Русский охранный корпус, РОК
Belkov A.N.,
candidates for a degree
candidate of historical sciences
DOI: 10.24411/2311-1763-2013-00011
"В борьбе за историческую Россию...". Издание Русского охранного корпуса "Наши Вести"
"In the struggle for historical Russian ...". Russian edition of security corps "Our News"
Аннотация. В статье показана история журнала Союза бывших чинов Русского охранного копуса «Наши Вести» от зарождения в лагере для военнопленных до прекращения выхода в 2001 году.
Ключевые слова: история, коллаборационизм, А.А. Власов, Русский охранный корпус, «Наши Вести», полковник А.И. Рогожин, С.В. Волков.
Summary. In this article is showed the history of Russian protective corps Union last members «Our news» since the birth in POWs camp till termination of edition.
Keywords: history, collaborationism, A.A.Vlasov, Russian protective corps, «Our news», colonel A.I. Rogozhin, S.V. Volkov.
В годы Второй мировой войны практически во всех странах – участниках имело место движение коллаборантов, в котором по тем или иным причинам люди с оружием в руках открыто или только на словах выступили против своего государства на стороне врага. Не обошлось без таких людей и в среде русских. Хотя, некоторым особняком, в рядах гитлеровских пособников стоит так называемый Русский охранный корпус (РОК) или как сами участники этого соединения официально использовали написание в русской дореформенной орфографии: Русскій Корпусъ (а в частном, разговорном порядке просто «Корпус»). Дело в том, что Корпус практически полностью был укомплектован белыми эмигрантами и их детьми, которые никогда не имели советского гражданства и крайне враждебно относились к большевистской власти.
РОК насчитывал около 17 тыс. человек и принимал участие в боях против коммунистических партизан Иосипа Броз Тито в Югославии, и лишь в 1944 году, прикрывая отход немцев из Греции, принимал участие в боях против регулярных частей Красной армии. А зимой 1944-45 после встречи командующего Русской освободительной армии (РОА) А.Власова с командиром Корпуса Б.Штейфоном последний был включен в состав РОА, и уже приказом заместителя командира Корпуса «от 16 февраля (1945 года), чины Корпуса нашили нарукавные знаки «РОА» [9, с. 277].
30 апреля 1945 года Б.Штейфон умер, а Русский корпус возглавил полковник Анатолий Иванович Рогожин [9, с. 277-278]. Он вывел Корпус в Австрию, где тот сдался британским войскам 12 мая 1945 года. После сдачи чины корпуса находились в лагере Клагенфурт, в котором в первый же день плена начал выходить информационный листок под названием «Наши вести».
Вот, как описывает это событие инициатор этого издания полковник (оберст) А. Рогожин: «Я отдавал себе отчет, насколько важным было сразу взять людей в руки и занять их каким-либо делом и не давать времени оставаться со своими тяжелыми мыслями. Штаб Корпуса немедленно развернул свою работу, и тут же на земле заработали пишущие машинки. Радиостанция быстро наладила прием вестей на всех знакомых языках, переводчики сейчас же переводили это на русский язык, и с тех пор мы имели всегда информации о том, что происходило в мире. Это, собственно, и есть начало существования «Наших Вестей»….» [9, с. 365].
И все же, несмотря на столь авторитетное заявление даже в самой редакции «Наших Вестей» со временем появились разные даты выхода в свет первого номера издания. Так журнал № 381 за октябрь-декабрь 1980 года по этому поводу пишет: «5 ноября 1945 года в «Белом русском лагере Келлерберге» в Каринтии (Австрия) вышел первый номер лагерного бюллетеня «Наши Вести», целью которого было – держать в курсе мировых событий население лагеря – б. чинов Русского Корпуса и их семьи, и живущих вблизи русских людей.» [3, с. 5] Хотя уже через пять лет в юбилейном 400-м выпуске, в сентябре 1985 года, в статье «К юбилею «Наших Вестей»» Н.Протопопов (являлся редактором издания на тот момент) сообщает: «Наш юбилей – 40-летие «Наших Вестей» - особый юбилей уже потому, что он совпадает с таким же юбилеем организации – Союза чинов Русского Корпуса, - в лоне которой он официально увидел свет 1 ноября 1945 года». [5, с. 20] И тут же в сноске оговаривается, что: «Фактически же «Наши Вести» родились 14 мая 1945 года в буквальном смысле «под елочками», в лесу, на окраине австрийского города Клагенфурта. Там были биваком расположены части и подразделения Русского Корпуса, за два дня до того сдавшие оружие английским гренадерам. В тот день вышел информационный листок, единственный из многочисленных печатных органов послевоенного времени, выходившего потом ежедневно в течение шести с половиной лет». [5, с. 20] Таким образом, мы можем заключить, что вероятнее всего «Наши Вести» вышли в первые дни после капитуляции Корпуса, в лагере Клагенфурт и до официального роспуска соединения были его печатным органом.
После длительных переговоров с англичанами, допросов полковника А.Рогожина и командования соединения 1 ноября 1945 года чины Корпуса были демобилизованы, а сам Корпус распущен приказом своего командира № 129 от 1.10.1945 года [9, с. 392-394]. Второй параграф этого приказа утверждал Временное Положение о Союзе бывших чинов Русского Корпуса [9, с. 394], в который и вошли бывшие подчиненные А.Рогожина. С этого же дня теперь уже бывшие чины Корпуса перемещаются в лагерь Келлерберг (как называли его сами корпусники «Второй Галлиполи» или Белый Русский лагерь). Здесь выпуск «Наших Вестей» был продолжен, пока бывшие чины Корпуса не были расселены по странам Старого и Нового света, а лагерь Келлерберг закрыт.
Все время выхода «Наших Вестей» в лагере со стороны англичан была крайне жесткая цензура. По содержанию издание представляло собой лишь перевод радионовостей иностранных передач и перепечатка статей из официальных изданий, так как материалы собственного написания были фактически под запретом. Одной из причин такой политики британцев было обусловлено желанием советских властей, чтобы им выдали пленных чинов Корпуса, однако англичане отказали, мотивируя это тем, что большинство служивших в РОК никогда не были советскими гражданами. Но комиссия по репатриации была недовольна такими ответами и приводила многочисленные доводы в свою пользу.
Вот, как впоследствии описаны те события в одном из номеров журнала: «13 июля 1949 года начальник зоны англичан Монтгомери вызвал к себе в Клагенфурт редакторов издававшихся в лагере печатных изданий – ежедневной газеты-бюллетеня «Наши Вести» А.А. Новроцкого и журнала «На рубеже» В.М. Маркевича – и сообщает им, что советская миссия заявила Верховному комиссару в Австрии генералу Голлоуэй протест по поводу того, что в лагерных печатных органах будто бы появились нападки на Советский Союз и на советских офицеров. Монтгомери спросил А.А. Новроцкого, помещают ли «Наши Вести» статьи редактора или других авторов? Тот ответил отрицательно, указав, что источниками информации служат радиопередачи БиБиСи, «Голоса Америки» и др. станций, а также австрийские и иностранные органы прессы... Монтгомери напомнил, что «Наши Вести» предназначены для внутрилагерного пользования, а между тем, их можно найти в Вейдманнсдорфе, и объявление о них висит даже у самого входа в помещение советской миссии. А.А Навроцкий объяснил, что объявление повешено там без ведома редакции и что подписчиками вне лагеря являются только бывшие жители лагеря, которые, из-за недостаточного знакомства с немецким языком лишены возможности читать австрийские газеты. На это Монтгомери ответил, что он не против того, чтобы «Наши Вести» высылались подписчикам вне лагеря, но он настаивает на том, что в них не должны иметь место антисоветские выступления». [4, с. 16] Редактор журнала «На рубеже» В.М. Маркевич оказался менее сговорчивым и на замечания о недопустимости статей публикаций собственных статей, да еще и антисоветского содержания стал возражать, что и привело к закрытию его издания. «Наши Вести» продолжили свой выход, вот что по этому поводу писал Монтгомери Рогожину: «…нет возражений против изданий ежедневной газеты («Наши Вести»), печатаемой в Вашем лагере, если она будет помещать статьи только из существующих разрешенных печатных изданий». [4, с. 16]
Нейтральное название издание тоже получило в силу объективных причин: «в самом названии этого печатного органа, – потом напишет Н.Н. Протопопов, – отражена вся сложность и трудность условий беженской жизни того времени – лагерное начальство вынуждено было дать ему другое, более соответствующее… название». [4, с. 16] В таких условиях издание просуществовало до 5 декабря 1951 года. Всего на Австрийской земле вышло 2237 номеров, редакторами последовательно были К.П. Стрижак, А.А. Навроцкий и И.И. Мухин. [4, с. 16]
После переезда полковника А.И. Рогожина и его «штаба», который состоял из одного лишь секретаря Союза чинов Русского Корпуса – есаула Дмитрия Петровича Вертепова, в Нью-Йорк (на ферму Толстовского Фонда), возникла потребность во внутрисоюзной связи бывших корпусников. И последний командир Корпуса поручил Дмитрию Петровичу наладить выпуск союзного органа «Наши Вести». [1, с. 3]
Д.П. Вертепов не имея ни специального образования, ни опыта работы в печатных изданиях, все же приступил к работе. «И вот, через три недели по прибытии в США, т.е. 1 февраля 1952 года, появляется уже не листок, а 6-страничный ротаторный бюллетень, выходивший два раза в неделю». [1, с. 3] В это время журнал выглядел весьма скромно – это было издание объёмом всего в 10-12 страниц, без каких-либо иллюстраций. Макет набирается на пишущей машинке, а сам журнал печатался на ротаторе. Тем не менее, именно в это время закладывались принципы издания, его основные рубрики и формировался авторский коллектив.
С 1955 года «Наши Вести» получили иллюстрированную обложку, на которой из номера в номер печатались фотографии, запечатлевшие эпопею Русского Корпуса. Большинство материалов журнала также иллюстрировали боевой путь Корпуса, послевоенную жизнь корпусников и деятельность Союза чинов Русского Корпуса. С первых же номеров красной нитью в журнале проходила его идейная непримиримость к коммунистическим идеям вообще и советскому строю в первую очередь. Декларировалась верность идеалам и принципам Белого движения. Вот какую оценку «Нашим Вестям» дал в 1956 году редактор известного в эмиграции журнала «Православная Русь» архимандрит Константин (Зайцев): «Журнал «Наши Вести» – не просто литературное предприятие. Это – орган бытовой организации, духовно спаявший в борьбе за Историческую Россию, в борьбе не на жизнь, а на смерть. Скромный, на ротаторе издаваемый самоотверженным Д.Вертеповым, листок есть неустанное напоминание и себе и другим о том "кровном", что объединяет бойцов в прошлом, и что делает их бойцами и в будущем. … Это не литературный орган (журнал «Наши Вести». - Прим. автора) и не проводник идейной программы. Это живая летопись прошлого и настоящего важного жизненного ядра Зарубежной России. Часто видим мы растрачивание прекрасной русской культуры – пусть в формах и блистательно-привлекательных. Здесь же идёт сберегание и накопление. Здесь, пусть и под чужим небом – русская земля. Помоги Бог взойти на ней доброму семени во много-много крат» [8].
К 1957 году издание переходит на 16-ти полосный формат, типографское издание и выходит ежемесячно. В принципе, примерно с этого времени журнал и приобрел тот внешний вид, в котором и продолжил свое дальнейшее существование. В это время кроме воспоминаний о Корпусе в «Наших Вестях» публикуются большие материалы по военной истории императорской армии, переходящие на несколько номеров: «Стодвадцатилетие славной обороны Севастополя», «Черноморский флот в Кавказскую войну» и другие. Освещаются вопросы Гражданской войны. Публикуются материалы по военной науке, формируется военный отдел, в котором активно работает известный военный теоретик, Генерального штаба полковник, фактически последний начальник штаба Корниловской ударной дивизии Евгений Эдуардович Месснер. В свое время он был редактором корпусной газеты «Ведомости Охранной Группы». Практически в каждом номере его теоретические статьи и небольшие обзоры текущих военно-политических событий. Сотрудничал с журналом и бывший его редактор в Келлерберге А.А. Навроцкий. На страницах издания печатается антисоветская публицистика, в которой зачастую критика советского строя отталкивается от статей и материалов официальных изданий СССР, в том числе и военных. В 1963 году издательство «Наши Вести», под редакцией Д.П. Вертепова, выпустило книгу под названием «Русский Корпус на Балканах во время II Великой войны 1941–1945 гг. Исторический очерк и сборник воспоминаний сторонников» (в 2008 году эта работа была переиздана в Москве издательством «Вече» под укороченным названием «Русский Корпус на Балканах 1941–1945 гг.»). Помимо этого, практически каждый номер «Наших Вестей» не обходился без некрологов. С каждым годом все больше и больше бывших чинов Корпуса уходило на тот свет. Так 6 апреля 1972 года скончался полковник А.И. Рогожин, а затем, 28 февраля 1976 г., в нью-йоркской больнице скончался и полковник Д.П. Вертепов [В 1974 году Д.П. Вертепов "в воздаяние многолетних трудов по сохранению родной части и исключительно жертвенной патриотической и высоко полезной деятельности в Союзе чинов Русского Корпуса" был произведён в чин войскового старшины с переименованием в полковники по Гвардии (Приказ полк. Щербакова № 108 Дивизиону Собственного Е.И.В. Конвоя от 11 ноября 1974 г.). В эмиграции производства в первый и последующие офицерские чины были возможны по трём линиям: по Русскому Обще-Воинскому Союзу, по линии Казачьих Войск (приказом Войскового Атамана) либо по линии Российского Императорского Дома. Д.П. Вертепов был произведён в чин полковника Великим Князем Владимиром Кирилловичем].
Всего Дмитрий Петрович выпустил 356 номеров и подготовил 357, но выпустить его не успел. «И вот снова перед нами пример чувства долга и ответственности…шт.-ротмистр И.В. Лабинский, никогда к печатанию отношения не имевший, берет на себя выпустить незаконченный номер журнала. Честь и слава Игорю Викторовичу, а так же подпоручикам А.П. Редькину (экспедиция) и А.Б. Иордану (финансовая часть) и всем помогавшим им в деле издания предыдущего номера «Наших Вестей», [1, с. 3] – так благодарил своих предшественников уже новый редактор журнала Николай Николаевич Протопопов в № 358 за апрель, май, июнь 1976 года.
В первом номере после смерти Д.П. Вертепова он (Протопопов) писал: «Итак, журнал ДОЛЖЕН выходить и дальше, – в этом ни у кого из нас не может быть никаких сомнений…Новый состав Редакции делает все, что в наших скромных силах, чтобы наладить бесперебойный, аккуратный (и дешевый, т.к. дороговизна губит многие печатные издания) выход журнала, как это и было все почти четверть века его существования в США под редакцией Д.П. Вертепова». [1, с. 3-4] Таким образом, Николай Николаевич подвел некоторые итоги деятельности «Наших Вестей» и обозначил дальнейший курс развития журнала. Тут необходимо отметить, что после смерти Д.П. Вертепова издание поменяло не только редактора, но и место дислокации. В начале марта 1976 года после совещания с членами правлений четырёх отделов Союза чинов Русского Корпуса полковник А.М. Лекторский (на тот момент председатель Союза) принял решение перенести редакцию с Восточного побережья Америки на Западное, в штат Калифорния (сначала журнал выходит в городе Сан-Франциско, а с середины 1980 года – в Монтерее, позднее – в Санта-Розе) – один из крупнейших центров русской эмиграции в США, где активно действовал многочисленный и относительно молодой по составу Отдел Союза чинов Русского Корпуса. Итак, издание перешло в относительно «молодые руки». Новый редактор принадлежал ко второму поколению русской эмиграции. Он родился в Королевстве СХС (так тогда называлась Югославия), в семье офицера, участника Белого движения есаула Н.Н. Протопопова. Учился в русских кадетских корпусах, Русской гимназии в Белграде, югославском военном училище. Во время Второй мировой войны, вместе с отцом и младшим братом он добровольцем вступил в ряды Русского Корпуса. В 1942 г. был произведён в русский офицерский чин. После войны жил в странах Западной Европы, затем в Аргентине и США. Имея хорошее образование, Николай Николаевич преподавал в США русский и сербский языки, сначала в университете г. Сиракузы (шт. Нью-Йорк), затем в военной школе иностранных языков в г. Монтерей. Достаточно активное участие Н.Н. Протопопов принимал и в деятельности Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), что не могло не отразиться на страницах журнала. Уже в первом номере под его редакцией публикуется статья архиепископа Аверкия «Духовный кризис прошлого», где «безверие – вот, где корень всех зол, вот, что привело образованного русского человека к шатанию умов и сердец, к гнетущему духовному кризису». [1, с. 1] В № 368 за январь – февраль 1978 года журнал открывает статья «Берегите здоровье…души!» где осуждается мораль западного либерального мира того времени, с его распущенностью, легализацией абортов, жестокостью и атеизмом. Регулярно публикуются Пасхальные обращения иерархов РПЦЗ, постановления соборов. Печатаются письма читателей, в том числе и с богословскими вопросами. Так в № 381 за октябрь – декабрь 1980 года приведено следующее письмо: «…Обратите внимание, что на всех поздравительных карточках, на любом языке и любой деноминации, обручник Пресвятой Девы Марии, святой Иосиф, с каждым годом изображается все моложе и моложе. Имея больше 80 лет, на открытках он выглядит не старше 25-30 лет». [3, с 9] И тут же автор письма делает вывод из вышесказанного: «Цель такой фальсификации ясна: вызвать у мало сведущих в свящ. Писании убеждение, что св. Иосиф не обручник, а «настоящий отец» Господа Исуса Христа». [3, с 9] завершает свое повествование Н.Ю. (так подписался автор этого письма) риторическим вопросом-восклицанием: «Все эту фальсификацию видят, но никто не протестует!» [3, с 9]
Таким образом, мы видим, что журнал помимо ярко выраженной политической позиции стал приобретать и довольно выраженный христианский оттенок. Среди других материалов не редко в журнале выходили публикации о А.И. Солженицыне или перепечатки его текстов. Александр Исаевич становится своеобразным знаменем антикоммунистической борьбы для эмигрантской «молодежи». Попадают в журнал письма и из СССР, такие как «Рождественское поздравление «Оттуда» в номере 362 за январь – февраль 1977 года. В котором Владимир Осипов выражает благодарность за рождественские поздравления, рассказывает о причинах своего заключения и делится своими мыслями о будущем своего Отечества: «иного пути России ко Христу, кроме как путь национального самосознания, именно национального, нет». [2, с. 1]
В начале 1980-х годов «Наши Вести» попадают в Москву. «В № 394 мы сообщали уже о том, что еще в конце 1982 из Москвы было получено письмо, в котором говорилось следующее: «…получил «Наши Вести» № 4/81 – очень интересный для нас журнал по тематике, т.к. у нас мало материала такого рода…», – писал один из номеров журнала, продолжая, что: «из Москвы же было получено другое письмо, датированное 22 марта 1984 г.», – далее приводится отрывок из этого письма: «Наши Вести» и подобная литература имеет бодрящее воздействие, особенно на молодежь, которая имеет о гражданской войне лишь общее представление. Полезен дух противостояния». [5, с. 19] На этом этапе журнал перестает быть просто эмигрантским изданием, он начинает проникать и в Советский Союз, а у редакции появляется надежда на долгожданные перемены в России.
В 1985 году и Союз чинов Корпуса, и журнал отметили свое сорокалетие. А в сентябре вышел 400-й, юбилейный, номер, в котором и был подведен некоторый итог деятельности, как Союза, так и издания. В статье «К юбилею «Наших Вестей» Н.Н. Протопопов пишет: «Мы не можем не сказать здесь о том, что журнал наш продолжает существовать и поныне, так сказать, вопреки законам природы: многие чины Русского Корпуса…к сожалению, ушли в лучший мир. Правда некоторые вдовы продолжают подписку, но у большинства материальное положение оставляет желать лучшего…, – далее Николай Николаевич подробно описывает материальные проблемы корпусников в разных странах и задает вопрос: как же тогда продолжается выход журнала? И сам отвечает, – основным фактором является приток новых подписчиков, каковыми являются наши единомышленники из среды национально-патриотической части русской эмиграции». [5, с. 25] А для привлечения все новых подписчиков требовалось и расширение тематики издания. Кроме вышеупомянутых направлений освещались и громкие политические дела, например, процесс над ВСХСОН (Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа — подпольная антикоммунистическая организация, созданная в Ленинграде в 1964 году) и его лидером Игорем Огурцовым. Таким образом, с конца 1980-х годов роль и значение «Наших Вестей», как печатного рупора Русского Белого движения возросла ещё более. В Советском Союзе назревали судьбоносные события – под влиянием «перестройки и гласности» в СССР стихийно возникло массовое неформальное антикоммунистическое движение, а партийная верхушка, предвидя свой скорый крах, уже подготавливала расчленение страны… В сложившейся ситуации активная часть эмиграции считала своей задачей донести до России те духовные и те идейно-политические ценности, которые в течение 70 лет она сохраняла. С другой стороны на Белую прессу ложилась ответственность за верное ориентирование Русского Зарубежья в происходящих в России событиях. А после прекращения выхода журнала «Часовой» [La Sentinelle – ежемесячный журнал выходил в Париже, затем (с 1936 года) в Брюсселе на русском языке] – главного печатного органа русской военной эмиграции, издававшегося с 1929 по 1988 гг. – «Наши Вести» становились старейшим и, последним журналом Белого Зарубежья.
Но события августа 1991 года в СССР не оправдали надежд Белой эмиграции. № 424 «Наших Вестей» за сентябрь 1991 года открывала статья с красноречивым названием: «Коммунизм пал, но большевизм-то остался» в которой помимо обвинений советской власти в том, что она: «…обошлась России в более шестидесяти миллионов человеческих жизней», – поднимается и риторический вопрос-обвинение духовно-нравственного характера с последующим ответом-выводом: «сколько оставила эта сатанинская власть покалеченных душ – нравственных уродов, то есть тех, кого принято сегодня называть «гомо-советикусами»?! И именно это и есть то «духовное» наследие коммунизма, которое мы будем называть здесь (в статье. – Прим. автора) большевизмом». [6, с. 1] Обобщая все вышесказанное автор делает вывод: «Самым трагическим из всего унаследованного … от большевиков… – это БЕЗБОЖИЕ». [6, с. 1] Анализируя сложившуюся обстановку в России через призму выше обозначенного мнения, автор видит только один выход из сложившейся ситуации в необходимости: «…вернуть страну на ее тысячелетний христианский путь, вновь просветить ее светом спасительного Православия. И только тогда в России придет конец и большевизму». [6, с. 2] Но спокойно ждать в стороне, когда этот процесс пройдет самостоятельно, Белые не собирались. В 1992 году, при первой же открывшейся возможности, в Россию едет большая группа офицеров РОВСа и СчРК во главе с поручиком В.В. Гранитовым. В составе этой группы – Атаман Терского казачьего войска, редактор «Наших Вестей» хорунжий Н.Н. Протопопов. Формально эта «экскурсионная» поездка была организована по линии аполитичных зарубежных кадетских объединений. Но часть участников этого первого полуофициального крупного визита Белых в Россию имела и другую, скрытую от посторонних глаз цель – установить непосредственный контакт с правыми антикоммунистами в России и организовать Белую работу на территории теперь уже бывшего СССР.
И такие люди вскоре нашлись. В 1993 журнал фактически издавался С.В.Волковым в Москве, хотя в самом издании адрес редакции и место выхода было обозначено, как и ранее в Санта-Розе (США, шт. Калифорния), а ответственным редактором продолжал считаться Н.Н. Протопопов (как это продолжалось вплоть до его смерти 7 января 1998 года). В это время, по объективным причинам несколько падает качество полиграфии журнала, и вектор тематики сдвигается в сторону истории Белой армии в Гражданской войне. Начинают появляться общие статьи по истории РОА и русского коллаборационистского движения во Второй мировой войне, так же печатаются фотографии и материалы из России. Всего Сергей Владимирович выпустил шестнадцать номеров: с 430 по 445 включительно.
С 1997 года издание журнала продолжает в Санкт-Петербурге Игорь Борисович Иванов, единомышленник С.В. Волкова и член редколлегии с 1993 года. В это время качество полиграфии журнала заметно улучшается, а с 2000 года появляется новый дизайн обложки. Все больше и больше появляется статей, что называется на злобу дня. И.Б. Иванов пишет статьи о войне в Чечне, современном вооружении армии, геральдическим вопросам и другим темам в военной области. Продолжаются публикации по истории русского коллаборационизма и необходимости увековечения памяти участников РОД (русского освободительного движения – так на страницах издания именуются теперь участники власовской армии и других подобных формирований). Все чаще и чаще публикуются некрологи о бывших чинах корпуса. И вот в № 461 за декабрь 2000 – май 2001 в статье «Последнее слово к читателям» публикуются следующие строки: «…закончился бурный и черный для России XX век. И вместе с ним, увы, заканчивается и история журнала «Наши Вести»…». [7, с. 30] Далее редакция рассказывает о причинах закрытия издания, которые, в общем, сводятся к финансовым проблемам и практически полному исчезновению, вследствие естественных причин времени, бывших чинов Корпуса, и говорит о создании нового журнала «Вестник РОВС», который будет как бы приемником. Но этот проект был недолгим. До 2005 года вышло всего шесть номеров (по одному в год, за исключением 2002 года, когда вышло два номера).
Так закончилась история последнего издания русских коллаборационистов. «Наши Вести» просуществовали 56 лет, пережили практически всех чинов Русского Корпуса, для которых он и предназначался. За это время издание прошло путь от информационного листка до одного из самых авторитетных журналов Русского Зарубежья. При этом, «Наши Вести» стали единственным органом печати эмигрантов, который после распада Советского Союза выходил в России. А его исторический опыт и огромный информационный потенциал по изучению истории Русского Корпуса и деятельности эмиграции представляет огромный интерес для специалистов и исследователей.
Список литературы и источников
1. «Наши Вести». № 358, апрель, май, июнь 1976 г.
2. «Наши Вести». № 362, январь-февраль 1977 г.
3. «Наши Вести». № 381, октябрь-декабрь 1980 г.
4. «Наши Вести». № 388, июль-сентябрь 1982 г.
5. «Наши Вести». № 400, сентябрь 1985 г.
6. «Наши Вести». № 424, сентябрь 1991 г.
7. «Наши Вести». № 461, декабрь 2000 – май 2001гг.
8. «Православная Русь», 15 мая 1956 г.
9. Русский Корпус на Балканах 1941 – 1945 гг. М. «Вече» 2008, 416 с.