Основные тактические положения суворовской «Науки побеждать»

Подготовлено в рамках Суворовских чтений

(комплекс мероприятий Минобороны России)

Суворов Александр Васильевич




А.В. Суворов вошел в историю России как один из основоположников отечественной школы военного искусства. Суворовская «Наука побеждать», где изложены полководца взгляды на важнейшие вопросы подготовки и применения войск остается актуальной сегодня

Военное искусство полководца развивалось не на пустом месте — он своей мыслью совершенствовал передовые идеи славных предшественников: императора Петра I, полководцев Б. П. Шереметева генерал-фельдмаршалов П. С. Салтыкова, П. А. Румянцева-Задунайского и Г. А. Потемкина.


Суворовское произведение, завершенное им в городке Тульчине в 1796 году в период командования одной из трех русских армий на юге увидело свет под самым красноречивым названием — «Творение препрославившегося в свете всегдашними победами генералиссимуса российской армии князя Италийского графа Суворова-Рымникского».


Небольшая по объему (в духе своего времени) и удивительно емкая по содержанию «Наука побеждать» по предназначению и форме является наставлением по строевой и тактической подготовке войск. Она состоит из двух органически связанных между собой частей: «Ученья разводного, или пред разводом» и «Словесного поучения солдатам о знании, для них необходимом».


Первая часть, менее известная для военной аудитории, представляет собой примерный план и содержание типового тактико-строевого ученья войск: батальона, полка и выше. Она предназначалась в качестве руководства командирам по организации, современным языком, боевой подготовки. Суворов изложил здесь собственный командирский опыт. В основу легло суздальское «Полковое учреждение».


Вторая часть труда представляет своего рода памятку для нижних чинов как действовать в бою. В ней излагаются не только тактические указания и приемам обращения с оружием, но и основные правила солдатского поведения, весь служебный и нравственный кодекс русского воинства.


Распространение «Науки побеждать» относится к последним годам жизни Александра Васильевича Суворова. Автору самолично приходилось «внедрять» свой труд в армейскую жизнь. Как свидетельствует один из первых ее публикаторов П. Кузнецов, Суворов «роздал сие сочинение в полки, приказал роздать в каждую роту, советовал подтвердить оное офицерам, предписал читать часто солдатам и для того присовокупил разговор с ними образом для них вразумительным. Через сие сближил он себя со своими подчиненными, дал им урузуметь свои мысли, должность солдата и сделал оных как по своему выражению, так и на деле богатырями».


С характерным лаконизмом основы суворовской «Науки побеждать» заключены в трех принципах, которым даются подробные разъяснения: «Глазомер», «Быстрота» и «Натиск».


Глазомер — «как в лагерь стать, как итти, где атаковать, гнать и бить». В прямом толковании это означает оценку реальной обстановки, порядок тактического развертывания, времени и места начала сражения, направление главного удара, порядок и характер маневрирования в бою. По Суворову, совершенствование военачальниками «глазомера» возможно только при условии «непрерывного самообразования с помощью чтения».В 1770 году он писал: «Генералу необходимо непрерывное самообразование себя науками... нужна непрестанная наука из чтениев... только беспрерывное изощрение взгляда сделает великим полководцем».


Выбор маневра характеризуется простотой и конкретностью. Военачальники должны выбирать в позиции противника наиболее слабый пункт для атаки: «в крыло, которое слабее». Однако это не шаблонное требование. Может случиться, что придется атаковать «крепкое» крыло, которое «закрыто лесом», и центр вражеской позиции. В каждом конкретном случае необходимо учитывать конкретную обстановку.


Суворов выступал против увлечения фронтальными ударами, которые в тактической форме требуют наименьшей мыслительной работы военачальника, отдавая предпочтение фланговым атакам, более сложным в исполнении.


«Глазомер» не случайно выдвигает Суворов на первое место из «трех воинских искусств». Под ним он понимает значение «расчета», а не «риска».


Однако это только первая ступень к желанной победе. Нужна еще и быстрота выполнения принятого решения.


Он постоянно говорил: «Деньги дороги, жизнь человеческая еще дороже, а время дороже всего».Быстрота действий возможна только при условии высокой подвижности войск. Маневренность суворовских войск превосходила все общепринятые тогда нормы походных движений и достигалась, с одной стороны, натренированностью войск, с другой — соответствующей организацией марша.


Суворовская система походного движения и сохраняла силы воинов («по сей быстроте и люди не устали»), и давала возможность войскам с ходу вступить в бой. Но в том случае, когда требовалось упредить противника и быстрее выйти на выгодные позиции, он уже не считался ни с какими маршевыми потерями, лишь бы своевременно ввести в бой хотя бы часть сил — остальные подойдут.


Во время Итальянского похода Суворов 4 (15) июня выступил из Алессандрии, стремительным маршем (за 36 часов) прошел 85 верст и 6 (17) июня сходу неожиданно атаковал французские войска на реке Треббии. Около половины всех войск отстало в дороге, но при этом Суворов выиграл время и использовал фактор внезапности. На заявление П.И. Багратиона, что у него в ротах не наберется и по 40 человек, Суворов ответил: «А у Макдональда нет и двадцати. Атакуй с Богом».


Быстрота была нужна как средство упреждения противника, достижения тактической внезапности и захвата инициативы.Автор «Науки побеждать» объясняет это образно, ярко и понятно: «Неприятель нас не чает, считает нас за сто верст, а коли издалека, то в двух и трехстах и больше. Вдруг мы на него как снег на голову. Закружится у него голова. Атакуй, с чем пришел, чем Бог послал! Конница, начинай! Руби, коли, гони, отрезывай, не упускай!»


По Суворову, быстрота и внезапность только подготавливают условия для успешной атаки. Самаатака (по Суворову – «натиск») должна представлять стремительный, сокрушающий удар пехоты и конницы, совершаемый с полным напряжением сил и завершающийся преследованием неприятеля до его полного разгрома, решает исход боя. В суворовское понятие натиска вкладывается и моральное содержание — неудержимый порыв вперед, вера в силу своего оружия, в товарища, чувство коллективизма («нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет»). Кроме того детально расписывается техника действия «холодным ружьем» (штыком) в разных обстоятельствах боя. 


Принципы, сформулированные А.В. Суворовым в этой небольшой работе получили свое продолжение в дальнейшем развитии принципов военного искусства. Когда мы сегодня говорим о таких принципах как неравномерного распределения войск (сосредоточения сил), взаимодействия (взаимной поддержки), внезапности, непрерывного управления (организации), всестороннего обеспечения, энергичной эксплуатации успеха, то мы непременно вспоминаем суворовские принципы.


Суть его мыслей и их значимость хорошо определил один из ведущих военных мыслителей старой России и белой эмиграции генерал-лейтенант Николай Николаевич Головин. Он писал в одной из своих работ:«Правильно понять Суворова можно только при условии Суворовского же правила «смотрения на дело в целом». Поэтому от Суворовского учения нельзя отделить Суворовское житие. А тогда на первое место ярко выдвинется вывод: победа основывается прежде всего на громадной, длительной работе над собой. «Наука побеждать» есть прежде всего наука победы над собой».


И в этом, пожалуй, и есть главный завет, оставленный А.В. Суворовым потомкам, – личный пример, пример во всем и работа над собой.


Литература и источники


  1. Альбом суворовских полей сражений. Варшава, 1900. 67 ил.
  2. Антоновский М. Наука успешно воевать по правилам Великого Суворова. СПб., 1807.
  3. Апушкин В. Суворов в русской литературе // Военный сборник. 1901. № 5. С. 201–236.
  4. Берков Е. Боевые традиции Суворова и Ушакова // Морской сборник. 1942. № 12. С.24–40.
  5. Богданович М.И. Походы Румянцева, Потемкина и Суворова в Турции. СПб., 1852.
  6. Богданович М.И. Походы Суворова в Италии и Швейцарии. СПб., 1846.
  7. Булгарин Ф. Суворов. СПб., 1843.
  8. Гершельман С. Нравственный элемент в руках Суворова. СПб., 1892.
  9. Лещинский Л.М. Военное искусство во второй половине XVIII века: Румянцев, Суворов, Ушаков / Воен. акад. им. М.В. Фрунзе. М., 1951. – 170 с.
  10. Лопатин В.С. Суворов и Потёмкин. М.: Наука, 1992. – 288 с.
  11. Лопатин В.С. Потёмкин и его легенда. М.: Кучково поле, 2012. 448 с.
  12. Марченко. Суворов в своих рукописях. СПб., 1900.
  13. Масловский Д. Оборона берегов Суворовым (Кинбурнская операция 1787 г.) // Военный сборник. 1894. № 2. 
  14. Овчинников В.Д. А. Суворов в Италии // Международная жизнь, 1999. № 5. 
  15. Орлов Н.А. Поход Суворова в 1799 г.: По запискам Грязева. — СПб., 1898. 218 с.: 12 л.
  16. Орлов Н.А. Суворов: Разбор военных действий Суворова в Италии в 1799 г. — СПб., 1892. — VIII, 362 c.: 28 л.
  17. Орлов Н.А. Штурм Праги Суворовым в 1794 г. — СПб., 1894. 135, II с.: ил., карты, планы.
  18. Фукс Е.Б. История российско-австрийской кампании 1799 г. под предводительством генералиссимуса князя Италийского, графа Александра Васильевича Суворова-Рымникского: в 3 ч. — СПб., 1825–1826. — Ч. 1. — [8], XXVII, 413 c.: карты; Ч. 2. — XXIX, 717 c.; Ч. 3. — ХХХХ, 668 с. 
  19. Песковский М.Л. А.В. Суворов его жизнь и военная деятельность. Биографический очерк. СПб., 1899.
  20. Ростунов И.И. Генералиссимус А.В. Суворов. М., 1989.
  21. Рассказы старого война о Суворове. М., 1847.
  22. Суворов-Рымникский. Наука побеждать. СПб., 1806.
  23. Суворов и флот // Русский инвалид, 1900. 3, 4, 5 мая.
  24. А.В. Суворов. Документы. В 4 т. / Под ред. Г.П. Мещерякова. М., 1949–1953.
  25. А.В. Суворов. Письма / Сост.– Лопатин В.С. М.: Наука, 1986. – 808 с.
  26. Эксплуатация суворовских побед // Военный сборник, 1902. № 9.
  27. Синельников П.С. Военно-теоретическое наследие А.В. Суворова / Дис. док. ист. наук. М., 1968.


Суворовские чтения

(комплекс мероприятий Министерства обороны Российской Федерации)

Популярное

Без знания прошлого нет будущего

Рубрики

Проекты

Никто не забыт, ничто не забыто!
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе
"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада
Военная безопасность России: взгляд в будущее, Российская академия ракетных и артиллерийских наук, РАРАН /Russia's military security: a look into the future, 2019, Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences
Московский морской кадетский корпус "Навигацкая школа"

Наши партнеры

научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Информрегистр НТЦ
Ассоциация научных редакторов и издателей, АНРИ
КиберЛенинка, CyberLeninka
"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN