Международные механизмы санкционного воздействия

Дискуссионный круглый стол Научно-методологического объединения по миграционным и демографическим процессам и Профессорского клуба Финансового университета

Санкции, круглый стол, Финуниверситет, 2018

 

9 февраля 2018 года в Профессорском клубе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации прошло дискуссионное обсуждение одной из актуальных проблем современных международных отношений и государственного строительства – механизмов санкционного воздействия.

 

Основные вопросы обсуждения: 

  1. Санкционный режим Совета Безопасности ООН как современная система поддержания и сохранения мира («умные санкции»).
  2. Особенности политики санкционного воздействия ЕС и США и ответные политико-правовые инструменты санкционирования России.
  3. Инструменты санкционирования в решении вопроса внешней неконтролируемой (в том числе незаконной) миграции.

Дискуссионное обсуждение носило не только теоретический, но и практический характер.

 

В рассмотрении основных вопросов дискутируемой проблемы, обобщении и законодательном толковании актуальных аспектов международных механизмов санкционного воздействия на высоком профессиональном уровне и с активной гражданской позицией участвовала Ольга Леонидовна Тимофеева, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, член Комитета Совета Федерации по международным делам. Сенатор приняла к рассмотрению предложения экспертов, тематические идеи для дальнейшего научно-экспертного дискуссионного обсуждения   важнейших проблем государственного развития и современного миропорядка. По итогам обсуждения готовится резолюция. 

 

Ольга Леонидовна ознакомила участников круглого стола с основными направлениями деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Комитета Совета Федерации по международным делам.

Санкции, круглый стол, Финуниверситет, 2018

Анатолий Александрович Власов, член научно-консультативного совета Гражданско-правовой секции Верховного Суда Российской Федерации, профессор кафедры международного частного и гражданского права Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации», доктор юридических наук, профессор предложил включить в итоговый документ обсуждения международных механизмов санкционного воздействия следующее:

 

  1. Совершенствование понятийного аппарата и разграничение понятий «санкций» и «односторонних ограничительных мер».
  2. Использование в международном праве института односторонних ограничительных мер и применение его только к тем государствам, которые нарушили нормы международного права.
  3. Грубое нарушение правил ВТО, где действует режим наибольшего благоприятствования в торговле, проявление дискриминации к поставщикам товаров и услуг другой страны, потеря в том числе, третьими странами, рынка сбыта своих товаров, появление «черного рынка» и извлечение огромной неоправданной прибыли контролирующими его группами; ущемление прав и законных интересов в целом населения страны.
  4. Опасность и негативные последствия использования по политическим и экономическим мотивам в международном праве института односторонних ограничительных мер к государствам в связи подрывом усилий Совета Безопасности ООН по поддержанию международного мира и безопасности в целом на земном шаре.  
Санкции, круглый стол, Финуниверситет, 2018

Свои экспертные оценки представила Карин Беше-Головко, президент Ассоциации Комитас Гентиум Франция-Россия. По мнению Карин Беше-Головко:

 

1. Санкционное воздействие считается законным инструментом, формально, когда санкции принимаются соответственно с действующими нормами определенной правовой системы (в рамках международного права – ООН или ЕС, например, или в рамках национальной правовой системы); любое государство или организация при желании может техническим образом узаконить свою политическую волю и создать подходящие правовые рамки.


2. Сам факт применения санкций означает провал политики. Политика - это искусство убеждать, нахождение компромиссов. Санкция - это выражение односторонней воли, отчуждение от политического подхода и приближение к силовому подходу.


3. Цель санкций – идеологическая. Государство, которое принимает санкции, считает себя легитимным указывать другим государствам, какой именно идеологический курс правильный. В этом смысле, санкции – это инструмент доминирования. Санкции работают не только тогда, когда государство, в отношении которого их приняли, исправно выполняет наложенные на него обязательства, но и тогда, когда оно признает правоту этих санкций (это обязательное условие). В качестве примера, можно вспомнить требование признать обоснованность доклада Мак Ларена.


4. Когда санкции приняты, у государства три возможных пути:

  • выполнять все наложенные на него обязательства и особенно публично признать их правоту: тогда санкции прекращаются в связи с публичным выражением «клятвы верности», но государство моментально теряет свой суверенитет;
  • частично выполнять наложенные на него обязательства, не признавая их идеологическую легитимность, и перестроиться в парадигме санкционного воздействия: тогда государство может стараться выиграть время для решения ситуации и создать иллюзию «нормальности» в обществе, но оно «запирается» в замороженный конфликт, поскольку государство борется с последствиями, а не с причиной этого конфликта;
  • откровенно отказаться признать правоту другого государства или организации принять в отношении него ограничительных мер любых видов: государство консолидирует вокруг себя общество, но такой подход требует четкой, ясной и последовательной политической воли на высшем уровне. В таком случае, государство борется с причиной политики санкционного воздействия, признает фундаментальный характер конфликта, который и так уже существует. 

 

Резюмируя, К. Беше-Головко, сделала вывод, что политика санкционного воздействия в отношении России носит системный и фундаментальный характер, только системные и фундаментальные меры могут быть эффективными. Россия может разрушить этот порочный круг, только приняв не силовую борьбу. Например, сохранение и укрепление сильных национальных традиций образования и осознанный отказ в этом смысле от навязываемых глобализационных парадигм - есть ответ более сильный и для Запада более чувствительный, чем любые грозные политические заявления.

Санкции, круглый стол, Финуниверситет, 2018

 

 

Московское бюро Международной организации по миграции (МОМ) представил К.Д. Шевченко. Им были поставлены проблемы: Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции, финансового и политического давления на международные организации; рисков, угроз и вызовов глобальных миграционных процессов и возможности применения санкционных инструментов для их упреждения.

 

 

Санкции, круглый стол, Финуниверситет, 2018

Задачи и пути превентизации рисков, угроз и вызовов глобальных миграционных процессов, рассмотреные в контексте выступления сотрудника МОМ, были проанализированы руководителем Научно-методологического объединения по миграционным и демографическим процессам Финансового университета Мариной Леонидовной Галас.   

 

В дискуссии выступили с сообщениями научные эксперты:

  • О.А. Александрова, заместитель директора по научной работе Института социально-экономических проблем народонаселения РАН;
  • К.В. Аршин, аналитик Центра межрегиональных программ и проектов;
  • А.И. Ильинский, декан Международного финансового факультета Финансового университета;
  • О.Н. Ларин, ведущий научный сотрудник Сектора международных экономических организаций Центра экономических исследований ФГНБУ «Российский институт стратегических исследований». 

Активное участие в проведении дискуссионного обсуждения   приняла Силласте Г.Г., профессор Департамента социологии Финуниверситета, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Галина Георгиевна выделила научно-фундаментальные составляющие рассмотренной в ходе дискуссии проблемы.   

 

Организаторы мероприятия: Научно-методологическое объединение по миграционным и демографическим процессам, Факультет социологии и политологии Финансового университета. Поддержку в проведении дискуссионного круглого стола оказал председатель Профессорского клуба, профессор Департамента политологии Я.А. Пляйс. Яков Андреевич подвел итоги дискуссионного обсуждения, обозначив ключевые проблемы и наметив возможные направления их решения. 

 

Научное руководство мероприятием и модерирование дискуссии осуществлялись Галас М.Л., главным научным сотрудником Института проблем эффективного государства и гражданского общества Департамента политологии Финансового университета и деканом Факультета социологии и политологии Финуниверситета Александром Борисовичем Шатиловым. 

 

Владимир Кикнадзе,

Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации

Популярное

Без знания прошлого нет будущего

Рубрики

Проекты

Никто не забыт, ничто не забыто!
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе
"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада
Военная безопасность России: взгляд в будущее, Российская академия ракетных и артиллерийских наук, РАРАН /Russia's military security: a look into the future, 2019, Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences
Московский морской кадетский корпус "Навигацкая школа"

Наши партнеры

научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Информрегистр НТЦ
Ассоциация научных редакторов и издателей, АНРИ
КиберЛенинка, CyberLeninka
"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

ICI World of Journals, Index Copernicus, Science. Society. Defense
Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN