Наука. Общество. Оборона

2021. Т. 9. № 1

2311-1763

Online ISSN

Science. Society. Defense

2021. Vol. 9. № 1


УДК: 2-9(470)

DOI: 10.24412/2311-1763-2021-1-8-8

Поступила в редакцию: 24.11.2020 г.

Опубликована: 05.02.2021 г.

Submitted: November 24, 2020

Published online: February 5, 2021 


Для цитирования: Самойловский А. Л., Алипичев В. Н. Новомученики и исповедники Юго-Западного викариатства города Москвы (Россия).  Наука. Общество. Оборона. 2021. Т. 9. № 1(26). С. 8-8. 

DOI: 10.24412/2311-1763-2021-1-8-8.

For citation:  Samoylovskiy A. L., Аlipichev V. N. New Martyrs and Confessors of the South-West Vicariate of the City of Moscow (Russia). Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2021;9(1):8-8. (In Russ.) DOI: 10.24412/2311-1763-2021-1-8-8.

Благодарности: Епископу Дмитровскому Феофилакту (Моисееву), наместнику Андреевского ставропигиального монастыря, управляющему Юго-Западным викариатством города Москвы, викарию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси; Сусловой Е.Ю., председателю Региональной общественной организации поддержки и развития духовных и семейных ценностей «Культурно-просветительский центр имени Ардашевых». 

Acknowledgements: Bishop Feofilakt of Dmitrov (Moiseev), the governor of St. Andrew's Stavropegial Monastery, the manager of the South-Western Vicariate of the city of Moscow, the vicar of His Holiness Patriarch of Moscow and All Russia; Elena Yu. Suslova, Chairman of the Regional Public Organization for the Support and Development of Spiritual and Family Values «Cultural and Educational Center named after Ardashevs».

Конфликт интересов:  О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.

Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.

ИСТОРИЯ ВЕРОВАНИЙ, РЕЛИГИЙ, ЦЕРКВЕЙ

Обзорная статья

Новомученики и исповедники

Юго-Западного викариатства города Москвы (Россия)

А. Л. Самойловский 1, В. Н. Алипичев 2

Сретенская Духовная Семинария,

г. Москва, Российская Федерация,

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7693-0798, e-mail: alexsamoylovskiy@gmail.com

Храм Всех Святых в земле Российской просиявших в Черемушках,

г. Москва, Российская Федерация,

e-mail: nashhram.2010@gmail.com

Аннотация:

В границах Юго-Западного административного округа г. Москвы (Россия) находится Юго-Западное викариатство (управляющий викариатством Преосвященный епископ Дмитровский Феофилакт). До первой половины ХIII века на территории Юго-Западного административного округа города Москвы сформировался крупный сельскохозяйственный район, во многом способствующий росту и возвышению Москвы. Приблизительно со второй половины XVII –начала XVIII века в этом районе сосредотачиваются подмосковные усадьбы наиболее видных представителей столичной знати. Усадьбы Черемушки, Узкое, Знаменские садки, Ясенево, Воронцово, Мамоново полностью или частично сохранились до наших дней и составляют усадебное «ожерелье» Юго-Запада. Великолепными образцами духовно-культурного наследия старины являются православные храмы, которые являются памятниками истории города – это Большой Андреевский монастырь, храм Живоначальной Троицы в Воронцово, храм святых Бориса и Глеба в Зюзино, храм Казанской иконы Божией Матери в Узком, храм Знамения иконы Божией Матери в селе Захарьино, возраст последних двух насчитывает более трехсот лет. Юго-Западное викариатство включает в себя Андреевское (благочинный – протоиерей Николай Карасев) и Параскево-Пятницкое (благочинный – протоиерей Анатолий Кожа) благочиния, которые насчитывают около 66 действующих храмов, некоторые из них названы в честь Святых Новомучеников и Исповедников Русской Православной Церкви. 25 марта 1991 года Священный синод Русской Православной Церкви принял Определение «О возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором» 5(18) апреля 1918 года. Новомученики и исповедники Церкви Русской – это православные христиане, наши соотечественники, которые в периоды гонений на Церковь с 1917 года подвергались репрессиям за исповедание православной веры. В ходе исследования проанализированы основные публикации, электронные архивы, электронные базы данных, раскрывающие тему для обзорной статьи. Выявлены источники, освещающие особенности увековечивания событий гонений на Русскую Православную Церковь и жертвы репрессий среди священников. Наиболее почитаемыми святыми Новомучениками и Исповедниками Русской Православной Церкви, священники, служившие в храмах Юго-Западного викариатства, расстрелянные на Бутовском полигоне.

 

Ключевые слова: 

 Русская Православная Церковь, новомученики, исповедники,

Юго-Западный административный округ Москвы,

Бутовский полигон, Бутово, жертвы репрессий

ВВЕДЕНИЕ

 

В границах Юго-Западного административного округа г. Москвы (Россия) находится Юго-западное викариатство. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла № Р-01/10 от 16 марта 2013 года назначен управляющий викариатством Преосвященный епископ Дмитровский Феофилакт.

 

До первой половины ХIII века на территории Юго-Западного административного округа города Москвы сформировался крупный сельскохозяйственный район, во многом способствующий росту и возвышению Москвы. К началу XIV века относятся первые дошедшие до нас сведения о селах, располагавшихся на землях современного Юго-Запада столицы. Великокняжеское село Ясенево впервые упоминается в духовной грамоте великого московского князя Ивана Даниловича Калиты.  Этот документ составлен в 1331 году. Вдоль большой торговой Боровской дороги, которая в конце этого столетия протянулась до Калуги, появляются новые села и деревни – вотчины представителей видных родов московского боярства: Воробьево (боярин Кирилл Вороба), Деревлево (боярин Нестор Деревль), Семеновское (боярин Семен Жеребец), Воронцово (боярин Федор Воронец). Приблизительно со второй половины XVII – начала XVIII века в этом районе сосредотачиваются подмосковные усадьбы наиболее видных представителей столичной знати. Усадьбы Черемушки, Узкое, Знаменские садки, Ясенево, Воронцово, Мамоново полностью или частично сохранились до наших дней и составляют усадебное «ожерелье» Юго-Запада.

 

Великолепными образцами духовно-культурного наследия старины являются православные храмы, которые являются памятниками истории города – это Большой Андреевский монастырь, храм Живоначальной Троицы в Воронцово, храм святых Бориса и Глеба в Зюзино, храм Казанской иконы Божией Матери в Узком, храм Знамения иконы Божией Матери в селе Захарьино, возраст последних двух насчитывает более трехсот лет [1; 22]. 

 

Юго-Западное викариатство включает в себя Андреевское (благочинный – протоиерей Николай Карасев) и Параскево-Пятницкое (благочинный – протоиерей Анатолий Кожа) благочиния, которые насчитывают около 66 действующих храмов. Некоторые из них названы в честь Святых Новомучеников и Исповедников Русской Православной Церкви, а также Всех Святых в земле Российской просиявших.

 

25 марта 1991 года  Священный  синод  Русской  Православной  Церкви принял Определение «О возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором» 5(18) апреля 1918 года:

 

«Установить  по  всей  России  ежегодное поминовение в день 25 января (7 февраля) или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».

 

6 октября 2008 года Священный синод Русской Православной Церкви постановил создать рабочую группу для рассмотрения вопроса о почитании новомучеников и исповедников Российских XX века, канонизованных Русской Православной Церковью Заграницей в период разделения. 25 декабря 2012 года Священный синод образовал церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. 29 мая 2013 года решением Священного синода Русской Православной Церкви было принято название «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» [7]. 

 

НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ ЦЕРКВИ РУССКОЙ – это православные христиане, наши соотечественники, которые в периоды гонений на Церковь с 1917 года подвергались репрессиям  за  исповедание  веры,  верность  Господу  Нашему  Иисусу  Христу  и  Его Церкви, а также каноническому строю Православия [7]. 

 

«Русской Голгофой» назвал Патриарх Алексий II Бутовский полигон, крупнейшее в Московском  регионе  место  массовых  расстрелов  и  захоронений  жертв  террора  середины ХХ столетия. В период с августа 1937 по октябрь 1938 годов здесь пострадало более 20 тыс. человек: простые крестьяне, рабочие и служащие, интеллигенция, бывшие военные, общественные и государственные деятели. Около 1000 человек были осуждены и расстреляны за исповедание православной веры. Более трехсот из них прославлены Русской Православной Церковью в лике святых [5].

 

Многолетний террор, развязанный большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий, был осуждён Указом Президента РФ № 378 от 14.03.1996 г. «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» (ст. 1 Указа) [20].

 

На Бутовском полигоне расположены две церкви (деревянный и белокаменный) Свв. Новомучеников и Исповедников Российских – настоятель – протоиерей Кирилл Каледа, внук расстрелянного на полигоне священномученика Владимира Амбарцумова. Белокаменный был освящен совместной молитвой Предстоятелей Русской Православной Церкви в России и за рубежом Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Митрополитом Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра. 

 

С 2000 года ежегодно, в 4-ю субботу по Пасхе, на Бутовском полигоне совершается Патриаршее богослужение под открытым небом. Традицию, основанную Святейшим Патриархом Алексием II, сегодня продолжает Патриарх Кирилл. День этот, в календарях нашей Церкви, значится как Собор новомучеников Бутовских [5; 11]. 

 

Мемориальный центр «Бутово» создан в 2002 году по инициативе прихожан храма новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне с целью координации усилий государственных, религиозных и общественных организаций по созданию мемориального комплекса на месте бывшей спецзоны НКВД-ФСБ «Бутово». Это крупнейшее в Москве и ее окрестностях место захоронений жертв политических репрессий. После июльских приказов наркома внутренних дел СССР Н.И.Ежова начались массовые, не имеющие аналогов в мировой истории, казни. Всего было уничтожено 20761 человек. Первый расстрел по этим приказам на Бутовском полигоне произведен 8 августа 1937 года. В этот день был казнен 91 человек.

 

Самые многочисленные расстрелы в Бутове пришлись на декабрь 1937 и на февраль 1938 года: 8 декабря было расстреляно 474 человека, 17 февраля – 502 и 28 февраля – 562 человека. Среди жертв Бутова, по имеющимся документам, наибольшее число составляют москвичи, жители Подмосковья и соседних областей, входивших тогда целиком или частично в Московскую область. Но есть и немало представителей республик бывшего СССР, лица иностранного происхождения и подданства, единственная вина которых заключалась в «неподходящей» национальности или месте рождения. По численности после русских, которых в бутовских погребальных рвах насчитывается 8724 человека, преобладают латыши, поляки, немцы, евреи, украинцы, белорусы; есть представители Франции, США, Румынии, Венгрии, Австрии, Италии, Болгарии, Японии, Индии, Китая; всего же национальностей насчитывается свыше шестидесяти. Больше всего в Бутове погребено простых крестьян. Следующие по численности жертвы Бутова – рабочие и служащие всевозможных советских учреждений.

 

Более трети от общего числа расстрелянных – заключенные Дмитлага, этого настоящего государства в государстве; в состав «дмитлаговцев» входили ученые с мировой известностью, строители, священнослужители, учителя и не подлежащие реабилитации уголовники-рецидивисты. Дмитровский исправительно-трудовой лагерь (также известен как Дмитровлаг, Дмитлаг, ДИТЛаг и ДИТЛ) – крупнейшее лагерное объединение ОГПУ-НКВД, созданное для строительства канала Москва-Волга им. И. В. Сталина, который был необходим в первую очередь для обеспечения растущей Москвы питьевой водой, а также подъёма уровня Москва-реки и Волги для обеспечения судоходства. В последствии канал имени Москвы сыграл решающую роль при обороне Москвы в 1941 году [3; 5; 8; 13; 24, с. 28; 25].

 

В числе «контингентов, подлежащих репрессии», в Приказе Н.И. Ежова №00447 значатся «церковники». Среди них есть всевозможные сектанты, старообрядцы, обновленцы, которых трудно бывает распознать по следственным делам. Есть представители других конфессий: три муллы, один раввин, есть католики, протестанты, баптисты (около 50 человек). Количество убиенных в Бутове представителей Русской Православной Церкви, пострадавших за Веру и Церковь Христову, составляет 940 человек [3].

 

В  планах  безбожных  властей,  строящих  новое  атеистическое  государство, значилось, что к 1 мая 1937 года «имя бога должно быть забыто по всей территории СССР». Но перепись населения 1937 г., как известно, показала, что более половины опрошенных признали себя верующими. Колоссальная работа по уничтожению Церкви, проводившаяся с первых дней советской власти, не дала ожидаемых результатов. В 1937 г. началось новое тотальное наступление на Церковь и верующих. В том году было закрыто еще 8 тысяч храмов, ликвидировано 70 епархий и викариатств, расстреляно 60 архиереев. Семь из них были расстреляны на Бутовском полигоне. Это сщмч. Серафим (Чичагов) (прославлен на Архиерейском соборе 1997 г.), это сщмчч., канонизированные на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г.: Димитрий (Добросердов), Николай (Добронравов), Никита (Делекторский), сщмчч.: Иона (Лазарев), Аркадий (Остальский). Бутовский список неканонизированных священнослужителей возглавляет убиенный епископ Арсений (Жадановский) [3; 5; 8; 13].

 

Всем, проходящим по церковным делам, предъявлялось стандартное обвинение: антисоветская агитация, контрреволюционная деятельность. Но поводы для обвинения могли быть самые разные, например, «сохранение церкви и насаждение тайного монашества», «недоносительство» («знал о беглом попе и не донес»), помощь ссыльным, приют бездомных священнослужителей, хранение иконки или молитвы.

 

Среди расстрелянных священнослужителей много известных и глубоко почитаемых иереев. Новопрославленный сщмч. Кронид (Любимов), последний 79-летний настоятель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, принял мученическую кончину 10 декабря 1937 г.; десять человек, проходивших с ним по одному делу, были также расстреляны на Бутовском полигоне. В декабре, январе и феврале 1937–1938 гг. приняли смерть в Бутове 27 иеромонахов Троице-Сергиевой Лавры, незадолго до того вернувшихся из заключения; большинство из них были поставлены на приходы Загорского района архимандритом Кронидом. День кончины сщмч. Кронида и пострадавших с ним стал особо чтимым для монахов Троице-Сергиевой Лавры, которые в этот день  посещают  Бутово  и  совершают панихиду на месте казни у большого Поклонного Креста. В среде православных были широко известны и почитаемы имена прославленных ныне сщмчч. Сергия (Махаева) – священника Иверской общины на Б. Полянке, Зосимы (Трубачева), окормлявшего высланных в Малоярославец священников и монахинь и там же арестованного, Владимира (Медведюка).  На   сегодняшний   день   в  числе   пострадавших  в  Бутове  прославлено 304 новомученика. Имена их записаны в православных месяцесловах и в Синодике храма Новомучеников и Исповедников в Бутове, напечатанном в 2005 году. [2; 3; 5; 8; 11; 13; 16; 18].

 

Сохранение и увековечение памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, способствующих реализации определения Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» неустанно проводит управляющий Юго-Западным викариатством города Москвы, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, епископ Дмитровский Феофилакт с помощью отдела по агиологии, привлекая к работе как клириков храмов, так и различных ученых. Необходимо отметить роль некоммерческих общественных организаций и Воскресных школ, которые организовывают и участвуют в социально-значимых проектах, направленных на сохранение государственно-исторических и семейных ценностей нашей страны.  

 

Так, например, 25 октября 2019 года проведено заседание «Круглого стола» на тему: «Традиции семей новомучеников живы в семьях их потомков» в Бутово, посвященного памяти иерея Александра Платоновича Ардашева. Организаторы мероприятия: Региональная общественная организация «Культурно-просветительский центр имени Ардашевых» – председатель Е.Ю. Суслова, храм Святых новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне – настоятель протоиерей Кирилл Каледа, храм Всех Святых в земле Российской просиявших в Черемушках города  Москвы  –  настоятель  протоиерей  Виктор  Алипичев  и  Воскресная   школа  имени А.В. Суворова храма Всех Святых в земле Российской просиявших в Черемушках – директор проф., д.б.н. Н.А. Самойловская. Участники: представители Русской Православной Церкви, федеральных и государственных структур, общественных организаций, деятели российской науки и культуры, студенты и воспитанники духовных учреждений, учащиеся ГБОУ г. Москвы. «История нашей страны содержит немало печальных страниц. Одна из них годы забвения, когда советские власти разрушали храмы. Печальная судьба постигла и деревянную церковь села Барановское Воскресенского района. Настоятеля священника Александра Ардашева расстреляли. У отца Александра есть родственники, которых волнует духовный путь прадеда. Правпранук Юрий Габров и правнучка Елена Суслова приезжали в Воскресенский район, причем, некоторые из-за границы. В 30-е годы прадед пропал, лишь спустя десятилетия, когда разрешили доступ к архивам НКВД, они нашли дело. Страшная тайна, которая окружала семью священника все эти годы, раскрылась: Александр Ардашев расстрелян на полигоне Бутово. Факт стал отправной точкой для продолжения поисков и сбора информации» [23]. 

 

Мероприятие было направлено на возрастание значения живых традиций и анализ тысячелетнего опыта, накопленного народами России, а также на возрождение традиционного духовно-патриотического служения Родине через память конкретных людей. 

 

Несмотря на то, что храм Всех Святых в земле Российской просиявших в Черемушках имеет незначительную историю со дня строительства и Великого освящения патриархом Московским и Всея  Руси  Кириллом (2017 г.),  главными  направлениями  работы Воскресной школы имени А.В. Суворова храма являются духовно-нравственное, патриотическое воспитание и научно-просветительская деятельность, в том числе, по сбору, анализу, архивации и публикации проведенных исследований по сохранению памяти новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви в годы гонений пострадавших. В школе введены в программу обучения предметы: История России, История Русской Православной Церкви, основы Церковно-славянского и литургики, История Русской иконописи, которые позволяют учащимся в полном объеме получать квалифицированные знания и развивать направление «Музейно-историческое дело», согласно национальных проектов по 12 направлениям стратегического развития, установленных Указом Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». 

 

Сведения о наиболее почитаемых святых новомучениках и исповедниках

Русской Православной Церкви, священниках, служивших в храмах Юго-Западного викариатства и расстрелянных на Бутовском полигоне

[2; 9, с. 450-451; 10; 11; 12; 14; 15 – 19; 21, с. 727] 

 

Храм Троицы Живоначальной в Коньково

Список пострадавших: 

 

Преподобномученик  иеромонах Ксенофонт (Бондаренко) – иеромонах Ксенофонт  (Бондаренко Константин Андреевич)

 

Преподобномученик

иеромонах Ксенофонт (Бондаренко) – иеромонах Ксенофонт

(Бондаренко Константин Андреевич)

 

Канонизирован: Священный Синод, определение от 18 августа 2004 г.

 

Родился 13 мая 1886 года в крестьянской семье в Воронежская губернии (Валуйский уезд, слобода Никитовка). Окончил Копано-Никитовское  народное  училище. Проживал в родном селе, помогал своему отцу по хозяйству.

 

В 1910 г. поступил в Троице-Сергиеву Лавру. Служил Свято-Троицкой Сергиевой Лавре (Московская губерния, г. Сергиев Посад). 15 июня 1916 г. был пострижен в мантию с именем Ксенофонт. Исполнял послушание келейника при покоях наместника Лавры архимандрита Кронида (Любимова). Рукоположен в иеродиакона в 1918 году.

 

После закрытия Лавры в ноябре 1919 г.  был под конвоем препровожден в Гефсиманский скит и в последствии работал в Лавре в качестве слесаря при Комиссии по охране памятников искусства и старины. В 1924 г. после разгона скита переехал в Петроград, затем вернулся в Москву, был рукоположен в иеромонаха в 1926 году. 

 

После рукоположения направляем священноначалием в различные храмы Московской епархии, где была нужда в священнике. В 1932 г. служил в храме с. Михайловское. Имея желание остаться здесь постоянно, он подал свой паспорт в сельсовет. Однако председатель сельсовета, увидев, что священник в паспорте записан рабочим, так как он получил паспорт во время своей работы на заводе, отослал паспорт в ОГПУ. Отцу Ксенофонту из опасения преследования пришлось возвратиться  в  Москву.  В  Москве  священноначалием  он был направлен в храм в с. Коньково под Москвой (ныне Москва), где он прослужил около года, пока не стало ясно, что ОГПУ собирается и здесь его арестовать. Во избежание ареста священноначалие направило его в храм в с. Алексеевское Солнечногорского района Московской области.

 

Арестован 12 марта 1935 года Солнечногорским отделением УНКВД и заключен в Бутырскую тюрьму. Осужден Особым Совещанием при НКВД СССР по Московской обл. 31.03.1935 г. за «систематическую антисоветскую и антиколхозную агитацию и деятельность, распространение провокационных слухов о гибели Советской власти, в результате чего к началу 1935 г. колхоз оказался в прорыве» по Статье ст. 58–10 УК РСФСР. Будучи заключенным в лагере, имел письменную связь с архимандритом Кронидом (Любимовым). Хотя ему был запрещен даже въезд на территорию Московской обл., он до ареста сумел три раза навестить своего духовного отца, старца архимандрита Кронида (Любимова) в г. Загорске.

 

Отец Ксенофонт посещал архимандрита Кронида и был у него 20 ноября 1937 года, когда архимандрит Кронид и его келейник были арестованы. Застав в доме архимандрита отца Ксенофонта, сотрудники НКВД сначала попросили его расписаться в ордере на обыск в качестве свидетеля, а затем, уведя архимандрита и его келейника, арестовали и иеромонаха Ксенофонта.

 

Все арестованные монахи были заключены в Таганскую тюрьму. На момент ареста, как сказано в анкете арестованного, «нелегальный священник, бывший монах» обвинен как «активный участник контрреволюционной монархической группы монахов и духовенства, агитация против выборов в Верховный Совет» (Статья 58–10, 58–11 УК РСФСР). Приговор – высшая мера наказания – расстрел. Групповое дело «Дело архимандрита Кронида и др. г. Загорск, 1937 г.». По делу проходили 15 обвиняемых, в том числе архимандрит Кронид и о. Ксенофонт. Место расстрела и захоронения – Московская обл., пос. Бутово, Бутовский полигон. 

 

Реабилитирован 14 ноября 1958 г. решением Президиума Московского областного суда. [19]

Варсонофий  (Гриневич Константин Диомидович) –  архиепископ

 

Варсонофий

(Гриневич Константин Диомидович) –

архиепископ

 

Родился в 16 мая 1874 года в селе Катынь Смоленской губернии  в бедной крестьянской семье. Мать – дочь диакона с. Юсупово Краснинского уезда Смоленской губернии. В 2 года потерял мать. Воспитывался верующими дедом и бабушкой, крестьянами деревни Жуково Духовщинского уезда Смоленской губ. В 1889 г. окончил министерское двухклассное училище в с. Досугово.

 

В 1889 году после окончания министерского училища поступил во 2-й класс Мстиславского духовного училища. Во время обучения самостоятельно обеспечивал себя. В 1898 году окончил по I разряду Могилевскую Духовную Семинарию и был принят на казенный счет в Казанскую Духовную Академию. В 1902 г. окончил КДА со степенью кандидата богословия. В том же году женился на дочери небогатого землевладельца Могилевской губ. (Горецкий уезд, пос. Горы-Горецкие). Служил учителем русского языка, истории и географии в Горы-Горецком земледельческом училище, а затем –учителем в Казанском земледельческом училище (Таврическая губ., Ялтинский уезд, г. Ялта) и учителем в Никитском училище садоводства и виноделия вблизи Ялты. 

 

В 1908 г. поступил секретарем и чиновником особых поручений в Смоленскую казенную палату. Одновременно преподавал в смоленских мужских гимназиях. В 1911 году был казначеем Краснинского уездного казначейства Смоленской губернии, позднее был казначеем Бельского уездного казначейства Гродненской губернии, с 1914 года – податный инспектор. Заведовал школой 2-й ступени в Горецком уезде.

 

Рукоположен  в  иереи  в  1920 году  архиепископом  Могилевским  Константином  (Булычевым). В октябре 1920 г. после смерти сына был рукоположен во священника и направлен в бедный приход д. Шарибы Горецкого уезда, чтобы быть недалеко от могилы сына. 

 

С 1922 году  на  должности  благочинного храмов г. Могилева и по выбору прихожан направлен в Могилевскую Петропавловскую церковь на Луполове. В 1922 г. он овдовел.

 

Арестован 20 июня 1927 года и осужден тройкой при ПП ОГПУ 13.09.1927 года. Был обвинен за «распространение ложных слухов о войне с Польшей и об административных ссылках епископов» – Статья ст. 72 УК БССР (соответствует ст. 58–10 УК РСФСР) и приговорен на 5 лет концлагерей. Место заключения – Архангельская обл., Соловецкий лагерь особого назначения (1927–1931 гг.). 

 

По утверждению архимандрита Феодосия (Алмазова), одновременно с ним на Соловках отбывал заключение протоиерей Гриневич. 5 апреля 1931 года «по болезни и старости» Комиссией «по разгрузке лагерей» был из лагеря освобожден и выслан на оставшийся срок в Северный (Онежский) край и осенью 1932 г. освобожден с правом повсеместного проживания.

 

В этом году продолжил служение священником в с. Коньково, затем в Московской обл. (Егорьевский р-н., с. Низкое). С января 1937 года служил в с. Ново-Егорье Егорьевского района. С июня до декабря 1937 года  находился  за штатом по болезни. С декабря 1937 года служил в с. Амирево Щелковского района (позже в черте г. Щелково) и с июля 1939 г. – в с. Новоселки Пушкинского р-на. С января до июля 1941 г. находился за штатом по болезни. С 1942 г. на должности благочинного церквей Щелковского района. В 1942–1945 гг. состоял благочинным храмов Щелковского и Мытищинского районов, в 1945 г. – настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе, Москва. 

 

Рукоположен в иеромонахи 14.12.1945 года с именем Варсонофий, в честь Варсонофия, епископа Тверского, епископом Можайским Макарие (Даевым). 

 

Архимандрит с 17.12.1945 г., епископ – 30.12.1945 г. – рукоположен в Москве (Московский Богоявленский собор) Святейшим Патриархом Алексием I, митрополитом Киевским и Галицким Иоанном (Соколовым), митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым), архиепископом Тамбовским и Мичуринским Лукой (Войно-Ясенецким) и другим.

 

Служил епископом в Гродненской епархии, где образовал особые богословско-пастырские курсы, на которых многие из пастырей и мирян получили богословские знания. Обращался к местному уполномоченному Совета по делам РПЦ за разрешением создать при кафедральном соборе братство Семипалатинской епархии. 

 

Из отчета уполномоченного Совета по делам РПЦ о епископе Варсонофии: «Начал активно поднимать деятельность Церкви и авторитет духовенства». Он придавал большое значение повышению образовательного уровня духовенства. Обязал всех клириков епархии учиться на организованных им богословско-пастырских курсах, читал лекции сам, приглашал преподавателей из светских учебных заведений. Священники епархии должны были являться в домовую архиерейскую церковь для проверки уровня знаний и умения проповедовать. При Владыке Варсонофии во всех храмах епархии после богослужения читались проповеди.

 

16 ноября 1953 года отец Варсонофий был уволен на покой согласно собственному прошению. 29 июля 1954 г. был назначен епископом Калининским и Кашинским, одновременно управлял также Великолукской епархией (до 8 февраля 1956 года).

 

Из отчета уполномоченного по делам религий Калининской области о епископе Варсонофии: «Активно поддерживает всякое начинание, направленное на расширение и активизацию церковной деятельности». Епископ особенно заботился о восстановлении храмов. Ко времени вступления  его на кафедру в 22 храмах епархии несколько лет не совершалось богослужение. К январю 1956 года богослужение возобновилось во всех храмах. Владыка Варсонофий распорядился совершать во всех храмах епархии ежедневные службы, за которыми должны были читаться проповеди.

 

Епископ ходатайствовал перед властями об открытии храма в г. Ржеве, где действовала старообрядческая община, но не было православной церкви. Он ходатайствовал также об открытии в Твери (тогда Калинине) кафедрального собора. Архиерей провел реорганизацию благочинных округов, сменил состав благочинных, дал им инструкции по управлению округом. Проводил работу по увеличению числа духовенства, в части храмов увеличил штат. Пригласил в епархию преимущественно из Западной Белоруссии и с Украины 66 священников, рукоположил во священный сан 18 человек. Часто лично посещал приходы.

 

Рукоположен в архиепископа 08.02.1956 году. За несколько месяцев до кончины ослабел, но продолжал служить и до последних своих дней занимался епархиальными делами. Умер 13.03.1958 года, место захоронения – г. Тверь, Николо-Малицкое кладбище. [19].

 

Храм Бориса и Глеба в Зюзино, Москва

Список пострадавших:

Сперанский Алексей Александрович  Сщмч. Алексий Сперанский – иерей

 

Сперанский Алексей Александрович

Сщмч. Алексий Сперанский  иерей

 

Родился 16 марта 1881 года в с. Минеево Дмитровского уезда Московской губернии. Брат протоиерея Сперанского Николая Александровича. 

 

Окончил Вифанскую Духовную Семинарию (1899), рукоположен к Успенскому храму, где в то время служил его престарелый отец, и был назначен на должность законоучителя в Бульковскую земскую школу в с. Богослово. В середине 1930-х годов о. Алексий, не оставляя службу в храме, устроился работать в колхоз кузнецом. Когда приходили в кузницу с просьбами крестить, венчать или отпеть, он снимал фартук и шел совершать требы. Но в субботы и воскресенья он совершал службы в церкви и во время богослужения всегда говорил проповеди.

 

Арестован 26.11.1937 года и осужден тройкой при УНКВД СССР по Московской области 01.12.1937 г. по Статье 58–10 УК РСФСР, приговор – высшая мера наказания. Расстрелян 10.12.1937 г.  на Бутовском полигоне. 

 

Канонизирован Архиерейским Собором РПЦ, 13–16 августа 2000 года  [19].

Воскресенский Леонид Александровичиерей

(заявитель – епископ Дмитровский Феофилакт,

наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря)

 

Родился 26.02.1873 г. в семье диакона в с. Спас (Спасское) Волоколамского уезда Московской губернии. Учился в Волоколамском духовном училище (18871893 гг). В 1927 г. возведен в сан священника, служил в с. Верхние Котлы (ныне Москва) Ленинской волости Московской губернии в церкви свт. Николая Чудотворца.   

 

Образование:

  • Волоколамское духовное училище (1887),
  • Вифанская Духовная Семинария (18871893 гг.)

 

Служение:

  • Московская губ,. Московский у., с. Черкизово (ныне Москва), храм св. Пророка Божия Илии, псаломщик (18941902)
  • Московская губ., г. Серпухов, Троицкий собор, псаломщик, законоучитель Занарской церковно-приходской школы (02.09.1902–13.08.1905). Со 2 сентября 1904 г. до 13 августа 1905 г. безвозмездно преподавал Закон Божий в Занарской церковно-приходской школе.
  • Москва, церковь свт. Николая Чудотворца в Толмачах (при Третьяковской галерее), псаломщик (1905–1909), диакон (1909).
  • Московская губ., Ленинская вол., с. Верхние Котлы (ныне Москва), церковь свт. Николая Чудотворца, священник (1927). 

 

Рукоположение: диакон  1909, священник – 1927.  

 

Был женат.

  • Жена  Александра Александровна Воскресенская (родилась 09.04.1897 г.). 
  • Дети (по данным на 1916 г.): Орест (род. 03.08.1903 г.), Александр (род. 08.08.1904 г.), Галина (род. 18.06.1906 г.), Любовь (род. 30.01.1908 г.).

Репрессирован.

 

Харьюзов  Александр Афанасьевич – иерей

Харьюзов

Александр Афанасьевич  иерей

 

Родился в 1882 году в Михайло-Архангельском Верхневологодском погосте Вологодского уезда Вологодской губернии.

 

Сын диакона Михайло-Архангельской Верхневологодской церкви Вологодского уезда Афанасия Харьюзова. Брат священника – Харьюзов Леонид Афанасьевич. Тесть – Гримальский Леонтий Степанович, украинец, Киевская обл., Уманский р-н, с. Ладыженка, церковь с. Гжель Раменского р-на Московской обл.: протоиерей (1869 – 26.2.1938).

 

Служение:

  • Вологодская губ, г. Великий Устюг, Спасо-Преображенская церковь,
  • с 1901 года – Московская обл., Ленинский р-н., с. Зюзино. 

 

Арестован 14.09.1937 года по Статье 58-10 УК РСФСР. Приговорен к 10 годам ИТЛ. Виновным себя не признал. Дальнейшая судьба неизвестна. [19]

 

 

Харьюзов Николай Александровичпротоиерей

(заявитель – монахиня Сергия (Каламкарова), Свято-Успенский женский монастырь)

 

Родился 28.11.1900 года в Вологодской губ., г. Великий Устюг, в семье протоиерея Московской епархии о. Александра Харьюзова.

 

Образование:

  • Ишимское духовное училище (19091913 гг.),
  • Киевская Духовная Семинария (19131917 гг.),
  • Киевский Университет, историко-филологический факультет (19181921 гг). 

 

Рукоположен во диакона 07.08.1922 г., иерея – 14.08.1922 г. епископом Уманским Макарием (Кармазиным).

 

Служение: Киевская обл., Уманский уезд, с. Кислин, церковь Иоанна Богослова. 

 

Свое пастырское служение нес через всю жизнь с усердием и любовью.

 

Место захоронения  Владимирская обл., г. Александров. Протоиерей Николай скоропостижно скончался от инфаркта миокарда и отека легких 12 декабря 1963 года. 

 

 

Хитров Ермолай Михайловичдиакон

(заявитель епископ Дмитровский Феофилакт,

наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря)

 

Родился 23 февраля 1895 г. в с. Очаково (ныне в черте Москвы) Московского уезда Московской губернии в семье псаломщика Хитрова Михаила Никитича. 

 

Образование: Перервинское духовное училище.

 

Рукоположен в диакона в 1923 году.

 

Служение: Московская губ., Московский уезд, Ленинская волость (Москва), с. Зюзино (ныне Москва), храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба. 

 

Арестован и осужден в 1931 году.

 

После освобождения воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Награжден медалями: «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За освобождение Праги».

 

Служение:

  • Московская обл., Щелковский р-н., с. Хомутово, храм Покрова Пресвятой Богородицы,
  • Москва, храм прп. Пимена Великого в Новых Воротниках
  • Москва, Троицкий храм на Воробьевых горах с 1950-х гг. до 1965 года.

 

Скончался в Москве, неточная дата 5.02.1966 (5.02.1968?) г. 

 

 

Страдание ради Христа – это, самый прямой путь в Царствие Небесное, который Господь выбирает для самых лучших своих сынов и дочерей. 

Список литературы

  1. Аверьянов К.А. История московских районов. М.: Астрель, ACT, 2005. – 830 с.
  2. Алонин М.А. Расстрельные списки. Священнослужители. Казнены в Бутово. – Вечерняя Москва, 1993. 23 авг. 
  3. Бутовский полигон – официальный сайт
  4. Волобуева Т.И., Кузнецова О.П., Романова С.Н., Савостьянова Н.Ю., Столярова З.Н. Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети XX столетия. Тверь: Булат, 2013. – 416 с. 
  5. Гарькавый И.В., Головкова Л.А. Бутовский полигон. Мемориальный научно-просветительский комплекс «Бутово». 
  6. Голубцов С.А. Храм преподобного Пимена Великого в Москве. М., 1997. – 159 с.
  7. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г. 
  8. Жертвы политического террора в СССР
  9. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 6. Тверь: Булат, 2002. С. 450–451. 
  10. Игумен Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Московской епархии. Тверь: Булат. T. 3, 2005. –  278 с. 
  11. Книга памяти жертв политических репрессий жителей Московской области. М.: ФЭРИ-В, 2002. 
  12. Кошман С.Н., Лагункина В.И., Полищук В.А., Смирницкий В.И. Помнить поименно: Книга памяти жертв политических репрессий жителей Московской области. М.: ФЭРИ-В, 2002. – 616 с.
  13. Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово», 08.08.1937 – 19.10.1938. Храм Св. Новомучеников и исповедников Российских в Бутово. Группа увековечения памяти жертв полит. репрессий. М.: Зачатьевский монастырь, 1997. – 418 с. 
  14. Места служения священнослужителей и мирян Церкви Русской пострадавших в годы гонений ХХ века
  15. Никонов В.В., Ушатова Н.П. За Христа претерпевшие. Церковь и политические репрессии 1920–1950-х гг. на территории Раменского района Московской области. Раменская волость. Гжель: Гжельский государственный университет, 2016. Т. I. – 615 с. 
  16. Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
  17. Православная энциклопедия. Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Православная энциклопедия, 2003. Т. 6. С. 679-680.  
  18. Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово. М.: ПСТБИ, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995. – 19 с.
  19. Списки клириков и мирян, расстрелянных и захороненных в районе пос. Бутово Московской обл. Сост. К.Ф. Любимова и др
  20. Указ Президента РФ №378 от 14.03.1996 г. «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий». 
  21. Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917 – 1997. М., 1997. Т. 9. С. 727.  
  22. Ярославцева С.И. От Черёмушек до Зюзина. В долине Котла. Четыре московских района: Черёмушки, Зюзино, Котловский, Академический. М.: Центрполиграф, 2014. – 126 с.
  23. Электронный ресурс (А. Ардашев). 
  24. Кикнадзе В.Г. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Историческая правда о ключевых событиях и явлениях в вопросах и ответах. Москва: Прометей, 2020. – 198 с.
  25. Кикнадзе В.Г. Москвичи и жители Подмосковья в обороне Москвы и достижении Великой Победы: героические и трагические страницы истории. – Новый Часовой. 2020. № 21, с. 5–13.

Источники

 

I.   Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. 6991. Оп. 2. Д. 76.

II.  ГА РФ. Ф. Р-10035. Оп. 1. Д. П-16756. 

III. ГА РФ. Ф. Р-10035. Оп. 1. Д. П-59458. 

IV. ГА РФ. Ф. Р-10035. Оп. 1. Д. П-72934. Л. 10–11 об. 

V.  ГА РФ. Ф. Р-10035. Оп. 1. Д. П-74888.

VI. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1204. Оп. 1. Д. 25235. 

Информация об авторах

Самойловский Алексей Леонидович, студент Сретенской Духовной Семинарии, г. Москва, Российская Федерация.

 

Алипичев Виктор Николаевич, протоиерей, настоятель храма Всех Святых в земле Российской просиявших в Черемушках, г. Москва, Российская Федерация.

Автор-корреспондент

Самойловский Алексей Леонидович, e-mail: alexsamoylovskiy@gmail.com

HISTORY OF FAITH, RELIGION, DENOMINATION OR CHURCH

Review

New Martyrs and Confessors

of the South-West Vicariate of the City of Moscow (Russia) 

Alexey L. Samoylovskiy 1,  Victor N. Аlipichev 2

Sretensky Theological Seminary, Moscow, Russian Federation,

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7693-0798, e-mail: alexsamoylovskiy@gmail.com

Church of All Saints in the land of Russia shone in Cheryomushki,

Moscow, Russian Federation, e-mail: nashhram.2010@gmail.com

Abstract:

Within the borders of the South-Western Administrative District of Moscow (Russia) is the South-Western Vicariate (the head of the Vicar office, His Grace Bishop Feofilakt of Dmitrov). Until the first half of the XIII century, a large agricultural region was formed on the territory of the South-Western administrative district of Moscow, which in many respects contributed to the growth and rise of Moscow. Approximately from the second half of the 17th – beginning of the 18th centuries, the estates located near Moscow were concentrated in the most prominent representatives of the capital's nobility. The estates of Cheryomushki, Narrow, Znamensky Zadki, Yasenevo, Vorontsovo, Mamonovo have been fully or partially preserved to this day and make up the estate «necklace» of the South-West. Magnificent examples of the spiritual and cultural heritage of antiquity are Orthodox churches,  which are monuments of the city’s history – this is the Big St. Andrew’s Monastery, the Church of the Life-Giving Trinity in Vorontsovo, the Church of Saints Boris and Gleb in Zyuzino, the Church of the Kazan Icon of the Mother of God in Narrow, the Church of the Sign of the Icon of the Mother of God in the village of Zakharyino, the last two are over three hundred years old. Southwestern Vicarism includes St. Andrew's (deanery – Archpriest Nikolai Karasev) and Paraskevo-Pyatnitsky (deanery –Archpriest Anatoly Kozha) deaneries, which number about 66 active churches, some of them are named after the Holy New Martyrs and Confessors of the Russian Orthodox Church. On March 25, 1991, the Holy Synod of the Russian Orthodox Church adopted the Decree “On the resumption of the remembrance of confessors and martyrs who suffered for the faith of Christ, established by the Local Council” on April 5(18), 1918. The New Martyrs and Confessors of the Russian Church are Orthodox Christians, our compatriots who, during the period of persecution of the Church since 1917, were subjected to repression for professing the Orthodox faith. The study analyzed the main publications, electronic archives, electronic databases, revealing the topic for a review article. Revealed sources highlighting the features of the perpetuation of the events of the persecution of the Russian Orthodox Church and the victims of repression among priests. The most revered saints of the New Martyrs and Confessors of the Russian Orthodox Church, the priests who served in the churches of the South-Western Vicarate, shot at the Butovo training ground.

 

Keywords: 

Russian Orthodox Church, new martyrs and confessors,

South-Western administrative district of Moscow,

Butovo training ground, Butovo, victims of repression 

References

  1. Aver'yanov K.A., 2005, Istoriya moskovskih rajonov [The history of the Moscow districts]. M.: Astrel', AST, 2005. – 830 s. (In Russ.)
  2. Alonin M.A., 1993, Rasstrel'nye spiski. Svyashchennosluzhiteli. Kazneny v Butovo [The hit list. Priests. Executed in Butovo]. – Vechernyaya Moskva.  1993. 23 avg. [Evening Moscow. 1993. 23 Aug.] (In Russ.)
  3. Butovskij poligon – oficial'nyj sajt. Elektronnyj resurs [Butovsky polygon-official website. Electronic resource] (In Russ.) 
  4. Volobueva T.I., Kuznecova O.P., Romanova S.N., Savost'yanova N.YU., Stolyarova Z.N., 2013, Svyashchenno-cerkovnosluzhiteli i ktitory Moskovskoj eparhii pervoj treti XX stoletiya [Clergy and curators of the Moscow diocese of the first third of the XX century]. Tver': Bulat, 2013. – 416 s. (In Russ.)
  5. Gar'kavyj I.V., Golovkova L.A. Butovskij poligon. Memorial'nyj nauchno-prosvetitel'skij kompleks «Butovo». Elektronnyj resurs [Butovsky polygon. Memorial scientific and educational complex «Butovo». Electronic resource] (In Russ.)
  6. Golubcov S.A., 1997, Hram prepodobnogo Pimena Velikogo v Moskve [Church of St. Pimen the Great in Moscow]. M., 1997. – 159 s. (In Russ.)
  7. Deyanie Yubilejnogo Osvyashchennogo Aphiepejskogo Sobopa Russkoj Ppavoslavnoj Cepkvi o sobopnom pposlavlenii novomuchenikov i ispovednikov Rossijskih XX veka. Moskva, 12-16 avgusta 2000 g. [The act of the Jubilee released bishops ' Council of the Russian Orthodox Church on the conciliar celebration of the new martyrs and Confessors of the Russian XX century. Moscow, August 12-16, 2000] (In Russ.)
  8. Zhertvy politicheskogo terrora v SSSR. Elektonnyj resurs [Victims of political terror in the USSR. Electronic resource] (In Russ.)
  9. Igumen Damaskin (Orlovskij), 2002, Mucheniki, ispovedniki i podvizhniki blagochestiya Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi HKH stoletiya. Zhizneopisaniya i materialy k nim. Kniga 6. [Martyrs, Confessors and ascetics of piety Of the Russian Orthodox Church of the twentieth century. Biographies and materials for them. Book 6] Tver': Bulat, 2002. – S. 450-451. (In Russ.)
  10. Igumen Damaskin (Orlovskij), 2005, Zhitiya novomuchenikov i ispovednikov Rossijskih XX veka. Moskovskoj eparhii [Lives of new martyrs and Confessors Of the Russian twentieth century. Moscow diocese] Tver': Bulat, 2005. Iss. 3. –  278 s. (In Russ.)
  11. Kniga pamyati zhertv politicheskih repressij zhitelej Moskovskoj oblasti [Book of memory of victims of political repressions of residents of the Moscow region]. M.: FERI-V, 2002. Elektronnaya versiya [Electronic version] (In Russ.)
  12. Koshman S.N., Lagunkina V.I., Polishchuk V.A., Smirnickij V.I., 2002, Pomnit' poimenno: Kniga pamyati zhertv politicheskih repressij zhitelej Moskovskoj oblasti [Remember by name: a Book of memory of victims of political repression in the Moscow region]. M.: FERI-V, 2002. – 616 s. (In Russ.)
  13. Martirolog rasstrelyannyh i zahoronennyh na poligone NKVD «Ob"ekt Butovo», 08.08.1937 –19.10.1938. Hram Sv. Novomuchenikov i ispovednikov Rossijskih v Butovo. Gruppa uvekovecheniya pamyati zhertv polit. repressij [Martyrology were shot and buried on the site of the NKVD "Object Butovo", 08.08.1937 – 19.10.1938. Church New martyrs and Confessors of Russia in Butovo. Group for perpetuating the memory of victims of political repression]. M.: Zachat'evskij monastyr', 1997. – 418 s. (In Russ.)
  14. Mesta sluzheniya svyashchennosluzhitelej i miryan Cerkvi Russkoj postradavshih v gody gonenij HKH veka. Elektonnyj resurs [Places of service of the clergy and laity of The Russian Church who suffered during the persecution of the twentieth century. Electronic resource] (In Russ.)
  15. Nikonov V.V., Ushatova N.P., 2016, Za Hrista preterpevshie. Cerkov' i politicheskie repressii 1920–1950-h gg. na territorii Ramenskogo rajona Moskovskoj oblasti. Ramenskaya volost'. [Those who have suffered for Christ. The Church and political repression in the 1920s and 1950s in the Ramenskoye district of the Moscow region. Ramenskoye parish]. Gzhel': Gzhel'skij gosudarstvennyj universitet, 2016. Iss. I. – 615 s. (In Russ.)
  16. Novomucheniki i Ispovedniki Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi XX veka. Elektonnyj resurs [New Martyrs and Confessors of the Russian Orthodox Church of the XX century. Electronic resource] 12.01.2020 (In Russ.)
  17. Pravoslavnaya enciklopediya. Pod red. Patriarha Moskovskogo i vseya Rusi Aleksiya II [The Orthodox encyclopedia. Ed. Patriarch of Moscow and all Russia Alexy II]. M.: Pravoslavnaya enciklopediya [Orthodox encyclopedia], 2003.  Iss. 6. S. 679–680. (In Russ.)
  18. Sinodik postradavshih za veru i Cerkov' Hristovu v Butovo. M.: PSTBI, Bratstvo vo Imya Vsemilostivogo Spasa, Obshchina Hrama svv. novomuchenikov i ispovednikov rossijskih v Butovo [Synod of victims for the faith and Church of Christ in Butovo. Moscow: pstbi, Brotherhood in the Name of the all-merciful Saviour, Community of the Church of the Holy new martyrs and Confessors of Russia in Butovo], 1995. – 19 s. (In Russ.)
  19. Spiski klirikov i miryan, rasstrelyannyh i zahoronennyh v rajone pos. Butovo Moskovskoj obl. Sost. K.F. Lyubimova i dr. Elektronnyj resurs [Lists of clerics and laymen who were shot and buried in the area of the village. Butovo, Moscow region. Comp. K.F. Lyubimov et al. Electronic resource] (In Russ.)
  20. Ukaz Prezidenta RF № 378 ot 14.03.1996 «O merah po reabilitacii svyashchennosluzhitelej i veruyushchih, stavshih zhertvami neobosnovannyh repressij» (st. 1 Ukaza) [Decree of the President of the Russian Federation No. 378 of 14.03.1996 «On measures for the rehabilitation of clergy and believers who have become victims of unjustified repression» ] (In Russ.)
  21. Cypin V., prot., 1997, Istoriya Russkoj Cerkvi, 1917 – 1997 [History of the Russian Church, 1917–1997]. M., 1997. Iss. 9. S. 727. (In Russ.)
  22. Yaroslavceva S.I., 2014, Ot Cheryomushek do Zyuzina. V doline Kotla. Chetyre moskovskih rajona: Cheryomushki, Zyuzino, Kotlovskij, Akademicheskij [From Cheryomushki to Zyuzino. In the Cauldron valley. Four of the Moscow district: Cheremushki, Zyuzino, Kotlovka, Academicheskaya]. M.: Centrpoligraf, 2014. – 126 s. (In Russ.)
  23. Elektronnyj resurs (A. Ardashev) [Electronic resource (A. Ardashev). (In Russ.) 
  24. Kiknadze V.G., 2020, Velikaya Otechestvennaya voyna 1941-1945 gg. Istoricheskaya pravda o klyuchevykh sobytiyakh i yavleniyakh v voprosakh i otvetakh [Great Patriotic War 1941–1945: the historical truth about key events and phenomena in questions and answers]. Moskva: Prometey, 2020. – 198 s.
  25. Kiknadze V.G., 2020, Moskvichi i zhiteli Podmoskov'ya v oborone Moskvy i dostizhenii Velikoy Pobedy: geroicheskiye i tragicheskiye stranitsy istorii [Muscovites and residents of the Moscow region in the defense of Moscow and the achievement of the Great Victory: heroic and tragic pages of history]. – Novyy Chasovoy. 2020. № 21, s. 5–13.

Information about the authors 

Alexey L. Samoylovskiy, student of Sretensky Theological Seminary, Moscow, Russian Federation.

 

Victor N. Alipichev, archpriest, head of the Church of All Saints in the land of Russia shone in Cheryomushki, Moscow, Russian Federation. 

Corresponding author

Alexey L. Samoylovskiy, e-mail: alexsamoylovskiy@gmail.com

Наука. Общество. Оборона

2021. Т. 9. № 1

2311-1763

Online ISSN

Science. Society. Defense

2021. Vol. 9. № 1


Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense, Journal, Russia

канал на Яндекс Дзен

страница на Facebook

Популярное

Рубрики

Thematic sections

Проекты

Никто не забыт, ничто не забыто!

Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе
"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
В защиту исторической правды, Консультативный Совет, Л. Духанина, В. Кикнадзе,  А. Корниенко, О. Шеин
Военная безопасность России: взгляд в будущее, Российская академия ракетных и артиллерийских наук, РАРАН /Russia's military security: a look into the future, 2019, Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences
Миграция, демография, управление рисками
Watch Series 7, умные смарт-часы от Гармин,  презентация компании Apple

Наши партнеры

научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Информрегистр НТЦ
Ассоциация научных редакторов и издателей, АНРИ
КиберЛенинка, CyberLeninka
"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

ICI World of Journals, Index Copernicus, Science. Society. Defense
Наука. Общество. Оборона, ИВИС, Ист Вью, Nauka. Obsestvo. Oborona, East View
Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN