Летне-осенняя кампания 1942 года
Летне-осенняя кампания 1942 года
ЛЕТНЕ-ОСЕННЯЯ КАМПАНИЯ 1942 г., принятое в отечественной литературе обозначение военных действий в Великой Отечественной войне с мая по 18 ноября.
Во 2-й половине апреля 1942 года Красная армия, исчерпав свои наступательные возможности, перешла к обороне с целью восстановить боеспособность частей и соединений, воссоздать резервы и пополнить запасы материальных средств, израсходованные в ходе зимней кампании 1941/42 годов. Аналогичные задачи решал и противник.
К началу мая противоборствующие стороны смогли не только восполнить понесённые потери, но и увеличить общую численность войск по сравнению с началом года. Общее соотношение сил и средств не давало ни одной стороне явного преимущества.
Немецкое командование планировало летом вернуть себе стратегическую инициативу, разгромить советские войска и завершить войну против СССР до конца года. Цель предстоящей кампании была сформулирована А. Гитлером 15 марта: «В течение лета 1942 г. русская армия будет полностью уничтожена». Однако наступать одновременно на всех стратегических направлениях восточного фронта вермахт был уже не в состоянии. Поэтому планировалось главный удар нанести на южном крыле советско-германского фронта с целью выйти к нефтеносным месторождениям Кавказа, а в последующем – Ирана и Ирака. Решить эту задачу предполагалось последовательным проведением ряда операций. Вначале предусматривалось ударами по сходящимся направлениям из района Курска на Воронеж и из района Волчанска на Острогожск окружить и уничтожить войска Брянского и Юго-Западного фронтов, действовавших на воронежском направлении. После выхода в район Воронежа подвижные соединения должны были повернуть на юг и в районе Кантемировки соединиться с войсками, наносившими удар от Славянска. В дальнейшем, выделив часть сил для наступления на Сталинград, главными силами наступать на кавказском направлении. Чтобы создать у советского командования ложное впечатление, что главный удар в летней кампании вермахт нанесёт на московском направлении, был разработан план дезинформационной операции «Кремль». На северо-востоке планировалось осуществить операцию по захвату Ленинграда.
Советское командование, планируя предстоящие военные действия, преследовало ту цель, которая была сформулирована ещё зимой и подтверждена в первомайском приказе И.В. Сталина: освободить территорию страны от оккупантов к концу года. Однако анализ конфигурации линии советско-германского фронта, вероятного характера действий противника и возможностей своих войск, проведённый советским Генеральным штабом, привёл его к решению о переходе летом к стратегической обороне с последующим развёртыванием наступления. Ставка ВГК в целом согласилась с этим мнением, однако некоторые её представители высказали свои предложения. Генерал армии Г.К. Жуков считал целесообразным в начале лета разгромить ржевско-вяземскую группировку противника, которая, удерживая плацдарм недалеко от Москвы, продолжала представлять для неё серьёзную опасность. Главнокомандование Юго-Западного направления представило в конце марта своё предложение о проведении наступательной операции силами Брянского, Юго-Западного и Южного фронтов. В итоге по настоянию Сталина было принято решение: перейти к стратегической обороне и одновременно провести ряд частных наступательных операций на северо-западном, западном и юго-западном направлениях.
К 11 апреля генштаб сухопутных войск Германии завершил разработку планов последовательных операций на южном крыле советско-германского фронта. Перед началом главной операции с условным наименованием «Блау» («Синий») немецкое командование решило добиться захвата Севастополя и Керченского п-ова, чтобы полностью овладеть Крымом и высвободить действовавшие там войска для решения задач на др. направлениях. 8 мая противник перешёл в наступление на Керченском п-ове. Прорвав слабо подготовленную оборону сов. войск, к 20 мая он овладел всем полуостровом (см. Крым). Это поставило в крайне тяжёлое положение защитников Севастополя (см. Севастополя оборона 1941–42). В тылу противника в районе Аджимушкайских каменоломен продолжали сражаться не успевшая эвакуироваться с Керченского п-ова часть войск Крымского фронта и местное население.
Одновременно со сражениями в Крыму развернулись боевые действия в районе Харькова. Фронты Юго-Западного направления 12 мая начали наступательную операцию с целью освобождения города и создания необходимых условий для последующего наступления в Донбассе. Прорвав вражескую оборону на 2 направлениях, войска Юго-Западного фронта за 3 суток продвинулись на глубину 18–50 км. Однако дальнейшего развития наступление не получило. Отсутствие активных действий Красной армии на других направлениях позволило немецкому командованию создать крупную группировку у основания вклинения советских войск. 17 мая противник нанёс удар в тыл наступавшим войскам и окружил главные силы Юго-Западного фронта (см. Харьковское сражение 1942 г.). В результате поражения под Харьковом резко ухудшилась обстановка для советских войск на южном крыле советско-германского фронта. Враг вновь захватил стратегическую инициативу, занял выгодное положение для наступления на Северный Кавказ и Сталинград.
Завершив операции в Крыму и под Харьковом, противник приступил к решению своей главной задачи в летней кампании – наступлению на Кавказ.
28 июня он перешёл в наступление из района Курска, а 30 июня нанёс удар от Волчанска. Советские войска не смогли сдержать натиск и вынуждены были отступать (см. Воронежско-Ворошиловградская операция 1942 г.). Часть сил Брянского и Юго-Западного фронтов попала в окружение. Перегруппировав войска, противник изготовился, чтобы нанести удар в тыл Юго-Западному и Южному фронтам. Однако советское командование разгадало замысел врага и успело отвести армии фронтов на новый рубеж обороны. К исходу 24 июля советские войска, понеся большие потери, вынуждены были отойти на 150–400 км. Тем не менее противник не смог достичь своей цели – разгромить главные силы Красной армии на южном крыле советско-германского фронта ему не удалось. Дальнейшее его наступление стало развиваться по двум направлениям: главные силы устремились через Ростов-на-Дону на Кавказ; другая группировка – на Сталинград.
17 июля боями с противником отходивших под его натиском войск Сталинградского фронта началась Сталинградская битва 1942–43 гг. До 23 июля подошедшие передовые отряды 62-й и 64-й армий сдерживали продвижение врага, который в это время большой активности не проявлял. Эта передышка была использована советским командованием для создания оборонительных рубежей и восстановления боеспособности участвовавших в предыдущих сражениях соединений. 23 июля противник начал решительное наступление. К 10 августа советские войска отошли на левый берег Дона и заняли оборону на внешнем оборонительном обводе Сталинграда, где 17 августа временно остановили противника. Однако 19 августа немецкие войска возобновили наступление и 23 августа прорвались севернее Сталинграда к Волге. 12 сентября они вплотную подошли к городу с запада и юго-востока. Уличные бои продолжались 2 месяца. 11 ноября противник предпринял последнюю безуспешную попытку овладеть городом, после чего вынужден был перейти к обороне. Советские войска, измотав главную группировку врага под Сталинградом, 19 ноября сами перешли в наступление.
На кавказском направлении противник перешёл в наступление 25 июля с плацдармов в нижнем течении Дона на сальском и краснодарском направлениях. Началась Битва за Кавказ 1942–43 годов. Развивая наступление в высоких темпах, враг к середине августа вышел к предгорьям Главного Кавказского хребта. Однако силы его стали иссякать. Противник переносил главный удар с одного направления на другое, но ни на одном из них не смог достичь поставленной цели. В упорных оборонительных сражениях советские войска измотали его ударные группировки, не позволив проникнуть в Закавказье. Немецким войскам удалось лишь незначительными силами горных егерей овладеть несколькими перевалами Главного Кавказского хребта. К середине ноября они вынуждены были перейти к обороне на всех направлениях.
Активные боевые действия летом 1942 г. шли не только на южном крыле советско-германского фронта. Пристальное внимание противоборствующих сторон было приковано к ржевско-вяземскому выступу. Линия фронта проходила таким образом, что войска обеих сторон занимали охватывающее положение по отношению друг к другу. Занимавшие выступ войска немецкой группы армий «Центр» создавали реальную угрозу советской столице. В то же время армии Калининского фронта, обойдя Ржев с запада и юго-запада, имели возможность отрезать находившиеся в выступе соединения от главных сил группы армий. При этом 39-ю армию фронта соединял с главными силами лишь узкий коридор. Поэтому Ставка ВГК спланировала операцию по ликвидации выступа. К её проведению привлекались не только регулярные войска, но и партизаны. Определённые надежды связывались также с действиями находившихся в тылу противника соединений оперативной группы генерал-майора П.А. Белова. 18 мая Ставка ВГК утвердила план наступательной операции Западного фронта, целью которой являлся прорыв в район действия группы. Однако противник опередил с началом наступления. 24 мая он начал активные действия против соединений Белова и партизан, которые представляли серьёзную угрозу коммуникациям группы армий «Центр». Окружённые советские войска вели боевые действия против численно превосходящего их врага, испытывая острый недостаток в боеприпасах, продовольствии и фураже. Но и в этих условиях попытки противника уничтожить их не увенчались успехом. К 24 июня сохранившиеся части оперативной группы Белова с разрешения Ставки с боями прорвались в расположение Западного фронта.
В июле, чтобы улучшить оперативное положение своих войск, немецкое командование начало наступательную операцию против войск правого крыла Калининского фронта в районе г. Белый. Нанеся удар в самой узкой части коридора, соединявшего 39-ю армию с главными силами фронта, противник перерезал её коммуникации и 6 июля замкнул кольцо окружения. После более чем 3-недельной мужественной борьбы отдельные части и подразделения армии сумели пробиться через линию фронта, но важный для советских войск плацдарм юго-западнее Ржева был потерян. В свою очередь советское командование также спланировало наступательную операцию с целью ликвидировать северную часть ржевско-вяземского выступа. Начав наступление 30 июля, советские войска к исходу 23 августа продвинулись в глубину обороны противника на 35–40 км, освободили гг. Зубцов и Карманов, но овладеть Ржевом не смогли. Противнику был нанесён серьёзный урон в людях и технике, он не только не смог перебросить с этого направления под Сталинград ни одной дивизии, но и вынужден был привлекать войска резерва и с других направлений.
На севере и северо-западном направлении в соответствии с директивами Ставки ВГК, отданными в конце апреля – начале мая 1942, Карельскому фронту до конца года предстояло очистить от противника советскую территорию и восстановить государственную границу. Ленинградский фронт во взаимодействии с силами Балтийского флота должен был освободить Ленинград от блокады. Северо-Западный фронт получил задачу ликвидировать группировку противника в районе Демянска. Упорные бои на демянском выступе линии фронта велись с января 1942 года. Ещё 25 февраля войска Северо-Западного фронта окружили в районе Демянска до 7 вражеских дивизий. Однако сразу уничтожить эту группировку не удалось. В конце марта противник разорвал кольцо окружения. Образовался т. н. рамушевский коридор шириной 6–8 км и длиной до 40 км. Попытки советских войск перерезать его успеха не принесли. Ожесточённые бои под Демянском продолжались до глубокой осени. Советское командование неоднократно переносило направление главного удара, создавало различные группировки войск, но разгромить демянскую группировку противника не смогло. Добившись незначительного продвижения, советские войска под ударами врага вновь отходили в исходное положение. Так, находившаяся в районе боёв деревня Белый Бор, по послевоенным подсчётам, переходила из рук в руки свыше 200 раз.
Не стихали боевые действия и под Ленинградом. Очередная попытка прорвать блокаду города весной 1942 года оказалась безуспешной. Более того, 2-я ударная армия Волховского фронта попала в окружение южнее Любани. Испытывая острый недостаток в боеприпасах, продовольствии и других видах материального обеспечения, войска армии продолжали героически сражаться, приковывая к себе большие силы противника. Советское командование предпринимало неоднократные попытки вывести их из окружения. В июне на короткое время удавалось пробить коридор к окружённым войскам, но противник вновь закрывал его. К 25 июня из окружения смогло вырваться ок. 9 тыс. человек. Значительное число бойцов и командиров погибло, часть попала в плен, в том числе и сдавшийся добровольно командующий армией генерал-лейтенант А.А. Власов. Предательство командующего послужило поводом к тому, что на долгие годы были преданы забвению мужество и самоотверженность воинов 2-й ударной армии, с честью выполнивших свой воинский долг.
Сразу же после завершения боёв под Любанью немецкое командование приступило к подготовке операции по захвату Ленинграда. Гитлер приказал устроить в городе «величайший в мире фейерверк». Главная роль в операции, которая получила кодовое наименование «Фойерцаубер» («Волшебный огонь»), а затем переименована в «Нордлихт» («Северное сияние»), отводилась переброшенной из-под Севастополя после его падения 11-й армии. Одновременно с ней прибыло большое количество осадной артиллерии.
Советское командование, не зная о плане врага, спланировало операцию по прорыву блокады Ленинграда. Намечалось ударами Волховского и Ленинградского фронтов навстречу друг другу в направлении на Синявино разорвать кольцо блокады и восстановить сухопутную связь осаждённого города со страной. Наступление началось 27 августа. Войска Волховского фронта прорвали оборону противника и вышли на подступы к Синявино. Однако дальнейшее их продвижение было остановлено подошедшими резервами врага. В течение месяца шли ожесточённые бои. В конце сентября противник нанёс удары по сходящимся направлениям у основания вклинения советских войск и отрезал их от главных сил фронта. Попытки деблокировать окружённые соединения успеха не имели. 6 октября Ставка ВГК приказала прекратить наступление и перейти к обороне. Таким образом, войска фронтов, сблизившись на 7 – 8 км, соединиться и прорвать кольцо блокады не смогли. Но и немецкое командование вынуждено было отказаться от наступления на Ленинград, израсходовав предназначенные для этого резервы для отражения ударов советских войск.
На северном участке советско-германского фронта Ставка ВГК приказала войскам Карельского фронта весной 1942 года разгромить группировку противника на мурманском направлении. Предусматривалось главный удар нанести силами 14-й армии навстречу высаживаемому в тылу противника на южное побережье Мотовского залива десанту. Начавшееся 28 апреля наступление советских войск развития не получило. За 2 дня во вражескую оборону удалось вклиниться лишь на 2–3 км. Внезапно разыгравшаяся пурга вынудила противоборствующие стороны прекратить боевые действия и привела к большим потерям как советских, так и немецких войск. Несколько ранее, 24 апреля, началось наступление советских войск на кестеньгском направлении. Однако и здесь существенных результатов достичь не удалось. Учитывая безуспешность наступления на мурманском и кестеньгском направлениях, Ставка ВГК 10 мая приказала командующему фронтом прекратить наступление и перейти к обороне.
18 ноября 1942 года завершилась летне-осенняя кампания. Советские войска вынуждены были оставить значительную часть территории страны, отступив к Волге и к предгорьям Главного Кавказского хребта. Не удалось прорвать блокаду Ленинграда. Советские Вооружённые Силы потеряли за время кампании безвозвратно более 2 млн 64 тыс. чел., санитарные потери составили ок. 2 млн 259 тыс. человек. Но в ходе войны стал намечаться перелом в пользу Красной армии. Враг не смог выполнить ни одной из запланированных им задач. К концу кампании он был обескровлен и остановлен на всех направлениях. Его потери составили до 1 млн человек. Советские командование и войска набирались боевого опыта, возросли их стойкость и умение вести боевые действия. Это признавал и враг, который отмечал, что «совершенно ясно выявилась нечувствительность русских к окружению оперативного характера». Определённую роль в повышении устойчивости войск, упорства их обороны сыграл приказ народного комиссара обороны № 227, предусматривавший применение различных мер наказания, в том числе высшей (расстрел) к командирам и бойцам, оставившим свои позиции без разрешения старшего начальника. Однако не страх наказания явился главной причиной, остановившей врага. Мужество и самоотверженность советских воинов, их стремление защитить свою страну, свои семьи явились той преградой, которую противник не смог сломить, а значит и достичь своих целей.
Летне-осенняя кампания 1942 года завершила первый период Великой Отечественной войны – самый тяжёлый для советского народа и его Вооружённых Сил. 19 ноября гром артиллерийских орудий под Сталинградом известил о начале наступления советских войск. Началась зимняя кампания 1942/43 годов.
Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ