НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА
НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА
Nauka. Obŝestvo. Oborona
+7 (926) 336-72-58
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
Обратная связь
Адрес редакции: Москва, ул. Левобережная, д. 4, корп. 12
ЖУРНАЛ
  • О журнале
  • Главный редактор
  • Авторы
  • История
  • Лицензии
  • Партнеры
  • Помочь журналу
НАУКА
  • Конференции
  • Книжная полка
  • Российская наука
  • Открытый доступ (Open Access)
  • Международная олимпиада по военной истории
ОБЩЕСТВО
ОБОРОНА
НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ВАК
  • Авторам
  • Рецензирование рукописей
  • Редакционная коллегия
  • Публикационная этика
  • Рубрики
  • Архив
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • Все статьи
  • Вторая мировая война
  • 1942
  • 1943
  • 1944
  • 1945
  • Спецоперация
  • Персоналии
КОНТАКТЫ

    ЖУРНАЛ • НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ

    «НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА»

    Nauka. Obŝestvo. Oborona

    ISSN 2311-1763
    Сегодня: 27 марта 2023, понедельник
    НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА
    ЖУРНАЛ
    • О журнале
    • Главный редактор
    • Авторы
    • История
    • Лицензии
    • Партнеры
    • Помочь журналу
    НАУКА
    • Конференции
    • Книжная полка
    • Российская наука
    • Открытый доступ (Open Access)
    • Международная олимпиада по военной истории
    ОБЩЕСТВО
    ОБОРОНА
    НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ВАК
    • Авторам
    • Рецензирование рукописей
    • Редакционная коллегия
    • Публикационная этика
    • Рубрики
    • Архив
    ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
    • Все статьи
    • Вторая мировая война
    • 1942
    • 1943
    • 1944
    • 1945
    • Спецоперация
    • Персоналии
    КОНТАКТЫ
      НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА
      • Мой кабинет
      • ЖУРНАЛ
        • Назад
        • ЖУРНАЛ
        • О журнале
        • Главный редактор
        • Авторы
        • История
        • Лицензии
        • Партнеры
        • Помочь журналу
      • НАУКА
        • Назад
        • НАУКА
        • Конференции
        • Книжная полка
        • Российская наука
        • Открытый доступ (Open Access)
        • Международная олимпиада по военной истории
      • ОБЩЕСТВО
      • ОБОРОНА
      • НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ВАК
        • Назад
        • НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ВАК
        • Авторам
        • Рецензирование рукописей
        • Редакционная коллегия
        • Публикационная этика
        • Рубрики
        • Архив
      • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
        • Назад
        • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
        • Все статьи
        • Вторая мировая война
        • 1942
        • 1943
        • 1944
        • 1945
        • Спецоперация
        • Персоналии
      • КОНТАКТЫ
      • +7 (926) 336-72-58
      Адрес редакции: Москва, ул. Левобережная, д. 4, корп. 12
      kiknadzevg@mail.ru
      • Главная
      • Ленд-лиз, Вторая мировая война и СВО

      Ленд-лиз, Вторая мировая война и СВО

      Ленд-лиз

      Ленд-лиз, Lend-lease, система передачи Соединёнными Штатами Америки взаймы или в аренду военной техники и др. материальных средств странам-союзницам в годы Второй мировой войны.

      ЛЕНД-ЛИЗ (англ. lend-lease, от lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду), система передачи Соединёнными Штатами Америки взаймы или в аренду военной техники и др. материальных средств странам-союзницам.

       

      1) Закон  о  ленд-лизе в годы Второй мировой войны был принят в США в марте 1941 года и сразу же американское правительство распространило его действие на  Великобританию. В октябре 1941 года в Москве представителями СССР, США и Великобритании подписан протокол о взаимных поставках. СССР выразил готовность расплачиваться за поставки союзников средствами из золотого запаса. В ноябре 1941 года США распространили действие закона о ленд-лизе на СССР.

       

      Всего за годы Второй мировой войны поставки США по ленд-лизу союзникам составили около 50 млрд дол., из которых на долю Советского Союза пришлось 22%. На конец 1945 поставки в СССР по ленд-лизу выразились в сумме 11,1 млрд дол. Из них на СССР пришлось (в млн дол.): на самолёты – 1189, танки и САУ – 618, автомобили – 1151, суда – 689, артиллерию – 302, боеприпасы – 482, станки и машины – 1577, металлы – 879, продовольствие – 1726 и т. д.

       

      Обратные поставки из СССР в США составили 2,2 млн долларов. Советский Союз поставил США 300 тыс. т хромовой руды, 32 тыс. т марганцевой руды, значительное количество платины, золота, леса.

       

      Кроме американского ленд-лиза помощь СССР оказывали также Великобритания и (с 1943) Канада, объём этой помощи оценивается суммами соответственно 1,7 млрд дол. и 200 млн дол. 

       

      Первый союзный конвой с грузами прибыл в Архангельск 31.8.1941 года. (см. Конвои союзные в СССР 1941–45). Первоначально помощь СССР оказывалась в сравнительно небольшом объёме и отставала от запланированных поставок. В то же время она отчасти компенсировала резкое падение советского военного производства в связи с захватом гитлеровцами значительной части территории СССР.

       

      С лета по октябрь 1942 года поставки по северному маршруту приостанавливались в связи с разгромом гитлеровцами каравана PQ-17 и подготовкой союзниками высадки в Северной Африке. Основной поток поставок пришёлся на 1943–44 гг., когда уже был достигнут коренной перелом в войне. Тем не менее поставки союзников оказали не только материальную помощь, но и политическую, моральную поддержку сов. народу в войне с фашистской Германией. 

       

      По американским официальным данным, на конец сентября 1945 г. из США в СССР отправлено 14 795 самолётов, 7056 танков, 8218 зенитных орудий, 131 тыс. пулемётов, 140 охотников за подводными лодками, 46 тральщиков, 202 торпедных катера, 30 тыс. радиостанций и другого. Из Великобритании получено более 7 тыс. самолётов, свыше 4 тыс. танков, 385 зенитных пушек, 12 тральщиков и др.; 1188 танков доставлены из Канады.

       

      Кроме вооружения СССР получал из США по ленд-лизу автомобили (более 480 тыс. грузовых и легковых), тракторы, мотоциклы, суда, локомотивы, вагоны, продовольствие и другие товары. Авиационные   эскадрилья,    полк,    дивизия,    которыми    последовательно    командовал  А.И. Покрышкин, начиная с 1943 г. и до конца войны, летали на американских истребителях Р-39 «Аэрокобра». Американские грузовые автомобили «Студебеккер» использовались в качестве шасси для боевых машин реактивной артиллерии («Катюш»).


      Покрышкин А.И., Р-39 Аэрокобра
      А.И. Покрышкин на крыле американского истребителя Р-39 "Аэрокобра"

      К сожалению, некоторая часть поставок союзников не доходила до СССР, так как уничтожалась гитлеровским ВМФ и люфтваффе при морских переходах транспортов. 

       

      Для осуществления поставок в СССР использовалось несколько маршрутов. По северному маршруту из Великобритании и Исландии в Архангельск, Мурманск, Молотовск (Северодвинск) было доставлено почти 4 млн грузов, что составило 27,7% от общего количества поставок. Второй маршрут – через Южную Атлантику, Персидский залив и Иран в сов. Закавказье; по нему перевезено св. 4,2 млн грузов (23,8%).

       

      Для сборки и подготовки самолётов к перелёту из Ирана в СССР использовались промежуточные  авиабазы, где работали английские, американские и советские специалисты. По тихоокеанскому маршруту суда из США в дальневосточные порты СССР шли под советскими флагами и с советскими капитанами (поскольку США находились в состоянии войны с Японией). Грузы поступали во Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре, Находку, Хабаровск. Тихоокеанский маршрут был самым эффективным по объёму – 47,1%.

       

      Ещё одним путём являлся воздушный маршрут из Аляски в Восточную Сибирь, по которому американские и советские лётчики доставили в СССР 7,9 тыс. самолётов. Протяжённость воздушного маршрута достигала 14 тыс. км.

       

      С 1945 года использовался и маршрут через Чёрное море.

       

      Всего с июня 1941 г. по сентябрь 1945 г. в СССР направлено 17,5 млн т различных грузов, доставлено к месту назначения 16,6 млн т (остальное составили потери при потоплении судов). После капитуляции Германии США прекратили поставки по ленд-лизу в европейскую часть СССР, но некоторое время продолжали их на советский Дальний Восток в связи с войной против Японии.

       

      Отдавая должное США, И.В. Сталин в 1945 году выразил мнение, что советско-американскому соглашение по ленд-лизу сыграло важную роль и «в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага». В то же время и в СССР, и в США понимали вспомогательную роль ленд-лиза в борьбе советского народа.

       

      «Мы никогда не считали, что наша помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на Восточном фронте, – отмечал  Г. Гопкинс,  ближайший помощник  американского  президента  Ф. Рузвельта. – Она была достигнута героизмом и кровью русской армии». 

       

      Казалось бы, всё ясно: вклад большой, но не решающий. Тем не менее, Ленд-лиз часто выдаётся за некое средство спасения СССР в войне, без которого наша страна оказалась бы якобы не в состоянии одолеть врага. Какое же место занимают поставки по Ленд-лизу в экономике Советского Союза военных лет? Каков вклад вооружений и других материалов, присланных союзниками, в достижение победы над врагом? 

       

      Перевод экономики на военные рельсы удалось завершить в течение первого года войны. Уже в 1942 г. промышленность сполна обеспечила потребности Красной Армии. В войска поступало вооружения в 1,8–2,7 раза больше, чем утрачивалось в боях. Так закладывалась материальная база коренного перелома в ходе войны. В переломном 1943 г. был обеспечен дальнейший рост военной мощи страны. Валовая продукция оборонной промышленности возросла в 2,9 раза. 

       

      Усилиями военной экономики страны обеспечивалось развертывание наступления Красной Армии в 1944–1945 гг. Потребности фронта полностью удовлетворялись боеприпасами всей номенклатуры. Если в битве под Москвой зимой 1941–1942 г. в сутки расходовалось всего лишь 700–1000 т боеприпасов, то в 1944 г., например, 1-м Белорусским фронтом – 20–30 тыс. тонн. 

       

      Документы и свидетельства, ставшие доступными в последние годы, дают возможность более объективно оценить роль Ленд-лиза. Если общий объём поставок составлял 4% валового продукта народного хозяйства СССР, то по отдельным видам вооружений и оборудования, порой весьма ценного, он был намного выше. Так, в годы войны советская авиационная промышленность  выпустила  122,1 тыс.  самолётов  всех  типов,  а  по  Ленд-лизу  поступило 18,3 тыс. самолётов, то есть 15% всего самолётного парка. При этом бомбардировщики союзников составили 20%, а истребители – от 16 до 23%, самолёты морской авиации – около 29%. Причём большинство самолётов по своим лётно-техническим характеристикам не уступало аналогичным типам люфтваффе, а то и превосходило их. 

       

      Танки союзников составили 12% от выпуска советских танковых заводов (98,3 тыс. машин, включая САУ). И хотя по своим боевым качествам даже лучшие из них (например, М4-А2 «Шерман») уступали таким советским танкам, как Т-34, КВ-1, ИС, первые партии, прибывшие в конце 1941 г. (501 танк), сыграли немалую роль. То было время, когда каждый танк, выходивший из ворот танковых заводов, был на специальном учёте.

       

      Важными для Красной Армии и народного хозяйства стали поставки автомобилей. 427 тыс. машин (в СССР за войну было произведено 219 тыс.) придали Красной Армии мобильность и подвижность, столь необходимые в наступательных операциях 1943–1945 годов. Они составили 70% всех автомобилей, которыми располагала Красная Армия. 

       

      Студебеккер, Красная площадь, Парад Победы 1945 года
      Американские грузовые автомобили «Студебеккер» использовались в качестве шасси для боевых машин реактивной артиллерии («Катюш»)

      Кроме  стратегического  взаимодействия с Советским Союзом, по признанию американцев, Ленд-лиз приносил немалые выгоды самим США.

       

      «Поставками из СССР, – отмечал бывший министр торговли США Дж. Джонс, — мы не только возвращали свои деньги, но и извлекали прибыль, что было далеко не частным случаем в торговых отношениях, регулируемых нашими государственными органами».

       

      Ленд-лиз оказался источником обогащения американских монополий. Подводя итоги в своей книге, посвящённой помощи Советскому Союзу в годы Второй мировой войны, американский историк Дж. Херринг пишет: 

       

      «Ленд-лиз не был самым бескорыстным актом в истории человечества... Это был акт расчётливого эгоизма, и американцы всегда ясно представляли себе выгоды, которые они могут из него извлечь». 

       

      20 сентября 1945 г. поставки в СССР по Ленд-лизу были прекращены. В 1947 году долг СССР был определён в 2,6 млрд долл., однако в 1948 г. эта сумма была снижена до 1,3 млрд. Советский  Союз  платить  отказался. В 1951 году, после пересмотра, сумма долга составила 800 млн. 18 октября 1972 г. было подписано Соглашение о порядке погашения долга по оплате Ленд-лиза между СССР и США (722 млн., срок погашения — 2001 г.). В 1973 г. СССР перевёл два платежа на сумму 48 млн долл., однако ввиду отказа американской стороны в предоставлении Советскому Союзу режима наибольшего благоприятствования в торговле с США (поправка Джексона-Веника 1974 г.) дальнейшие выплаты по соглашению 1972 года приостановились. 

       

      В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности – 2030 г. и сумма – 674 млн долларов. Крупнейший получатель американской помощи – Великобритания – завершила выплаты в 2006 году. 

       

      Можно сделать вывод: да, помощь по Ленд-лизу была существенной. Существенной, но не решающей. Потому что никакое «железо» – поставка материальных средств – нельзя сравнить с теми жертвами, которые понёс русский народ, добывая общую для всех победу на фронтах против вермахта. Это признают и американцы, и англичане, и канадцы – все, кто участвовал в программе Ленд-лиза.

       

       

      2) Закон о ленд-лизе в отношении Украины (Ukraine Democracy Defense Lend-Lease Act of 2022) президент США Джо Байден подписал 9 мая 2022 года в ходе специальной военной операции Вооруженных Сил Российской Федерации в Украине.  

       Ленд-лиз_PLAW-117publ118_page-0001.jpgЗакон о ленд-лизе в отношении Украины (Ukraine Democracy Defense Lend-Lease Act of 2022) президент США Джо Байден подписал 9 мая 2022 года

      Закон предоставил Президенту США расширенные полномочия «для заключения соглашений с правительством Украины о предоставлении или аренде оборонных средств для защиты гражданского населения Украины от российского военного вторжения и для других целей». Не позднее чем через 90 дней после вступления закона в силу Байден должен организовать ускоренные процедуры для своевременной поставки военной помощи. В соответствии с законом, Киев получает технику и вооружение в кредит, по которому будет расплачиваться уже после окончания военного конфликта.

       

      Законопроект о ленд-лизе внесли в верхнюю палату Конгресса США еще до начала специальной военной операции на Украине, в январе. В апреле обе палаты одобрили его «до конца боевых действий»: голосование в Сенате прошло 7 апреля, а в Палате представителей — 28 апреля.

       

      При этом после 24 февраля, до подписания закона о ленд-лизе, США уже выделили Украине $3,8 млрд. В конце апреля Байден направил в Конгресс запрос о выделении нового пакета помощи в размере $33 млрд, из них $20,4 млрд должны пойти «на дополнительную помощь в военной сфере и сфере безопасности».

       

      Выполняя закон о ленд-лизе, президент США Джо Байден 21 мая 2022 года подписал закон о «дополнительных чрезвычайных ассигнованиях федеральным ведомствам для реагирования на ситуацию на Украине и для оказания ей помощи на 2022 финансовый год» в объеме 40 млрд долларов США (19 мая законопроект одобрил сенат Конгресса США).

       

      К этому времени США уже поставили Киеву 23,8 тыс. тонн вооружений и военной техники, о чем рассказало Транспортное командование вооруженных сил США. Вашингтон отправил Киеву около 24 тыс. противотанковых управляемых ракет, 1033 зенитных ракетных системы и 1468 ракет к ним, 90 гаубиц, 174 173 артиллерийских снаряда, девять вертолетов, 33 радара, 7888 автоматов и пистолетов и около 60 млн патронов для стрелкового оружия. Также США передали украинским Вооруженным силам 68,5 тыс. бронежилетов и 50 тыс. касок.

       

      Для доставки грузов как военные, так и зафрахтованные Пентагоном тяжелые транспортные самолеты совершили 486 рейсов в Европу. В транспортировке также участвовали 20 кораблей, 50 железнодорожных составов и 1500 трейлеров.

       

       

      Военная энциклопедия патриота России // "Наука. Общество. Оборона"




      По теме

       

      Цена Победы

       

      Победа над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: значение для всемирной истории


      Специальная военная операция на Украине


      Иностранная военная помощь киевскому режиму

      Подписка на новые публикации:
      Журнал
      О журнале
      Главный редактор
      Авторы
      История
      Лицензии
      Партнеры
      Помочь журналу
      Наука
      Книжная полка
      Конференции
      Международная олимпиада по военной истории
      Открытый доступ (Open Access)
      Общество
      В защиту исторической правды
      Включайся в реальную работу!
      Выборы-2016
      Общество
      Патриот России
      Оборона
      История
      Кадры и наука ОПК России
      Современность
      Наши контакты

      +7 (926) 336-72-58
      Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
      Адрес редакции: Москва, ул. Левобережная, д. 4, корп. 12
      kiknadzevg@mail.ru
      © 2013 - 2023 Сетевое издание "Наука. Общество. Оборона" (Nauka. Obŝestvo. Oborona). Основано в 2013 г. Сайт является средством массовой информации. Зарегистрировано в Роскомнадзоре (Эл № ФС77-53538 от 04.04.2013 г.) 12+ ISSN 2311-1763 (Online) Учредитель: Кикнадзе В.Г. Главный редактор: Кикнадзе В.Г. Редакция: KiknadzeVG@mail.ru Тел.:+79263367258 Полное или частичное воспроизведение материалов сайта без ссылки / гиперссылки и упоминания имени автора запрещено. All rights reserved