Оккупационный режим

ОККУПАЦИОННЫЙ РЕЖИМ, организация «немецкого порядка» на оккупированной советской территории.

 

Ещё до Великой Отечественной войны в Германии началось создание «Восточного министерства» для управления захваченными территориями, с 17.7.1941 на основании распоряжения А. Гитлера «О гражданском управлении в оккупированных восточных областях» под руководством А. Розенберга было сформировано имперское министерство по делам оккупированных восточных территорий (см. Министерство восточных оккупированных территорий). В период войны в его ведении находились территории Белорусской, Украинской, Эстонской, Латвийской, Литовской ССР.

 

Министерству Розенберга подчинялись рейхскомиссариаты:  «Остланд» (центр – Рига), включавший территорию Прибалтийских республик СССР и большую часть Белоруссии (рейхскомиссар Г. Лозе);  «Украина» в который вошла территория Украины, за исключением нескольких областей Западной Украины, оказавшихся в составе Генерал-губернаторства, а также южную Белоруссию (рейхскомиссар Э. Кох).

 

Предусматривалось также создание рейхскомиссариатов: «Кавказ» (центр – Тбилиси), «Московия» (Центральная Россия до Урала), «Туркестан» (территория Средней Азии). Аппараты рейхскомиссариатов «Кавказ», «Московия» и «Туркестан» были сформированы в 1941, однако к работе приступили лишь некоторые административные органы на Кавказе и в Центральной России. Имели место так же и др. адм.-территориальные образования Третьего рейха на оккупированных территориях, где была предоставлена широкая автономия местным коллаборационистам.

 

Занятая немцами територия РСФСР находились под военным управлением главнокомандующего немецкими сухопутными войсками, командующих группами войск и армий. Молдавская ССР и некоторые районы юга Украинской ССР (т. н. Транснистрия) находились под управлением Румынии, часть Карело-Финской ССР была оккупирована финскими войсками. 

 

Германские рейхскомиссариаты «Остланд» и «Украина» в адм.-территориальном отношении состояли из генеральных округов, областей (гебитов), округов, районов, уездов, волостей, которые возглавляли генеральные, гебит- и районные комиссары.

 

Оккупированные области РСФСР не имели единой гражданской администрации и унифицированного управления. Практически все бывшие советские органы на оккупированной территории были распущены, общественные организации – запрещены. В городах создавались управы, в сельских районах – комендатуры. Вся полнота власти в районах (волостях) принадлежала соответствующим военным комендантам. В волостях назначались старшины (бургомистры), в деревнях и сёлах – старосты. Порядок в сельских районах обеспечивали полицейские, в крупных населённых пунктах – подразделения СС и охранные части. Наряду с нем. военными и административными органами власти существовали учреждения местного самоуправления с полицией. Для разбора уголовных и гражданских дел, не затрагивавших интересы герм. армии, действовали мировые суды.

 

Деятельность местных учреждений была направлена на исполнение приказов и распоряжений немецкого командования, осуществление политики и планов Гитлера в отношении оккупированного населения. Был введён строгий учёт местного населения, которое подлежало регистрации в полиции. Жителям запрещалось без разрешения властей покидать места постоянного проживания. Населению предписывалось беспрекословно выполнять установленные нем. нормы поставок мяса, молока, зерна, фуража и т. п. для германской армии. Кроме этого гитлеровцы в широких масштабах осуществляли угон на работы в Германию трудоспособного населения, в т. ч. молодёжи.

 

От жестоких условий оккупационного режима (голод, расстрелы, инфекционные заболевания) погибло ок. 4,1 млн. чел. Так же воплощалась немецкая программа экономического ограбления и систематической эксплуатации оккупированных вермахтом районов СССР (см. «Зеленая папка» Геринга, «Ост», «Ольденбург»).

 

Немцами были организованы политические школы – специальные учреждения по пропаганде и агитации. Публичные лекции на политические темы проводились в обязательном порядке на предприятиях и в организациях города и в сельской местности. Читались лекции и доклады через местное радиовещание. Школьное обучение было оставлено, но в гуманитарные предметы были внесены существенные изменения согласно нацистской идеологии (см. Нацизм). С учителями проводились собеседования в гестапо и организовывались двухнедельные политические курсы. В школах при церквах были организованы детские группы для обучения Закону Божьему.

 

На злодеяния и зверства оккупантов советский народ отвечал борьбой в тылу врага, организацией подполья на оккупированных территориях СССР.

 

Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ

Великая Отечественная война: 1943 год

(сетевая мини-энциклопедия юного патриота России)

 

Популярное

Без знания прошлого нет будущего

Рубрики

Проекты

Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе
"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада
Военная безопасность России: взгляд в будущее, Российская академия ракетных и артиллерийских наук, РАРАН /Russia's military security: a look into the future, 2019, Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences
Московский морской кадетский корпус "Навигацкая школа"

Наши партнеры

научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Информрегистр НТЦ
Ассоциация научных редакторов и издателей, АНРИ
КиберЛенинка, CyberLeninka
"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN