Борисова Екатерина Сергеевна,

Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации,

факультет Государственное управление

и финансовый контроль,

Россия, г. Москва 

E-mail: Borisova98@mail.ru

Комаров Алексей Валерьевич,

кандидат педагогических наук,

Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации,

доцент Департамента социологии,

истории и философии,

Россия, г. Москва

E-mail: AVKomarov@fa.ru

Borisova Ekaterina Sergeevna,

Financial University under the

Government of the Russian Federation,

Faculty Public Administration and

Financial Control,

Russia, Moscow

E-mail: Borisova98@mail.ru

Komarov Alexei Valerievich,

Candidate Pedagogical Sciences,

Financial University under the

Government of the Russian Federation,

Docent of Department of Sociology,

History and Philosophy,

Russia, Moscow

E-mail: AVKomarov@fa.ru


Современный рынок труда в условиях становления и развития цифровой экономики

Modern labor market in the conditions of formation and development of the digital economy

DOI: 10.24411/2311-1763-2019-10197

Аннотация

В статье обоснована проблема адаптации человеческого капитала в условиях становления и развития цифровой экономики в России и мире. Обозначены ключевые особенности зарождающейся цифровой эпохи. Выявлены основные проблемы человеческих ресурсов на современном этапе, которые должны быть ликвидированы за счет использования цифровых технологий в будущем. Определены профессии, обладающие наибольшим и наименьшим риском к автоматизации. Рассмотрены возможные последствия повсеместного внедрения роботов в производственный процесс. Спрогнозированы перспективы человеческого капитала и предложены возможные пути решения поднятой проблемы.

 

Ключевые слова: 

 человеческий капитал, инновации, цифровая экономика, цифровизация, автоматизация, индустрия 4.0, рынок труда, образование, квалификация, технологии, занятость

 

Summary

The article substantiates the problem of adapting human capital in the conditions of the formation and development of the digital economy in Russia and the world. Identifies the key features of the emerging digital age. Identified the main problems of human resources at the present stage, which should be eliminated through the use of digital technologies in the future. The professions with the highest and lowest risk to automation are defined. The possible consequences of the widespread introduction of robots into the production process are considered. The prospects for human capital are predicted and possible solutions to the problem raised are proposed.

 

Keywords: 

 human capital, innovation, digital economy, digitalization, automation,

industry 4.0, labor market, education, qualification, technology, employment

В настоящее время цифровая экономика представляет собой феномен, который диктует всем государствам парадигму развития новых направлений в экономике. В Российской Федерации «запуск» и дальнейшее развитие цифровой экономики было закреплено на государственном уровне в программе "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной 28 июля 2017 года. Данный документ определял отстающие отрасли экономики по уровню внедрения в них информационно-коммуникационных технологий, указывал на необходимость разработки целевых показателей для изучения эффекта проводимой цифровизации, подготовке плана по введению новых технологий в производство.

 

Примерами отраслей, где цифровизация позволит существенно снизить неэффективность, являются транспортно-логистическая отрасль, коммунальная инфраструктура, здравоохранение, образование. В целом федеральная программа направлена на рост цифровой экономики посредством развития национального IТ-сектора

 

Условия развития цифровой экономики, а именно повсеместное применение информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ), напрямую влияют на функционирование современного информационного общества – образа жизни людей, их образования, работы и т.д.

Внедрение информационно-цифровых платформ в производственный процесс для повышения конкурентоспособности национальной экономики, качества и объемов выпускаемой продукции, общего ВВП страны неизбежно связано с кардинальными изменениями в привычных моделях отраслевых рынков и стратегических задач для реализации потенциала цифровой экономики.

 

Основатель и президент Всемирного экономического форума в Давосе немецкий экономист Клаус Шваб утверждал, что качественным отличием четвертой промышленной революции, которая характеризуется массовым внедрением киберфизических систем в производство (или «индустрия 4.0», в рамках которой зародилась цифровая экономика), по сравнению с третьей является синергетический эффект, который возникает от слияния разных технологий: компьютерных, информационных, нано технологий, биотехнологий и т.д. [12] Данный эффект в своей основе содержит принцип стирания границ, что обуславливает актуальность и важность проблемы адаптации людей к эпохе цифрового общества. Остро поднимается вопрос места человеческого капитала, являющегося главной движущей силой социально-экономического развития, в быстро растущих потребностях цифровой экономики в информационном капитале ИКТ средств. 

 

Отметим, что под человеческим капиталом в экономическом аспекте принято подразумевать совокупность унаследованных и приобретенных навыков, знаний, способностей человека, которые он направляет на производство товаров и услуг в конкретном промежутке времени для получения выгоды (прибыль, заработок и т.д.). «Человеческий капитал» имеет ряд отличий от таких понятий, как «человеческие ресурсы», «человеческий потенциал», важнейшее из которых – это экономическая оценка и значение в показателях производительности труда. Человеческий капитал обладает своей стоимостью и может быть элементом цепи «продавец-покупатель». Другими словами, данная форма капитала рассматривается в качестве актива, который может быть продан на рынке труда и формируется посредством государственных и предпринимательских инвестиций, а также саморазвития самого индивида. [2] Человеческий капитал приобретает немного разное значение в зависимости от уровня рассмотрения. На уровне государства – это в первую очередь демографические свойства, характеристики образования, культуры, здравоохранения. Для предприятий человеческий капитал представляет ценность в виде профессиональных характеристик. Человеческий капитал в восприятии личности – это накопленный жизненный опыт, эффективно используемый для получения дохода.

 

В любом варианте анализа человеческий капитал напрямую связан с качеством системы образования. Таким образом, в настоящее время поднимается вопрос о стратегическом приоритете развития социума – необходимом цифровом образовании, которое включает улучшение знаний использования ИКТ, совершенствование образования в соответствии с современной технологической революцией и повышение требований к квалификации для формирования в кадрах такого навыка, как цифровая грамотность

 

Однако в современных условиях цифровой экономики потенциальному работнику угодить требованиям работодателя становится с каждым годом все сложнее. Это обусловлено процессом роботизации, который является одним из принципов индустрии 4.0. Так, в 2016 году в Китае на 10 тыс. рабочих приходилось 36 промышленных роботов. В Германии данный показатель был 8 раз больше, в Японии – в 9, а в Южной Корее – в 13 раз. Для сравнения в России количество роботов на 10 тыс. человек составляло в 20 раз меньше, чем в КНР, что также уступает Тайланду, Мексике, Индонезии и многим другим странам. Также примером автоматизации является крупномасштабная замена людей роботами на заводе китайской компании Changying Precision Technology по производству деталей сотовых телефонов, благодаря чему производительность увеличилась практически в три раза (с 8000 до 21 тыс. единиц в месяц), а объем брака в продукции сократился с более чем 25% до менее чем 5%. [9] Данные мероприятия реализуются в рамках плана по достижению полной технологической независимости КНР - «Made in China 2025», где роботизация промышленности рассматривается в качестве базового элемента модернизации китайского производства

 

Приведенные данные свидетельствуют о преимуществах искусственного интеллекта, заключающихся в меньших издержках, минимизации количества ошибок, большей производительности и скорости выполнения операций в сравнении с человеком. [5] Кроме того, сегодня именно машина выполняет тяжелый монотонный физический труд, а с многими роботами человек просто не в состоянии конкурировать ввиду физических возможностей. Еще в 1931 году экономист Джон Майнард Кейнс прогнозировал технологическое негативное воздействие на рынок труда. Основатель кейнсианского направления в экономической теории предупреждал, что открытие способов экономного использования труда опережает темпы выявления новых применений труда. Ежедневно растущая автоматизация рабочих мест может привести к вытеснению человеческого капитала из структуры мировой экономики, что соответственно станет причиной высокого уровня безработицы в глобальном масштабе. [12] Данное негативное явление будет иметь преимущественно структурный характер. 

 

В первую очередь, четвертая промышленная революция угрожает таким профессиям, как бухгалтеры, учителя, государственные и муниципальные служащие, финансовые аналитики. По мнению ученых Оксфордского университета, если рассматривать данную критическую ситуацию в масштабах всей планеты, то к 2040–2045 гг. исчезнет около 47% рабочих мест. [13]

 

Американский экономист, профессор Массачусетского технологического института Дэвид Аутор считает, что эффекту «технологической безработицы» в связи с повсеместным переходом производства к автоматизации будут подвержены работники средней квалификации по причине экономической целесообразности, так как специалисты с данным уровнем образования достаточно высокооплачиваемы. [10]

 

Экономист Карл Фрей и эксперт по компьютерному обучению Майкл Осборн, являющиеся работниками английской школы Оксфорд-Мартин, провели исследование, в котором распределили 702 профессии по степени риска их автоматизации (максимальная вероятность автоматизации – «1», минимальная степень риска – «0»), тем самым пытаясь выявить количественное значение потенциального воздействия технологических инноваций на безработицу. (Рис.1, Рис.2). [4] Так, у специалистов в области телефонных продаж наблюдается большой риск остаться в будущем безработными, наименьший же риск – у социальных работников и других профессий, где требуются творческие и социальные навыки, так как искусственный интеллект еще долгое время не сможет демонстрировать нестандартность мышления, искать креативные решения в нестабильной ситуации и эмоциональную составляющую при определенных действиях. 

Наиболее подвержены автоматизации
Наиболее подвержены автоматизации

 

Кроме того, английские специалисты убеждены, что к 2050 году примерно 47% рабочих мест будут автоматизированы, а миллионы людей будут числиться в списке безработных. Наиболее востребованные специальности будут связаны с разработкой, созданием, внедрением и использованием новейших технологий. Например, программисты, системные инженеры, ИКТ-проектировщики, робототехники, консультанты по внедрению инноваций, коучи по развитию интеллектуальных способностей. 

 

К такому выводу пришли и аналитики международной компании по управленческому консалтингу - Boston Global Group. Так, изменение структуры промышленных компетенций и профессий будет характеризоваться увеличением спроса на сотрудников, обладающих навыками в сфере программного обеспечения и информационных технологий.

Наименее подвержены автоматизации
Наименее подвержены автоматизации

 

По данным исследования The Future of Jobs, к 2020 году на  мировом  рынке  труда прибавится 2 млн рабочих мест, при этом 7,1 млн исчезнет. По мнению М.А. Абызова - ответственного за организацию работы Правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства», из-за развития цифровой экономики к 2036 году может быть автоматизировано от 2 до 50% работы, выраженной  в  человеко-часах,  а  к 2066 году эта доля может достичь от 46 до 99%. Рабочие места появятся в интеллектуальных и высокотехнологичных сферах, а сократятся в реальном секторе экономики и сфере административной работы. [3]

 

Также ученые отмечают, что произойдет рост занятости в компьютерных специальностях на 4,54% в год, а специалистов по проектированию и инженерной разработке – на 3,54%. Но в то же время уменьшится занятость специалистов по техобслуживанию, ремонту и установке оборудования на целых 8% в год, а офисных работников – на 6,2%. По оценке McKinsey, к 2030 году до 50% рабочих операций в мире могут быть автоматизированы, и по масштабам этот процесс будет сопоставим с промышленной революцией XVIII–XIX вв. [11] Тем не менее специалисты данной международной консалтинговой компании считают, что в ближайшие годы полностью возможно автоматизировать лишь 5% существующих профессий, в связи с высокой стоимостью современного производственного роботизированного механизма. Оставшиеся 95% специальностей подвержены лишь частичному внедрению технологических инноваций. [7] Так, например, по мнению McKinsey, профессии, связанные с гостиничным и ресторанным бизнесом, могут быть автоматизированы на 75%, когда госслужба – на 31% (Рис.3). 

 

Какую часть работ можно автоматизировать
Какую часть работ можно автоматизировать

В тоже время, по мнению генерального секретаря Международной федерации робототехники - IFR, автоматизацию нельзя рассматривать с негативной стороны, ведь роботы могут заменить человека в опасных производственных операциях, связанных с повышенными рисками для здоровья. Также при внедрении новейших машинных устройств происходит компенсация за счет новых профессий.

 

Таким образом, не только экономисты, но и в целом работники и работодатели признают необходимость владения цифровыми компетенциями. В программе «Цифровая экономика Российской Федерации» прописана такая задача ВУЗов, как разработка моделей компетенций, раскрывающих человеческий потенциал в рамках востребованных направлений цифровой экономики. Охватывающий рынок труда процесс цифровизации повлечет за собой дефицит кадров новых профессий, выявит нехватку квалификации сотрудников для работы по осуществлению своих функций в новых условиях. По мнению начальника отдела развития человеческого капитала Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга - Л.Е. Колдунова, профессиональная переподготовка сыграет большую роль в грядущих изменениях, поэтому, чтобы быть востребованным на рынке труда, необходимо уделить внимание дополнительному образованию. [8]

 

Система образования должна модернизироваться и формировать ново-качественный конкурентоспособный человеческий капитал исходя из реалий цифрового общества. Обновление производства должно происходить параллельно с переобучением работников всех уровней, направлений и подготовкой новых кадров к неминуемому техническому прогрессу. Образование рассматривается как залог повышения качества человеческого капитала при получении более глубоких знаний, увеличении эффективности труда. В свою очередь инвестиции в человеческий капитал являются основным источником его накопления и воспроизводства.

 

Так, в Пенсильванском университете при анализе более трех тысяч рабочих мест были получены результаты производительности труда в зависимости от повышения уровня образования или же увеличения стоимости активной части основных производственных фондов на 10%. В первом случае был выявлен рост суммарной производительности на 8,6%, тогда как во втором – при воздействии на стоимость фондов, данный показатель повысился лишь на 3,4%. Это свидетельствует о том, что предельная прибыль от инвестиций в человеческий капитал в 2,5 раза превышает предельную прибыль от инвестиций в инновационную технику. [1]

 

Следовательно, достаточно целесообразно направлять денежные средства на образование, причем не только на получение или повышение квалификации, но и на подготовку кадров непосредственно без отрыва от производства. В связи с этим может быть разработана долгосрочная стратегическая инвестиционная политика государства, направленная на увеличение ассигнований на образование, формирование и поддержку сотрудничества между ВУЗами и коммерческими организациями для обеспечения подготовки специалистов перспективах отраслей в соответствии с актуальными требованиями рынка.

 

Необходимо определить вектор развития новых профессиональных компетенций и создать условия для поддержания конкурентоспособных навыков и знаний у сотрудника на протяжении всего  его  трудоспособного  периода.  Доцент  кафедры  международного  бизнеса  СПбГЭУ Е.С. Хутиева предложила обратиться к мировому опыту, современным системам образования, в частности STEAM-образование, ключевыми элементами которого являются наука, технология, инженерия, искусство и математика. Анализ рынка труда показывает, что спрос на STEAM-профессии, связанные с умением применять технические знания в сфере естественных наук, растет в два раза быстрее, чем в других сферах, которые рискуют исчезнуть уже к 2025 году.

 

Американский ученый-конструктор Мартин Форд считает, что в условиях вынужденного соперничества между человеком и роботом, необходимо повысить уровень гарантированного дохода, чтобы предоставить возможность достойно существовать и при этом совмещать учебу с работой. Такого же мнения придерживается и Сэм Альтман, глава крупнейшего инкубатора стартапов YCombinator, а также венчурный предпринимать Илон Маск.

 

В качестве одного из направлений совершенствования системы формирования и использования человеческого капитала можно рассматривать повышение эффективности и координации деятельности формальных и неформальных институтов регулирования сферы образования и рынка высококвалифицированного труда. Для выполнения данной меры стоит снизить административные барьеры, внести изменения в контрольно-надзорные механизмы, сделать более гибким и свободным сетевое взаимодействие, что в перспективе повлияет на уменьшение транзакционных издержек и поспособствует сбалансированности государственных, частных и общественных интересов с учетом возможных изменений схемы социального контракта между обществом, бизнесом и властью в условиях перехода к цифровой экономике. [2]

 

Развитие цифровых технологий меняет конъюнктуру рынка, формы занятости в экономике. Сегодня на рынке труда все большую популярность набирают технологии удаленного интерактивного взаимодействия, которые заставляют трансформировать мировое образование для создания условий непрерывного обучения человека, не нарушая рабочий график. Реалии научно-технического прогресса предъявляют постоянно растущие требования к профессиональным знаниям, квалификации, навыкам, интеллектуальному уровню человека. В данных условиях инвестиции, конкуренция и инновации превращаются в главные стимулы развития человеческого капитала, который с одной стороны лежит в основе создания инновационной системы, новых разработок, а с другой стороны является объектом влияния инновационного сектора экономики, побуждая осуществлять меры по повышению своего качества теоретических и практических способностей и в целом интеллектуального уровня. 

 

Во время повсеместного становления цифровой экономики человеческий капитал, его свойства, функции, компетенции рассматриваются с точки зрения информационного содержания. Вырастает роль государственных и коммерческих институтов в подготовке высококвалифицированных компетентных специалистов, обладающих цифровыми знаниями и навыками, в повышении скорости адаптации, конкурентоспособности работников к новым условиям. Переход к инновационной экономике не будет возможным без эффективной системы образования для накопления сильной базы человеческого капитала, который в комплексе стратегических задач государства рассматривается именно в качестве фундамента экономики знаний XXI века.

 

Цифровые технологии должны стать средством широкомасштабного совершенствования общества во всех направлениях жизнедеятельности:

  • решение социальных проблем,
  • упрощение коммуникации между государством, бизнесом и населением,
  • повышение уровня трудовой активности,
  • расширение профессиональных компетенций,
  • создание новых продуктов потребления и т.д.

 

Главным драйвером развития цифровой экономики, безусловно, остаются высокообразованные люди, являющиеся носителями накопленного человеческого капитала, готового к дальнейшему развитию и совершенствованию. 

Список литературы и источников

  1. Добрынин А.И., Дятлов С.А. Человеческий капитал в транзитивной экономике. СПб.: Наука, 2010. 
  2. Дятлов С.А., Доброхотов М.А. Формы реализации человеческого капитала в цифровой экономике. - Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2018. С. 25-28.
  3. Из-за новых технологий в мире исчезнут миллионы рабочих мест [электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2016/01/27/625618-ischeznut-rabochih-mest (Дата обращения: 19.11.2018)
  4. Клаус Шваб. Четвертая промышленная революция. М., Эксмо. 2016. С.30
  5. Комаров А.В., Борисова Е.С., Кузбенова Э.Р. Прогнозирование экономического развития России до 2025 года в условиях становления цифровой экономики. - Экономика и предпринимательство, 2018. № 3 (92). С. 88-97.
  6. Комаров А.В. Роль образования в формировании человеческого капитала в современной России. - Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2017. Т. 7. № 3 (27). С. 83-88.
  7. Лишние люди: как роботы оставят без работы «синих» и «белых воротничков» [электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://www.rbc.ru/business/19/01/2017/58806fe19a794712678e210e (Дата обращения: 20.11.2018).
  8. Трансформация человеческого капитала [электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://expert.ru/northwest/2018/03/transformatsiya-chelovecheskogo-kapitala/ (Дата обращения: 19.11.2018).
  9. Холодная статистика: Связь между роботами и конкурентоспособностью [электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://robotforum.ru/novosti-texnogologij/xolodnaya-statistika-svyaz-mezhdu-robotami-i-konkurentosposobnostyu.html (Дата обращения: 20.11.2018)
  10. Цитайкина И.А., Влазнева С.А. Формирование нового качества человеческого капитала в условиях цифровой экономики. - Вопросы экономики и права, 2018. № 7 (121). С. 39- 44.
  11. Цифровая Россия: новая реальность, 2017. [электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/Our%20Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx (Дата обращения: 19.11.2018).
  12. Человеческий капитал в формате цифровой экономики: Междунар. науч. конф., посвященная 90-летию С.П. Капицы, Москва, 16 февраля 2018 г.: сб. докладов. – М.: Редакционно-издательский дом РосНОУ, 2018. – 432 с.
  13. Шестакова И.Г. Человеческий капитал в цифровую эпоху. - Научный журнал НИУ ИТМО. Серия Экономика и экологический менеджмент, 2018. № 1. С. 56-63.

References

  1. Dobrynin A.I., Dyatlov S.A., 2010, Chelovecheskiy kapital v tranzitivnoy ekonomike. SPb.: Nauka, 2010. 
  2. Dyatlov S.A., Dobrokhotov M.A., 2018, Formy realizatsii chelovecheskogo kapitala v tsifrovoy ekonomike. - Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2018. - S.25-28.
  3. Iz-za novykh tekhnologiy v mire ischeznut milliony rabochikh mest [elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2016/01/27/625618-ischeznut-rabochih-mest (Data obrashcheniya: 19.11.2018)
  4. Klaus Shvab., 2016, Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya. – M., Eksmo.2016. S.30
  5. Komarov A.V., Borisova Ye.S., Kuzbenova E.R., 2018, Prognozirovaniye ekonomicheskogo razvitiya Rossii do 2025 goda v usloviyakh stanovleniya tsifrovoy ekonomiki. - Ekonomika i predprinimatel'stvo, 2018.- № 3 (92). - S. 88-97.
  6. Komarov A.V., 2017, Rol' obrazovaniya v formirovanii chelovecheskogo kapitala v sovremennoy Rossii. - Gumanitarnyye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. - 2017. - T. 7. - № 3 (27). - S. 83-88.
  7. Lishniye lyudi: kak roboty ostavyat bez raboty «sinikh» i «belykh vorotnichkov» [elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa URL: https://www.rbc.ru/business/19/01/2017/58806fe19a794712678e210e (Data obrashcheniya: 20.11.2018)
  8. Transformatsiya chelovecheskogo kapitala [elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa URL: http://expert.ru/northwest/2018/03/transformatsiya-chelovecheskogo-kapitala/ (Data obrashcheniya: 19.11.2018)
  9. Kholodnaya statistika: Svyaz' mezhdu robotami i konkurentosposobnost'yu [elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa URL: http://robotforum.ru/novosti-texnogologij/xolodnaya-statistika-svyaz-mezhdu-robotami-i-konkurentosposobnostyu.html (Data obrashcheniya: 20.11.2018)
  10. Tsitaykina I.A., Vlazneva S.A., 2018, Formirovaniye novogo kachestva chelovecheskogo kapitala v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki. - Voprosy ekonomiki i prava, 2018. - № 7 (121). – S. 39- 44.
  11. Tsifrovaya Rossiya: novaya real'nost', 2017. [elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa URL: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/Our%20Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx (Data obrashcheniya: 19.11.2018)
  12. Chelovecheskiy kapital v formate tsifrovoy ekonomiki: Mezhdunar. nauch. konf., posvyashchennaya 90-letiyu S.P. Kapitsy, Moskva, 16 fevralya 2018 g.: sb. dokladov. – M.: Redaktsionno-izdatel'skiy dom RosNOU. – 2018. – 432 s.
  13. Shestakova I.G., 2018, Chelovecheskiy kapital v tsifrovuyu epokhu. - Nauchnyy zhurnal NIU ITMO. Seriya Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment, 2018. - № 1. - S. 56-63.

Популярное

Россия, история, 2000 - 2014
Московский морской кадетский корпус "Навигацкая школа"
Без знания прошлого нет будущего
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе

Рубрики

"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада

Наши партнеры

научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Информрегистр НТЦ
КиберЛенинка, CyberLeninka
"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN