Nauka. Obŝestvo. Oborona
2021. Т. 9. № 1
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense
2021. Vol. 9. № 1
Online First
UDC: 351
DOI: 10.24411/2311-1763-2021-10266
Поступила в редакцию: 09.12.2020 г.
Опубликована: 14.01.2021 г.
Submitted: December 9, 2020
Published online: January 14, 2021
Для цитирования: Синицын М. В., Макушин А. В., Суржик Д. В. «Турбулентная» весна 2020 г. в США: идейные истоки, риски и последствия для политической жизни. Наука. Общество. Оборона. 2021;9(1): - . DOI: 10.24411/2311-1763-2021-10266.
For citation: Sinitsyn M. V., Makushin A. V., Surzhik D. V. “Turbulent” spring 2020 in the USA: ideological sources, risks and consequences for political life. Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2021;9(1): - . (In Russ.) DOI: 10.24411/2311-1763-2021-10266.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
ОБЩЕСТВЕННАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Оригинальная статья
«Турбулентная» весна 2020 г. в США:
идейные истоки, риски и последствия для политической жизни
М. В. Синицын 1, А. В. Макушин 2, Д. В. Суржик 3, 4
1 Научно-исследовательский центр «Репократия»,
г. Москва, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4480-5789, e-mail: m.v.sinitsyn@gmail.com
2 Фонд содействия патриотическому воспитанию «Ист-патриотика»,
г. Москва, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6237-5260, e-mail: a.v.mackushin@yandex.ru
3 Центр по изучению войн и геополитики Института всеобщей истории РАН,
г. Москва, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4865-6821, e-mail: dimsu@inbox.ru
4 Центр по истории Второй мировой войны
Государственного академического университета гуманитарных наук,
г. Москва, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4865-6821, e-mail: dimsu@inbox.ru
Аннотация:
Весной-летом 2020 года в различных городах США прошли массовые беспорядки, спровоцированные гибелью афроамериканца Джорджа Флойда. Имевший и ранее приводы в полицию, Флойд погиб от удушья во время задержания по подозрению в совершении преступления. Видеозапись задержания с моментом удушения Флойда полицейским Дереком Шовином вызвала массовые акции неповиновения властям, обнажив многие идеологические, политические и социально-экономические проблемы в США. В докладе содержится авторский краткосрочный прогноз вероятного развития ситуации. В статье, разработанной летом 2020 г., авторы ставили целью рассмотреть причины и вероятные предпосылки развития массовых беспорядков в США, включая ответ федеральных властей на широкие акции неповиновения (с учетом предстоявшей тогда предвыборной президентской гонки). Авторы выделяют четыре основных фактора, которые оказали влияние на возникновение и развитие конфликта. Во-первых, взятые «на вооружение» Демократической партией США троцкистские методы, которые заключаются в раскачивании американской политической системы под предлогами борьбы за права различных меньшинств. Избрание первого чернокожего президента (Б.Х. Обамы) знаменовало собой постепенное нагнетание в обществе «расового вопроса», которое наиболее наглядно проявилось в «войне с памятниками» руководителям проигравшей стороны в Гражданской войне 1861 – 1865 гг. Во-вторых, в ходе массовых беспорядков весны-лета 2020 г. в Соединенных Штатах удалось избежать массового применения оружия, которое находится на руках у частных лиц и частных военных компаний. В-третьих, в ходе рассматриваемых массовых беспорядков в США очевидным стал откровенный саботаж решений Д. Трампа по использованию Армии США и Национальной Гвардии против мятежников. В-четвертых, Республиканская партия США, сосредоточившись на «исправлении» итогов внешней политики Б.Х. Обамы, не сумела предложить конструктивную программу и проиграла президентские выборы 2020 года. Однако это не означает, что «политике большой дубинки» Соединенных Штатов пришел конец.
Ключевые слова:
Соединенные Штаты Америки, Конституция США, Антифа, консерватизм, либерализм,
Север и Юг, «серые зоны», политическая культура, массовые беспорядки, ЧВК
ВВЕДЕНИЕ
Главными идеями, с которым выступали протестующие в США в конце мая – середине июня 2020 г., были гражданская свобода (за счет ограничений прав полиции) и равноправие перед законом, которое, однако, быстро выродилась в черный (анти)расизм по отношению к белокожему населению, уничтожение памятников (не только американским генералам-конфедератам) и унизительные акции. Радикализации протеста, как мы полагаем, способствуют три фактора. Во-первых, нечеткие положения Конституции и Билля о правах, где говорится о гражданской свободе как высшей ценности. Во-вторых, в связи с этим, в США была выстроена политическая система, которую характеризуют перманентная борьба органов власти, уравновешенных в своих потенциалах (если рассматривать «горизонтальные» срезы, то есть на одном уровне полномочий) [1]. В-третьих, отсутствие у государствообразующих политических партий конструктивной и универсальной повестки после того, как пал последний геополитический противник США – Советский Союз. Наконец, в четвертых, радикализации и обретению «левых триггеров» любой формы протеста способствует инфильтрация в американскую политическую элиту идей и методов троцкизма еще в 1930-х гг. (1). Поэтому любое недовольство «раскачивается» оппозиционными политиками в своих личных сиюминутных интересах (2).
У центральной власти в США (в силу не столько личных, сколько объективных, связанных с «уравновешенностью», описанной выше) нет единой позиции по вопросу противодействия массовому протестному движению. С одной стороны, действующий президент США находится в состоянии цугцванга перед началом президентской гонки. Поэтому, очевидно, Д. Трамп высказывается в духе необходимости соблюдения Конституции и оставляет борьбу с беспорядками отдельным губернаторам, ограничившись лишь вводом Национальной гвардии в столицу. С другой стороны, в Вашингтон не были введены регулярные войска из-за несогласия с этим решением министра обороны М. Эспера. Налицо прямое неподчинение кадрового военного, подполковника в отставке и опытного политика Эспера приказу Верховного Главнокомандующего, которое было озвучено в ходе специально созванной пресс-конференции [2]. В этой связи отметим, что Д. Трамп последовательно ухудшал отношения со всеми видами войск Вооруженных сил США: с Корпусом морской пехоты и Военно-морскими силами – отставкой Д. Мэттиса, с воздушно-десантными войсками Армии США – в лице М. Эспера.
АКТИВИЗАЦИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ИГРОКОВ
Паралич исполнительной власти ведет к активизации негосударственных игроков. В футуристических прогнозах Национального совета разведки США (НСР) и аналитической корпорации «РЭНД» уже неоднократно отмечалось, что к 2030 г. Соединенные Штаты уйдут с позиции мирового лидера, а внутри страны начнется транзит полномочий государственной власти в пользу негосударственных игроков [3]. Основными инструментами этого процесса внутри страны и во внешней политике США, как мы полагаем, станут транснациональные корпорации (ТНК) и связанные с ними частные военные компании (ЧВК) [4]. Крупнейшие мировые ТНК, расположенные в США, уже поддержали решение основной части губернаторов штатов объявить мораторий на использование регулярных войск и Национальной гвардии против участников народных волнений. Они также и поддержали требования «уважительного отношения» к чернокожим [5].
Как показывают примеры из российской истории, при параличе власти (будь то осень 1917 г. или «парад суверенитетов от СССР» в начале 1990-х гг.) ее функции на местах берут на себя незаконные вооруженные формирования (будь то «боевка» партии социалистов-революционеров или же «Вооруженные силы Ичкерии»). Они вполне способны установить контроль над территориями, которые стали «серыми зонами» (4). При этом если парамилитарные формирования осуществляют силовой контроль, то экономические аспекты достаются избранным частным компаниям.
Потенциальную взрывоопасность конфликту граждан и власти в США придает наличие на руках у американского населения огромного количества как травматического, так и летального оружия: 120,5 единиц оружия на 100 жителей Соединенных Штатов [6]. Наличие подобного арсенала может привести к неконтролируемому его использованию. Скатыванию отдельных городов США в состояние «серой зоны» способствуют массовые публичные акции по «покаянию» полицейских и солдат Национальной гвардии, проводимые по приказу гражданских властей. Эти шаги способствуют поляризации сотрудников государственных органов власти: снижению их моральной ответственности относительно власти и присяги вплоть до непротивления и даже дезертирства в ряды повстанцев – с одной стороны, а с другой – образованию высокомотивированного антиповстанческого меньшинства, ярким примером которого являются украинские «территориальные батальоны», возникшие после государственного переворота конца 2013 – весны 2014 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пример массовых беспорядков весны-лета 2020 г. в США несет в себе ряд важных важный уроков. Во-первых, в области конституционного строительства: нежизнеспособность идеи о том, что гражданская свобода есть следствие уравновешенно-конкурирующих органов государственной власти. Во-вторых, недопустимости поддержки радикальных действий со стороны публичных политиков. В-третьих, о недопустимости «исторического примирения» между враждовавшими в прошлом силами за счет унижения одной из них (3).
Обращаясь к вероятным сценариям ситуации, отметим, что Республиканская партия, увлекшись внешнеполитической повесткой, упустила внутриполитические проблемы и фактически отдала их на откуп популистам из Демократической партии. Нерешительность Д. Трампа по наведению порядка и его проблемные отношения с министрами обороны (тем более представляющими разные виды вооруженных сил и рода войск) лишают его поддержки и в рядах армии США. Таким образом, Трамп раскалывает даже своих сторонников (5). В условиях, когда протестующие и Демократическая партия задают повестку, а республиканец-президент старается не реагировать на нее, дальнейшее промедление будет стоить ему президентского кресла. Единственный шанс республиканцев на сохранение власти – попытка сплотить страну перед лицом внешней угрозы (6).
Можно предполагать, что лидеры Демократической партии, придя в Белый дом в начале 2021 г., осуществят комплекс мер: «транзит власти» от государства негосударственным игрокам наряду со «стратегией анаконды» в отношении самоорганизовавшихся коммун протестующих. Решиться на применение силы они смогут, лишь используя внешнеполитический предлог (как было с бомбардировками Югославии в 1999 г.). И такой предлог есть: активизация боевых действий в Юго-Восточных регионах Украины. Таким образом, сможет сработать повторный сценарий отвлечения массового внимания на внешний конфликт для того, чтобы решить внутренние противоречия.
Примечания
Список литературы
Информация об авторах
Синицын Максим Владиславович, старший эксперт Научно-исследовательского центра «Репократия», г. Москва, Российская Федерация.
Макушин Александр Владимирович, сопредседатель фонда «Ист-патриотика», г. Москва, Российская Федерация.
Суржик Дмитрий Викторович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, доцент Государственного академического университета гуманитарных наук, г. Москва, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Суржик Дмитрий Викторович, e-mail: dimsu@inbox.ru
PUBLIC AND STATE SECURITY
Original Paper
“Turbulent” spring 2020 in the USA:
ideological sources, risks and consequences for political life
Maxim V. Sinitsyn1, Alexander V. Makushin 2, Dmitry V. Surzhik 3, 4
1 Repocracy Research Center,
Moscow, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4480-5789, e-mail: m.v.sinitsyn@gmail.com
2 Foundation for the Promotion of Patriotic Education "Ist-Patriotika",
Moscow, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6237-5260, e-mail: a.v.mackushin@yandex.ru
3 Center for the Study of Wars and Geopolitics of the Institute of General History
of the Russian Academy of Sciences,
Moscow, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4865-6821, e-mail: dimsu@inbox.ru
4 Center for the History of World War II of the State Academic University of the Humanities,
Moscow, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4865-6821, e-mail: dimsu@inbox.ru
Abstract:
In the spring and summer of 2020, riots erupted in various U.S. cities, triggered by the death of African-American George Floyd. Floyd, who had a prior police record, died of asphyxiation during his arrest on suspicion of committing a crime. The video of Floyd's strangulation by police officer Derek Chauvin sparked mass demonstrations of defiance, exposing many ideological, political and socio-economic problems in the United States. The report contains the author's short-term forecast of the likely development of the situation. In this article, developed in the summer of 2020, the authors sought to address the causes and probable causes of mass unrest in the United States, including the federal government's response to widespread acts of defiance (given the presidential election race that was then underway). The authors identify four main factors that influenced the emergence and development of the conflict. First, the Trotskyite methods adopted by the Democratic Party in order to sway the American political system under the pretext of fighting for the rights of different minorities. The election of the first black president (B.H. Obama) marked a gradual increase of the "racial question" in society, which was most clearly manifested in the "war of monuments" to the leaders of the losing side in the Civil War of 1861-1865. Second, the mass riots of the Spring-Summer of 2020 in the United States avoided the mass use of weapons in the hands of private individuals and private military companies. Third, during the mass riots in the United States in question, the outright sabotage of D. Trump's decisions to use the U.S. Army and National Guard against the rioters was evident. Fourthly, the U.S. Republican Party, focusing on "fixing" the outcome of B.H. Obama's foreign policy, failed to offer a constructive program and lost the 2020 presidential election. However, this does not mean that the "big stick policy" of the United States is over.
Keywords:
United States of America, U.S. Constitution, Antifa, conservatism, liberalism,
North and South, gray zones, political culture, mass riots
INTRODUCTION
The main ideas espoused by protesters in the United States in late May to mid-June 2020 were civil liberty (at the expense of restrictions on police rights) and equality before the law, which, however, quickly degenerated into black (anti-)racism toward the white population, the destruction of monuments (not just to American Confederate generals), and humiliating actions. Three factors contribute to the radicalization of protest, we believe. First, the ambiguous provisions of the Constitution and the Bill of Rights, which speak of civil liberty as a supreme value. Secondly, in this connection, the United States has built a political system characterized by a permanent struggle between the authorities balanced in their capacities (if we consider the "horizontal" slices, i.e. at the same level of authority) [1]. Third, the absence of a constructive and universal agenda among the state-forming political parties after the fall of the last geopolitical adversary of the USA - the Soviet Union. Finally, fourth, the infiltration of the ideas and methods of Trotskyism into the American political elite back in the 1930s contributes to the radicalization and acquisition of "leftist triggers" of any form of protest (1). Therefore, any discontent is "swayed" by the opposition politicians for their personal immediate interests (2).
The central authorities in the USA (due not so much to their personal, but rather to the objective reasons connected with the "equilibrium" described above) do not have a common position on the issue of counteraction to the mass protest movement. On the one hand, the incumbent U.S. President is in a state of tug-of-war before the start of the presidential race. Therefore, apparently, D. Trump speaks in the spirit of the need to comply with the Constitution and leaves the fight against the riots to the individual governors, limiting himself to the entry of the National Guard into the capital. On the other hand, regular troops have not been brought into Washington because of disagreement with this decision of Defense Secretary M. Esper. This was a direct disobedience of the career military officer, retired Lieutenant Colonel, and experienced politician Esper to the order of the Commander-in-Chief, which was announced at a specially called press conference [2]. In this regard, we note that D. Trump has consistently deteriorated relations with all branches of the U.S. Armed Forces: with the Marine Corps and the Navy - with the resignation of D. Mattis, with the airborne troops of the U.S. Army - in the person of M. Esper.
THE ACTIVATION OF NON-STATE ACTORS
The paralysis of the executive branch leads to the activation of non-state players. The futuristic forecasts of the U.S. National Intelligence Council (NIC) and the RAND Intelligence Corporation have repeatedly noted that by 2030 the United States will be the world leader. The United States will withdraw from its position as a world leader, and domestically the transit of state power in favor of non-state players will begin (see [3]). We believe that the main instruments of this process inside the country and in the US foreign policy will be the transnational corporations (TNCs) and their associated private military companies (PMCs) (see [4]). The world's largest TNCs, located in the U.S., have already supported the decision of most of the state governors to declare a moratorium on the use of regular troops and the National Guard against the participants in the popular unrest. They have also supported the demand for "respectful treatment" of black people [5].
As the examples of Russian history show, in the case of the paralysis of power (whether in the autumn of 1917, or during the "parade of sovereignty from the USSR" in the early 1990s) its functions in the field are taken over by illegal armed units (whether it is the "militia" of the Socialist-Revolutionary Party, or the "Armed Forces of Ichkeria"). They are quite capable of establishing control over the territories, which have become "gray zones" (4). At the same time, while paramilitary formations exercise force control, the economic aspects go to selected private companies.
The potential explosiveness of the conflict between the citizens and the authorities in the United States is given by the huge number of both traumatic and lethal weapons in the hands of the American population: 120.5 guns per 100 people in the United States (6). The availability of such an arsenal can lead to its uncontrolled use. The slide of individual U.S. cities into a "gray zone" state is facilitated by massive public actions of "repentance" of police officers and National Guard soldiers, ordered by the civil authorities. These steps contribute to the polarization of state authority employees: their moral responsibility regarding the authorities and oaths is reduced to non-resistance and even desertion to the ranks of the insurgents - on the one hand, and on the other hand, the formation of a highly motivated anti-insurgency minority, a striking example of which is the Ukrainian "territorial battalions" that emerged after the coup d'état in late 2013 - spring 2014.
CONCLUSION
The example of the Spring/Summer 2020 riots in the United States carries with it a number of important lessons. First, in the area of constitutional construction: the unsustainability of the idea that civil liberty is a consequence of equilibrium-competing state authorities. Second, the unacceptability of public politicians' support for radical action. Third, the inadmissibility of a "historical reconciliation" between forces that have fought in the past at the expense of one of them (3).
Turning to the likely scenarios of the situation, we should note that the Republican Party, carried away by the foreign policy agenda, missed the domestic political problems and actually gave them up to the populists of the Democratic Party. D. Trump's hesitation to restore order and his problematic relations with the defense ministers (especially those representing different branches of the military) deprive him of support in the ranks of the U.S. armed forces as well. Thus, Trump is splitting even his supporters (5). With protesters and the Democratic Party setting the agenda and the Republican president trying not to respond to it, further delay will cost him the presidency. The Republicans' only chance of staying in power is to try to rally the country in the face of an outside threat (6).
We can assume that the leaders of the Democratic Party, coming to the White House in early 2021, will implement a set of measures: The "transit of power" from the state to the non-state players, along with an "anaconda strategy" in relation to the self-organized communities of protesters. They can decide to use force only by using a foreign policy pretext (as was the case with the bombing of Yugoslavia in 1999). And there is such a pretext: the intensification of hostilities in the southeastern regions of Ukraine. In this way, a repeated scenario of distracting mass attention to the external conflict in order to resolve internal contradictions can work.
Notes
References
Information about the authors
Maxim V. Sinitsyn, Senior expert of the Research Center "Repocracy", Moscow, Russian Federation.
Alexander V. Makushin, Co-chair of the “Ist-Patriotica” Foundation, Moscow, Russian Federation.
Dmitry V. Surzhik, Cand. Sci (History), Senior Researcher, Institute of World History, Russian Academy of Sciences (IWH RAS), Assoc. Prof., State Academic University of Humanities (GAUGN), Moscow, Russian Federation.
Corresponding author
Dmitry V. Surzhik, e-mail: dimsu@inbox.ru
Наука. Общество. Оборона
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense