Наука. Общество. Оборона

2020. Т. 8. № 1

2311-1763

Online ISSN

Science. Society. Defense

2020. Vol. 8. № 1


УДК: 94 (477.75) «1941/1944»

 

DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10224

Поступила в редакцию: 01.07.2019 г.

Опубликована: 12.12.2019 г.

Submitted: July 01, 2019

Published online: December 12, 2019 


Для цитирования: Скоробогатов С. Б. Действия штурмовой авиации в операции по освобождению Крыма в 1944 году на примере 214-й штурмовой авиационной дивизии. Наука. Общество. Оборона. Москва. 2020;8(1):6-6. DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10224.

For citation:  Skorobogatov S. B. Аctions of attack aircraft in operation on liberation of the Сrimea (1944) on the example of the 214th assault aviation division. Nauka. Obshchestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2020;8(1):6-6.  (In Russ.) DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10224.

Конфликт интересов:  О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.

Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.

ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Оригинальная статья

Действия штурмовой авиации

в операции по освобождению Крыма в 1944 году

на примере 214-й штурмовой авиационной дивизии

С. Б. Скоробогатов 1

 Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского,

г. Симферополь, Российская Федерация,

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8129-9838, e-mail: serjcrimea@gmail.com 

Аннотация:

Введение. Деятельность авиации 4-й воздушной армии в Крымской освободительной операции частично рассмотрена в энциклопедиях, посвященных Второй мировой войне. Значительный пласт материала находится в мемуарах: командующего 4-й воздушной армией К.А. Вершинина, командующего Отдельной Приморской армией А.И. Еременко, фондов ЦАМО РФ, документов фондов 214-й штурмовой авиационной дивизии, 4-й воздушной армии. При этом, несмотря на значимость и фундаментальность перечисленных работ, остается недостаточно изученным вопрос об участии штурмовой авиации в операции по освобождению Крыма в 1944 году. 

Методы. Рассмотрены примеры боевой работы авиации 214-й штурмовой авиационной дивизии 4-й воздушной армии. Раскрыты и систематизированы различные виды боевой работы 214-й штурмовой авиационной дивизии во время Крымской стратегической освободительной операции в период с 11 апреля по 12 мая 1944 г. Описаны виды боевых задач и реконструированы события периода Крымской стратегической наступательной операции, в которых принимали участия подразделения дивизии. Представлен состав и структура дивизии, а также описаны примеры героизма личного состава и вклад в достижение общей цели. В процессе исследования были использованы непериодические публикации, мемуары, а также архивные источники Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации. 

Результаты. Установлены участники и обстоятельства боев 214-й авиационной дивизии во время Крымской стратегической освободительной операции с 8 апреля по 12 мая 1944 г. Установлено, что применявшиеся методы управления авиацией в воздухе, организация подвижного командного пункта и взаимодействие с истребителями прикрытия и другими подразделениями армии, полностью себя оправдали. 

 

Ключевые слова: 

 Крым, освобождение, авиационная дивизия, боевые действия, воздушная армия, штурмовик 

ВВЕДЕНИЕ

 

Зарождение штурмовых авиационных дивизий происходило с мая 1942 г., после решения Государственного комитета обороны СССР о реорганизации частей и соединений фронтовой авиации и организации их в однородные дивизии, как правило, трехполкового состава. Сформированные таким образом дивизии могли сохранять свою боеспособность в течение длительного срока. Организационная структура штурмовой авиационной дивизии оказалась жизнеспособной и сохранилась до конца Великой Отечественной войны [8, с. 62].

 

Участие авиации в боевых действиях за освобождение Крыма рассматривалось в научных трудах   отечественных   (В. М.  Журбенко,   И. С. Исаков,   А. В. Карасев,   М. Н. Кожевников, Г.А. Литвин, И. Б. Мощанский, Е. И. Смирнов, И. В. Тимохович, Д. Б. Хазанов, А. Н. Шагланов) и зарубежных исследователей (А. Бухнер  (A. Buchner),  Р. Форчик (R. Forczyk),   А. Хилльгрубер (A. Hillgruber), К. Типпельскирх (K. Tippelskirch)).

 

Деятельность авиации 4-й воздушной армии в Крымской освободительной операции частично рассмотрена в энциклопедиях, посвященных Второй мировой войне [3; 6]. Значительный пласт материала находится в мемуарной литературе: мемуары командующего 4-й воздушной армией К.А. Вершинина, командующего Отдельной Приморской армией А.И. Еременко, фондах ЦАМО РФ, документах фондов 214-й штурмовой авиационной дивизии (ШАД), 4-й воздушной армии.

 

Несмотря на значимость и фундаментальность перечисленных работ, вопрос об участии штурмовой авиации в операции советских войск по освобождению Крыма в 1944 году остается недостаточно изученным. 

 

Целью данной статьи является раскрыть и систематизировать различные виды боевой работы 214-й штурмовой авиационной дивизии во время Крымской стратегической освободительной операции в период с 8 апреля по 12 мая 1944 года. 

Схема базирования частей 4 ВА в период Крымской операции (11-27.04.1944 г.) / The scheme of basing of Parts 4th аir аrmy during the Crimean operation (11-27.04.1944)

Рис. 1. Схема базирования частей 4 ВА в период Крымской операции (11-27.04.1944 г.)

Pic. 1. The scheme of basing of Parts 4th аir аrmy during the Crimean operation (11-27.04.1944)

СТРУКТУРА И БОЕВЫЕ ЗАДАЧИ 214-Й ШАД

 

214-я штурмовая авиационная дивизия (ШАД) принимала участие в боевых действиях Великой Отечественной войны с 26 мая 1942 года. В периоды с 01.07.1942 по 13.06.1944 гг. и с 19.08.1944 по 23.03.1945 гг. дивизией командовал участник Гражданской войны, летчик, генерал-майор авиации Степан Ульянович Рубанов.

 

В апреле 1943 года дивизия была включена в состав 4-й воздушной армии (ВА) Северо-Кавказского фронта и участвовала в воздушных сражениях на Кубани, поддерживала войска фронта в сражениях за Северный Кавказ и Керченско-Эльтигенской десантной операции. Кроме 214-й ШАД в состав 4-й ВА входила еще и 230-я ШАД [2, с. 284]. 

 

В период Крымской стратегической наступательной операции перед 214-й ШАД ставились следующие задачи:

  1. Разведывать и уничтожать непрерывными ударами отходящие части противника на основных коммуникациях Керченского полуострова.
  2. Действовать по колоннам автомашин и гужевого транспорта на дорогах и в населенных пунктах с целью дезорганизации движения.
  3. Действовать по железнодорожным эшелонам противника на перегонах и ж-д станциях с задачей – сорвать ж.-д. движение и не допустить отвода ж.-д. эшелонов на запад.
  4. Действовать по плав средствам противника в портах южного побережья Крымского полуострова и на коммуникациях.
  5. Действовать по артиллерии противника на опорных пунктах, огневым точкам и живой силе противника на переднем крае его обороны в районе Севастополя [3, с. 250]. 

 

Дислокация частей и штаба дивизии соответствовала требованиям эффективного руководства и обеспечивала высокое напряжение боевых действий частей.

 

Основным самолетом штурмовой авиации Рабоче-крестьянской Красной армии во время Великой Отечественной войны был Ил-2 (2), сначала в одноместном варианте, а с 1943 г. в нескольких модификациях двухместного варианта, с экипажем из пилота и воздушного стрелка.

 

На начало апреля 1944 года для выполнения поставленных задач дивизия располагала 60-ю боеготовыми самолетами Ил-2 с 52 экипажами и 29-ю ЛАГГ-3 (3) с 24-мя пилотами.

 

К 10 апреля 1944 г. в состав 214-й ШАД входили три штурмовых полка и один истребительный авиаполк, самолеты которого также были оборудованы направляющими реактивных снарядов РС-82 и могли выполнять задачи штурмовки наземных объектов:

  • 190-й ШАП, командир полка подполковник Иван Павлович Бахтин, дислоцировался на аэродроме станицы Вышестеблиевской. Полк располагал 19-ю Ил-2 и 15-ю подготовленными экипажами;
  • 622-ШАП, командир полка подполковник Иван Алексеевич Емельянов, также дислоцировался  около станицы Вышестеблиевской. В составе полка насчитывалось 13 Ил-2 и 12 экипажей;
  • 502-й штурмовой авиационный таманский полк (ШАТП), командир полка подполковник Сергей Александрович Смирнов, был расположен в станице Джигунской и имел в своем составе 28 Ил-2 и 25 экипажей;
  • 805-истребительный авиационный полк (ИАП), командир полка майор Василий Артемович   Колесник,   располагался  около  совхоза  Бугас,  имел  в  своем  составе 29 истребителей ЛАГГ-3 и 24 пилота;
  • кроме того в управлении дивизии имелось еще два Ил-2 [7, с. 82; 10, с. 120].

 

В период подготовки операции по освобождению Крыма дивизия не принимала активного участия в боевых действиях над Керченским проливом и Крымским полуостровом. С января 1944 г. летный состав дивизии периодически производил тренировки и изучал предстоящий район боевых действий, наземную обстановку и характер целей противника. Острой проблемой являлось обеспечение дивизии горюче-смазочными материалами. Количество боеприпасов и довольствия для личного состава было на должном уровне [5, с. 823].

 

В связи со стремительным освобождением Керчи (11 апреля 1944 г.) и изменившейся обстановкой, ранее поставленные задачи отошли на второй план. Согласно специальному указанию и инструкциям штаба 4-й ВА, в период преследования противника на Керченском полуострове 214-я ШАД непосредственно взаимодействовала с 11-ым гвардейским стрелковым корпусом (ГСК), входившим в Отдельную Приморскую армию. Корпус наступал на правом фланге армии в составе первого эшелона с задачей обойти г. Керчь с севера вдоль сильно укрепленного побережья Азовского моря, не допустив отхода немецкой группировки на Ак-Монайские позиции.

 

Для осуществления боевого взаимодействия в штабе 11-го ГСК был организован вспомогательный пункт управления (ВПУ) с оперативной группой штаба дивизии, которая держала двухстороннюю связь как со штабом 214- й ШАД, так и с командирами групп самолетов в воздухе. Для выполнения работы в интересах 11-го ГСК и его подвижной группы выделялось две трети сил дивизии. Оставшимся группам Ил-2 была поставлена задача наносить удары вдоль железной и шоссейной дорог, а также действовать в районе сел Марфовка и Кенигез [11, л. 50]. 

                                                      Рис. 2                                                                                          Рис. 3

 

Рис.2. Самолеты Ил-2 из 622-го штурмового авиационного полка (Керченский полуостров)

Pic. 2. Il-2 planes from the 622nd assault aviation regiment (Kerch Peninsula)

 

Рис. 3.  Летчики 190-го штурмового авиационного полка (весна 1944 г.)

Pic. 3. Pilots of the 190th assault aviation regiment (spring of 1944)

НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИМЕРЫ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ДИВИЗИИ

 

В первый день наступления (11 апреля 1944 г.) 3-м группам по 4 самолета Ил-2 из 502-го ШАТП была поставлена задача разведывать и уничтожать авто и гужевые колонны противника по дорогам в районе сел Паши-Салын и Чистополье (ныне район между пгт. Ленино и г. Керчью). На задание штурмовики шли в колонне тремя группами с интервалом 300-400 м, сопровождаемые истребителями прикрытия из 88-го ИАП. Первую группу штурмовиков возглавлял командир колонны, майор Ефременко Иван Сергеевич, ведущими остальных групп были  лейтенант  Брут  Лев  Аркадьевич и капитан Солопов Степан Акимович.  При  подходе  к с. Паша-Салын И.С. Ефременко обнаружил в движении на запад колонну автомашин и повозок. По сигналу командира, ведущие групп самостоятельно, по-группно выбирая цель, производили атаки. Первую атаку штурмовики произвели, пикируя с высоты 700 м до 300-400 м, обстреливая цель реактивными снарядами РС-82 и сбрасывая бомбы.

 

Метод атаки цели с пологого пикирования показал себя намного эффективнее, чем атака с горизонтального полета [9, с. 266]. Повторные заходы на цель производились парами с высоты 200 м до бреющего полета. Цели обстреливались из пушек и пулеметов. В этом же полете командир колонны, после выхода из атаки, заметил двигавшийся на запад от ж-д станции Салын эшелон с двумя паровозами. Цель была атакована РС-82 и пушечно-пулеметным огнем. В результате атаки четверки Ил-2, эшелон был подожжен. Затем самолеты еще дважды атаковали машины и повозки на дороге в районе сел Аджи-Эли и Аджибей (Ленинский район) [11, л. 52].

Схема действий 3 групп Ил-2 из 502-го ШАП (11.04.1944г.) / The scheme of actions of 3 Il-2 groups of the 502nd assault aviation regiment (11.04.1944)

Рис. 4. Схема действий 3 групп Ил-2 из 502-го ШАП (11.04.1944г.)

Pic. 4. The scheme of actions of 3 Il-2 groups of the 502nd assault aviation regiment (11.04.1944)

Остальные две группы штурмовиков также неоднократно атаковали автомашины и повозки на дорогах в районе сел Аджи-Эли, Салын и Паша-Салын. По докладам летчиков было уничтожено: 4 автомашины, 10 повозок, подожжен ж.-д. эшелон, также были отмечены 4 очага пожара среди колонн автомашин в селе Паша-Салын [13, л. 3].

 

Противодействие  зенитной  артиллерии  противника  было  слабым.  Более  того,  в  период  с 8  апреля  1944  года  основные  силы люфтваффе были задействованы на борьбу с авиацией 8-й воздушной армии на севере Крыма [1, с. 240]. Только два самолета Ме-109 (4) сделали одну попытку атаковать советские штурмовики восточнее пос. Заморск. Но атака была отбита воздушными стрелками и прикрывавшими истребителями. 

 

Налеты советской авиации повторялись в течение целого дня, до 17 час. 30 мин. 26 самолетов полка произвели 72 самолето-вылета. По отзывам прикрывавших истребителей из 88-го ИАП, особенно отличился летчик 502-го ШАТП лейтенант Александр Иванович Храпков, как при одиночной штурмовке, так и в группе. За уничтожение 6 автомашин и 5 подвод А.И. Храпкову была объявлена благодарность [11, л. 70].  

 

В результате боевых действий 502-го ШАТП только за первый день наступления было уничтожено и повреждено 48 грузовиков, 1 тягач и 1 автобус, 27 повозок и 10 ж-д вагонов, а также до роты пехоты противника [11, л. 71].   

 

В тот же день (11 апреля 1944 г.) 190-й штурмовой авиационный полк атаковал железнодорожный эшелон противника и автотранспорт на дорогах Керченского полуострова. Летали две группы по 4 Ил-2 в каждой, ведущие – капитан Палехин Федор Степанович и лейтенант Косыгин Петр Данилович. Боевые действия штурмовиков прикрывали 6 ЛаГГ-3 из 805-го ИАП. После встречи с истребителями сопровождения, самолеты летели вдоль северного побережья Керченского полуострова на высоте 800 м до мыса Казантип и с левым разворотом вышли на цель [13, л. 4].

 

В районе цели, на станции Семь Колодезей были обнаружены два ж.-д. эшелона, и один ж.-д. эшелон с 6 паровозами и около 100 вагонов в 3-х км восточнее Турецкого вала. Атаку ж.-д. эшелонов на станции Семь Колодезей группы произвели методом пологого пикирования с высоты 800 м до 300 м, заходя с западного направления. Атака эшелонов производилась в лоб, вдоль ж-д путей с обстрелом цели из РС-82 и пушечно-пулеметным огнем, а также сбросом бомб ПТАБ-1,5 из бомболюков. В результате на станции были выведены из строя два паровоза и сожжено до десяти вагонов. Группа капитана Палехина вызвала большой очаг пожара эшелона от прямых попаданий бомб ПТАБ-1,5. 

 

На отходе от цели группой Косыгина, с дистанции 100 м были атакованы вражеские автомашины на дороге Ленинск-Султановка, 10 автомашин из которых, было уничтожено. Всего в течение 11 апреля, 14 самолетов Ил-2 из 190-го ШАП произвели 36 самолето-вылетов. В результате боевых действий полка уничтожено и повреждено 30 автомашин, 8 вагонов и два взвода пехоты противника [13, л. 6-8].     

 

11 апреля 1944 г. штабом 4-й ВА ставилась дополнительная задача – сорвать ж.-д. движение противника и не допустить отхода ж.-д. эшелонов в западном направлении. Решением командира дивизии выполнение этой задачи было возложено на 622-й ШАП. Три группы полка по 4 Ил-2, каждая с интервалами 10-15 минут, должны были нанести удар по ж.-д. эшелонам, которые по данным разведки в большом количестве скопились на участке Ташлыяр – Ак-Монай. Заход на штурмовку было приказано производить в направлении с запада на восток, идя навстречу эшелонам.  

 

Первый удар 622-го ШАП по ж.-д. транспорту (участок Ойсул – мост в районе Чокул-Татарский) был нанесен в 11 утра. Группа из двух Ил-2 (ведущий старший лейтенант Опалев Владимир Никифорович), выйдя в район цели, обнаружила ж.-д. эшелон в составе 50 вагонов. Для использования элемента внезапности самолеты на бреющем полете обогнали состав и, развернувшись, зашли в атаку с головы эшелона. Штурмовая атака производилась с выскакиванием до высоты 300-400 м, а бомбардирование с высоты 200 м прицельно каждым самолетом. Применение только одного вида стрелково-артиллерийского вооружения и авиабомб в каждом заходе позволяло повысить эффективность атаки цели [9, с. 264]. Всего было произведено 5 заходов на эшелон, а также на группы автомашин, идущих вдоль железной дороги. В результате этого вылета было уничтожено 3 ж-д вагона и 2 автомашины с пехотой противника [11, л. 51].

 

622-й ШАП использовал методы боевых действий аналогичные применявшимся в 190-м и 502-м ШАП. Если первая группа штурмовала какой-либо эшелон, то вторая группа, идущая следом, зафиксировав, что эшелон горит, штурмовала следующий. В течение первого дня (11 апреля 1944 г.) 12 ИЛ-2 из 622-го ШАП произвели 24 самолето-вылета. 

                                           Рис. 5                                                                                      Рис. 6

 

Рис. 5.  Разрушенный авиацией эшелон на станции Семь колодезей

Pic. 5. The railway echelon destroyed by aircraft at station Seven kolodezy

 

Рис. 6.  Разгромленный штурмовиками обоз противника в районе Паша Салын

Pic. 6. The opponent's transport column crushed by attack planes around the Pasha Salyn

Всего авиационные части 214-й ШАД только за 11 апреля 1944 г. произвели 194 самолето-вылета, из них 132 – на штурмовиках Ил-2, 37 самолето-вылетов было направлено на срыв железнодорожного движения. Результатом первого дня наступления Отдельной приморской армии железнодорожное движение противника было сорвано, из строя выведено 2 паровоза и сожжено 16 вагонов [11, л. 53].

 

Другой боевой задачей 214-й ШАД был срыв морского движения противника вдоль берегов Крыма. Только за один день (11 апреля 1944 г.) по плавсредствам противника в портах и на коммуникациях южного побережья Крымского полуострова было произведено 77 самолето-вылетов. В отчетах дивизии заявлено об уничтожении 8 барж, 1 моторного катера, 4 складов горюче-смазочных материалов и боеприпасов [11, л. 53]. 

 

С 12 апреля произошло временное снижение напряжения работы авиации, что было связано, во-первых, с большой удаленностью аэродромов 4-й ВА от новых целей, во-вторых, с острым недостатком в топливе. В течение 12 апреля 1944 года атаками штурмовиков было уничтожено 160 автомашин, 150 подвод и до 500 солдат и офицеров противника [3, с. 142]. В период 12-13 апреля авиационные части 214-й ШАД перебазировались на аэродромы Керченского полуострова, 502-й ШАП в Багерово, 190-й, 622-й ШАП и 805-й ИАП на аэродром Ленинск (ныне Ленинское). 

 

Наиболее значимым событием в боевой работе дивизии за 13 апреля был вылет группы штурмовиков из 190-го ШАП на штурмовку плавсредств в порту Судак. Четыре пары Ил-2 (ведущие капитаны Палехин Федор Степанович, Колбеев Александр Никитович, Щанкин Трофим Макарович и лейтенант Косыгин Петр Данилович) вылетели под прикрытием восьми ЛаГГ-3 из 805-го ИАП.

 

Самолеты вышли на цель со стороны берега. В порту были обнаружены 4 баржи, которые были атакованы бомбами по 1-2 захода. В результате бомбардировочно-штурмовых действий были потоплены все 4 баржи противника; своих потерь группы самолетов не имели. Истребители прикрытия в атаке цели участия не принимали, так как находились на пределе радиуса действия. [13, л. 8].

Схема действия 4 групп Ил-2 из 190-го ШАП по плавсредствам в порту Судак (13.04.1944г.) / The scheme of action of 4 Il-2 groups of the 190th assault aviation regiment on watercrafts in Sudak port (13.04.1944)

Рис. 7.  Схема действия 4 групп Ил-2 из 190-го ШАП по плавсредствам в порту Судак (13.04.1944г.)

Pic. 7. The scheme of action of 4 Il-2 groups of the 190th assault aviation regiment on watercrafts in Sudak port (13.04.1944) 

Показательным примером боевых действий дивизии за 14 апреля является работа группы Ил-2 из 622-го ШАП. Две пары штурмовиков (ведущие капитан Беляев Иван Сергеевич и старший лейтенант Самохвалов Иосиф Иванович) получили задачу уничтожать плавсредства противника в порту города Ялта и на коммуникациях в районе Ялта-Гурзуф. Взлетев с аэродрома Ленинск в 12 час. 20 мин., самолеты проследовали по маршруту Феодосия - Алушта - Гурзуф. Их сопровождали 4 ЛаГГ-3 из 805-го ИАП. За 3 км до поселка Гурзуф в кильватерном строю были обнаружены 6 барж и еще 1, отставшая от них на 1 км по причине повреждений.

 

Первая пара штурмовиков атаковала отставшую баржу с минимальной дистанции, сбросив на нее серию бомб. Всего было произведено 1 заход, 2-3 атаки, после чего цель окуталась дымом и накренилась на корму. Вторая пара нанесла бомбо-штурмовой удар по остальным баржам, но безрезультатно [8, л. 11]. С 15 апреля части 4-й ВА начали действовать по вражеским войскам в районе г. Севастополь.

 

Таким образом, за шесть дней непрерывного преследования врага войска Отдельной Приморской армии прошли 250-300 км, освободили Керченский полуостров, города южного берега Крыма. С 18 апреля 1944 г. решением Ставки Верховного Главнокомандования Отдельная Приморская армия была переименована в Приморскую армию и включена в состав 4-го Украинского фронта [14, с. 218]. 

 

19 апреля три группы по 4 Ил-2 из 190 ШАП и три группы по 4 Ил-2 502 ШАП нанесли совместный удар по опорному пункту артиллерии в районе поселка Шестая верста (юго-западнее г. Севастополь). Ведущие групп 190-го ШАП: капитаны Палехин Федор Степанович, Тавадзе Давид Элизбарович, старший лейтенант Воробьев Иван Григорьевич; 502-го ШАП – капитан Солопов Степан Акимович, старшие лейтенанты Луговской Дмитрий Иванович, Тюков Владимир Михайлович. Каждую четверку штурмовиков сопровождала четверка истребителей П-39 (1) из 329 ИАД.  За две минуты до подхода группы штурмовиков 12 ЛаГГ-3 из 229-й ИАД и 6 П-39 из 329-й ИАД произвели расчистку воздуха, выйдя в район цели.

 

Бомбардирование проводилось с высоты от 800 до 300 м, штурмовка – около 100 м. В результате налета потери противника составили: 2 батареи артиллерии, 6 автомашин и до 100 солдат. В этом бою истребителями противника был сбит Ил-2 из 190-го ШАП (экипаж: младший лейтенант Мосиенко Леонид Федосеевич, старший сержант Донцов Николай Григорьевич). Самолет упал в море в 1,5 км от берега западнее мыса Фиолент [13, л. 18]. 

 

Особенностью данного налета является организация взаимодействия 3-х дивизий: 214-й ШАД (24 Ил-2), 229-й ИАД (12 ЛаГГ-3) и 329-й ИАД (30 П-39). Взаимодействие по времени и месту сбора групп, времени подлета и очередности атак целей организовывалось штабом 214-й ШАД на основании расчетных данных, посредством проволочной связи с дублированием на радиостанции самолетов ведущих групп. 

 

На основании приказа командующего 4-й ВА от 26 апреля 1944 г., 214-я ШАД перешла в состав 8-й ВА и вошла в оперативное подчинение 7-го Штурмового авиационного корпуса под командованием генерал-майора авиации Филина Василия Михайловича. С 27 по 30 апреля дивизия в боевых действиях не участвовала, а занималась перебазированием на новое место дислокации в Сакском районе Крыма [10, с. 288].

 

По состоянию на 1 мая 1944 г. в дивизии в боевой готовности имелось 70 исправных самолетов Ил-2 с 61 экипажем и 20 самолетов ЛаГГ-3 с 15 пилотами. Тыловым частям удалось обеспечить трехсуточный запас горюче-смазочных материалов и боеприпасов всех типов и калибров из расчета на 3 полкавылета в сутки. 

Результат бомбардировки железнодорожного эшелона и моста (Керченский полуостров) / Result of bombing of a railway echelon and bridge (Kerch Peninsula)

Рис. 8.  Результат бомбардировки железнодорожного эшелона и моста (Керченский полуостров)

Pic. 8. Result of bombing of a railway echelon and bridge (Kerch Peninsula) 

Одним из самых напряженных и драматичных дней боевой работы дивизии стало 7 мая 1944 года. В результате утреннего налета 12 Ил-2 из 190-го ШАП на аэродроме мыса Херсонес уничтожили 8 самолетов противника на земле и один ФВ-190 (5) – в воздушном бою; в районе поселка Бартеньевка (район Северная сторона) была уничтожена одна батарея полевой артиллерии и 3 грузовика. 

 

Второй налет на аэродром м. Херсонес произвели 24 штурмовика из 502-го ШАП в 13 час. 30 мин. В результате атаки были уничтожены аэродромные строения, склады боеприпасов и горюче-смазочных материалов, 2 батареи зенитной артиллерии. По причине возникших пожаров и сильного задымления более точных результатов своей работы экипажи не зафиксировали. 

 

В этот же день 12 самолетов из 622-го ШАП содействовали наступлению войск 2-й Гвардейской армии. Первый заход на цель был холостым, в нем пилоты определили передний край своих войск и распределили цели для атаки. В дальнейшем для выполнения заявок на поддержку наступающей пехоты штурмовиками произведено по три боевых захода на цели.

 

Выполняя  задачи  по  прикрытию  штурмовиков  дивизии, 14 ЛаГГ-3 из 805-го ИАП произвели 48 самолето-вылетов за день. В результате воздушных боев 3 истребителя МЕ-109 были сбиты, один – подбит. Еще четыре истребителя 805-го ИАП находились в стартовой готовности на аэродроме, их задачей являлось прикрытие своего аэроузла от налетов вражеской авиации.

 

Всего за 7 мая 52 самолета Ил-2 из 214-й ШАД произвели 94 самолето-вылета. В результате поддержки штурмовой авиации, войска 2-й Гвардейской армии и Приморской армии прорвали оборону противника и вышли на рубежи: высота Горная, Карань и высота 306,3 [12, л. 144]. 

 

В период Крымской наступательной операции боевое взаимодействие осуществлялось как между  полками 214-й ШАД, так и между самолетами 214-й ШАД и истребителями из 229-й и 329 ИАД. Ряд вылетов осуществлялся совместно с соседней, 8-й воздушной армией. Свою главную задачу по поддержке наземных войск из 11-го Горно-стрелкового корпуса дивизия выполнила успешно. В журналах боевых действия дивизии отмечено, что наземные войска хорошо обозначали себя на поле боя сигнальными ракетами, что исключило случаи нанесения ударов авиации по своим войскам [12, л. 144]. 

 

На заключительной стадии боев за г. Севастополь непрерывные массированные атаки советских штурмовиков для поддержки наступающих танковых частей и пехоты стали причиной исключительно тяжелых потерь в личном составе противника. Довольно часто, для осуществления более тесного взаимодействия, задачи самолетам-штурмовикам ставились соответствующими штабами сухопутных войск [15, с. 308].

 

В статье рассмотрена лишь часть характерных боевых эпизодов Крымской стратегической наступательной  операции,  в  которых  принимали  участие  экипажи  214-й ШАД.  За  период  с 11 апреля по 12 мая 1944 года дивизия произвела 1247 самолето-вылетов с общим налетом 1386 часов 20 минут. В результате выполнения различных видов боевых заданий было уничтожено  и повреждено 48 артиллерийских и 17 зенитных батарей, 24 склада, 4 паровоза и 48 вагонов, 32 самолета, 341 грузовая автомашина, 186 повозок с грузом и живой силой противника [3, с. 138].  Свои  потери  дивизии составили: 8 летчиков, 11 воздушных стрелков и 15 самолетов.

 

По окончании боевых действий в Крыму (16 мая 1944 г.) 214-я ШАД была выведена в резерв Ставки Верховного Главнокомандования, а затем выполняла задачи по обороне Крыма в составе 1-го смешанного авиационного корпуса.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Штурмовики 214-й штурмовой авиационной дивизии действовали в интересах развития наступающих темпов преследования противника. Все полки дивизии, воздействуя непрерывными ударами по основным коммуникациям противника – шоссейным и железным дорогам, дезорганизовывали движение на суше, а действуя по морским коммуникациям и портам южного берега Крыма – не дали возможность производить организованную эвакуацию войск противника. 

 

В условиях слабого противодействия истребителей противника, применение малых групп штурмовиков было наиболее целесообразно, так как это позволяло делать максимальное количество заходов на цель, маневрировать группами между целями и требовало меньше времени для подготовки к повторному вылету. Все это увеличивало непрерывность боевого воздействия на противника.

 

Тактика и методы действия штурмовиков и прикрывавших их истребителей отвечали требованиям командования и темпам преследования отходящего противника. Непрерывность и эффективность производимых ударов были достигнуты. При реализации воздушного наступления быстро менялся характер поля боя, от степных районов до горнолесной местности. В условиях действий на предельном радиусе встречи штурмовиков и истребителей производились на пролете. 

 

Взаимодействие штурмовой авиации и наземных войск в наступательных операциях оценивается положительно. Полностью оправдали себя организация и методы управления авиацией в воздухе, организация передвижного командного пункта, ведение разведки и взаимодействия с истребителями прикрытия. Проведение летных тренировок, а также предварительной подготовки вылетов в штабах сказались на положительных результатах боевых действий. Вместе с тем, необходимо указать на наличие проблемы технического характера при организации радиосвязи штаба и самолетов Ил-2 и П-39 в совместных вылетах. 

 

Героический подвиг воздушных бойцов 214-й штурмовой авиационной дивизии по достоинству был оценен Родиной. Наиболее отличившиеся в боях части и соединения были отмечены в приказах Верховного Главнокомандующего. 24 апреля 1944 г. дивизии присвоено почетное наименование «Керченская», 622-й ШАП награжден орденом «Боевого Красного Знамени» и почетным наименованием «Севастопольский». Многие летчики и командиры были удостоены звания Героя Советского Союза и правительственных наград. Таким образом, 214-я штурмовая авиационная дивизия успешно справилась со стоящими перед ней задачами по оказанию поддержки советских войск в ходе операции по освобождению Крыма.

 

Примечания

  1. Аэрокобра, П-39 – Bell P-39 Airacobra – американский одномоторный истребитель,  поставлявшийся в СССР по программе Ленд-лиз.
  2. Ил-2 – советский самолет-штурмовик, создан в ОКБ С.В. Ильюшина.
  3. ЛаГГ-3 – советский самолет-истребитель, создан в ОКБ С.А. Лавочкина, М.И. Гудкова, В.П. Горбунова.
  4. МЕ-109 – Messerschmitt Bf.109 – немецкий одномоторный поршневой истребитель.
  5. ФВ-190 – Focke-Wulf FW-190 – немецкий одномоторный поршневой истребитель-бомбардировщик.

Список литературы

  1. Forczyk R. Where the Iron Crosses Grow: The Crimea 1941–44. Oxford: Osprey Publ., 2014. – 304 p.
  2. Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. – М.: Яуза-пресс, 2014. – 944 с.
  3. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В 12 т. Том 4. Освобождение территории СССР. 1944 год М.: Кучково поле, 2012. – 864 с.
  4. Вершинин К. А. Четвертая воздушная: (Командующий армией Герой Советского Союза Главный Маршал авиации К.А. Вершинин. Лит. запись Н.М. Борискина). М.: Воениздат, 1975. – 348 с.
  5. Исаев А. В. Битва за Крым 1941-1944 гг. / А. В. Исаев, Д. Б. Хазанов, О. В. Романько. М.: Эксмо 2017. – 896 с.
  6. История второй мировой войны 1939–1945 гг. В 12 томах. Том 8. Крушение оборонительной стратегии фашистского блока. – М.: Воениздат, 1977. – 536 c.
  7. Перов В. И., Растренин О. В. Штурмовая авиация Красной Армии. – М.: Издатель А. С. Акчурин, 2003. – Т. 1. Суровая школа. – 212 с.
  8. Скоморохов Н. М., Чернецкий В. Н. Тактика в боевых примерах: Авиационный полк. – М.: Воениздат, 1985. – 175 с.
  9. Смирнов А. А. Боевая работа советской и немецкой авиации в Великой Отечественной войне. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзит-книга, 2006. – 574 с.
  10. Ткаченко С. Н. Крым 1944. Весна освобождения. М., 2014. – 528 с.
  11. Центральный  архив  Министерства  обороны   Российской   Федерации   (ЦАМО РФ), ф. 20206, оп. 1, д. 86.
  12. ЦАМО РФ, ф. 319, оп. 0004798, д. 0143.
  13. ЦАМО РФ, ф. 319, оп. 0004798, д. 0179.
  14. Шагланов А. Н. Крым и его освобождение (1941-1944): монография Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2015. – 332 с.
  15. Швабедиссен В. Сталинские соколы: Анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг. / Пер. с англ. – Мн.: Харвест, 2003. – 528 с.

 

Информация об авторе

Скоробогатов Сергей Борисович, аспирант исторического факультета, кафедры истории России, Таврической академии (СП) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.

Автор-корреспондент

Скоробогатов Сергей Борисович, e-mail: serjcrimea@gmail.com.

HISTORY OF THE GREAT VICTORY

Original Paper

Аctions of attack aircraft in operation on liberation of the Сrimea (1944)

on the example of the 214th assault aviation division

S. B. Skorobogatov1

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation,

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8129-9838, e-mail: serjcrimea@gmail.com  

 Abstract:

Introduction. The aviation activity of the 4th Air Army in the Crimean liberation operation is partially considered in encyclopedias dedicated to the Second World War. A significant layer of material is in the memoirs: Commander of the 4th Air Army K.A. Vershinin, commander of the Separate Maritime Army A.I. Eremenko, TsAMO RF funds, documents of funds of the 214th Assault Aviation Division, 4th Air Army. At the same time, despite the significance and fundamental nature of these works, the question of the participation of attack aircraft in the operation to liberate the Crimea in 1944 remains insufficiently studied.

Methods. Examples of combat operation of aviation of the 214th assault aviation division of the 4th air army are considered. Various types of combat work of the 214th assault aviation division during the Crimean strategic liberation operation from April 11 to May 12, 1944 are disclosed and systematized. The types of combat missions are described and the events of the period of the Crimean strategic offensive operation are reconstructed, in which divisions of the division took part. The composition and structure of the division are presented, and examples of heroism of the personnel and the contribution to the achievement of a common goal are described. In the research process, non-periodical publications, memoirs, as well as archival sources of the Central Archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation were used.

Results. The participants and circumstances of the battles of the 214th air division during the Crimean strategic liberation operation from April 8 to May 12, 1944 were established. It was established that the methods used to control aviation in the air, the organization of a mobile command post and interaction with cover fighters and other army units, were completely justified themselves.

 

Keywords: 

 Crimea, liberation, aviation division, military operations, air army, attack aircraft

 

References

  1. Forczyk R., 2014, Where the Iron Crosses Grow: The Crimea 1941–44. Oxford: Osprey Publ., 2014. – 304 p.
  2. Anokhin V. A., Bykov M. Yu., 2014, Vse istrebitel'nye aviapolki Stalina. Pervaya polnaya entsiklopediya [All fighter aviation regiments of Stalin. The first complete encyclopedia]. – Moscow: Yauza-press Publ., 2014. – 944 p. (In Russ.)
  3. Velikaya Otechestvennaya voina 1941-1945 godov. V 12 t. Tom 4. Osvobozhdenie territorii SSSR. 1944 god [The Great Patriotic War of 1941-1945. In 12 volumes. Volume 4. Liberation of the USSR. 1944]. Moscow: Kuchkovo pole Publ., 2012. – 864 p. (In Russ.)
  4. Vershinin K. A., 1975, Chetvertaya vozdushnaya: (Komanduyushchii armiei Geroi Sovetskogo Soyuza Glavnyi Marshal aviatsii K.A. Vershinin. Lit. zapis' N.M. Boriskina) [Fourth Air: (Army Commander Hero of the Soviet Union, Chief Marshal of Aviation K.A. Vershinin. Literary Record of N. M. Boriskin)]. Moscow: Voenizdat Publ., 1975. – 348 p. (In Russ.)
  5. Isaev A. V., 2017, Bitva za Krym 1941-1944 gg. [Battle of Crimea 1941-1944] / A.V. Isaev, D.B. Khazanov, O.V. Roman'ko. M.: Eksmo Publ. 2017. – 896 p. (In Russ.)
  6. Istoriya vtoroi mirovoi voiny 1939–1945 gg. v 12 tomakh. Tom 8. Krushenie oboronitel'noi strategii fashistskogo bloka [The history of the World War II of 1939-1945. in 12 volumes. Volume 8. The collapse of the defensive strategy of the fascist bloc] – Moscow: Voenizdat Publ., 1977. – 536 p. (In Russ.)
  7. Perov V. I., Rastrenin O.V., 2003, Shturmovaya aviatsiya Krasnoi Armii [Attack aircraft of the Red Army]. – Moscow: Izdatel' A.S. Akchurin Publ., 2003. – T. 1. Surovaya shkola. – 212 p. (In Russ.)
  8. Skomorokhov N. M., Chernetskii V. N., 1985, Taktika v boevykh primerakh: Aviatsionnyi polk [Tactics in combat examples: Aviation regiment]. – Moscow: Voenizdat Publ., 1985. – 175 p. (In Russ.)
  9. Smirnov A. A., 2006, Boevaya rabota sovetskoi i nemetskoi aviatsii v Velikoi Otechestvennoi voine [Combat work of Soviet and German aircraft in the Great Patriotic War]. – Moscow: AST: AST MOSKVA: Tranzit-kniga Publ., 2006. – 574 p. (In Russ.)
  10. Tkachenko S. N., 2014, Krym 1944. Vesna osvobozhdeniya [Crimea 1944. Spring of Liberation]. Moscow, 2014. – 528 p. (In Russ.)
  11. Tsentral'nyy arkhiv Ministerstva oborony Rossiyskoy Federatsii [Central Archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation] (CAMD RF), f. 20206, op. 1, d. 86.
  12. CAMD RF, f. 319, op. 4798, d. 143.
  13. CAMD RF, f. 319, op. 4798, d. 179.
  14. Shaglanov A. N., 2015, Krym i ego osvobozhdenie (1941-1944): monografiya [Crimea and its liberation (1941-1944) monograph]. Novosibirsk: TsRNS Publ., 2015. – 332 p. (In Russ.)
  15. Shvabedissen V., 2003, Stalinskie sokoly: Analiz deistvii sovetskoi aviatsii v 1941-1945 gg. [Stalin's Falcons: Analysis of the actions of Soviet aviation in 1941-1945]. Per. s angl. – Minsk: Kharvest Publ., 2003. – 528 p. (In Russ.)

 

Information about the author 

Sergey B. Skorobogatov, graduate student history faculty, сhair of Russian History Tavrida Academy, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.

 

Corresponding author

Sergey B. Skorobogatov, e-mail: serjcrimea@gmail.com.

Наука. Общество. Оборона

2020. Т. 8. № 1

2311-1763

Online ISSN

Science. Society. Defense

2020. Vol. 8. № 1


Популярное

Без знания прошлого нет будущего

Рубрики

Проекты

Никто не забыт, ничто не забыто!
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе
"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада
Военная безопасность России: взгляд в будущее, Российская академия ракетных и артиллерийских наук, РАРАН /Russia's military security: a look into the future, 2019, Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences
Московский морской кадетский корпус "Навигацкая школа"

Наши партнеры

научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Информрегистр НТЦ
Ассоциация научных редакторов и издателей, АНРИ
КиберЛенинка, CyberLeninka
"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

ICI World of Journals, Index Copernicus, Science. Society. Defense
Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN