МОСКОВСКАЯ СЕКЦИЯ СОВЕТСКОГО КОМИТЕТА ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ
БОЕВОЙ ПУТЬ 5-ОЙ ДНЕПРОПЕТРОВСКОЙ КРАСНОЗНАМЕННОЙ
ОРДЕНА КУТУЗОВА II СТЕПЕНИ ПОНТОННО-МОСТОВОЙ БРИГАДЫ
(февраль 1943 г. – май 1945 г.)
Под общей редакцией Героя Советского Союза
Б.Д. Номинаса
МОСКВА – 1990
Авторский коллектив:
Ю.Н. Абаимов (руководитель)
С.Н. Нечаев (зам. руководителя), В.В. Головин, Е.И. Гусев, А.Н. Маскин,
Е.С. Михелевич, Д.Б. Кожевников, Р.Л. Кревченко
При составлении боевого пути 5-й понтонно-мостовой бригады были использованы материалы Центрального ордена Красной Звезды архива Министерства обороны СССР и воспоминания о Великой Отечественной войне ветеранов-однополчан. Рассматриваются основные боевые действия 5-й понтонно-мостовой бригады в период 1943 – 1945 гг. по форсированию крупных водных преград войсками Юго-Западного (3-го Украинского) фронта. Предназначена для ветеранов войны – однополчан, их родных и близких.
Б.Д. Номинас Ю.Н. Абаимов Е.С. Михелевич
П Р Е Д И С Л О В И Е
Сорок пять лет наша страна живет и трудится под мирным небом. Но вечно будет жить в памяти людской великий подвиг советского народа, сломавшего хребет фашизму. Нам было что защищать в этой войне.
В ходе Великой Отечественной войны инженерные войска Красной Армии внесли свой вклад в общую победу над немецко-фашистскими захватчиками. На первом этапе Великой Отечественной войны, в период тяжелых оборонительных боев, инженерные войска РККА самоотверженно сражались с врагом, обеспечивая отвод войск под натиском врага. Во втором периоде Великой отечественной войны показали свое полное превосходство над инженерными войсками вермахта. Это позволило Советскому командованию осуществлять оперативные маневры огромного масштаба, окружать крупные группировки противника, преследовать его до полного уничтожения.
Среди инженерных мероприятий обеспечение форсирования крупных водных преград занимало первое место. Исключительное боевое мастерство и умение проявили воины-понтонеры при обеспечении форсирования таких крупных водных преград, как Кубань, Терек, Дон, Северский Донец, Днепр, Южный Буг, Днестр, Дунай, Висла, Одер. Они были форсированы в невиданно короткие сроки, причем, применялись не только табельные, но и подручные переправочные средства.
Переправа войск обычно производилась табельными переправочными средствами, находившимися на вооружении инженерных частей. Среди них были различные металлические и деревянные понтоны, самоходные баржи, катера, лодки, плоты и т.д. Но этих переправочных средств часто не хватало. Традиционная смекалка советских солдат позволяла находить выход из трудных положений. Железные и деревянные бочки, бидоны из-под горючего, отдельные бревна – все это шло в ход, чтобы своевременно переправить войска на другой берег и, буквально, на плечах врага занимать плацдармы, создавать условия для наведения понтонного моста понтонерами.
Понтонеры работали настолько быстро, что уже через несколько часов, а иногда и минут после подхода к реке начинали действовать понтонные и мостовые переправы. Параллельно возводились временные и постоянные деревянные мосты.
Под артиллерийским и минометным огнем, под непрерывными бомбежками немецкой авиации героические советские понтонеры обеспечивали переправу советских войск через крупные водные преграды. В связи с возросшей глубиной наступательных операций на завершающем этапе войны советские воины-понтонеры в ходе одной операции форсировали одну за другой по несколько водных преград.
Советское правительство высоко оценило ратный подвиг и боевое мастерство советских понтонеров и саперов: 635 воинов инженерных войск были удостоены звания Героя Советского Союза, 263 воина стали полными кавалерами ордена Славы. 15 частей и соединений инженерных войск стали именоваться «гвардейскими», а десятки получили почетные наименования.
Достойно и с честью выполняли свой воинский долг в годы войны понтонеры 5-й Днепропетровской Краснознаменной ордена Кутузова II степени понтонно-мостовой бригады РВГК. Бригада принимала активное участие в десяти фронтовых наступательных операциях в составе Юго-Западного (3-го Украинского) фронта, действуя на важнейших оперативно-стратегических направлениях.
5-я понтонно-мостовая бригада в годы Великой Отечественной войны прошла славный боевой путь от г. Купянска Харьковской области до г. Санкт-Пёльтена (Австрия). Воины бригады принимали непосредственное участие по инженерному обеспечению боевых действий фронтов под Харьковом (1943 г.), битве за Днепр и освобождению правобережной Украины (1943 – 1944 гг.), Ясско-Кишиневской операции (1944 г.), а также боевых действий в Юго-Восточной Европе (Белградская, Будапештская, Венская операции) в 1944-1945 гг.
За боевые действия и отличие при форсировании р. Днепр и освобождению г. Днепропетровска от немецко-фашистских захватчиков в сентябре 1943 года приказом Верховного Главнокомандующего №36 от 25 октября 1943 года бригаде было присвоено почетное наименование «Днепропетровской», а многие воины-понтонеры награждены правительственными наградами. Четырем наиболее отличившимся воинам-понтонерам присвоено звание Героя Советского Союза. Ратный боевой труд понтонеров в годы войны был по достоинству отмечен девятью благодарностями, объявленными в приказах Верховного Главнокомандующего.
За форсирование Днестровского лимана в августе 1944 г. бригада была награждена орденом Кутузова II степени, за участие в Будапештской операции в феврале 1945 г. – орденом Красного Знамени.
ГЛАВА I. НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ
На основании приказа Ставки Верховного Главнокомандования 5-я понтонно-мостовая бригада (помбр) сформирована 26 февраля 1943 г. в г. Купянске Харьковской области и входила в состав войск Юго-Западного фронта, а с 20 октября 1943 г. – в 3-й Украинский фронт. Командование бригады: командир – подполковник Петров (Номинас), начальник штаба – майор Лопухов (Ракутов, Григорьев). В 5-ю понтонно-мостовую бригаду входили четыре отдельные моторизованные понтонно-мостовые батальоны, отдельные подразделения боевого обеспечения и подразделения обслуживания (штатная структура бригады показана на прилагаемой таблице).
В состав 5-й помбр входили:
На основании распоряжения штаба инженерных войск 3-го Украинского фронта в июле 1944 г. 102-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон передан на укомплектование 6-го отдельного моторизованного понтонно-мостового полка 3-го Украинского фронта. Вместо него в состав бригады входит 35-й отдельный Таманский моторизованный понтонно-мостовой батальон (командир батальона – майор Иванов Л.К., начальник штаба – капитан Балышев С.А.), прибывший из состава войск 4-го Украинского фронта.
В течение марта-апреля 1943 г. 5-я помбр была укомплектована личным составом и табельным имуществом (парком Н2П) и выполняла задания по инженерному обеспечению боевых действий войск Юго-Западного фронта.
ГЛАВА 2. БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В ПЕРИОД Великой Отечественной войны 5-я помбр на основании Боевого Устава инженерных войск РККА и приказов командования Юго-Западного фронта выполняла следующие инженерные мероприятия по боевому обеспечению частей и соединений войск фронта:
Все части 5-й помбр активно участвовали в инженерном обеспечении боевых действий войск фронта в следующих наступательных операциях:
А) Боевые действия отдельных моторизованных понтонно-мостовых батальонов
до вхождения в состав бригады
35-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон
(командир батальона ст. л-т Номинас Б.Д.,
начальник штаба батальона – л-т Комаренко Т.Т.)
Март-июнь 1940 г. Формирование батальона в г. Херсон (Одесский военный округ). Укомплектование табельным имуществом (парк Н2П на автомобилях ЗИС-5).
Июль-август 1940 г. Оборудование и содержание понтонного моста под грузы 16 т через Царьградское гирло (Днестровский лиман). Переправа войск Красной Армии в Бессарабию.
Сентябрь-декабрь 1940 г. Пункт дислокации батальона в к. Вознесенске. Занятия по планам боевой подготовки.
Январь-июнь 1941 г. Батальон организационно входит в состав 7-го отдельно моторизованного понтонно-мостового полка Одесского военного округа. Пункт дислокации – г. Сороки Молдавской ССР.
22 июня – начало Великой Отечественной войны. Батальон выполняет мероприятия по мобилизационному плану. Выходит из состава 7-го отдельного понтонно-мостового полка и действует отдельным батальоном в составе Южного фронта.
Июнь-декабрь 1941 г. Оборудование и содержание мостовых переправ через водные преграды:
Январь-июнь 1942 г. Обеспечение переправами войск Южного фронта ч/з р. Дон. Оборудование и содержание мостовых и паромных переправ под грузы 16. 40 т из парка Н2П и строительство деревянных мостов в районах г. Ростова-на-Дону, с. Раздорская, с. Цимлянская, с. Мелиховская.
Июль-август 1942 г. Оборудование и содержание паромных переправ и деревянных мостов ч/з р. Кубань в районах с. Григореплистская, г. Черкасска.
Сентябрь-декабрь 1942 г. Обеспечение переправами войск Северо-кавказского фронта ч/з реку Терек. Оборудование и содержание паромных переправ и строительство деревянных мостов в районах г. Орджоникидзе, с. Червленная, с. Нижний Наур, с. Алиюрт, с. Мкень-Юрт, с. Михайловская.
Январь-октябрь 1943 г. Обеспечение переправами войск Северо-Кавказского фронта ч/з реку Кубань, р. Протока, р. Адагум. Оборудование и содержание мостовых и паромных переправ в районах г. Невиномысска, г. Черкасска, с. Гривенская, с. Могоукоровский, с. Троицкая, села Красный Лес, хут. Садовый, с. Федоровская, с. Анастасиевская, г. Темрюка.
Ноябрь-декабрь 1943 г. Батальон в полном составе по железной дороге совершает марш в г. Токмак (под г. Мелитополем) и входит в состав 4-го Украинского фронта. Личный состав батальона занимается боевой подготовкой.
Февраль-март 1944 г. Обеспечение переправами войск 5-й Ударной армии через р. Днепр в районах с. Каховка, с. Большая лепетиха (паромная переправа под грузы 30 т, мостовая переправа под грузы 16 т). Обеспечение переправами частей 4-го гв. механизированного корпуса и кавалерийского корпуса через р. Южный Буг (мостовая переправа под грузы 30 т).
Апрель 1944 г. Батальон организационно входит в состав 5-й помбр 3-го Украинского фронта.
100-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон
(командир батальона м-р Клочков Я.Т.,
начальник штаба – ст. л-т Медведков Е.П.)
Находился в составе 6-й армии Юго-западного фронта.
Апрель 1942 г. Строительство деревянного моста длиной 546 м через реку Жиздра в районе г. Козельска.
Май-ноябрь 1942 г. Оборудование пунктов переправ и строительство деревянных мостов через р. Дон в районах г. Богучар, с. Серафимовичи, с. Верхний Мамон, с. Нижний Мамон, село Монастырщина.
Декабрь 1942 г. Строительство деревянного моста ч/з р. Дон в районе ст. Казанская Воронежской области.
15 марта 1943 г. 100-й понтонно-мостовой батальон выходит из подчинения Командующего 6-й армии и организационно входит в штат 5-й пмбр с дислокацией в с. Петропавловка Харьковской области.
102-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон
(командир батальона ст. л-т Буланов (погиб в 1943 г.), м-р Ракутов С.Е.,
начальник штаба – ст. л-т Сенченко Г.С.)
Находился в составе 3-й Гвардейской армии Юго-Западного фронта.
Март-октябрь 1942 г. Строительство деревянных мостов ч/з р. Дон, оборудование пунктов мостовой переправы из парка ДПМ.
Декабрь 1942 г. Оборудование ледяной переправы, минирование местности в районе село Серафимовичи – хут. Еланский.
Январь-март 1943 г. Строительство деревянного моста под грузы 30 т и оборудование пункта мостовой переправы ч/з р. Северский Донец в районе с. Давыдо-Никольского (ст. Луганская). В районе ст. Глубокая погиб командир батальона капитан Буланов.
15 марта 1943 г. 102-й понтонно-мостовой батальон выходит из подчинения Командующего 3 гв. армии и организационно входит в состав 5-й пмбр с пунктом дислокации: с. Кучеровка Харьковской области.
123-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон
(командир батальона к-н Гусев Е.И., начальник штаба – к-н Великанов Д.И.)
Находился в составе 3-й Гвардейской армии Юго-западного фронта.
Сентябрь 1942 г. Содержание пунктов переправ ч/з р. Дон и автомобильных дорог, возведение командных пунктов (КП).
Ноябрь 1942 г. оборудование пункта ледяной переправы ч/з р. Дон в районе с. Верхние Мамоны.
Декабрь 1942 г. Содержание и ремонт автомобильных дорог, восстановление и строительство деревянных мостов, минирование местности в районах с. Кантемировка, г. Купянск, г. Балаклея, г. Павлоград.
Март 1943 г. Строительство оборонительных рубежей, минирование местности, строительство деревянных мостов ч/з р. Дон.
15 марта 1943 г. 123-й понтонно-мостовой батальон выходит из подчинения Командующего 3 гв. армии и организационно входит в состав 5-й пмбр с пунктом дислокации: с. Петропавловка Харьковской области.
130-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон
(командир батальона к-н Самгин В.В.,
начальник штаба – ст. л-т Камбулатов Ш.С.)
Находился в подчинении Командующего 5-й танковой армии Юго-Западного фронта.
Ноябрь 1942 г. Оборудование пунктов переправ ч/з р. Дон в районе хуторов Хованский, Ярской.
Декабрь 1942 г. Оборудование пунктов паромной переправы ч/з р. Чир в районе г. Деев.
Январь-март 1943 г. Строительство деревянного моста под грузы 30 т ч/з р. Северский Донец в районе х. Ольховчин.
15 марта 1943 г. 130-й отдельный понтонно-мостовой батальон выходит из подчинения Командующего 5-й танковой армией и организационно входит в состав 5-й пмбр с пунктом дислокации: с. Петропавловка Харьковской области.
Б) Боевые действия отдельных моторизованных понтонно-мостовых батальонов
с момента включения их в штат 5-й пмбр (март 1943 г. – май 1945 г.)
35-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон
(командир батальона м-р Иванов Л.К., начальник штаба к-н Балышев С.А.)
В состав 5-й пмбр включен в апреле 1944 г., прибыл из войск Северо-Кавказского фронта взамен 102-го отдельного понтонно-мостового батальона, убывшего на укомплектование 6-го отдельного понтонно-мостового полка 3-го Украинского фронта.
Апрель-август 1944 г. Оборудование и содержание пунктов переправ через р. Днестр в районах г. Тирасполя, с. Слободзеи, с. Буторы, с. Човручи.
Сентябрь 1944 г. Оборудование и содержание переправ ч/з р. Дунай в районе городов Исакча (Румыния), Свищов и Силистров (Болгария).
Октябрь 1944 г. Оборудование и содержание переправ ч/з р. Дунай в районе городов Видин, Батина, Белград, Нови-Сад.
Декабрь 1944 г. Оборудование и содержание переправ ч/з р. Дунай в районе городов Пакш, Мохач, д. Герьен. Строительство деревянного балочного моста через рукав реки Дунай в районе г. Шольт.
Январь 1945 г. Оборудование переправы с строительство деревянного моста ч/з р. Дунай в районе г. Дунафельдвар.
Февраль 1945 г. Оборудование и содержание переправы в районе г. Чепель.
Март 1945 г. Оборудование и содержание переправы и строительство деревянного балочного моста ч/з р. Раба в районе г. Надь.
Апрель 1945 г. Батальон находится в оперативном подчинении начальника инж. Войск 9-й гв. армии и выполнял боевые задания по оборудованию и содержанию переправ через водные преграды в полосе боевых действий частей и соединений 9-й гв. армии:
Июнь 1945 г. Батальон совершает марш в г. Шольт (Венгрия). В дальнейшем, в составе 5-й пмбр передислоцируется в г. Галац (Румыния) и входит в Южную группу войск (ЮГВ).
100-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон
(командир батальона м-р Клочков Я.Т., начальник штаба к-н Медведков Е.П.)
Март-апрель 1943 г. Оборудование пунктов паромных переправ и строительство оборонительных рубежей р. Оскол в районах с. Двуречная, г. Купянск, с. Сеньково. Переправа войск 3-й гв. армии.
Май-июнь 1943 г. Содержание пунктов паромных переправ ч/з р. Оскол. Подготовка личного состава и техники батальона к форсированию р. Северский Донец.
Июль-сентябрь 1943 г. Оборудование пунктов паромных переправ ч/з р. Северский Донец (форсирование началось ночью 17 июля) на участке: Змиев-Коробов; переправа частей 8 гв. армии. 11 августа в районе выше с. Пришиб был построен деревянный мост ч/з р. Северский Донец под грузы 60 т. Несение комендантской службы на деревянных балочных мостах через реку Северский Донец на участке: с. Богородичное – с. Сидорово (иск.) В августе батальон перешел на номерной почтовый знак «Полевая почта 10014 литер «А».
25 сентября – октябрь 1943 г. Оборудование и содержание пунктов паромной переправы ч/з реку Днепр в районе: с. Воронова – х. Губинский и переправа 6-й и 12-й армий Юго-Западного фронта. При форсировании Днепра погибли Герои Советского Союза: командир батальона майор Клочков Я.Т., командир понтонного взвода лейтенант Зачиняев П.С., командир взвода управления лейтенант Пахомов А.Н, командир понтонного взвода лейтенант Кочнев и другие воины-понтонеры батальона.
Ноябрь 1943 г. Пункт дислокации батальона – г. Днепропетровск, ул. Чернышевского. Строительство деревянного моста ч/з р. Днепр под грузы 60 т в районе с. Сугаковские.
Декабрь 1943 г. 3-я понтонная рота находится в оперативном подчинении 6-й г. армии и ведет строительство деревянного моста под грузы 30 т ч/з р. Днепр в районе г. Запорожье (остров белый). Оборудование мостовой переправы ч/з р. Днепр под грузы 16 т в районе с. Разумовка. Строительство деревянного моста ч/з р. Днепр под грузы 30 т (3-я понтонная рота). Спасение от ледохода паромных переправ ч/з р. Днепр в районе с. Сугаковские (2-я понтонная рота). Ремонт и строительство автомобильной дороги в районе переправы с. Сугаковские. Содержание деревянного моста ч/з р. Днепр под грузы 16 т в районе г. Днепропетровска.
Январь 1944 г. Пункт дислокации батальона – с. Тритузное. Содержание деревянных мостов ч/з р. Днепр.
Февраль 1944 г. батальон совершает марш в пос. Мироновский и поступает в оперативное подчинение командира 4-го мск генерал-лейтенанта Танастищина. Оборудование пункта мостовой переправы ч/з р. Днепр в районе г. Никополя и с. Каменка.
Март 1944 г. Оборудование пункта паромной переправы ч/з р. Днепр в районе с. Акметчатки.
Апрель-май 1944 г. Оборудование пунктов паромной и мостовой переправ ч/з р. Днестр в районах с. Буторы и с. Ташлык.
Июнь 1944 г. Производство работ по имитации сосредоточения войск в районе г. Дубоссары.
Июль 1944 г. Оборудование пункта паромной переправы ч/з р. Днестр в районе г. Тирасполя.
Август 1944 г. Оборудование пунктов паромной и мостовой переправ через р. Днестр в районах с. Буторы и с. Ташлык. Пункт дисоркации батальона – с. Калаглея. Форсирование Днестровского лимана. Батальон находится в оперативном подчинении Командующего Дунайской военной флотилии ЧФ.
Сентябрь 1944 г. Оборудование пунктов паромной и мостовой переправ через р. Днестр в районе г. Измаил, а также в районах с. Тульча (Румыния) и г. Силистра (Болгария).
Октябрь 1944 г. Оборудование пунктов паромной переправы черед р. Дунай в районах г. Видин (Болгария), деревень Бездан, Батина, Грацке, а также г. Белград (Югославия).
Ноябрь 1944 г. Оборудование пунктов паромных переправ ч/з р. Дунай в районах городов Панчево, Белград (Югославия) и Мохач (Венгрия).
Декабрь 1944 г. Содержание паромной переправы ч/з р. Дунай в районе городов Мохач (Венгрия), Нови-Сад (Югославия), Пакш (Венгрия).
Январь-февраль 1945 г. Пункт дислокации – г. Батина (Югославия). Оборудование пункта паромной переправы в районе г. Батина.
Март 1945 г. 10 марта батальон отметил 3-ю годовщину со дня формирования. Оборудование пунктов паромных переправ и строительство деревянных мостов ч/з р. Раба в районе г. Шарвар (Венгрия).
Апрель-май 1945 г. Батальон находится в оперативном подчинении начальника инженерных войск 9-й гв. армии. Строительство деревянного моста ч/з р. Дунай под грузы 60 т в районе г. Вена. Оборудование пункта мостовой переправы ч/з р. Трайзен в районе г. Санкт-Пельтена (Австрия).
Июнь 1945 г. Батальон совершает марш по Дунаю на баржах в с. Хыршово (Румыния) и входит в состав Южной группы войск (ЮГВ).
102-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон
(командир батальона капитан Синицын, майор Ракутов С.Е., майор Иванов Ф.Д.,
начальник штаба – капитан Сенченко Г.С.)
Пункт дислокации с. Кучеровка Харьковской обл.
Март 1943 г. Строительство оборонительных рубежей вдоль р. Оскол на участке с. Голубовка – г. Купянск – с. Осиново.
Апрель 1943 г. Строительство оборонительных рубежей на участках: г. Купянск, г. Купянск-Узловой, с. Сеньково. Сооружение на р. Купянка плотины длиной 386 м. Оборудование пункта паромной переправы ч/з р. Оскол в районе г. Купянска.
Май-июнь 1943 г. Содержание пунктов паромных переправ ч/з р. Оскол. Строительство деревянных мостов под грузы 30-60 т в районах: с. Богородничное, г. Святогорск. Подготовка личного состава и боевой техники батальона к форсированию р. Северский Донец.
Июль-сентябрь 1943 г. Несение комендантской службы на переправах. Строительство балочного деревянного моста ч/з р. Северский Донец в районе Шевченко, Сидорово. Батальон передан в оперативное подчинение Командующего 8-й гв. армии. В августе батальон переходит на почтовый знак «Полевая почта 10014 литер «Б».
25 сентября 1943 г. Обеспечение форсирования р. Днепр войсками 6-й и 12-й армий Юго-Западного фронта в районе с. Вороново, Губинский.
Октябрь 1943 г. Содержание пунктов паромных переправ ч/з р. Днепр в районе с. Вороново, Губинский и переправа войск фронта.
Ноябрь-декабрь 1943 г. Батальон переходит в оперативное подчинение Командующего 28-й армии 4-го Украинского фронта. Пункт дислокации – с. Лесная Поляна (25 км западнее города Каховка).
Январь-июнь 1944 г. Батальон дислоцируется в с. Верхняя Торгаевка и находится в оперативном подчинении Командующего 28-й армии 4-го Украинского фронта. Форсирование озера Сиваш в районе Сивашское, Николаевка. Оборудование пунктов переправ и строительство деревянных мостов.
Июль 1944 г. На основании распоряжения Штаба инженерных войск 3-го Украинского фронта 5 июля батальон выходит из состава 5-й пмбр и передается на укомплектование 6-го отдельного моторизованного понтонно-мостового полка 3-го Украинского фронта.
123-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон
(командир батальона – капитан Гусев Е.И., капитан Савин П.И., майор Иванов Ф.Д.,
начальник штаба – ст. лейтенант Великанов, капитан Савин П.И., капитан Черняков И.И.)
Пункт дислокации – с. Петропавловка Харьковской области.
Март 1943 г. Батальон находится в оперативном подчинении Командующего 6-й армией Юго-Западного фронта.
Апрель 1943 г. Строительство оборонительных рубежей и оборудование паромных переправ через р. Оскол в районе с. Боровая, г. Купянск. Строительство плотины через р. Оскол (длина 400 м) в районе с. Прокофьевка.
Май-июнь 1943 г. – содержание пунктов паромных переправ ч/з р. Оскол. Подготовка личного состава и боевой техники к форсированию р. Северский Донец.
Июль 1943 г. – оборудование пунктоа десантной и паромной переправ через р. Северский Донец в районе: Змиев, Коробов и переправа частей 6-й армии и 8 гв. армии. 19 июля получил тяжелое ранение командир батальона капитан Гусев Е.И. и был отправлен на излечение в госпиталь г. Сватово. К исполнению обязанностей командира батальона допущен нач. штаба батальона капитан Великанов Д.И.
Август 1943 г. – несение комендантской службы на пунктах паромных переправ и на деревянных мостах ч/з р. Северский Донец в районе: с. Богородичное, с. Сидоров. Батальон переходит на почтовый знак «Полевая почта 10014 литер «В».
25 сентября – октябрь 1943 г. Форсирование р. Днепр в районе: Вороново, Губинский. Оборудование пунктов десантной и паромной переправ и обеспечение форсирования Днепра частями 6-й и 12-й армий ЮЗФ.
Ноябрь-декабрь 1943 г. Пункт дислокации: г. Днепропетровск, ул. 2-я Фабричная. Содержание пунктов паромных и мостовых переправ через реку Днепр в районах: село Сошиновка, город Днепропетровск, село Лоц-Каменка.
Январь 1944 г. – занятия личного состава батальона по боевой и политической подготовке.
Февраль 1944 г. – разборка мостового перехода через реку Днепр в районе с. Сугаковские (1 и 2 понтонные роты). Содержание пунктов паромных переправ через реку Днепр в районе г. Никополь (3 понтонная рота).
Март 1944 г. – батальон передислоцируется на ст. Апостолово по ж/д. 7 марта батальон с парком Н2П прибыл в с. Широкое.
При форсировании р. Южный Буг погиб командир батальона капитан Савин П.И. К исполнению обязанностей командира батальона допущен капитан Сальников А.И.
Апрель-май 1944 г. – пункт дислокации батальона: с. Беляевка Одесской обл. Подготовка личного состава и парка Н2П к форсированию р. Днестр. Оборудование пунктов паромной и мостовой переправ ч/з р. Днестр в районах с. Буторы и с. Ташлык.
Июнь-июль 1944 г. – содержание пунктов паромных и мостовых переправ ч/з р. Днестр в районах с. Буторы и с. Ташлык. 19 июля в должность командира батальона вступает майор Иванов Ф.Д.
и. – батальон находится в оперативном подчинении Командующего 5-й ударной армии. Переправа частей армии:
Сентябрь 1944 г. – пункт дислокации батальона – с. Джурджулешты (Молдавия). Оборудование пункта мостовой переправы ч/з р. Прут в районе с. Джурджулешты.
Октябрь – декабрь 1944 г. – батальон совершает марш по территории Румынии, Болгарии, Югославии. Оборудование пунктов паромных и мостовых переправ ч/з р. Дунай в районах: Кэлэраши, Джурджу, Калафит (Румыния), Силистра, Русе, Видин (Болгария), Белград, Нови Сад, Батина (Югославия).
Январь-февраль 1945 г. – пункт дислокации батальона – г. Мохач (Венгрия). Оборудование пункта ледяной переправы ч/з р. Дунай м районе г. Мохач.
Март 1945 г. - оборудование пункта мостовой переправы под грузы 45 т через р. Раба в районе д. Морицхида (Венгрия).
Апрель 1945 г. – батальон находится в оперативном подчинении Командующего 4 гв. армии и обеспечивает переправу частей армии через реки, каналы на территории Венгрии и Австрии.
Австрия (Вена, Кляйнесдорф), апрель 1945 г.
Май 1945 г. – пункты дислокации – гг. Швардорф, Санкт-Пёльтен (Австрия). Батальон выполняет боевые задания начальника инж. Войск 4-й гв. армии по оборудованию переправ через водные преграды. При ведении инженерной разведки р. Иббс разведчики батальона во главе с лейтенантом Нечаевым С.Н. одними из первых среди разведчиков бригады встретились с разведчиками союзнической американской армии. 9 мая в 2 часа было получено сообщение о полной победе Красной Армии в Великой Отечественной войне.
Июнь 1945 г. – батальон совершает марш в с. Шольт (Венгрия). В дальнейшем передислоцируется в г. Галац (Румыния) и входит в состав Южной группы войск (ЮГВ).
123-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон
(командир батальона –капитан Самгин В.В., капитан Сафронков П.Н., майор Ковалев И.П., начальник штаба – ст. лейтенант Камбулатов Ш.С., капитан Головин В.В.)
Юго-Западный / 3-й Украинский / фронт.
Март 1943 г. – пункт дислокации батальона – с. Петропавловка Харьковской области. Строительство оборонительных рубежей и оборудование пунктов паромной и мостовой переправ и строительство деревянных мостов через реку Оскол в районах: п. Двуречная, г. Купянск, с. Голубовка.
Апрель 1943 г. – усиление и восстановление деревянного моста под грузы 60 т ч/з р. Оскол в районе г. Купянска. Содержание пунктов паромных переправ ч/з р. Оскол и подготовка личного состава и боевой техники батальона к форсированию р. Северский Донец.
Июнь 1943 г. – оборудование четырех пунктов паромных переправ ч/з р. Северский Донец в районе г.Ливны.
Июль 1943 г. - оборудование пунктов паромных и мостовых переправ ч/з р. Северский Донец под грузы 30 т в районе г. Студенок. Переправа частей и боевой технкии 8-й гв. армии. Строительство подводного деревянного моста под грузы 30 т через р. Северский Донец в районе г. Студенок.
Август-сентябрь 1943 г. – несение комендантской службы на деревянных мостах через реку Северский Донец в районах с. Богородичное, с. Сидорово. Переход батальона на номерной почтовый знак «Полевая почта 10014 литер «Г».
Сентябрь-октябрь 1943 г. – форсирование р. Днепр в районе с. Вороново – х. Губинский и переправа частей 6-й и 12-й армий Юго-Западного фронта.
Ноябрь 1943 г. – содержание пунктов переправ и строительство деревянных мостов через реку Днепр в районах: с. Сугаковские, п. Фрунзенский / Каменка.
Декабрь 1943 г. – батальон передислоцировался в район г. Запорожье, вступил в оперативное подчинение Командующего 6-й армии. Оборудование пункта переправы и строительство деревянного моста под грузы 30 т ч/з р. Днепр в районе с. Разумовка.
Январь-февраль 1944 г. – батальон занимался боевой подготовкой и приводил в боевую готовность автотранспорт и парк Н2П.
Март 1944 г. – батальон находился в оперативном подчинении Командующего 46-й армией и оборудовал пункты паромных переправ ч/з р. Ингулец в районе г. Кривой Рог и ч/з р. Южный Буг в районах: с. Михайловка, с Троицкое.
Апрель 1944 г. – содержание пунктов мостовых переправ через реку Южный Буг в районе с. Белоусовка, ч/з р. Днестр в районе с. Коротянские Сады, ч/з р. Турунчук в районе с. Коротное, а также ч/з Кучурганский лиман.
Май 1944 г. – по устному распоряжению начальника инж. Войск 3 Украинского фронта батальон был передан в оперативное подчинение Командующего 8-й га. Армии с задачей оборудования пунктов паромных переправ ч/з р. Днестр в районах с. Буторы и с. Ташлык.
Июнь 1944 г. – содержание пунктов паромных переправ и обустройство ложных переправ через р. Днестр в районе с. Ташлык. Ремонт парка ТМП. Батальон сосредоточился в районе села Слободзея-Русская с задачей устройства эстакады под грузы 30 и 60 тонн ч/з р. Днестр и содержание пунктов переправ ч/з р. Днестр в районах с. Буторы и с. Ташлык.
Июль 1944 г. – одна понтонная рота передана в оперативное подчинение Командующего 57-й армии с задачей оборудования и содержания паромной переправы ч/з р. Днестр под грузы 30 и 60 тонн в районах с. Красная Горка и с. Бычок.
Август 1944 г. – батальон передислоцировался в район с. Роксоляны с задачей обеспечить форсирование Днестровского лимана войсками 3-го Украинского фронта.
Сентябрь 1944 г. – батальон передислоцировался в с. Исакча с задачей содержания участка наплавного моста под грузы 16 т ч/з р. Дунай и оборудования пункта паромной переправы через р. Дунай в районе г. Свищтов (Болгария) под грузы 16 и 40 т.
Октябрь 1944 г. – батальон сосредоточился на северной окраине города Белград (Югославия), г. Авала. Оборудование пунктов паромных переправ ч/з р. Дунай в районе г. Белграда.
Ноябрь 1944 г. – пункт дислокации батальона – г. Самбор (Югославия) с задачей обеспечения форсирования р. Дунай частями 64-го стрелкового корпуса 3-го Украинского фронта.
Декабрь 1944 г. – пункт дислокации батальона – г. Бездан (Югославия). Содержание участка наплавного моста через р. Дунай. С 8 декабря батальон дислоцировался в г. Мохач (Венгрия), с 10 декабря – в г. Пакш (Венгрия). Оборудование пунктов паромных переправ через реку Дунай. 19 декабря батальон прибыл в г. Дунапентель (Венгрия) с задачей оборудовать пути подхода к переправам и постройка эстакады для моста под грузы 100 т ч/з р. Дунай. С 23 декабря батальон дислоцировался в с. Рацалмаш (Венгрия), где приступил к приведению понтонного парка и автотранспорта в боевую готовность.
Январь 1945 г. – пункт дислокации батальона – г. Дунафельдвар (Венгрия). Оборудование пунктов паромных переправ ч/з р. Дунай в районе г. Дунафельдвар.
Февраль 1945 г. – оборудование пунктов паромных переправ ч/з р. Дунай в районах гг. Тёкёль, Чепель (Венгрия).
Март 1945 г. – оборудование пункта мостовой переправы ч/з р. Дунай в районе с. Шольт (Венгрия).
Апрель-май 1945 г. – батальон совершает марш и дислоцируется в пунктах: Секешфехервар, Салсенмортен, Шаттендорф, Клостернойбург. В районе Клостернойбурга (Австрия) батальон оборудовал пункт мостовой переправы и построил деревянный мост ч/з р. Дунай. Оборудование мостовой переправы ч/з р. Трайзен в районе г. Санкт-Пёльтен (Австрия).
Июнь 1945 г. – батальон совершает марш в с. Шольт (Венгрия). В дальнейшем передислоцируется в г. Галац (Румыния) и входит в состав Южной группы войск (ЮГВ).
ГЛАВА 3. ОТДЕЛЬНЫЕ БОЕВЫЕ ЭПИЗОДЫ ЧАСТЕЙ БРИГАДЫ
ПРИ ФОРСИРОВАНИИ ВОДНЫХ ПРЕГРАД
а) форсирование реки Северский Донец (17-24 июля 1943 г.).
17 июля 1943 г. 8-я гв. армия форсировала р. Северский Донец (форсирование проходило в ночное время). Для обеспечения форсирования были выделены 100, 123, 130 понтонно-мостовые батальоны бригады. Переправа частей армии производилась под сильным артиллерийским и минометным огнем противника. При форсировании р. Северский Донец отличились:
5-я понтонно-мостовая бригада за боевые действия по инженерному обеспечению 8 гв. армии получила высокую оценку от командующего армии генерала В.И. Чуйкова. За выполнение боевого задания командования и проявленные отвагу и мужество были представлены к правительственной награде: майор Клочков, ст. лейтенант Сальников (100 понб), лейтенант Лещев, рядовой Гулинский (102 понб), капитан Гусев, ст. лейтенант Великанов, рядовой Ковалев (123 понб), капитаны Сафронков, Чубченков, ст. лейтенант Савин (130 понб), капитан Кривопляс (штаб 5 ПМБр), лейтенант Клоков (ОРУ).
б) форсирование р. Днепр (25 сентября – 1 октября 1943 г.)
Части 5-й понтонно-мостовой бригады обеспечивали форсирование Днепра 6-й и 12-й армиями Юго-Западного фронта: 6-й армии – 130-й понб и 12-й армии – 100-й понб. 102-й и 123-й понтонно-мостовые батальоны (по одной понтонной роте) на время форсирования Днепра были приданы для усиления 100-го и 130-го понтонно-мостовых батальонов. Особо обращалось внимание на скрытое от противника сосредоточение переправочных средств (парков Н2П) к водной преграде.
В 2.00 26 сентября 12-я армия и в 3.15 – 6 армия начали форсирование Днепра. Особенность форсирования заключалась в том, что оно началось без предварительной артиллерийской подготовки и авиационного прикрытия. В момент форсирования правый берег находился у противника и не были захвачены плацдармы для обеспечения форсирования Днепра войсками фронта.
Противник не ожидал, что форсирование Днепра войсками фронта начнется с ходу и не располагал точными данными о времени начала форсирования. Таким образом, форсирование Днепра войсками Юго-Западного фронта явилось для немецко-фашистского командования неожиданностью.
Воины-понтонеры бригады проявили смекалку, находчивость, отвагу и боевое мастерство во время форсирования войсками фронта такой крупной водной преграды как Днепр. Рубеж Днепра Гитлер считал недоступным для советских войск и приказал своим генералам организовать сильную оборону на правом берегу. Однако войска Юго-Западного фронта успешно форсировали Днепр и прорвали оборону противника.
Все части 5-й понтонно-мостовой бригады своевременно и с большим патриотическим подъемом выполнили поставленную боевую задачу командования Юго-Западного фронта. Немецко-фашистские войска в битве за Днепр понесли значительные потери. При форсировании Днепра особо отличились:
Многие воины понтонеры бригады (140 человек) за форсирование Днепра были награждены орденами и медалями. Четырем воинам за особые заслуги при форсировании Днепра Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1944 г. присвоено звание Героя Советского Союза, в их числе: командир бригады гв. подполковник Номинас Б.Д., командир батальона маойр Клочков Я.Т. (посмертно), командир понтонного взвода лейтенант Зачиняев П.С. (посмертно) и командир мостового взвода (на момент награждения) младший лейтенант Ветошников Г.А.
Потери в личном составе и боевой технике при форсировании Днепра, в основном, были в первые два дня операции, 26-27 сентября. Пока плацдармы на правом берегу не были захвачены и расширены, противник имел возможность прямой наводкой из артиллерии и минометов выводить из строя солдат, офицеров и боевую технику войск фронта.
Всего за время форсирования Днепра в бригаде было убито 22 человека (100 понб – 16 чел., 130 понб – 6 чел.), ранено и контужено – 59 чел. (100 понб – 21 чел., 102 понб – 1 чел., 130 понб – 37 чел.). Убиты офицеры: командир 100 понб майор Клочков Я.Т., командир понтонного взвода 100 понб лейтенант Зачиняев, командиры взводов 100 понб лейтенанты Пахомов А.Н. и Кочнев. Получили тяжелое ранение: командир 123 понб капитан Гусев Е.И., командир понтонного взвода лейтенант Ходжаев Ю. и лейтенант Гусев А.В. (100 понб).
в) строительство деревянного моста через р. Днепр в районе г. Запорожья
(остров Белый) в период 21 декабря 1943 г.
При выполнении боевого задания начальника инженерных войск 6-й армии от 21 декабря 1943 г. по строительству деревянного моста через р. Днепр в р-не г. Запорожья (остров Белый) личный состав 130-го понб и 3-й понтонной роты 100-го понб проявили исключительное мужество, отвагу и беспредельную стойкость, боевое мастерство. Несмотря на интенсивный артиллерийско-минометный огонь противника, воины-понтонеры работали без отдыха, не зная усталости. За короткий срок был построен участок моста длиной 175 пог. м на 46 часов раньше установленного времени, что обеспечило своевременный пропуск по мосту частей и техники 6-й армии.
Приказом командира 5-й понтонно-мостовой бригады от 28 декабря 1943 г. всему личному составу, принимавшему участие в строительстве моста, была объявлена благодарность, а наиболее отличившиеся солдаты, сержанты и офицеры были представлены к правительственным наградам. За активное участие в руководстве строительства моста объявлена благодарность старшему помощнику начальника I отделения штаба бригады капитану Строганову С.С.
Форсирование Днепра частями 5-й понтонно-мостовой бригады показано на прилагаемых схемах.
г) форсирование Днестровского лимана и р. Днестр в период 16-22 августа 1944 г.
Для форсирования Днестровского лимана из состава 5-й понтонно-мостовой бригады были выделены 100-й и 130-й понтонно-мостовые батальоны и 3-я понтонная рота 123-го понтонно-мостового батальона. 100 пнб находился в оперативном подчинении Командующего Дунайской военной флотилии Черноморского флота. В 23.40 21 августа из района с. Калаглея через Днестровский лиман в район Молога - Чигиры-Сук (расстояние 18 км) отправилась первая группа десанта на 150 лодках парка ДСЛ, двух паромах парка Н2П и на 18 полуглиссерах.
Десант на противоположный берег высадился успешно, встретив слабое огневое противодействие противника.
В 2.30 22 августа начали отваливать от исходного берега лимана груженые паромы парков НЛП, ДМП, Н2П, а также очередные группы десанта пехоты и военных моряков на лодках ДСЛ. Паромы буксировались катерами БМК и полуглиссерами. К 18.00 22 августа все паромы совершили по три рейса. Переправа действовала непрерывно и на противоположный берег лимана переправлялись войска и боевая техника войск 3 Украинского фронта.
Активные боевые действия частей бригады при форсировании Днестровского лимана во многом обеспечили успешное наступление спецгруппы войск фронта генерала А.Н. Бахтина и при поддержке артиллерии, авиации и кораблей Дунайской флотилии адмирала С.Г. Горшкова позволили внезапно форсировать Днестровкий лиман и, преодолевая сопротивление противника, занять г. Белград-Днестровский (бывший Аккерман).
130-й понбат находился в оперативном подчинении Командующего Дунайской флотилии ЧФ. В 1.00 22 августа на паромах ДЛП к противоположному берегу Днестровского лимана отправилась первая группа десанта, которая в 2.35 высадилась на берег противника и вступила в рукопашный бой с врагом. В 3.00 погружены и отправлены на восьми паромах парка ДЛП артиллерийские орудия и лошади. В 4.35 от исходного берега лимана отчаливают еще шесть паромов парка ДЛП и один - А-3, груженые артиллерийскими орудиями. С момента высадки первой группы десанта противник держал переправу под сильным артиллерийским и минометным огнем. Из первых восьми паромов достигли противоположного берега и разгрузились только два. Остальные шесть паромов врезультате обстрела противника затонули. Из семи паромов, отчаленных вторым эшелоном, затонули два; остальные благополучно достигли берега и разгрузились. Переправа работала до 14.00 22 августа. Из-за массированного обстрела противником района форсирования переправу на время пришлось прекратить.
В 18.00 22 августа переправа вновь возобновила свою работу и на ней действовали: один паром под грузы 16 т (парк Н2П) и два парома под грузы 5 т (парк ДЛП). К 22.00 22 августа противник прекратил свое сопротивление и войсками 3-го Украинского фронта был освобожден г. Аккерман.
3 понтонная рота 123-го понбата временно, на период форсирования Днестровского лимана, была передана в распоряжение командира 130-го понбата. До начала форсирования лимана рота производила работы по разгрузке, комплектованию и выдаче плавсредств частям бригады. На время форсирования один понтонный взвод был придан на усиление 100-го понбата, а два взвода – 130-му понбату.
123-й понбат находился в оперативном подчинении Командующего 5-й Ударной армии. В период 14-17 августа 1 и 2 понтонные роты батальона содержали мостовую переправу через р. Днестр в районе с. Красная Горка, которая действовала только в ночное время. С 17 августа одна понтонная рота производила подготовительные работы к наводке понтонного моста под грузы 16 т через р. Днестр в районе с. Буторы. 20 августа батальон успешно оборудовал пункты паромной и мостовой переправ и обеспечил переправу частей 5-й Ударной армии и захват плацдармов на правом берегу Днестра.
При форсировании Днестровского лимана и р. Днестр бригада понесла потери:
За успешное обеспечение форсирования Днестровского лимана и реки Днест войсками 3-го Украинского фронта 5-я понтонно-мостовая бригада была награждена орденом Кутузова II степени, а многие солдаты, сержанты и офицеры награждены орденами и медалями.
д) форсирование р. Дунай в период сентябрь 1944 г. – май 1945 г.
5-я понтонно-мостовая бригада с сентября 1944 г. по май 1945 г. обеспечивала переправами через р. Дунай войска 3-го Украинского фронта:
Одновременно части вели строительство балочных деревянных мостов через каналы Пшитинг в районе Блюмау (35 понб), Тристин в районе южнее Тройскирхен (35 понб), Нойштадский канал в районе Гумтольдскирхен, Лаксенбург (35 понб), канал в районе Дурлас (35 понб), через реку Трайзин в районе Санкт-Пёльтен (35, 123 понб), канал западнее Бохаймкирхен (100 понб).
В течение марта 1945 года частями 5-й понтонно-мостовой бригады выполнены следующие мостовые и дорожно-восстановительные работы:
Также были выполнены другие работы по инженерному обеспечению боевых действий войск 3-го Украинского фронта.
При выполнении боевых заданий командования фронта по форсированию р. Дунай особо отличились воины-понтонеры бригады, которые были награждены правительственными наградами:
В районе г. Гимберг (Австрия) разведчики 123-го понб ефрейтор Кудреватых и рядовой Попов при выполнении боевого задания были ранены, но продолжали выполнять задачу, оказав друг другу первую медицинскую помощь. После выполнения задания оба были направлены на излечение в госпиталь.
В 15.00 8 мая 1945 г. 123 понтонно-мостовой батальон при совершении марша в г. Эрдинг (Австрия) внезапно подвергся налету советских самолетов-штурмовиков, которые приняли автоколонну батальона за противника. В результате налета 10 солдат и офицеров батальона были убиты, многие получили ранения. Были выведены из строя несколько автомашин с полупонтонами парка ТМП.
По приказанию начальника инженерных войск 4-й гв. армии 123 понб вслед за самоходными орудиями и танками 20-го мехкорпуса совершал марш. На расстоянии 15 км от головной колонны батальона была выслана разведка, которая установила, что железобетонный мост через р. Иббс под грузы 100 т находится в исправном состоянии и по нему можно пропускать боевую технику. Данные разведки были немедленно переданы командованию батальона, которое приняло решение продолжить марш по сохранившемуся мосту.
8 мая в 18.00 в районе западнее г. Ноймаркт (Австрия), после выполнения боевого задания разведчики 123 понб во главе с лейтенантом Нечаевым С.Н. одними из первых среди разведчиков бригады встретились с разведчиками американской армии, от которых узнали, что передовые войска 3-го Украинского фронта встретились с войсками союзнической американской армии.
С мая 1945 года в состав 5-й понтонно-мостовой бригады (оперативное подчинение) были переданы 38-й и 88-й понтонно-мостовые батальоны, которые по приказу командования бригады обеспечивали переправу войск фронта через водные преграды:
Пришла долгожданная Победа, которую все ждали и верили в успех Советской Армии. 1418 дней длилась Великая Отечественная война. Многие воины-понтонеры бригады не дожили до светлого Дня Победы, геройски погибли в боях.
ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ПАВШИМ В БОЯХ ЗА НАШУ РОДИНУ!
НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!
ГЛАВА 4. ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧАСТЕЙ БРИГАДЫ (не публикуется)
ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ, ПОЧЕТНЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ
И БЛАГОДАРНОСТИ
За выполнение заданий Командования фронта по инженерному обеспечению боевых действий войск и оборудования пунктов переправ через крупные водные преграды 5-я понтонно-мостовая бригада и отдельные понтонно-мостовые батальоны награждены следующими правительственными наградами, им присвоены почетные наименования и объявлены благодарности Верховного Главнокомандующего.
В составе 5-й понтонно-мостовой бригады четыре воина-понтонера за героизм, проявленный при форсировании р. Днепр в сентябре 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза:
За успешное выполнение боевого задания Командования Юго-Западного (3-го Украинского) фронта по форсированию крупных водных преград и проявленную при этом отвагу, мужество и боевое мастерство воины-понтонеры бригады награждены правительственными наградами:
Ратный боевой труд, смелость и отвага воинов-понтонеров 5-й понтонно-мостовой бригады по обеспечению форсирования войсками фронта крупных водных преград и за отличие в освобождении городов неоднократно отмечался многими благодарностями Верховного Главнокомандующего, а столица нашей Родины г. Москва девять раз салютовала доблестным воинам-понтонерам артиллерийскими залпами салютов Победы:
Боевые действия воинов-понтонеров 5-й понтонно-мостовой бригады с благодарностями отмечались Командующим и Военными Советами ряда армий Юго-Западного (3-го Украинского) фронта, которые обеспечивала бригада переправами через крупные водные преграды. Вот некоторые из них:
Государственные награды, почетные наименования и объявленные благодарности частям 5-й понтонно-мостовой бригады за выполнение боевых заданий по форсированию водных преград еще в большей степени вдохновляли понтонеров-днепропетровцев на ратные боевые подвиги во имя достижения полной победы над врагом и величия славы советского солдата.
ГЛАВА 6. ДЕЙСТВИЯ БРИГАДЫ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
(май 1945 г. – май 1946 г.)
В послевоенный период 5-я понтонно-мостовая бригада выполняла задания командования Южной группы войск по передислокации армий и оборудованию пунктов переправ через рек Дунай. Части бригады совершали марши по территории Австрии, Венгрии, Румынии с задачей прибыть в пункт дислокации г. Галац (Румыния).
Май 1945 г., дислокация частей бригады:
Июнь 1945 г., дислокация частей бригады:
В мае в оперативное подчинение бригады были переданы 38 и 88 понтонно-мостовые батальоны, которые дислоцировались в пунктах: Адонь, Шольт (38 понб), Адонь, Байя, Хыршова (88 понб).
Оборудование и содержание пунктов переправ через р. Дунай:
Июль 1945 г., дислокация частей бригады:
Оборудование и содержание пунктов переправ через р. Дунай:
Август 1945 г., дислокация частей бригады:
Оборудование и содержание пунктов переправ через р. Дунай:
Октябрь 1945 г., дислокация частей бригады:
Оборудование и содержание пунктов переправ через р. Дунай:
Ноябрь 1945 г. – дислокация частей бригады:
5 понтонно-мостовая бригада получила пополнение личного состава из 44-й отдельной инженерной бригады. На основании приказа начальника инженерных войск ЮГВ от 26 ноября 1945 г. 88 понб в полном составе убыл в распоряжение Командующего войсками Бакинского военного округа.
Оборудование и содержание пунктов переправ через р. Дунай:
Декабрь 1945 г. – дислокация частей бригады – г. Галац (Румыния). Части бригады содержали пункты переправ через р. Дунай в районах: Брайлов, Кэлэрэш, Вадул-Ой.
Январь-май 1946 г. - штаб и части бригады дислоцировались в г. Галаце (Румыния) и занимались боевой и политической подготовкой, а также содержанием пунктов паромных переправ через р. Дунай в районах: Брайлов, Кэлэрэш, Вадул-Ой.
На основании директивы Генерального штаба Вооруженных Сил СССР № орг/1-99 от 4 мая 1946 года и директивы Главнокомандующего Южной группы войск от 15 мая 1946 года 5-я Днепропетровская Краснознаменная ордена Кутузова II степени понтонно-мостовая бригада была расформирована. На базе бригады был сформирован 31-й отдельный понтонно-мостовой полк, который дислоцировался в г. Галаце (Румыния). Полк входил в состав Южной группы войск. На этом бригада завершила свой славный боевой путь.
Среди офицерского состава 5-й понтонно-мостовой бригады следует отметить тех, кто своим самоотверженным и добросовестным выполнением воинского долга внес достойный вклад в общую победу над немецко-фашистскими захватчиками и были достойно отмечены Родиной правительственными наградами:
Среди сержантского состава 5-й понтонно-мостовой бригады следует отметить тех, кто своим ратным трудом и беззаветным служением Родине приближали день Победы над фашистской Германией, были надежными помощниками офицеров, и которые за успехи и отличия при выполнении боевых заданий удостоены правительственных наград:
Среди рядовых понтонеров следует отметить тех, кто вынес на своих солдатских плечах всю тяжесть понтонёрских работ, кого по праву считают тружениками войны и которые удостоены правительственных наград:
В связи с проведенными организационными мероприятиями командир 5-й понтонно-мостовой бригады издал приказы от 28 мая и 4 июня 1946 г., в которых объявлено, что 4 июня 1946 года 5-ю понтонно-мостовую бригаду считать переформированной в 31-й Днепропетровский Краснознаменный ордена Кутузова II степени понтонно-мостовой полк по штату №12/14 с пунктом дислокации г. Галац (Румыния) и объявлялся штат и именной список офицерского состава полка.
В состав 31-го понтонно-мостового полка организационно вошли:
Штатная структура 31-го понтонно-мостового полка приведена на схеме.
31-й понтонно-мостовой полк входил в состав ЮГВ и в период с июня 1946 года по апрель 1948 года занимался боевой и политической подготовкой, содержанием пунктов паромной переправы через р. Дунай в районе Бралов и несением гарнизонной и караульной службы.
По приказу Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР от марта 1948 г. 31-й понтонно-мостовой полк был расформирован. Боевые Знамена, боевые ордена и документы были переданы на вечное хранение в Центральный архив Министерства обороны СССР (г. Подольск Московской области).
ГЛАВА 7. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТА ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ – ОДНОПОЛЧАН В ПЕРИОД 1978 – 1990 годы – не публикуется.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ – не публикуется.
СПИСОК
используемой литературы
(материалы Центрального ордена Красной Звезды архива Министерства обороны)
1943 год
Дело №1 – Приказы по личному составу 5-й понтонно-мостовой бригады
Дело №2 – Журнал боевых действий 130 понтонно-мостового батальона
Дело №3 – Боевые приказы, распоряжения и приказания 5-й понтонно-мостовой бригады
Дело №5 – Отчетный материал 5-й понтонно-мостовой бригады
Дело №9 – Сводки о донесения 5-й понтонно-мостовой бригады
Дело №10 – Копии боевых приказов 5-й понтонно-мостовой бригады
Дело №16 – Донесения по табелю срочных донесений 5-й понтонно-мостовой бригады
1944 год
Дело №1 – Книга учета личного состава 123 понтонно-мостового батальона
Дело №3 – Книга учета личного состава 100 понтонно-мостового батальона
Дело №7 – Отчетный материал 5-й понтонно-мостовой бригады
Дело №9 – Приказы по 123 понтонно-мостовому батальону
Дело №21 – Инженерные донесения 5-й понтонно-мостовой бригады
1945 год
Дело №1 – Штатно-должностной список офицеров 5-й понтонно-мостовой бригады
Дело №1 – Алфавитная книга личного состава 123 понтонно-мостового батальона
Дело №1 – Список офицерского состава 130 понтонно-мостового батальона
Дело №45 – Отчетный материал 5-й понтонно-мостовой бригады
1946 год
Дело №1 – исторический формуляр 102 понтонно-мостового батальона
Дело №4 – Книга учета личного состава 35 понтонно-мостового батальона
Дело №25 – Приказы по личному составу 5-й понтонно-мостовой бригады
Публикацию подготовил Игорь Евгеньевич Михелевич,
в семейном архиве которого сохранилась рукопись
e-mail: baltmarketing@mail.ru
Михелевич Евгений Савельевич (1923 – 1993) – участник Великой Отечественной войны, подполковник в отставке.
В июне 1941 г. поступил в Ленинградское КВИУ им. А.А. Жданова.
В Действующей армии с 30.3.1942 года. Воевал в составе Западного фронта (30.3-24.5.1942); 3-5.1942 – заместитель командира понтонной роты; 5.1942 – направлен на комплектование 100 помб (Московский ВО); с 6.11.1942 – воевал в составе 5 ТА, 1 гв А, 3 гв. А, 6 А на Юго-Западном фронте и 3-м Украинском фронте; заместитель командира роты; адъютант штаба 100-го отдельного понтонно-мостового батальона.
При переправе через р. Северский Донец у с. Пришиб, когда был ранен заместитель командира батальона, старший лейтенант Михелевич Е.С. был назначен комендантом десантной переправы. Под огнем противника умело организовал переправу 79 гв. стрелковой дивизии, которая организованно вступила в бой. Командиром батальона представлен к медали «За отвагу» (20.7.1943), награжден орденом Красной Звезды (пр. № 46/н от 24.7.1943 г. 5 пмбр).
За своевременную и качественную инженерную разведку места устройства паромной переправы на Днепре (26.9.1943), доставку боеприпасов наступающим частям 12 А на правом берегу Днепра (27.9.1943) представлен (29.9.1943) и награжден орденом Красной Звезды (приказ №60/н от 14.10.1943 г. 5 пмбр). Награжден медалью «За боевые заслуги», другими медалями СССР и Республики Югославия.
В мирное время награжден орденом Отечественной войны, орденом Красной Звезды.
После окончания в 1952 г. Военно-педагогического института продолжил военную карьеру в качестве преподавателя в военно-учебных заведениях: 10.1952 – старший преподаватель Московского КВИУ, передислоцированного в г. Калининград и переименованного (1951) в Калининградское КВИУ, но по документам остававшегося Московским КВИУ (до 1958); 9.1960 – после расформирования Калининградского КВИУ служил в Ленинградском (с 4.1.1963 – Калининградском) ВИОЛКУ им. А.А. Жданова, с 12.11.1965 – Калининградском ВВИКОЛКУ им. А.А. Жданова.
Вышел в отставку в 1973 году.