Nauka. Obŝestvo. Oborona
2020. Т. 8. № 4
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense
2020. Vol. 8. № 4
UDC: 930.2(47) «1910/1941»
DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10261
Поступила в редакцию: 10.06.2020 г.
Опубликована: 04.11.2020 г.
Submitted: June 10, 2020
Published online: November 4, 2020
Для цитирования: Аверченко С. В. Довоенный период развития Эксплуатационно-технической службы отечественных ВВС: современная российская историография (1992 – 2020 гг.). Наука. Общество. Оборона. Москва. 2020;8(4):45-45. DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10261.
For citation: Averchenko S. V. Pre-war period of development of the Operational and technical service of the Russian Air Force: modern Russian historiography (1992 – 2020). Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2020;8(4):45-45. (In Russ.)
DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10261.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
ИСТОРИОГРАФИЯ
Оригинальная статья
Довоенный период развития
Эксплуатационно-технической службы отечественных ВВС: современная российская историография (1992 – 2020 гг.)
С. В. Аверченко 1
1 ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия
имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»,
г. Воронеж, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1831-9100, e-mail: aviator1ww@mail.ru
Аннотация:
Введение. В настоящей статье предпринята попытка произвести обзор современной российской историографии развития эксплуатационно-технической службы Военно-воздушных сил России и СССР в 1910–1941 гг. Учитывая небольшое количество специальных работ по данной теме, автор рассматривал и комплексные труды по истории отечественных ВВС в целом, и работы по истории ВВС в отдельные периоды, в которых она затронута частично.
Содержание. Проанализирован широкий пласт исторических работ, в той или иной мере касающихся истории эксплуатационно-технической службы ВВС: комплексные труды по истории ВВС, исследования по истории ВВС в разные периоды времени, немногочисленные работы по истории инженерно-авиационной службы, учебники и учебные пособия военных академий, биографические работы и доклады на научных конференциях. Показано, что современные российские историки уделили развитию эксплуатационно-технической службы ВВС в довоенный период больше внимания, чем их предшественники советского периода. Выделены некоторые комплексные работы, касающиеся темы исследования. Немногие работы, написанные непосредственно по теме, разобраны подробно.
Заключение. Проанализирована степень изученности темы в современной российской исторической науке. В процессе исследования выделены наиболее и наименее разработанные аспекты темы. Сделаны выводы о причинах различного изучения разных сторон развития службы. Указаны объективные факторы, ограничивающие круг читателей разработанных военно-исторических трудов по указанной теме. Выделены лучшие труды по довоенной истории эксплуатационно-технической службы отечественных Военно-воздушных сил и наиболее изученные в рассматриваемый период аспекты темы, показаны направления, требующие дальнейших исследований.
Ключевые слова:
Первая мировая война, Гражданская война в России, межвоенный период,
Военно-воздушные силы, ВВС, инженерно-авиационная служба, ИАС,
эксплуатационно-техническая служба, ЭТС, авиационная техника, авиационный инженер
ВВЕДЕНИЕ
Общеизвестным и очевидным является факт, что для осуществления полетов авиации, как военной, так и гражданской, требуется работа большого количества наземного персонала различных специальностей. Среди множества наземных служб в Военно-воздушных силах (ВВС) России ведущей является инженерно-авиационная служба (ИАС). По современному определению под ИАС понимается «система органов управления, сил и средств, предназначенная для инженерно-авиационного обеспечения (ИАО) боевых действий и боевой подготовки (БДиБП) авиационных соединения и частей, а также для обучения бортовых инженеров, техников и механиков в составе летных экипажей» (1). В свою очередь, под ИАО БДиБП авиации понимается «комплекс мероприятий, осуществляемых ИАС в целях поддержания авиационной техники (АТ) в постоянной исправности и готовности к боевым действиям, достижения высокой эффективности ее применения». ИАО составляет основу технического обеспечения государственной авиации (2). В своем современном виде ИАС ВВС была образована приказом Наркома обороны СССР от 25 февраля 1942 г. № 0147 путем слияния эксплуатационно-технической и ремонтной служб ВВС [20, с. 25], [28, с. 288]. До того времени эти две важнейшие службы ВВС развивались самостоятельно.
Именно в период 1910-1941 гг., в горниле Первой мировой и Гражданской войн, и в сложный межвоенный период, зародилась и сформировалась служба, которая занималась непосредственно технической эксплуатацией авиационной техники. За это время она несколько раз сменила название. Сначала она называлась просто технической, с 1933 по 1940 г. – техническо-эксплуатационной, а с июня 1940 г. по март 1942 г. – эксплуатационно-технической службой (ЭТС) ВВС. Для однообразия в статье будет использоваться название, существовавшее к концу рассматриваемого периода – эксплуатационно-техническая служба ВВС. При упоминании послевоенной литературы, описывающей развитие ИАС после весны 1942 г., будет использоваться современный термин – инженерно-авиационная служба.
Перед Великой Отечественной войной назначение ЭТС ВВС Красной армии (КА) определялось руководящими документами. На нее возлагалась организация «четкой и безаварийной работы материальной части в строевых частях, училищах и школах ВВС и обеспечения постоянной боевой готовности самолетов, моторов, вооружения и специального оборудования» (3).
С разрушением СССР в отечественной (российской) историографии начался новый этап. Он характеризуется созданием более широких условий для творчества ученых – историков. Были сняты многие идеологические установки. Появилась возможность переосмыслить достижения советского периода. После 1991 г. открылись для широкого круга исследователей ранее недоступные архивные фонды, что позволило ввести в научный оборот большое количество новых источников. Рассмотрим, как это сказалось на изученности темы довоенного развития эксплуатационно-технической службы отечественных ВВС.
НЕАКТИВНЫЕ 1990-е
В 1990-е гг. изучение истории ЭТС в России почти свелось к нулю. Лишь пара исследователей вскользь коснулись некоторых частных вопросов ее истории в своих диссертационных исследованиях. Некоторые частные вопросы истории ЭТС ВВС рассмотрены в диссертации В.М. Зарецкого (1996 г.), в которой исследовался российский Военный воздушный флот в годы Первой мировой войны [17]. Немного больше внимания вопросам довоенного развития эксплуатационно-технической службы ВВС уделил в своей диссертации С.П. Елисеев (1999 г.), в которой рассматривалось развитие организационного строительства и системы управления русской военной авиации в дореволюционный период [14]. Один из параграфов назывался «Развитие организационной структуры системы технического обеспечения авиационных частей». Но в нем в основном рассматривалось снабжение авиачастей самолетами и запасными частями, и их ремонт. Вопросы технической эксплуатации авиатехники не были изучены. Оба исследования были проведены в военных академиях ВВС. Первое – в Военно-воздушной академии (ВВА) им. Ю.А. Гагарина, второе – в Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА) им. проф. Н.Е. Жуковского.
АКТИВИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМЫ В НАЧАЛЕ 2000-х гг.
В первое десятилетие 2000-х гг. изучение довоенного периода развития ЭТС отечественных ВВС немного оживилось.
Сначала, в 2000 г., на конференции ВВС, посвященной 55-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, выступил Д.П. Работа. И хотя его выступление было в основном посвящено роли ИАС в годы войны, в его начале автор обозначил задачи, стоявшие перед службой накануне войны [29].
В том же году вышла в свет большая статья В.И. Алексеенко о советских ВВС накануне и в годы Великой Отечественной войны [7]. Автор, сам будучи военным авиационным инженерном, служившим в ВВС до и во время войны, в своей работе коснулся и некоторых вопросов состояния ЭТС ВВС РККА в предвоенный период. Но эти вопросы освещались фрагментарно, лишь по ходу изложения основного материала.
В 2001 г. некоторые вопросы технической эксплуатации радиооборудования самолетов в довоенный период рассмотрел в своей диссертации В.В. Гришин [10].
В 2002 г., к 75-летнему юбилею кафедры ИАС в ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, вышла небольшая книжка об истории кафедры. Но, к сожалению, довоенному периоду ее работы (1927-1941 гг.), авторы уделили всего 6 страниц, что ненамного продвинуло изученность темы [21, с. 4-9]. Да и выпущена она была мизерным тиражом только для служащих и ветеранов кафедры, в библиотеки и продажу не поступала.
В 2003 г. к 100-летию З.А. Иоффе, бывшего в 1939-1941 гг. главным инженером ВВС КА, были изданы две книжки [1], [19] и статья в журнале [16]. Но, к сожалению, развитие самой эксплуатационно-технической службы ВВС, которой и руководил в предвоенный период З.А. Иоффе, в них не было рассмотрено. Авторы лишь ограничились описанием его служебной биографии.
В 2004 г. коллективом авторов из ВВА им. Ю.А. Гагарина был разработан капитальный труд по истории ВВС России за почти 100-летний период: с 1910 по 2004 гг. [18]. Но снова, как и во многих других общих трудах по истории ВВС, вопросы истории инженерно-авиационной службы в нем не рассматривались. Работа была с грифом «для служебного пользования» (снят в 2014 г.), и неизвестна широкому кругу историков.
В 2006 году автор этой статьи защитил кандидатскую диссертацию [3] и опубликовал одноименную монографию [4] на тему «Зарождение и развитие эксплуатационно-технической службы Военно-воздушных сил РККА в межвоенный период (1921–1941 гг.)». В них он рассмотрел факторы, обусловившие создание и дальнейшее развитие ЭТС; описал эволюцию организационно-штатной структуры ЭТС в авиачастях и управлениях соединений и объединений; показал, как развивались в межвоенный период центральные органы управления службой; как в это время создавалась отечественная система технической эксплуатации авиационной техники; вкратце описал систему подготовки инженерно-технических кадров; дал развернутую картину функционирования ЭТС ВВС КА в межвоенный период. Данная работа стала очередным шагом в изучении исторического процесса развития эксплуатационно-технической службы отечественных ВВС в довоенный период, но хронологически она охватывает только период с 1921 по 1941 гг. Кроме того, автор данной статьи опубликовал более 10 научных статей и неоднократно выступал с докладами на научных конференциях по вопросам истории эксплуатационно-технической службы отечественных ВВС в довоенный период (4).
В 2008 г. вышла книга, посвященная авиации в Гражданской войне в России [35]. Но вопросы технической эксплуатации в ней лишь иногда упоминались по тексту.
Подробно исследовал состояние советской авиации в последнее предвоенное десятилетие А.С. Степанов. В 2001 г. он защитил кандидатскую диссертацию [34] по этой теме, в 2009 г. – докторскую [32], и опубликовал обобщающий труд [33]. Но вопросы развития и деятельности Эксплуатационно-технической службы ВВС в этих работах не рассматривались.
Также в первое десятилетие XXI века были напечатаны очередные юбилейные издания к 80- и 90-летию ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского [8], [2]. В них рассматривался процесс подготовки инженерных кадров для ИАС ВВС в академии в связи с общим развитием авиатехники. Но по вопросам довоенного развития ЭТС в них лишь повторялся материал, изложенный в юбилейных изданиях академии 1970 и 1980 годов.
Определенный вклад в изучение истории ЭТС внес в начале XXI века московский исследователь С.П. Елисеев. В период с 2008 по 2015 гг. он опубликовал 4 основательных труда [11], [12], [13], [15], посвященных вопросам организационного строительства военной авиации в России (СССР) в период с 1910 по 1931 гг. В каждой из этих работ он уделил внимание и организационному развитию тылового технического обеспечения отечественных ВВС – развитию органов капитального и среднего ремонта авиационной техники. Но вопросы организации технической эксплуатации самолетов в строевых частях освещались лишь касательно. И, к тому же, книги издавались в ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского малыми тиражами и в продажу не поступали.
В 2010 г. в ВВА им. Ю.А. Гагарина в Монино коллективом авторов было разработано учебное пособие по истории инженерно-авиационной службы отечественных ВВС в период с 1921 по 2000 гг. [25]. Оно предназначалось для слушателей, обучающихся по специальности «Управление инженерно-авиационным обеспечением». В первой главе было достаточно подробно рассмотрено развитие эксплуатационно-технической службы ВВС РККА в период 1921-1941 гг. Но, как и многие другие внутренние работы, книга была с грифом ДСП (снят в 2018 г.), широкому кругу историков неизвестна, и в настоящее время имеется в наличии только в библиотеке ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Воронеж.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ: 2010-2020 гг.
Во втором десятилетии 2000-х гг. изучение довоенного периода в истории ИАС, за исключением работ автора настоящей статьи (4), к сожалению, не активизировалось.
В 2012 г. Военно-воздушные силы России отмечали свое 100-летие. К юбилею был подготовлен большой труд по истории отечественной военной авиации [27]. Но и в нем вопросы развития инженерно-авиационной службы не рассматривались.
В 2000-х годах некоторые вопросы подготовки инженерно-технических кадров для эксплуатационно-технической службы в 1910 – 1941 гг. рассматривались в исследованиях А.В. Карташева [22], [23], [24].
В 2012 г. была опубликована статья С.Е. Лазарева о проблемах подготовки авиационных инженерно-технических кадров накануне Великой Отечественной войны [26], основное внимание в которой было уделено работе перед войной Военно-воздушной академии им. проф. Н.Е. Жуковского.
К сожалению, иногда научный прогресс приносит с собой и некоторые отрицательные явления. Так, с широким распространением в XXI в. интернета, увеличились случаи плагиата научных работ. Пришлось с этим столкнуться и автору настоящей статьи. В 2013 г. были опубликованы 5 статей по довоенному периоду развития инженерно-авиационной службы ВВС, автором которых обозначен С.Б. Камениченко. По ознакомлении с ними, после первоначального чувства удовлетворения, что появился еще одни автор, работающий над этой темой, пришло разочарование. Это было на 80-90% заимствование вышеуказанных диссертации и монографии С.В. Аверченко, что подтверждено соответствующей экспертизой (5). Чтобы не рекламировать работы с некорректным заимствованием, выходные данные статей мы приводить не будем.
В 2014 г. была издана книга воспоминаний одного из видных руководителей ИАС советских ВВС – генерал-полковника авиации В.З. Скубилина [30]. В основном в ней описывается работа инженерно-авиационной службы ВВС в послевоенное время, но в качестве приложения в книге опубликован доклад В.З. Скубилина на военно-научной конференции в 1986 г. о работе ИАС ВВС КА в годы войны, в котором описывалось и предвоенное состояние службы.
В 2016 г., к 100-летию инженерно-авиационной службы отечественных ВВС, в ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) было подготовлено и выпущено объемное издание, посвященное вековому пути развития ИАС [31]. Но, к сожалению, авторы-составители труда уделили 30-летнему периоду развития службы с 1910 по 1941 год всего 19 страниц из 474. А то, что было опубликовано по предвоенному периоду, в основном было взято из вышеупомянутой работы С.В. Аверченко [4] (с разрешения автора). В основном же, юбилейное издание состоит из воспоминаний о своей службе ныне живущих ветеранов ИАС.
В 2017 г., к 105-летию ВВС, было подготовлено объемное и весьма информативное издание, посвященное развитию центральных органов руководства отечественных ВВС (Воздушно-космических сил) в XX-XXI вв. [28]. И, хотя в данной работе вопросы развития инженерно-авиационной службы специально не разбирались, она содержит много информации, касаемо истории службы. В книге приводятся штаты авиачастей, организационно-штатные схемы центральных органов управления военной авиации России в разные периоды времени, показано место руководителей ИАС в общей структуре этих органов, упоминаются различные факты по развитию ИАС.
В 2020 г. к 100-летию Гражданской авиации России (СССР) вышла в свет книга об истории инженерно-авиационной службы отечественной Гражданской авиации [9]. И хотя книга посвящена не военной, а гражданской авиации, в ней есть и материал, касающийся развития эксплуатационно-технической службы отечественных ВВС в период 1910–1941 гг. Части 1 и 2 первого тома описывают развитие ИАС Гражданского воздушного флота (ГВФ) в довоенный период. В эти годы гражданская авиация неоднократно оперативно подчинялась военному ведомству, в Управлении ВВС существовала инспекция ГВФ, а инженерно-технические кадры часто переходили из одного ведомства в другое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, необходимо отметить, что за последние 30 лет современная российская историография несколько продвинула вперед вопрос изучения довоенного периода развития эксплуатационно-технической службы отечественных ВВС. Хотя, как и в советский период, многие обобщающие труды по истории ВВС не затрагивали вопросы развития ИАС вообще [18], [27], [33], [35]. Среди общих трудов в лучшую сторону необходимо выделить работу А.Ю. Лашкова и В.Л. Голотюка [28], в которой развитию ИАС уделено определенное внимание. Также продвинул вперед изученность темы С.П. Елисеев, пусть и не в прямой постановке вопроса, но содержащимся в его трудах материалом [11], [12], [13], [15].
Внес свою лепту в разработку темы и автор настоящей статьи, достаточно подробно исследовав период развития эксплуатационно-технической службы ВВС РККА в 1921-1941 гг. [3], [4].
Единственная работа, в которой исследовалась именно история развития инженерно-авиационной службы отечественных ВВС [25], была выпущена для внутреннего пользования в Военно-воздушной академии, первое время носила гриф ДСП (в настоящее время снятый), и на сегодняшний день имеется только в этом учебном заведении.
Как и в советский период, часть литературы по истории ВВС в целом и инженерно-авиационной службы в частности, издавалась в военных организациях для внутреннего использования или к юбилеям малыми тиражами. Многие такие издания не поступали установленным порядком в государственные библиотеки и широкую продажу, что ограничивает доступ к ним исследователей.
Наиболее качественно разбираться в теме получается у авторов, имеющих за плечами авиационно-инженерное образование и опыт технической эксплуатации авиатехники.
Таким образом, мы видим, что вопросы исторического развития эксплуатационно-технической службы отечественных ВВС с 1910 г. и до начала Великой Отечественной войны в современной российской историографии комплексно в рамках одного исследования не рассматривались. Достаточно полно изученным в настоящее время является лишь вопрос о подготовке в рассматриваемый период инженерно-технических кадров для ЭТС отечественных ВВС, которому был посвящен ряд исследований. Другие вопросы еще ждут своего исследователя.
По нашему мнению, в будущем исследователям истории отечественных Военно-воздушных сил следует уделить внимание следующим малоизученным сторонам развития эксплуатационно-технической службы в 1910-1941 гг.:
Примечания
Список литературы
Информация об авторе
Аверченко Сергей Викторович, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории войн и военного искусства ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Аверченко Сергей Викторович, e-mail: aviator1ww@mail.ru
HISTORIOGRAPHY
Original Paper
Pre-war period of development
of the Operational and technical service of the Russian Air Force:
modern Russian historiography (1992 – 2020)
S. V. Averchenko 1
1 Air Force academy named after professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin,
Voronezh, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1831-9100, e-mail: aviator1ww@mail.ru
Abstract:
Introduction. This article attempts to review the modern Russian historiography of the development of the operational and technical service of the Air Forces of Russia and the USSR in 1910-1941. Given the small number of special works on this topic, the author considered both complex works on the history of the Russian Air Force as a whole, and works on the history of the Air Force in certain periods in which it is partially affected.
Content. A wide range of historical works related to the history of the Air Force operational and technical service is analyzed: comprehensive works on the history of the Air Force, studies on the history of the Air Force in different periods of time, a few works on the history of the engineering and aviation service, textbooks and manuals of military academies, biographical works and reports at scientific conferences. It is shown that modern Russian historians paid more attention to the development of the operational and technical service of the Air Force in the pre-war period than their predecessors of the Soviet period. Highlighted some complex works related to the research topic. Few works written directly on the topic are analyzed in detail.
Conclusion. The degree of study of the topic in modern Russian historical science is analyzed. In the course of the research, the most and least developed aspects of the topic are highlighted. Conclusions are made about the reasons for different studies of different aspects of the development of the service. Objective factors limiting the range of readers of the developed military-historical works on this topic are indicated. Highlights the best works on the pre-war history of the operational and technical service of the Russian Air Force and the most studied aspects of the topic during the period under review, and shows the areas that require further research.
Keywords:
World War I, Civil war in Russia, interwar period, Russian Air Force, engineering and aviation service, IAS, operational and technical service, ETS, aviation equipment, aviation engineer, history
References
Information about the author
Sergey V. Averchenko, Cand. Sci. (History), teacher of the Department of history of wars and military art of the Air Force academy named after professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin, Voronezh, Russian Federation.
Corresponding author
Sergey V. Averchenko, e-mail: aviator1ww@mail.ru
Наука. Общество. Оборона
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense