Суворовское наследие и современная Российская армия

Генерал армии 

Лобов Владимир Николаевич,

основной доклад на военно-научной конференции,

посвященной 285-летию со дня рождения генералиссимуса А.В. Суворова 

Уважаемые генералы и адмиралы! 

Товарищи офицеры и курсанты! Дамы и господа!


Более двух столетий отделят нас от суворовской эпохи, в которой проходила жизнь и боевая деятельность военного гения России. Суворов был редким по одаренности полководцем, каких мало знала военная история. Александр Васильевич стал одним из основопо-ложников отечественного военного искусства. Его полководческий талант вырос на основе сочетания выдающихся природных дарований, разностороннего личного боевого опыта, глубоких военно-научных знаний и веры в моральные, деловые и боевые качества русского солдата.


Классикой военного искусства стали не имеющий аналогов в мировой истории штурм крепости Измаил, Итальянский и Швейцарский походы Суворова. В 1899 г. на торжественном заседании в Ни-колаевской Академии Генерального Штаба, посвященном 100-летию присвоения Суворову звания генералиссимуса, начальник Академии генерал-лейтенант Н.Н. Сухотин отмечал: «…Наименованием «по-суворовски» окрещаются все подвиги русского воина, везде, повсю-ду, где было, торжество русского оружия, где был победный празд-ник русского воинского духа, там призывалось присутствие духа Суворова…» 


Путь Суворова к вершинам полководческой славы был труден и долог. Родился Александр Васильевич 24 ноября 1730 г. (по новому стилю) в семье военного. Действительную службу начал для той эпохи поздно, в 18 лет капралом лейб-гвардии Семеновского полка. Через шесть лет получил чин поручика. Отличился в Семилетней войне 1756–1763 гг., брал Берлин, начальствовал над казачьими от-рядами и в конце войны командовал Тверским драгунским полком. После окончания войны шесть лет командовал Суздальским пехотным полком, сделав его по боевой выучке одним  из лучших в русской армии. Как командир пехотной бригады, отличился в Польше, воюя против барских конфедератов. В 39 лет производится в генерал-майоры.


В Первой Екатерининской турецкой войне 1768–1774 гг. Суворов вписал в свою биографии две блестящие победы под Туртукаем, у Гирсово и при Козлуджи. Войска под его командованием не раз форсировали Дунай. В эту войну командовал рядом дивизий, стал генерал-аншефом. Суворовская полководческая звезда взошла в хо-де Второй Екатерининской турецкой войны 1787–1791 гг. В сокровищницу отечественного военного искусства вошли блестящие су-воровские победы у Фокшан и на реке Рымник. В 1789 г. ему было пожаловано почетное проименование «Рымникский». Подлинной же вершиной славы военного гения России стал Измаильский штурм. За штурм варшавского предместья Прага он был произведен в генерал-фельдмаршалы


Венцом полководческой биографии Суворова-Рымникского стал 1799 г. с его Итальянским и Швейцарским походами. Им были разгромлены французские армии в сражениях на реках Адда и Треббия и при городе Нови. Затем последовал героический прорыв суворовских войск через заснеженные швейцарские Альпы. В Отечество Суворов вернулся генералиссимусом всех российских войск.

Российские военные историки подсчитали, что Александр Васильевич Суворов, прослуживший в русской армии более 50 лет,  провел 20 походов, свыше 60 сражений и боев, из которых всегда выходил победителем над войсками Пруссии и Турции, Франции и Польши. Примечательно, что почти всегда противник имел численное преимущество, порой подавляющее. Войска под его командованием в качестве трофеев захватили 609 знамен, 2670 орудий и взяли более 52 тысяч пленных.


Суворов создал свою полководческую школу. В Отечественной войне 1812 года участвовало 550 генералов разных рангов. 102 из них участвовало в войне с наполеоновской Францией в 1799 – 1800 годах. Почти все они воевали под суворовскими знаменами в Итальянском и Швейцарском походах. Среди учеников военного гения России мы знаем П.И. Багратиона и А.И. Горчакова, П.А. Шувалова и И.В. Сабанеева, К.Ф. Толя и Д.М. Волконского. И, конечно же, победителя императора Наполеона I в «грозу 12-го года» генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова (Голенищева-Кутузова-Смоленского).


Гениальный полководец смело и решительно ломал отжившие свой век принципы стратегии и тактики второй половины XIX века, утверждая в боевой практике новые формы и способы вооруженной борьбы. Его новаторские взгляды на обучение и воспитание войск, намного опережали свою эпоху. Патриотизм, уважение к личности русского солдата снискали ему исключительную, поистине народную популярность, даровали ему бессмертие национального героя.


Суворов не оставил после себя больших военно-теоретических трудов. Небольшие по объему произведения «Наука побеждать» и «Суздальское полковое учреждение», которые были разработаны с учетом правильного понимания природы войны и боя, особенностей рекрутского комплектования армии, моральных и физических качеств русского солдата, представляли собой синтез самой передовой мысли той эпохи. «Наука побеждать», законченная в 1795 г., при жизни полководца издана не была и ходила в русской армии в рукописном виде. Напечатана же впервые была в 1806 г.


Изучение военно-теоретического наследия великого полководца, его практической деятельности по воплощению в жизнь новых принципов вооруженной борьбы, анализ многочисленных кампаний, походов и сражений позволяют выделить наиболее яркие черты его полководческого таланта, то новое, что в военном деле мы связываем с именем Суворова.


В стратегии – это активные наступательные действия в любой обстановке; стремление в одном генеральном сражении с помощью массированного удара в наиболее уязвимое место с последующим преследованием уничтожить живую силу неприятеля. И тем самым добиться полной победы.


В тактике – использование преимущества внезапного удара, для чего широко применялись беспрецедентные в военной истории марш-броски на дальние расстояния; тщательное изучение всех слабых сторон противника; постоянное стремление к сохранению инициативы атакующей стороны.


В обучении войск – сочетание жесткой воинской дисциплины с уважением к личности солдата, поощрение личной инициативы, то есть осмысленного и сознательного отношения человека к воинской службе; создание в ходе учебы условий, максимально приближенным к боевым. Общие принципы и методика обучения и воспитания войск находятся в полном соответствии с тактическими взглядами Суворова и составляют единое стройное целое. Все элементы обучения связаны в том гармоничном сочетании, которое дает законченную полноту боевой подготовки войск при соблюдении основного принципа: учить тому, что требуется на войне.


Опираясь на национальные чувства русского солдата, воспитывая в нем сознание воинского долга, Суворов стремился выработать в подчиненных солдатах и офицерах такие чувства, как инициатива, находчивость, сообразительность, частный почин. Широко известно суворовское изречение: «Каждый воин должен понимать свой маневр».


Несовместимыми требованиями к солдату и офицеру Суворов считал: бестолковость, безынициативность, боязнь ответственности, равнодушие, казенное отношение к делу и объединял их в собирательный тип «немогузнайки». «Проклятую немогузнайку» Суворов объявлял язвой для армии.


Как отмечал один из исследователей военно-исторического наследия великого полководца С.Г. Лукирский: «Военная наука… признала учение А.В. Суворова гениальным и всегда практически приложимым к делу войны».


В многовековой военной истории редкий полководец имел такое количество убедительных побед, как генералиссимус Суворов. Сущность «Науки побеждать» ее автор предельно кратко изложил в трех принципах – глазомер, быстрота, натиск.


«Первое – глазомер: как в лагерь стать, как идти, где атаковать, гнать и бить». В прямом толковании это означает оценку обстановки начальником в результате проведенной на местности личной разведки. Этот принцип рассчитан на самостоятельность и личную инициативу младших командиров, способных действовать на любой, в том числе пересеченной и закрытой, местности. По  Суворову – «сам-четверт ефрейтор тот же генерал».


В соответствии с суворовским глазомером, нужно было не дать неприятелю время на маневрирование, использовать допущенные им ошибки и побеждать его смелым сильным ударом по наиболее слабому месту в обороне.


Но подобной военной сметкой обладает лишь тот из командиров, кто тщательно изучает противника: его тактику, состав, вооружение, слабые стороны.


Суворов всегда серьезно относился к любому противнику на войне. Одним из важнейших его требований было: «Не презирай ни-когда неприятеля своего, каков бы он ни был». 


Эти суворовские заветы вошли во все уставы и учебники военного дела. От воинов Вооруженных сил России требуется знать вероятного противника, использовать его слабые стороны и уметь выбирать направление главного удара.


«Глазомер» по Суворову создавал основу для принятия решения и последующих действий. «Быстрота» и «натиск» в походе на врага обеспечивали успех задуманной операции. Суворов, как никто другой, понимал и ценил фактор времени на войне: «Деньги дороги, жизнь человеческая еще дороже, а время дороже всего». 


Суворов требовал быстроты от своих войск при любых условиях и в любое время – на марше и при подготовке к бою, в самом сражении и при преследовании отступающего противника. На войне «время дороже всего», не уставал внушать он войскам и в мирные дни, и в ходе военных кампаний.


Знаменитые суворовские марш-броски, когда войска под его командованием по бездорожью, в любое время года делали 40-километровые переходы в сутки, стали нормой для полководца. Для сравнения скажем, что «уставной» переход в то время не превышал 20 – 25 км в сутки.


Хрестоматийным стал пример, когда в Северной Италии, в необычайно жаркие июньские дни 1799 г. суворовские войска совершили, казалось бы, невозможное, пройдя 80 верст от Александрии к реке Тидоне всего за 36 часов.


В том случае, когда было важно  быстрее подойти к полю боя (например, в сражении на реке Треббии), Суворов требовал максимального напряжения сил и уже не считался ни с какими маршевыми потерями, лишь бы своевременно бросить в бой хотя бы часть сил – остальные подойдут. Суворовская схема походного движения, данная в «Науке побеждать», обеспечивала скорость движения и сохраняла силы солдата: «по сей быстроте и люди не устали».


Быстрота движения была нужна Суворову как средство упреждения противника, как средство тактической внезапности и захвата инициативы в бою. Тактическую внезапность, как имеющую огромный моральный эффект, Суворов считал залогом успеха, восполняющий численный недостаток сил, который почти всегда сопутствовал Суворову. В «Науке побеждать» он ярко и образно разъяснял значение внезапности: «Неприятель нас не чает,  считает нас за сто верст, а коли издалека, то в двух и трех стах и больше. Вдруг мы на него как снег на голову. Закружится у него голова. Атакуй, с чем пришел, чем бог послал! Конница, начинай! Руби, коли, гони, отрезывай, не упускай!»


Внезапности Суворов достигал не только быстротой и скрытностью передвижения своих войск, но и появлением их в самом неожиданном для противника месте. Во время Итальянского похода весной 1799 г. водная преграда – река Адда – была форсирована войсками союзников – русских и австрийцев – в чрезвычайно не-удобном для наведения понтонов месте. Застигнутые врасплох войска французской армии генерала Ж.В. Моро поддались панике, что наполовину обеспечило атакующим успех в сражении.


Быстрота и внезапность только подготовляют условия для натиска. Натиск, или стремительный, сокрушающий удар пехоты и конницы, совершаемый с полным напряжением всех сил и завершающийся преследованием до полного разгрома, решает исход боя. В понятие натиска Суворов вкладывает и моральное содержание – неудержимый порыв вперед, веру в силу своего оружия, чувство коллектива («нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет») и тактико-техническое содержание: техника действия «холодным ружьем» в разных видах атаки. В суворовском натиске заключено ядро его «смелой нападательной тактики», активной наступательной стратегии, ставившей уничтожение армии противника главной задачей войны, а бой – основным средством решения этой задачи. 


Ярким примером суворовского натиска может служить Швей-царский поход, когда русские войска в сентябре 1799 г., преодолев все трудности и невзгоды войны в горах, прорвались в тяжелых боях через главный Альпийский хребет. Сам Суворов охарактеризовал Швейцарский поход краткой, но емкой фразой: «Русский штык про-рвался сквозь Альпы».


Полководец Суворов-Рымникский требовал решительных и стремительных действий, сосредоточения всех сил для разгрома противника. «Натиск и удар решает битву…» - наставлял подчиненных ему военачальников великий воитель. Этот суворовский посту-лат также остается незыблемым и в наше время. 


Отличительной чертой тактических приемов Суворова – видов маневра, построения боевых порядков,  размещения в них родов войск и т.д. – является их конкретность, отсутствие всякого шаблона, учет всех элементов обстановки, в первую очередь противника. «Наука побеждать», впитавшая в себя многолетний боевой опыт борьбы с различными противниками, учит этой конкретности и гиб-кости. Основное, чему учит руководствоваться «Наука побеждать», - выбор слабого пункта у противника: «в крыло, которое слабее». Но и это не шаблон. Может случиться, что придется атаковать и «креп-кое» крыло и центр.


Прошло более двух столетий, полных для нашего Отечества военными событиями. Его Вооруженным силам пришлось выдержать не одно историческое испытание. И всегда в боевой и мирной жизни армии и флота зримо было видно суворовское наследие. 


В Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. одна из крупнейших наступательных операций – Смоленская операция (август – октябрь 1943 г.) носила кодовое название «Суворов». В ходе ее армии Западного фронта генерал-полковника В.Д. Соколовского и левого крыла Калининского фронта генерал-полковника А.И. Еременко почти за два месяца тяжелых боев продвинулись вперед на 200 – 250 км в полосе шириной до 400 км. Был освобожден город Смоленск, советские войска вступили на землю Белоруссии. Операция «Суворов» способствовала успешному наступлению войск других фронтов в Курской битве. 


В годы Великой Отечественной войны был учрежден полководческий орден имени А.В. Суворова трех степеней.


Анализ развития отечественного военного дела и военной науки показывает, что на всех этапах государственности источником их преобразований является исторический опыт. 


С этих позиций мы и должны рассматривать сущность и содержание принципов, изложенных Суворовым в «Науке побеждать» предельно кратко – «глазомер», «быстрота», «натиск», играющих ключевую роль в формировании понятийного аппарата военной науки и военного искусства, образующих теоретический базис основ строительства и применения Вооруженных сил.


И если говорить об их творческом применении в современных условиях, то они как нельзя лучше были продемонстрированы в действиях не только высшего государственного руководства и военного управления, но и каждого из участников событий в Крыму в 2014 г. и сейчас в Сирии. Это относится, прежде всего, к принятию решений о действиях группировки Воздушно-космических сил и нанесения массированного удара крылатыми ракетами силами Каспийской флотилии. Объективность анализа военно-политической обстановки в мире и регионе, тщательная подготовка сил и средств, решительность и быстрота, с которыми проводились эти военно-политические акции, вызывают чувство справедливости, обоснованности и восхищения у всех здравомыслящих людей, и предельно жесткое негодование потенциальных противников.


Военное искусство не приемлет застывших форм и способов военных действий. На его развитие оказывают влияние многие факторы: социально-политические, экономические и собственно военные. При этом определяющее значение имеет появление новых или качественное изменение прежних средств вооруженной борьбы. Анализ эволюционного процесса теории отечественного военного искусства показывает, что оно развивалось неравномерно. 


Изменения в военно-политическом и оперативно-стратегическом содержании военных конфликтов, в том числе и вооруженной борьбы, происходящие буквально на наших глазах, ускоряющейся военно-технический прогресс, вносящий существенные коррективы в формы и способы ведения всех видов военных действий вовсе не отрицают сущности принципов суворовской «Науки побеждать». Естественно, речь идет не о буквальном их переносе в теорию и практику строительства отечественных Вооруженных сил. Эволюция внутреннего содержания этих принципов, их более расширительное, современное толкование происходит постоянно.


Наши наставления, боевые уставы, другие руководящие доку-менты не ограничивают научную работу по вопросам военного искусства. Теоретическая мысль свободна в исследовательском процессе. Источником развития искусства ведения военных (боевых) действий является противоречие между теоретическими положения-ми и реальной практикой военного дела. 


Преимущество в бою, сражении, операции может быть достигнуто, несмотря на неравенство сил и средств, которое не будет иметь решающего значения при искусном ведении боевых действий, при умелом использовании боевых средств, высоком интеллектуале командного состав, моральной стойкости личного состава. Наша задача обучить и воспитать таких воинов.

Выражаю уверенность в том, что мы преодолели кризисные явления в обучении, воспитании и подготовки командных кадров периода середины 1990-х – начале 2000-х годов, когда наиболее характерным в этом процессе была подготовка «командира-ремесленника».


Общепризнанно, что на всех этапах развития государственности, военного искусства и военной науки основным их источником был и остается исторический опыт. Без его осмысления и теоретического освоения, усвоения уроков военного прошлого невозможно объяснить текущее состояние военно-научных знаний, а тем более прогнозировать основные направления их развития в будущем. В последующих выступлениях, надеюсь, эти вопросы будут рассмотрены более подробно.


Военный гений России генералиссимус Александр Васильевич Суворов оставил потомкам в наследие не только заповеди и наставления по военному делу, понимание высокого военного искусства, лежащие в основе положений многих современных уставов и инструкций. Он оставил нам яркий жизненный пример и образец высокого воинского профессионализма, преданности интересам Отечества, полководческого мастерства и умения обучать и воспитывать войска.


Образ Суворова может и должен стать достойным примером и нравственным ориентиром для современных офицеров, обеспечив тем самым историческую преемственность в деле решения задач, возложенных на Вооруженные Силы современной России. 

Суворовские чтения

(комплекс мероприятий Министерства обороны Российской Федерации)

Популярное

Без знания прошлого нет будущего

Рубрики

Проекты

Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе
"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада
Военная безопасность России: взгляд в будущее, Российская академия ракетных и артиллерийских наук, РАРАН /Russia's military security: a look into the future, 2019, Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences
Московский морской кадетский корпус "Навигацкая школа"

Наши партнеры

научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Информрегистр НТЦ
Ассоциация научных редакторов и издателей, АНРИ
КиберЛенинка, CyberLeninka
"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN