Уткин Б.П.,

генерал-полковник,

участник Великой Отечественной войны

Utkin B.P.,

colonel-general,

the Great Patriotic War veteran


Мозг военной организации государства: величие идей и свершений

Brain state military organization: the greatness of ideas and achievements

Аннотация. Автором предложена и обоснована периодизация истории Генерального штаба России, особенности его функционирования на различных этапах развития, роль и место в обеспечении военной безопасности государства.

Ключевые слова: Россия, Советский Союз, Генеральный штаб, история, война, управление

 

Summary. The author proposes a periodization of history and justified the Russian General Staff, especially its functioning at various stages of development, the role and place in the military security of the state.

Keywords: Russia, Soviet Union, General Staff, history, war, control

Генеральный штаб арка
Арка Генерального штаба. XVIII в.

Вооружённые Силы России вместе со всем народом в январе 2013 г. отмечают важнейшую дату в истории российского военного строительства – 250-летие Генерального штаба – мозга военной организации государства, центрального органа Отечества по руководству подготовкой страны к отражению агрессии, по достижению народом Победы в любой навязанной России войне. 

Впервые в военной литературе столь исчерпывающее и продолжающее сохранять своё значение до наших дней определение Генеральному штабу дал М.В. Фрунзе. Он считал, что этот «штаб должен стать не только мозгом Красной армии, – он должен стать военным мозгом всего нашего Советского государства…» (Фрунзе М.В. Собр. соч. М., 1926. Т. 2. С.2). Ёмкое, образное выражение роли Генштаба, как мозга военной организации страны, государства отражает огромный исторический опыт его функционирования. Оно соответствует и современным задачам Генерального штаба ВС РФ, провидчески указывая перспективу его успешной деятельности. 

 

История Генштаба убеждает, что военной организации нашей страны под силу решение главной задачи: по словам Президента РФ – Верховного Главнокомандующего В.В. Путина, – Вооружённые Силы должны дать гарантированный отпор любому агрессору, в любой обстановке, в любое время. Для России в войне альтернативы Победе нет. При этом опора на Генштаб, опора на собственные силы России всегда определяли судьбоносный выход из войны.

 

На всех этапах развития Генштаба достижение им бесспорных успехов является следствием нерасторжимого диалектического единства трёх начал: организационное строительство с потребностями времени и военной практики; научное обобщение деятельности военной организации страны и развитие военной науки; направленнность на достижение конкретных результатов в разрешении навязанных России военных конфликтов. Анализ деятельности Генштаба по вышеуказанной триаде позволяет условно выделить в его истории пять этапов развития. 

 

Первый из них – от Петра Великого до Отечественной войны 1812 г. вобрал в себя следующие главные вехи. В 1701 г. Пётр I учредил квартирмейстерскую службу, с известным допущением, – родоначальницу Генерального штаба. Для последней были введены штаты, утверждены обязанности по управлению войсками, их дислокации, разведке, топографическому обеспечению. В 1763 г., при Екатерине II, на основе квартирмейстерской службы учреждается Генеральный штаб, переданный в непосредственное подчинение вице-президенту Военной коллегии. Общее число чинов Генштаба было определено в 40 чел. (штаб- и обер-офицеров). В 1727 г. новый штат помимо 12 штаб- и 24 обер-офицеров предусматривал 60 «провожатых к колоннам» (унтер-офицеров), которые должны были служить для пополнения Генштаба. Прием в это звание предполагал экзамен. В дальнейшем, до 1812 г., происходили многочисленные изменения как в наименовании (1796 г. – Свита е.в. по квартирмейстерской части), так и в определении функций Генштаба. Постепенно увеличивался и его состав, дойдя до 106 офицеров в 1803 году. Важным достижением этого этапа является разработка и введение в практическое использование «Положения об управлении большой Действующей армией» (1811).

 

Второй этап – от Отечественной войны 1812 г. до Октябрьской  революции 1917 г. – начинается с огромных по размаху боевых действий. В войну вовлечены все слои народных масс, все усилия сосредоточиваются во имя победы Отечества. В данных условиях необходимость выдвижения единого интегрального полководца (М.И. Кутузов) значительно повысила роль управления. Всё последующее развитие системы военного управления России неразрывно связано с победоносной Отечественной войной. В 1815 г. был образован Главный штаб, Свита е.в. в 1827 г. переименована в Генеральный штаб. При императоре Николае II Генштаб окончательно сформировался. В 1832 г. для обеспечения его комплектования учреждается Императорская Военная академия, упраздняется Главный штаб, в состав Военного министерства включается в виде департамента Генштаба центральный орган его управления.

 

В 1860–1870 гг. проводятся крупномасштабные преобразования военной системы России. Именно в ходе этих реформ Генштаб наиболее полно сформировался как высший орган военного управления. В 1863 г. департамент Генштаба переименовывается в Главное управление Генерального штаба, которое через два года вошло в состав восстановленного Главного штаба. К сожалению, недооценка одних реформ и несостоятельность других, крайний субъективизм императора в назначении высших должностных лиц Армии и Флота привели к поражению в ряде войн (1904–1905 гг., 1914–1917 гг.). Изменение отношения высшей власти к Генштабу (с 1905 г. Главное управление Генштаба стало самостоятельным, а в 1908 г. вновь включено в состав Военного министерства), необоснованное, частое перемещение начальников штабов, других ответственных лиц не способствовало линии на выработку, укрепление и последовательность проведения единой военной политики государства. Значительное влияние на деятельность органа управления военной России оказала её зависимость от иностранных государств.

 

В ходе третьего этапа – от Октябрьской революции 1917 г. до начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. – в России произошли слом государственной и общественной систем, Гражданская война и иностранная военная интервенция, создана новая Армия и восстановлен Флот. В этот время формируется принципиально новая система управления страной, в т. ч. её военной организацией – Совет народных комиссаров, Совет труда и обороны, Высший революционный военный совет, РВС армии и флота, и др. С 1921 г. начал функционировать Штаб РККА. С 1935 г. в СССР в полную меру развернулся Генеральный штаб РККА. Система управления военной организацией нового государства прошла путь от расплывчатой схемы управления к системе полного единоначалия. Необходимо отметить, что существенной стороной единоначалия (в т.ч. и в Генштабе) были партийные основы: в войсках и органах управления, в соответствии с Конституцией действовали партийные организации ВКП(б). Это время было весьма плодотворным для развития системы военного управления и службы Генерального штаба в частности.

 

В целом вооружение и материальное обеспечение и войск и операций соответствовало показателям армий наиболее развитых стран мира. Дислокация войск, методика боевой подготовки, оперативное оборудование театров военных действий, районирование оборонопромышленного комплекса, показатели промышленного и сельскохозяйственного производства, духовный потенциал народа обеспечивали благоприятствие условия для обороны страны. Однако оккупация войсками Германии и её сателлитов в кратчайшие сроки всех стран Западной и Центральной Европы (1939–1940 гг.), сокрушительные поражения британских войск в колониальных владениях  показали необходимость перехода на новые реалии ведения войны.

 

Подтверждал это и собственный опыт: вооружённые конфликты у оз. Хасан (1938 г.) и в районе р. Халхин-Гол (1939 г.), оперативно-стратегические мероприятия по расширению границ СССР в 1939–1940 гг. Он выявил  несовершенства в военной организации советского государства. Комиссия ЦК ВКП(б) также пришла к выводу о неудовлетворительном состоянии целого ряда направлений военного строительства. В мае 1940 г. последовала радикальная смена руководящего состава РККА. Однако перевод военачальников из Киевского ОВО на повышение в Центр привел к большему несоответствию. С одной стороны, прибывшие в Москву до 22 июня 1941 г. не сумели освоить свои обязанности в Центре (объём их был огромен), с другой – товарищи, пришедшие в Киевский, большой и ответственный округ, не сумели за короткий срок освоить юго-западный ТВД. Очевидно, что и подготовка кадров оперативно-стратегического звена оказалась явно недостаточной. Урок необходимости соответствия высших военачальников своему предназначению (с учётом задач, решаемых на войне), требованиям достижения Победы остаётся важнейшим в военной истории Отечества.

 

На четвёртом этапе – от начала Великой Отечественной войны до августа 1991 г. – Генеральный штаб ВС СССР решил три основные государственные задачи: обеспечил твёрдое, устойчивое, эффективное управление военной организацией государства и достижение советским народом закономерной Победы; в послевоенный период обеспечил достижение Советскому Союзу стратегического равновесия в балансе сил с вполне реальным противником, неоднократно ставившим мир на порог новой мировой войны; после развала СССР Генштаб сумел с наименьшими потерями для обороны страны упорядочить, направить по предназначению силы и средства вооружённой борьбы, которые достались России при разделе советских ВС. Более того, Генштаб сыграл главную роль в том, что ядерный потенциал государств СНГ сосредоточен в России, исключительно под её юрисдикцией.

 

О деятельности Генштаба написаны капитальные труды. Они оснащены достаточным научно-справочным аппаратом, архивными материалами. Вместе с тем, представляется целесообразными высказать ряд принципиальных суждений, касающихся оценки роли и места Генерального штаба в Великой Отечественной войне. 

 

В большинстве книг Генштаб именуется как «рабочий орган Ставки». К этому многие привыкли, соглашаются и привычно употребляют. Однако, если Генштаб – «мозг армии», «мозг военной организации государства», то как можно уподоблять главный генератор идей, распределитель энергии, средоточие управляющих воздействий «рабочему органу», который делает лишь то, что ему укажут. Генеральный штаб – средоточие высококвалифицированных кадров армии, самых опытных, самых способных. Им под силу анализ, синтез обстановки, творческое начало, выработка вариантов предложений, решений, заключений, выводов, инициатив. При этом Генштаб ведёт мыслительную работу и за себя и за противника. Ищет противоречия. Находит способы усиления своих войск и ослабления противника. Генштаб способен говорить чистую правду и предлагать выход из любого положения. Когда решение принято, Генштаб обеспечивает всемерные условия для его реализации (связь, разведка, дезинформация, контроль и помощь, кадровое обеспечение и т.д.). Неужели этот процесс может быть назван «действием рабочего органа»? Генштаб – объективно необходимая составная часть деятельности Ставки ВГК, обеспечивающая наивысшую эффективность его функционирования.

 

История давно отбросила мнение о штабе, как конторе. Верховный Главнокомандующий ВС СССР И.В. Сталин все намётки, все планы, инициативы, другие предложения, требующие стратегических решений Ставки требовал прорабатывать в Генштабе и только после его согласия  вносить на рассмотрение Ставки. В то же время документы, разработки, предложения Генштаба Сталин отмечал высшей мерой «школы Генштаба». Генштаб по праву надо называть полновластным органом стратегического руководства, чей потенциал, функции и практическая деятельность является определяющими в достижении успеха в операциях, Победы в войне в целом. 

 

Пятый этап связан с развитием Генерального штаба России на современном этапе, начиная с августа 1991 года. Раздел Советского Союза подверг наш народ, общество, Вооружённые Силы, Генеральный штаб системным по общественному смыслу, катастрофическим по масштабу, глубочайшим по духовным переживанием, не ясным по перспективам испытаниям. Многое преодолено, государство функционирует по общемировым правилам, его независимость и национальные интересы надёжно защищены, система управления страной и армией действует. Но  впереди большая работа.

 

Современное российское общество функционирует в обстановке глубоких противоречий: политических, экономических, социальных, духовных. Страна и армия, государство и военная организация находятся в непрерывном процессе реформирования, преобразования, совершенствования, упрочения. Генеральный штаб показал пример актуализации идей и установок своей Школы. Он прочно и уверенно выполняет свойственные ему функции основного главного и центрального органа управления Вооружёнными Силами, координации деятельности всех составляющих военной организации государства, других отраслей, имеющих непосредственное отношение к обороне Отечества.

 

Неизмеримо возрос объём и трансформировалось содержание международного военного сотрудничества, деятельности миротворческих сил. Самостоятельной формой вооружённой борьбы стало проведение контртеррористических операций. Генеральный штаб активно участвует в реализации установок Конституции РФ, законодательства РФ в укреплении правопорядка в стране, в системе военно-патриотического воспитания, в работе по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, а также в отпоре акциям оппозиционных правительству сил по ослаблению армии, подрыву военной мощи государства.

 

Смена в ноябре-декабре 2012 г. высшего руководящего звена в Министерстве обороны и Генеральном штабе, связанная с крупными просчётами в сфере управления материально-техническими и финансовыми ресурсами, – серьёзное испытание армии России и её руководства. Из подобных и даже более трудных испытаний она выходила с честью. 

 

Ныне перед Генеральным штабом, перед всей системой управления Вооружёнными Силами выдвигается два глубоких военно-теоретических вопроса.

 

Первый из них связан с тем, что российское общество, его научное сообщество привыкли к тому, что наше государство придерживается стратегической концепции сдерживания (то есть демонстрации силы ответного удара, расчёта на испуг от «наших достижений»). Вместе с тем, анализ войн показывает, что никому не удавалось победить сильного агрессора сдерживанием за счёт виртуальной демонстрации своей мощи. В Отечественной войне 1812 г. нам пришлось удвоить армию, истратить на достижение Победы два годовых бюджета (св. 1 млрд руб.). В годы Великой Отечественной войны СССР для Победы потребовалось превзойти Германию и её сателлитов во всех сферах военно-промышленного комплекса (в два и более раз). В послевоенное время никому в мире (ООН, Совет безопасности, Коалиции 7-ки, Большой 8-ки и 20-ки стран) не удалось предотвратить путём мирных переговоров (другими политическими методами) развязывание войн, а затем и разгрома менее подготовленного в военном отношении противника. Наглядный пример в наши дни – Югославия, Ирак, Афганистан, Ливия и т.д. Как видно, «камень за пазухой» не всегда аргумент. Представляется более актуальной стратегическая концепция «опережения». Опережение – не мнимая угроза, не бряцание оружием. Опережение – реальный план (а не отложенное решение) того, что будет достигнуто и того, во имя чего и как будет использовано. Опережение – идеи, наука, концепции, кадры, исследования. Опережение – предвидение, перспектива, инновационно-технологический прорыв России. Опережение – реальная сила и столь же реальная способность управления достижением Победы.

 

Второй военно-теоретический вопрос связан с проблемой безопасности исторического пространства бывшего СССР. Ни одна из республик-государств, ныне его составляющих, не способна добиться в одиночку успехов в развитии по пути прогресса. Больше того, в одиночку, ни одно из них не способно обеспечить свою самостоятельность, независимость. Осуществление ныне сотрудничества в виде оперативной совместимости недостаточно. Нужны в рамках договоров и мероприятий оперативной подготовки более высокий уровень совместимости, братское боевое содружество народов, как это было в истории российского государства. Народная мудрость гласит, что даже без одного человека – нет полного, целого народа. 

 

Для решения этих и других вопросов как никогда востребованными являются научный потенциал Генштаба, его школа. Ведь неслучайно Генеральный штаб после развала Советского Союза сохранил для своих потомков самое ценное: сформированную в веках, проверенную в горниле войн, обогащённую в послевоенное время теорией и практикой освоения реактивного, ракетного и ядерного оружия школу Генштаба. В отечественной научной литературе под «школой» понимается направление в науке, литературе, искусстве, военном деле, других сферах человеческой деятельности, связанное единством основных взглядов, общностью и преемственностью принципов и методов. Применительно к Генеральному штабу как главному центральному и основному органу военного управления в Вооружённых Силах, военной организации государства и в стране в целом, понятие «школы» включает систему научно и творчески обоснованных, исторически устойчивых, практически проверенных в ходе военных конфликтов и в процессе мирного функционирования ВС, передаваемых из поколения в поколение генштабистских взглядов, принципов, норм и установок в сфере военно-стратегического руководства.

 

Когда говорят о школе Генштаба, подразумевают, что его сотрудники работают сплочённым коллективом, происходит сложение, умножение усилий и результатов. И даже когда члены коллектива разобщены во времени и пространстве, они делают одно общее дело, реализуют единые взгляды и методы. Школа Генерального штаба базируется на достижениях наук, определяющих ход исторического процесса, и, прежде всего, на достижениях военной науки. В свою очередь школа Генштаба оказывает определяющее влияние на развитие естественных и общественных наук, связанных с защитой Отечества. На выработку военной доктрины, концепции национальной безопасности, военной политики и реализацию их установок.

 

Историческая преемственность школы Генштаба позволяет обогащать современный уровень системы военного управления открытиями, достижениями и выводами из прошлого опыта, приобретшими характер закономерностей.

 

Школа Генштаба – живой организм, тесно связанный со страной, её Вооружёнными Силами, учитывающий ход мирового развития. Основное богатство школы Генштаба – люди. Кадры, имеющие высший уровень профессиональной подготовки в области военного дела, особенно в системе управления, осознающие государственные интересы, способные самостоятельно и глубоко осмыслить и предложить решения, могущие дать новый ощутимый результат. Самостоятельность предполагает мужество, смелость в отстаивании своих взглядов. Характер, личность и идеи каждого офицера Генерального штаба должны свободно и ярко проявляться в работе. Только при этом условии он может быть полноценным сотрудником командования. Он должен не подлаживаться, а докладывать то, что он думает, давая каждый раз совершенно определенное свое решение. Право предложения является не только обязанностью каждого офицера Генштаба, но без него его работа теряет свой смысл и ничем не отличается от канцелярской работы, не имеющей ничего общего со службой Генштаба. При этом критика необходима и плодотворна, но только при непременном условии предложения своего собственного решения. Иначе она бесплодна и вредна.

 

Неизменными нравственными заповедями школы Генштаба являются: на первом месте – интересы моей Родины; на втором месте – интересы моей Армии; мои собственные интересы – на последнем месте. Только при полном отсутствии всякого личного честолюбия работа офицера Генерального штаба может быть ценной и плодотворной.

 

Первые картографы Генштаба нанесли просторы России на карты. Первые колонновожатые Генштаба провели войска по этим просторам. Первые военачальники Генштаба возглавили войска для защиты этих просторов. Первые победы обдуманы и предопределены Генштабом.

 

Мудрых решений, славных свершений и готовности к Победам Генеральному штабу Вооружённых Сил Российской Федерации в будущем!

Популярное

Россия, история, 2000 - 2014
Трамп, Путин, США, Россия, угрозы, безопасность
Без знания прошлого нет будущего
Крым, Севастополь, воссоединение с Россией, перспективы развития
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе

Рубрики

"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада

Наши партнеры

"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

Крымский военно-исторический интернет-портал
научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Яндекс.Метрика
Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN