Великая Отечественная война: знания российского школьника и нравственная позиция учителя-историка

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, говоря о государстве и нравственности, отметил следующее: «Мы дошли до таких тяжелых времен, когда в некоторых странах уже и законодательство не защищает Божественный нравственный закон, а вместо этого придает стремлению услаждать плоть легальный статус и обеспечивает ему государственную поддержку. По милости Божией в нашем Отечестве, несмотря на борьбу внутри и особенно влияние извне, сохраняется связь законодательства с великой нравственной идеей, заложенной в природу человека». 

 

Вместе с тем, к сожалению, в нашей стране, несмотря на развитие российского законодательства, проблема нравственности свойственна освещению вопросов отечественной истории.  Достаточно вспомнить лишь наиболее скандальные примеры последнего времени, связанные с попытками оболгать подвиг воинов-панфиловцев, Зои Космодемьянской, установкой и демонтажем в Санкт-Петербурге на здании Военной академии материально-технического обеспечения памятной доски К. Маннергейму и др. Министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский назвал людей, не признающих подвиг «панфиловцев», — «мрази конченые».

 

В этой связи особо следует сказать о проблеме преподавания истории Великой Отечественной войны в российской школе. В 2016 г. задание на проверку знаний фактов истории Великой Отечественной войны оказалось одним из самых трудных в работе участников ЕГЭ. С ним сумели справиться всего 35,2 % участников. Плохие результаты абсолютно во всех вариантах. Причем наиболее трудным задание №8 (с 2016 г. введена новая модель задания – на заполнение пропусков в предложениях, с 2017 г. увеличен его максимальный балл, с 1 до 2) оказалось для всех участников: как для экзаменуемых с результатами 61-80 т.б., так и для высокобалльников. 

 

Выпускники российских школ не отличают Великую Отечественную войну от Второй мировой войны, многие не знают важнейших событий Великой Отечественной войны. Например, 35% считают, что Совет по эвакуации при СНК СССР был создан в октябре 1941 года. Низкие знания и в части касающейся персоналий Великой Отечественной войны. Например, 12,5% соотносят советско-японскую войну 1945 г. не с А.М. Василевским, а с М.В. Фрунзе; обоих выбрали в качестве участников Чесменского сражения (более 12% выпускников). Проблемное направление связано со знаниями о памятниках культуры, посвященными событиям Великой Отечественной войны. Например, большинство выпускников не смогли определить характеристику для монумента «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане. Вместо «автор – Е.В. Вучетич» они выбрали «автор – М.О. Микешин». 

 

Эти показатели свидетельствуют о том, что изучение Великой Отечественной войны в школе находится в глубоком кризисе. 

 

Несомненно, этому есть объективные причины. Еще 20-30 лет назад ученики школ имели возможность общаться с участниками Великой Отечественной войны, в каждой семье были свежи образы родственников, погибших на фронтах войны, их вспоминали, о них говорили, имена героев были у всех на устах – Великая Отечественная война не казалась чем-то далеким; не знать фактов Великой Отечественной войны казалось недопустимым. 

 

В настоящее время все изменилось: несмотря на стремление общества и государства сохранить память о Великой Отечественной войне (в том числе в рамках деятельности созданных (воссозданных) общественных и общественно-государственных организаций: Российское историческое общество (РИО), Российское военно-историческое общество (РВИО), Российский организационный комитет (РОК) «Победа»; Комиссия при Президенте России по противодействию фальсификации истории, которая функционировала с  2009 по 2012 год), масштабные акции, посвященные этому событию, Великая Отечественная война становится отдаленной историей. 

 

Современные школьники, если они не читали учебников, имеют сравнительно мало правдивых источников информации о Великой Отечественной войне. Некоторые источники информации вводят школьников в заблуждение, о чем свидетельствует и задание ЕГЭ 2016 г.: среди правильных ответов содержалось утверждение, что «подписав в августе 1939 г. Пакт о ненападении с Германией, СССР способствовал началу Второй мировой войны».

 

В этих условиях возрастает роль школы и учителей в формировании у школьников мотивации к изучению фактов войны и доведении до школьников правдивой информации о Великой Отечественной войне. Положительной оценки в этой связи заслуживает опыт «Навигацкой школы» по творческому осмыслению подвига героев-панфиловцев. Успешному решению задачи по созданию мотивации изучения Великой Отечественной войны может способствовать Московская метапредметная олимпиада «Не прервется связь поколений».  

 

Необходимо отметить и поддержать еще одну инициативу Москвы: в соответствии с решением секции историков – участников III Всероссийской научно-практической конференции «Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодежной среде» (Москва, сентябрь 2016 г.) Московский музей образования имени академика Г.А. Ягодина 14 февраля 2017 года открыл Дискуссионный клуб историков. Дискуссионная площадка «Трудные вопросы отечественной истории и нравственная позиция педагога» полагает в своей деятельности выработать общую научную, нравственную позицию, определить подходы, которые могут послужить ориентиром в практической работе учителя-истории.    

 

Write a comment

Comments: 0

Популярное

1 сентября -

День начала

Второй мировой войны 1939-1945 годов

Россия, история, 2000 - 2014
Без знания прошлого нет будущего
Московский морской кадетский корпус "Навигацкая школа"
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе

Рубрики

"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада
Военная безопасность России: взгляд в будущее, Российская академия ракетных и артиллерийских наук, РАРАН /Russia's military security: a look into the future, 2019, Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences

Наши партнеры

научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Информрегистр НТЦ
КиберЛенинка, CyberLeninka
"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN