Летчик-герой Александр Аносов
Наука. Общество. Оборона
2022. Т. 10. № 2. С. 15–15.
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense
2022. Vol. 10, no. 2. P. 15–15.
УДК: 94(47):623 + 929 Аносов
DOI: 10.24412/2311-1763-2022-2-15-15
Поступила в редакцию: 11.02.2022 г.
Опубликована: 16.04.2022 г.
Submitted: February 11, 2022
Published online: April 16, 2022
Для цитирования: Карташев А. В. Летчик-герой Александр Аносов: трижды представленный, но не удостоенный // Наука. Общество. Оборона. 2022. Т. 10, № 2(31). С. 15-15. https://doi.org/10.24412/2311-1763-2022-2-15-15.
For citation: Kartashev A. V. Pilot-hero Alexander Anosov: presented three times, but not awarded. –Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2022;10(2):15-15. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2311-1763-2022-2-15-15.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
© 2022 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
© 2022 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)
ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ
Персоналии
Летчик-герой Александр Аносов:
трижды представленный, но не удостоенный
Андрей Владимирович Карташев 1 *
1 Ставропольский государственный медицинский университет,
г. Ставрополь, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8522-4999, e-mail: andreyy_kartashev@rambler.ru
Аннотация:
В статье рассматриваются факты биографии, боевого пути, подвиги и награды уроженца города Ставрополя летчика 73-го бомбардировочного авиационного полка Краснознаменного Балтийского флота Александра Петровича Аносова (1922–2013 гг.), удостоенного ордена Ленина, четырех орденов Красного Знамени и других правительственных наград. Особое внимание обращается на представление его к званию Героя Советского Союза. Отражаются события, связанные с приходом молодого человека в авиацию через Ворошиловский (Ставропольский) аэроклуб Осоавиахима, его учеба в Ейском военно-морском авиационном училище, участие в обороне Ленинграда, выполнение боевых вылетов на уничтожение объектов военно-морских сил противника после снятия блокады Ленинграда и освобождения Прибалтики, награждение воздушного аса Балтийского флота боевыми наградами. Всего за годы войны Аносов совершил 115 успешных боевых вылетов. К числу его наиболее значимых заслуг относится участие в уничтожении немецкого крейсера «Ниобе» и ряда крупных морских транспортов противника. В апреле 1945 года за совершенные 90 успешных боевых вылетов А.П. Аносов был представлен к званию Героя Советского Союза, но награжден не был. Рассматриваются возможные причины, по которым достойный по всем критериям боевой летчик так и не был удостоен заслуженного им звания. Затрагивается послевоенная судьба подполковника Аносова. Статья основана на опубликованных воспоминаниях А.П. Аносова и архивных материалах из базы данных Министерства обороны Российской Федерации «Подвиг народа». Делается вывод о том, что личность Александра Петровича Аносова является достойным примером для воспитания современных поколений молодежи.
Ключевые слова:
Александр Петрович Аносов, Ставрополь, аэроклуб, Ейское военно-морское авиационное училище, летчик, бомбардировщик Пе-2, Краснознаменный Балтийский флот
ВВЕДЕНИЕ
Сохранение памяти о Великой Отечественной войне важно, как с научной, так и с общественно-социальной точки зрения. Стирание белых пятен позволяет глубже изучить правду о войне, познать ее малоизвестные стороны. Новое знание становится в руках историков и общества аргументом в идеологической борьбе, развернутой Западом против России.
В наших предыдущих работах довольно подробно рассматривалась история регионального отделения ДОСААФ России Ставропольского края [3], поднимались частные вопросы вклада некоторых представителей Ставропольского аэроклуба в победу над врагом, описывались их боевые будни и подвиги [4]. По материалам этих исследований было снято две серии документального фильма «Ворошиловские соколы». Однако в ходе работы над третьей серией стало известно имя еще одного выдающегося уроженца города Ставрополя, выпускника местного аэроклуба 1940 года. Его имя – Аносов Александр Петрович. В базе данных «Подвиг народа» имеется наградной лист с представлением его к высшей правительственной награде – званию Героя Советского Союза.
Целью настоящей работы является изучение личности данного летчика, его биографии, боевого пути, подвигов и наград, которых он был удостоен в своей военной карьере.
С МЕЧТОЙ О НЕБЕ
Александр Петрович Аносов родился в Ставрополе 17 ноября 1922 года в семье слесаря кожевенного завода. Он был старшим ребенком в семье, младшая сестра Евгения родилась в 1925 году. Родители проживали на улице Ясеновской, дом 27.
Юноша мало чем отличался от сверстников той поры. Как и многие другие, он мечтал о небе. Будучи учащимся 9 класса средней школы № 4 города Ворошиловска (Ставрополя), Александр поступил в аэроклуб и стал учиться на пилота. В ноябре 1940 года, будучи учащимся 10 класса, получил вызов из Военно-морского авиационного училища имени Сталина, прошел специальную выездную медицинскую комиссию, затем сдал зачеты по общеобразовательным предметам и был зачислен курсантом [I, л. 9].
Училище было «сильнейшим», элитным. Кроме летного дела, преподавали общеобразовательные дисциплины. До войны в обязательном порядке обучали танцам, в столовой, похожей на ресторан, учили, как правильно пользоваться столовыми приборами. Считалось, что училище должно выпустить не просто летчика, а всесторонне развитого авиационного командира. Это военно-учебное заведение вело свою историю от первой в России офицерской школы морской авиации, образованной в Петрограде в 1915 году. Уже тогда школа отличалась своей особой элитарностью: оно готовило летчиков из числа именитых семей, молодежь низших сословий допускалась, главным образом, к обеспечению полетов и обслуживанию авиационной техники [5, с. 135].
Учебная эскадрилья, в которой учился Аносов, обучалась на устаревших истребителях И-15бис. После его освоения приступили к полетам на более современных машинах – И-16 и И-153 «Чайка». Курсант Аносов суммарно налетал около 35 часов на И-15бис, около 10 часов на «Чайке» и столько же на УТИ-4, кроме того, успел сделать несколько самостоятельных полетов на И-16.
Но с началом войны все планы подготовки курсантов были пересмотрены. В сентябре 1941 года штаб ВВС ВМФ принял решение перебазировать училище в город Моздок. Однако 5-я эскадрилья, в которой обучался Аносов, попала в поселок Безенчук, недалеко от Куйбышева (ныне Самара). Там она была перепрофилирована в бомбардировочную и вошла в состав Военно-морского минно-торпедного училища им. С.А. Леваневского. Курсантов стали переучивать на пикирующий бомбардировщик Пе-2. К моменту окончания училища налет у курсанта Аносова был следующим: на СБ около 15 часов, на Пе-2 – 135-140 часов [1, с. 250–254].
НА ЗАЩИТЕ ЛЕНИНГРАДА
В мае 1943 года в звании младшего лейтенанта Аносов, как и его товарищи, окончил училище, и был распределен в 73-й бомбардировочный авиационный полк ВВС Краснознаменного Балтийского флота. Эта воинская часть имела на вооружении бомбардировщики Пе-2 и базировалась на аэродроме «Гражданка» в северной части блокадного Ленинграда. Взлетая, летчики держали курс прямо на Ленинградский политехнический институт, первый разворот был над Аничкиным мостом.
Экипажи 73-го полка уничтожали живую силу и технику противника на подступах к северной столице, наносили удары по укрепленным объектам, коммуникациям, железнодорожным составам. Кроме непосредственных обязанностей бомбардировщика самолет часто применялся в качестве разведчика.
Разумеется, в полку были боевые потери, о которых А.П. Аносов вспоминал так: «В 1943-м у нас раз было так – полк "свежий", только пополненный, и вот – первое задание. Пошли 27 экипажей – вернулось 18. Через час второй вылет. Пошли 18 – вернулось 12. Всё. Хоть, бери и снова отводи полк на переформирование».
22 января 1944 года Приказом Наркома ВМФ № 28 за мужество и героизм, проявленные в боях с врагом, преобразован в 12-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный полк.
Тем не менее, училищная подготовка у Александра и его товарищей была хорошей. Большинство из тех, кто выпустился вместе с ним, будучи хорошими летчиками, прошли до конца войны.
Александр от природы был немного левшой, точнее «леворуким» или «переученным» левшой. Это позволяло ему хорошо летать в качестве левого ведомого в составе «троек» и «девяток». И когда командир дивизии шел на боевое задание, он часто просил командира полка: поставить ему в левый пеленг Аносова.
Командиром 73-го АП был майор Василий Иванович Раков (1909–1996) – в то время Герой Советского Союза, в 1944 г. – дважды Герой Советского Союза. После войны находился на преподавательской работе в Военно-морской академии, стал генерал-майором авиации, доктором военных наук, профессором [2, с. 170–171].
По воспоминаниям А.П. Аносова, Василий Иванович Раков был образцом для любого авиационного командира. Культурен, интеллигентен, умен, две военные академии закончил, самостоятелен, независим. Своих летчиков командир берег.
Поэтому для молодых пилотов задачи были несложными. Требовалось нанести удары по артиллерийским батареям противника, которые обстреливали Ленинград. Взлетали, набирали 2,5 тысячи метров, потом поворот, несколько минут и самолет уже находился над немецкими позициями. Бомбили, разворачивались и тут же оказывались на своем аэродроме. Зенитное противодействие было кратковременным, а немецкие истребители даже взлетать на перехват не успевали. Благодаря этим вылетам вхождение в строй проходило плавно. Десять боевых вылетов сделал, можно считать, что как боевой летчик состоялся.
За боевые вылеты на защиту блокадного Ленинграда, совершенные в сентябре 1943 – январе 1944 года, Александр Аносов был удостоен первого ордена Красного Знамени [V, л. 7].
В НЕБЕ ПРИБАЛТИКИ
После снятия блокады Ленинграда и освобождения Прибалтики полк базировался в эстонском городке Пярну. В это время советские войска штурмовали остров Эзель. Немцам на поддержку пришел крейсер «Принц Ойген» в охранении эсминцев. Наши войска вызвали на помощь авиацию. Несмотря на снегопад, по «Ойгену» 12-й гвардейский бомбардировочный полк сумел сделать один боевой вылет. Потопить его не удалось, но существенно повредили, после чего он ушел в Швецию [1, с. 263].
В апреле 1944 года гвардии лейтенант Аносов – уже командир звена – совершил ряд успешных вылетов в составе групп и участвовал в уничтожении кораблей, транспортов и минометно-артиллерийских батарей противника. За отличное выполнение боевых заданий был награжден вторым орденом Красного Знамени [VI, л. 58].
В июне – июле Александр Аносов продолжал наносить удары по вражеским объектам на территории Финляндии. 17 июля звено Аносова принимало участие в потоплении немецкого крейсера «Ниобе». Александр был ведущим третьего звена в 1-й эскадрилье, которую возглавлял майор В.И. Раков. Первую «тройку» вел сам командир, вторую – Константин Усенко, а третью – Аносов. Летчики тогда думали, что атакуют броненосец береговой обороны «Вяйне-Мяйнен». То, что они потопили «Ниобе», стало известно позже. А в наградных листах Усенко и Аносова (Александр был удостоен третьего ордена Красного Знамени) указан действительно крейсер «Вяйне-Мяйнен» [VII, л. 430; VIII, л. 367об.].
В это время у Александра Петровича на фронте произошла встреча со своим земляком, тоже воспитанником Ставропольского аэроклуба Валерием Поскряковым. Он воевал на Балтике в специальном разведывательном полку. Это именно он обнаружил в порту Котка большой военный корабль, палуба и башни которого целиком были замаскированы штабелями дров. Командование флота решило, что обнаружен финский броненосец «Вяйне-Мяйнен», однако это был «Ниобе». Позже Поскряков часто подшучивал над Аносовым по этому поводу [1, с. 299–300].
ГЕРОЙ – НЕ ГЕРОЙ?
В книге А.В. Драбкина приведена подробная беседа автора с летчиком-фронтовиком. На вопрос историка: «Сколько раз Вас представляли на звание Героя Советского Союза?» Александр Петрович ответил: «Дважды, нет, даже трижды. Первый раз – после удара по "Ниобе", у меня уже было около 80 боевых вылетов (а 80 боевых вылетов уже само по себе давало право на получение "Героя")». Второй раз – сразу после войны, за 139 боевых вылетов. И третий раз – уже во времена Н.С. Хрущева, после демобилизации. Это была инициатива военного комиссара города Ставрополя. Но из Москвы пришел ответ примерно такой: «Товарищ Аносов за свои боевые заслуги в Великой Отечественной войне Родиной награжден достойно». В интервью с Артёмом Драбкиным Александр Петрович отклонился от ответа на вопрос «почему получилось именно так?», не захотел об этом говорить [1, с. 308–309].
Согласно архивным документам, А.П. Аносов после потопления крейсера «Ниобе» был представлен к третьему ордену Красного Знамени (о представлении к званию Героя в нем слов нет). За время с момента предыдущего награждения он совершил 6 боевых вылетов, в которых удачно бомбил артиллерийские батареи противника, его корабли в бухте, и самое главное (последний вылет) – участвовал в потоплении «Вяйне-Мяйнен» или «Ниобе» (16.07.1944). Награду командир полка не указал, ее определил командир дивизии – орден Красного Знамени (третий). К этому времени Александр Петрович сделал 72 успешных боевых вылета [IV, л. 278].
А 16 апреля 1945 года за 90 совершенных боевых вылетов с 23.06.1943 г. по 16.04.1945 г. Александр Петрович был представлен к званию Героя Советского Союза, о чем свидетельствует копия представления на 9-ти страницах в базе данных «Память народа». Документ подписан всеми прямыми командирами – от командира полка до командующего КБФ. К сожалению, в данной копии отсутствуют подписи всех указанных лиц, также как и нет какой-то окончательной резолюции [IV, л. 280–284].
К четвертому ордену Красного Знамени А.П. Аносов был представлен 14 мая 1945 года, но не вместо звания Героя Советского Союза, а в период, когда представление на Героя еще не было реализовано. На четвертый орден Красного Знамени представление писалось отдельно – за боевые вылеты, совершенные после представления к званию Героя.
В этом документе говорилось, что «за период Отечественной войны произвел 115 успешных боевых вылетов, из них 43 вылета после награждения. Особенно экипаж отличился в Кингисепскую операцию, за период которой произведено 25 успешных боевых вылетов на бомбоудары по транспортам противника».
Далее перечислены даты наиболее успешных вылетов и нанесенный ущерб противнику: 8, 11, 13 апреля, 10 апреля (скорее мая, это следует из интервью А.П. Аносова). Этих дат нет в представлении к званию Героя Советского Союза.
Подписывая наградной лист, командир полка Герой Советского Союза гвардии майор Усенко сделал такой вывод: «За отличные боевые действия, за личную храбрость, за потопление ТР водоизмещением 12000 тонн и произведенные после награждения 43 успешных боевых вылета достоин правительственной награды» (какой, не указано). Орден Красного Знамени указан только в резолюции командира дивизии. В заглавной части представления вначале тип награды тоже не был указан, его впечатали позже на другой печатной машинке [IV, л. 279]. Но предположить, что данный наградной лист оформлялся изначально как представление к званию Героя невозможно (ибо его объем должен был быть намного больше, в таком представлении перечисляются все заслуги человека, а не только за последние дни или месяцы).
Ордена Ленина А.П. Аносов был удостоен Указом ПВС СССР от 15 мая 1946 года. Этим же указом звание Героя получил другой офицер 12-го гв. БАП – Андрей Барский – командир эскадрильи, у которого заместителем был Аносов [7, с. 1]. Представление на Барского было подписано позже, чем на Аносова на 12 дней (16 апреля 1945 г. – на Аносова, 28 апреля 1945 – на Барского) [III, л. 43–47]. Таким образом, единственное документально подтвержденное представление к званию Героя А.П. Аносова было реализовано в виде награждения его орденом Ленина.
ПОЧЕМУ НЕ ПРИСВОИЛИ ЗВАНИЯ ГЕРОЯ
В личном деле А.П. Аносова, с которым удалось ознакомиться автору этой статьи, в части касающейся, нет никаких более поздних ходатайств о присвоении ему звания Героя. Возможно, обращение военкома просто не было подшито в личное дело летчика.
В 1991 году супруга А.П. Аносова – Евгения Николаевна обратилась в райвоенкомат с вопросом о присвоении мужу звания Героя Советского Союза, на что из Центрального архива Министерства обороны СССР ей пришел ответ: «На Ваш запрос сообщаем, что в деле с нереализованными наградными листами на присвоение звания Героя Советского Союза, наградного листа на Аносова Александра Петровича не имеется» [I, л. 72].
Что произошло на самом деле? О чем и почему не хотел говорить А.П. Аносов, отвечая на вопрос Артёма Драбкина, пока не известно. Догадок на этот счет несколько.
Первая: Награждение столь высокими наградами двоих летчиков в одном полку, тем более в одной эскадрильи, да еще командира эскадрильи и его заместителя, могло рассматриваться вышестоящим командованием как нежелательное. Выбирая одного из двух, оно должно было бы выбрать А.И. Барского. Он был старше по возрасту, должности и званию. У него был больший боевой налет и опыт боевой работы с 1941 года.
Вторая: 90 успешных боевых вылетов после окончания войны уже не были теми 90 вылетами, которые летчики делали в 1943 или 1944 году. Вот, если бы командование полка не поторопилось, подписывая представление 16 апреля 1945 года, а дало бы возможность Аносову набрать свои 115 вылетов, и сразу после окончания войны представило Аносова к званию Героя, может, тогда награждение состоялось?
Третья: Вероятно, сказалось то, что его отец Петр Васильевич Аносов был репрессирован по 58-й статье. Об этом факте есть соответствующая информация в интернете. Это подтверждается словами А.П. Аносова в его автобиографии.
Как бы то ни было, сам Александр Петрович говорил: «Поверь мне, я ни на кого не в обиде, и наградами я не обделен, вон у меня всего сколько – и орден Ленина, и целых четыре Красного Знамени, и вот моя любимая – "За оборону Ленинграда". Я этой медалью очень горжусь» [1, с. 309].
В МИРНОЕ ВРЕМЯ
После окончания Великой Отечественной войны Александр Петрович продолжил службу в авиации ВМФ. В 1955 году он назначается командиром эскадрильи, а в 1960 – заместителем командира полка по летной подготовке. В том же году А.П. Аносов был уволен в запас по сокращению штатов. Вернувшись в Ставрополь, Александр Петрович трудился в Ленинском райисполкоме города Ставрополя, был директором городского стадиона «Динамо», начальником Ставропольской конторы транспортно-экспедиционных операций.
Как участнику Великой Отечественной войны приказом Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации в 2000 году А.П. Аносову было присвоено звание полковника. Гвардии полковник в отставке Александр Петрович Аносов ушел из жизни 25 июня 2013 года и был похоронен на родине, в городе Ставрополе [I].
Завершить рассказ об Александре Аносове хотелось ответом на последний вопрос Артёма Драбкина: «Как Вы оцениваете войну сейчас?» Александр Петрович ответил: «Да так же, как и раньше. Надо было драться, иначе всему конец, мне, тебе, России. Мы не могли не победить, и победили» [1, с. 312–313].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Александр Петрович Аносов – достойнейший воспитанник Ставропольского аэроклуба, двух военных училищ и своего авиационного полка. Его боевые успехи и подвиги были отмечены многими правительственными наградами. Ситуацию с отказом в представлении его к званию Героя Советского Союза, скорее всего, можно отнести к разряду тех, что зависят от субъективных факторов, что не умаляет его боевых заслуг. Карьера А.П. Аносова как военного летчика сложилась также, как и у многих других представителей летной профессии того поколения: он окончил военную службу в 1960 году в звании подполковника в должности заместителя командира полка. После увольнения в запас вернулся на родину и работал на предприятиях города, занимая ответственные руководящие посты. Его имя является гордостью города Ставрополя, этот человек достоин не только памяти, но и того, чтобы на его примере воспитывать современную молодежь.
Список литературы
- Драбкин А.В. Я дрался на Пе-2. Москва: Яуза; Эксмо, 2009. – 320 с.
- Дважды Герои Советского Союза: Альбом / Авт. текста В.С. Вуколов. Москва: Воениздат, 1973. – 247 с.
- Карташев А.В. ДОСААФ Ставрополья: итоги пройденного пути (1927–2017). К 90-летию организации. Монография / гл. ред. Ю. А. Гришко. Волгоград: Панорама, 2017. – 256 с.
- Карташев А.В. Достойно защищали Родину. Летный состав и выпускники Ворошиловского (Ставропольского) аэроклуба на фронтах Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. 2017. № 10. С. 23–29.
- Карташев А.В. История подготовки военных авиационных специалистов в России. Монография. Ставрополь: Ставропольское высшее военное авиационное инженерное училище; Сервисшкола, 2007. – 265 с.
Источники
I. Личное дело офицера А.П. Аносова. Архив военного комиссариата г. Ставрополя.
II. Правда. 1946. 16 мая.
III. Центральный военно-морской архив (ЦВМА). Ф. 3. Оп. 1. Д. 495.
IV. ЦВМА. Ф. 88. Оп. 2. Д. 181.
V. ЦВМА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 851.
VI. ЦВМА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 859.
VII. ЦВМА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 864.
VIII. ЦВМА. Ф. 88. Оп. 2. Д. 589.
Информация об авторе
Карташев Андрей Владимирович, доктор исторических наук, кандидат военных наук, доцент, начальник центра изучения истории медицины и общественного здоровья Ставропольского государственного медицинского университета, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Карташев Андрей Владимирович, e-mail: andreyy_kartashev@rambler.ru
HISTORY IN THE FACES
Personalities
Pilot-hero Alexander Anosov: presented three times, but not awarded
Andrey V. Kartashev 1 *
1 Stavropol State Medical University,
Stavropol, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8522-4999, e-mail: andreyy_kartashev@rambler.ru
Abstract:
The article discusses the facts of the biography, military path, exploits and awards of the pilot of the 73rd Bomber Aviation Regiment of the Red Banner Baltic Fleet Alexander Petrovich Anosov (1922–2013), a native of the city of Stavropol, who was awarded the Order of Lenin, four Orders of the Red Banner and other government awards. Particular attention is drawn to the presentation of him to the title of Hero of the Soviet Union. Reflects the events associated with the arrival of a young man in aviation through the Voroshilov (Stavropol) flying club Osoaviakhim, his studies at the Yeisk Naval Aviation School, participation in the defense of Leningrad, the performance of combat sorties to destroy enemy naval facilities after the lifting of the blockade of Leningrad and liberation Baltic states, awarding the air ace of the Baltic Fleet with combat awards. In total, during the war years, Anosov made 115 successful sorties. Among his most significant merits is participation in the destruction of the German cruiser Niobe and a number of large enemy sea transports. In April 1945, for his 90 successful sorties, A.P. Anosov was presented to the title of Hero of the Soviet Union, but was not awarded. Possible reasons why a combat pilot worthy by all criteria was never awarded the title he deserved are considered. The post-war fate of Lieutenant Colonel Anosov is touched upon. The article is based on the published memoirs of A.P. Anosov and archival materials from the database of the Ministry of Defense of the Russian Federation "Feat of the People". It is concluded that the personality of Alexander Petrovich Anosov is a worthy example for the education of modern generations of youth.
Keywords:
Alexander Petrovich Anosov, Stavropol, flying club, Yeisk Naval Aviation School, pilot,
Pe-2 bomber, Red Banner Baltic Fleet
References
- Drabkin A.V., 2009, Ya dralsya na Pe-2 [I fought on the Pe-2]. Moscow: Yauza; Eksmo, 2009. – 320 s. (In Russ.)
- Dvazhdy Geroi Sovetskogo Soyuza: Al'bom [Twice Heroes of the Soviet Union: Album] / Avt. teksta V.S. Vukolov. Moscow: Voyenizdat, 1973. – 247 s. (In Russ.)
- Kartashev A.V., 2017, DOSAAF Stavropol'ya: itogi proydennogo puti (1927–2017). K 90-letiyu organizatsii. Monografiya [DOSAAF Stavropol: the results of the path traveled (1927-2017). To the 90th anniversary of the organization. Monograph] / gl. red. Yu. A. Grishko. Volgograd: Panorama, 2017. – 256 s. (In Russ.)
- Kartashev A.V., 2017, Dostoyno zashchishchali Rodinu. Letnyy sostav i vypuskniki Voroshilovskogo (Stavropol'skogo) aerokluba na frontakh Velikoy Otechestvennoy voyny [They adequately defended their homeland. Flight personnel and graduates of the Voroshilov (Stavropol) flying club on the fronts of the Great Patriotic War]. – Voyenno-istoricheskiy zhurnal. 2017. № 10. S. 23–29. (In Russ.)
- Kartashev A.V., 2007, Istoriya podgotovki voyennykh aviatsionnykh spetsialistov v Rossii. Monografiya [The history of the training of military aviation specialists in Russia. Monograph]. Stavropol: Stavropol'skoye vyssheye voyennoye aviatsionnoye inzhenernoye uchilishche; Servisshkola, 2007. – 265 s. (In Russ.)
I. Lichnoye delo ofitsera A.P. Anosova. Arkhiv voyennogo komissariata g. Stavropolya.
II. Pravda. 1946. 16 maya.
III. Tsentral'nyy voyenno-morskoy arkhiv (TsVMA). F. 3. Op. 1. D. 495 [Central Naval Archive (TsVMA). Foundation 3. Inventory 1. Case 495] (In Russ.)
IV. TsVMA. F. 88. Op. 2. D. 181 [Central Naval Archive. Foundation 8. Inventory 2. Case 181] (In Russ.)
V. TsVMA. F. 3. Op. 1. D. 851 [Central Naval Archive. Foundation 3. Inventory 1. Case 851] (In Russ.)
VI. TsVMA. F. 3. Op. 1. D. 859 [Central Naval Archive. Foundation 3. Inventory 1. Case 859] (In Russ.)
VII. TsVMA. F. 3. Op. 1. D. 864 [Central Naval Archive. Foundation 3. Inventory 1. Case 864] (In Russ.)
VIII. TsVMA. F. 88. Op. 2. D. 589 [Central Naval Archive. Foundation 88. Inventory 2. Case 589] (In Russ.)
Information about the author
Andrey V. Kartashev, Dr. Sci. (History), Cand. Sci. (Military), Assoc. Prof., Head of the Center for the Study of the History of Medicine and Public Health, Stavropol State Medical University, Stavropol, Russian Federation.
Corresponding author
Andrey V. Kartashev, e-mail: andreyy_kartashev@rambler.ru
Наука. Общество. Оборона
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense