Воспитание руководителей строительного производства
доктор философских наук, профессор;
доктор исторических наук;
доктор исторических наук, профессор
Doctor of Philosophy, Professor;
Doctor of Historical Sciences;
Doctor of Historical Sciences, Professor
Научные и трудовые достижения выдающихся кораблестроителей России как одна из основ профессионального воспитания будущих руководителей судостроительного производства
Scientific and labor achievements of outstanding Russian shipbuilders as one of the foundations for professional education of future managers of shipbuilding production
DOI: 10.24411/2311-1763-2018-10150
Аннотация. Статья посвящена Герою России, выдающемуся кораблестроителю, доктору технических наук, профессору В.Л. Александрову, значению его научных и трудовых достижений, жизненного опыта, отраженных в его книге «Полвека в профессии», для профессионального воспитания будущих руководителей судостроительного производства. Человек, определяя выбор профессии, свое место в жизни, стоит перед задачей принести максимальную пользу обществу, наиболее полным образом реализовать свои способности. К сожалению, это удается не всем. В.Л. Александрову это удалось. В свои неполные сорок лет он возглавил огромный завод – Ленинградское Адмиралтейское объединение. Приходилось искать и находить нестандартные решения, что позволило ему в 1990-е годы не только обеспечить сохранение, но даже и развитие предприятия за счет конверсионной тематики. Академик РАН И.Д. Спасский подчеркивает, что в основе успеха В.Л. Александрова лежат его человеческие качества, а также характер, сформировавшийся в период учебы и на производстве. Для профессионального становления будущих кораблестроителей очень важен данный опыт В.Л. Александрова. Важен он и для нас, преподавателей вузов, а также руководителей трудовых коллективов в профессионально-мировоззренческом воспитании будущих руководителей производства.
Ключевые слова: кораблестроительное производство, профессиональное становление, профессионально-мировоззренческое воспитание, самовоспитание, профессиональные качества, руководитель – лидер и предприниматель.
Summary. Annotation article is dedicated to the hero of Russia, outstanding to ship builder, to the doctor of technical sciences, professor V.L. Aleksandrov, to the value of his scientific and working achievements, life experience, reflected in its book “half a century in the profession”, for the professional training of the future leaders of ship-building production. Man, determining the selection of profession, its place in the life, stands before the task of bringing maximum benefit to society, the most complete means to realize its abilities. Unfortunately, this succeeds not all. This V.L. Aleksandrovu it succeeded. In its of incomplete forty years it headed enormous plant – Leningrad admiralty association. It was necessary to search for and to find the nonstandard solutions that it allowed it in the 1990's years not only to ensure retention, but even and development of enterprise due to the conversion thematics. The academician of RAN Russian Academy of Science I.D. Spasskiy emphasizes that at the basis of the success of V.L. Aleksandrova lie his human qualities, and also the nature, which was formed in the period of studies also in the production. For the professional making of future ship builders is very important this experience of V.L. Aleksandrova. It is important, also, for us, the instructors of VUZ (Institute of Higher Education), and also the leaders of the working associations in the professional- ideological training of the future leaders of production.
Keywords: ship-building production, professional formation, professional-ideological training, self-education, professional qualities, leader is – leader owner.
Человек ищет и находит свой путь, свою профессию, свое место в жизни, на котором он может принести максимальную пользу, наилучшим и наиболее полным образом реализовать свои способности. Это удается не всем. Владимиру Леонидовичу Александрову это удалось.
В свои неполные 40 лет он возглавил огромный завод – Ленинградское Адмиралтейское объединение. Приходилось решать многие сложнейшие вопросы, бороться за сохранение предприятия в очень тяжелый период в истории нашего государства, искать и находить совершенно нестандартные решения. Это позволило В.Л. Александрову в 1990-е годы не только обеспечить сохранение, но даже развитие предприятия за счет конверсионной тематики, - отмечает в своем «Слове наставника» в книге Александрова В.Л. «Полвека в профессии» академик Российской Академии наук И.Д. Спасский [1]. Он подчеркивает, что в основе успеха В.Л. Александрова лежат его человеческие качества, а также характер, сформировавшийся в период учебы и работы на судостроительном производстве. Его коллеги отмечают: «Он спокойный и выдержанный человек. Никогда не дергал никого, не «накручивал» атмосферу вокруг болевых производственных точек, что очень важно. Всегда нацелен на то, чтобы наилучшим образом решить любой возникающий вопрос».
Владимира Леонидовича отличает патриотизм в широком смысле этого слова, что проявляется в его отношении к профессии, выбранной однажды и на всю жизнь; к людям, с которыми он идет по жизни; в отношении к своему предприятию, родному городу и родной стране.
Известность и уважение пришли к В.Л. Александрову, прежде всего, как эффективному руководителю судостроительного завода «Адмиралтейские верфи», на котором он проработал 44 года, в том числе 27 лет в должности генерального директора. Но не менее известен В.Л Александров как ученый, заслуживший степень доктора технических наук своим вкладом в теоретическую и организационно-производственную судостроительную науку. И по сей день, имея ученое звание профессора по кафедре технологии судостроения, он готовит будущих корабелов в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете.
Заслуги В.Л. Александрова в развитии отечественного судостроения оценены высшей государственной наградой – званием Героя Российской Федерации. Он избран почетным гражданином Санкт-Петербурга.
Для В.Л.Александрова, как и для сотен тысяч людей, посвятивших свою жизнь развитию и сохранению отечественной промышленности, конкретные яркие достижения становятся лишь этапами упорного, осознанного служения избранному делу. Награды воспринимаются такими людьми не как признание их личных заслуг, а как результат общего дела, которому они служат.
Для профессионального становления будущих кораблестроителей очень важен данный опыт В.Л. Александрова, приобретенный, начиная с первого курса обучения в Ленинградском кораблестроительном институте. В своей книге «Полвека в профессии» он вспоминает: «Нам, первокурсникам, объявили, что у нас начинается годовая производственная практика – мы будем работать на Адмиралтейском судостроительном заводе, осваивать профессии судостроителя, а заниматься будем по программе вечернего обучения. Для некоторых это было как гром среди ясного неба, они мечтали о студенческой жизни, а им предложили потрудиться простыми рабочими. По аудитории прокатился разочарованный ропот. Но шум пресек декан: чтобы стать инженерами, организаторами производства, надо знать, что такое труд рабочего».
Следует заметить - западный менеджер судостроительного или любого другого предприятия не обязан хорошо разбираться в самом процессе производства. В Советском Союзе и до сих пор в России сложилась иная практика: руководитель почти всегда, за редким исключением, хорошо знает суть тех производственных процессов, которыми он призван управлять. И в этом несомненное преимущество отечественных руководителей перед иностранными.
Годовая практика в должности простого рабочего очень важна и с точки зрения жизненного опыта. Получив свой первый расчетный листок со скромной зарплатой, В.Александров понял, какова истинная ценность каждого заработанного рубля. Нередко молодые люди, вступая в профессию, не знают цену денег, их реальной трудовой стоимости. Опыт подтверждает: плохо когда человеку не доплачивают за его труд, но еще хуже, когда происходит необоснованная переплата. В этом случае обесценивается труд человека, у работника не появляется желание совершенствовать свои навыки.
Изучая опыт профессионального становления В.Л. Александрова, закономерно формулируется вывод – в деятельности каждого руководителя важно наличие трех качеств: глубокого знания профессии, уважительного отношения к людям и высоких организаторских способностей [2, с. 124-126]. Формированию данных качеств у студентов СПбГМТУ, других вузов безусловно будет способствовать книга В.Л. Александрова «Полвека в профессии».
Следует подчеркнуть, что фундаментальной основой формирования кораблестроителей высшей квалификации является профессионально-мировоззренческое воспитание [3, с. 16-19]. Проще говоря, это выработка у будущего инженера любви к приобретаемой специальности, особой мотивации к самосовершенствованию, получению удовлетворения и даже удовольствия от достигаемых положительных результатов. В своей книге воспоминаний В.Л. Александров отмечает, что за несколько месяцев практики на заводе он усвоил, что такое трудовая дисциплина, поход на стапель, переделал массу всевозможных дел. Например, при разметке детали нужно было окружность разделить на пять равных частей. Никто в бригаде не знал, как это сделать. А он после работы, даже торопясь в Корабелку, где в 17.30 начинались для их курса занятия, всегда задерживался у заводского книжного киоска, просматривал новинки и часто покупал «в запас», что могло пригодиться в учебе. И однажды приобрел книгу «Судостроительное черчение». На следующий день показал эту книжку в бригаде. Ее все долго рассматривали, но никто не брался делать так, как написано в книге. И тогда бригадир поручил В.Александрову быть штатным разметчиком. И вскоре он мог делать все: легко начертить отверстие, разделить его на три, на пять частей. Но помимо практического умения эта книжка помогла ему глубже уяснить, из чего «скроено» судно, из каких элементов состоит. Он пользовался ею до той поры, пока не достиг должности мастера. Книга стала совсем затертой, грязной, все страницы были в масляных пятнах, но будущий генеральный директор Адмиралтейских верфей хранил ее как своего рода талисман: она помогла ему вырасти профессионально.
Подобное отношение студента, рабочего, инженера к своему делу – безусловно результат профессионально-мировоззренческого воспитания в вузе (в данном случае в СПбГМТУ), на производстве. Осуществляет эту работу профессорско-преподавательский состав, руководители структурных подразделений университета, а на производстве – опытные рабочие, мастера, руководители трудовых коллективов. Причем она осуществляется постоянно в ходе учебы и трудовой деятельности. Сущность ее в следующем.
Это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание студентов, сотрудников, либо психологию трудового коллектива, и формирования на этой основе совокупности моральных, профессиональных и психологических качеств, необходимых специалистам высшей квалификации для успешного выполнения своих обязанностей на производстве.
Данный процесс обладает определенной структурой. Ее элементы включают систему целей профессионально-мировоззренческого воспитания, которые обусловливают ее направленность, содержание, организацию и способы.
К числу моральных качеств относятся, прежде всего, высокая гражданственность, т.е. поддержка положительных преобразований в обществе, лояльность к обоснованным требованиям своих руководителей, патриотизм, честность, неподкупность.
Профессиональными качествами будущего руководителя производства являются: дисциплинированность, исполнительность; умение оптимально организовать свою трудовую деятельность и правильно оценивать ее результаты; инициативность, требовательность к себе и коллегам; решительность в достижении производственных целей; способность действовать самостоятельно и во взаимодействии с другими сотрудниками.
К психологическим качествам современного руководителя судостроительного производства можно отнести такие, как эмоционально-волевая устойчивость (проявляется в способности осуществлять правильные действия в сложных или даже экстремальных производственных ситуациях); психологическая готовность к действиям, связанным с риском для карьеры; уверенность в себе, умение корректировать свое поведение; коммуникабельность во взаимоотношениях с коллегами [3, с. 16-19].
Внимательно изучая материалы книги «Полвека в профессии», а также характеристики ее автора со стороны выдающихся кораблестроителей, его коллег, с уверенностью констатируешь, что всеми отмеченными качествами личности обладает Владимир Леонидович Александров. И этим он обязан, прежде всего, самовоспитанию, сформированному в семье, в процессе учебы в Корабелке, на производстве. Данный процесс включает в себя следующую последовательность этапов деятельности.
- Изучение соответствующих документов, инструкций, приказов, касающихся должностных обязанностей.
- Самопознание, связанное с изучением и критическим анализом своих личностных качеств.
- Индивидуальное решение о последовательности и конкретном содержании самовоспитания.
- Целенаправленная деятельность по совершенствованию своих профессиональных качеств (выработка правил поведения и последующее их соблюдение; совершенствование самоорганизации; борьба с отрицательными личностными качествами, привычками, чертами характера).
Подчеркнем, что формируя и развивая профессионализм студентов, мы, преподаватели, а также и руководители производства, где проходят практику обучаемые, должны показывать необходимость и возможности самостоятельного развития определенных качеств личности, вооружать их соответствующими методиками. Следует отметить, что эффективные предприятия овладели значительным арсеналом инструментов и методов работы с персоналом, балансируя между технократическим (техноцентристским) и гуманистическим (или антропоцентристским) подходами.
Несмотря на огромный потенциал и привлекательность технократического подхода, опирающегося на роботизацию, компьютеризацию, создание заводов-автоматов и предполагающего вытеснение со временем с производства основной рабочей силы, он в полной мере не оправдал себя. В этой связи произошло последовательное смещение акцентов на целостный подход, в основе которого лежит долговременное развитие интеллектуального и трудового потенциала работника. Ведь компании, верфи, заводы в первую очередь управляются не системами и технологиями, а человеком, который следует своим путем, опираясь на свои умственные способности, свой внутренний нравственный стержень, исходя из сформировавшихся инстинктов и эмоций. Мы интуитивно осознаем, что именно достойная личность даст нам больше, чем набор методов, приемов, новых форм или готовых рецептов. Конечно, такая личность должна обладать надлежащими техническими знаниями и навыками, разбираться во всевозможных вспомогательных системах, гуманитарных вопросах, - все это становится неотъемлемым свойством специалиста [2, с. 124-126].
Но как получить менеджера, такого, как В.Л. Александров, который способен действовать и адекватно реагировать на внутренние и внешние импульсы, возникающие в сфере его деятельности, в окружающей деловой среде? По нашему глубокому убеждению, для этого необходимо формировать и развивать специалистов, а не только технически подготавливать их. Такое формирование должно происходить в семье, школе, вузе, внутри и за пределами предприятия, в своей стране и за рубежом, через обучение, передачу опыта, переподготовку и повышение квалификации, наблюдение, анализ ситуации. И процесс этот должен идти на протяжении всей жизни человека. Но, чтобы его стимулировать и утверждать полезность, необходимо поставить для себя и ответить на следующие вопросы: «Для какого делового мира, какого производства мы должны готовить менеджеров в ХХI веке, а также какими фундаментальными профессиональными и личностными качествами должен обладать современный специалист, будущий руководитель судостроительного производства?».
Для бизнеса нужны предприниматели, руководители-лидеры, менеджеры и их последователи. Опыт судостроительных предприятий на рынке показывает, что «последователи» не представляют своей реальной карьерной проблемы – мир наводнен ими, и они постоянно предлагают себя. Наиболее трудно найти предпринимателей и руководителей-лидеров. Предприниматель, который в то же время является и лидером, и менеджером – большая редкость [2, с. 124-126]. Опыт становления именно такого руководителя представлен в книге «Полвека в профессии». Она, безусловно, поможет нам, преподавателям СПбГМТУ, руководителям судостроительного производства в определении подобных «самородков» в начале их карьеры.
В связи с данным обстоятельством необходимо учитывать и такую проблему, как «нравственность и управление». Дело в том, что во многих публикациях, порой непреднамеренно, фетишизируются приемы, способы и правила управления людьми, то есть делается акцент на механистический подход, который, якобы, срабатывает в любых условиях производственной деятельности. В реальности, без изучения влияния человеческого фактора, он приводит к серьезным производственным издержкам. Ведь менеджер – не столько технолог, сколько социально и нравственно развитая личность, подготовленная управлять социальными процессами в обществе, на производстве в определенных исторических условиях. И, опираясь на деятельностно-ценностный подход в своей производственной практике, способен достичь высоких конечных результатов [3, с. 16-19].
Отметим, что культура поведения личности вообще и руководителя производства в частности определяется не только нормами нравственности, но и совокупностью правил, в соответствии с требованиями которых человек совершает те или иные поступки. Нравственные нормы раскрывают, почему так ведет себя руководитель, любой другой человек, а правила поведения говорят о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации.
Свод взаимосвязанных нравственно-этических правил и их реализация в культуре поведения конкретных преподавателей, студентов, руководителей в различных сферах общения принято называть профессиональным этикетом [4, с. 65-66]. Сущность его общих требований в следующем.
- Доброжелательность. Начиная общение с коллегами в вузе, затем на производстве, с руководством мы призваны исходить из личностной установки на то, что вступаем во взаимоотношения с хорошими людьми. Ведь абсолютное большинство из них – это честные, добропорядочные люди с положительными качествами и личностными достоинствами. Непредвзятость мнения о людях – фундамент правильных взаимоотношений даже и с только что принятыми на работу сотрудниками. Это поможет избежать многих конфликтных ситуаций.
- Ко второму общему требованию профессионального этикета в нашей работе необходимо отнести вежливость. Уважительное отношение сотрудников друг к другу независимо от должностного положения убедительно подтверждается результатами производственной и образовательной деятельности. Такие оттенки вежливости, как корректность, почтительность, любезность, деликатность укрепляют трудовой коллектив и помогают решать поставленные задачи.
- Тактичность. Данное общее требование базируется на высоком личном достоинстве каждого участника образовательного процесса, сотрудника промышленного предприятия как гражданина Российской Федерации. Выводы социологических исследований убедительно подтверждают, что в образовательной и производственной среде конфликтные ситуации возникают именно из-за грубости, несдержанности, раздражительности, то есть являются результатом различных разновидностей бестактности. Не следует забывать и то, что бестактность стимулирует возникновение таких низменных качеств личности, как высокомерие, чванливость, эгоизм. Подобные примеры мы находим и в книге В.Л. Александрова «Полвека в профессии», где подчеркивается, что высокий авторитет руководителя основывается не на должностном положении, а на эрудиции, профессиональном мастерстве, на общечеловеческих достоинствах и положительных качествах характера.
- Четвертым общим требованием профессионального этикета хотелось бы отметить скромность. Оно основывается на самокритичности, совестливости, честности сотрудников. Скромность предполагает простоту и ответственность во взаимоотношениях сотрудников в условиях сложной и динамичной производственной и образовательной деятельности. Подлинная скромность заключается в стремлении не демонстрировать свои личные заслуги. Чем больше у человека реальных, а не мнимых заслуг, тем строже он ценит свое личное достоинство, тем проще, естественнее и скромнее держится в любой сфере профессионального общения.
- Велика роль и следующего общего требования трудового этикета – искренности. Ее формирование – дело нелегкое, но исключительно благотворное. Ведь это возвышенное личностное качество является антиподом неискренности, фальши, двуличия, нечестности и т.д. Это качество активно способствует укреплению морально-психологического климата, как в производственном, так и образовательном коллективе.
- Важное требование профессионального этикета – систематичность. Имеется в виду, что правила этикета в профессиональной деятельности выполняются не от случая к случаю, а постоянно, систематически, во всех сферах трудовой деятельности, на всех уровнях профессиональных взаимоотношений. Их следует выполнять не только на занятиях в вузе, на работе, но и находясь в общественных местах и даже наедине с самим собой. Достигнуть данной систематичности очень нелегко, но крайне необходимо.
Известный российский педагог А.С. Макаренко сделал следующий важный вывод: «Я понял, что легко научить человека поступать правильно в моем присутствии, в присутствии коллектива, а вот научить его поступать правильно, когда никто не слышит, не видит и ничего не узнает, - это очень трудно…» [5, с. 422].
Завершая данную статью, посвященную использованию трудовых и научных достижений выдающегося кораблестроителя, ученого, руководителя нового поколения России В.Л. Александрова в деле профессионального воспитания студентов и начинающих руководителей судостроительного производства, следует подчеркнуть, что его книга «Полвека в профессии» будет в этой нашей работе хорошим подспорьем. Очевидно, что Россия сегодня может подняться к новым вершинам экономического и социального развития, если у штурвалов ведущих предприятий, отраслей промышленности будут такие руководители, как Герой России, доктор технических наук, профессор Владимир Леонидович Александров.
Список литературы и источников
- Александров В.Л. Полвека в профессии. СПб.: ИД «Морская энциклопедия». 2017. 480 с.
- Солдатов А.В., Шевченко М.М. О некоторых проблемах эффективного управления в российском кораблестроении: опыт, противоречия, перспективы. - Морской вестник. 2013. № 1 (10).
- Шевченко М.М. Профессионально-мировоззренческое воспитание как фундаментальная основа формирования будущих специалистов. Материалы межвузовского «круглого стола» 17 апреля 2015 года. СПб., 2015.
- Шевченко М.М. О качестве образования и воспитании современных специалистов. Материалы международной конференции «Высшее образование в Санкт-Петербурге: прошлое, настоящее, будущее» 28-30 октября 2003 года. СПб., 2003.
- Макаренко А.С. Собр. соч., т. 5. М.: Педагогика, 1951.
References
- Aleksandrov V.L., 2017, Polveka v professii, SPb.: ID «Morskaya entsiklopediya». 480 p.
- Soldatov A.V., Shevchenko M.M., 2013, O nekotorykh problemakh effektivnogo upravleniya v rossiyskom korablestroyenii: opyt, protivorechiya, perspektivy. - Morskoy vestnik. 2013. №1(10).
- Shevchenko M.M., 2015, Professional'no-mirovozzrencheskoye vospitaniye kak fundamental'naya osnova formirovaniya budushchikh spetsialistov. Materialy mezhvuzovskogo «kruglogo stola» 17 aprelya 2015 goda. SPb., 2015.
- Shevchenko M.M., 2003, O kachestve obrazovaniya i vospitanii sovremennykh spetsialistov. Materialy mezhdunarodnoy konferentsii «Vyssheye obrazovaniye v Sankt-Peterburge: proshloye, nastoyashcheye, budushcheye» 28-30 oktyabrya 2003 goda. SPb., 2003.
- Makarenko A.S., 1951, Sobr. soch., t. 5. M.: Pedagogika, 1951.