архангельску. В отдельных случаях общее число сов. кораблей, обеспечивавших переходы союзных конвоев, достигало 40.

 

В 1941 германское командование, рассчитывая на «молниеносную войну» против СССР, не придавало серьёзного значения союзным конвоям и не предпринимало активных боевых действий против них. Лишь в 1942 немцы начали привлекать для борьбы с конвоями значительные силы авиации, подводные лодки и сосредоточили в норвежских базах большинство боеготовых надводных кораблей своего флота. Получив сообщение разведки о выходе конвоя из порта, противник обычно развёртывал в районе о-вов Ян-Майен, Новая Земля до 10–15 подводных лодок. Одновременно конвой атаковали самолёты-торпедоносцы и бомбардировщики, а иногда крупные надводные корабли. Сильным ударам с воздуха подвергались также Мурманск и Архангельск. 

 

В 1942 в связи с возросшей угрозой со стороны авиации и подводных лодок противника командование флота Великобритании начало включать в состав конвоев эскортные авианосцы, эскортные миноносцы, корветы. Для отражения атак крупных кораблей наряду с отрядами ближнего прикрытия конвоя формировались отряды дальнего (оперативного) прикрытия, в которые включались 1–2 линкора и авианосец. Сов. командование увеличило количество авиации Северного флота, которая вела разведку, прикрывала конвои с воздуха, наносила удары по базам, аэродромам и силам флота противника в море. Сов. подводные лодки курсировали у вражеских баз и на вероятных путях перехода крупных нем. надводных кораблей. Все принятые меры позволяли совершать переходы в первом полугодии без больших потерь. 

 

Бесстрашие и мужество проявляли экипажи судов. «Старый большевик», вышедший из Рейкьявика в составе конвоя «PQ-16», отразил 47 атак вражеских самолётов, самостоятельно справился с пожаром на судне и сумел догнать свой караван. За этот подвиг капитан судна И.И. Афанасьев, помощник капитана М.П. Петровский и рулевой Б.И. Аказенок были удостоены звания Героя Сов. Союза. Этот же конвой («PQ-16») вылетел охранять вместе с двумя другими лётчиками-истребителями морской авиации гв. подполковник Б.Ф. Сафонов и, сбив три вражеских бомбардировщика, геройски погиб в воздушном бою. 

 

Однако угроза конвоям сохранялась. Она ещё более возросла с увеличением количества нем. подводных лодок в районе. В итоге после разгрома 4 – 5.7.1942 каравана «PQ-17» (из 35 транспортов, в. т. ч. сов. танкеров «Азербайджан» и «Донбасс», потоплено 22), а также с началом подготовки вторжения союзников во Французскую Северную Африку (операция «Торч») правительства США и Великобритании приостановили отправку конвоев. Союзное командование приняло решение о проводке одиночных судов без эскорта ‑ «капельных рейсов». А для повышения эффективности мер по обеспечению безопасности союзных конвоев к концу 1942 в Полярном начали функционировать подразделения радиоразведки Великобритании. Они успешно взаимодействовали с разведкой Северного флота до дек. 1944. 

 

В 1943 из-за значительных потерь атлантических конвоев союзников, а также с наступлением полярного дня длительное время (март – октябрь) конвои не отправлялись. После потопления английскими кораблями в дек. 1943 нем. линкора «Шарнхорст» в Баренцевом море германское командование отказалось от привлечения крупных надводных кораблей для борьбы с конвоями. Тем не менее США и Великобритания вновь прекратили отправку конвоев в весенне-летний период 1944, что было связано с подготовкой к высадке войск в Северо-Западную Францию. 

 

Всего в 1941–45 в сов. порты прибыл 41 конвой и ушло из них 36. Корабли Северного флота для их защиты совершили 838 выходов в море. Из 813 транспортов, следовавших в составе конвоев в сов. порты, противник потопил на переходе 61; 33 транспорта по различным причинам возвратились в свои базы. В обратном направлении вышло 713 транспортов, из них погибло 30 и возвратилось в порты отправления 8. Союзные и сов. надводные корабли и корабельная авиация, входившие в состав конвоев и сил прикрытия, а также авиация берегового базирования, наносившая удары по нем. кораблям, потопили более 17 ПЛ, 2 линкора и 3 эсминца. Союзники при защите конвоев потеряли 20 боевых кораблей.

 

Применение конвоев успешно выдержало испытание временем и обеспечило перевозки вооружения и грузов в условиях активных действий флота и авиации противника на океанских (морских) коммуникациях.

 

Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ

Великая Отечественная война: 1943 год

(сетевая мини-энциклопедия юного патриота России)

 

Популярное

Без знания прошлого нет будущего

Рубрики

Проекты

Никто не забыт, ничто не забыто!
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе
"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада
Военная безопасность России: взгляд в будущее, Российская академия ракетных и артиллерийских наук, РАРАН /Russia's military security: a look into the future, 2019, Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences
Московский морской кадетский корпус "Навигацкая школа"

Наши партнеры

научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Информрегистр НТЦ
Ассоциация научных редакторов и издателей, АНРИ
КиберЛенинка, CyberLeninka
"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN