Ленинград, 1941 – 1944 гг.
Наука. Общество. Оборона
2020. Т. 8. № 1
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense
2020. Vol. 8. № 1
УДК: 94(100)"1939/45"
DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10231
Поступила в редакцию: 22.06.2019 г.
Опубликована: 22.01.2020 г.
Submitted: June 22, 2019
Published online: January 22, 2020
Для цитирования: Рязанцева Ю. А. Организация и деятельность городской военно-шефской комиссии в Ленинграде, 1941 – 1944 гг. Наука. Общество. Оборона. Москва. 2020;8(1):12-12.
DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10231.
For citation: Ryazantseva Yu. A. Organization and activities sponsorship of concerts and performances during the Siege of Leningrad, 1941 – 1944. Nauka. Obshchestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2020;8(1):12-12. (In Russ.) DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10231.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Оригинальная статья
Организация и деятельность
городской военно-шефской комиссии в Ленинграде,
1941–1944 гг.
Ю. А. Рязанцева 1
1 Санкт-Петербургский государственный университет,
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9004-6958, е-mail: solvig@yandex.ru
Аннотация:
Введение. В статье исследуется деятельность городской военно-шефской комиссии в Ленинграде с 1941 по 1944 гг. Особое внимание уделяется её задачам и формам работы, как они были приспособлены к условиям фронтовой и прифронтовой обстановки.
Методы. В качестве источниковой базы выступили архивные документы и воспоминания организаторов и зрителей шефской концертной деятельности Ленинграда в 1941-1944 гг. На основе рассмотрения этих источников был изучен порядок организации городской военно-шефской комиссии, ее задачи и формы работы в военных экстремальных условиях. Новизна исследования состоит в том, что автор впервые подробно рассматривает систему организации городской военно-шефской комиссии Ленинграда, ее задачи и формы работы в 1941-1944 гг., используя неопубликованные архивные документы.
Заключение. Автор приходит к выводу, что городская военно-шефская комиссия Ленинграда с первых дней Великой Отечественной войны осуществляла централизованное управление работой шефских бригад. Учитывая военное положение, данная комиссия меняла формы выступлений и репертуар, принимала запросы и отзывы с фронта. Выступления шефских бригад не только способствовали популяризации героической борьбы с врагом, но и являлись средством психологической рекреации воинов.
Ключевые слова:
Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, искусство, городская военно-шефская комиссия, шефские концерты, концертные бригады
ВВЕДЕНИЕ
В данной статье автор рассматривает организацию городской военно-шефской комиссии в Ленинграде и различные аспекты повседневности и психологии людей в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. Актуальность исследования обусловлена развитием новой научной отрасли – военной антропологии [7]. Наблюдается рост интереса к данному направлению среди историков. Военная антропология – интегративное научное направление, которое использует методологию разных дисциплин (психология, социология и другие), изучающих человека в условиях военной деятельности, что позволяет получить новые знания о социуме в экстремальных ситуациях.
Целью исследования является изучение деятельности городской военно-шефской комиссии Ленинграда в военное время.
Основными задачами научного исследования является изучение задач и форм работы городской военно-шефской комиссии.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала Великой Отечественной войны – 22 июня 1941 г. – до полного снятия блокады Ленинграда – 27 января 1944 года.
Организация и деятельность городской военно-шефской комиссии в Ленинграде в 1941-1944 гг., не получила еще всестороннего освещения в работах историков, но есть исследования, которые затрагивают данную тему. Изучение культуры в годы войны впервые было осуществлено Л. В. Максаковой. В ее диссертации большое внимание уделено перестройке организационных форм культуры, рас¬смотрению роли искусства периода войны. Однако, некоторые сферы творческой деятельности, в частности, театрально-музыкальная, рассмотрены Л. В. Максаковой лишь в общих чертах [6]. В работе Л. И. Батюк «Культура России в годы Великой Отечественной войны», автор доказывает, что работники культуры страны стали опорой власти в деле внедрения в сознание народа идеалов патриотизма и советской государственности [1]. Исследователь А. Н. Крюков в своей диссертации, посвящённой музыкальной жизни блокадного Ленинграда, показал изменения в восприятии музыки, благодаря чему она не только доставляла эстетическое удовольствие, но выполняла и иные функции, укрепляя силы слушателей. Автор пишет, что музыка помогала человеку остаться человеком и противостоять деморализующим устремлениям врага и ужасам блокады[4].
В качестве источниковой базы данной статьи выступили отчеты городской военно-шефской комиссии в период 1941-1944 гг., хранящиеся в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (Ф. 283. Оп. 2, Д. 3836), а также воспоминания организаторов и свидетелей шефской концертной деятельности в годы войны. Источниковую базу дополнили документы о Центральной военно-шефской комиссии, хранящиеся в фонде ЦК Рабис в Государственном архиве Российской Федерации, опубликованные в журнале "Отечественные архивы" (1).
При подготовке текста применялся проблемно-хронологический метод исследования для изучения последовательности исторических событий во времени.
Новизна исследования состоит в том, что автор впервые подробно рассматривает организацию городской военно-шефской комиссии Ленинграда в 1941-1944 гг., её задачи и формы работы, используя неопубликованные документы.
Автор приходит к выводу, что городская военно-шефская комиссия Ленинграда с первых дней войны осуществляла централизованное управление работой шефских бригад. Выступления на фронте не только воодушевляли на героическую борьбу с врагом, но являлись культурным отдыхом и средством психологической рекреации воинов.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАДАЧИ ГОРОДСКОЙ ВОЕННО-ШЕФСКОЙ КОМИССИИ В 1941-1944 гг.
Война разрушила привычный уклад жизни ленинградцев. Деятельность учреждений культуры была приспособлена к условиям фронтовой и прифронтовой обстановки. Наряду со спектаклями в театрах и концертах в филармонии, важнейшее место стала занимать организация работы мобильных концертных бригад, выезжавших в воинские части.
В музыкально-театральной жизни блокадного Ленинграда важную роль играла городская военно-шефская комиссия. Культурное шефство российских работников искусств над воинами армии и флота появилось в годы Гражданской войны, а организационно оформилось в 1923 г.: 19 февраля президиум ЦК профессионального союза работников искусств (далее ЦК Рабис) утвердил первое Положение о культурно-шефской работе профсоюза. Согласно этому документу создавались Центральная военно-шефская комиссия и аналогичные комиссии при краевых и областных комитетах профсоюза работников искусств. Задачи военно-шефской работы в условиях начавшейся Великой Отечественной войны определил IV пленум ЦК Рабис 23 июня 1941 г., призвавший к организации фронтовых артистических бригад (1).
В начале июля 1941 года в Управлении по делам искусств Ленгорисполкома была создана городская военно-шефская комиссия. В состав этой комиссии первоначально входило девять человек: председатель, член Обкома Союза Рабис и начальник Управления по делам искусств Б. И. Загурский, член Горкома ВКП(б) Т. Г. Паюсова, члены Обкома Союза Рабис Ш. Н. Маламуд, Е. П. Шкроева и Е. М. Межерицкая, ответственный секретарь Л. С. Тагер, начальник Ленинградского Дома Красной Армии Н. С. Лазарев, начальник Ленинградского Дома Военно-Морского Флота С. Н. Герчиков и начальник Музыкального отдела Управления по делам искусств С. В. Храмая. В отчете городской военно-шефской комиссии указано, что также для руководства была создана «тройка во главе с ответственным секретарем тов. Тагер, которая комплектует и направляет в части концерты, ведет учет выполнения шефских заданий и загрузку актеров по шефской линии». Комиссия работала по плану, который обсуждался на заседании Обкома Союза Рабис (6).
Основными задачами городской военно-шефской комиссии были:
- организация обслуживания агитационных и мобилизационных пунктов городского комиссариата;
- обслуживание воинских частей;
- организация общественных мероприятий, направленных к повышению идейно-политического художественного уровня исполняемого репертуара у агитбригад;
- оказание помощи художественной самодеятельности армии и флота;
- руководство массовой политико-воспитательной работой среди участников военно-шефской деятельности (8).
С начала войны городская военно-шефская комиссия согласовывала репертуар с художественными руководителями учреждений культуры. Затем задания по подготовке того или иного произведения давались актерам. Комиссия заключала договоры с писателями и композиторами на создание новых произведений для концертных исполнителей, установила контроль над программами концертов, предназначенных для военных частей. Соблюдение пунктов программы артистами проверялось (4).
В помощь участникам художественной самодеятельности, городская военно-шефская комиссия отправляла консультантов-специалистов. У художественной самодеятельности были свои местные шефские комиссии, которые проводили воспитательную работу с актерами.
ФОРМЫ И ЭТАПЫ РАБОТЫ ГОРОДСКОЙ ВОЕННО-ШЕФСКОЙ КОМИССИИ В ЛЕНИНГРАДЕ
Обслуживание воинских частей осуществлялось городской военно-шефской комиссией, в первую очередь по заявкам Ленинградского Дома Красной Армии и Дома Военно-Морского Флота, путем создания концертных бригад. Война постоянно диктовала необходимость формирования бригад со стабильным составом исполнителей, обладающих жанровой разнообразностью, идейно-насыщенным репертуаром, мобильностью и оперативной гибкостью в работе, которая нередко должна проводиться в экстремальных военных условиях (9).
Основной формой выступления в воинских частях был смешанный концерт, состоящий из эстрадных, цирковых, а также агитационно-пропагандистских номеров, поэтических чтений и коротких драматических сценок. Кроме того, проводились литературные вечера, творческие вечера ведущих артистов, тематические концерты, осуществлялась помощь участникам самодеятельности армии и флота, проводились выступления для раненых по палатам госпиталей.
Отбор репертуара городской военно-шефской комиссией проводился чаще всего по трем основным направлениям:
- классические произведения;
- патриотического и героического характера;
- народное творчество и произведения советских писателей и композиторов.
Но были также выступления популярных эстрадных артистов К. И. Шульженко и В. Ф. Коралли со своим джаз-оркестром, артиста цирка и эстрады Л. С. Маслюкова, мастера музыкальной эксцентрики П. А. Алексеева, ансамбля Б. М. Бронской и других (4).
Важное место в артистическом репертуаре занимали сочинения, мобилизующие на борьбу. Во фронтовых условиях особое значение приобретали забавный рассказ и шутка. Активно использовался общепонятный жанр частушек [5, с. 9]. Поэтому каждая концертная бригада исполняла в окопах и землянках произведения веселого жанра. Часто актеры выступали с частушками и куплетами, подготовленными на местном фронтовом материале, в котором отражались подвиги героев тех частей, где они выступали или использовали газетный материал.
В условиях военного времени, для большей оперативности в работе, сокращались тексты пьес, ликвидировались антракты, реквизит и бутафорию использовали минимально, декорации отсутствовали или были представлены отдельными деталями [4, с. 19].
Как можно судить по отчетам городской военно-шефской комиссии, её работа в Ленинграде в годы войны делится условно на три этапа.
Первый этап связан с началом войны. Для него был характерен колоссальный размах шефской работы, когда в шефских концертах принимали участие около 3000 артистов. Было задействовано 20 агитмашин, направленных на фронт и в районы Ленинградской области на обслуживание лесо и торфо-заготовок. До октября 1941 г. было дано свыше 16 тыс. концертов и спектаклей в частях Красной армии и Краснознаменного Балтийского флота, силами профессиональных художников и студентов художественно-учебных заведений, было выпущено большое количество политических и военных плакатов (2).
Второй этап связан с приближением фронта к Ленинграду. В этот период развернулась массовая эвакуация театральных и концертных коллективов, что привело к сокращению количества исполнителей в городе. В связи с блокадой началась консервация учреждений культуры. По отчету городской военно-шефской комиссии, в условиях полной блокады вся работа по шефскому обслуживанию фронта и города проводилась оставшейся творческой группой, не составлявшей и 10 % состава творческих работников первого периода войны (2).
Начало третьего этапа можно датировать весной 1942 г., когда с улучшением жизненных условий населения Ленинграда начался подъем и в военно-шефской работе. В этот период артисты начинают активно выезжать на концерты в воинские части с новыми программами. Но если в конце 1941 г. и весь 1942 г. артисты чаще вместо своей основной работы направлялись на шефские концерты, то в 1943 г. вся шефская деятельность осуществлялась сверх производственных норм каждого работника. Например, артист и художественный руководитель театра Музыкальной комедии Н. Я. Янет в 1943 году ежемесячно играл 21 - 23 спектакля и 15 шефских концертов (3).
В отчете городской военно-шефской комиссии за 1943 год указывается, что в процессе ее работы стали учитываться отзывы и пожелания бойцов и командиров. Если в начале войны программы выступлений комплектовались без плана, то с 1943 года смешанные концерты строились по принципу разнообразия жанров и материала. Большое место в это время стали занимать тематические мероприятия. Например, концерты, подготовленные городской военно-шефской комиссией в 1943 г., были посвящены русским писателям А. С. Пушкину и А. П. Чехову, композиторам М. И. Глинке, П. И. Чайковскому и А. С. Даргомыжскому (5).
Согласно отчетам городской военно-шефской комиссии за 1943 г., работники искусств Ленинграда провели 10179 шефских концертов, из которых свыше 1500 – в госпиталях и 700 – в палатах для тяжело раненых (4).
В 1944 г. в связи с резким изменением обстановки в Ленинграде, а именно – уходом из города воинских частей, некоторые из намеченных мероприятий не были проведены. Например, тематические концертные бригады не работали, так как артисты были сосредоточены в разных фронтовых бригадах (13). Бригады выезжали в только что освобожденные города, идя вслед за наступающей армией. Играли чаще смешанные спектакли и концерты в Нарве, Кингисеппе, Таллине, обслуживали гарнизоны на фортах, на островах Лавансаари и Сескаре и т.д. (15).
УСЛОВИЯ РАБОТЫ ШЕФСКИХ БРИГАД В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ (1941-1944 гг.)
Всего за время Великой Отечественной войны работниками искусств Ленинграда совместно с фронтовыми бригадами при Доме Красной Армии и Доме Краснознаменного Балтийского Флота было проведено свыше 40 тыс. концертов и спектаклей в частях Красной Армии, Военно- Морского Флота, войск НКВД и военно-воздушных сил, причем подавляющее большинство этих выступлений проходили на передовой линии фронта. В отчетах городской военно-шефской комиссии отмечалось, что артисты, работающие в бригадах, провели «очень большую самоотверженную работу, находясь в особо трудных условиях, морозы, отсутствие транспорта, обстрелы, бомбежки, голод» (7).
Описание условий выступления артистов на фронте мы находим в воспоминаниях народного артиста Юрия Владимировича Толубеева, который писал: «Им приходилось выступать не на стационарной площадке, не в каменных стенах, которые не всегда, правда, защищали от бомб и снарядов, но все таки укрывали от осколков, – им приходилось показывать своё искусство в землянке переднего края, на палубе боевого корабля, просто в окопе, где не то, чтобы петь, а разговаривать было можно только в пол голоса» [2, с. 4].
В документах и воспоминаниях имеется много примеров самоотверженной работы отдельных активистов и целых коллективов. Например, «бригада артиста Лузанова на Волховском фронте, во время одного из выступлений попала под обстрел, обстреливался квадрат, на котором они находились, снаряды рвались совсем недалеко, бойцы явно обеспокоились о своих гостях, но какого было их удивление, когда вдохновенно читавший в этот момент артист Лузанов даже не прервал чтения» (10).
В отчете председателя военно-шефской комиссии Управления по Делам Искусств Исполкома Ленгорсовета в 1941 году Т. Я. Карской указывается, что некоторые работники искусств, находящиеся в бригадах, не получали заработной платы, и была необходимость «изыскивать средства для их материального обеспечения, также как и обеспечения теплой одеждой и обувью» (12).
В дневнике художницы и переводчицы Л. В. Шапориной данное обстоятельство подтверждается упоминанием тяжелого материального положения актрисы Софьи Муромцевой, которая «все время ездит по шефским концертам, её там кормят, и это все, что она получает» [8, с. 358].
ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ ШЕФСКИХ БРИГАД В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ (1941-1944 гг.)
По воспоминаниям артистов, письменным отзывам командиров можно увидеть востребованность в культурном отдыхе у воинов. Фронтовой артист Константин Алексеевич Гузынин вспоминал: «Тяга к искусству у солдат была удивительная! И артистов, поэтому они окружали трогательной заботой. А с каким вниманием слушали бойцы музыку! Когда мы оставались на ночевку, наше помещение до поздней ночи было набито людьми» [2, с.11].
В отзыве заместителя начальника политического отдела Ладожской военной флотилии есть такая характеристика работы Джаз-Ансамбля Ленгосэстрады: «Интересно построенная программа, хорошая музыкальная культура и слаженность музыкального ансамбля дает командирам и краснофлотцам культурный отдых, а мастерское исполнение з[аслуженного]. а[ртиста]. Бениаминова вызывало здоровый смех» (14).
Также в отзывах неоднократно отмечался патриотический подъем после выступлений артистов. Начальник политического управления Ленинградского фронта на собрании работников искусств заявил, что актеры сейчас являются политическими бойцами, которые «помогают воспитывать в бойцах и командирах чувство ненависти к врагу, безграничной любви к своей родине, стойкости, мужеству, героизму и наступательному порыву» (15). Данной оценке соответствует отзыв о выступлении бригады Ленгосэстрады под руководством Л. С. Маслюкова, в составе которой служил старейший артист эстрады Петра Петрович Павлов. Он в 74 года включился в работу по своему личному желанию. В отзыве ему написано: «От вас передавалась нам необычайная бодрость и большая жизненная сила. Смотря и восхищаясь вашим мастерством, мы гордимся за нашу мать – Родину, за наших стариков-отцов и матерей, за кровь наших советских людей, обязуемся быть беспощадным к фашистским варварам, бить их до последней капли крови, до полного уничтожения последней фашистской твари» (17).
В другом отчете майор пишет об энергетическом подъеме после выступлении К. И. Шульженко: «Ваша боевая песня и музыка, как призыв проходит через наши чувства и мысли. Мы рады и полны создания, что Вы делаете с нами одно дело, дело которое приведет к полному разгрому ненавистного человеческого врага – фашистского гада. Воодушевленные вашими песнями и музыкой, мы с новой энергией и силой нанесем на своих крыльях тысячи тонн смертельного груза на голову врага» (10).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, несмотря на экстремальные военные условия в Ленинграде в 1941 – 1944 гг., искусство не утратило своей значимости. Городская военно-шефская комиссия Ленинграда с первых дней войны осуществляла централизованное управление работой шефских бригад. Учитывая военное положение, данная комиссия меняла формы выступлений артистов и их репертуар, принимала запросы и отзывы с фронта, помогала бригадам художественной самодеятельности на местах. Выступления шефских бригад не только поднимали народ на героическую борьбу с врагом, но способствовали культурному отдыху и являлись средством психологической рекреации воинов.
Примечания
- Военно-шефская работа в это время стала основной... [Текст]: Мастера искусств Ленинграда – фронту : [Публ. док. 1943 – 1944 гг., З. К. Водопьянова, Н. С. Зелов. –Отечественные архивы. 2005. № 3. С. 75-86.
- Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб.). Ф. 283. Оп. 2. Д. 3836. Л. 3.
- ЦГАЛИ СПб. Ф. 283. Оп. 2. Д. 3836. Л. 5.
- ЦГАЛИ СПб. Ф. 283. Оп. 2. Д. 3836. Л. 7.
- ЦГАЛИ СПб. Ф. 283. Оп. 2. Д. 3836. Л. 8.
- ЦГАЛИ СПб. Ф. 283. Оп. 2. Д. 3836. Л. 9.
- ЦГАЛИ СПб. Ф. 283. Оп. 2. Д. 3836. Л. 10.
- ЦГАЛИ СПб. Ф. 283. Оп. 2. Д. 3836. Л. 30.
- ЦГАЛИ СПб. Ф. 283. Оп. 2. Д. 3836. Л. 32.
- ЦГАЛИ СПб. Ф. 283. Оп. 2. Д. 3836. Л. 39.
- ЦГАЛИ СПб. Ф. 283. Оп. 2. Д. 3836. Л. 49.
- ЦГАЛИ СПб. Ф. 333. Оп.3. Д. 3. Л. 54.
- ЦГАЛИ СПб. Ф. 283. Оп. 2. Д. 3836. Л. 80.
- ЦГАЛИ СПб. Ф. 283. Оп. 2. Д. 3836. Л. 97.
- ЦГАЛИ СПб. Ф. 283. Оп. 2. Д. 3836. Л. 98.
- ЦГАЛИ СПб. Ф. 283. Оп. 2. Д. 3836. Л. 104.
- ЦГАЛИ СПб. Ф. 283. Оп. 2. Д. 3836. Л. 111.
Список литературы
- Батюк Л. И. Культура России в годы Великой Отечественной войны: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.02. Рос. эконом. акад. им. Г.В. Плеханова. Москва, 2005. 22 с.
- Без антракта. Актёры города Ленина в годы блокады: [Сборник]. – [Сост. В. Я. Меркулова-Машилова, С. А. Пономаренко]. [Ленинград]: Лениздат, 1970. 367 с.
- Загурский Б. И. Искусство суровых лет. [Ленинград]: [Искусство. Ленинградское отделение], [1970]. 96 с.
- Крюков А. Н. Музыкальная жизнь города-фронта Ленинграда (основные тенденции в концертно-театральной практике, творческой деятельности композиторов и музыковедов): диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.02. Ленинград, 1985. 238 c.
- Крюков А. Н. Музыка в дни блокады: Хроника. Санкт-Петербург: Композитор, 2002. 541 с.
- Максакова Л. В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. –АН СССР; Ин-т истории СССР. Москва: Наука, 1977. 343 с.
- Сенявская Е. С. Военная антропология: опыт становления и развития новой научной отрасли. – Вестник Мининского университета. 2016. № 1-2(14). С. 14–14.
- Шапорина Л. В. Дневник. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 592 с.
Информация об авторе
Рязанцева Юлия Андреевна, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Рязанцева Юлия Андреевна, e-mail: solvig@yandex.ru
WORKS OF YOUNG SCIENTISTS
Original Paper
Organization and activities sponsorship of concerts and performances during the Siege of Leningrad, 1941 – 1944
Yu. A. Ryazantseva 1
1 St. Petersburg University, St. Petersburg, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9004-6958, е-mail: solvig@yandex.ru
Abstract:
Introduction. The article examines the activities of the city military commander’s commission in Leningrad from 1941 to 1944. Particular attention is paid to its tasks and forms of work, how they were adapted to the conditions of the front and front-line situation.
Methods. Archival documents and memoirs of the organizers and spectators of the concert activities of Leningrad in 1941-1944 were made as a source base. Based on the consideration of these sources, the method of organizing the city military commander’s commission, its tasks and forms of work in extreme military conditions was studied. The novelty of the study is that the author for the first time examines in detail the system of organization of the city military commander’s commission of Leningrad, its tasks and forms of work in 1941-1944, using unpublished archival documents.
Conclusion. The author concludes that the city military-patronage commission of Leningrad from the first days of the war centralized the work of patronage brigades. Given the martial law, this commission changed the forms of performances and the repertoire, accepted requests and reviews from the front. The speeches of the patronage brigades not only contributed to the popularization of the heroic struggle with the enemy, but also were a means of psychological reaction of the soldiers.
Keywords:
Great Patriotic War, WWII, Siege of Leningrad, art, the city military-patronage commission,
patronage concerts, concert brigades
References
- Batyuk L. I., 2005, Kul'tura Rossii v gody Velikoi Otechestvennoi voiny : avtoreferat diss. ... kandidata istoricheskikh nauk : 07.00.02, Ros. ekonom. akad. im. G.V. Plekhanova [Culture of Russia during the great Patriotic war]. Moscow, 2005. 22 p. (In Russ.).
- Bez antrakta. Aktery goroda Lenina v gody blokady [V. Ya. Merkulova-Mashilova, S. A. Ponomarenko (eds.), 1970, Without intermission. Actors of the city of Lenin during the blockade]. Leningrad, Lenizdat publ., 1970. 367 p. (In Russ.).
- Zagursky B. I., 1970, Iskusstvo surovykh let [The art of harsh years]. Leningrad, Iskusstvo publ., 1970. 96 p. (In Russ.).
- Kryukov A. N., 1985, Muzykal'naya zhizn' goroda-fronta Leningrada (osnovnye tendentsii v kontsertno-teatral'noi praktike, tvorcheskoi deyatel'nosti kompozitorov i muzykovedov): diss. ... kandidata iskusstvovedeniya: 17.00.02 [Musical life of the city-front of Leningrad (main trends in concert and theatrical practice, creative activity of composers and musicologists]. Leningrad, 1985. 238 p. (In Russ.).
- Kryukov A. N., 2002, Muzyka v dni blokady: Khronika [Music in the days of the blockade: Chronicle]. St. Petersburg, Kompozitor publ., 2002. 541 p. (In Russ.).
- Maksakova L.V., 1977, Kul'tura Sovetskoi Rossii v gody Velikoi Otechestvennoi voiny [Culture of Soviet Russia during the Great Patriotic War; USSR Academy of Sciences; Institute of History of the USSR]. Moscow, Nauka publ., 1977. 343 p. (In Russ.).
- Senyavskaya E. S., 2016, Voennaya antropologiya: opyt stanovleniya i razvitiya novoi nauchnoi otrasli [Military anthropology: experience of formation and development of a new scientific branch]. - Bulletin of Minin University. 2016. No. 1-2 (14). Pp. 14-14. (In Russ.).
- Shaporina L. V., 2017, Dnevnik [Diary]. Moscow: New literary review, 2017. 592 p. (In Russ.).
Information about the author
Julia A. Ryazantseva, graduate student, St. Petersburg State University, Department of Contemporary History of Russia, St. Petersburg, Russian Federation.
Corresponding author
Julia A. Ryazantseva, e-mail: solvig@yandex.ru
Наука. Общество. Оборона
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense