Харьковское сражение 1942 г.
Харьковское сражение 1942 г.
ХАРЬКОВСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1942 г., наступательная операция советских войск Юго-Западного направления (Юго-Западный и Южный фронты) в районе Харькова, проведённая 12 – 29 мая с целью разгрома противостоящей группировки противника, освобождения Харькова и создания условий для наступления на Днепропетровск.
В начале мая 1942 г. войска Юго-Западного фронта [21А, 28А, 38А, 6А, армейская оперативная группа (ОГ) генерал-майора Л.В. Бобкина, 21 танковый корпус (тк), 23тк, 2 кавалерийский корпус (кк), 6кк, 3гв.кк, ВВС фронта; Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко, который одновременно являлся главнокомандующим войсками Юго-Западного направления] и правого крыла (57А, 9А) Южного фронта (генерал-лейтенант Р.Я. Малиновский) занимали рубеж восточнее Белгорода, р. Северский Донец, Балаклея, восточнее Саховщины, западнее и севернее Славянска. Им противостояли немецкая 6А и армейская группа «Клейст» (1ТА, 17А) из состава группы армий «Юг» (генерал-фельдмаршал Ф. Бок). Советские войска превосходили противника по артиллерии (в 1,2 раза) и танкам (в 1,6 раза), уступая ему по численности личного состава (в 1,1 раза) и самолётов (в 1,6 раза).
По замыслу командования Юго-Западного направления в наступление должен был перейти один Юго-Западный фронт. Его войскам предстояло нанести два сходящихся удара в общем направлении на Харьков, окружить и уничтожить харьковскую группировку врага и освободить город. Главный удар предполагалось нанести с юга силами 6А (генерал-лейтенант А.М. Городнянский) и ОГ Бобкина из барвенковского выступа, обращённого в сторону врага. Навстречу 6А из района Волчанска в обход Харькова с севера и северо-запада планировался вспомогательный удар войсками 28А (генерал-лейтенант Д.И. Рябышев) и частью сил двух армий: 21-й (генерал-майор В.Н. Гордов) и 38-й (генерал-майор К.С. Москаленко). Действия Юго-Западного фронта обеспечивали с юга оборонявшие южный фас барвенковского выступа 57А (генерал-лейтенант К.П. Подлас) и 9А (генерал-майор Ф.М. Харитонов) Южного фронта.
Немецкое командование также готовилось предпринять летом 1942 г. решительное наступление на юге, ставя одной из ближайших задач именно ликвидацию барвенковского выступа и уничтожение оборонявших его советских войск, чтобы в результате захватить стратегическую инициативу и овладеть выгодным рубежом для дальнейшего наступления на левобережье Северского Донца. Для этого оно планировало также нанести два сходящихся удара: один – из района севернее Балаклеи силами своей 6А; другой – из районов Славянска, Краматорска и западнее в общем направлении через Барвенково на Изюм соединениями армейской группы «Клейст». Начало наступления противника намечалось на 18 мая.
Утром 12 мая войска Юго-Западного фронта, упредив врага на 5 суток, перешли в наступление. За три дня они продвинулись в районе Волчанска до 25 км, а юго-восточнее Харькова на 50 км. 15 мая создались благоприятные условия для развития успеха с барвенковского выступа. В полосе действий 6А можно было ввести в прорыв подвижную группу фронта, состоявшую из двух танковых корпусов, в целях окружения вражеской группировки. Такой вариант предусматривался по плану операции. Но командование Юго-Западного направления, ожидая более выгодной обстановки, упустило время.
Между тем противник, усилив свои войска в районе Волчанска, нанёс сильные контрудары по флангам северной группировки: вынудил к отходу соединения 38А и навис над открытым левым флангом 28А, заставив её перейти к обороне. Одновременно он ввёл в сражение две пехотные дивизии, укрепив свою оборону в полосах наступления 6А и ОГ Бобкина. Немецкое командование кроме того усилило 4ВФ, перебросив под Харьков часть сил из Крыма. Авиация противника захватила господство в воздухе и наносила массированные удары по подвижной группе фронта и вторым эшелонам армий.
Темп наступления войск Юго-Западного фронта замедлился, чем воспользовалось немецкое командование, создав крупную группировку у основания барвенковского выступа. 17 мая командование Юго-Западного фронта ввело в сражение подвижную группу фронта. Но она встретила прочную оборону врага на тыловых рубежах и втянулась в затяжные бои.
К 16 мая противник, усилив армейскую группу «Клейст», завершил подготовку наступления против 9А и 57А, а утром 17 мая нанёс по ним удар. В течение дня он прорвал их оборону, отразил контрудар 2кк и вышел в тыл главной группировки Юго-Западного фронта, создав угрозу её окружения. Одновременно он нанёс контрудары с севера и юга по флангам 28А навстречу войскам группы «Клейст». Возникла угроза окружения всех советских войск в барвенковском выступе.
Генеральный штаб дважды (17 и 18 мая) вносил предложение Верховному Главнокомандующему прекратить наступление под Харьковом, повернуть основные силы барвенковской группировки и восстановить положение. Однако командование Юго-Западного направления, сумело убедить И.В. Сталина, что опасность преувеличена и нет необходимости свёртывать наступление на Харьков. Только во второй половине дня 19 мая, когда создалась явная угроза окружения 6А, 57А и ОГ Бобкина командование Юго-Западного направления приняло решение приостановить наступление на Харьков, закрепиться на достигнутых рубежах, вывести из боя основную группу войск и концентрическим ударом 6А, 57А и 9А разгромить прорвавшиеся в их тылы войска противника. Ставка ВГК утвердила это решение.
Но остановить продвижение врага на север не удалось. 22 мая войска 28А под ударами вермахта отошли на исходные позиции на левый берег Северского Донца. На следующий день наносившие удар с юга войска группы «Клейст» и немецкой 6А, наступавшие с севера, соединились южнее Балаклеи. Войска советских 6А, 57А, ОГ генерала Бобкина и часть сил 9А Южного фронта оказались в окружении. Левофланговые соединения 9А отошли на левый берег Северского Донца. Окружённые в барвенковском выступе войска объединились в одну группу под руководством заместителя командующего Юго-Западным фронтом генерал-лейтенанта Ф.Я. Костенко. С 24 по 29 мая они вели бои с превосходящими силами врага, при полном господстве его авиации, острой нехватке боеприпасов, горючего и продовольствия.
Советское командование предприняло попытку частью сил 38А прорвать фронт окружения ударом извне, благодаря чему часть войск вырвалась из окружения. Основная же часть бойцов и командиров, в том числе генералы Ф.Я. Костенко, К.П. Подлас, А.М. Городнянский, Л.В. Бобкин погибла, многие попали в плен.
Таким образом, успешно начавшееся Харьковское сражение, закончилось поражением советских войск. Были разгромлены 6А, 57А, ОГ Бобкина, два танковых и три кавалерийских корпуса, большие потери понесли 28А, 38А и 9А. Общие потери Юго-Западного и Южного фронтов: безвозвратные – св. 170 тыс. чел., санитарные – более 106 тыс. чел. Исход сражения обусловлен ошибками Ставки ВГК при оценке стратегической обстановки и просчётами командования Юго-Западного направления в планировании и проведении операции. Не было организовано стратегическое взаимодействие фронтов, что привело к изоляции Юго-Западного фронта, не поддержанного в ходе Харьковского сражения действиями других фронтов. Это позволило противнику свободно маневрировать резервами.
В результате поражения Красной армии в Харьковском сражении обстановка на южном крыле советско-германского фронта резко изменилась в пользу противника. Срезав барвенковский выступ, немецкие войска захватили стратегическую инициативу и заняли выгодное положение для наступления на сталинградском и северо-кавказском направлениях.
Великая Отечественная война: 1942 год
(сетевая мини-энциклопедия патриота России)