Оккупационный режим

ОККУПАЦИОННЫЙ РЕЖИМ, организация «немецкого порядка» на оккупированной советской территории.

 

Ещё до Великой Отечественной войны в Германии началось создание «Восточного министерства» для управления захваченными территориями, с 17.7.1941 на основании распоряжения А. Гитлера «О гражданском управлении в оккупированных восточных областях» под руководством А. Розенберга было сформировано имперское министерство по делам оккупированных восточных территорий (см. Министерство восточных оккупированных территорий). В период войны в его ведении находились территории Белорусской, Украинской, Эстонской, Латвийской, Литовской ССР.

 

Министерству Розенберга подчинялись рейхскомиссариаты:  «Остланд» (центр – Рига), включавший территорию Прибалтийских республик СССР и большую часть Белоруссии (рейхскомиссар Г. Лозе);  «Украина» в который вошла территория Украины, за исключением нескольких областей Западной Украины, оказавшихся в составе Генерал-губернаторства, а также южную Белоруссию (рейхскомиссар Э. Кох).

 

Предусматривалось также создание рейхскомиссариатов: «Кавказ» (центр – Тбилиси), «Московия» (Центральная Россия до Урала), «Туркестан» (территория Средней Азии). Аппараты рейхскомиссариатов «Кавказ», «Московия» и «Туркестан» были сформированы в 1941, однако к работе приступили лишь некоторые административные органы на Кавказе и в Центральной России. Имели место так же и др. адм.-территориальные образования Третьего рейха на оккупированных территориях, где была предоставлена широкая автономия местным коллаборационистам.

 

Занятая немцами територия РСФСР находились под военным управлением главнокомандующего немецкими сухопутными войсками, командующих группами войск и армий. Молдавская ССР и некоторые районы юга Украинской ССР (т. н. Транснистрия) находились под управлением Румынии, часть Карело-Финской ССР была оккупирована финскими войсками. 

 

Германские рейхскомиссариаты «Остланд» и «Украина» в адм.-территориальном отношении состояли из генеральных округов, областей (гебитов), округов, районов, уездов, волостей, которые возглавляли генеральные, гебит- и районные комиссары.

 

Оккупированные области РСФСР не имели единой гражданской администрации и унифицированного управления. Практически все бывшие советские органы на оккупированной территории были распущены, общественные организации – запрещены. В городах создавались управы, в сельских районах – комендатуры. Вся полнота власти в районах (волостях) принадлежала соответствующим военным комендантам. В волостях назначались старшины (бургомистры), в деревнях и сёлах – старосты. Порядок в сельских районах обеспечивали полицейские, в крупных населённых пунктах – подразделения СС и охранные части. Наряду с нем. военными и административными органами власти существовали учреждения местного самоуправления с полицией. Для разбора уголовных и гражданских дел, не затрагивавших интересы герм. армии, действовали мировые суды.

 

Деятельность местных учреждений была направлена на исполнение приказов и распоряжений немецкого командования, осуществление политики и планов Гитлера в отношении оккупированного населения. Был введён строгий учёт местного населения, которое подлежало регистрации в полиции. Жителям запрещалось без разрешения властей покидать места постоянного проживания. Населению предписывалось беспрекословно выполнять установленные нем. нормы поставок мяса, молока, зерна, фуража и т. п. для германской армии. Кроме этого гитлеровцы в широких масштабах осуществляли угон на работы в Германию трудоспособного населения, в т. ч. молодёжи.

 

От жестоких условий оккупационного режима (голод, расстрелы, инфекционные заболевания) погибло ок. 4,1 млн. чел. Так же воплощалась немецкая программа экономического ограбления и систематической эксплуатации оккупированных вермахтом районов СССР (см. «Зеленая папка» Геринга, «Ост», «Ольденбург»).

 

Немцами были организованы политические школы – специальные учреждения по пропаганде и агитации. Публичные лекции на политические темы проводились в обязательном порядке на предприятиях и в организациях города и в сельской местности. Читались лекции и доклады через местное радиовещание. Школьное обучение было оставлено, но в гуманитарные предметы были внесены существенные изменения согласно нацистской идеологии (см. Нацизм). С учителями проводились собеседования в гестапо и организовывались двухнедельные политические курсы. В школах при церквах были организованы детские группы для обучения Закону Божьему.

 

На злодеяния и зверства оккупантов советский народ отвечал борьбой в тылу врага, организацией подполья на оккупированных территориях СССР.

 

Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ

Великая Отечественная война: 1943 год

(сетевая мини-энциклопедия юного патриота России)

 

От редакции

Уважаемыe авторы!

Продолжается набор материалов в очередной номер сетевого научного издания "Наука. Общество. Оборона". 

Правила представления рукописей см. в разделе "Авторам

 

Популярное

Россия, история, 2000 - 2014
Трамп, Путин, США, Россия, угрозы, безопасность
Крым, Севастополь, воссоединение с Россией, перспективы развития
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе

Рубрики

"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада

Наши партнеры

"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

Крымский военно-исторический интернет-портал
научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Яндекс.Метрика
Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN