Багреев В. Теория применения Вооруженных Сил за пределами России
Развитие теории применения формирований Вооруженных Сил за пределами Российской Федерации в основных документах стратегического планирования
The development of the theory of the use of units of the Armed Forces outside the Russian Federation in the basic documents of strategic planning
DOI: 10.24411/2311-1763-2016-00003
Аннотация. В статье рассматриваются современное состояние и направления развития теории применения формирований вооруженных сил в мирное время за пределами территории Российской Федерации в основных документах стратегического планирования.
Ключевые слова: национальная безопасность, стратегическое планирование, применение формирований вооруженных сил за пределами Российской Федерации.
Summury. The article examines the current state and direction of development of the theory of the use of units of the armed forces in peacetime outside the territory of the Russian Federation in the basic documents of strategic planning.
Keywords: national security, strategic planning, the use of units of the armed forces outside the Russian Federation.
Решающий вклад Советского Союза в победу во Второй мировой войне, создание и поддержание паритета в стратегических ядерных силах значительно снизили вероятность возникновения крупномасштабных войн в мире и прямой агрессии против нашей страны. Но военные угрозы не исчезли и необходимость защиты национальных интересов раз за разом вынуждала военно-политическое руководство государства принимать решение на применение военной силы.
Находясь формально в состоянии мирного времени, Вооруженные силы СССР и России более ста раз вели военные действия различного масштаба, интенсивности и продолжительности, защищая свои границы и отстаивая наши интересы на территориях более 30 государств. Российская Федерация за 23 г. своего существования применяла формирования Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) за пределами национальной территории 17 раз.
Рост угроз безопасности Российской Федерации со стороны международных террористических организаций и агрессивной политики некоторых ведущих региональных держав потребовали для их нейтрализации оперативного использования ВС РФ за ее пределами. В связи с этим возникает необходимость проанализировать состояние и определить основные направления совершенствования теории применения формирований вооруженных сил за пределами территории Российской Федерации.
В настоящее время нормативную правовую основу применения формирований вооруженных вил за пределами Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обороны, федеральные конституционные законы, федеральные законы, основные документы стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности, постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, указы, распоряжения и поручения Президента Российской Федерации, приказы и директивы Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации.
Основными документами стратегического планирования, в которых закреплены официально принятые в государстве теоретические взгляды на обеспечение национальной безопасности, являются: документы, разрабатываемые в рамках целеполагания – Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Морская доктрина Российской Федерации, другие доктринальные документы; документы, разрабатываемые в рамках прогнозирования – стратегический прогноз Российской Федерации; документы, разрабатываемые в рамках планирования и программирования – Государственная программа вооружения.
К основным военно-политическим факторам, оказывающим влияние на порядок применения формирований вооруженных сил за пределами Российской Федерации, следует отнести:
- отношение международных политических организаций: с согласия (по решению), без согласия – нейтралитет (невмешательство) или осуждение действий РФ (поддержка противостоящей стороны);
- отношение правительства государства, на территории которого применяются ВС РФ: с согласия (по просьбе), без согласия (бездействие или противодействие);
- отношение местного населения: позитивное, нейтральное или негативное;
- отношение государств — союзников РФ: поддержка (выполнение союзнических обязательств в военной сфере), одобрение (политическая поддержка), нейтралитет (неучастие) или осуждение (разрыв союзнического договора);
- взаимное расположение РФ и государства, на территории которого применяются ВС РФ: наличие общей сухопутной границы, отсутствие общей сухопутной границы (наличие общей границы с государством — союзником РФ, наличие прямого морского или воздушного сообщения);
- состав и характер действий противника: вооруженные силы иностранного государства или иррегулярные вооруженные формирования, наличие или отсутствие иностранной военной помощи.
В целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и законами Российской Федерации формирования Вооруженных сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в следующих обстоятельствах:
1) для пресечения акта агрессии против Российской Федерации со стороны иностранных государств при осуществлении неотъемлемого права Российской Федерации на индивидуальную или коллективную самооборону для отражения вооруженного нападения в соответствии со статьей 51 Устава ООН и ст. 22 Военной доктрины;
2) для отражения или предотвращения вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой. В соответствии со ст. 24, 25 Военной доктрины ВС РФ могут пребывать на территориях иностранных государств и по их просьбе обеспечивать военную безопасность в рамках Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. или других аналогичных договоров, заключенных с иностранными государствами;
3) для участия в миротворческой деятельности (деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности) на основании решения Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности или международных договоров Российской Федерации. Это обстоятельство закреплено в статьях 29, 30 и пункте «л» статьи 32 Военной доктрины;
4) для пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации посредством применения вооружения со своей территории против террористов и/или их баз в соответствии с пунктом «о» статьи 32 Военной доктрины по решению Президента Российской Федерации или использованием формирований ВС РФ за пределами территории Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
5) для борьбы с пиратством и обеспечения безопасности судоходства в соответствии с пункте «м» статьи 32 Военной доктрины ВС РФ наделены правом на пресечение фактов незаконного вооруженного захвата или попытки захвата имущества государства, общественных организаций и граждан Российской Федерации или их совместной с другими субъектами собственности на территориях вне государства и в международных водах, в том числе нефте- и газопроводов, буровых платформ и т. п. Но это обстоятельство не дает оснований на применение формирований вооруженных сил на территориях иностранных государств;
6) для защиты граждан Российской Федерации от вооруженного нападения на них. Это основание для оперативного использования формирований Вооруженных сил Российской Федерации за пределами ее территории закреплено в пункте «к» статьи 32 Военной доктрины.
Однако ряд обстоятельств, указанных в других нормативных правовых актах, не нашел отражения в основных документах стратегического планирования. В первую очередь предоставленное право на самооборону для отражения вооруженного нападения на формирования ВС РФ, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации. Данное положение, закрепленное в ст. 10 Федерального закона «Об обороне», касается как формирований, размещенных на территориях государств — участников ОДКБ в рамках двухсторонних соглашений на долговременной основе, так и воинских контингентов, осуществляющих миротворческие миссии самостоятельно или в составе международных сил.
Кроме того, в ст. 93 Стратегии национальной безопасности до 2020 г. допускалось ведение демонстрационных действий воинскими контингентами ВС РФ в конфликтных регионах за пределами страны в целях решения политических, экономических и иных задач невоенными методами (для нейтрализации на ранних стадиях военных угроз, возникающих национальным интересам России или ее союзников, поддержания международного мира в составе коалиционных или национальных группировок войск (сил)). В новой редакции Стратегии национальной безопасности данное положение отсутствует, однако оно сохранилось в недавно принятых (2013–2014 гг.) подзаконных актах в области обороны.
Это связано, на наш взгляд, с нарушением порядка переработки нормативных правовых документов, определяющих порядок применения формирований вооруженных сил за пределами Российской Федерации. В первую очередь должны разрабатываться документы целеполагания, их положения детализируются в федеральных законах и подзаконных актах (наставлениях, уставах и т. п.). Фактически Военная доктрина, предназначенная для уточнения положений Стратегии национальной безопасности в военной сфере, была утверждена на год раньше самой Стратегии и теперь нуждается в уточнении. Периодичность и содержание уточнения документов стратегического планирования должны соответствовать изменениям военно-политической обстановки и учитывать прогноз ее развития.
Требования к составу и состоянию вооруженных сил, обеспечивающим готовность к вооруженной защите национальных интересов Российской Федерации, закреплены в Стратегии национальной безопасности, а порядок и сроки их достижения – в Государственной программе вооружения и других документах. Считаем необходимым уточнить показатели оценки состояния национальной безопасности в военной сфере. Статья 115 Стратегии национальной безопасности определяет один показатель — «доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах». В предыдущей Стратегии национальной безопасности до 2020 г. определялись два показателя: первый – «уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники», второй – «уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами».
Определение в качестве показателя доли неизвестного (неопределенного) числа не дает представления о том, насколько это число соответствует требуемому, следовательно, необходимо определить новые показатели, отражающие способность военной организации государства обеспечить защиту национальных интересов Российской Федерации.
Таким образом, анализ современного состояния теории применения формирований вооруженных сил за пределами Российской Федерации показывает, что существующие документы стратегического планирования содержат ряд существенных противоречий, а также положений допускающих их двоякое толкование, что осложняет деятельность органов военного управления и войск (сил) по подготовке и выполнению задач по защите национальных интересов за пределами Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного предлагается:
Уточнить положения Стратегии национальной безопасности, закрепив в ней право Российской Федерации на защиту национальных интересов с применением военной силы, в том числе на постоянное военное присутствие в важных для России регионах мира. Кроме того, следует уточнить показатели, необходимые для оценки состояния национальной безопасности в военной сфере.
Применить следующую систему показателей, необходимых для оценки состояния национальной безопасности в области обороны страны:
1. Способность вооруженных сил в штатном составе мирного времени:
- гарантированно нанести неприемлемый ущерб любому противнику в случае применения ядерного оружия;
- отразить удары средств воздушно-космического нападения по основным административно-промышленным районам страны с любого направления;
- создать группировки войск (сил) общего назначения на всех стратегических направлениях, равные по боевым потенциалам силам общего назначения соседних государств (с учетом их и наших союзников);
- вести операцию по разрешению кризисной ситуации (защите интересов Российской Федерации) в любом регионе мира.
2. Готовность вооруженных сил в штатном составе мирного времени:
- вести военные действия высокой интенсивности одновременно в двух вооруженных конфликтах в течение года;
- создать резервные формирования в составе не менее штатной численности мирного времени в течение шести месяцев;
- перейти к установленному документами стратегического планирования составу военного времени в течение одного месяца.
3. Способность экономического комплекса страны обеспечить все потребности вооруженных сил вновь произведенной продукцией не более чем за четыре месяца.
Последовательно переработать доктринальные документы стратегического планирования на основе принятой Стратегии национальной безопасности и документов стратегического прогнозирования. При этом может быть разработан один документ – Военная доктрина, раскрывающий систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, или же положения Военной доктрины, относящиеся ко всей военной организации государства, могут быть детализированы в документах низшего уровня: Сухопутной доктрине, Морской доктрине, Воздушно-космической доктрине и т. п.
В дальнейшем необходимо закрепить основные положения теории применения формирований вооруженных сил за пределами Российской Федерации в руководящих (уставных) документах видов и родов войск вооруженных сил.