Великая Отечественная война: знания российского школьника и нравственная позиция учителя-историка

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, говоря о государстве и нравственности, отметил следующее: «Мы дошли до таких тяжелых времен, когда в некоторых странах уже и законодательство не защищает Божественный нравственный закон, а вместо этого придает стремлению услаждать плоть легальный статус и обеспечивает ему государственную поддержку. По милости Божией в нашем Отечестве, несмотря на борьбу внутри и особенно влияние извне, сохраняется связь законодательства с великой нравственной идеей, заложенной в природу человека». 

 

Вместе с тем, к сожалению, в нашей стране, несмотря на развитие российского законодательства, проблема нравственности свойственна освещению вопросов отечественной истории.  Достаточно вспомнить лишь наиболее скандальные примеры последнего времени, связанные с попытками оболгать подвиг воинов-панфиловцев, Зои Космодемьянской, установкой и демонтажем в Санкт-Петербурге на здании Военной академии материально-технического обеспечения памятной доски К. Маннергейму и др. Министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский назвал людей, не признающих подвиг «панфиловцев», — «мрази конченые».

 

В этой связи особо следует сказать о проблеме преподавания истории Великой Отечественной войны в российской школе. В 2016 г. задание на проверку знаний фактов истории Великой Отечественной войны оказалось одним из самых трудных в работе участников ЕГЭ. С ним сумели справиться всего 35,2 % участников. Плохие результаты абсолютно во всех вариантах. Причем наиболее трудным задание №8 (с 2016 г. введена новая модель задания – на заполнение пропусков в предложениях, с 2017 г. увеличен его максимальный балл, с 1 до 2) оказалось для всех участников: как для экзаменуемых с результатами 61-80 т.б., так и для высокобалльников. 

 

Выпускники российских школ не отличают Великую Отечественную войну от Второй мировой войны, многие не знают важнейших событий Великой Отечественной войны. Например, 35% считают, что Совет по эвакуации при СНК СССР был создан в октябре 1941 года. Низкие знания и в части касающейся персоналий Великой Отечественной войны. Например, 12,5% соотносят советско-японскую войну 1945 г. не с А.М. Василевским, а с М.В. Фрунзе; обоих выбрали в качестве участников Чесменского сражения (более 12% выпускников). Проблемное направление связано со знаниями о памятниках культуры, посвященными событиям Великой Отечественной войны. Например, большинство выпускников не смогли определить характеристику для монумента «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане. Вместо «автор – Е.В. Вучетич» они выбрали «автор – М.О. Микешин». 

 

Эти показатели свидетельствуют о том, что изучение Великой Отечественной войны в школе находится в глубоком кризисе. 

 

Несомненно, этому есть объективные причины. Еще 20-30 лет назад ученики школ имели возможность общаться с участниками Великой Отечественной войны, в каждой семье были свежи образы родственников, погибших на фронтах войны, их вспоминали, о них говорили, имена героев были у всех на устах – Великая Отечественная война не казалась чем-то далеким; не знать фактов Великой Отечественной войны казалось недопустимым. 

 

В настоящее время все изменилось: несмотря на стремление общества и государства сохранить память о Великой Отечественной войне (в том числе в рамках деятельности созданных (воссозданных) общественных и общественно-государственных организаций: Российское историческое общество (РИО), Российское военно-историческое общество (РВИО), Российский организационный комитет (РОК) «Победа»; Комиссия при Президенте России по противодействию фальсификации истории, которая функционировала с  2009 по 2012 год), масштабные акции, посвященные этому событию, Великая Отечественная война становится отдаленной историей. 

 

Современные школьники, если они не читали учебников, имеют сравнительно мало правдивых источников информации о Великой Отечественной войне. Некоторые источники информации вводят школьников в заблуждение, о чем свидетельствует и задание ЕГЭ 2016 г.: среди правильных ответов содержалось утверждение, что «подписав в августе 1939 г. Пакт о ненападении с Германией, СССР способствовал началу Второй мировой войны».

 

В этих условиях возрастает роль школы и учителей в формировании у школьников мотивации к изучению фактов войны и доведении до школьников правдивой информации о Великой Отечественной войне. Положительной оценки в этой связи заслуживает опыт «Навигацкой школы» по творческому осмыслению подвига героев-панфиловцев. Успешному решению задачи по созданию мотивации изучения Великой Отечественной войны может способствовать Московская метапредметная олимпиада «Не прервется связь поколений».  

 

Необходимо отметить и поддержать еще одну инициативу Москвы: в соответствии с решением секции историков – участников III Всероссийской научно-практической конференции «Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодежной среде» (Москва, сентябрь 2016 г.) Московский музей образования имени академика Г.А. Ягодина 14 февраля 2017 года открыл Дискуссионный клуб историков. Дискуссионная площадка «Трудные вопросы отечественной истории и нравственная позиция педагога» полагает в своей деятельности выработать общую научную, нравственную позицию, определить подходы, которые могут послужить ориентиром в практической работе учителя-истории.    

 

Write a comment

Comments: 0

Популярное

Без знания прошлого нет будущего

Рубрики

Проекты

Никто не забыт, ничто не забыто!
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе
"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада
Военная безопасность России: взгляд в будущее, Российская академия ракетных и артиллерийских наук, РАРАН /Russia's military security: a look into the future, 2019, Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences
Московский морской кадетский корпус "Навигацкая школа"

Наши партнеры

научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Информрегистр НТЦ
Ассоциация научных редакторов и издателей, АНРИ
КиберЛенинка, CyberLeninka
"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN