Sanctions, sanctions war
Nauka. Obŝestvo. Oborona
2021. Т. 9. № 4. С. 29–29.
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense
2021. Vol. 9, no. 4. P. 29–29.
UDC: 327
DOI: 10.24412/2311-1763-2021-4-29-29
Поступила в редакцию: 24.08.2021 г.
Опубликована: 16.10.2021 г.
Submitted: August 24, 2021
Published online: October 16, 2021
Для цитирования: Чанышев Р. Н., Исанов И. Э. Феномен «санкционной войны» в системе современных международных отношений // Наука. Общество. Оборона. 2021. Т. 9, № 4(29). С. 29-29. https://doi.org/10.24412/2311-1763-2021-4-29-29.
For citation: Chanyshev R. N., Isanov I. E. The phenomenon of the «sanctions war» in the system of modern international relations. Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2021;9(4):29-29. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2311-1763-2021-4-29-29.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
© 2021 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
© 2021 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Оригинальная статья
Феномен «санкционной войны»
в системе современных международных отношений
Рустем Наримович Чанышев 1 *, Илья Эдуардович Исанов 2
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет
г. Казань, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6482-1703, e-mail: spacecowboy85@bk.ru
2 Казанский (Приволжский) федеральный университет
г. Казань, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2548-1635, e-mail: isanovvvvilya23@gmail.com
Аннотация:
Политико-экономические санкции давно стали инструментом, получившим широкое распространение в системе международных отношений, которая имеет свойство эволюционировать. Такие меры применяются в соответствии с разными целями, такими как: внутриполитические, демонстрация силы, ослабление конкурентов, давление, защита и безопасность. Санкции прошли большой эволюционный путь в контексте истории, начиная с Древних времён и по сегодняшний день. Однако в современности причины и ход многих международных конфликтов видоизменились, поэтому и введение санкций модернизируется как инструмент под новые возможности и задачи. Изучение поставленной темы потребовало применения общенаучных методов исследования: анализ, синтез, описательный метод, а также специальных методов, как исторический, политико-правового анализа, системно-функциональный, которые позволили раскрыть данный вопрос в хронологической последовательности и дать определение термину «санкционная война» на базе модели взаимоотношений Соединённых Штатов Америки и Российской Федерации с 2014 года. Данный конфликт интересов является фундаментальным, наряду с другими примерами современности, они имеют общие характеристики, по которым можно составить упорядоченную структуру и сделать вывод. Таким образом, цель статьи – обозначить новое направление применения санкций в системе современных международных отношений, описать характеристики и выделить особенности феномена «санкционной войны», такие как: нецелесообразность военного конфликта между двумя центробежными силами международных отношений, применение политико-экономических санкций по отношению к друг другу, агрессивная риторика, мобилизация экономики и немедленные ответные действия. Гипотетически при закреплении данного термина в международном праве структура многих будущих конфликтов может измениться.
Ключевые слова:
современные международные отношения, история санкций, Россия, США,
международный конфликт, гибридная война
ВВЕДЕНИЕ
Определения санкциям в системе международных отношений разграничиваются в зависимости от классификаций. В самом широком смысле санкция – это элемент правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия для лица, нарушившего содержащееся в такой норме правило. В данном контексте «лицо» – это «актор» в системе международных отношений, будь это государство, корпорация, некоммерческая организация, отдельная личность, частная военная компания или наднациональное объединение.
Наиболее популярная классификация санкций описана в разделе VII Устава ООН, а именно: коммерческие или торговые, финансовые, санкции в отношении передвижения, дипломатические, спортивные, культурные и процессуальные санкции (лишение права голоса или исключение из организации) [6].
Не стоит разделять экономические и политические санкции, поскольку, как утверждает экономист и бывший директор по исследованиям в Совете по международным отношениям США Гэри Клайд Хафбауэр, экономические санкции – это «преднамеренные, вызванные действиями правительства меры по прекращению (или угрозы прекращения) традиционных торговых или финансовых отношений с политическими целями» [23].
Если разбирать причины и цели экономических санкций, они обязательно коррелируют с политическими интересами. Санкции применяются в основном согласно следующим целям (могут применяться для достижения несколько целей сразу):
- Внутриполитические причины. Могут иметь показной характер. Правительство вводит санкции против какого-либо актора с целью поддержания собственного благоприятного имиджа и повышения уровня доверия со стороны граждан.
- Демонстрация силы. Частая причина введения санкций связана с запугиванием другого субъекта согласно риск-менеджменту: цена введения санкций оказывается меньше, чем цена бездействия.
- Ослабление конкурентов на международной арене. Предотвращение проблем, связанных с усилением перепроизводства в регионе, либо с возможностью утратить ведущие позиции на региональном или глобальном уровне.
- Давление. Зачастую связано с желанием скорректировать в свою пользу внешнеполитический курс объекта санкций.
- Защита и безопасность. Отстаивание собственных национальных интересов, гарантия национальной безопасности. Например, государство может защищать отечественных производителей, накладывая налог на импортируемые товары.
ЭВОЛЮЦИЯ САНКЦИЙ
Международные санкции претерпели изменения в ходе исторического развития системы международных отношений. В Древней Греции существовал Афинский морской союз, в который входили полисы – города-государства. Он накладывал санкции на другие полисы, а главной его задачей была борьба против Персидской империи. Введением ограничений и запретов конфликт не начинался, скорее переходил в следующую фазу развития, после которой могла наступить либо эскалация, либо стороны приходили к перемирию после калибровки внешнеполитических курсов. Со времён Великих географических открытий и до двадцатого века самым популярным методом введения санкций были морские и сухопутные блокады. Так, с 1806 по 1814 гг. существовала «континентальная блокада» – комплекс санкционных мер Франции в отношении Великобритании. В ХХ веке международные политико-экономические санкции были структурной частью войн. После Второй мировой войны, в эпоху Холодной войны санкции стали неотъемлемой частью любого международного конфликта. Сам термин «санкции» был раскрыт после Первой мировой войны в уставе Лиги Наций в ст. 16 и получил своё продолжение в уставе Организации Объединённых Наций [11]. Санкции ООН прошли значительный путь от «всеобъемлющих» к «адресным», когда первые были в 1998 году признаны неэффективными и ухудшали жизнь населения государства-делинквента (нарушителя). В ХХI веке санкции могут применяться как отдельным государством, так и несколькими государствами коллективно в отношении объекта санкций.
НОВАЯ РОЛЬ САНКЦИЙ
Ограничительные меры являются составной частью «гибридной войны», то есть такого типа противостояния, при котором военные инструменты сочетаются с невоенными, «мягкая сила» дополняет «жесткую», а легальные способы борьбы соседствуют с противозаконными.
Усомниться в эффективности санкций сложно хотя бы потому, что такие ограничительные и запретительные меры практикуются с начала деятельности Лиги Наций и по сей день, однако результаты исследований, которые описаны в статье «Оценка эффективности введения санкций: Мировой опыт» В.М. Заеюрнюка и С. Алавифара, говорят о том, что лишь треть из всех случаев применения политико-экономических санкций была успешной [8]. В настоящее время существует понятие «санкционная война». Её модель и эффективность стоит рассматривать отдельно.
В системе современных международных отношений достаточно сложно начать классическую войну без коллективного одобрения со стороны ООН или группы влиятельных государств, оно носит крайне редкий характер. Войны достаточно дорогие в денежном эквиваленте и противоречат принципам общепринятого международного права. Также вооружённые конфликты означают дестабилизацию ситуации в регионе или в мире. И часто причины конфликта недостаточны для того, чтобы начать войну. В таком случае, например, государства применяют опцию введения международных политико-экономических санкций в соответствии с вышеописанными целями. А государство-объект санкций вводит ответные меры, после чего санкционные списки расширяются, а риторика официальных лиц, СМИ и иных инструментов агитации приобретает враждебный характер. Это и есть «санкционная война». Чтобы получить более четкое представление, рассмотрим модель отношений США и Российской Федерации, начиная с 2014 года по настоящее время. Данный случай представляется исключительно подходящим для исследования природы санкционных войн.
МОДЕЛЬ «САНКЦИОННОЙ ВОЙНЫ» (США – РФ)
Следует начать с санкций, введённых в связи с воссоединением Крыма с Россией и конфликтом на востоке Украины. Главным методологическим обоснованием эффективности санкций является достижение целей при их введении, поэтому стоит обозначить цели США в контексте данных событий. Со слов официальных представителей и президента США, целями являлись признание нового правительства Украины другими странами и Россией, а также дальнейшая международная изоляция РФ [13]. Однако эксперты и руководство Российской Федерации считают изоляцию невозможной, поскольку «Россия расширяет связи с большинством зарубежных стран в Евразии, Латинской Америке, Африке, в том числе с государствами ОДКБ, СНГ, Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), БРИКС» [5], ссылаясь на теорию экономической взаимозависимости и огромное количество международных политических, экономических и культурных связей между государствами, а «изоляция является лишь инструментом давления» [17]. Поэтому в контексте данной статьи стоит понимать международную изоляцию как ограничение политико-экономических связей России и Запада. Так, США приостановили подготовку к саммиту G8 в Сочи по мотивам ситуации в Украине [21]. Целями России на тот момент были: поддержка «легитимного президента Украины» В. Януковича и стабилизация ситуации в Украине» [7]. Позже, в марте 2014 г., в Крыму прошёл референдум по вопросу присоединения Крыма и Севастополя к России. Тогда же президент В.В. Путин официально расширил цели участия России в конфликте: защита украинского народа, несогласного со сменой правительства в Украине, а также «стратегической территории» Крыма, как фактора «стабильности в регионе» [14]. Данное заявление можно считать началом конфликта интересов, за которым последовали «санкции против ряда российских должностных лиц в виде замораживания их банковских счетов, ареста имущества и отказа в выдаче въездных виз» и т.д. [16]. В ответ МИД РФ опубликовал список санкций в отношении представителей США [12]. Согласно вышеописанной классификации оба субъекта взаимно придерживались следующих целей:
- ослабление конкурентов (предотвращение проблем),
- давление,
- защита и безопасность.
При такой модели стоит учитывать, что США и Россия, как крупные акторы, имеют значительную степень влияния в таких международных структурах как СБ ООН, МВФ, ОБСЕ, СНГ и другие. Это означает, что данные государства могут влиять на процесс принятия политических решений менее влиятельных государств. Так, например, министр иностранных дел России С.В. Лавров рассказал о «давлении США на ЕС в отношении антироссийских санкций» [9]. При данной модели конфликт невозможно устранить усилиями других государств во имя мира и стабильности – это одно из условий возникновения «санкционной войны», поскольку третьи страны менее влиятельные и попытка примирения носит в себе издержки для них, которые сосредоточены в потери разного рода контактов и связей со страной-участницей «санкционной войны», поэтому интересы таких государств также состоят в лояльном отношении к более влиятельным государствам.
В 2014 г. США вводили санкции финансовые, культурные, дипломатические, коммерческие и торговые, а также санкции в отношении передвижения. При этом процессуальные санкции вводились международными организациями, такими как «Большая восьмёрка», Организация Североатлантического договора и другими, в которых США имеет большую степень влияния. Далее санкционные списки дополнялись, расширялись и продлевались, а также появлялись новые причины введения санкций: обострение ситуации на востоке Украины, катастрофа Boeing 777, покушение на экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля, вооружённый конфликт в Сирии, обвинения в адрес России со стороны США в кибератаках, вмешательстве в выборы, распространении оружия массового поражения и жесткие меры, по мнению Запада, в отношении оппозиции в России. Однако эти санкции преследовали те же цели. Например, запрет на покупку государственных облигаций России на первичном рынке для банков, фондов и иных институтов США можно расценивать как попытку финансовой изоляции России.
Ответные действия Российской Федерации заключались в расширении списка лиц, подвергшихся санкциям в отношении передвижения, а также «российское эмбарго» – запрет на импорт иностранных товаров из стран, вводивших санкции против России или присоединившихся к ним. Эмбарго также расширялось, а в 2018 году был принят законопроект «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» [20].
Сложно оценивать эффективность санкций в данном случае, поскольку конфликт не снят с международной повестки. Несмотря на то, что лидеры обеих стран провели двустороннюю встречу с целью координации действий по «стратегической стабильности» [19], официальные представители России допускают введение новых санкций против России, «поскольку они закреплены на законодательном уровне в США» [18], а в Сенате США даже после небольшой разрядки требуют принять новые меры против «Северного потока-2» [4] – газопровода в страны ЕС – с целью экономической изоляции России от Европы.
Можно сделать промежуточные выводы: Россия признала новое правительство Украины, что являлось «хорошей возможностью для урегулирования украинского кризиса» [10], также нельзя утверждать, что РФ оказалась в международной изоляции, поскольку Россия активно поддерживает бизнес-контакты со странами Европы, например, проект газопровода «Северный поток-2», хотя его полноценный запуск остаётся открытым вопросом, который решается РФ и ЕС. Геополитически важная территория Крыма и Севастополя находится под контролем РФ несмотря на то, что остаётся не признанной большинством стран Мира и ни одной страной из «Большой семёрки», восток Украины остаётся нестабильной территорией.
Эксперты посчитали убытки России и США в связи с «санкционной войной», среди них: «технологический откат», отток иностранного капитала, повышенные темпы инфляции, девальвация рубля, общий макроэкономический эффект и т.д. [15], хотя «основной причиной рецессии 2015 года стали не санкции» [2]. Как и любой вооружённый конфликт, «санкционная война» также несёт в себе издержки в экономической, культурной, дипломатической и иных сферах.
ПАТТЕРН «САНКЦИОННОЙ ВОЙНЫ»
Одной из особенностей войн в международных отношениях считаются быстрые темпы развития наукоёмкости экономики, которая в большей мере связана с эффектом низкой базы. Например, во время Второй мировой войны учёные создали секретный британский компьютер «Колосс» (Colossus) для расшифровки перехваченных немецких радиосообщений, зашифрованных с помощью системы «Lorenz SZ». Это дало стратегическое преимущество странам-союзникам, в частности Великобритании. Впоследствии это оказало влияние на всю отрасль компьютеростроения, криптографии и шифрования.
Во время войны интеллектуальные и материальные ресурсы в государствах аккумулируются и работают в синтезе согласно военным нуждам, а в мирное время такой эффект практически недостижим. Подобный пример можно привести и в соответствии с вышеописанной моделью отношений США и РФ: при «санкционной войне» существует риск, хоть и минимальный, отключения России от международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей SWIFT, которая обеспечивает расчёты за экспортируемые Россией сырьё и товары. Достаточно большое влияние в организации имеют США и, исходя из вышеописанного, гипотетически они могут пойти на то, чтобы повлиять на решение об отключении России от системы. Так, с декабря 2014 г. Банк России предоставляет кредитным организациям свою систему передачи финансовых сообщений (СПФС). Её использование в качестве альтернативы или дополнения к SWIFT позволит иностранным банкам и компаниям сократить операционные издержки [1]. Сейчас СПФС является не просто мерой против возможного отключения России от SWIFT, а более выгодной и, главное, отечественной технологией. Поэтому Банк России поставил цель довести долю СПФС в рамках внутрироссийского трафика до 30% к 2023 году [22]. Это и есть развитие наукоёмкости экономики с учётом эффекта низкой базы, ибо до 2014 г. подобной финансовой альтернативы в России не было.
Описанная выше модель не является единственной: отношения США и Ирана, США и Китая, ЕС и России – также удовлетворяют критериям и характеристикам «санкционной войны».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать вывод. «Санкционная война» – это модель международного политико-экономического конфликта, когда между субъектами международных отношений, имеющими значительную степень влияния на систему, существуют взаимные фундаментальные претензии, однако открытый вооружённый конфликт невозможен, и стороны прибегают к международным политико-экономическим санкциям в соответствии с целями их введения. Принятые меры побуждают ответные действия, риторика носит враждебный характер, экономика мобилизуется с целью подавления негативных эффектов противостояния, конфликт прогрессирует и оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Стоит отметить, что международное право не предусматривает существование «санкционной войны» и рассматривает подобные примеры с точки зрения обычных международно-правовых санкций, которые являются суверенным инструментом государства. Юридическое закрепление понятия «санкционной войны» гипотетически означает революцию в понимании вводимых ограничительных мер и значительно увеличивает вероятность критического отношения к таким мерам со стороны международного сообщества.
Список литературы
- Алексеевских А. БРИКС без SWIFT. Российская Система передачи финансовых сообщений расширяет зону действия. – Известия, 18.05.2018.
- Гальчева А. Экономисты оценили потери России от санкций в ₽800 млрд. – РБК, 06.08.2019.
- Барковский А. Н., Алабян С. С., Морозенкова О. В. Последствия западных санкций и ответных санкций РФ. – Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 9. С. 3-7.
- В Сенате США требуют ввести новые санкции против "Северного потока-2". – ПРАЙМ. Агентство экономической информации, 29.07.2021.
- Полякова В. Лавров исключил изоляцию России в мире. – РБК, 08.07.2021.
- Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии (Глава VII Устава ООН). – Совет Безопасности ООН.
- Думский комитет по делам СНГ: Янукович остается легитимным президентом. – РИА Новости, 25.02.2014.
- Заернюк В. М., Алавифар С. Оценка эффективности введения санкций: мировой опыт. – Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 42. С. 27-37.
- Лавров рассказал о давлении США на ЕС в отношении антироссийских санкций. –Lenta.ru, 25.12.2014.
- Лавров: Россия признала Порошенко, несмотря на все "нюансы". – ТАСС, 25.08.2014.
- Лига наций. Устав. Принят 10 января 1920 года. – Документы XX века.
- МИД РФ опубликовал ответный список санкций против США. – Аргументы и Факты, 20.03.2014.
- Обама обсудил с советниками действия в отношении России в связи с событиями в Крыму. – ТАСС, 04.03.2014.
- Обращение Президента Российской Федерации. – Президент России [Сайт], 18.03.2014.
- Пармезанские войны: почем эмбарго для народа. – Газета.ru, 06.08.2020.
- Последствия санкций против России. – Профессионалы.ru, 05.05.2014.
- Путин считает невозможной международную изоляцию России. – ТАСС, 12.10.2016.
- Пётр Николаев. «Санкции навсегда»: к чему готовится Россия. – Газета.ru, 07.06.2021.
- Российско-американские переговоры. – Президент России [Сайт], 16.06.2021.
- Российская Федерация. Законы. О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств. Федеральный закон: принят Государственной Думой 25.05.2018: одобрен Советом Федерации 30.05.2018. – Система обеспечения законодательной деятельности. Законопроект №441399.
- США приостановили подготовку к саммиту G8 в Сочи. – Lenta.ru, 02.03.2014.
- ЦБ решил довести долю сообщений через аналог SWIFT до 30% к 2023 году. –Известия, 14.04.2021.
- Gary Clyde Hufbauer, Jeffrey J. Schott, Kimberly Ann Elliott, and Barbara Oegg. Economic Sanctions Reconsidered, 3rd edition. – Peterson Institute for International Economics. 2007. – 233 p. – P. 21-22.
Информация об авторах
Чанышев Рустем Наримович, кандидат наук, старший преподаватель кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Российская Федерация.
Исанов Илья Эдуардович, студент кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Чанышев Рустем Наримович, e-mail: spacecowboy85@bk.ru
INTERNATIONAL RELATIONS
Original Paper
The phenomenon of the «sanctions war»
in the system of modern international relations
Rustem N. Chanyshev 1 *, Ilya E. Isanov 2
1 Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6482-1703, e-mail: spacecowboy85@bk.ru
2 Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2548-1635, e-mail: isanovvvvilya23@gmail.com
Abstract:
Political and economic sanctions have long become an instrument that has become widespread in the system of international relations, which tends to evolve. Such measures are applied in accordance with various purposes, such as: domestic political, demonstration of force, weakening of competitors, pressure, protection and security. Sanctions have come a long evolutionary path in the context of history, from ancient times to the present day. However, in modern times, the causes and course of many international conflicts have changed, therefore, the imposition of sanctions is being modernized as an instrument for new opportunities and tasks. The study of this topic required the application of scientific research methods: analysis and synthesis, descriptive method, as well as special methods, such as historical critical method, a legal and political analysis, an in-depth and systemic analysis, which allowed to reveal this issue in chronological order and to define the term "sanctions war" on the base of the model in the relationship between the United States of America and the Russian Federation since 2014. This conflict of interest is fundamental, along with other examples of modern time, they have common characteristics, according to which an ordered structure can be drawn up and a conclusion can be made. Thus, the purpose of the article is to identify a new direction of the application of sanctions in the system of modern international relations, to describe the characteristics and highlight the features of the phenomenon of the "sanctions war", such as: the inexpediency of a military conflict between two centrifugal forces of international relations, the applications of political and economic sanctions to each other, aggressive rhetoric, mobilization of the economy and immediate responses. Hypothetically, with the consolidation of this term in international law, the structure of many future conflicts may change.
Keywords:
modern international relations, history of sanctions, Russia, USA, international conflict, hybrid war
References
- Anastasiya Alekseevskikh, 2018, BRIKS bez SWIFT. Rossiiskaya Sistema peredachi finansovykh soobshchenii rasshiryaet zonu deistviya [BRICS without SWIFT. The Russian system of transmission of financial messages expands the coverage area]. – Izvestiya, 18.05.2018. (In Russ.)
- Anna Gal'cheva, 2019, Ekonomisty otsenili poteri Rossii ot sanktsii v ₽800 mlrd[Economists estimated Russia's losses from sanctions at 800 billion rubles]. – RBK, 06.08.2019. – URL: https://www.rbc.ru/economics/14/08/2019/5d51780c9a7947cd5eb6eb56 (In Russ.)
- Barkovskii A. N., Alabyan S. S., Morozenkova O. V., 2015, Posledstviya zapadnykh sanktsii i otvetnykh sanktsii RF [Consequences of Western sanctions and retaliatory sanctions of the Russian Federation]. – Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik. 2015. № 9. S. 3-7. (In Russ.)
- V Senate SShA trebuyut vvesti novye sanktsii protiv "Severnogo potoka-2" [The US Senate demands to introduce new sanctions against Nord Stream-2]. – PRAIM. Agentstvo ekonomicheskoi informatsii, 29.07.2021. (In Russ.)
- Viktoriya Polyakova, 2021, Lavrov isklyuchil izolyatsiyu Rossii v mire[Lavrov ruled out isolation of Russia in the world]. – RBK, 08.07.2021. (In Russ.)
- Deistviya v otnoshenii ugrozy miru, narushenii mira i aktov agressii (Glava VII Ustava OON) [Actions in relation to threats to peace, violations of peace and acts of aggression (Chapter VII of the UN Charter)]. – Sovet Bezopasnosti OON. (In Russ.)
- Dumskii komitet po delam SNG: Yanukovich ostaetsya legitimnym prezidentom [Duma Committee on CIS Affairs: Yanukovych remains the legitimate president]. – RIA Novosti, 25.02.2014. (In Russ.)
- Zaernyuk V. M., Alavifar S., 2015, Otsenka effektivnosti vvedeniya sanktsiĭ: mirovoĭ opyt [Assessment of the effectiveness of sanctions: World experience]. – Finansovaya analitika: problemy i resheniya. 2015. № 42. S. 27-37. (In Russ.)
- Lavrov rasskazal o davlenii SShA na ES v otnoshenii antirossiiskikh sanktsii [Lavrov spoke about the US pressure on the EU regarding anti-Russian sanctions]. – Lenta.ru, 25.12.2014. (In Russ.)
- Lavrov: Rossiya priznala Poroshenko, nesmotrya na vse "nyuansy" [Lavrov: Russia recognized Poroshenko, despite all the "nuances"]. – TASS, 25.08.2014. (In Russ.)
- Liga natsii. Ustav. Prinyat 10 yanvarya 1920 goda[League of Nations. Regulation. Adopted on January 10, 1920]. – Dokumenty XX veka. (In Russ.)
- MID RF opublikoval otvetnyi spisok sanktsii protiv SShA [The Russian Foreign Ministry has published a response list of sanctions against the United States]. – Argumenty i Fakty, 20.03.2014. (In Russ.)
- Obama obsudil s sovetnikami deistviya v otnoshenii Rossii v svyazi s sobytiyami v Krymu [Obama discussed with his advisers actions against Russia in connection with the events in Crimea]. – TASS, 04.03.2014. (In Russ.)
- Obrashchenie Prezidenta Rossiiskoi Federatsii [Address of the President of the Russian Federation]. – Prezident Rossii [Sait], 18.03.2014. (In Russ.)
- Parmezanskie voiny: pochem embargo dlya naroda [Guerrilla wars: why the embargo is for the people]. – Gazeta.ru, 06.08.2020. (In Russ.)
- Posledstviya sanktsii protiv Rossii [Consequences of sanctions against Russia]. –Professionaly.ru, 05.05.2014. (In Russ.)
- Putin schitaet nevozmozhnoi mezhdunarodnuyu izolyatsiyu Rossii [Putin considers Russia's international isolation impossible]. – TASS, 12.10.2016. (In Russ.)
- Petr Nikolaev, 2021, «Sanktsii navsegda»: k chemu gotovitsya Rossiya ["Sanctions forever": what Russia is preparing for]. – Gazeta.ru, 07.06.2021. (In Russ.)
- Rossiisko-amerikanskie peregovory [Russian-American negotiations]. – Prezident Rossii [Sait], 16.06.2021. (In Russ.)
- Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. O merakh vozdeistviya (protivodeistviya) na nedruzhestvennye deistviya Soedinennykh Shtatov Ameriki i inykh inostrannykh gosudarstv. Federal'nyi zakon: prinyat Gosudarstvennoi Dumoi 25.05.2018: odobren Sovetom Federatsii 30.05.2018[Russian Federation. Laws. On measures to influence (counteract) the unfriendly actions of the United States of America and other foreign States. Federal Law: adopted by the State Duma on 25.05.2018: approved by the Federation Council on 30.05.2018]. –Sistema obespecheniya zakonodatel'noi deyatel'nosti. Zakonoproekt №441399. (In Russ.)
- SShA priostanovili podgotovku k sammitu G8 v Sochi [The US has suspended preparations for the G8 summit in Sochi]. – Lenta.ru, 02.03.2014. (In Russ.)
- TsB reshil dovesti dolyu soobshchenii cherez analog SWIFT do 30% k 2023 godu [The Central Bank decided to increase the share of messages via the SWIFT analogue to 30% by 2023]. – Izvestiya, 14.04.2021. (In Russ.)
- Gary Clyde Hufbauer, Jeffrey J. Schott, Kimberly Ann Elliott, and Barbara Oegg, 2007, Economic Sanctions Reconsidered, 3rd edition. Peterson Institute for International Economics. 2007. – 233 p. – P. 21-22 (In Eng.)
Information about the authors
Rustem N. Chanyshev, Cand. Sci. (History), Senior lecturer of the Department of international relations, world policy and diplomacy, Institute of international relations, Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russian Federation.
Ilya E. Isanov, Student of the Department of international relations, world policy and diplomacy, Institute of international relations, Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russian Federation.
Corresponding author
Rustem N. Chanyshev, e-mail: spacecowboy85@bk.ru
Наука. Общество. Оборона
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense