Смирнова А.П.,

кандидат философских наук, доцент

Smirnova A.P.,

Candidate of Philosophy, Associate Professor


Использование Интернет-ресурсов в политологическом образовании

Use of Internet resources in political science education

Аннотация. Статья посвящена проблемам политологического образования в России и возможности решения некоторых проблем посредством применения инновационных методов. К инновационным методам, в частности, относятся методы использования Интернет-ресурсов и Интернет-технологий в образовательном процессе. Мы живем в эпоху информационного общества, поэтому использование в образовательном процессе информационных технологий, Интернет-технологий неизбежно. 

Ключевые слова: Интернет-технологии, Интернет-ресурсы, политология, информационное общество.

 

Summary. The article is devoted to the problems of political science education in Russia and the possibility of solving some problems through the use of innovative methods. Innovative methods, in particular, include methods of using Internet resources and Internet technologies in the educational process. We live in the era of the information society, so the use of information technology in the edu-cational process, Internet technologies is inevitable.

Keywords: Internet technologies, Internet resources, political science, information society.

Прежде чем перейти к рассмотрению использования Интернет-ресурсов в политологическом образования, необходимо, на наш взгляд, сказать несколько слов о проблемах преподавания политологии как дисциплины социо-гуманитарного цикла. Центральной проблемой политологического образования является проблема разрыва между политической теорией и политической практикой в нашей стране. Доктор политических наук, профессор В. А. Ковалев описывает ситуацию, типичную для многих гуманитарных кафедр: «Достаточно зайти на соответствующую кафедру, и увидишь там залежи контрольных, рефератов, курсовых, дипломов и пр. по «социологии» и «политологии» которые представляют собой перевод бумаги на распечатку скачанных из Сети, и чаще всего первых попавшихся текстов, и предъявления этого в качестве результата «изучения» общественных наук» [1]. Естественно, после такого изучения дисциплины, информация по соответствующим предметам выветривается из головы студента после сдачи зачета. Здесь можно говорить о нерадивости студентов, об их неспособности самостоятельно исследовать какую-либо тему и не-умении анализировать информацию. Однако все гораздо серьезнее. Студенты видят, что реальная социально-политическая жизнь сильно отличается от того, что им говорят на лекциях и что они читают в учебниках. 

 

Еще одна проблема преподавания политологии связана с тем, что политология – это наука, которая возникла и сформировалась на Западе, а потом была заимствована нашей страной. Многие понятия классической западной политологии не соответствуют реалиям социально-политических процессов незападного мира, к которому относится и Россия, и требуют переосмысления. «Одна из важнейших задач, которая в этой связи стоит перед отечественной политической теорией – переосмысление значительного количества понятий применительно к российской действительности, поскольку простое заимствование их либерального содержания навсегда погружает нашу страну в «бездну авторитаризма»: по западным меркам мы просто обречены оставаться негражданскими и недемократическими» [2]. Впрочем, мало переосмыслить достижения западной политологии применительно к социально-политической жизни нашей страны, необходимо применить результаты переосмысления на практике. Без проведения реальных политических исследований самостоятельная российская политология сформироваться не может. К сожалению, на данный момент практически нет серьезных основательных исследований в области российской политики. Несмотря на то, что некоторые ВУЗы готовят политологов, в частности в СПбГУ есть факультет политологии, с квалифицированными специалистами – политологами в нашей стране дело обстоит неважно. Не только студенты, изучающие политологию, как непрофильную дисциплину, плохо представляют себе, как быть с теми знаниями, которые они по-лучили, но и дипломированные политологи не могут похвастаться тем, что они востребованы и могут оказывать влияние на политическое развитие страны, предоставляя объективную политическую информацию и способствуя массовому политическому просвещению. Выпускники по специальности «политология» становятся или преподавателями обществознания, или занимаются идеологической пропагандой. «Политические исследователи в современной России никому особенно не нужны, зато большой спрос на политических технологов, политических пропагандистов, политических провокаторов…» [1]. 

 

Все проблемы преподавания политологии взаимосвязаны. Отсутствие политических исследователей напрямую связано с отношением к гуманитарным дисциплинам. Во-первых, гуманитарные дисциплины рассматриваются в качестве дополнения к естественнонаучным и техническим дисциплинам [3]. Такие дисциплины как философия, политология, социология, история, по мнению студентов, а подчас и преподавателей, существуют в образовательном процессе «для общего развития», для того что-бы было о чем поговорить в кругу друзей. Изучать эти дисциплины можно походя, основное внимание, уделяя своей специальности. Здесь упускается из виду то, что мало быть хорошим специалистом в своей профессиональной деятельности, надо быть еще гражданином своей страны, знать свои права и уметь их защищать, нести ответственность за то, что происходит, разбираться в политических и социальных процессах. 

 

Во-вторых, социогуманитарные науки до сих пор изучаются по типу естественнонаучных. Ориентация на механическое запоминание, которое поможет написать соответствующий тест, практика отчета при помощи реферата, содержащего «непереваренный» текст делает бессмысленным изучение любой социогуманитарной дисциплины, а в особенности политологии. Особенность социогуманитарных наук  заключается в том, что они ориентированы на понимание, которое подразумевает знание контекста того или иного социального или политического или исторического события, умение анализировать интересы и цели других людей и соотносить со своими интересами и целями. К сожалению, как раз это не учитывают под-час преподаватели политологии. Однако надо обратить внимание на то, что часы, выделяемые на изучение политологии, как и любой другой социогуманитарной дисциплины, недостаточны для того чтобы преподаватель смог донести, а студенты понять всю важность данной дисциплины.

 

Для того чтобы изменить ситуацию к лучшему необходимо изменить саму методику преподавания. Наряду с традиционными формами проведения занятий, такими как лекции и семинары, должны быть разработаны и инновационные методы, способствующие эффективному изучению политологии. Важную роль в совершенствовании преподавания политологии и не только играют Интернет-технологии и Интернет-ресурсы. Мы живем в эпоху информационного общества, когда имеет место тенденция к созданию глобального информационного пространства, требующего информатизации общества с использованием, как традиционных СМИ, так и сети Интернет [4]. Информационные технологии проникают во все сферы человеческой жизни, увеличивается количество людей, занятых производством информационных продуктов и услуг, степень владения информацией определяет социальный статус человека. Интернет проник и в сферу политическую жизни. «Интернет обладает важными свойствами, которые дела-ют его привлекательным для акторов политического киберпространства. Среди них: возможность создания виртуальных общностей людей, отсутствие цензуры на передаваемые сообщения, доступность огромного объема информации, использование скоростной коммуникации, позиционирование собственного имиджа, проведение зондажа общественного мнения» [5, с. 305]. Сейчас каждая политическая партия, каждый политический деятель обязательно имеет свой сайт в Интернете. Причем использование Интернет-технологий в политическом пространстве имеет две составляющие. Во-первых, это информационная сторона, которая заключается в том, что-бы информировать людей о наличии той или иной партии, того или иного политического деятеля, об их политических целях и интересах, об их политической программе. Во-вторых, это коммуникационная составляющая. Интернет расширяет возможности политической коммуникации, преодолевая однонаправленность коммуникационного процесса традиционных СМИ. Традиционные СМИ действуют в режиме монолога, осуществляя идеологическое воздействие и контроль над умами людей. Интернет же де-лает возможной многостороннюю коммуникацию. Каждый имеющий до-ступ к сети, может выступать как в роли получателя сообщения, так и в роли отправителя. «Интернет создает информационное пространство непосредственного общения для индивидов и групп в сфере политики, создавая механизмы подлинного политического диалога в обществе и расширяя политическое участие» [6, с. 122]. Интернет позволяет осуществлять электронную обратную связь между властью и гражданами в реальном времени, минуя институциональных посредников и партийные организации. Глобальная сеть оказывает влияние и на принципы формирования политических партий. «Интернет дает возможность для создания виртуальных партий, основанных на неизвестных для современной политической системы принципах членства, которые потенциально будут способны оперативно реагировать на изменение позиций своих членов по важнейшим вопросам и, таким образом, наиболее близко подходить к идеалу адекватной репрезентации интересов тех или иных социальных групп в политическом процессе» [6, с. 122]. Преимущества виртуальной политической организации заключаются в том, что возможен непосредственный учет мнения каждого из членов организации, оперативный обмен информацией и виртуальный режим проведения различных мероприятий (например, съездов, собраний). Кроме того, активно внедряется Интернет-голосование, дающее возможность, например, принять участие в выборах людям, которые по какой-то причине не могут лично явиться на избирательный участок. 

 

Наряду с этим положительным влиянием Интернет-технологий на политическую жизнь общества, существует и отрицательное влияние. Разрабатываются различные манипулятивные Интернет-технологии, направленные на формирование необходимого власти общественного мнения. Выделяют следующие манипулятивные приемы в сети:

  1. Искажение информации. Манипулятивное воздействие Интернета основано на том, что скрывается различие между фикцией и реальностью. Причем данный процесс искажения осуществляется посредством мелких отклонений, явно не бросающихся в глаза.
  2. Изоляция адресата от постороннего влияния. Создание у адресата иллюзии независимости и плюрализма информации.
  3. В Интернет-сообщениях широко используется принцип демократии шума – когда сообщение, которого нельзя избежать, скрывается в хаотическом потоке бессмысленной и ненужной информации.
  4. Преобладание эстетической информации над семантической. Эстетическая информация нацелена не на понимание, а на внушение устойчивых символов посредством различных технических эффектов.
  5. Дробление и срочность. Разделение целостной проблемы на от-дельные фрагменты так, чтобы пользователь не смог их связать воедино и осмыслить проблему. Это фундаментальный принцип мозаичной культуры [7, c.139-140].

Итогом манипулятивных процессов в Сети является пассивное массовое настроение, а не активное волеизъявление социальных групп по поводу того или иного социально-политического процесса. Кроме того, нельзя забывать о том, что в борьбе за власть Интернет используется для размещения политического компромата, особенно видео или фото скандального характера, вбрасывания  «нужной» информации перед выборами и т. д. 

 

Облегчает манипулятивные действия по отношению к электорату еще одно преимущество Интернета перед традиционными СМИ, которое заключается в том, что расширяются возможности адресной рекламы. Для этого используется технология автоматического определения географического местоположения человека, подключившегося к Интернету. Причем местоположение человека определяется с точностью до района, что позволяет достаточно четко определить средний уровень дохода на семью, проживающую в данном районе, цены на недвижимость, размер арендной платы, количество школ, а подчас религиозную и расовую принадлежность населения данного района. «Бедные и богатые слои населения, представители национальных меньшинств, семьи с детьми и без детей чаще все-го имеют разные жизненные приоритеты, на которых строится положи-тельный образ политического актора. Вот почему географическая и вытекающая из нее демографическая информация, которую так легко получить от пользователей Интернета, дает существенное преимущество в определении аудитории, которая наиболее чувствительна к тем или иным PR-сообщениям» [8]. Кроме определения местоположения человека можно использовать регистрационные формы, подписки, cookies для того чтобы грамотно и эффективно составить политическую рекламу или агитационное сообщение, и разместить на тех сайтах, которым отдает предпочтение и доверяет тот или иной пользователь. Происходит психологический пере-нос доверия выбранному ресурсу на размещенное на нем политическое сообщение. 

 

Таким образом, использование Интернет-технологий в политике имеет следующие последствия, противоречивые по своей сути: с одной стороны, в результате развития информационного общества уменьшаются издержки на передачу и получение информации, в результате увеличивается число людей, имеющих возможность влиять на политические решения, их выработку и принятие, неравенство политических возможностей граждан уменьшается; с другой стороны, совершенствуются манипулятивные техники воздействия на общественное мнение, лишающие человека возможности разобраться в ситуации и принять по-настоящему самостоятельное решение. 

 

Интернет-технологии становятся главным инструментом политики, и дальнейшее совершенствование информационных технологий сделает более эффективной деятельность электронного правительства, а также рас-ширит возможности политических лидеров для использования общественного мнения в своих интересах. Исходя из того, что Интернет-технологии и Интернет-ресурсы используются в политической деятельности, изучение политологии должно включать в себя и знакомство с этими составляющими политической жизни общества. В общем смысле, Интернет-ресурсы – это источники информации, а Интернет-технологии – это механизмы использования данных источников. Об эффективности Интернет-технологий было сказано выше. В политологии как учебной дисциплине, данному во-просу должно быть отведено достаточно часов, ибо знание механизмов использования информации в Сети позволяет вникнуть в суть информационных войн, которые очень популярны в современной политике. Немало-важно также знать соответствующие Интернет-ресурсы, которые предоставляют политическую информацию, и уметь анализировать ее на предмет достоверности. К сожалению, студенты, изучающие политологию (речь идет о студентах-не политологах) при подготовке реферата или до-клада ограничиваются посещением таких сайтов как http://bankreferatov.ru и http://www.bestreferat.ru и подобных им, предлагающих готовые рефераты по любому предмету. В итоге их знакомство с политологией носит поверхностный характер и цель изучения данной дисциплины, которая, по-нашему мнению, заключается в том, чтобы научиться разбираться в политической жизни общества, иметь гражданскую позицию, знать свои права и уметь их отстаивать, остается не достигнутой. Это, в свою очередь при-водит к тому, что мы получаем на выходе из ВУЗа людей или легко под-дающихся манипулятивным действиям политических лидеров, или индифферентных к политике. И те и другие не способны оказывать влияние на социополитические процессы в обществе и лишают себя возможность сделать свою жизнь лучше.

 

Для того чтобы студенты приобрели некоторые необходимые основы политической грамотности и критическое отношение к политической информации, надо ориентировать их на те Интернет-ресурсы, знакомство с которыми будет этому способствовать. 

 

Можно условно поделить Интернет-ресурсы по политологии на три категории: образовательные, информационные и информационно-новостные. Образовательные сайты содержат рабочие программы, учебные пособия, учебники, монографии, хрестоматии, методические указания по соответствующей дисциплине. Например, таким сайтом является http://www.edu.ru, где и студент и преподаватель может найти учебные и методические материалы по курсу политология. Деление на информационные и информационно-новостные сайты носит не строгий характер. Одна-ко, по-нашему мнению, между ними есть определенное различие. Информационные сайты содержат базы данных Интернет-ресурсов в той или иной области. Например, Российская Ассоциация Политической Науки имеет свой сайт http://rapn.ru/, на котором, кроме материалов, касающихся деятельности самой РАПН размещена база данных Интернет-ресурсов в разделе «ресурсы политолога», где указаны сайты, связанные с исследованием общественного мнения (например, Фонд «Общественное мнение» – www.fom.ru

Евразийская сеть политических исследований – www.espi.ru), сайты, содержащие информацию об официальных организациях государственной власти (например, Официальная Россия). Сервер органов государственной власти Российской Федерации – www.gov.ru, Твой особый поиск.РУ Органы государственной власти – gov.topoisk.ru/#), сайты журналов, содержащие статьи на политические темы (например, Политические исследования. Научный и культурно-просветительский журнал – www.politstudies.ru, ПОЛИТЭКС: Политическая экспертиза – www.politex.info). Сайт Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН http://www.inion.ru/ также содержит Ресурсы Интернет по политологии. Здесь указаны сайты, посвященные политической системе Америки (в разделе «Американские источники»), России (в разделе «Российский Интернет»), бывших соцстран (в разделе «Некоторые ресурсы по бывшим соцстранам»), а также сайты Интернет-конференций по политологии. На информационно-новостных сайтах размещены не только аналитические статьи, посвященные политической жизни общества, интервью с известными политическими и общественными деятелями, но и новости, то есть информационные сообщения о событиях, которые произошли недавно или происходят сейчас. К информационно-новостным сайтам, представляющим интерес для изучающих политологию относятся такие сайты, как http://polit.ru/, http://www.svoboda.org/, http://www.rg.ru/, http://izvestia.ru/, http://ru.euronews.com/. Причем перечень сайтов информационно-новостных должен включать в себя как сайты, выступающие от лица официальной власти (например, сайт «Российской газеты» http://www.rg.ru/), так и сайты оппозиционного характера (например, http://www.svoboda.org/). Кроме того, необходимо знать, как освещается то или иное политическое событие в нашей стране другими странами. Для этого существуют такие сайты, как  http://www.dw.de/, http://ru.euronews.com/, http://edition.cnn.com/. Одной из задач политологии как науки является объективный анализ политических процессов как в конкретно взятой стране, так и во всем мире. Поэтому для того чтобы со-ставить целостную политическую картину, необходимо уметь анализировать информацию о политических партиях, политических лидерах, взаимодействии власти и электората, внутренних политических событиях и международных. Это достаточно трудно, в силу того, что трактовка событий в том или ином информационно-новостном источнике носит предвзятый характер, да и сам политолог или изучающий политологию, как правило, имеет свои политические предпочтения. Здесь, во-первых, важно по-пытаться встать на позицию стороннего наблюдателя. Во-вторых, владеть информацией о политических партиях, иметь в виду их политическую про-грамму и интересы, а также цели, которые они преследуют. 

 

Таким образом, преподаватель политологии для эффективности учебного процесса может использовать на практических занятиях специально подобранные Интернет-ресурсы, связанные с политикой, и предлагать студентам анализировать ту информацию, которую они предоставляют и способы подачи данной информации. Здесь имеются в виду не только сайты политических партий, но и учебный и методический материал по политологии, с которым тоже надо уметь работать.

 

Кроме того, в качестве самостоятельной работы студенты могут про-водить сравнительный анализ политических партий и политической системы, как в нашей стране, так и за ее пределами, что, безусловно, повысит их политическую грамотность и способность разбираться в том, что происходит и правильно делать политический выбор.

 

Еще одна возможность, которую предоставляет Интернет – это изучение механизмов исследования общественного мнения. Существуют сайты, посетив которые студенты смогут сами провести опрос в онлайн режиме по любой тематике, в том числе и политической. Например, такие сайты, как  http://online-poll.ru/ и https://ru.surveymonkey.com не просто позволяют провести Интернет-голосование, но и содержат информацию относительно того, как правильно составлять вопросы для разных видов опросов (рейтинговых, отслеживающих и т. д.). Студенты под руководством преподавателя или в качестве самостоятельной работы могут провести та-кое Интернет-голосование онлайн, для того чтобы получить интересующую их информацию относительно мнения людей о том или ином политике или политической партии или о каком-либо политическом событии. Достоинство Интернет-голосования состоит в том, что результат можно по-лучить достаточно быстро по сравнению с печатными опросными листами, что позволяет поддерживать интерес к процессу опроса.

 

Подводя итоги, можно сказать, что грамотное внедрение Интернет-технологий и Интернет-ресурсов в преподавание политологии поможет повысить интерес студентов к данной дисциплине и сделает процесс обучения более эффективным. Студенты смогут почувствовать себя настоящими политологами, и в этой ситуации  вовлеченности лучше будут усваивать необходимый материал по политологии.

Список литературы и источников

  1. Ковалев В. А. Политическое образование в России между «интеллектуальным» и «политическим» / Доклад на симпозиуме «Современное образование в поле научных и религиозных традиций. Диалог Мировоззрений» (Н. Новгород, ВВАГС, 31 мая 2011). URL: http://igpi.ru/info/people/kovalev/1307260445.html (дата обращения: 20.05.2017).
  2. Ильинская С. Г. Гуманитарное образование как фактор формирования гражданской идентичности. URL: http://igpi.ru/info/people/illinskaya/1288198229.html (дата обращения: 20.05.2017).
  3. Гусева Е.А., Леонов В.Е. Философия и история науки: учебное пособие. СПб: СПбГИЭУ, 2009. – 167 с.
  4. Леонов В.Е., Смирнова А.П. Архитектура IBM PC как модель глобализации // Общество в условиях современного медиапространства: сб. науч. тр./ редкол.: А.Д. Евменов (отв. ред.) [и др.]. СПб.: СПбГИКиТ, 2016. 
  5. Лосенков О. И. Интернет-технологии как фактор политического процесса в современном глобальном пространстве / О. И. Лосенков // Вестник Астраханского Государственного Технического Университета. – Вы-пуск № 3. – 2006.
  6. Артюхина Е. В. Интернет как средство политической коммуникации. – Вестник Волгоградского Государственного Университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – Выпуск № 2. – 2008.
  7. Шипова А. В. К вопросу об эффектах воздействия массовой коммуникации. – Наука и мир: материалы XXXIII науч.-техн. конф. / Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т.  Ставрополь, 2004.
  8. Щенников М. А. Преимущества Интернета перед другими СМИ в политическом менеджменте. URL: http://www.gosbook.ru/node/9968 (дата об-ращения: 20.05.2017).

Популярное

Россия, история, 2000 - 2014
Б.П. Виллевальде. Открытие памятника «Тысячелетие России» в Новгороде в 1862 году. 1864 год.
Трамп, Путин, США, Россия, угрозы, безопасность
Без знания прошлого нет будущего
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе

Рубрики

"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада

Наши партнеры

"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

Крымский военно-исторический интернет-портал
научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Яндекс.Метрика
Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN