nauchnye roty
Минобороны России изучает инициативу МГТУ им. Н.Э.Баумана, согласно которой студенты могут пройти военную службу по призыву, сохранив статус студента, сообщил министр обороны Сергей Шойгу.
Министр встретился в понедельник вечером, 11 марта, со студентами МГТУ, где состоялось обсуждение проекта "Программа военного обучения студентов с углубленной войсковой подготовкой" или, как его назвали студенты, - "служба в рассрочку".
Согласно инициативе, предложенной вузом, юноши могут отдать свой воинский долг, не прерывая обучение в университете. Они смогут пройти учебные сборы в воинских частях, а после окончания вуза получат воинское звание с последующим зачислением в резерв.
"Мы пока не можем сказать, что такое решение принято, и мы готовы уже в сентябре начать эксперимент с 15-20 вузами страны по новой программе военного обучения студентов", - заявил Шойгу в ходе общения со студентами.
Если подобное решение будет принято, то программа будет реализовываться поэтапно в рамках всей страны, а не только отдельного вуза.
"Если мы примем эту программу, то обратной дороги не будет никому - ни Минобороны, ни вузам. Зато мы дадим шанс студентам добровольно пройти военную службу во время учебы и сделать это в достаточно комфортных условиях - три месяца теории в университетских стенах и трижды пройти трехмесячные учебные сборы в элитных частях", - сказал министр.
По этой причине для реализации инициативы бауманцев необходимо понимание и поддержка всех российских студентов и общественности, подчеркнул Шойгу. "Многое нужно подготовить и детально продумать, как в самой армии, так и в вузах, изменить отношение молодежи к службе в армии. Затем потребуется обращение в адрес Верховного Главнокомандующему страны, внесение соответствующих изменений в действующее законодательство", - сказал он.
При этом глава Минобороны выступает за сохранение студенческих каникул: по его словам, время каникул придется корректировать с учетом графика военного обучения.
Шойгу также рассказал о том, что его ведомство рассматривает возможность создания "научных рот", в составе которых талантливые студенты, не покидая стен университета, будут выполнять научно-технические работы в интересах военных.
"Мы готовы финансировать научно-исследовательские и конструкторские работы таких групп, но вправе ожидать от них понятные результаты, а не какие-нибудь фантазии. Вы первые на очереди", - подчеркнул Шойгу.
Подобная инициатива - непростое решение для Минобороны, добавил министр. "Мы делаем вам шаг навстречу. Для нас было бы проще встретить вас в одночасье с новенькими дипломами, коротенько подстричь и отвезти туда, куда нам нужно, но нам сегодня нужен другой солдат - подготовленный и высокопрофессиональный защитник Отечества", - заключил он.
Напомним, идея совмещать учебу со службой в армии начала активно обсуждаться в российских СМИ после того, как с такой инициативой выступило руководство нескольких российских вузов. По их замыслу, учащийся должен был бы провести в армии девять месяцев — то есть три срока летних каникул. Потом идею дополнили, предложив направлять студентов на службу по очереди в течение всего года, а не только во время летних каникул. В Минобразования, по словам ректора Бауманки Анатолия Александрова, выразили готовность оптимизировать учебный план под такую схему, увеличив срок обучения бакалавра на полгода.
В Минобороны к предложению российских ректоров отнеслись благосклонно, пообещав найти возможности для его реализации. В ведомстве утверждают, что прохождение службы совместно с обучением будет происходить только на добровольной основе.
На мой взгляд, предлагаемые "научные роты", во-первых, ничто иное, как очередная удачно замаскированная, не лишенная коррупционного риска, схема уклонения от службы. Во-вторых, обращение к научному потенциалу вне стен оборонного ведомства, теперь уже даже на студенческом уровне, это далеко не первый симптом неудовлетворительного состояния кадровой военной науки, о чем писалось ранее.
В-третьих. Если подготовить и детально продумать, как в самой армии, так и в вузах, новые схемы прохождения военной службы и даже внести соответствующие изменения в действующее законодательство вполне возможно, то каким образом предполагается изменить отношение молодежи к службе в армии остается не ясным. Тем более, что инициативы последних явно не свидетельствуют о росте энтузиазма к службе в Российской армии.