Магницкий Леонтий Филиппович, лекция
Леонтий Филиппович Магницкий
"...Первый в России математики учитель, веры в Бога притвердой, смирения глубочайшего, в слугах Отечеству усерднейший попечитель..."
19 июня 2019 г. исполнилось 350 лет со дня рождения Леонтия Филипповича Магницкого – учителя математических и навигацких наук первых российских адмиралов в стенах основанной Петром I в 1701 году в Москве «Школы математических и навигацких наук» (Навигацкой школы), заведующего учебной частью (1715–1732 гг.) и директора Навигацкой школы (1732–1739 гг.), фортификатора периода Северной войны 1700–1721 гг., автора первого изданного в России в 1703 г. печатного учебника по математике с морским и военным профилем подготовки («Арифметика, сиречь наука числительная…»), непосредственно осуществлявшего отбор и подготовку первых педагогических кадров для Морской академии в Санкт-Петербурге, цифирных и арифметических школ в ряде губерний России.
6 июля 2019 г. в рамках проекта "Эхо наших побед" (Российское военно-историческое общество, Министерство культуры Российской Федерации, Департамент культуры г. Москвы) в книжном клубе "Литератор" (ул. Воздвиженка, д. 1) состоялась творческая встреча и прочитана лекция на тему «Леонтий Филиппович Магницкий - первый в России математики учитель, преподаватель наук первых российских адмиралов (к 350-летию со дня рождения)».
Автор: Владимир Кикнадзе
Год выхода: 2019 г.
<...>
К настоящему времени Сухарева башня, где размещалась Навигацкая школа и 38 лет беспорочно служил Отечеству Л.Ф. Магницкий, разрушена. Храм Гребневской Иконы Божией Матери, где был захоронен Леонтий Филиппович вместе с супругой, разрушен, также, как и башня, в советское время. Уже воссозданная в наши дни Навигацкая школа в Москве – детище Петра I и Л.Ф. Магницкого – расформирована, хотя успешно самостоятельно функционировала и развивалась. Отсутствует и памятник Л.Ф. Магницкому.
<...>
Учитывая большое значение реформ Петра I для истории России и в связи с исполняющимся в 2022 году 350-летием со дня его рождения, Президентом России 25.10.2018 г. подписан Указ «О праздновании 350-летия со дня рождения Петра I» (№609). Реализация двух петровских реформ: образования и вооруженных сил, неразрывно связана с именем Леонтия Филипповича Магницкого – сподвижника Петра I.
Подарком для российских мальчишек, а учитывая и обращение к Владимиру Путину в ходе прямой линии 20 июня 2019 г., – и девчонок всей России, мечтающих о море и великой морской державе, стала бы возможность с 2022 года обучаться в основанной Петром I и воссозданной решением Президента России «Школе математических и навигацких наук имени Леонтия Филипповича Магницкого», где учеба начнется с 5-го класса.
Это станет возможным, если «Школа математических и навигацких наук», как и при Петре I, будет иметь федеральное подчинение, и набирать для обучения детей из всех регионов России. Для этого в Москве есть историческое место – Сухаревская площадь, в которой располагалась Навигацкая школа при Петре I и Л.Ф. Магницком. ГБУК г. Москвы музей «Садовое кольцо» разработал план по реконструкции Сухаревой башни, а скульптор И.П. Вьюев – проект мемориальной доски и памятника Л.Ф. Магницкому.
Учитывая данные обстоятельства российская общественность обращается с просьбою к руководству страны рассмотреть следующие вопросы и включить их в План государственных мероприятий к 350-летию со дня рождения Петра I:
- воссоздание «Школы математических и навигацких наук» в городе Москве с федеральным подчинением, обучением мальчиков и девочек;
- восстановление/строительство на Сухаревской площади в городе Москве Сухаревой башни для обучения морских кадет;
- переиздание первого учебника в России "Арифметика..." Л.Ф. Магницкого;
- установка на Сухаревской площади в Москве памятника Л.Ф. Магницкому.
Нужен памятник в центре столицы –
чтоб Учителю – поклониться!
Если память народа жива...
Если сердце России – Москва!!!
[Колычев В.Г. Учитель учителей. Леонтий Магницкий]
<...>
Конечно, и памятник, и книга, и фильм нужны не просто для того, чтобы они были, чтобы бОльшая аудитория узнала и помнила Л.Ф. Магницкого, то есть в познавательном плане и как сохранение исторического наследия России. Гораздо бОльшее значение, безусловно, имеет возможность через пример личности Л.Ф. Магницкого реализации мировоззренческой функции для воспитания современной молодежи и педагогов-профессионалов. Именно в юности, в детстве, в отрочестве лежат конечные итоги успехов этого человека, его успешности без пороков. Поэтому на примере Л.Ф. Магницкого можно успешно решать цели и задачи воспитания, как воспитывать нравственно устойчивую личность, чтобы быть всегда полезным Обществу и Государству.
Современные исследования показывают, что характерной чертой поколения Z является:
- уверенность каждого в собственной исключительности; они не видят себя единым поколением (не замечают того, что их объединяет);
- модель постепенного движения к успеху повредилась, хотят всего сразу и сейчас;
- счастье – это и есть успех, считает молодежь, он измеряется разнообразием жизни и удовольствием от нее;
- модно «самосовершенствование» и «саморазвитие», под которым понимаются любые увлечения;
- что касается работы, то она должна быть в радость и, конечно, приносить доход, но не отнимать много времени: «вкалывать» молодые люди не готовы.
Как видно, современная российская молодежь далека от «всех добродетелей собрания» Леонтия Магницкого: благочестия по закону ревностного жития чистого, смирения глубочайшего, великодушия постоянного, нрава тишайшего, разума зрелого, обхождения честного, праводушия, терпения обид от неприятелей, обучения наукам «дивным и неудобовероятным способом», усердия, ревностного, верного, честного, всеприлежного и беспорочного служения государям своим и Отечеству.
Поэтому пример и опыт Леонтия Филипповича необходимы современной России как никогда. Они должны войти красной нитью во всю систему российского образования. Через фильмы, книги, публикации, форумы стать доступными, понятными и принятыми каждым участником образовательных отношений: учеником, педагогом и родителем.
Понимаю, что мы, к сожалению, в основном вспоминаем те или иные персоналии и события в канун юбилеев. В этой связи, чтобы формальный повод обращаться к наследию Леонтия Филипповича Магницкого появлялся в нашем государстве не раз в 50 лет, или по случаю Года учителя, позвольте высказать еще одно предложение:
учредить в России памятный день – 25 января – День российского образования –
в память об учреждении 25 января 1701 г. Петром I
первого государственного учебного заведения России
«математических и навигацких наук школы»
Отмечая лишь день основания МГУ (25 января 1755 г.), день студенчества, мы вычеркиваем из отечественной истории 54 года российского образования!
В завершении лекции позвольте обратиться к словам настоятеля храма Всех Святых в земле Российской просиявших в Черёмушках города Москвы протоиерея Виктора (Алипичева): «Леонтий Магницкий был готов умереть за Православную Веру – значит, лично он победил. Вопрос теперь не в нем, вопрос – в нас. И каждый, живущий на земле и подвизающийся в своем деле, отвечает на него тоже лично. Из личного достоинства каждого составится общее дело, когда-то называвшееся Святой Русью».
Уверен, что совместными усилиями «Навигацкая школа» вскоре будет восстановлена и станет флагманом инженерного и морского кадетского образования России под девизом «Быть успешным, не став порочным», а имя Л.Ф. Магницкого, труды которого являются выдающимися памятниками нашей национальной культуры, займет достойное место в системе всего российского образования, ведь «хороший пример действует сильнее всех философских правил и возбуждает сердца к подражанию».
Такое подражание, основанное на новой передовой церковно-государственной методике воспитательной работы с детьми, которую нам предстоит срочно разработать, уверен, позволит сформировать новое поколение – "поколение новых Магницких", – личностей устойчивого личностного роста и успешности, которые в большом дефиците сейчас в нашем Государстве и Церкви. Тогда, уже с полным основанием, мы сможем сказать – Россия, вперед к справедливому успеху и законному процветанию! Тогда появятся действительно прорывы и будут достигнуты подлинные вершины.