Бородавкин В. Подготовка специалистов в вузе оборонного профиля
доктор технических наук, профессор;
кандидат технических наук;
кандидат технических наук;
кандидат технических наук
Borodavkin V.A., Doctor
of Technical Sciences, Professor;
Burkovetsky K.A., Candidate
of Technical Sciences;
Butko V.V., Candidate
of Technical Sciences;
Pryadkin A.S., Candidate
of Technical Sciences.
Интеграция гражданского и военного образования - основа качественной подготовки специалистов военного профиля
The integration of civilian and military education - the basis of quality training of military profile
DOI: 10.24411/2311-1763-2016-00024
Аннотация. В выступлении рассмотрены аспекты интеграции гражданского и военного образования в контексте подготовки специалистов в вузе оборонного профиля. Освещено существующее положение дел, рассмотрены проблемные вопросы, предложены меры по их решению.
Ключевые слова: гражданское образование, военное образование, подготовка специалистов, оборонно-промышленный комплекс, учебный военный центр, военная кафедра, факультет военного обучения.
Summury. In his speech addressed aspects of the integration of civilian and military education in the context of preparation of experts in high school defensive profile. Illuminated status quo, problem questions, proposed measures to address them.
Keywords: civic education, military education, training, defense industry, military training center, a military department, faculty of military training.
Опыт успешной деятельности ведущих отечественных вузов оборонного профиля по подготовке специалистов в области ракетно-космической техники, оружия и систем вооружения свидетельствует о больших потенциальных возможностях существующей системы инженерного образования, особенностью которой является разумное сочетание теоретического обучения с углубленной профессиональнопрактической подготовкой. Принципы обучения, положенные в основу подготовки специалистов для отечественной «оборонки», нашли свое развитие и при подготовке военных инженеров. В ведущих вузах оборонного профиля помимо факультетов и кафедр, реализующих основные образовательные программы, ведется подготовка кадровых офицеров и офицеров запаса в учебных военных центрах (УВЦ) и на военных кафедрах. Интегрированная система подготовки гражданских и военных специалистов в вузе является по своей сути инновационной и рассматривается как возможность реализации гибких форм образовательной деятельности, позволяющей расширить содержание, реализовать проблемную ориентацию, эффективно использовать материально-техническую базу и кадровый потенциал гражданских и военных подразделений вуза оборонного профиля.
На современном этапе развития Вооруженных сил Российской Федерации проблема подготовки офицерских кадров стала общегосударственной задачей. Интеграция гражданского и военного профессионального образования вызвана современными потребностями общества в соответствии с социально-политическим и экономическим развитием государства. Происходящие в стране изменения привели к тому, что сложившаяся система подготовки военных специалистов все в меньшей степени удовлетворяет насущным требованиям, когда современные вооруженные конфликты характеризуются не столько количественным противостоянием, сколько конкуренцией высоких технологий. Переход к смешанному принципу комплектования, а в перспективе, возможно, и к полностью профессиональной армии, делает очевидным то, что от молодежи военных и гражданских вузов ждут не только строевой обученности, но и интеллектуального потенциала, направленного на развитие высокотехнологичных вооруженных сил.
Качественно новое состояние существующей системы подготовки современных кадров может быть достигнуто путем реализации подходов, ориентированных на взаимодействие военного и гражданского образования. В данном случае удовлетворение потребностей по подготовке специалистов оборонно-промышленного комплекса (ОПК) может быть достигнуто за счет создания комплексной модели, включающей в себя различные варианты подготовки на основе интегрирования образовательных структур по подготовке кадров, а также сотрудничества профильных кафедр военных и гражданских вузов. Решение этой задачи требует в целом от высшей школы радикального совершенствования процесса подготовки специалистов ОПК.
Особенностью системы образования в данном случае является то, что она призвана решать ряд задач: с одной стороны, обеспечение потребности обороны страны в военных специалистах, обладающих необходимым набором знаний, умений, навыков для военно-профессиональной деятельности, и с другой стороны, удовлетворение потребности граждан в получении профессионального образования соответствующего уровня и направленности.
В этой связи одним из путей реализации данной концепции является подготовка военных специалистов на базе гражданских вузов. Такой подход позволяет в лучшей степени формировать специалиста, обладающего компетенциями как по основной гражданской специальности, так и в сфере военно-профессиональной подготовки. По этой причине организацию учебного процесса необходимо встраивать в уже сложившуюся систему подготовки по основной специальности. В свою очередь данное обстоятельство требует не только четкости и слаженной работы педагогического коллектива, но и осуществления взаимодействия со структурными подразделениями вуза, учета специфики формирования профессиональных компетенций у студента, получающего одновременно и гражданскую и военную специальность.
Опыт осуществления интеграционных процессов двух систем подготовки военных кадров имеет богатую историю в нашей стране. Гражданские вузы еще в дореволюционной России осуществляли подготовку офицеров, которая проводилась в университетах, а также специальных высших технических учебных заведениях, таких как Институт инженеров путей сообщения, Горный и Лесной институты, другие учебные заведения. Выпускники этих вузов внесли весомый вклад в развитие русской армии и флота.
В более позднее время военная подготовка на базе гражданских вузов по программам подготовки офицеров запаса осуществлялась военными кафедрами, которые были открыты повсеместно, в 1990 г. такая подготовка велась в 86 % вузов. Позже военное ведомство резко сократило число военных кафедр (ВК) и факультетов военного обучения (ФВО) с 229 до 59 и 16 соответственно по состоянию на текущий момент.
Обобщая опыт подготовки офицеров в других странах, можно отметить, что как таковой единой системы подготовки офицерских кадров нет, а существующая система подготовки офицеров имеет свою национальную специфику и отвечает национальным интересам и традициям каждого государства.
Количество начальных офицерских школ, осуществляющих исключительно подготовку военных специалистов, ограничено, порой по одной на вид вооруженных сил. Это связано с продвижением концепции подготовки военных специалистов на базе гражданских вузов, которая не является новой для зарубежных стран и была реализована во второй половине XX века.
В США при комплектовании вооруженных сил военными специалистами возникли проблемы после перевода военнослужащих на контрактную систему. Был найден выход из сложившейся ситуации путем создания курсов вневойсковой подготовки в гражданских вузах и колледжах. В настоящее время более половины офицеров США получают образование на курсах вневойсковой подготовки при гражданских университетах и колледжах. По мнению зарубежных специалистов, такой подход к комплектованию вооруженных сил вполне оправдывает себя как с военной, так и с экономической точки зрения.
В руководстве Министерства обороны РФ зародилась концепция, суть которой заключается в следующем. На базе высших военных учебных заведений готовить специалистов командного профиля, а военных инженеров готовить в учебных военных центрах (УВЦ) на базе гражданских вузов оборонной направленности, в которых традиционно сильна инженерная подготовка и где удалось в сложившихся условиях сохранить высокий уровень профессорско-преподавательского состава. Выяснилось, что подготовить специалиста на базе гражданского вуза оказалось на порядок дешевле, чем в военном высшем учебном заведении.
Существующая структура образовательной деятельности подготовки офицеров в гражданских вузах России имеет следующий вид:
- Факультеты военного обучения — 16 факультетов.
- Учебные военные центры — 32 центра.
- Военные кафедры — 59 кафедр.
Основная роль по подготовке кадровых офицеров — специалистов инженерного профиля отводится учебным военным центрам. Именно на базе гражданских вузов, которые сохранили научные школы, высокий уровень профессорско-преподавательского состава, можно подготовить грамотного специалиста. В качестве примера можно привести подготовку специалистов для такого структурного подразделения Министерства обороны РФ, как Управление военных представительств. До 2007 г. подготовка этих специалистов нигде не осуществлялась. Комплектование производилось офицерами, приходящими из войск, базовая подготовка которых часто не соответствовала профилю будущего направления деятельности.
Особенности интеграции гражданского и военного образования можно проследить на примере Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Д.Ф. Устинова. Сегодня подготовка специалистов для оборонно-промышленного комплекса и вооруженных сил страны ведется на основе трех факультетов:
- факультета А — «Ракетно-космической техники»,
- факультета Е — «Оружие и системы вооружения» и
- факультета И — «Информационные и управляющие системы».
Учебный военный центр при БГТУ «Военмех» имени Д.Ф. Устинова является отдельным структурным подразделением вуза и осуществляет подготовку кадровых офицеров для ВМФ и Управления военных представительств МО РФ, в ходе которой решаются следующие задачи:
1. Реализация программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям (ВУС):
- «Эксплуатация и ремонт корабельного артиллерийского вооружения»;
- «Эксплуатация и ремонт корабельных ракетных комплексов»;
- «Экономика и организация производства и ремонта вооружения, военной, специальной техники и имущества».
2. Участие в проведении воспитательной работы среди граждан и работы по военно-профессиональной ориентации молодежи.
Подготовка ведется на базе профильных кафедр вуза.
- На кафедре А-1 «Ракетостроение» готовятся специалисты по ВУС «Эксплуатация и ремонт корабельных комплексов крылатых ракет», «Экономика и организация производства и ремонта вооружения, военной, специальной техники и имущества»;
- на кафедре Е-1 «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное вооружение» — специалисты по ВУС «Эксплуатация и ремонт корабельного артиллерийского вооружения».
К образовательному процессу привлечены 10 докторов и 17 кандидатов технических наук.
Необходимо отметить, что все специальности имеют сугубо инженерную направленность.
Одновременно для подготовки гражданских специалистов на упомянутых кафедрах привлекаются офицеры с учебного военного центра и военной кафедры, среди которых 3 доктора и 9 кандидатов технических и военных наук с большим опытом эксплуатации образцов вооружения и военной техники (В и ВТ) в воинских частях. Студенты УВЦ затрачивают на военную подготовку не менее 1500 часов. Соответственно, перед руководством и профессорско-преподавательским составом встает задача максимально эффективно использовать время, проводимое студентами в УВЦ, именно для обучения военному делу. По этой причине учебная программа строится таким образом, чтобы преподавание всех дисциплин носило военно-прикладной характер.
Важным этапом подготовки специалистов ОПК является обучение на военной кафедре. Здесь будущие специалисты изучают теорию построения материальной части ВВТ, основы ее эксплуатации, а также основы боевого применения. Это полезный опыт расширяет кругозор и позволяет более четко понимать требования к вновь разрабатываемым образцам ВВТ на предприятиях ОПК, используя приобретенные на военной кафедре дополнительные знания, умения и навыки в области эксплуатации состоящих на вооружении образцов В и ВТ.
На военной кафедре БГТУ «Военмех» осуществляется подготовка офицеров запаса (будущих специалистов ОПК) по следующим ВУС:
- «Эксплуатация и ремонт корабельных ракетных комплексов»;
- «Эксплуатация и ремонт конструкций, двигателей и стартового оборудования корабельных ракетных комплексов»;
- «Эксплуатация и ремонт корабельного артиллерийского вооружения»;
- «Боевое применение артиллерии надводных кораблей».
Каждая ВУС жестко привязана к соответствующим гражданским специальностям. Специалисты ракетного направления готовятся в основном на базе факультета «Авиационная и ракетно-космическая техника», а специалисты артиллерийского профиля — на базе факультетов «Оружие и системы вооружения» и «Информационные и управляющие системы».
Остановимся на некоторых проблемных вопросах текущего периода.
- Известна позиция Министерства обороны РФ о том, что подготовка кадров для Вооруженных сил РФ должна производиться только на базе «специалитета», но опубликованные проекты документов Минобрнауки предполагают существенное сокращение «специалитета» в 2018 г. В то же время существует возможность вузов готовить офицеров по программам бакалавриата и магистратуры, но при отсутствии этих уровней в системе военного профессионального образования решение данного вопроса неочевидно.
- В соответствии с потребностями Министерства обороны РФ в настоящее время существует необходимость в подготовке специалистов в области специальных робототехнических комплексов различного целевого назначения. Но подготовка специалистов данного профиля производится только на базе бакалавриата и магистратуры, что идет вразрез с требованиями МО РФ по комплектованию кадрами исключительно выпускниками «специалитета».
- При переходе высших учебных заведений на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) военная подготовка не включена в образовательный процесс. Военные кафедры и факультеты военного обучения сталкиваются с проблемой поиска часов (зачетных единиц) для военной подготовки студентов, так как в ФГОС часы для военной подготовки не предусмотрены. Приходится выходить из положения различными способами. Например проводить военную подготовку на военных кафедрах и факультетах военного обучения в вечернее время.
- Выпускники вузов, не прошедшие обучение на военной кафедре, не «приветствуются» на предприятиях ОПК как потенциальные работники. Весьма вероятно, что после окончания отсрочки они будут призваны на срочную службу, в течение прохождения которой их уровень как специалистов ОПК будет снижен, а знания, умения и навыки, полученные в вузе, по большей части забыты. С другой стороны, руководством предприятий высоко оцениваются дополнительно приобретенные на военной кафедре компетенции.
Частное решение этих и многих других вопросов на сегодняшний день находится в ведении руководства каждого отдельно взятого вуза. Главная идея интеграции высшего военного и гражданского образования – взять от каждой системы образования все самое лучшее и внедрять в практику подготовки гражданских и военных кадров.
Список литературы и источников
- Бородавкин В.А. Интеграция образования, науки и производства как основа системы целевой подготовки кадров // Инновации. 2013. № 4 (174). С. 24–26.
- Бородавкин В.А., Никулин Е.Н. К вопросу выполнения государственного плана подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Инновации. 2015, № 1 (195). С. 38–41.
- Бородавкин В.А., Бурковецкий К.А., Бутко В.В. Учебные военные центры как форма интеграции военного и гражданского образования. Раздел монографии «Содержание и проблемная ориентация аэрокосмического образования» / под ред. А.Н. Геращенко, М.Ю. Куприкова, А.Ю. Сидорова. М.: Изд-во МАИ, 2014. 460 с.