Воспитание молодежи
19 марта 2013 года в Общественной палате Российской Федерации Комиссией по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов (председатель А.Н. Каньшин) проведены общественные слушания на тему «Гражданско-нравственное воспитание как важное направление борьбы с молодежным экстремизмом». Вела слушания Ольга Михайловна Савватеева.
На слушаниях присутствовали представители Минобороны, Минобрнауки, МВД, СМИ, педагоги, ученые, общественные деятели. С докладами выступили и.о. начальника Главного управления по работе с личным составом ВС РФ генерал-майор М.В. Смыслов, заместитель директора Департамента дополнительного образования Минобрнауки РФ С.Ю. Кондратьев и директор Научно-практического центра Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО) доктор педагогических наук, профессор И.И. Фришман.
Так, Михаил Вячеславович Смыслов отметил исключительную важность темы, поскольку молодежь - основа Вооруженных Сил, раскрыл основные направления воспитания военнослужащих, подчеркнув, что Минобороны способно повлиять на убеждения тех, кто пришел в Армию.
Сергей Юрьевич Кондратьев выразил мнение о необходимости замещения негативных явлений в молодежной среде позитивной деятельностью: спортивными мероприятиями, творчеством, конференциями. При этом, большинство из этого, по его мнению, на сегодняшний день уже есть и реализуется в той или иной мере. Не осталась без внимания в докладе Сергея Кондратьева проблема подготовки молодежи к службе в армии, ее готовности к защите нашей территории, населяемой сотнями народностей. Последнее обстоятельство требует соответствующего воспитания молодежи еще до прихода на службу в Вооруженные Силы Российской Федерации.
В докладе Ирины Игоревны Фришман через соотношение истории и военной истории, проблемы нарушенной в современной России связи между поколениями и роли истории для воспитания детей прозвучали идеи необходимости предоставления ребенку возможности творить вместе со старшим поколением, понять роль детей в истории, формировании в них готовности продолжить историю. Примером реализации таких идей является детский общественный форум "Будь с нами", а также стартовавший к 70-летию Победы в Великой Отечественной войны проект "Полотно памяти". Кроме того, Ирина Игоревна отметила готовность расширения взаимодействия на данном направлении с Вооруженными Силами и необходимость поддержки подобных общественных инициатив другими министерствами и ведомствами.
Среди практических рекомендаций Ирина Фришман предложила активнее включать в состав Общественной палаты и Общественных комиссий при министерствах и ведомствах представителей детских общественных организаций, а также усилить меры государственной поддержки здоровых и энергичных детей, их реального участия в решении проблем детства и юношества.
Любовь Кузьминична Балясная (председатель секции по пропаганде педагогического наследия Н.К. Крупской Педагогического общества России, секретарь ЦК ВЛКСМ, председатель Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина в 1958-1964 гг., заместитель министра просвещения РСФСР в 1964-1987 гг.) призвала участников общественных слушаний к тому, что одним из итогов разговора должно быть выявление причин недостатков воспитания молодежи и путей их устранения. Одной из таких причин, по мнению Любовь Кузьминичны, является отказ от советского опыта воспитания молодежи. В качестве примеров из прошлого она привела сотрудничество молодежных организаций с Вооруженными Силами СССР: "Не было ни одного рода войск, который бы не взаимодействовал с детьми".
С особыми чувствами Любовь Кузьминична рассказала о взаимодействии, организованном в Киевском военным округом в годы (1953-1960), когда им командовал Маршал Советского Союза В.И. Чуйков, на о. Даманский, о движении Красных следопытов. Поэтому не случайно в резолютивной части они предложила обратиться ко всем министрам возобновить, оживить и реализовать имеемый опыт.
Среди других причин недостатков в воспитании молодежи Любовь Кузьминична также отметила качество преподавания русского языка, литературы и истории, увлеченность в воспитании молодежи шоу в ущерб глубине, о которой говорила Н.К. Крупская: "Поменьше барабанного боя и побольше углубленной работы". Как следствие - и низкая политическая культура молодежи.
В выступлении Виктора Юрьевича Бондюкова - директора Первого им. Маршала Жукова кадетского корпуса - затронута проблема отсутствия в стране системы военно-патриотического воспитания, "Государственная программа патриотического воспитания, - по его мнению, - не работает эффективно". Справедливой критике подверглись порочащие отечественных полководцев и военачальников телевизионные проекты: фильмы "Жуков" (2011 г.) и "Страсти по Чапаю" (2012 г.).
Главный редактор газеты "Пионерская правда" Михаил Николаевич Баранников выделил опорные звенья воспитания молодежи: семья, школа и общественные организации.
Интересные выводы и идеи содержали выступления Трухачевой Тамары Викторовны, Камалдиной Эллионоры Шайхутдиновны, Тяжельникова Евгения Михайловича и др. Среди их предложений: содействие взаимодействию в воспитании молодежи не только на уровне документов; создание координирующего органа между министерствами и ведомствами; государственное обеспечение, а не ограниченная поддержка мероприятий по воспитанию молодежи; проведение научно-практической конференции, которой будет предшествовать на региональном уровне обсуждение вопросов и выработка конструктивных предложений по реализации защиты прав детей; научно-исследовательская разработка проблемы; совершенствование организации издательской деятельности Государственной программы патриотического воспитания граждан России.
Завершить выступления в ходе общественных слушаний Ольга Михайловна предоставила право Владимиру Георгиевичу Кикнадзе.
"Уважаемые участники общественных слушаний! Тема сегодняшних слушаний сформулирована следующим образом: «Гражданско-нравственное воспитание как важное направление борьбы с молодежным экстремизмом». Однако содержание выступлений убеждает, что воспитание, пожалуй, главное направление, но уже не борьбы, а предупреждения молодежного экстремизма. Не случайно М.В. Ломоносов стремился служить России не посредством исправления важных общественных «неисправ», а распространением в нем просвещения. Преобладание «предупреждения» над «борьбой» отметила в своем выступлении Любовь Кузьминична, и с ней стоит согласиться.
Говоря о причинах молодежного экстремизма, в одном ряду с низкой политической культурой стоит и недостаточная общероссийская историческая культура. Причем последняя проблема осознана властью. Об этом говорят принятые в 2012 – начале 2013 года решения руководством страны: Указы Президента Российской Федерации «О годе российской истории», создании Российского исторического и Российского военно-исторического обществ, подержка общественной инициативы создания единого учебника истории Отечества.
Поскольку одним из наиболее значимых сегментов истории является военная история, об этом убедительно сказала Ирина Игоревна, причем именно события из военной истории наиболее подвержены попыткам фальсификации в ущерб интересам России, то следует активнее вовлекать в процесс гражданско-нравственного воспитания молодежи военных историков. Использовать их выступления и публикации в СМИ, научные работы, расчитанные на молодежную аудиторию, чаще приглашать в школы, развивать форматы общения.
Кстати, понимая остроту проблемы, по заказу Главного управления по работе с личным составом ВС РФ, Институт военной истории разработал научно-справочный труд «Великая Отечественная война 1941–1945 гг. (энциклопедия для суворовских военных, нахимовского военно-морского училищ и кадетских корпусов)». Эта работа предназначена для молодежи и в ней достаточно внимания уделено молодежи, той самой роли детей в истории, актуальность которой сегодня уже подчеркивалась. В Энциклопедии освещены роль и место Пионерской организации, Комсомола и др. молодежных организаций в Великой Отечественной войне.
В целом же я хотел бы заметить, что Министерство обороны и Вооруженные Силы способны влиять на воспитание не только той молодежи, которая становится в ряды защитников Отечества, проходя воинскую службу, но и на гораздо более широкий ее контингент. Начиная со школьной скамьи, уроков мужества, и заканчивая студенческой молодежью, которая, к примеру, в этом году вовлечена во Всероссийскую военно-историческую олимпиаду, проводимую Минобороны России.
Вместе с тем, необходимо отметить, что требуется более чуткое отношение органов власти к общественным инициативам в области образования молодежи, причем исходящим не только от общественных организаций. К примеру, как частное лицо я обращался в Минкультуры и Минобрнауки России с предложением приблизить семью, школу и общественные организации патриотической направленности путем проведения в школах факультативных занятий военными историками (членами Российского военно-исторического общества) по восстановлению боевого пути предков. Я считаю, что через познание истории своей семьи, ее места в истории Отечества, лежит кратчайший и наиболее верный путь как к пониманию истории, развитию исторической культуры нации, так и истинному патриотизму. Однако был получен ответ, что военно-патриотическим воспитанием занимается Росвоенцентр.
В качестве практических рекомендаций предлагаю включить в постановление следующие положения.
Во-первых, ускорить разработку и принять до конца 2013 года федеральный закон о защите исторического наследия России, ее истории, ответственности за ее негативное освещение и искажение.
Во-вторых, увеличить объемы государственного финансирования СМИ патриотической направленности, целевой аудиторий которых является молодежь («Военно-исторический журнал», «Пионерская правда» и др.). Обеспечить с 2014 года средствами из госбюджета подписку на подобные издания все образовательные учреждения страны.
В-третьих, предложить Минобрнауки и Минкультуры, др. заинтересованным ведомствам выступить созаказчиками издания разработанных в Минобороны военно-исторических трудов («Однотомная энциклопедия Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», «Великая Отечественная война 1941–1945 гг. (энциклопедия для суворовских военных, нахимовского военно-морского училищ и кадетских корпусов)», «Отечественная военная история: энциклопедия в 4-х томах» и др.). Это позволит и снизить стоимость экземпляра за счет увеличения тиража, и значительно расширить целевую аудиторию. В конечном счете, даст более эффективное расходование бюджетных средств и позволит рассчитывать на высокий результат в образовании молодежи.
В-четвертых, предусмотреть экспертизу и вынесение на общественные слушания проекта очередной Государственной программы патриотического воспитания. Благодарю за внимание!"
В завершении участникам был продемонстрирован снятый 1-м каналом фильм "90 лет пионерской организации. История, традиции и современность".