Наука. Общество. Оборона

2021. Т. 9. № 1

2311-1763

Online ISSN

Science. Society. Defense

2021. Vol. 9. № 1


УДК: 359 (571.6) «1960/1991»

DOI: 10.24412/2311-1763-2021-1-10-10

Поступила в редакцию: 14.11.2020 г.

Опубликована: 31.01.2021 г.

Submitted: November 14, 2020

Published online: January 31, 2021 


Для цитирования: Семёнов В.Н. История подводных лодок с крылатыми ракетами Тихоокеанского флота СССР.  Наука. Общество. Оборона. 2021. Т. 9. № 1(26). С. 10-10. 

DOI: 10.24412/2311-1763-2021-1-10-10.

For citation: Semenov V. N. The history of submarines with cruise missiles in the Pacific fleet USSR.  Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2021;9(1):10-10. (In Russ.) 

DOI: 10.24412/2311-1763-2021-1-10-10.

Конфликт интересов:  О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.

Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.

ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Обзорная статья

История подводных лодок с крылатыми ракетами Тихоокеанского флота СССР

В. Н. Семёнов 1

Дальневосточный федеральный университет,

г. Владивосток, Российская Федерация,

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6562-1938, e-mail: viktor_55@mail.ru 

Аннотация:

За   период   1960–1991 гг.   в  боевой  состав  Тихоокеанского  флота  (ТОФ)  СССР  входили 253 подводные лодки, которые представляли все классы: основными были (по решению стоящих задач и боевым возможностям) атомные подводные лодки – 93 (32 единицы с баллистическими ракетами, 33 ед. с крылатыми ракетам и 28 ед. многоцелевые), дизельные подводные лодки – 160 (с баллистическими ракетами – 15 ед., с крылатыми ракетами – 7 ед., многоцелевые – 104 ед., плюс 25 малых подводных лодок XV серии, специального назначения – 9 единиц). История подводных лодок с крылатыми ракетами (установки на подводных лодках крылатых ракет) началась ещё в мае 1946 г., когда вышло Постановление Совета Министров СССР об образовании Специального комитета по реактивной технике при Совете Министров СССР, а в 1955 г. была начата разработка двух крылатых ракет П–5 и П–10 для подводных лодок. В 1956 г. начаты работы по созданию атомных ракетных подводных лодок проекта 675, оснащённых противокорабельными крылатыми ракетами П-6, и стратегическими крылатыми ракетами П-5М, которые предназначались для уничтожения береговых целей. Подводные лодки с крылатыми ракетами на ТОФ СССР были представлены подводными лодками (40 ед.) трёх поколений 7-ми проектов: 1-е поколение – 644 (1 ед.),  655 (2 ед.),  651 (4 ед.),  659 (5 ед.), 675 (14 ед.); 2-е поколение – 670 (11 ед.); 3-е поколение – 949А (3 ед.), – а с модернизацией (675К, 675МК, 675МКВ) – 10 проектов. Носителями крылатых ракет были, как дизельные (7 ед.), так и атомные (33 ед.) подводные лодки. Дизельные подводные лодки с крылатыми ракетами (ДПЛРК)  поступили на ТОФ в первой половине 1960-х гг.: в 1960 г. – пр. 644, в 1962 г. – пр. 665, в 1965 г. – пр. 651. Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (АПЛРК) начали поступать практически  одновременно  с  ДПЛРК, но если ДПЛРК с 1966 г. прекратили поступать на ТОФ, то АПЛРК поступали на флот все тридцать лет: 1961 г. – пр. 659, в 1963 г. – пр. 675, в 1973 г. – пр. 675К, в 1976 г. – пр. 675МК, в 1977 г. – пр. 670, в 1989 г. – пр. 675МКВ, в 1990 г. – пр. 949А. Основными носителями крылатых ракет (по количеству и по боевым возможностям) были, конечно, атомные подводные лодки. В статье показаны боевые возможности подводных лодок с крылатыми ракетами ТОФ трёх поколений, их боевое предназначение. Освоение и эксплуатация такого количества проектов и их модернизаций было большой проблемой для флота, так как каждый проект имел свои особенности, которые требовали разные ремонтные базы, а также требовали особой подготовки личного состава.

 

Ключевые слова: 

Тихоокеанский флот, подводные лодки, атомные подводные лодки, дизельные подводные лодки, крылатые ракеты, боевые возможности, боевой состав, недостатки, модернизация 

ВВЕДЕНИЕ

 

Подводные лодки Тихоокеанского флота (ТОФ) начиная с начала 1960-х гг. стали выходить в открытый океан. При этом они были готовы к нанесению ракетно-ядерных ударов по стратегическим объектам противника и вести боевые действия против надводных кораблей, подводных лодок, транспортов и судов противника. Подводные лодки ТОФ являлись ударной силой флота, так как являлись носителями ракетно-ядерного оружия и могли скрытно (в отличие от надводных кораблей и авиации) наносить удары.

 

Подводные лодки с крылатыми ракетами строились только в СССР, так как ВМФ СССР противостояли ВМС США, в состав которых входили самые мощные и многочисленные надводные силы, основу которых составляли авианосцы [2, с. 6]. Советское руководство сделало вполне прагматичный вывод: раз догнать Америку в строительстве авианесущих кораблей и палубной авиации в обозримом будущем не представляется возможным, значит надо бороться с ней другими, более эффективными методами. Ставка была сделана на крылатые ракеты, которые должны были уничтожать цели на чужих берегах вместо палубных бомбардировщиков, и бороться с авианосцами [14].

 

Главнокомандующий ВМФ СССР подводные лодки с крылатыми ракетами называл подводными авианосцами, отмечая, что такого оружия нет ни у кого в мире. Строительство подводных лодок с крылатыми ракетами он считал нашим национальным путём [13, с. 407]. История строительства крылатых ракет началась 19 июля 1955 г., когда Совет министров СССР принял постановление о создании крылатой ракеты морского базирования. Разработка новых крылатых ракет велась постоянно, но первой была крылатая ракета П-5 [16] – первая в мире ракета с автоматически раскрывающимся в полёте крылом, стартующая из герметичного контейнера.

 

С начала 1960-х гг. первоначально стоящие перед подводными лодками с крылатыми ракетами стратегические задачи, такие как нанесение ядерных ударов по военно-морским базам, портам, промышленным и административным центрам противника, – изменились, и подводные лодки с крылатыми ракетами стали развиваться как носители противокорабельных ракет с задачей нанесения ударов по надводным кораблям вероятного противника. Подводные лодки с противокорабельными крылатыми ракетами стали основной составляющей противоавианосных сил ВМФ СССР.

 

Применение противокорабельных крылатых ракет с подводных лодок происходит, как правило, в условиях активного противодействия сил атакуемого противника. Ракетной стрельбе предшествуют  получение, обработка и оценка целеуказаний, принятие решения на атаку, расчёт и выполнение боевого маневрирования с преодолением системы противолодочной обороны, подготовка исходных данных для стрельбы, маневрирование на огневой позиции с выполнением предстартовой подготовки ракетного комплекса. Полёт ракеты осуществляется под управлением с подводной лодки под воздействием системы противовоздушной обороны (ПВО) сил противника. После выполнения стрельбы необходимо провести послезалповое маневрирование для отрыва от противника или пере развёртывания для повторной атаки [13, с. 466].

 

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ

 

Подводные лодки с крылатыми ракетами первого поколения предназначались для стрельбы, как по береговым объектам, так и по морским целям. Первой отечественной подводной лодкой – носителем крылатых ракет была дизельная подводная лодка с крылатыми ракетами (ДПЛРК) проекта 644 (С-44, командир – капитан 2 ранга Бочаров М.Б.), которая вошла в состав ТОФ в 1960 году. Она имела на вооружении 2 крылатые ракеты П-5 (размещались в контейнерах) надводного старта для стрельбы по береговым объектам. Определённые неудобства представляло размещение контейнеров на палубе надстройки в корму от ограждения, а также направление стрельбы ракетами в корму [3], стрельба осуществлялась из пускового контейнера поднятого на 15° по отношению к горизонту. Сразу же после выхода ракеты из контейнера раскрывались крылья, при волнении моря до 3 баллов, скорости хода до 15 узлов и скорости ветра до 10 м/с, после старта ракета не имела связи с подводной лодкой («выстрелил и забыл»). При стрельбе на полную дальность расчётное вероятное отклонение по дальности и боковое составляли до 3000 м [8, с. 388]. Наличие на флоте одной подводной лодки с крылатыми ракетами, которая имела на борту только две ракеты (малая огневая мощь), не представляло для вероятного противника особой угрозы. С-44 вошла в состав 124-й бригады (первая на ТОФ бригада подводных лодок с крылатыми ракетами) с базированием в бухте Конюшкова и прослужила в боевом составе ТОФ до 1968 года. 

 

В 1962 г. совершив межфлотский переход по Северному морскому пути в надводном положении на ТОФ прибыли две ДПЛРК проекта (пр.) 665 (С-61, командир – капитан 3 ранга Болтнев А.Г. и С-63, командир – капитан 2 ранга Яскевич В.В.), которые имели на вооружении по четыре стратегических крылатых ракеты П-5 надводного старта. В 1957 г. ЦКБ-112 (с 1974 г. – АО «Лазурит») разработало проект переоборудования подводной лодки пр. 613 с установкой стационарных контейнеров для ракет П-5 – пр. 665. В отличие от ДПЛКР пр. 644, где были подъёмные контейнера, на пр. 665 ракеты размещались в неподвижных контейнерах, установленных попарно под углом возвышения 14° в ограждении рубки в нос подводной лодки. Такое размещение контейнеров имело ряд преимуществ по сравнению с подъёмной: было сокращено время предстартовой подготовки, обеспечивало более надёжную эксплуатацию, но при этом существенно ухудшала архитектуру подводной лодки, что отрицательно сказывалась на мореходных качествах [6]. Стрельба могла производиться одиночными ракетами и залпом по цели 2 или 4 ракетами [8, с. 390]. По боевому предназначению использовались С-61 до 1978 г., С-64 – до 1974 года.

 

В 1961 г. вступила в строй первая на ТОФ атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (АПЛРК) пр. 659. На вооружении АПЛРК имела 6 крылатых ракет П-5, с 1962 г. – усовершенствованные  крылатые  ракеты  П-5Д,  которые  имели  большую точность стрельбы, а применённые в бортовой системе управления радиовысотомера позволило снизить высоту полёта до 250 м, уменьшив уязвимость крылатых ракет средствами ПВО противника.

 

В1961–1963 гг. вошли в состав флота пять АПЛРК пр. 659 (К-45, командир – капитан 3 ранга Белашев В.Г.; К-59, капитан 2 ранга Ганрио А.В.; К-66, капитан 2 ранга Туманов В.; К-122, капитан 2 ранга Смирнов В.В.; К-151, капитан 2 ранга Василенко И.В.). Все они были построены на заводе №199 (завод им. Ленинского комсомола, Амурский судостроительный завод) в городе Комсомольске-на-Амуре [1]. Наличие в боевом составе ТОФ пяти АПЛРК пр. 659, несущих на борту 30 крылатых ракет, позволило расширить не только круг задач, но и районы действия подводных лодок.

 

Первоначально в их задачу входило нанесение ударов по береговым объектам, а с принятием на вооружение новых крылатых ракет – эти подводные лодки были перенацелены для борьбы с авианосно-ударными группами вероятного противника.

 

АПЛРК вошли в состав 26-й дивизии  (созданной в 1961 г.), базировавшейся в б. Павловского (Приморье),  которая  стала  первой  на  ТОФ  дивизией атомных подводных лодок. В 1962 году в составе 15-й эскадры подводных лодок была сформирована 45-я дивизия (командир – капитан 1 ранга Салов В.С.), которая стала первым соединением атомных подводных лодок на Камчатке, а в состав дивизии перешли первые АПЛРК пр. 659.

 

Дальнейшее строительство АПЛРК пр. 659 было прекращено из-за несовершенства ракетного комплекса и низкой надёжности паропроизводящих установок [12]. В качестве носителей крылатых ракет эти подводные лодки прослужили не долго: в декабре 1963 г. было принято решение о переоборудовании К-122 в торпедную подводную лодку пр. 659Т, а в 1973 г. была переоборудована последняя подводная лодка пр. 659 (К-151). Необходимо отметить, что ракеты  комплекса  П-5  имели  серьёзные  недостатки: длительное время приготовления к пуску, низкую точность стрельбы [13, с. 368].

 

По окончанию строительства АПЛРК пр. 659 конструкторам и руководству ВМФ стало ясно, что для стрельбы по береговым объектам целесообразно применять баллистические ракеты, а для поражения надводных целей – противокорабельные крылатые ракеты. Исходя из этого дальнейшее строительство ракетных подводных лодок пошло по двум направлениям:

  • для нанесения ударов по береговым объектам – подводные лодки с баллистическими ракетами (стратегического назначения),
  • для борьбы с авианосными ударными группами – подводные лодки с противокорабельными крылатыми ракетами [6].

 

Военно-промышленный комплекс СССР, исходя из потребностей флота, продолжал создавать подводные лодки новых проектов, которые по своим боевым возможностям превосходили предыдущие подводные лодки, но, к сожалению, зачастую повторяли существенные недостатки предшественников. Так как судостроительная промышленность СССР не могла удовлетворить потребности ВМФ в атомных подводных лодках (которые по своим боевым возможностям значительно превосходили дизельные) с противокорабельными ракетами, решено было разрабатывать одновременно два проекта подводных лодок с противокорабельными ракетами П-6 – атомной подводной лодки (пр. 675, главный конструктор П.П. Пустынцев) и дизельной подводной лодки (пр. 651, главный конструктор А.С. Кассациер) [6].

 

Режим телеуправления ракетой П-6 осуществлялось с подводной лодки вплоть до выдачи команды на захват выбранной цели радиолокационным визирам ракеты. Полёт ракеты на этапе телеуправления проходил на большой высоте, что требовалась для обеспечения прямого радиолокационного контакта между носителем и ракетой вплоть до обнаружения целей радиолокационной головкой самонаведения ракеты. Радиолокационное изображение транслировалось на носитель, где офицер-оператор выбирал наиболее главную цель. После чего следовала команда на захват выбранной цели радиолокационным визирам ракеты. Далее ракета снижалась на малую высоту, осуществляла самонаведение на цель, поддерживая радиолокационный контакт с целью. На конечном участке ракета осуществляла пикирование на цель, боевая часть при этом не отделялась [8, с. 391].

 

В 1966–1969 гг. в боевой состав ТОФ вошли четыре новых ДПЛРК пр. 651:

  • К-70, командир  капитан 2 ранга Бец В.И.;
  • К-73, командир  капитан 2 ранга Дворников Ю.В.;
  • К-63, командир  капитан 2 ранга Никитин Д.В.;
  • К-120, командир – капитан 1 ранга Любимов В.С.

 

Это были первые дизельные подводные лодками, созданными специально под противокорабельные крылатые ракеты. В 1966 году ДПЛРК пр. 651 были вооружены противокорабельными ракетами П-6 в четырёх неперезаряжаемых пусковых установках. Ракетные пусковые установки (контейнеры) располагались попарно в нос и корму от ограждения рубки, угол возвышения контейнеров перед пуском 15° [20, с. 185].

 

По своим тактико-техническим данным, боевым возможностям ДПЛРК пр. 651 в 1960-е годы превосходили все существующие отечественные и зарубежные дизель-электрические подводные лодки, так как имели: меньший уровень шумности; дальность плавания 810 миль на экономичной подводной скорости 2,8 узла. Рекордная подводная скорость и такая дальность плавания были достигнуты за счёт применения при производстве серебряных аккумуляторов китайского серебра. Однако, когда в начале 1960-х гг. были прекращены массовые поставки серебра, наши кораблестроители вынуждены были начиная с четвёртой подводной лодки пр. 651 ставить обычные свинцовые аккумуляторные батареи, что привело к снижению скорости подводного хода (14,5 узлов) и сокращению дальности подводного плавания на экономической скорости более чем вдвое до 350 миль [9, с. 32]. В боевом составе флота эти подводные лодки были до конца 1980-х годов.

 

Наряду с дизельными подводными лодками группировку подводных лодок с крылатыми ракетами в 1963 году начали пополнять атомные подводные лодки с надводным стартом противокорабельных крылатых ракет пр. 675, основным вооружением которой стали восемь противокорабельных крылатых ракет П-6 (в дальнейшем П-6М или П-5). Эти АПЛРК были спроектированы по постановлению Совета Министров СССР от 9 февраля 1959 г. в ЦКБ-18 (главный конструктор П.П. Пустынцев) и были самыми массовыми отечественными АПЛРК. Старт ракет осуществлялся в надводном положении из поднимавшихся на угол 14° транспортно-пусковых контейнеров [7, с. 35].

 

Необходимо отметить, что атомные подводные лодки в отличие от дизельных способны практически неограниченное время и с большой скоростью, находясь в подводном положении, длительно и скрытно преследовать соединения надводных кораблей противника с целью слежения за ними в угрожаемый период, а с началом боевых действий наносить удары крылатыми ракетами и торпедами, осуществлять наведение других сил и, наконец, наносить повторные и последующие удары на тех рубежах или в то время, которое окажется выгодным для взаимодействия со всеми, участвующими в боевых действиях силами флота [13, с. 411].

 

Главным предназначением АПЛРК пр. 675, имевших на вооружении ракету П-6, было нанесение ударов по кораблям и судам противника, действующих на океанских и морских коммуникациях. При  наличии  на  борту  стратегической  крылатой  ракеты  П-5М задачей АПЛРК пр. 675 было (в дополнение к дизельным подводным лодкам, оснащённым баллистическими ракетами) нанесение ударов по объектам противника, расположенным в глубине территории противника (военно-морским базам, портам, промышленным и административным центрам) [15, с. 130].

 

Для выполнения стрельбы ракетами АПЛРК пр. 675 должен был всплыть в надводное положение. Было снижено время на производство залпа (всплытие, подготовка к пуску ракет, запуск  и  полёт ракет до цели): на выполнение 4-х ракетного залпа требовалось до 15 минут, а 2-х залпов – до 20-30 минут [4]. При действии в составе группы подводных лодок пр. 675, они могли одновременно произвести обстрел цели 12 ракетами П-6, что в 1960-е гг. позволяло преодолевать самую плотную ПВО авианосных соединений.

 

Впервые в мире АПЛРК пр. 675 могла произвести залповую стрельбу с избирательным поражением кораблей противника, идущих в охранении авианосца. Существенными недостатками, влияющими на боевую эффективность АПЛРК пр. 675 были:

  • надводный старт крылатых ракет, и необходимость управления ими в полёте;
  • большая шумность [2, с. 16] (намного выше, чем у американских и британских АПЛ);
  • серьёзные недостатки в работе атомной энергетической установки [12].

 

В 1968 г. на ТОФ было 14 АПЛРК пр. 675:

  • 13 – были построены Судостроительном заводе № 119 в г. Комсомольске-на-Амуре,
  • 1 – в г. Северодвинске, прибыла с Северного флота.

 

Первыми командирами на АПЛРК пр. 675 были капитаны 2 ранга:

  • К-175 – Карпенко А.Н.,
  • К-184 – Чесебиев В.Х.,
  • К-189 – Удовиченко Н.Д.,
  • К-31 – Калухин В.К.,
  • К-57 – Замулин Л.,
  • К-48 – Катышев А.П.,
  • К-56 – Кузнецов А.А.,
  • К-10 – Мазин Р.В.,
  • К-94 –Таргонин Г.В.,
  • К-7 – Хватов Г.А.,
  • К-108 – Джанелидзе Ю.М.,
  • К-23 – Можейкин А.Е.,
  • К-34 – Сучков Л.Ф.,
  • К-116 – Виноградов В.Т.

 

Эти подводные лодки первоначально входили в состав 26-й дивизии, а когда в 1967 г. в составе 15-й эскадры подводных лодок (б. Крашенинникова, Камчатка) была сформирована 10-я дивизия (командир – капитан 1 ранга Ганрио А.В.), АПЛРК пр. 675 перешли туда. 10-я дивизия стала первой дивизией, укомплектованной однотипными подводными лодками с крылатыми ракетами, и предназначалась для поражения авианосно-ударных группировок.

 

Боевые возможности АПЛРК пр. 675 были продемонстрированы в Южно-Китайском море в 1968 г. АПЛРК К-10 под командованием капитана 2 ранга Н.Т. Иванова. К-10 на максимальных ходах вышла в полосу движения АМГ, но тайфун «Диана» не позволил всплыть для условной ракетной атаки, и тогда командир решился на условное применение торпедного оружия. Был вскрыт ордер авианосной группировки, 13(!!!) часов подводная лодка шла в ордере под авианосцем,  выполнила   при   этом  условные  торпедные  атаки  по  всем  кораблям  ордера, и записала шумы всех кораблей [18, с. 52].

 

Недостатки АПЛРК пр. 675 пытались устранить, проведя модернизацию на 9 из них: по проекту 675К – 1, по пр. 675МК – 7, по пр. 675МКВ – 1.

 

Одна АПЛРК пр. 675 (К-48) в 1973 г. прошла модернизацию по пр. 675К: была произведена установка аппаратуры «Касатка», обеспечивающая приём и обработку информации по целеуказанию от спутников.

 

Семь АПЛРК пр. 675 (К-175, К-184, К-189, К-59, К-56, К-94, К-23) в 1976-1986 гг. прошли модернизацию по пр. 675МК с оснащением П-500 «Базальт» (8 пусковых установок), имеющих дальность полёта до 500 км, который они осуществляли на сверхзвуковой скорости. После производства полного старта из 8 ракет («волчья стая») производилась корректировка полёта ракет по направлению системой управления «Аргон», затем они самостоятельно шли в сторону цели. Одна из ракет, выполняя роль ведущей, шла выше (на высоте до 5 км) остальных ракет (шли на высоте 40-50 метров), осуществляя поиск цели пассивным способом (возможен и активный). Ведущая ракета корректировала курс ракет, при подлёте выбирала самую крупную цель и направляла на неё ракету, у которой находился спецбоеприпас, затем делила оставшиеся цели между всеми ракетами, снижалась сама, все включали головки самонаведения и врезались в борта кораблей. На АПЛРК также был размещён корабельный цифровой вычислительный комплекс «Касатка-Б» морской космической системы разведки и целеуказания «Успех» [19, с. 27]. АПЛРК пр. 675 МК, оснащённые ПКР «Базальт» предназначалась для борьбы с авианосными группами противника.

 

Одна АПЛРК пр. 675 (К-34) в 1989 г. была модернизирована по пр. 675МКВ с противокорабельной ракетой П-1000 «Вулкан», которая имела дальность стрельбы около 700 км [20, с. 257]. АПЛРК пр. 675 могла производить одновременную залповую стрельбу всеми ракетами, что стало возможным после установки системы управления стрельбой и наведения на цель «Аргон-КВ» (взамен системы «Аргумент») совместно с системой предстартовой подготовки. На вооружение были также: 4 носовых 533-мм (4 торпеды) и 2 кормовых 400-мм торпедных аппарата (2 торпеды) [7, с. 37].

 

Несмотря на проведённую модернизацию (пр. 675К, пр. 675МК, пр. 675 МКВ) серьёзные недостатки предыдущих проектов так и не были устранены: надводный старт ракет и необходимость управления ими во время наведения на цели что продолжало  снижать их боевые  возможности [2, с. 14],  тем  не  менее, в то время они сыграли определённую роль в усилении боевого потенциала страны.

 

Атомные подводные лодки пр. 675 с восьмью противокорабельными ракетами П-6 и дизельные подводные лодки пр. 651 с четырьмя противокорабельными ракетами П-6 стали в 1960-е гг. первыми противоавианосными силами в составе ВМФ СССР. Дальность стрельбы ракетами составляла 380 км, что было сравнимо с радиусом дальней противолодочной обороны авианосно ударной группировки ВМС США – 370 км [3].

 

В течение 1965–1966 гг. увеличилась интенсивность выхода на боевую службу подводных лодок. Задачи поиска, слежения за авианосно-ударными группировками США решали, как АПЛРК пр. 675 – 3 ед., так и 1 ДПЛРК пр. 665.

 

Одной из основных задач флота в 1970-е гг. являлось выполнение поставленных задач силами флота в Индийском океане. АПЛРК пр. 675 К-7 под командование капитана 2 ранга Г.А. Хватова в апреле-мае 1970 года совершила поход в Индийский океан (первой из АПЛ ТОФ) с задачей проверить  боеготовность крылатых ракет после длительного плавания в тропических условиях. Стрельба выполнялась в рамках манёвров «Океан» [11]. К несению боевой службы в Индийском океане  в  1970–1971 гг.  привлекалась  ДПЛРК  пр. 651  (К-120, командир – капитан 1 ранга В.С. Любимов). В этот период несла боевую службу в Индийском океане АПЛРК пр. 675 К-31. С 1972 г. всё чаще к выполнению задач боевой службы в Индийском океане привлекались подводные лодки ТОФ, в том числе вооружённые крылатыми и баллистическими ракетами (К-120, К-408).  В I972 г. к выполнению задач боевой службы в Индийском океане привлекались 3 подводные лодки, среди них 1 ДПЛРК К-70.

 

Подводные  лодки  с  крылатыми ракетами несли боевую службу в Индийском океане: в 1973 г. –1 АПЛРК пр. 675, в 1974 г. – 1 АПЛРК пр. 670.

 

АПЛРК первого поколения имели серьёзные недостатки: надводный старт, необходимость управления крылатыми ракетами в полёте, большая шумность, – которые приводили к их уязвимости (во всяком случае, на расстоянии двух сотен километров от атакуемого корабля противника). Из этого следовал вывод, что необходимо строить подводные лодки с подводным стартом с большей дальностью полёта и меньшим уровнем шумности [13, с. 472].

 

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

 

В 1974 году,  когда  группировка  подводных  лодок  с  крылатыми  ракетами  ТОФ  состояла  из 20 подводных лодок (6 – дизельных (пр. 665 – 2, пр. 651 – 4); 14 – атомных пр. 675), в состав флота вошла первая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами подводного старта пр. 670 (разработка ЦКБ «Лазурит» под руководством В.П. Воробьёва). На вооружении восемь П-70 «Аметист» – первая в мире крылатая противокорабельная ракета с подводным «мокрым» стартом. Ракета осуществляла полёт на низкой траектории стрельбы (50-60 м) при дальности стрельбы до 80 км, которая позволила осуществлять целеуказание средствами самой АПЛРК.

 

Принцип использования ракеты был «выстрелил и забыл». Ракета была полностью автономна: её управление осуществляла бортовая система управления «Тор». Крылатая ракета имела скорость полёта близкую к звуковой, что значительно сокращало подлётное время и повышало вероятность преодоления ПВО. При подлёте к группе целей происходило выделение главной цели и распределение других целей (это осуществлялось на основе анализа энергетических характеристик отраженных от целей сигналов и их пространственного расположения). Кроме поиска, слежения в готовности к нанесению удара по надводным целям АПЛРК пр. 670 также привлекались к поиску АПЛ с баллистическими ракетами ВМС США в районах их боевого патрулирования [2, с. 11].

 

В январе-мае 1974 г. две АПЛ совершили межфлотский переход с Северного флота на ТОФ (б. Крашенинникова) через Атлантику – мыс Доброй Надежды – Индийский океан – Малаккский пролив: АПЛРК пр. 670 (К-201, командир – капитан 2 ранга Хайтаров В.Д.) и многоцелевая АПЛ пр. 671В. Отличительной чертой этого перехода было то, что АПЛРК пр. 670 была одновальной с одной ядерной энергетической установкой, что повышало степень риска. Опыт первого перехода АПЛРК пр. 670 показал надёжную работу всех механизмов, поэтому такие переходы практиковались и в дальнейшем. За 10 лет (1977–1987 гг.) переходы северным маршрутом совершили и вошли в состав 10-й дивизии ещё 10 АПЛРК пр. 670 под командованием:

  • К-429 – капитана 1 ранга Козлова В.Т.,
  • К-325 – капитана 2 ранга Лушина В.П.,
  • К-212 – капитана 3 ранга Гусева А.А.,
  • К-320 – капитана 2 ранга Аникина В.Т.,
  • К-43 – капитана 2 ранга Марьяшина Н.Я.,
  • К-121 – капитана 1 ранга Телегина Е.Н.,
  • К-25 – капитана 2 ранга Фомина И.А.,
  • К-308 – капитана 2 ранга Малых В.А.,
  • К-313 и К-302 – капитана 2 ранга Мажуго М.А.

 

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

 

В 1990–1991 гг.  в  состав  флота  вошли  три  АПЛРК  пр. 949А  под  командованием  капитанов 1 ранга (К-132 – Карьялайнен С.М., К-173 – Ефанов А.П., К-442 – Милованов А.В.). АПЛРК проекта 949А (ЦКБ МТ «Рубин», главный конструктор –  Баранов И.Л.) – подводные лодки с крылатыми ракетами третьего поколения. На вооружении АПЛРК имела комплекс ракетного оружия «Гранит», который был предназначен для борьбы с мощными корабельными группировками, включая авианосные. В полёте ракеты взаимодействуют друг с другом, а при подлёте к цели одна из ракет группы (лидер) занимает более высокий эшелон с целью максимального увеличения и захвата цели. В случае уничтожения лидера средствами ПВО противника, одна из ракет группы занимает его место. Сначала происходит уничтожение главных целей, только после этого поражаются другие цели. Поражение целей происходит по принципу «одна цель – одна ракета». При выходе на цель противокорабельные крылатые ракеты уклоняются от средств ПВО противника, они также устойчивы к радиоэлектронному противодействию противника [5].

 

АПЛРК пр. 949А обладала рядом уникальных возможностей: могла атаковать противника с расстояния, превышающего дальность обнаружения её средствами противолодочной обороны благодаря сверхзвуковой скорости и большой дальности полёта ракеты; была практически неуловимой, так как имела высокую подводную скорость, отличные маневренность и управляемость, большую глубину погружения и малую шумность; избирательность и точность поражения цели, которые обеспечивались возможностью выполнения залпа полным боекомплектом из 24 ракет, космическим целеуказанием и системой обмена информацией ракетами в полёте [17, с. 8]. Одна подводная лодка пр. 949А, даже без взаимодействия с авиацией и надводными кораблями, способна обнаруживать авиационные ударные группировки противника, осуществлять скрытное слежение за ними и наносить решающий удар [6].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблемой применения противокорабельных крылатых ракет являлось получение своевременных и качественных целеуказаний. Для достижения успеха подводная лодка, сближаясь с противником, должна была в течение одного сеанса связи получить от различных источников несколько целеуказаний (от морской космической системы, от самолётов-разведчиков, от подводных лодок и надводных кораблей непосредственно следящих за противником, от береговых командных пунктов управления подводными лодками и, наконец, от собственных средств атакующей лодки), которые могут отличаться друг от друга различным составом, точностью и степенью запаздывания информации о противнике [13, с. 466]. К сожалению, эта проблема в ВМФ СССР так и не была окончательно решена.

 

В составе ТОФ СССР за 30 лет (1960–1991 гг.) было 40 подводных лодок с крылатыми ракетами (33 – атомные, 7– дизельные), что позволяло флоту осуществлять скрытно поиск и длительное слежение за авианосно-ударными группами ВМС США на удаление от побережья СССР, превышающем рубеж подъёма истребительной авиации и выполнения других задач, стоящих перед авианосными соединениями ВМС США. За этими цифрами стоят годы напряжённого труда наших учёных, кораблестроителей, которые стремились создать такие подводные лодки и их вооружение, которое могло бы противостоять мощи противника. Не все они отвечали требованиям времени, но подводники отрабатывали всё новые и новые тактические приёмы, которые позволяли им решить поставленные задачи.

 

В 1989 году  началась  оптимизация  флота,  которая привела к тому, что флот уже не мог в полном объёме выполнять возложенные на него задачи по обеспечению безопасности нашего Отечества на просторах Мирового океана. По состоянию на декабрь 1991 г. в боевом составе  ТОФ  СССР  было  всего  15  подводных  лодок  с  крылатыми  ракетами: пр. 675 – 1, пр. 675МК – 3, пр. 675МКВ – 1, пр. 670 – 7, пр. 949А – 3, из них было только 9 боеготовых (при этом количество и состав АМГ ВМС США не стало меньше). Вместе с сокращением боевого состава были сокращены и стоящие перед флотом задачи, а также операционная зона.

Список литературы

  1. Алексеев А., Самаркин Л. «Барсы ставят проблемы». – Морской сборник. 1997. № 4. С. 51-56.
  2. Апальков Ю.В. Корабли ВМФ СССР. Т. 1. Ч. 1. Подводные лодки. РПКСН и многоцелевые ПЛ. Санкт-Петербург: Галея Принт, 2002. С. 90.
  3. Атласов В. «Базальт» и «Малахит», спрессованные в «Гранит». – Независимое военное обозрение. 2000, 6-7 апреля. 
  4. Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 675. – Военное обозрение. 2012. 
  5. Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 949 «Гранит». – Военное обозрение. 2012. 
  6. Баранов И.Л. История создания и перспективы развития отечественных подводных лодок с крылатыми ракетам. – Судостроение. 2001. № 2 (735). С. 25-32.
  7. Бережной С.С. Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России. – Морской исторический альманах. 2001. № 7. Специальный выпуск. – 80 с.
  8. Буров В.Н. Отечественное военное кораблестроение в третьем столетии своей истории. СПб.: Судостроение, 1995. – 601 с.
  9. Ильин В., Колесников А. Отечественные атомные подводные лодки. – Техника и вооружение, вчера, сегодня, завтра. Научно-популярный журнал. Май-июнь, 2000. Издатель РОО «Техинформ». – 84 с.
  10. Карпенко А.В. Проектирование и строительство подводных лодок с крылатыми ракетами. – Военно-технический сборник «Бастион». 2020. №7. 
  11. Коряковцев А.А., Ташлыков С.Л. Противостояние ВМФ СССР и ВМС США в Индийском океане в годы «холодной войны». – Военно-исторический журнал. 2019. № 7. С. 14–18.
  12. Куличков В.К. История строительства отечественных атомных подводных лодок с крылатыми ракетами (первое поколение). – Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. 2016. № 2. С. 70-83.
  13. Михайловский А.П. Вертикальное всплытие. Записки подводника. Санкт-Петербург: Наука, 1995. – 534 с.
  14. Мороз С. Техника / вооружение. Аналогов в мире нет: морская система разведки и целеуказания «Успех-У». Часть 2. – Наука и техника. 2017. № 11. 
  15. Надводные корабли, суда и подводные лодки постройки завода № 402 – ФГУП «ПО «Севмаш» (1942–2001): Справочник. Авт.-сост. Спирихин С.А. Изд. 2-е, исп. и доп. Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2006. – 242 с.
  16. Рябов К. Крылатая ракета подводных лодок П-5. – Военное обозрение. 2016. 
  17. Сивков К. «Батоны» с изюминкой. – Военно-промышленный курьер. №13 (726). 3-9.04.2018. 
  18. Токарев В.Н. Два адмирала. Приморская книжная палата. Саратов, 2017. – 152 с.
  19. Фёдоров В.М. Разведка Тихоокеанского флота в годы «холодной войны»: история и воспоминания. М., 2014. – 568 с.
  20. Широкорад А.Б. Огненный меч Российского флота. М.: Яуза, Эксмо, 2004. – 416 с.

Информация об авторе

Семёнов Виктор Николаевич, кандидат технических наук, заведующий лабораторией Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Российская Федерация. 

Автор-корреспондент

Семёнов Виктор Николаевич, e-mail: viktor_55@mail.ru

MILITARY SECURITY

Review

The history of submarines with cruise missiles in the Pacific fleet USSR

Victor  N. Semenov 1

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation,

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6562-1938, e-mail: viktor_55@mail.ru

Abstract:

For the period 1960-1991 the combat structure of the Pacific fleet included 253 submarines, which represented all classes: the main ones were (in terms of solving the tasks and combat capabilities) nuclear submarines – 93 (32 units with ballistic missiles, 33 units with cruise missiles and 28 units. multi-purpose),  diesel  submarines  –  160  (with  ballistic  missiles  –  15 units, with cruise missiles – 7 units,  multi-purpose-104  units  and  25 small submarines of the XV series, special purpose – 9). The history of submarines with cruise missiles (installation of cruise missiles on submarines) began in may 1946, when the USSR Council of Ministers issued a Resolution on the formation of a Special Committee on jet technology under the Council of Ministers of the USSR, and in 1955 the development of two P–5 and P–10 cruise missiles for submarines was started. In 1956, work began on the creation of nuclear-powered missile submarines of project 675, equipped with anti-ship cruise missiles P-6, and strategic cruise missiles P-5M, which were intended to destroy coastal targets. Submarines with cruise missiles at the USSR Pacific fleet were represented by submarines (40 units) of 3 generations of 7 projects: 1st generation-644 (1 unit), 655 (2 units), 651 (4), 659 (5), 675 (14 units); 2nd generation – 670 (11 units); 3rd generation – 949A (3 units), – and with modernization – 10 projects (and 675K, 675MK, 675MKV). Carriers of cruise missiles were both diesel (7 units) and nuclear (33 units) submarines (PL). Diesel submarines with cruise missiles (DPLRK) entered the Pacific fleet in the first half of the 1960s: in 1960 – PR.644, in 1962 – PR. 665, in 1965 – PR. 651. Nuclear submarines with cruise missiles (APLR) began to arrive almost simultaneously with DPRK, but if DPRK since 1966 had ceased to PAC, then APLRS he joined the Navy thirty years: 1961 – St. 659,  in 1963 – the St. 675,  1973 – St. 675К  in  1976 – St. 675МК,  in  1977  St. 670; in 1989, St. 675МКВ, in 1990 – 949A Ave. The main carriers of cruise missiles (in terms of number and combat capabilities) were. The development and operation of such a large number of projects and their upgrades was a big problem for the fleet, because each project had its own characteristics, which required different repair bases, and also required special training of personnel.

 

Keywords: 

 Pacific fleet, cruise missile submarines, nuclear submarines, disel submarines,

combat capabilities, combat composition, limitations, modernization

References

  1. Alekseev, A. 1997, «Barsy stavyat problemy» [«The leopards are causing problems»]. –Morskoi Sbornik. 1997. № 4. S. 51–56. (In Russ.)
  2. Apal'kov, Yu.V. 2002, Korabli VMF SSSR. Tom 1. Chast' 1. Podvodnye lodki. RPKSN i mnogotselevye PL [Ships of the Soviet Navy. Vol. 1. Part 1. Submarine. RPKSN and multi-purpose SUBMARINES]. St. Petersburg. Galeya Print publ., 2002. S. 90. (In Russ.)
  3. Atlasov, V. 2000, «Bazal't» i «Malakhit», spressovannye v «Granit» [«Basalt» and «malachite» pressed into «Granite»]. – Nezavisimoe voennoe obozrenie. 2000, 6-7 April. (In Russ.)
  4. Atomnye podvodnye lodki s krylatymi raketami. Proekt 675. [Nuclear submarines with cruise missiles. The project 675]. – Voennoe obozrenie. 2012. (In Russ.)
  5. Atomnye podvodnye lodki s krylatymi raketami. Proekt 949 «Granit» [Nuclear submarines with cruise missiles. The Project 949 «Granit»]. – Voennoe obozrenie. 2012. (In Russ.)
  6. Baranov, I.L. 2001, Istoriya sozdaniya i perspektivy razvitiya otechestvennykh podvodnykh lodok s krylatymi raketam [History of creation and prospects of development of Russian submarines with cruise missiles]. – Sudostroenie. 2001. № 2 (735). S. 25-32. (In Russ.)
  7. Berezhnoi, S.S. 2001, Atomnye podvodnye lodki VMF SSSR i Rossii [Nuclear submarines of the Soviet and Russian navies]. – Morskoi istoricheskii al'manakh. № 7. Spetsial'nyi vypusk. 2001. – 80 s. (In Russ.)
  8. Burov, V.N. 1995, Otechestvennoe voennoe korablestroenie v tret'em stoletii svoei istorii [Domestic military shipbuilding in the third century of its history]. St. Petersburg. Sudostroenie publ., 1995. – 601 s. (In Russ.)
  9. Il'in, V., Kolesnikov, A. 2000, Otechestvennye atomnye podvodnye lodki [Domestic nuclear submarines]. – Tekhnika i vooruzhenie, vchera, segodnya, zavtra. Nauchno-populyarnyi zhurnal. Mai-iyun' 2000 g. Izdatel' ROO «Tekhinform». – 84 s. (In Russ.)
  10. Karpenko, A.V. 2020, Proektirovanie i stroitel'stvo podvodnykh lodok s krylatymi raketami [Design and construction of cruise missile submarines]. – Voenno-tekhnicheskii sbornik «Bastion». 2020. № 7. (In Russ.)
  11. Koryakovtsev, A.A., Tashlykov, S.L. 2019, Protivostoyanie VMF SSSR i VMS SShA v Indiiskom okeane v gody «kholodnoi voiny». [The confrontation between the Soviet Navy and the US Navy in the Indian ocean during the cold war]. – Voenno-istoricheskii zhurnal. 2019. № 7. S. 14–18. (In Russ.)
  12. Kulichkov, V.K. 2016, Istoriya stroitel'stva otechestvennykh atomnykh podvodnykh lodok s krylatymi raketami (pervoe pokolenie) [History of construction of Russian nuclear submarines with cruise missiles (first generation)]. – Nauchnyi vestnik oboronno-promyshlennogo kompleksa Rossii. 2016. № 2. S. 70-83. (In Russ.)
  13. Mikhailovskii, A.P. 1995, Vertikal'noe vsplytie. Zapiski podvodnika [The vertical ascent. Submariner's notes]. St. Petersburg: Nauka publ., 1995. – 534 s. (In Russ.)
  14. Moroz, S. 2017, Tekhnika / vooruzhenie. Analogov v mire net: morskaya sistema razvedki i tseleukazaniya «Uspekh-U». Chast' 2 [Equipment / weapons. There are no analogues in the world: the marine reconnaissance and target designation system «Success-U». Part 2]. – Nauka i tekhnika. № 11. 2017. (In Russ.)
  15. Nadvodnye korabli, suda i podvodnye lodki postroiki zavoda № 402 – FGUP «PO «Sevmash» (1942–2001) [Surface ships, vessels and submarines built by plant No. 402-FSUE PO Sevmash (1942-2001)]: Spravochnik. Avt.-sost. Spirikhin S.A. Izd. 2-e, isp. i dop. Arkhangel'sk: OAO «IPP «Pravda Severa» publ., 2006. – 242 s. (In Russ.)
  16. Ryabov, K. 2016, Krylataya raketa podvodnykh lodok P-5 [P-5 submarine-launched cruise missile.]. – Voennoe obozrenie. 2016. (In Russ.)
  17. Sivkov, K. 2018, «Batony» s izyuminkoi [«Loaves» with a twist]. – Voenno-promyshlennyi kur'er. №13 (726) 3-9.04.2018. (In Russ.)
  18. Tokarev, V.N. 2017, Dva admirala [Two admirals]. Saratov: Primorsky book chamber publ., 2017. S. 152. (In Russ.)
  19. Fedorov, V.M. 2014, Razvedka Tikhookeanskogo flota v gody «kholodnoi voiny»: istoriya i vospominaniya [Pacific fleet intelligence during the Cold war: history and memories]. Moscow, 2014. – 568 s. (In Russ.)
  20. Shirokorad, A. B. 2004, Ognennyi mech Rossiiskogo flota [Fire sword of the Russian Navy]. Moscow: Izd-vo Yauza, Izd-vo Eksmo publ., 2004. – 416 s. (In Russ.)

Information about the author 

Victor N. Semenov, Cand. Sci. (Technical), Head of the Laboratory of the Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation.

Corresponding author

Victor N. Semenov, e-mail: viktor_55@mail.ru

Наука. Общество. Оборона

2021. Т. 9. № 1

2311-1763

Online ISSN

Science. Society. Defense

2021. Vol. 9. № 1


Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense, Journal, Russia

канал на Яндекс Дзен

страница на Facebook

Популярное

Рубрики

Thematic sections

Проекты

Никто не забыт, ничто не забыто!

Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе
"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
В защиту исторической правды, Консультативный Совет, Л. Духанина, В. Кикнадзе,  А. Корниенко, О. Шеин
Военная безопасность России: взгляд в будущее, Российская академия ракетных и артиллерийских наук, РАРАН /Russia's military security: a look into the future, 2019, Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences
Миграция, демография, управление рисками
Watch Series 7, умные смарт-часы от Гармин,  презентация компании Apple

Наши партнеры

научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Информрегистр НТЦ
Ассоциация научных редакторов и издателей, АНРИ
КиберЛенинка, CyberLeninka
"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

ICI World of Journals, Index Copernicus, Science. Society. Defense
Наука. Общество. Оборона, ИВИС, Ист Вью, Nauka. Obsestvo. Oborona, East View
Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN