Наука. Общество. Оборона

2020. Т. 8. № 1

2311-1763

Online ISSN

Science. Society. Defense

2020. Vol. 8. № 1


Online First

УДК: 93/94+930.2+656.835.91+766

DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10221

Поступила в редакцию: 16.10.2019 г.

Опубликована: 20.11.2019 г.

Submitted: October 16, 2019

Published online: November 20, 2019 


Для цитирования: Метёлкин Е. Н., Сохор Т. Е. Суворовская тема в филателии. Наука. Общество. Оборона. Москва. 2020;8(1): - . DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10221.

For citation:  Metelkin E. N., Sokhor T. E. Suvorov theme in philately. Nauka. Obshchestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2020;8(1): - .  (In Russ.) DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10221.

Благодарности: Авторы благодарят основателя музея А. В. Суворова в г. Линталь (Швейцария) Вальтера Гелера за консультацию по экспонатам музея.  

Acknowledgements: The authors thank Walter Gaehler, the founder of the museum A. V. Suvorov in Lintal (Switzerland) for their advice on the museum exhibits.

Конфликт интересов:  О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.

Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.

ИСКУССТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Оригинальная статья

Суворовская тема в филателии

Е. Н. Метелкин1Т. Е. Сохор2

Санкт-Петербургский государственный университет,

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация,

ORCID: https://orcid.org/ 0000-0001-5001-680X, e-mail: e.metelkin@mail.ru

Санкт-Петербургский государственный университет,

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация,

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6853-6413, e-mail: sohor@mail.ru 

Аннотация:

Введение. Целью исследования является рассмотрение причин появления суворовской тематики в филателии СССР перед началом Великой Отечественной войны и развитие этой темы в последующих выпусках. Новые выпуски почтовых марок в СССР и России закономерно появлялись в юбилейные или памятные даты жизни генералиссимуса А. В. Суворова, невольно фиксируя всплески интереса к личности «Генерала вперед!». Не забывали о Суворове и русские эмигранты, проживавшие на территории других стран (1984, 1999, 2014), и почтовая служба Приднестровской Молдавской республики для которой А. В. Суворов является национальным героем.

Результаты. Почтовая марка, по словам В. Я. Брюсова «отражающая историю сегодняшнего момента», сохранила в своих сюжетах некоторые подзабытые элементы российской истории. Так, например, в 1943 г. была выпущена марка, запечатлевшая вид первого варианта ордена Суворова (на орденской планке), а 1984 г. – марка с изображением портрета Суворова кисти Иосифа Крейцингера, создавшего прижизненный портрет генералиссимуса, считавшимся современниками наиболее удачным. Пристальное рассмотрение почтовой миниатюры дало возможность определить источники изображения. Интересным оказалось использование знаменитого портрета А. В. Суворова с гравюры выполненной Н.И. Уткиным (1940, 1941, 1950, 1980, 1999). 

Методы. Российско-швейцарский проект 1999 года серии «200-летие перехода войск А. В. Суворова через Альпы» дал возможность атрибутировать гравюру, авторство которой в России считалось ранее неизвестным. Швейцарская сторона предложила к публикации в почтовой миниатюре гравюру «На озере Клёнталь» своего земляка Людвига Гесса, являвшегося современником перехода русских войск через Альпы. В работе произведена попытка сравнительного анализа изображений марок и художественных источников, созданных российскими и иностранными мастерами в период XVIII–XX вв., и явившихся прототипами для почтовой миниатюры. 

Заключение. Суворовская тема в филателии будет продолжаться до тех пор, пока имя Александра Васильевича Суворова является предметом национальной гордости россиян. 

  

Ключевые слова: 

 А. В. Суворов, почтовая марка, художественная миниатюра, художники марки,

Россия, Швейцария, Приднестровье, филателия, история России

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Интерес к личности и уникальному полководческому таланту А. В. Суворова в России развивался волнообразно и всегда был связан с наступающими или наступившими военными действиями. Наиболее показательным в этом плане явился XX век, когда от наивысшего интереса к личности Суворова в имперской России на рубеже XIX–XX вв. образ полководца после революционных событий перешел почти в полное забвение в молодом Советском государстве во второй половине 1920-х – начале 1930-х гг. С началом Второй мировой войны начался новый виток интереса, сделавший из русского полководца национального героя государственного уровня (1). Идеологическая программа в начальный период существования Советского Союза была выстроена таким образом, что история страны, развивавшейся с немарксистских позиций, в лучшем случае замалчивалась. Так, после 1918 г. исследования о Суворове постепенно исчезают из научного оборота. Исключение составили несколько работ, изданные небольшими тиражами в 1920-е гг. и предназначенные для учащихся учебных заведений РККА [5, с. 44–52]. 

 

В 1930-е гг. в СССР с принятием постановлений ЦК ВКП(б), нацеленных на образовательные, воспитательные и пропагандистские процессы в государстве («О журнале “Под знаменем марксизма”» /25.01.1931/; «О начальной и средней школе» (19.08.1931); «О советской кинематографии» /8.12.1931/; «Об издательстве “Молодая гвардия”» /29.12.1931/; «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» /31.05.1935/; «О пропагандисткой работе в ближайшее время» /13.06.1935/; «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» /23.06.1936/; «О развертывании сети школьных библиотек и издании литературы для них» /15.11.1936/ и другие) (2), был дан толчок к изучению истории Отечества и военной истории России в частности. Идеологическим сектором Советского Союза национальными героями и защитниками страны от врагов «назначаются» шесть персонажей: Дмитрий Донской,  Александр Невский,  Козьма Минин и Дмитрий Пожарский, А. В. Суворов и М. И. Кутузов. Этими героями очень плотно начинает заниматься российская историческая наука и советская литература.

 

Уже весной 1937 г. появляются две статьи писателя К. Осипова (О. М. Купермана) о великом полководце Суворове [14, 15]. Последующие годы изобилуют не только историческими исследованиями, но различными статьями в периодике, литературными произведениями, отражается этот интерес и в филателии, филокартии, фалеристике. «Острый интерес к истории войн и военного искусства в нашей стране появляется в годы назревания Второй мировой войны и с особой силой вспыхивает с начала Отечественной войны СССР против германского фашизма» – заметил позднее историк Б. Б. Кафенгауз [8, с. 104]. Действительно, Вторая мировая война в эти годы уже идет, сообщал Нарком обороны К. Е. Ворошилов в своей речи в 1938 г.: «Героические и великие народы Испании и Китая, ставшие первыми жертвами нападения» явили миру «образцы героизма и решимости в защите своей независимости и национальной чести» [22, с. 14]. 

 

Целью данного исследования является рассмотрение причин появления суворовской тематики в филателии СССР перед началом Великой Отечественной войны и развитие этой темы в последующих выпусках. 

 

ПЕРВЫЕ ВЫПУСКИ МАРОК С ИЗОБРАЖЕНИЕМ А. В. СУВОРОВА В СЕРЕДИНЕ XX ВЕКА

 

Идеологический накал в изучении биографической канвы жизни А.В. Суворова в предвоенные годы подводит к тому, что в 1940 г. на всесоюзном уровне отмечается 140-я годовщина со дня смерти А. В. Суворова. К этому событию были подготовлены выставки в Москве, Ленинграде, Одессе, осуществлены постановки драматического и оперного спектаклей, снят художественный фильм (реж. Вс. Пудовкин и М. Доллер), выпущены в свет книги о Суворове для разных возрастных категорий, проведено множество исторических исследований, лекций и других мероприятий.

 

В утверждении значимости А. В. Суворова на мировом уровне в СССР 5 апреля 1941 г. была выпущена серия из четырех почтовых марок, посвященных 150-летию штурма крепости Измаил. Автором их являлся главный художник Гознака И. И. Дубасов, создавший одну из самых известных советских марок «Пятилетие Октябрьской революции» [12, с. 453, 455]. 

 

На одной марке серии представлен портрет А. В. Суворова с картины (1834) французского художника Николя-Себастьяна Фросте, написанной для Фельдмаршальского зала Зимнего дворца [20, с. 105–107], на другой марке – портрет А. В. Суворова с гравюры Джеймса Уокера на фоне штурма Измаила. Дубасов внес серьезные коррективы в миниатюрные изображения. На первой марке был удален оригинальный фон картины, и фигура генералиссимуса показана не полностью. Кроме того лицо А. В. Суворова было приближено художником к более привычному для советского человека изображению – к портрету А. В.Суворова, выполненным И. Г. Шмидтом и гравированного Николаем Уткиным (1818) [13, стб. 1068]. 

 

                        Рис. 1                                                      Рис. 2                                                 Рис. 3

 

Рис. 1–2. Портрет А. В. Суворова по гравюре Н. Уткина с картины С.-Н. Фросте.

Художник марки И. Дубасов, 1941 г. 

Pic. 1–2. Portrait of A. V. Suvorov, engraved by N. Utkin from a painting by S.-N. Frost.

Stamp design I. Dubasov, 1941.

 

Рис. 3. Н.-С. Фросте. Портрет фельдмаршала А. В. Суворова (1834), х., м., ГЭ 

Pic. 3. N.-S. Frost. Portrait of Field Marshal A. V. Suvorov (1834), oil on canvas, GE.

 

В другой марке, отражающей штурм Измаила, также были внесены изменения: взяв за основу гравюру Дж. Уокера с изображением А. В. Суворова [24], Дубасов подкорректировал «скованную» фигуру полководца, придав ей более устойчивое положение, и заменив оригинальный фон гравюры, художник «установил» фигуру полководца в сцену штурма крепости. Кроме того в миниатюру был введен текст афоризма А. В. Суворова – «Смерть бежит от сабли и штыка храбрых». 

 

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6


Рис. 4–5. Портрет А. В. Суворова по гравюре Дж. Уокера. Художник марки И. Дубасов, 1941 г. 

Pic. 4–5. Portrait of A. V. Suvorov, engraved by J. Walker. Stamp design I. Dubasov, 1941.

 

Рис. 6. Дж. Уокер. Портрет А. В. Суворова, гравюра, 1797 г.

Pic. 6. J. Walker. Portrait of A. V. Suvorov, engraving, 1797.

 

За месяц до начала Великой Отечественной войны организация, занимавшаяся экспортно-импортными торговыми операциями с книгами и периодикой и филателией – Всесоюзное объединение «Международная книга», рассылает в зарубежные страны информационное письмо о выходе серии из пяти марок, посвященных 25-летию смерти художника В. И. Сурикова (1848–1916) с вложением макета утвержденных рисунков (3). 10 июля 1941 г. эта серия вышла в свет, и две марки (одно изображение) были посвящены А. В. Суворову, воспроизводя фрагмент известного полотна Сурикова «Переход Суворова через Альпы» (1899, ГРМ). Согласно данным каталога, эта марка была выпущена тиражом 2 тыс. экз., другая марка с изображением фрагмента  картины  В. И. Сурикова  «Степан Разин» – 3 тыс. экз., остальные марки серии – по 1 тыс. экз. [6, с. 68]. Что это – пропаганда? предупреждение? или констатация факта? Спустя десятилетия стало понятно, что «предупреждение»…

 

                Рис. 7                                 Рис. 8

 

 

Рис. 7–8. В. И. Суриков. Переход Суворова через Альпы, 1899. Оформление марки  П. Платонов, 1941 г.

 

Pic. 7–8. V. I. Surikov. Suvorov crossing the Alps, 1899. Stamp design  P. Platonov, 1941.


 

7 ноября 1941 г. в день XXIV годовщины Октябрьской революции, принимая парад на Красной площади, руководитель СССР И. В. Сталин завершая свое обращение к военнослужащим РККА, сказал, что «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» [25, с. 85]. 

 

В снежной осенней Москве на весь мир прозвучали имена защитников Отечества, и военнослужащие, проходящие парадом по Красной площади, маршировали мимо памятника Минину и Пожарскому. В Ленинграде бойцы РККА давали клятву на могиле А. В. Суворова, а ленинградские ополченцы, уходя на фронт, проходили парадным шагом мимо единственного незакрытого памятника – А. В. Суворову (1801), работы скульптора М. И. Козловского. «Он прям и смел в грозе военных споров, / И равного ему на свет нет. / «Богатыри!» – так говорит Суворов, / Наш прадед в деле славы и побед» – написал Вс. Рождественский в 1941 г. (стихотворение «Памятник Суворову»). Стоит только сожалеть, что памятник А. В. Суворову, во многом уникальный, не отразился в почтовой миниатюре. Задуманный как «монумент достойный <…> великих беспримерных дел героя <…> [он] будет убивать злобу зависти и возбуждать радость в честных   и   приверженных   <…>   к   отечеству   и  к  их  славе»  –  сообщал  Ф. В.  Растопчин А. В. Суворову 7 января 1800 г. о готовящемся памятнике [18, с. 178]. 

 

Авторитет  полководца  А. В.  Суворова  –  «Генерала Вперед!»  –  был  необычайно  высок,  и 29 июля 1942 г. был учрежден орден Суворова трех степеней (автор проекта П. И. Скокан), а накануне, 28 июля был подписан знаменитый приказ №227 («Ни шагу назад!»). Являлась ли эта череда событий совпадением или все же здесь проявилась символичность, сказать трудно. В филателии орден Суворова был воспроизведен в июле 1943 г. в серии «Ордена СССР» (художник А. Мандрусов). Но получилось так, что изображение награды как бы сразу «устарело». На вышедшей в июле марке, орден изображен прикрепленным к прямоугольной колодке, обтянутой шелковой муаровой лентой. А 19 июня 1943 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об утверждении образцов и описания лент к орденам и медалям СССР и правил ношения  орденов, медалей, орденских лент и знаков отличия» (4), по которому ордена Суворова всех трех степеней крепились к одежде при помощи нарезного штифта и гайки, имевшихся на оборотной стороне орденского знака. В мае–июне 1944 г. вновь были выпущены марки с изображением орденов СССР, в том числе и ордена Суворова I степени, в том виде, как они были утверждены Указом 19 июня 1943 г. [11, с. 126].

 

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 11


Рис. 9. Орден Суворова (с орденской лентой). Художник марки А. Мандрусов, 1943 г.

Pic. 9. The Order of Suvorov (with the order ribbon). Stamp design A. Mandrusov, 1943

 

Рис. 10. Орден Суворова (беззубцовая марка). Худ. А. Мандрусов, 1944 г.

Pic. 10. Order of Suvorov (toothless stamp). Stamp design A. Mandrusov, 1944

 

Рис. 11. Орден Суворова. Худ. А. Мандрусов, 1944 г.

Pic. 11. Order of Suvorov. Stamp design A. Mandrusov, 1944

 

Любопытно, что на первой выпущенной марке 1943 г. степень ордена «не читается», а на марках следующих выпусков изображен орден высшей I степени. Первым среди награжденных орденом Суворова I степени (знак ордена №1) в январе 1943 г. стал Маршал Советского Союза Г. К. Жуков.

 

Анализируя марки военной поры, посвященные Генералиссимусу, коллекционер В. В. Лифанов резюмировал: «Суворов принимал участие в Великой Отечественной как символ победных традиций нашей армии» [9]. Его изображение на марках, плакатах, использование его афоризмов на открытках присутствовали в течение всего периода войны.

 

Закончилась Великая Отечественная война, но слава А. В. Суворова не затихла. Правы были авторы драматической пьесы «Полководец Суворов» И. В. Бахтерев и А. В. Разумовский, вложившие в уста главного героя такие слова: «Передай императору <…> и пусть он своему другу немецкому королю передаст: Суворов жив! Слышишь? Жив! В каждом русском воине, в каждом солдате! И никогда не умрет!» [3, с. 140].

 

В 1950 г. в СССР широко отмечалось 150-летие со дня смерти А. В. Суворова. Для такой торжественно-траурной даты был создан специальный комитет, руководивший запланированными мероприятиями (5). По всей стране в период апреля–мая 1950 г. проводились митинги, заседания, лекции, беседы, в Москве был заложен памятник полководцу, в Ленинграде воссоздана мемориальная доска на доме, где он умер, в разных городах открыты выставки, посвященные Суворову и его эпохе… Юбилейная дата отмечалась и в странах народной демократии – Болгарии и Румынии.

 

В филателии этот юбилей был отражен серией «150 лет со дня смерти А. В. Суворова» из пяти марок,  выпущенных  в  период  с  17  мая  по  24  июня 1950 года (оформление В. Андреева и Е. Булановой).

 

Рис. 12

Рис. 13

Рис. 14


Рис. 12–13. Портрет А. В. Суворова по гравюре Н. Уткина.

Оформление марки  Е. Буланова и В. Андреев, 1950 г.

Pic. 12–13. Portrait of A. V. Suvorov, engraved by N. Utkin. Stamp design E. Bulanova and V. Andreev, 1950

 

Рис. 14. Н. И. Уткин. Портрет А. В. Суворова по оригиналу И. Г. Шмидта, офорт, 1818 г.

Pic. 14. N. I. Utkin. Portrait of A. V. Suvorov according to the original by I. G. Schmidt, etching, 1818

 

На сей раз оформители серии скопировали известнейший из портретов полководца с гравюры Н. И. Уткина «Портрет князя А. В. Суворова» (1818) (оригинал И.-Г. Шмидт). Этот офорт является наиболее успешной работой Н. Уткина: созданный «в годы общественного и патриотического подъема после Отечественной войны 1812 года», он использовался для воспитания национального самосознания  и был весьма распространен в России и за рубежом [21, с. 66–67].

 

О марке изображающей полотно В. И. Сурикова уже упоминалось ранее. В этом серийном выпуске марка с картиной «Переход Суворова через Альпы» являлась фактически повтором марки 1941 г. с изменением окантовочной рамки, надписи и номинала.

 

Рис. 15

Рис. 16

Рис. 17

Рис. 18

Рис. 19


Рис. 15. В. И. Суриков. Переход Суворова через Альпы, 1899.

Оформление марки  Е. Буланова и В. Андреев, 1950 г.

Pic. 15. V. I. Surikov. Suvorov crossing the Alps, 1899. Stamp design  E. Bulanova and V. Andreev, 1950

 

Рис. 16. Орден Суворова, Суворовские войска и их потомки  советские воины

(по плакату Н.Смоляка). Оформление марки  Е. Буланова и В. Андреев, 1950 г.

Pic. 16. The Order of Suvorov, Suvorov troops and their descendants  Soviet soldiers

(according to the poster of N. Smolyak). Stamp design  E. Bulanova and V. Andreev, 1950

 

Рис. 17. Плакат «Доброе имя должно быть у каждого честного человека; лично я видел это доброе имя в славе своего Отечества. А. Суворов». Худ. Н. Смоляк. 1950 г.

Pic. 17. The poster “Every honest person should have a good name; I personally saw this good name in the glory of my Fatherland. A. Suvorov”. Artist N. Smolyak. 1950

 

Рис. 18. Суворов в Альпах (1941, по рис. Н. Аввакумова).

Оформление марки  Е. Буланова и В. Андреев, 1950 г.

Pic. 18. Suvorov in the Alps (1941, according to the drawing by N. Avvakumov).

Stamp design  E. Bulanova and V. Andreev, 1950

 

Рис. 19. Н. М. Аввакумов. Суворов в Альпах, 1941 г., графика, ГМИИ им. А. С. Пушкина

Pic. 19. N. M. Avvakumov. Suvorov in the Alps, 1941, graphics, Pushkin Museum im. A. S. Pushkin

 

 

Весьма интересны новые трактовки образа генералиссимуса и его наследия, представленные в двух марках. В марке серии номиналом 2 руб. под названием «Суворов в Альпах» изображен новый вариант портрета А. В. Суворова.  Прототипом  для марки послужил рисунок художника Н. М. Аввакумова (1908–1945) [2, с. 24], созданный в 1941 г., и 14 мая того же года, напечатанный в издательстве «Искусство»  в  виде плаката (оригинальный рисунок в ГМИИ им. А. С. Пушкина). Художнику удалось обобщить художественные достижения прошлых лет и создать мужественный образ фельдмаршала. Позднее рисунок Н. М. Аввакумова неоднократно переиздавался.

 

Другая  марка  этой серии (60 коп.) создана по мотивам плаката художника Н. П. Смоляка (1910–1963) [19], в верхней части изображения, на фоне развернутого Красного знамени расположен орден Суворова I степени, ниже – полки, марширующие на параде. Веточки мирта, украшающие и одновременно разделяющие ряды марширующих, символ памяти и преемственности поколений победителей, а высказывание генерала Суворова – «Доброе имя должно быть у каждого честного человека; лично я видел это доброе имя в славе своего Отечества» – завершает эту достаточно сложную композицию. Обращение филателии к современным художникам подтверждало незатухающий интерес к личности А. В. Суворова.

 

Через несколько лет, в 1956 году, праздновали уже другой юбилей – 225 лет  со  дня рождения А. В. Суворова (1729/30 – 1800),  и  вновь  была  выпущена  серия из трех марок (оформление П. Чернышева) с использованием гравюры Н. Уткина с оригинального портрета А.В. Суворова работы И.-Г. Шмидта. Следует признать, что непроизвольно вносимые художниками марки в создание миниатюры изменения, усложняют атрибуцию портрета и лишь полное повторение костюма  генералиссимуса,  его  орденов,  позволяет  безошибочно указать на работу гравера Н. И. Уткина. 

 

Рис. 20

Рис. 21

Рис. 22

Рис. 23


Рис. 20–22. Портрет А. В. Суворова (1818, с гравюры Н. Уткина).

Оформление марки  П. Чернышев, 1956 г.

Pic. 20–22. Portrait of A. V. Suvorov (1818, from an engraving by N. Utkin).

Stamp design  P. Chernyshev, 1956.

 

Рис. 23. Портрет А. В. Суворова, великого русского полководца, генералиссимуса

(по гравюре Н. Уткина, 1818 г.). Оформление марки  Н. Филиппов, Т. Майоров, 1980 г.

Pic. 23. Portrait of A. V. Suvorov, the great Russian commander, generalissimo (engraved by N. Utkin, 1818). Stamp design N. Filippov, T. Mayorov, 1980.

 

 

МАРКИ С ПОРТРЕТОМ  А. В. СУВОРОВА В КОНЦЕ XX СТОЛЕТИЯ

 

Образ А.В. Суворова, созданный гравером Н. И. Уткиным, был использован и в 1980 г., когда отмечался 250-летний юбилей полководца (оформление И. Филиппова, грав. Т. Майорова). Трудно сказать, почему художники Гознака в течение нескольких десятилетий были столь традиционны в своем выборе. Полководец Суворов имеет большую иконографию, среди которой имеются и прижизненные портреты. Гравюра Уткина создала канонический образ генералиссимуса, принесла граверу награды, однако, ее восприятие не было однозначным. С одной стороны имеется множество хвалебных откликов современников, с другой –иконографическая схожесть оспаривалась А. А. Бестужевым, написавшим, что портрет Суворова «слишком светел», и Д. Давыдовым не любившим гравюру Уткина, считавшим, что портрет «сонен и безжизнен» [21, с. 68]. 

 

Н. И. Уткин создавал гравюру (офорт) с портрета А. В. Суворова, выполненного с натуры пастелью на пергаменте живописцем курфюрста саксонского Иоганном-Генрихом Шмидтом в 1800 году. В работах А.В. Помарнацкого, А.А. Щелокова и Е. Перовой пересказывается история написания этого портрета, рассказанная Е. Б. Фуксом в «Собрании разных сочинений» (СПб., 1827). Перед началом позирования А. В. Суворов произнес небольшой монолог, очень корректно сообщив художнику, что не хотел бы видеть себя на этом портрете сурово-жестоким, что хотя он участвовал во многих сражениях и проливал кровь, но любит своего ближнего, и не подписал ни одного смертного приговора. «Я был мал и велик, – в счастье и несчастье уповал на Бога и оставался непоколебимым» [20, с. 66; 27, с. 137; 17, с. 138]. Возможно, что художник прислушался к великому полководцу и смягчил его черты, а уже в последующих повторах каждый автор добавлял свое видение образа.

 

Безусловно, историю с этим портретом прекрасно знал барон Эдуард Александрович фон Фальц-Фейн (1912–2018), живший в столице княжества Лихтенштейн Вадуце. Потомок российского дворянского рода, собиратель и меценат, он способствовал выпуску первых зарубежных марок с портретом А. В. Суворова (6). Так, в Вадуце 12 марта 1984 г. вышла марка с портретом русского генерала. Эдуард Александрович постарался найти портрет Суворова, который нравился бы современникам и ничем не напоминал бы привычные изображения генералиссимуса. Его выбор пал на работу венского придворного художника Иосифа Крейцингера, создававшего прижизненный портрет позировавшего ему полководца [20, с. 58–63]. 

 

                         Рис. 24                                                                                Рис. 25

 

Рис. 24. Портрет А. В. Суворова по картине художника Иосифа Крейцингера.

Филателистическая служба княжества Лихтенштейн, 1984 г.

Pic. 24. Portrait of A. V. Suvorov in the painting by artist Joseph Kreuzinger. Philatelic Service of the Principality of Liechtenstein, 1984

 

Рис. 25. Почтовая карточка и гашение первого дня.

12 марта 1984 г., княжество Лихтенштейн, Вадуц 

Pic. 25. Post card and cancellation of the first day. March 12, 1984, Principality of Liechtenstein, Vaduz

 

 

Историю создания марки Э. А. Фальй-Фейн рассказал поэту и писателю Б. М. Эскину. Обнаружив портрет Суворова работы И. Крейцингера в Санкт-Петербурге, барон Фальц-Фейн заказал с него копию и организовал публикацию марки (6). «При моем содействии в Лихтенштейне выпущена марка и почтовая карточка с изображением полководца. Это кое-что значит, потому что наши марки ценятся любителями и расходятся по всему свету. А на них написано: “Александр Васильевич Суворов”» – вспоминал Э. А. Фальц-Фейн (7). Кроме марки барон организовал выпуск открыток, большое количество которых он подарил ленинградским суворовцам тех лет.

 

Изображение лихтенштейновской открытки вошло в каталог иконографии полководца, выпущенный Государственным мемориальным музеем А. В. Суворова. Однако хранитель фонда «Графика» Н.М. Островская, считает, что источником марки послужил не живописная работа художника И. Крейцингера, а гравированный лист, исполненный И. Нейделем [16, с. 6, ил. 2]. Согласится с этим сложно, так как с одной стороны в иконографиях двух портретов (при их несомненной схожести) имеются различия, с другой – Фальц-Фейн в качестве источника для изображения на марке указывает картину И. Крейцингера.

 

Мирные десятилетия, наступившие после окончания Великой Отечественной войны, несколько затмили  фигуру  великого  полководца.  С  выпуска  марки  в  1980 году в СССР, посвященной А. В. Суворову, вплоть до юбилейной даты в 1999 г. – 200-летия перехода войск А.В. Суворова через Альпы, – отечественная филателия не обращалась к его имени.

 

24 сентября 1999 года вышла серия из двух марок «200-летие перехода войск А. В. Суворова через Альпы» в рамках совместного российско-швейцарского проекта, инициатором которого также был барон Э. А. фон Фальц-Фейн [23] – «А. В. Суворов с группой офицеров и солдат» (худ. Б. С. Илюхин) и «Авангард русской армии на берегу Клёнтальского озера». Поля марочных листов, украшены портретом А. В. Суворова (по гравюре Н. И. Уткина), картой маршрута перехода через Альпы на перевале Ген-Готард и изображением памятного креста, также выполнены художником Илюхиным.

 

Комбинированное изображение одной из марок показывает А. В. Суворова с группой офицеров и солдат русской императорской армии и высеченный в скале на перевале Сен-Готард памятный двенадцатиметровый крест, открытый в 1898 году. Для другой марки использована гравюра, изображающая авангард русской армии на берегу Клёнтальского озера в Швейцарии 29 сентября 1799 года Согласно записи в каталоге [7, с. 53] и в филателистических статьях, посвященных   суворовской  тематике,  в  изображении  второй  марки  использована  гравюра Л. Гесса (1800). Поскольку сюжет для этой марки разрабатывали в Швейцарии, то ими была выбрана малоизвестная в России гравюра «На озере Клёнталь» Людвига (Луи) Гесса (1760–1800), цурихского художника, писавшего живописные пейзажи Швейцарии (8). На рубеже XVIII–XIX вв. в связи с отсутствием спроса на покупку картин, Л. Гесс стал гравировать свои пейзажи. Последние десятилетия XVIII в. Гесс много работал в Альпах, и можно предположить, что военное маневрирование армии А. В. Суворова в Альпах поразили воображение художника, побудив создать военный сюжет на фоне пейзажа Клёнтальского озера. Представленная гравюра, выполнена художником по собственному графическому рисунку (9).

 

В альбоме «А. В. Суворов» (1986), в котором собрано большое количество иллюстративного материала, связанного с военно-теоретической и практической деятельностью А. В. Суворова, данная гравюра атрибутирована так: «Неизвестный немецкий гравер XIX века. Наступление войск Суворова вдоль озера Клёнталь» [1, с. 174–175]. Эта гравюра была опубликована ранее в монографии Ф. М. Бранденбергер «Людвиг Гесс» под названием Souwarow’s Rückzug am Klöntalersee [28, s. 92]. В России гравюра хранится в коллекции Д. А. Ровинского и была опубликована в альбоме М. Б. Стремоухова и П. Н. Симанского под названием «Наступление Суворова в долине Клёнталь» [26, с. 306]. Современник исторических событий неизвестный в России швейцарский художник Людвиг Гесс незадолго до своей смерти, создал гравюру, отразив в ней эпизод российской военной истории. Этот факт и подвигнул авторов филателистической службы Лихтенштейна выбрать к публикации именно эту редкую гравюру.

 

                                          Рис. 26                                                                                Рис. 27

 

Рис. 26. Совместный выпуск  Российская Федерация  Швейцария:

а) А. В. Суворов с группой офицеров и солдат. Памятник на перевале Сен-Готард.

Художник марки Б. С. Илюхин, 1999 г.;

б) Авангард русской армии на берегу Клёнтальского озера 29 сентября 1799 г.

(по гравюре Л. Гесса, 1800 г.). Художники фирмы «Курвуазье», 1999 г.

Pic. 26. Joint issue  Russian Federation  Switzerland:

a) A. V. Suvorov with a group of officers and soldiers. Monument at the St. Gotthard Pass.

Stamp design B. S. Ilyukhin, 1999;

b) The vanguard of the Russian army on the shore of Lake Klentalsky on September 29, 1799

(engraved by L. Hess, 1800). Stamp design of Courvoisier, 1999. 

 

Рис. 27. Ludwig Hess. Suwarow’s Einmarsch, ins Glarnerland, am Pass des Clöntalsees

(Л. Гесс. Наступление Суворова в долине Клёнталь). Гравюра, 1800

Pic. 27. L. Hess. Offensive of Suvorov in the Klental Valley. Engraving, 1800.

 

Малые марочные листы серии «200-летие перехода войск А. В. Суворова через Альпы», 1999 г. / Pic. 28. Small stamped sheets of the series “200th anniversary of the march of A. V. Suvorov is troops through the Alps”, 1999
Рис. 28

Рис. 28. Малые марочные листы серии

«200-летие перехода войск А. В. Суворова через Альпы», 1999 г.

 

Pic. 28. Small stamped sheets of the series

“200th anniversary of the march of A. V. Suvorov is troops through the Alps”, 1999

 

 

XXI СТОЛЕТИЕ И НОВЫЕ ВАРИАНТЫ СУВОРОВСКОЙ ТЕМАТИКИ

 

В апреле 2004 г. в серии «История Российского государства» был выпущен почтовый блок, посвященный 275-летию со дня рождения Екатерины II («Императрица Екатерина II /1729–1796/», худ. А. Керносов). Кроме понимания того, что А. В. Суворов почти всю военную карьеру находился под руководством императрицы, на полях этого блока воссоздан фрагмент памятника Екатерине II, установленного в Санкт-Петербурге в 1873 году к 100-летию ее восшествия на престол (скульптор М. Микешин): все девять персон, расположенные вокруг пьедестала памятника, представлены на марочном поле, в том числе и А. В. Суворов.

 

                         Рис. 29                                                                                Рис. 30

 

Рис. 29. Почтовый блок серии «275 лет со дня рождения Екатерины II (1729–1796)».

Художник марки А. Керносов, 2004 г.

Pic. 29. Postal block of the series “275th Birth Anniversary of Catherine II (1729–1796)”.

Stamp design A. Kernosov, 2004

 

Рис. 30. Фрагмент барельефа памятника Екатерине II в Санкт-Петербурге, 1873 г.,

скульптор М. Микешин

Pic. 30. A fragment of the bas-relief of the monument to Catherine II in St. Petersburg, 1873,

sculptor M. Mikeshin

 

Говоря о памятниках А. В. Суворову, трудно удержаться, чтобы не вспомнить о самом главном из всех – Мемориальном музее А. В. Суворова. Открытый 13 ноября 1904 г. усилиями многих наших соотечественников, музей-памятник в XX в. претерпел немало коллизий [10, с. 41]. Но, как и первый памятник А. В. Суворову работы скульптора М. И. Козловского, не был отражен в филателии, в отличии от филумении. Единственной (очень удачной) попыткой можно считать выпуск в мае 2004 г. почтового конверта с оригинальной маркой Пермской печатной фабрикой Гознака, на которой изображен Мемориальный музей генералиссимуса А. В. Суворова в Санкт-Петербурге (худ. Р. Комса) (10). 

 

                      Рис. 31                                                 Рис. 32                                                Рис. 33

 

Рис. 31. Почтовый конверт с оригинальной маркой

«100 лет Государственному мемориальному музею А. В. Суворова». Художник Р. Комса, 2004 г.

 

Pic. 31. A postal envelope with the original stamp

“100th Anniversary of the State Memorial Museum of A. V. Suvorov”. Artist R. Komsa, 2004

 

Рис. 32. Портрет генералиссимуса на фоне эпизода Итальянского похода «Взятие Чертова моста». Художник марки Б. С. Илюхин, 2005 г.

Pic. 32. Portrait of a generalissimo on the background of the episode of the Italian campaign “Capture the Devil's Bridge”. Stamp design B. S. Ilyukhin, 2005.

 

Рис. 33. Малый марочный лист с оформленными полями. Художник Б. С. Илюхин, 2005 г.

Pic. 33. Small sheet of postage stamps with decorated margins. Stamp design B. S. Ilyukhin, 2005.

 

Уже через год, 15 сентября 2005 г. вышла марка, посвященная 275-летию со дня рождения Генералиссимуса А. В. Суворова (худ. Б. С. Илюхин), на которой представлен «новый» портрет полководца на фоне битвы на Чертовом мосту. Оригинальное решение предложено и в оформлении марочных полей, что придает малому марочному листу вид законченного почтового блока (Рисунок 32, Рисунок 33).

 

Еще одно изображение Суворова появляется в феврале 2013 года на марке серии «Государственные награды Российской Федерации» в изображении ордена Суворова (художник А. Московец). Данный орден был сохранен в системе государственных наград РФ после распада СССР (11, 12), однако, долгие годы орден существовал без статута. Его утверждение произошло 7 сентября 2010 г. Указом Президента Российской Федерации №1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» (13). Как видно из представленного изображения, орден видоизменился по сравнению с орденом 1942 г.

 

 

                                      Рис. 34                                                                                Рис. 35

 

Рис. 34. Орден Суворова. Дизайнер А. Московец, 2013 г. 

Pic. 34. Order of Suvorov. Stamp design A. Moskovets, 2013

 

Рис. 35. Комбинированный почтовый лист с изображением ордена Суворова.

Дизайнер А. Московец, 2016 г.

Pic. 35. Combined mailing sheet depicting the Order of Suvorov. Stamp design A. Moskovets, 2016

 

Первым награжденным орденом Суворова Российской Федерации явилось Рязанское высшее воздушно-десантно-командное училище имени генерала В. Ф. Маргелова 15 ноября 2013 г. (14). В феврале 2016 г. серия «Государственные награды Российской Федерации» была закончена выпуском  комбинированного  почтового листа из 18 марок, куда вошло изображение и ордена А. В. Суворова с марки 2013 года.

 

В 2014 году филателистической службой Лихтенштейна к празднованию 215-й годовщины перехода Суворова через Альпы выпущен малый марочный лист «По следам А. В. Суворова в Швейцарии». На марках изображены 10 картин художника Алекса Долля, изображающие современные виды территории, где проходила армия генералиссимуса в 1799 году. Изучая историю швейцарского похода, а после, путешествуя по этим местам, Алекс Долль писал этюды, старясь запечатлеть места, где когда-то размещались ставки командования, монастыри, где останавливались солдаты, и знаменитый Чертов мост (15). «Мне хотелось показать, какими стали суворовские места в наши дни. Я думал, что это было бы интересно посмотреть и самим швейцарцам» – рассказал художник (16). Кроме мест похода в почтовом листе изображены три памятника генералиссимусу и русской армии, один из которых был создан при непосредственном участии барона Э. А. фон Фальц-Фейна.  Речь идет о памятнике Суворову (скульптор Дмитрий Тугаринов), открытом 19 июня 1999 г. на высшей точке перевала Сен-Готард (Рисунок 37).

 

                        Рис. 36                                              Рис. 37                                                 Рис. 38

 

Рис. 36. Малый марочный лист «По следам А. В. Суворова в Швейцарии» на основе живописных полотен Алекса Долля. Филателистическая служба княжества Лихтенштейна, 2014 г.

Pic. 36. Small stamped sheet “Following the footsteps of A. V. Suvorov in Switzerland” based on paintings by Alex Dol. Philatelic Service of the Principality of Liechtenstein, 2014

 

Рис. 37. Памятник А. В. Суворову на перевале Сен-Гатард (1999), скульптор Дм. Тугаринов. 2016 г. 

Pic. 37. Monument to A. V. Suvorov at the Saint-Gatard Pass (1999), sculptor Dm. Tugarinov. 2016

 

 

Рис. 38. Медаль Суворова. Дизайнер марки И. Ульяновский, 2019

Pic. 38. Suvorov Medal. Stamp design I. Ulyanavsky, 2019.

 

Необыкновенный и непривычный образ полководца был принят неоднозначно, но благодаря своей искренности и неповторимости, он притягивает, заставляет вглядываться и вдумываться. «Оригинальность идеи в том, что скульптура поставлена непосредственно в горном ландшафте, на скале, без постамента» – считает искусствовед Сергей Орлов. 

 

Суть сюжета такова. Во время Швейцарского похода А.В. Суворов остановился в местечке Таверно в доме Антонио Гамма. Будучи ровесником Суворова Антонио, проникшись симпатией к русскому полководцу, согласился стать его проводником и переводчиком. Орлов размышляет и о скрытом смысле скульптурной композиции – «Суворова ведет сама судьба, а проводник и есть ее посланник» (17). В ноябре 2016 г. изображение этого памятника было включено в серию марок «Современное искусство России».

 

Заканчивается суворовская тема в филателии выпуском в апреле 2019 г. АО «Марка» марки с купоном с изображением медали Суворова (учреждена в 1994 г.). Марка входит в продолжающуюся серию «Государственные награды Российской Федерации» (Рисунок 38).

 

МАРКИ ПРИДНЕСТРОВЬЯ

 

Нельзя обойти вниманием и марки страны, для которой А. В. Суворов не просто национальный герой, он ее основатель. Речь идет о Приднестровской Молдавской республике, в которой фактически сразу после ее образования стали использоваться изображения генералиссимуса и не только для почтовой оплаты, но и в качестве фискальной марки (марки-деньги) для защиты своей экономики от гиперинфляции. Для этого была создана серия под названием «Суворов» (18). 

 

Это же изображение полководца использовалось позднее в 2002–2004, 2006–2007, 2010, 2012, 2018 гг. и в качестве стандартной почтовой марки Приднестровья (Рисунок 39).

 

Однако самыми ранними приднестровскими почтовыми миниатюрами принято считать беззубцовые марки 1997 г., изображающие А. В. Суворова и памятник ему в г. Тирасполе. Марки были выпущены в серии «Тирасполю 205 лет». Существовал и сувенирный блок, объединяющий эти изображения (Рисунок 40, Рисунок 41, Рисунок 42).

 

После окончания русско-турецкой войны 1787–1791 гг. и заключения Ясского мира, Турция уступала России земли между Южным Бугом и Днестром, названные позднее Очаковской областью. Для укрепления новых границ империи в 1792 г. на левом берегу Днестра по указанию Александра Суворова была заложена крепость Срединная, а при земляной крепости Срединной был основан город Тирасполь (статус города с 1795 г.). С присоединением Бессарабии в 1812 г. военное значение города упало, а в 1835 г. Тираспольская крепость была упразднена. 

 

Приднестровцы любят свою столицу и почитают А. В. Суворова. Особенно они гордятся конным монументом, воздвигнутом на одноименной площади в 1979 г. (скульпторы Валентин и Владимир Артамоновы, архитекторы Я. Г. Дружинин, Ю. Г. Чистяков). Этот памятник является символом и визитной карточкой Тирасполя и нередко воспроизводится на почтовых марках. В 1999 г. к 200-летнему юбилею А.С. Пушкина была издана марка, в дальний фон которой включен памятник Суворову (Рисунок 43). С 2013 г. выходит стандартный выпуск почтовой марки с изображением конного монумента (Рисунок 44). 

 

В 2007 г. в серии «Тирасполю 215 лет» была издана марка на самоклеющейся бумаге с изображением полководца (Рисунок 45). Эта же марка вошла в почтовый блок, на котором представлены портрет Екатерины II, ее Указ об основании Тираспольской крепости, портрет Франца де Воллана, в звании старшего инженера руководившего строительством Тираспольской крепости и портрет Александра Суворова (Рисунок 46). Тогда же был выпущен еще один блок с изображением Тираспольской крепости и все с тем же конным монументом (Рисунок 47).

 

В 2009 г. в память о посещении в 6–10 мая Приднестровской Молдавской республики главой Российского императорского дома Великой княгиней Марией Владимировной, был выпущен почтовый блок с изображением Собора Рождества Христова, конного монумента А. В. Суворову в г. Тирасполе и триумфальной арки в г. Бендеры (Рисунок 48).

 

Вновь конный монумент основателю города А. В. Суворову был повторен в серии «225 лет со дня основания г. Тирасполь» в 2017 г. (Рисунок 49), что подтверждает особое почтительное отношение к генералиссимусу среди приднестровцев. И отношение это с годами не меняется. Так, например, в 2009 г. широко отмечалось 50-летие Тираспольской детской художественной школы им. А. Ф. Фойницкого, по праву считающейся одной из лучших в Приднестровье. В малом марочном листе (Рисунок 50), посвященном юбилею школы, вполне узнаваемый лик Суворова, выполненный в 2008 году 13-летней ученицей художественной школы Яной Гуцул (Рисунок 51). Ее работа «А. В. Суворов – русский полководец, основатель города Тирасполя» на Международном московском рождественском конкурсе-фестивале детского изобразительного творчества «Вифлеемская звезда» в номинации «За веру и Отечество» получила диплом 1-й степени (http://bethlehemstar.narod.ru/2009.htm). 

 

В 2017 г. в Приднестровье был выпущен комбинированный марочный лист, посвященный орденам Приднестровской Молдавской Республики, в котором отражен и приднестровский орден Суворова (Рисунок 52).

 

Орден Суворова в Приднестровье был учрежден 1 сентября 2007 г. в честь генералиссимуса А.В. Суворова и имеет две степени. Любопытно, что Указом Президента ПМР № 384 от 11 июня 2012 г. орденом Суворова I степени «за личный вклад в становление и защиту Приднестровской Молдавской Республики, проявленное мужество и героизм» был посмертно награжден российский генерал-лейтенант А. И. Лебедь.

 

В 2018 году в Приднестровье выходят две марки, фиксирующие 75-летие создание суворовских военных училищ (Рисунок 53). Они были созданы в 1943 году, в ходе Великой Отечественной войны, по инициативе генерала А. А. Игнатьева и при поддержке И. В. Сталина и первые девять училищ были открыты уже в конце года (19, 20). Об истории суворовских училищ написано немало, но вот зафиксировать в филателии это уникальное явление смогли только в Приднестровье. И  хотя  Тираспольское  суворовское военное училище было создано лишь в феврале 2017 г., но его воспитанники, несомненно, продолжат традиции суворовского братства, ведь их училище названо в память «национального героя России и Приднестровья, Генералиссимуса российской армии, освободителя и благодетеля приднестровской земли, основателя и защитника города Тирасполь Александра Васильевича Суворова» (21).

 

               Рис. 39                             Рис. 40                             Рис. 41                               Рис. 42

         Рис. 43                    Рис. 44                  Рис. 45                   Рис. 46                  Рис. 47

    Рис. 48                            Рис. 49                                           Рис. 50                                   Рис. 51

                             Рис. 52                                                                         Рис. 53

 

Рис. 39. Марка из серии «Суворов» 

Pic. 39. A postage stamp from the Suvorov series

 

Рис. 40–41. Памятник А. В. Суворову в Тирасполе. 1997 г.

Pic. 40–41. Monument to A. V. Suvorov in Tiraspol. 1997

 

Рис. 42. Портрет А.В. Суворова. 1997 г.

Pic. 42. Portrait of A. V. Suvorov. 1997

 

Рис. 43. К 200-летнему юбилею А. С. Пушкина. 1999 г.

Pic. 43. On the 200th anniversary of A. S. Pushkin. 1999

 

Рис. 44. Стандартный выпуск марок с изображением памятника А. В. Суворову в Тирасполе, 2013 г.

Pic. 44. Standard issue of postage stamps depicting the monument to A. V. Suvorov in Tiraspol, 2013

 

Рис. 45. Портрет А. В. Суворова. 2007 г.

Pic. 45. Portrait of A. V. Suvorov. 2007

 

Рис. 46. Почтовый блок серии «Тирасполю 215 лет». 2007 г.

Pic. 46. Postal block of the Tiraspol 215th anniversary series. 2007

 

Рис. 47. Почтовый блок «215 лет Тираспольской (срединной) крепости, 1792–2007»

с изображением конного монумента А. В. Суворову в Тирасполе. 2007 г.

Pic. 47. Postal block “215 years of the Tiraspol (middle) fortress, 1792–2007”

with the image of the equestrian monument to A. V. Suvorov in Tiraspol. 2007

 

Рис. 48. Почтовый блок с изображением Собора Рождества Христова

и конного монумента А. В. Суворову в г. Тирасполе, триумфальной арки в г. Бендеры, 2009 г.

Pic. 48. Postal block depicting the Cathedral of the Nativity of Christ

and the equestrian monument to A. V. Suvorov in Tiraspol, a triumphal arch in Bender, 2009

 

Рис. 49. Почтовый блок в серии ««225 лет со дня основания г. Тернополь»

с изображением конного монумента А. В. Суворову, 2017 г.

Pic. 49. The postal block in the series “225 years since the founding of Ternopol”

with the image of the equestrian monument A. V. Suvorov, 2017

 

Рис. 50. Малый марочный лист с изображением работ учеников Тираспольской детской художественной школе им. А. Ф. Фойницкого, 2009 г.

Pic. 50. A small stamp sheet depicting the work of students of the Tiraspol Children's Art School

named after A. F. Foinitsky, 2009 

 

Рис. 51. Марка с портретом А. В. Суворова. Худ. Яна Гуцул, 2008 г.

Pic. 51. Stamp from it with a portrait of A. V. Suvorov. Artist Yana Gutsul, 2008

 

Рис. 52. Комбинированный марочный лист «Ордена Приднестровской Молдавской Республики», 2017 г.

Pic. 52. Combined stamp sheet “Orders of the Transnistrian Moldavian Republic”, 2017

 

Рис. 53. Форма курсантов Московского и Тираспольского суворовских военных училищ, 2018 г.

Pic. 53. Uniform of cadets of the Moscow and Tiraspol Suvorov military schools, 2018

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как видим, суворовской теме в филателии обращались не раз, но каждый прикоснувшийся к ней, обнаруживает нечто новое. Безусловно, суворовская или околосуворовская тема в филателии почти бесконечна. Имя А. В. Суворова давно является не только предметом национальной гордости, но и одним из узнаваемых имен России, что позволило присвоить в 2019 г. его имя Ставропольскому аэропорту, а много раньше имя Суворова обрели военные училища, первые из которых были открыты во время Великой Отечественной войны. 

 

Использование тиражированных изображений полководца в почтовой миниатюре надежно хранит военную историю России. Благодаря своей мобильности марка повествует о генералиссимусе А. В. Суворове всему миру, становится серьезным воспитательным элементом для подрастающего поколения, и для соотечественников являет героический пример для подражания.

 

Примечания

  1. Наиболее полную библиографию исследований о А. В. Суворове дореволюционного периода см.: Богусловский Г. А. Библиография русской литературы о А. В. Суворове 1752–1952 гг. – А. В. Суворов: Документы. Т. 4: 1799–1800 / Под ред. Г. П. Мещерякова. М.: Военное издательство, 1953. (Сер. «Русские полководцы») С. 534–661.
  2. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК: в 12 т. М.: Политиздат, 1983–1987. Т. 5–6.
  3. Марки – это о том, что мы живем… [Электронный ресурс]. – URL: http://www.philately.ru/article/philately/43520/marki-eto-o-tom-chto-mi-givem/ (дата обращения: 25.08.2019)
  4. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. – июль 1956 г. Под ред. Мандельштам Ю.И. Москва: Государственное издательство юридической литературы, 1956. С. 303–307.
  5. К 150-летию со дня смерти великого русского полководца Александра Василевича Суворова (Сообщение ТАСС о создании Всесоюзного юбилейного комитета и о юбилейных мероприятиях).  – Правда. 1950. 30 апреля.
  6. Эскин Борис. Мгновения с Юлианом Семеновым. Часть 12. Привет из Лихтенштейна. 24.06.2010. – Литературно-художественный альманах «Тредиаковский». Электронное издание: URL: http://www.trediakovsky.ru/mgnoveniya-s-yulianom-semyonovym-chast-12-privet-iz-lihtenshteyna
  7. Данилевич Н. К 105-летию Эдуарда Александровича Фальц-Фейна, почетного члена Ассоциации друзей Свято-Николаевского собора [Электронный ресурс]. – URL: http://sobor.fr/index.php?content=article&category=library&id=2017-08-24-3&lang=ru
  8. Wasmer M.-J. Hess Ludwig (Louis) [Электронный ресурс] // Sikart Lexikon zur Kunst in der Schweiz. – URL: http://www.sikart.ch/KuenstlerInnen.aspx?id=4022917 (дата обращения: 01.08.2019). 
  9. Feldmann Mark. Malerisches Klöntal – Kunst, Geschichte und Natur [Электронный ресурс]. – URL: http://geo-life.ch/wp-content/uploads/2015/10/malerischeskloental.pdf (дата обращения: 1.08.2019).
  10. Персоналии в филателии: Онлайн-каталог. – URL: http://filpersona.ru/index.php/search/2612  (дата обращения: 01.08.2019).
  11. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 20 марта 1992 г. № 2557–1. – URL: http://www.szrf.ru/szrf/doc.phtml?nb=110&issid=1101992014000&docid=722 (дата обращения: 01.08.2019).
  12. Указ Президиума Верховного Совета Российской Федерации «О государственных наградах Российской Федерации» от 2 марта 1992 года № 2424-I. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=EXP&n=222701&req=doc#05897730070196976 (дата обращения: 01.08.2019).
  13. Указ Президента Российской Федерации № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104589/ (дата обращения: 01.08.2019).
  14. Посещение Рязанского воздушно-десантного училища [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19628 (дата обращения: 01.08.2019).
  15. По следам А. В. Суворова в Швейцарии: выставка в Переславле-Залесском [Электронный ресурс]. – LARIOarea. 2015. 25 апреля. URL: http://www.larioarea.com/blog/%d0%bf%d0%be-%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d0%bc-%d0%b0-%d0%b2-%d1%81%d1%83%d0%b2%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0-%d0%b2-%d1%88%d0%b2%d0%b5%d0%b9%d1%86%d0%b0%d1%80%d0%b8%d0%b8 (дата обращения: 01.08.2019).
  16. Петров И. Алекс Долль: «Я не работаю на создание политической провокации» [Электронный ресурс]. – SWIssinfo.ch. 04.08.2026. URL: http://www.swissinfo.ch/rus/culture/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F-%D1%88%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81-%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D1%8C---%D1%8F-%D0%BD%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%8E-%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-/41131564 (дата обращения: 01.08.2019).
  17. Орлов С. Дмитрий Тугаринов. Скульптор [Электронный ресурс]. – URL: https://www.dmitrytugarinov.ru/about (дата обращения: 01.08.2019).
  18. Почтовые марки не признанных республик. Часть 2. Приднестровье [Электронный ресурс]. – URL: https://pikabu.ru/story/pochtovyie_marki_nepriznannyikh_respublikchast_2_pridnestrove_pmr_5257921 (дата обращения: 01.08.2019).
  19. Кожевников  В.   Начались  занятия  в Суворовских училищах. – Правда. 1943.  № 296, 2 декабря. С. 3.
  20. Лешин Г.М. Создание в Советском союзе сети суворовских военных училищ (по типу старых кадетских корпусов) в 1943–1944 гг. и в первой половине 1950-х годов [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ruscadet.ru/history/sms_nmns/comm.htm (дата обращения: 01.08.2019).
  21. Указ Президента ПМР № 79 от 2 февраля 2017 г. «О создании государственного образовательного учреждения “Тираспольское Суворовское военное училище”» [Электронный ресурс]. – URL: http://president.gospmr.org/pravovye-akty/ukazi/o-sozdanii-gosudarstvennogo-obrazovateljnogo-uchrejdeniya-tiraspoljskoe-suvorovskoe-voennoe-uchilische-.html (дата обращения: 01.08.2019).

Список литературы

  1. А. В. Суворов [Альбом. Автор-сост. Г. И. Меерович]. М.: Изобразительное искусство, 1986. (Сер. Человек. События. Время). 235 с.
  2. Аввакумов Николай Михайлович. 1908–1945. – Мы помним… Художники, искусствоведы – участники Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: энциклопедия. Гл. ред. Ю. И. Нехорошев. М.: Юный художник, 2000. С. 24.
  3. Бахтерев И. В., Разумовский А. В. Полководец Суворов: Пьеса в 10 картинах (вторая версия). М.; Л.: Искусство, 1940. 140 с.
  4. Богусловский Г.А. Библиография русской литературы о А.В. Суворове 1752–1952 гг. –А.В. Суворов: Документы. Т. 4: 1799–1800. Под ред. Г.П. Мещерякова. М.: Военное издательство, 1953. (Сер. «Русские полководцы») С. 534–661.
  5. Кавтарадзе А.Г. А.В. Суворов в отечественной историографии. – Александр Васильевич Суворов: К 250-летию со дня рождения. М.: Наука, 1980. С. 44–52
  6. Каталог почтовых марок. 1857–1960. Часть I. Россия. РСФСР, СССР. Под общ. ред. В.Б Загорского. СПб.: Стандарт-Коллекция, 2002. 176 с. 
  7. Каталог почтовых марок. Российская Федерация. Часть III: 1992 – 2014. Под ред. В.Загорского. СПб.: Стандарт-Коллекция, 2015. 326 с.
  8. Кафенгауз Б. Б. Военно-историческая литература за 25 лет. – Двадцать пять лет исторической науки в СССР. М.; Л.: Издательство АН СССР, 1942. С. 104–114. 
  9. Лифанов В. В. Александр Васильевич Суворов в филателии [Электронный ресурс]. –Ульяновский филателист. 2010. № 288. – URL: http://ul-fil.narod.ru/ul_fil288.htm (дата обращения: 01.08.2019).
  10. Меерович Г. И. Музей А. В. Суворова: историко-краеведческий очерк. Л.: Лениздат, 1981. 152 с.
  11. Метелкин Е. Н. Награды СССР на почтовых марках 1941–1945 гг. – Когда приходит почта полевая… Материалы 6-го научно-практического семинара по истории почты и филателии. СПб.: ЦМС имени А.С. Попова, 2015. С. 125–128. 
  12. Метёлкин Е. Н., Сохор Т. Е. Метаморфозы символов Октябрьской революции 1917 г. на коммеморативных марках РСФСР, СССР и Российской Федерации. – Новейшая история России. 2018. Т. 8. № 2. С. 441–468. 
  13. Морозов А. В. Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов: В 4 т. Т. 4: Р–Ф. М.: Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон, 1913. 987–1224 стб. 
  14. Осипов К. Великий полководец прошлого А. В. Суворов. – Красная звезда. 1937, 20 апреля.
  15. Осипов К. Граф Рымнинский – Суворов. – Знамя. 1937. № 3. С. 203–238.
  16. Островская Н.М. [Вступительная статья]. – Иконография А. В. Суворова: Каталог.  Т. 2: Графика.  Каталог  произведений  из фондов Государственного мемориального музея А. В. Суворова. СПб.: Свое издательство, 2018. 206 с.
  17. Перова Е. Был мал, был велик. Иоганн Генрих Шмидт – автор знаменитых пастелей. –Мир музея. 2005. № 3 (211). С. 34–39. 
  18. Петров В. Н. Михаил Иванович Козловский. М.: Изобразительное искусство, 1977. 232с.
  19. Плакат «Доброе имя должно быть у каждого честного человека; лично я видел это доброе имя в славе своего Отечества. А. Суворов».  Художник Н. Смоляк. Тираж 50000. Размер 83,5 × 56. М.; Л.: Государственное издательство «Искусство», 1950. 
  20. Помарнацкий А. В. Портреты А. В. Суворова: очерки иконографии. Л.: Изд-во ГЭ, 1963. 180 с.
  21. Принцева Г. А. Николай  Иванович Уткин. 1780–1863. Л.: Искусство, 1983. 248 с.
  22. Речь товарища К. Е. Ворошилова на Красной площади в день XXI годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции в СССР (7 ноября 1938 г.). М.: Воениздат, 1938. 16 с.
  23. Сахаров Вс. Альпийская серия. Швейцарский поход Суворова на марках и открытках [Электронный ресурс]. – Русское искусство. 2005. №3. URL: http://www.russiskusstvo.ru/collections/a724/ (дата обращения: 1.08.2019). 
  24. Скворцова Е. А. Творчество Д. А. Аткинсона и Д. Уокера в контексте русско-английских художественных связей конца XVIII — начала XIX веков: Диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. СПб., 2012. 318 с.
  25. Сталин И. В. Речь на Красной площади 7 ноября 1941 г. – Сталин И. В. Сочинения. Т.15. М.: «Писатель», 1997. С. 84–86. (Правда. 1941. 8 ноября.)
  26. Стремоухов М. Б., Симанский П. Н. Жизнь Суворова в художественных изображениях: Собрание портретов, картин, гравюр и других произведений живописцев, граверов, скульпторов и других художников. М.: Гросман и Кнебель, 1900. 389 с.
  27. Щелоков А. А. Увлекательная филателия: Факты, легенды, открытия в мире марок. М.: Эксмо, 2007. 368 с.
  28. Brandenberger F.M. Ludwig Hess, 1760–1800, zur zürcherischen Landschaftsmalerei des 18.Jahrhunderts. Zürich, 1941. 135 s.

 

Информация об авторах

Метёлкин Евгений Николаевич, кандидат исторических наук, доцент Института истории, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

  

Сохор Татьяна Евгеньевна, инженер-лаборант Института истории, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

Автор-корреспондент

Сохор Татьяна Евгеньевна, e-mail: sohor@mail.ru.

ART: HISTORY AND MODERNITY

Original Paper

Suvorov theme in philately

E. N. Metelkin1T. E. Sokhor2

St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation,

ORCID: https://orcid.org/ 0000-0001-5001-680X, e-mail: e.metelkin@mail.ru

St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation,

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6853-6413, e-mail: sohor@mail.ru 

Abstract:

Introduction. The purpose of the study is to consider the reasons for the emergence of Suvorov themes in the philately of the USSR before the start of the World War II and the development of this topic in subsequent issues. New issues of postage stamps in the USSR and Russia naturally appeared on the anniversary or memorable dates of the life of Generalissimo A. V. Suvorov, involuntarily recording bursts of interest in the personality of “General forward!”. Russian emigrants who lived in other countries did not forget about Suvorov (1984, 1999, 2014), and the postal service of the Transnistrian Moldavian Republic for which A.V. Suvorov is a national hero.

Results. A postage stamp, according to V. Ya. Bryusov, “reflecting the history of the present moment,” retained in its drawings some forgotten elements of Russian history. So, for example, in 1943, a stamp was issued that captured the appearance of a variant of the first Suvorov order on the order bar, and in 1984 a stamp depicting a portrait of Suvorov by Joseph Kreuzinger, who created a lifetime portrait of Generalissimo. A close look at the mail thumbnail made it possible to identify the sources of the image. It turned out to be interesting to use the famous portrait of A.V. Suvorov from an engraving made by N.I. Utkin (1940, 1941, 1950, 1980, 1999).

Methods. The 1999 Russian-Swiss project of the series “200th Anniversary of the March of A. V. Suvorov the Troops of is troops through the Alps” made it possible to attribute an engraving, the authorship of which was previously unknown in Russia. The Swiss side proposed for publication in postal miniature engraving "On Lake Klönthal" by his fellow countryman Ludwig Hess, who was a contemporary of the famous March of Russian troops through the Alps. In the work, an attempt is made to comparatively analyze images of stamps and art sources created by Russian and foreign masters during the 18th – 20th centuries, and which were the prototypes for the mail miniature.

Conclusion. The Suvorov theme in philately will not be over: the name of A. V. Suvorov has long been a subject of national pride.

 

 Keywords: 

 A. V. Suvorov, postage stamp, miniature art, stamp artists,

Russia, Switzerland, Transnistria, philately, Russian history

 

References

  1. Meerovich, G. I. (ed.). 1986, A. V. Suvorov. Al'bom [A. V. Suvorov. Album]. Moskow: Izobrazitel'noe iskusstvo publ., 1986. (Ser. Chelovek. Sobytiya. Vremya). 235 p. (In Russ.).
  2. Nekhoroshev, Yu. I. (ed.). 2000, Avvakumov Nikolai Mikhailovich. 1908–1945 [Avvakumov Nikolay Mikhailovich. 1908–1945] in: My pomnim… Khudozhniki, iskusstvovedy – uchastniki Velikoi Otechestvennoi voiny 1941–1945 gg.: entsiklopediya. Moskow: Yunyi khudozhnik publ., 2000. P. 24. (In Russ.).
  3. Bakhterev, I. V., Razumovskii, A. V. 1940, Polkovodets Suvorov: P'esa v 10 kartinakh [Commander  Suvorov:  Piece in 10 Pictures]. Moskow; Leningrad: Iskusstvo publ., 1940. 140 p. (In Russ.).
  4. Boguslovskii, G. A. 1953, Bibliografiya russkoi literatury o A. V. Suvorove 1752–1952 gg. [Bibliography of Russian literature about A. V. Suvorov 1752–1952] in: A. V. Suvorov: Dokumenty. T. 4: 1799–1800, G. P. Meshcheryakov (ed.). Moskow: Voennoe izdatel'stvo publ., 1953. (Ser. «Russkie polkovodtsy») P. 534–661. (In Russ.).
  5. Kavtaradze, A. G. 1980, A. V. Suvorov v otechestvennoi istoriografii [A. V. Suvorov in Russian historiography] in: Aleksandr Vasil'evich Suvorov: K 250-letiyu so dnya rozhdeniya. Moskow: Nauka publ., 1980. P. 44–52. (In Russ.).
  6. Zagorskii, V. B. (ed). 2002, Katalog pochtovykh marok. 1857–1960. Chast' I. Rossiya. RSFSR, SSSR [Catalog of postage stamps. 1857-1960. Part I. Russia. RSFSR, USSR]. St. Petersburg: Standart-Kollektsiya publ., 2002. 176 p. (In Russ.).
  7. Zagorskii, V. B. (ed). 2015, Katalog pochtovykh marok. Rossiiskaya Federatsiya. Chast' III: 1992–2014 [Catalog of postage stamps. The Russian Federation. Part III: 1992–2014]. St. Petersburg: Standart-Kollektsiya publ., 2015. 326 p. (In Russ.).
  8. Kafengauz, B. B. 1942, Voenno-istoricheskaya literatura za 25 let [Military historical literature for 25 years] in: Dvadtsat' pyat' let istoricheskoi nauki v SSSR. Moskow; Ltningrad: Izdatel'stvo AN SSSR publ., 1942. P. 104–114. (In Russ.).
  9. Lifanov, V. V. 2010, Aleksandr Vasil'evich Suvorov v filatelii [Alexander Vasilievich Suvorov in philately] in: Ul'yanovskii filatelist. 2010. № 288. URL: http://ul-fil.narod.ru/ul_fil288.htm (data obrashcheniya: 01.08.2019). (In Russ.).
  10. Meerovich, G. I. 1981,  Muzei  A. V. Suvorova:  istoriko-kraevedcheskii ocherk  [Museum of A. V. Suvorov: a historical and local history essay]. Leningrad: Lenizdat publ., 1981. 152 p. (In Russ.).
  11. Metelkin, E. N. 2015, Nagrady SSSR na pochtovykh markakh 1941–1945 gg. [USSR awards on postage stamps 1941–1945] in: Kogda prikhodit pochta polevaya… Materialy 6-go nauchno-prakticheskogo  seminara  po  istorii  pochty  i  filatelii. St.Petersburg: TsMS imeni A. S. Popova publ., 2015. P. 125–128. (In Russ.).
  12. Metelkin, E. N., Sokhor, T. E. 2018, Metamorfozy simvolov Oktyabr'skoi revolyutsii 1917 g. na kommemorativnykh markakh RSFSR, SSSR i Rossiiskoi Federatsii [Symbols of the October Revolution and Their Metamorphoses in the Commemorative Postal Stamps in RSFSR, USSR and Russian Federation]. Noveishaya istoriya Rossii. 2018. T. 8. № 2. P. 441–468. (In Russ.).
  13. Morozov, A. V. 1913, Katalog moego sobraniya russkikh gravirovannykh i litografirovannykh portretov: V 4 t. [Catalog of my collection of Russian engraved and lithographed portraits] T. 4: R–F. M.: Tovarishchestvo skoropechatni A. A. Levenson publ., 1913. 987–1224 stb. (In Russ.).
  14. Osipov, K. 1937, Velikii polkovodets proshlogo A. V. Suvorov [The great commander of the past A.V. Suvorov]. Krasnaya zvezda. 1937, 20 aprelya. (In Russ.).
  15. Osipov, K. 1937, Graf Rymninskii – Suvorov [Count Rymninsky – Suvorov]. Znamya. 1937. № 3. P. 203–238. (In Russ.).
  16. Ostrovskaya N. M. Vstupitel'naya stat'ya [Introductory article]. Ikonografiya A. V. Suvorova: Katalog. T. 2: Grafika. Kaktlog proizvedenii iz fonom Gosudarstvennogo memorail'nogo muzeya A. V. Suvorova. St. Petersburg: Svoe izdatel'stvo, 2018. 206 p. (In Russ.).
  17. Perova, E. 2005, Byl mal, byl velik. Iogann Genrikh Shmidt – avtor znamenitykh pastelei [Was small, was great. Johann Heinrich Schmidt - author of famous pastels]. Mir muzeya. 2005. № 3 (211). P. 34–39. (In Russ.).
  18. Petrov, V. N. 1977, Mikhail Ivanovich Kozlovskii [Mikhail Ivanovich Kozlovsky]. Moskow: Izobrazitel'noe iskusstvo publ., 1977. 232 p. (In Russ.).
  19. Plakat. 1950, «Dobroe imya dolzhno byt' u kazhdogo chestnogo cheloveka; lichno ya videl eto dobroe imya v slave svoego Otechestva. A. Suvorov» [The poster “Every honest person should have a good name; I personally saw this good name in the glory of my Fatherland. A. Suvorov]. Khudozhnik N. Smolyak. Tirazh 50000. Razmer 83,5 × 56. Moskow; Leningrad: Gosudarstvennoe izdatel'stvo «Iskusstvo» publ., 1950. (In Russ.).
  20. Pomarnatskii, A. V. 1963, Portrety A. V. Suvorova: ocherki ikonografii [Portraits of A. V. Suvorov: Essays on Iconography]. Leningrad: Izdatel'stvo Gosudarstvennogo Ermitazha publ., 1963. 180 p. (In Russ.).
  21. Printseva, G. A. Nikolai  Ivanovich Utkin. 1780–1863 [Nikolai Ivanovich Utkin. 1780–1863]. Leningrad: Iskusstvo publ., 1983. 248 p. (In Russ.).
  22. Voroshilov, K. E. 1938, Rech' tovarishcha K. E. Voroshilova na Krasnoi ploshchadi v den' XXI godovshchiny  Velikoi  Oktyabr'skoi  Sotsialisticheskoi  Revolyutsii  v  SSSR (7 noyabrya 1938 g.) [Speech by Comrade K. E. Voroshilov on Red Square on the Day of the 21st Anniversary of the Great October Socialist Revolution in the USSR (November 7, 1938)]. Moskow: Voenizdat publ., 1938. 16 p. (In Russ.).
  23. Sakharov, Vs. 2005, Al'piiskaya seriya. Shveitsarskii pokhod Suvorova na markakh i otkrytkakh [Alpine series. Swiss campaign of Suvorov on stamps and postcards]. Russkoe iskusstvo. 2005. No. 3. [on-line] URL: http://www.russiskusstvo.ru/collections/a724/ (accessed 1.08.2019). (In Russ.).
  24. Skvortsova, E. A. 2012, Tvorchestvo D. A. Atkinsona i D. Uokera v kontekste russko-angliiskikh khudozhestvennykh svyazei kontsa XVIII – nachala XIX vekov: Dissertatsiya na soiskanie stepeni kandidata iskusstvovedeniya [The work of D. A. Atkinson and D. Walker in the context of Russian-English artistic ties of the late XVIII – early XIX centuries: PhD diss.]. St. Petersburg, 2012. 318 p. (In Russ.).
  25. Stalin, I. V. 1997, Rech' na Krasnoi ploshchadi 7 noyabrya 1941 g. [Speech on Red Square November 7, 1941].  – Stalin, I. V. Sochineniya. T. 15. Moskow: «Pisatel'» publ., 1997. P. 84–86. (In Russ.).
  26. Stremoukhov, M. B., Simanskii, P. N. 1900, Zhizn' Suvorova v khudozhestvennykh izobrazheniyakh [Suvorov's life in artistic images]. Moskow: Grosman i Knebel' publ., 1900. 389 p. (In Russ.).
  27. Shchelokov, A. A. 2007, Uvlekatel'naya filateliya: Fakty, legendy, otkrytiya v mire marok [Fascinating philately: Facts, legends, discoveries in the world of stamps]. Moskow: Eksmo publ., 2007. 368 p. (In Russ.).
  28. Brandenberger, F. M. 1941, Ludwig Hess, 1760–1800, zur zürcherischen Landschaftsmalerei des 18.Jahrhunderts. Zürich, 1941. 135 s. (In German).

 

Information about the authors 

Evgeny N. Metelkin, Cand. Sci. (History), Assoc. Prof., Institute History  of St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation.

  

Tatyana E. Sokhor,  laboratory  assistant  of  the  Institut  History of St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation.

 

Corresponding author

Tatyana E. Sokhor, e-mail: sohor@mail.ru.

Наука. Общество. Оборона

2020. Т. 8. № 1

2311-1763

Online ISSN

Science. Society. Defense

2020. Vol. 8. № 1


Популярное

Без знания прошлого нет будущего

Рубрики

Проекты

Никто не забыт, ничто не забыто!
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе
"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада
Военная безопасность России: взгляд в будущее, Российская академия ракетных и артиллерийских наук, РАРАН /Russia's military security: a look into the future, 2019, Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences
Московский морской кадетский корпус "Навигацкая школа"

Наши партнеры

научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Информрегистр НТЦ
Ассоциация научных редакторов и издателей, АНРИ
КиберЛенинка, CyberLeninka
"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN