Леонтий Филиппович Магницкий

"...Первый в России математики учитель, веры в Бога притвердой, смирения глубочайшего, в слугах Отечеству усерднейший попечитель..."

Магницкий Л.Ф., барельеф, скульптор Илья Вьюев / Leonty Magnitsky, bas-relief, sculptor Ilya Vyuev
Магницкий Л.Ф., барельеф, скульптор Илья Вьюев

19 июня 2019 г. исполнилось 350 лет со дня рождения Леонтия Филипповича Магницкого – учителя математических и навигацких наук первых российских адмиралов в стенах основанной Петром I в 1701 году в Москве «Школы математических и навигацких наук» (Навигацкой школы), заведующего учебной частью (1715–1732 гг.) и директора Навигацкой школы (1732–1739 гг.), фортификатора периода Северной войны 1700–1721 гг., автора первого изданного в России в 1703 г. печатного учебника по математике с морским и военным профилем подготовки («Арифметика, сиречь наука числительная…»), непосредственно осуществлявшего отбор и подготовку первых педагогических кадров для Морской академии в Санкт-Петербурге, цифирных и арифметических школ в ряде губерний России. 

6 июля 2019 г. в рамках проекта "Эхо наших побед" (Российское военно-историческое общество, Министерство культуры Российской Федерации, Департамент культуры г. Москвы) в книжном клубе "Литератор" (ул. Воздвиженка, д. 1) состоялась творческая встреча и прочитана лекция на тему  «Леонтий Филиппович Магницкий - первый в России математики учитель, преподаватель наук первых российских адмиралов (к 350-летию со дня рождения)».

 

Автор: Владимир Кикнадзе

Год выхода: 2019 г.

 

<...>

 

К настоящему времени Сухарева башня, где размещалась Навигацкая школа и 38 лет беспорочно служил Отечеству Л.Ф. Магницкий, разрушена. Храм Гребневской Иконы Божией Матери, где был захоронен Леонтий Филиппович вместе с супругой, разрушен, также, как и башня, в советское время. Уже воссозданная в наши дни Навигацкая школа в Москве – детище Петра I и Л.Ф. Магницкого – расформирована, хотя успешно самостоятельно функционировала и развивалась. Отсутствует и памятник Л.Ф. Магницкому. 

 

<...>

 

Учитывая большое значение реформ Петра I для истории России и в связи с исполняющимся в 2022 году 350-летием со дня его рождения, Президентом России 25.10.2018 г. подписан Указ «О праздновании 350-летия со дня рождения Петра I» (№609). Реализация двух петровских реформ: образования и вооруженных сил, неразрывно связана с именем Леонтия Филипповича Магницкого – сподвижника Петра I. 

 

Подарком для российских мальчишек, а учитывая и обращение к Владимиру Путину в ходе прямой линии 20 июня 2019 г., – и девчонок всей России, мечтающих о море и великой морской державе, стала бы возможность с 2022 года обучаться в основанной Петром I и воссозданной решением Президента России «Школе математических и навигацких наук имени Леонтия Филипповича Магницкого», где учеба начнется с 5-го класса. 

 

Это станет возможным, если «Школа математических и навигацких наук», как и при Петре I, будет иметь федеральное подчинение, и набирать для обучения детей из всех регионов России. Для этого в Москве есть историческое место – Сухаревская площадь, в которой располагалась Навигацкая школа при Петре I и Л.Ф. Магницком. ГБУК г. Москвы музей «Садовое кольцо» разработал план по реконструкции Сухаревой башни, а скульптор И.П. Вьюев – проект мемориальной доски и памятника Л.Ф. Магницкому. 

 

Учитывая данные обстоятельства российская общественность обращается с просьбою к руководству страны рассмотреть следующие вопросы и включить их в План государственных мероприятий к 350-летию со дня рождения Петра I: 

 

  1. воссоздание «Школы математических и навигацких наук» в городе Москве с федеральным подчинением, обучением мальчиков и девочек; 
  2. восстановление/строительство на Сухаревской площади в городе Москве Сухаревой башни для обучения морских кадет; 
  3. переиздание первого учебника в России "Арифметика..." Л.Ф. Магницкого;
  4. установка на Сухаревской площади в Москве памятника Л.Ф. Магницкому. 

 

Нужен памятник в центре столицы –

чтоб Учителю – поклониться!

Если память народа жива...

Если сердце России – Москва!!!  

 

[Колычев В.Г. Учитель учителей.  Леонтий Магницкий]

 

<...>

 

Конечно, и памятник, и книга, и фильм нужны не просто для того, чтобы они были, чтобы бОльшая аудитория узнала и помнила Л.Ф. Магницкого, то есть в познавательном плане и как сохранение исторического наследия России. Гораздо бОльшее значение, безусловно, имеет возможность через пример личности Л.Ф. Магницкого реализации мировоззренческой функции для воспитания современной молодежи и педагогов-профессионалов. Именно в юности, в детстве, в отрочестве лежат конечные итоги успехов этого человека, его успешности без пороков. Поэтому на примере Л.Ф. Магницкого можно успешно решать цели и задачи воспитания, как воспитывать нравственно устойчивую личность, чтобы быть всегда полезным Обществу и Государству. 

 

Современные исследования показывают, что характерной чертой поколения Z является:

  • уверенность каждого в собственной исключительности; они не видят себя единым поколением (не замечают того, что их объединяет);
  • модель постепенного движения к успеху повредилась, хотят всего сразу и сейчас;
  • счастье – это и есть успех, считает молодежь, он измеряется разнообразием жизни и удовольствием от нее;
  • модно «самосовершенствование» и «саморазвитие», под которым понимаются любые увлечения;
  • что касается работы, то она должна быть в радость и, конечно, приносить доход, но не отнимать много времени: «вкалывать» молодые люди не готовы. 

 

Как видно, современная российская молодежь далека от «всех добродетелей собрания» Леонтия Магницкого: благочестия по закону ревностного жития чистого, смирения глубочайшего, великодушия постоянного, нрава тишайшего, разума зрелого, обхождения честного, праводушия, терпения обид от неприятелей, обучения наукам «дивным и неудобовероятным способом», усердия, ревностного, верного, честного, всеприлежного и беспорочного служения государям своим и Отечеству.

 

Поэтому пример и опыт Леонтия Филипповича необходимы современной России как никогда. Они должны войти красной нитью во всю систему российского образования. Через фильмы, книги, публикации, форумы стать доступными, понятными и принятыми каждым участником образовательных отношений: учеником, педагогом и родителем. 

 

Понимаю, что мы, к сожалению, в основном вспоминаем те или иные персоналии и события в канун юбилеев. В этой связи, чтобы формальный повод обращаться к наследию Леонтия Филипповича Магницкого появлялся в нашем государстве не раз в 50 лет, или по случаю Года учителя, позвольте высказать еще одно предложение:

 

учредить в России памятный день – 25 января – День российского образования

в память об учреждении 25 января 1701 г. Петром I

первого государственного учебного заведения России

«математических и навигацких наук школы»

 

Отмечая лишь день основания МГУ (25 января 1755 г.), день студенчества, мы вычеркиваем из отечественной истории 54 года российского образования!

 

В завершении лекции позвольте обратиться к словам настоятеля храма Всех Святых в земле Российской просиявших в Черёмушках города Москвы протоиерея Виктора (Алипичева): «Леонтий Магницкий был готов умереть за Православную Веру – значит, лично он победил. Вопрос теперь не в нем, вопрос – в нас. И каждый, живущий на земле и подвизающийся в своем деле, отвечает на него тоже лично. Из личного достоинства каждого составится общее дело, когда-то называвшееся Святой Русью».

 

Уверен, что совместными усилиями «Навигацкая школа» вскоре будет восстановлена и станет флагманом инженерного и морского кадетского образования России под девизом «Быть успешным, не став порочным», а имя Л.Ф. Магницкого, труды которого являются выдающимися памятниками нашей национальной культуры, займет достойное место в системе всего российского образования, ведь «хороший пример действует сильнее всех философских правил и возбуждает сердца к подражанию». 

 

Такое подражание, основанное на новой передовой церковно-государственной методике воспитательной работы с детьми, которую нам предстоит срочно разработать, уверен, позволит сформировать новое поколение  – "поколение новых Магницких", – личностей устойчивого личностного роста и успешности, которые в большом дефиците сейчас в нашем Государстве и Церкви. Тогда, уже с полным основанием, мы сможем сказать – Россия, вперед к справедливому успеху и законному процветанию! Тогда появятся действительно прорывы и будут достигнуты подлинные вершины.

 

Популярное

Без знания прошлого нет будущего

Рубрики

Проекты

Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе
"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада
Военная безопасность России: взгляд в будущее, Российская академия ракетных и артиллерийских наук, РАРАН /Russia's military security: a look into the future, 2019, Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences
Московский морской кадетский корпус "Навигацкая школа"

Наши партнеры

научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Информрегистр НТЦ
Ассоциация научных редакторов и издателей, АНРИ
КиберЛенинка, CyberLeninka
"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN