Военная наука в России: сохранилась или разгромлена вместе с офицерским корпусом?

В ходе продолжающегося реформирования военной организации России призывы послушать отечественную военную науку звучат все чаще. Особые надежды на то, что в ходе развития Вооруженных Сил будет учитываться мнение военно-экспертного сообщества России, связываются со сменой руководства Минобороны и Генерального штаба. Хотя имеются и опасения, что стремление достичь новых целей быстро и простейшими мерами может помешать опереться на рекомендации военной науки.

 

Так, первый вице президент Академии геополитических проблем доктор военных наук Константин Сивков в статье, опубликованной в газете "Военно-промышленный курьер" (Доведенные до нового облика // ВПК. №2 (470). 16.01.2013), отметил, что "военная наука в этом процессе [реформирования военного ведомства] предназначена не столько для выработки наиболее эффективных путей реформирования, сколько для обоснования уже принятых политических решений на тот или иной вариант действий". Нет сомнений и в важности того, чтобы в основу дальнейшего развития Вооруженных Сил легли научно обоснованные Военная доктрина Российской Федерации и Концепция строительства Вооруженных Сил. Военно-экспертное сообщество России, по мнению Константина Сивкова, безусловно поможет.

 

Вместе с тем, содержание статьи не дает ответа на главный вопрос, поставленный автором в ее начале - сохранилась ли отечественная военная наука. Представляется, что ее кадровый потенциал значительно снижен. Об этом свидетельствуют утверждения, что наиболее подготовленная часть офицерского корпуса выбита, утрачены командная и штабная школы, офицерский корпус как единая система разгромлен. Но это лишь общие свойства. Они, конечно же, влияют на свойства элементов (в данной случае - научные кадры), а потому и характеризуют их состояние. И все же, сохранилась ли военная наука как элемент системы офицерских кадров. Ведь именно на последние Президент России Владимир Путин и министр обороны Сергей Шойгу возлагают основные надежды в строительстве Вооруженных Сил. Попытаемся найти ответ на данный вопрос.

 

К сожалению, большинство обстоятельств не в пользу версии о действенности российской военной науки. Повторимся, что речь идет о ее кадровом потенциале.  Во-первых, пусть и косвенно, но все же о его недостаточности говорит объявленный Минобороны России Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ среди граждан Российской Федерации в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Как отмечают его организаторы, "предварительный анализ поступивших на конкурс работ показал, что наши граждане, производственные и инновационные коллективы имеют потенциал и внутреннюю мотивацию к решению сложных научно-технических задач". Очевидно, офицеры-ученые ни потенциала, ни мотивации к решению оборонных задач не имеют?

 

Во-вторых, как еще, если не удовлетворенностью состоянием военно-исторической науки и военно-исторической работы в недрах Минобороны, можно расценивать создание Российского военно-исторического общества, объединяющего на данном направлении ресурсы военных с Минкультуры. И у этого предположения есть достаточные основания. Они связаны, в том числе, и с состояним работы по противодействию попыткам фальсификации и искажению истории в ущерб интересам России.

 

В-третьих, как никогда в истории России низкая востребованность современных военно-научных знаний в органах военного управления, их обобщения и систематизации (на примере научно-справочных трудов) демонстрирует как отсутствие необходимых для их разработки сил и средств, так и "научность" взглядов в строительстве и управлении Вооруженными Силами.

 

В-четвертых, анализ возрастной характеристики военной науки из числа офицерских кадров также не дает шансов для оптимистического вывода. К тому же налицо и острый разрыв поколений.

 

Что делать?

Или почему нет внутренней мотивации


Очевиден сложившийся в последние годы дисбаланс стимулирования офицеров. Так, надбавка за ученую степень значительно уступает дополнительным выплатам за физическую подготовленность, да и в относительных показателях в денежном содержании офицера  в целом она утратила свою значимость. Стимулируя педагогический состав военных вузов (возможность получения очередного воинского звания на ступень выше занимаемой должности при наличии ученой степени), собственно про научный состав в этом отношении не позаботились. Особенно этот дисбаланс проявился с созданием военных учебно-научных центров, когда НИИ не только формально вошли в состав образовательных заведений, но и фактически включились в педагогический процесс, подготовку кадров. При этом педагоги, в отличие от научных работников, имеют еще и надбавку за ученое звание, хотя научной работой, последние все же занимаются в меньшем объеме.

 

Не прибавляет офицерам мотивации и обучение в очной адъюнктуре (докторантуре). Оно не только отодвигает решение жилищного вопроса, но и, как ни странно, создает трудности в дальнейшем продвижении по службе: к учебе в видовой академии не приравнивается, а учеба и в академии и в очной адъюнктуре до 35 лет оставляет значительного меньше времени для службы в войсках, штабах и т.д. В 1990-е - 2000-е по причине неукомплектованности должностей командиры неохотно отпускали офицеров на учебу. Острый разрыв поколений между офицерскими научными кадрами родом именно оттуда. 

 

Кроме того, офицеры-ученые не включены в общегосударственные системы поддержки молодых ученых. В частности, систему грантов Президента и Правительства Российской Федерации для молодых ученых.

 

Исследование, обсуждение и решение данных и других проблем будет способствовать возрождению российской военной науки, а значит и укреплению военной организации государства в целом.

Write a comment

Comments: 0

Популярное

Без знания прошлого нет будущего

Рубрики

Проекты

Никто не забыт, ничто не забыто!
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе
"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада
Военная безопасность России: взгляд в будущее, Российская академия ракетных и артиллерийских наук, РАРАН /Russia's military security: a look into the future, 2019, Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences
Московский морской кадетский корпус "Навигацкая школа"

Наши партнеры

научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Информрегистр НТЦ
Ассоциация научных редакторов и издателей, АНРИ
КиберЛенинка, CyberLeninka
"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

ICI World of Journals, Index Copernicus, Science. Society. Defense
Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN