Конвои союзные в СССР 1941-45

КОНВОИ СОЮЗНЫЕ В СССР 1941–45, специальные формирования транспортных судов и кораблей охранения, создававшиеся в годы Второй мировой войны союзниками СССР по антигитлеровской коалиции для обеспечения их перехода из портов Северной Атлантики в сов. северные порты и обратно.

 

В соответствии с принятыми обязательствами на Московской конференции 29.9 – 1.10.1941, поставками по ленд-лизу и др. договорённостями США и Великобритания поставляли в СССР вооружение, военную технику и др. грузы. На обратном пути из СССР союзникам везли стратегическое сырьё.

 

Конвои формировались в базе Лох-Ю (Великобритания), Рейкьявике и заливе Хваль-фьорд (Исландия). Маршруты их переходов в зависимости от ледовой обстановки в Гренландском и Баренцевом морях пролегали севернее и южнее о. Медвежий (в Норвежском море). Пунктами прибытия конвоев и отправки их обратно являлись порты в гг. Архангельск, Молотовск (Северодвинск), Мурманск. Переходы совершались за 10–14 суток. В период ледостава движение судов в Белом море обеспечивали сов. ледоколы.

 

Обеспечение безопасности перехода конвоев от порта формирования до порта назначения возлагалось на корабли Великобритании. В операционной зоне сов. Северного флота охранение усиливалось сов. кораблями и авиацией.

 

Первый союзный конвой «Дервиш» (7 транспортов, 2 эсминца, 4 корвета, 3 тральщика) прибыл в Архангельск 31.8.1941, доставив грузы на основе соглашения между Великобританией и СССР о взаимных поставках, кредитах и порядке платежей от 16.8.1941. Каждому последующему конвою, идущему в Сов. Союз, присваивался литер «PQ» (с дек. 1942 – «JW») и порядковый номер для обратных конвоев соответственно «QP» и («RA»).

 

В состав конвоев в 1941 включалось 6–10, с марта 1942 – 16–40, с февраля 1944 – 30–49, а в 1945 – 22–26 союзных транспортов (с 1942 более 50% транспортных судов в конвоях были американскими). В 1941 в состав эскорта конвоев англ. командование выделяло обычно крейсер, 2–3 эсминца и до 15 сторожевых кораблей, из Полярного действовали брит. 2 ПЛ и 2 авиаэскадрильи, а в операционной зоне сов. Северного флота конвои встречали 2–3 сов. эсминца и авиация. Кроме того, сов. корабли осуществляли поиск подводных лодок и траление фарватеров на подходах к Кольскому заливу и в горле Белого моря – к Архангельску. В отдельных случаях общее число сов. кораблей, обеспечивавших переходы союзных конвоев, достигало 40.

 

В 1941 германское командование, рассчитывая на «молниеносную войну» против СССР, не придавало серьёзного значения союзным конвоям и не предпринимало активных боевых действий против них. Лишь в 1942 немцы начали привлекать для борьбы с конвоями значительные силы авиации, подводные лодки и сосредоточили в норвежских базах большинство боеготовых надводных кораблей своего флота. Получив сообщение разведки о выходе конвоя из порта, противник обычно развёртывал в районе о-вов Ян-Майен, Новая Земля до 10–15 подводных лодок. Одновременно конвой атаковали самолёты-торпедоносцы и бомбардировщики, а иногда крупные надводные корабли. Сильным ударам с воздуха подвергались также Мурманск и Архангельск. 

 

В 1942 в связи с возросшей угрозой со стороны авиации и подводных лодок противника командование флота Великобритании начало включать в состав конвоев эскортные авианосцы, эскортные миноносцы, корветы. Для отражения атак крупных кораблей наряду с отрядами ближнего прикрытия конвоя формировались отряды дальнего (оперативного) прикрытия, в которые включались 1–2 линкора и авианосец. Сов. командование увеличило количество авиации Северного флота, которая вела разведку, прикрывала конвои с воздуха, наносила удары по базам, аэродромам и силам флота противника в море. Сов. подводные лодки курсировали у вражеских баз и на вероятных путях перехода крупных нем. надводных кораблей. Все принятые меры позволяли совершать переходы в первом полугодии без больших потерь. 

 

Бесстрашие и мужество проявляли экипажи судов. «Старый большевик», вышедший из Рейкьявика в составе конвоя «PQ-16», отразил 47 атак вражеских самолётов, самостоятельно справился с пожаром на судне и сумел догнать свой караван. За этот подвиг капитан судна И.И. Афанасьев, помощник капитана М.П. Петровский и рулевой Б.И. Аказенок были удостоены звания Героя Сов. Союза. Этот же конвой («PQ-16») вылетел охранять вместе с двумя другими лётчиками-истребителями морской авиации гв. подполковник Б.Ф. Сафонов и, сбив три вражеских бомбардировщика, геройски погиб в воздушном бою. 

 

Однако угроза конвоям сохранялась. Она ещё более возросла с увеличением количества нем. подводных лодок в районе. В итоге после разгрома 4 – 5.7.1942 каравана «PQ-17» (из 35 транспортов, в. т. ч. сов. танкеров «Азербайджан» и «Донбасс», потоплено 22), а также с началом подготовки вторжения союзников во Французскую Северную Африку (операция «Торч») правительства США и Великобритании приостановили отправку конвоев. Союзное командование приняло решение о проводке одиночных судов без эскорта ‑ «капельных рейсов». А для повышения эффективности мер по обеспечению безопасности союзных конвоев к концу 1942 в Полярном начали функционировать подразделения радиоразведки Великобритании. Они успешно взаимодействовали с разведкой Северного флота до дек. 1944. 

 

В 1943 из-за значительных потерь атлантических конвоев союзников, а также с наступлением полярного дня длительное время (март – октябрь) конвои не отправлялись. После потопления английскими кораблями в дек. 1943 нем. линкора «Шарнхорст» в Баренцевом море германское командование отказалось от привлечения крупных надводных кораблей для борьбы с конвоями. Тем не менее США и Великобритания вновь прекратили отправку конвоев в весенне-летний период 1944, что было связано с подготовкой к высадке войск в Северо-Западную Францию. 

 

Всего в 1941–45 в сов. порты прибыл 41 конвой и ушло из них 36. Корабли Северного флота для их защиты совершили 838 выходов в море. Из 813 транспортов, следовавших в составе конвоев в сов. порты, противник потопил на переходе 61; 33 транспорта по различным причинам возвратились в свои базы. В обратном направлении вышло 713 транспортов, из них погибло 30 и возвратилось в порты отправления 8. Союзные и сов. надводные корабли и корабельная авиация, входившие в состав конвоев и сил прикрытия, а также авиация берегового базирования, наносившая удары по нем. кораблям, потопили более 17 ПЛ, 2 линкора и 3 эсминца. Союзники при защите конвоев потеряли 20 боевых кораблей.

 

Применение конвоев успешно выдержало испытание временем и обеспечило перевозки вооружения и грузов в условиях активных действий флота и авиации противника на океанских (морских) коммуникациях.

 

Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ

Великая Отечественная война: 1943 год

(сетевая мини-энциклопедия юного патриота России)

 

От редакции

Уважаемыe авторы!

Продолжается набор материалов в очередной номер сетевого научного издания "Наука. Общество. Оборона". 

Правила представления рукописей см. в разделе "Авторам

 

Популярное

Россия, история, 2000 - 2014
Трамп, Путин, США, Россия, угрозы, безопасность
Крым, Севастополь, воссоединение с Россией, перспективы развития
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе

Рубрики

"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада

Наши партнеры

"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

Крымский военно-исторический интернет-портал
научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Яндекс.Метрика
Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN