Основные тактические положения суворовской «Науки побеждать»

Подготовлено в рамках Суворовских чтений

(комплекс мероприятий Минобороны России)

Суворов Александр Васильевич




А.В. Суворов вошел в историю России как один из основоположников отечественной школы военного искусства. Суворовская «Наука побеждать», где изложены полководца взгляды на важнейшие вопросы подготовки и применения войск остается актуальной сегодня

Военное искусство полководца развивалось не на пустом месте — он своей мыслью совершенствовал передовые идеи славных предшественников: императора Петра I, полководцев Б. П. Шереметева генерал-фельдмаршалов П. С. Салтыкова, П. А. Румянцева-Задунайского и Г. А. Потемкина.


Суворовское произведение, завершенное им в городке Тульчине в 1796 году в период командования одной из трех русских армий на юге увидело свет под самым красноречивым названием — «Творение препрославившегося в свете всегдашними победами генералиссимуса российской армии князя Италийского графа Суворова-Рымникского».


Небольшая по объему (в духе своего времени) и удивительно емкая по содержанию «Наука побеждать» по предназначению и форме является наставлением по строевой и тактической подготовке войск. Она состоит из двух органически связанных между собой частей: «Ученья разводного, или пред разводом» и «Словесного поучения солдатам о знании, для них необходимом».


Первая часть, менее известная для военной аудитории, представляет собой примерный план и содержание типового тактико-строевого ученья войск: батальона, полка и выше. Она предназначалась в качестве руководства командирам по организации, современным языком, боевой подготовки. Суворов изложил здесь собственный командирский опыт. В основу легло суздальское «Полковое учреждение».


Вторая часть труда представляет своего рода памятку для нижних чинов как действовать в бою. В ней излагаются не только тактические указания и приемам обращения с оружием, но и основные правила солдатского поведения, весь служебный и нравственный кодекс русского воинства.


Распространение «Науки побеждать» относится к последним годам жизни Александра Васильевича Суворова. Автору самолично приходилось «внедрять» свой труд в армейскую жизнь. Как свидетельствует один из первых ее публикаторов П. Кузнецов, Суворов «роздал сие сочинение в полки, приказал роздать в каждую роту, советовал подтвердить оное офицерам, предписал читать часто солдатам и для того присовокупил разговор с ними образом для них вразумительным. Через сие сближил он себя со своими подчиненными, дал им урузуметь свои мысли, должность солдата и сделал оных как по своему выражению, так и на деле богатырями».


С характерным лаконизмом основы суворовской «Науки побеждать» заключены в трех принципах, которым даются подробные разъяснения: «Глазомер», «Быстрота» и «Натиск».


Глазомер — «как в лагерь стать, как итти, где атаковать, гнать и бить». В прямом толковании это означает оценку реальной обстановки, порядок тактического развертывания, времени и места начала сражения, направление главного удара, порядок и характер маневрирования в бою. По Суворову, совершенствование военачальниками «глазомера» возможно только при условии «непрерывного самообразования с помощью чтения».В 1770 году он писал: «Генералу необходимо непрерывное самообразование себя науками... нужна непрестанная наука из чтениев... только беспрерывное изощрение взгляда сделает великим полководцем».


Выбор маневра характеризуется простотой и конкретностью. Военачальники должны выбирать в позиции противника наиболее слабый пункт для атаки: «в крыло, которое слабее». Однако это не шаблонное требование. Может случиться, что придется атаковать «крепкое» крыло, которое «закрыто лесом», и центр вражеской позиции. В каждом конкретном случае необходимо учитывать конкретную обстановку.


Суворов выступал против увлечения фронтальными ударами, которые в тактической форме требуют наименьшей мыслительной работы военачальника, отдавая предпочтение фланговым атакам, более сложным в исполнении.


«Глазомер» не случайно выдвигает Суворов на первое место из «трех воинских искусств». Под ним он понимает значение «расчета», а не «риска».


Однако это только первая ступень к желанной победе. Нужна еще и быстрота выполнения принятого решения.


Он постоянно говорил: «Деньги дороги, жизнь человеческая еще дороже, а время дороже всего».Быстрота действий возможна только при условии высокой подвижности войск. Маневренность суворовских войск превосходила все общепринятые тогда нормы походных движений и достигалась, с одной стороны, натренированностью войск, с другой — соответствующей организацией марша.


Суворовская система походного движения и сохраняла силы воинов («по сей быстроте и люди не устали»), и давала возможность войскам с ходу вступить в бой. Но в том случае, когда требовалось упредить противника и быстрее выйти на выгодные позиции, он уже не считался ни с какими маршевыми потерями, лишь бы своевременно ввести в бой хотя бы часть сил — остальные подойдут.


Во время Итальянского похода Суворов 4 (15) июня выступил из Алессандрии, стремительным маршем (за 36 часов) прошел 85 верст и 6 (17) июня сходу неожиданно атаковал французские войска на реке Треббии. Около половины всех войск отстало в дороге, но при этом Суворов выиграл время и использовал фактор внезапности. На заявление П.И. Багратиона, что у него в ротах не наберется и по 40 человек, Суворов ответил: «А у Макдональда нет и двадцати. Атакуй с Богом».


Быстрота была нужна как средство упреждения противника, достижения тактической внезапности и захвата инициативы.Автор «Науки побеждать» объясняет это образно, ярко и понятно: «Неприятель нас не чает, считает нас за сто верст, а коли издалека, то в двух и трехстах и больше. Вдруг мы на него как снег на голову. Закружится у него голова. Атакуй, с чем пришел, чем Бог послал! Конница, начинай! Руби, коли, гони, отрезывай, не упускай!»


По Суворову, быстрота и внезапность только подготавливают условия для успешной атаки. Самаатака (по Суворову – «натиск») должна представлять стремительный, сокрушающий удар пехоты и конницы, совершаемый с полным напряжением сил и завершающийся преследованием неприятеля до его полного разгрома, решает исход боя. В суворовское понятие натиска вкладывается и моральное содержание — неудержимый порыв вперед, вера в силу своего оружия, в товарища, чувство коллективизма («нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет»). Кроме того детально расписывается техника действия «холодным ружьем» (штыком) в разных обстоятельствах боя. 


Принципы, сформулированные А.В. Суворовым в этой небольшой работе получили свое продолжение в дальнейшем развитии принципов военного искусства. Когда мы сегодня говорим о таких принципах как неравномерного распределения войск (сосредоточения сил), взаимодействия (взаимной поддержки), внезапности, непрерывного управления (организации), всестороннего обеспечения, энергичной эксплуатации успеха, то мы непременно вспоминаем суворовские принципы.


Суть его мыслей и их значимость хорошо определил один из ведущих военных мыслителей старой России и белой эмиграции генерал-лейтенант Николай Николаевич Головин. Он писал в одной из своих работ:«Правильно понять Суворова можно только при условии Суворовского же правила «смотрения на дело в целом». Поэтому от Суворовского учения нельзя отделить Суворовское житие. А тогда на первое место ярко выдвинется вывод: победа основывается прежде всего на громадной, длительной работе над собой. «Наука побеждать» есть прежде всего наука победы над собой».


И в этом, пожалуй, и есть главный завет, оставленный А.В. Суворовым потомкам, – личный пример, пример во всем и работа над собой.


Литература и источники


  1. Альбом суворовских полей сражений. Варшава, 1900. 67 ил.
  2. Антоновский М. Наука успешно воевать по правилам Великого Суворова. СПб., 1807.
  3. Апушкин В. Суворов в русской литературе // Военный сборник. 1901. № 5. С. 201–236.
  4. Берков Е. Боевые традиции Суворова и Ушакова // Морской сборник. 1942. № 12. С.24–40.
  5. Богданович М.И. Походы Румянцева, Потемкина и Суворова в Турции. СПб., 1852.
  6. Богданович М.И. Походы Суворова в Италии и Швейцарии. СПб., 1846.
  7. Булгарин Ф. Суворов. СПб., 1843.
  8. Гершельман С. Нравственный элемент в руках Суворова. СПб., 1892.
  9. Лещинский Л.М. Военное искусство во второй половине XVIII века: Румянцев, Суворов, Ушаков / Воен. акад. им. М.В. Фрунзе. М., 1951. – 170 с.
  10. Лопатин В.С. Суворов и Потёмкин. М.: Наука, 1992. – 288 с.
  11. Лопатин В.С. Потёмкин и его легенда. М.: Кучково поле, 2012. 448 с.
  12. Марченко. Суворов в своих рукописях. СПб., 1900.
  13. Масловский Д. Оборона берегов Суворовым (Кинбурнская операция 1787 г.) // Военный сборник. 1894. № 2. 
  14. Овчинников В.Д. А. Суворов в Италии // Международная жизнь, 1999. № 5. 
  15. Орлов Н.А. Поход Суворова в 1799 г.: По запискам Грязева. — СПб., 1898. 218 с.: 12 л.
  16. Орлов Н.А. Суворов: Разбор военных действий Суворова в Италии в 1799 г. — СПб., 1892. — VIII, 362 c.: 28 л.
  17. Орлов Н.А. Штурм Праги Суворовым в 1794 г. — СПб., 1894. 135, II с.: ил., карты, планы.
  18. Фукс Е.Б. История российско-австрийской кампании 1799 г. под предводительством генералиссимуса князя Италийского, графа Александра Васильевича Суворова-Рымникского: в 3 ч. — СПб., 1825–1826. — Ч. 1. — [8], XXVII, 413 c.: карты; Ч. 2. — XXIX, 717 c.; Ч. 3. — ХХХХ, 668 с. 
  19. Песковский М.Л. А.В. Суворов его жизнь и военная деятельность. Биографический очерк. СПб., 1899.
  20. Ростунов И.И. Генералиссимус А.В. Суворов. М., 1989.
  21. Рассказы старого война о Суворове. М., 1847.
  22. Суворов-Рымникский. Наука побеждать. СПб., 1806.
  23. Суворов и флот // Русский инвалид, 1900. 3, 4, 5 мая.
  24. А.В. Суворов. Документы. В 4 т. / Под ред. Г.П. Мещерякова. М., 1949–1953.
  25. А.В. Суворов. Письма / Сост.– Лопатин В.С. М.: Наука, 1986. – 808 с.
  26. Эксплуатация суворовских побед // Военный сборник, 1902. № 9.
  27. Синельников П.С. Военно-теоретическое наследие А.В. Суворова / Дис. док. ист. наук. М., 1968.


Суворовские чтения

(комплекс мероприятий Министерства обороны Российской Федерации)

Популярное

Россия, история, 2000 - 2014
Б.П. Виллевальде. Открытие памятника «Тысячелетие России» в Новгороде в 1862 году. 1864 год.
Трамп, Путин, США, Россия, угрозы, безопасность
Без знания прошлого нет будущего
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе

Рубрики

"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада

Наши партнеры

"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

Крымский военно-исторический интернет-портал
научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Яндекс.Метрика
Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN