Наука. Общество. Оборона

2020. Т. 8. № 2

2311-1763

Online ISSN

Science. Society. Defense

2020. Vol. 8. № 2


УДК: 94(470)

DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10237

Поступила в редакцию: 16.01.2020 г.

Опубликована: 18.03.2020 г.

Submitted: January 16, 2020

Published online: March 18, 2020 


Для цитирования: Литичевский Б. В. Политические партии России в конституционном процессе 1990-1993 годов. Наука. Общество. Оборона. Москва. 2020;8(2):16-16. 

DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10237.

For citation: Litichevskyi B. V. Political Parties of Russia in the Constitutional Process of 1990-1993. Nauka. Obshchestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2020;8(2):16-16.

(In Russ.) DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10237.

Благодарности: Статья подготовлена при поддержке А. А. Иванова, научного руководителя, профессора кафедры Новейшей истории России Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, доктора исторических наук.  

Acknowledgements:   The  article  was  prepared  with  the  support  of  the supervisor of studies A.A. Ivanov, Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Contemporary History of Russia, Institute of History of St. Petersburg State University. 

Конфликт интересов:  О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.

Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

Оригинальная статья

Политические партии России

в конституционном процессе 1990-1993 годов 

Б. В. Литичевский1

 Санкт-Петербургский государственный университет,

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация,

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9539-0456, е-mail: liti.boris@gmail.com

Аннотация:

Ведение.   В  статье рассматривается один из аспектов жизни российского общества 1990-х гг., а именно государственное строительство, которое было не возможно без создания основного закона страны. Наибольшее внимание в работе акцентируется на вкладе политических партий в разработку ныне действующей Конституции Российской Федерации, на их работе в Конституционной Комиссии Съезда народных депутатов Российской Федерации (СНД РФ) и Конституционном Совещании. Актуальность проблематики обусловлена тем, что она имеет большое значение, как для исторической науки, так и для привлечения внимания широкой общественности к проблемам формирования современной России. Также значение темы подкрепляется инициативой Президента РФ В. В. Путина, в рамках которой вносятся поправки в Конституцию РФ. Для полного понимания смысла изменений необходимо знание особенностей конституционного процесса в России в 1990-1993 годах.

Источниковую базу исследования составляют материалы из Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ) и Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации и СНД РФ, проекты конституции политических партий и воспоминания политических деятелей 1990-х (Б. Н. Ельцин, Е. Т. Гайдар, Р. И. Хасбулатов).

Результаты. На основе изученных источников была исследована деятельность партий в конституционном процессе. Новизна исследования заключается в том, что в работе подробно изучается деятельность партий в конституционных органах. 

Заключение. Автор приходит к выводу, что вклад политических партий в создание Конституции России был значительным, так как на основе статей проектов конституции, составлялись или редактировались главы и разделы основного закона России

 

Ключевые слова: 

М. С. Горбачёв, Б. Н. Ельцин, Р. И. Хасбулатов, А. А. Собчак,

Конституционная Комиссия СНД РФ, Конституционное Совещание,

СДПР, КПРФ, ЛДПР, ПКД-ПНС 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из ключевых моментов в истории современной России стало создание Конституции Российской Федерации, являющейся фундаментом будущей российской государственности. Однако процесс формирования основного закона России изучен только в рамках тех структур, которые занимались разработкой и внедрением проекта Конституции России. К сожалению, вклад политических сил остается в стороне. Между тем, влияние партий на этот процесс велико, поскольку именно содержание их программ и проектов явилось основой статей действующей Конституции Российской Федерации. 

 

Процессу разработки Конституции России посвящено немало научных и публицистических трудов. В работе М. Ф. Полынова [8] изучены события, приведшие к началу процесса Перестройки, в конце которых началось конституционное строительство в России. В монографии Е. А. Тарасовой [12] исследованы этапы конституционного процесса в России начала 1990-х, а в статье [13] того же автора рассмотрены не только работа Конституционного Совещания, но и предыстория его созыва. А. А. Засорин и С. А. Данилов [5] по горячим следам написали труд о возникновении новых партий, движений и политических клубов эпохи Перестройки в СССР. Л. В. Селезнева, С. М. Смагина, Г. И. Краславская [10] осуществили анализ политических партий и их действий в контексте жизни в России. Однако, исследований, в которых бы специально рассматривалось участие политических партий в конституционном процессе, до сегодняшнего дня не издано. Помимо научной значимости исследование имеет и общественно-политическое, так как 15 января 2020 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин в послании Федеральному Собранию РФ предложил внести поправки в статьи Конституции, разработанной в ходе работы партий в конституционных органах.

 

Целью исследования является изучение результатов работы политических партий в Конституционной Комиссии Съезда народных депутатов Российской Федерации (СНД РФ) и Конституционном Совещании.

 

НАЧАЛО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЦЕССА

 

Предыстория конституционной реформы в России восходит к началу  Перестройки в Советском Союзе. Системный кризис, поразивший СССР, вызванный застоем в экономике, а также в области кадров, попытался преодолеть новый Генеральный Секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачёв. Первые шаги нового главы партии и государства сводились к политике ускорения  социально-экономических процессов, однако эти меры не сдвинули с места ситуацию [8, с.18]. 

 

Более масштабные шаги последовали после Пленума ЦК КПСС 27–28 января 1987 г., на котором Горбачёв объявил, что в СССР сложился механизм торможения, которым является система управления страной, а также политические и теоретические установки; активизировалась политика смены кадров, изменения механизма управления государством. Последовательная политика демократизации партии и государства привела к переменам, которые  становились  еще  более  радикальными,  обсуждение  этих  реформ  произошло на XIX Всесоюзной конференции КПСС (28 июня – 1 июля 1988 г.). В ходе работы конференции были приняты пять резолюций, в том числе «О демократизации советского общества и реформе политической системы», согласно которой должны были быть созданы новые высшие органы власти в виде Съездов народных депутатов на союзном и республиканском уровнях (13). В итоге Съезды народных депутатов были созданы только в СССР и РСФСР. 

 

Но на следующий шаг для демократизации общества, а именно создание многопартийности, руководство  КПСС  и  СССР  не  шло,  сохраняя  монополию  на  власть,  зафиксированную  в 6-й статье Конституции СССР. Но мнение в обществе относительно сохранения монополии КПСС  на  ведущую  роль  в  государственном  управлении  менялось,  если  требование А.Д. Сахарова на I Съезде народных депутатов СССР не получило поддержки, то 4 февраля 1990 г.  в  Москве  состоялся  митинг,  собравший 200 тыс. человек, которые требовали отмены 6-й статьи Конституции СССР.

 

5 февраля 1990 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, на нем выступил с докладом Горбачёв, который констатировал, что уже возникли различные общественно-политические организации и движения, которые в будущем станут партиями (24). Далее был принят проект Платформы КПСС к XXVIII съезду КПСС, в котором отмечалось: «КПСС не претендует на монополию и готова к политическому диалогу и сотрудничеству со всеми, кто выступает за обновление социалистического общества» (25).

 

12 марта 1990 г. начал свою работу III Съезд народных депутатов СССР, в повестке дня центральным вопросом была отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. 14 марта 1990 г. путем голосования Съезд народных депутатов СССР принял Закон СССР, который отменял 6-ю статью Конституции СССР и вводил пост Президента СССР (10).

 

9 октября 1990 г. был принят Закон СССР о «Общественных объединениях», в котором в ст. 16 провозглашалось, что целью политических партий является участие в формировании государственных органов власти и управления, используя своих представителей, которые должны избираться в Советы народных депутатов (11). 

 

Отмена 6-й статьи Конституции Советского Союза позволила появиться в СССР многопартийности.   Начался   активный   процесс   создания   новых  партий. В. Б. Золотарёв, И. М. Суриков и М. О. Глобачёв создали Партию Конституционных Демократов - Партию Народной Свободы (ПКД-ПНС) (21). 13 декабря 1990 г. состоялся I съезд Либерально-Демократической    Партии   СССР  (ЛДП СССР),   который   провозгласил   создание   партии. О. Г. Румянцев, А. М. Оболенский, П. М. Кудюкин создали Социал-демократическую Партию России (СДПР) (21). Народная Партия Свободная Россия (НПСР) была образована на базе Демократического Движения Коммунистов в Коммунистической Партии РСФСР и группы Коммунистов за реформы 2-3 августа 1991 г. в Московском Доме кино в форме Демократической Партии Коммунистов России (ДПКР). 20 августа 1991 г. ДПКР вышла из состава  КП  РСФСР.    26 - 27 октября 1991 г.  состоялся  I Съезд НПСР,  лидером  был избран А. В. Руцкой (21). 21 декабря 1991 г. состоялся I съезд Российского Общенародного Союза (РОС). Движение РОС было создано на базе депутатской группы «Россия». Председателем правления   РОСа   стал   С. Н. Бабурин,   в   Координационный  совет  вошли  В. И. Алкснис  и Г. А. Зюганов (21). В ходе съезда 23-24 ноября 1991 г. в Екатеринбурге была создана Российская Коммунистическая Рабочая Партия (РКРП).

 

Стартовой точкой конституционного процесса в России является I Съезд народных депутатов РСФСР, длившийся с 16 мая по 22 июня 1990 года. Народный депутат России В. Л. Шейнис в своих мемуарах писал, что принять Декларацию о государственном суверенитете РСФСР стало возможно из-за того, что интересы демократов и коммунистов в тот момент сошлись. Консервативные коммунисты хотели создать в лице России альтернативный государственный центр для ослабления позиций Горбачёва и свертывания его реформ [16, с. 314-319]. Демократы также хотели создать собственную государственную базу для уменьшения власти союзного центра и проведения радикальных преобразований [16, с. 314-319]. В определенной степени союз демократов и коммунистов в тот момент проявился в том, что 22 мая 1990 г. с инициативой о провозглашении суверенитета выступил коммунист В. И. Воротников (1). Демократ Б. Н. Ельцин поддержал эту инициативу. Результатом прений стало голосование 12 июня 1990 г., за то, чтобы принять декларацию проголосовали 907 народных депутатов РСФСР из 929 (2). 

 

Преамбула этого документа провозглашала суверенитет России и решимость создать демократическое правовое государство, первая статья объявляла суверенитет, а пятая статья устанавливала верховенство республиканских законов над союзными (7). 

 

Приняв Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, народные депутаты России немного немало решили начать процесс создания независимой России и государственного строительства. Однако для этого было необходимо создать конституцию России [12, с. 383-384]. Было решено организовать Конституционную Комиссию СНД РФ. Ее состав обсуждался до 16 июня 1990 г., когда было принято постановление «О конституционных принципах в РФ», которое сформировало состав комиссии (20). Конституционную Комиссию возглавил Председатель Верховного Совета Ельцин, его заместителем стал Р. И. Хасбулатов, который занимал пост Первого Заместителя Председателя Верховного Совета, ответственным секретарем Конституционной Комиссии стал О. Г. Румянцев [15, с. 54].

 

Общий состав Конституционной Комиссии насчитывал 102 народных депутата РСФСР, это решение было оформлено специальным Постановлением Съезда Народных Депутатов РСФСР «Об образовании Конституционной Комиссии». В состав комиссии вошли такие известные политики как С. Н. Бабурин, В. Б. Исаков, В. П. Лукин, Н. Т. Рябов, С. М. Шахрай, В. Ф. Шелов-Коведяев [7, с. 55]. Таким образом, на I Съезде народных депутатов РСФСР было положено начало создания новой Конституции России.

 

Однако, состав Конституционной Комиссии был слишком большим, в таком размере работать было сложно, в комиссии было множество мнений, к тому же не все депутаты были постоянно в Москве, поэтому комиссии была необходима постоянно работающая группа. В служебной записке Ельцину и Хасбулатову от 21 июня 1990 г. было оформлено предложение сформировать рабочую группу Конституционной Комиссии из 27 человек [6, с. 55]. Там же предлагалось сформировать 6 подкомиссий по блокам работы: общие принципы конституционного строя, избирательная система, экономическая система, национально-государственное устройство, права человека, судебно-правовая система. Предложения были оформлены в распоряжении Председателя Верховного Совета РСФСР от 22 июня 1990 г. [6, с.55] 

 

22 июня 1990 г. в Постановлении СНД России говорилось о сроках подготовки первоначального проекта Конституции РСФСР: «Проект Конституции РСФСР не позднее чем за месяц до созыва очередного СНД РСФСР опубликовать в печати» (3). 

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В КОНСТИТУЦИОННОЙ КОМИССИИ СНД РФ

 

В образованной Конституционной Комиссии присутствовали представители нескольких партий. Большая часть членов Конституционной Комиссии состояла в КПСС. Так, такие деятели как Председатель Конституционной Комиссии Ельцин, который стал беспартийным 12 июля 1990 г. (27), его заместитель Р. И. Хасбулатов, В. П. Бондарев, В. М. Коков и еще целый ряд людей были членами коммунистической партии (20).

 

Однако отсутствие строгой партийной дисциплины не давало возможность КПСС взять под контроль Конституционную Комиссию. После Августовского путча даже формальное участие КПСС в деятельности Конституционной Комиссии закончилось, так как 23 августа 1991 г. Ельцин подписал Указ Президента РСФСР №79 (29), а Указом Президента РСФСР №169 (28) деятельность КПСС и КП РСФСР была запрещена. 

 

В составе Конституционной Комиссии были представители альтернативных партий, например, О. Г. Румянцев являлся с 1990 г. и до 1992 г. одним из сопредседателей Социал-демократической Партии России. Л. Б. Волков тоже состоял в СДПР. Ю. М. Слободкин на момент создания Конституционной Комиссии был беспартийным, а в 1991 г. вступил в состав РКРП. 5 октября 1991 г. Г. В. Старовойтова, не являвшая членом Конституционной Комиссии, но принимавшая участие в ее деятельности, организовала Либеральный Союз. 26 октября 1991 г. С. Н. Бабурин создал движение РОС.

 

За период своего существования с 1990 по 1993 г. Конституционная Комиссия фактически занималась двумя параллельными процессами, а именно редактированием существующей Конституции РСФСР 1978 г. и созданием проекта Конституции России. Попытка изменять действующую конституцию по ходу политических и экономических реформ негативно влияла на стабильность в обществе, Конституция РСФСР 1978 г. явно не соответствовала переменам, происходившим в России, об этом говорил политический деятель 90-х гг. прошлого века Бабурин на Общероссийском конгрессе по правовой реформе [2, с. 347]. 

 

Создание проекта Конструкции России происходило в ходе деятельности Рабочей группы Конституционной Комиссии. Центральным вопросом был переход от социалистического к капиталистическому строю, этот процесс проходил через приватизацию государственной собственности и либерализацию внешней торговли. Против таких революционных перемен высказывался коммунист Слободкин, в частности 12 октября 1990 г. он выступил против перехода к другому социально-политическому строю, сказав, что только народ должен принимать такое решение. 

 

Менее фундаментальным, но не менее важным вопросом была попытка сохранить территориальную целостность России и остановить центробежные тенденции внутри государства, начавшиеся с подачи двух политиков, а именно Горбачёва и Ельцина. Горбачёв попытался запустить план автономизации, согласно которому автономные республики внутри союзных республик становились союзными. Реализация намерений союзной власти была осуществлена после принятия 26 апреля 1990 г.  закона СССР «О разграничении полномочий между СССР и субъектами федерации». Ельцин, прибыв в Башкирию 6 августа 1990 г. в должности Председателя Верховного Совета РСФСР, сказал: «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить» (26). Эта фраза стала точкой отсчета соответствующей политики, которая свелась к увеличению полномочий субъектов России. В данной политической игре победил Ельцин, однако республики России стали проявлять центробежные тенденции по отношению к федеральному центру, наиболее ярко это выразилось в Чечне, Татарстане и Башкирии [3, с. 303]. Напряжение можно было снять путем изменения отношений между федеральным центром и субъектами РФ. Первоначальный проект создания федеральных земель и сохранения республик был отвергнут в 1992 г. из-за обострения отношений между республиками и Москвой, вместо этого было решено сохранить все, как есть. С этой целью был разработан Федеративный договор и подписан 31 марта 1992 года. 

 

Следующей проблемой было реформирование системы органов власти. Созданный после XIX Всесоюзной конференции КПСС Съезд народных депутатов РФ сформировал двухуровневую систему органов законодательной власти. Еще на первых заседаниях Конституционной Комиссии СНД РСФСР В. Л. Шейнис предложил упразднить конфигурацию, подразумевавшую существование Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. На следующих заседаниях О. Г. Румянцев предложил два проекта по ликвидации Съезда народных депутатов РФ («А» и «Б»). Первый предполагал, что все народные избранники от территориальных округов станут депутатами Государственной Думы, а депутаты от национально-территориальных единиц войдут в Федеральный Совет. Второй проект предполагал роспуск Съезда и создание Верховного Совета РФ, в который войдут все депутаты Верховного Совета, остальные народные избранники сохранят полномочия до следующих выборов и будут иметь право совещательного голоса. Большинство участников Конституционной Комиссии придерживались первого варианта ликвидации Съезда народных депутатов  РФ,  однако  С. Н. Бабурин  в  данном  вопросе  склонялся   ко   второму   варианту. Л. Б. Волков высказался за первый вариант упразднения Съезда народных депутатов РФ. Слободкин выступал против упразднения Съезда народных депутатов РФ, так как это затрагивало бы систему власти советов.

 

Последним из наиболее крупных вопросов была форма правления в России. После референдума марта 1991 г. был введен пост Президента РСФСР. Против этого решения высказывались только такие правоверные коммунисты, как Слободкин, так как этот шаг вел к изменению системы власти и принижению роли Советов. Далее появился вопрос, кем будет президент, главой исполнительной власти или главой государства или главой государства и исполнительной власти. Эта проблема расколола на две группы Конституционную Комиссию. Группа В. Д. Зорькина выступила за создание президентской республики, где президент является главой исполнительной власти и лично возглавляет правительство, пост премьер-министра отсутствует, парламент и президент в равной степени отвечают перед народом и контролируют друг друга. Идею суперпрезидентской республики или парламентской эта группа отвергала [6, с. 46]. Сторонники Л. Б. Волкова, В. Л. Шейниса выступали за введение поста Президента России как главы государства, исполнительную ветвь возглавлял Председатель Правительства, который становился ответственным перед парламентом; роспуск парламента должен был быть затруднен для уравновешивания ветвей власти [18, с. 38]. Изначально побеждал проект Л. Б. Волкова и В. Л. Шейниса, но затем возобладал проект В. Д. Зорькина, но с корректировкой, пост Председателя Правительства все же вводился [9, с.179-180].

 

Единодушие среди участников Конституционной Комиссии было по вопросу о введении мировых судов.

 

Работая в период с 1990 по 1993 г., Конституционная Комиссия выработала проект Конституции России. Однако было необходимо решить, как будет принят новый основной закон России. Было предложено несколько вариантов от принятия через Съезд народных депутатов РФ до референдума и учредительного собрания. С. Н. Бабурин высказался за то, чтобы конституция была принята именно через референдум, в этом вопросе с ним был солидарен О. Г. Румянцев.

 

ПАРТИИ В КОНСТИТУЦИОННОМ СОВЕЩАНИИ

 

Работа   Конституционной   Комиссии   проходила   на   фоне   важных   политических   событий. К моменту V Съезда народных депутатов РСФСР экономическая ситуация в России была тяжелой, был дефицит, резкое обесценивание денег, распад экономических связей между республиками, союзный центр не был способен что-то сделать, реформы стало необходимо проводить властям России. На V Съезде народных депутатов Президент РСФСР Ельцин объявил программу реформ, для ее осуществления было создано Правительство РСФСР, во главе него встал лично Президент, заместителем по экономике был назначен Е. Т. Гайдар. Но уже на VI Съезде народных депутатов последовала критика Правительства РФ со стороны народных депутатов РФ. На VII Съезда народных депутатов в декабре 1992 г. Гайдар потерял свой пост, за него проголосовало 467 депутатов при требуемом для утверждения кандидатуры 521 голосе (16).  Россия  осталась без главы правительства, Съезд принял постановление «О стабилизации конституционного строя (15), было решено выставить несколько кандидатур, ими стали Гайдар, В. В. Каданников, В. С. Черномырдин, Ю. В. Скоков. Наибольшее число голосов набрал Скоков, получивший 627 голосов, но передавать ему кресло Председателя Совета Министров-Правительства РФ Гайдар опасался, поэтому пост премьер-министра занял Черномырдин (4).

 

На VIII Съезде народных депутатов было принято постановление «О мерах по осуществлению конституционной реформы в РФ», не позволяющее перераспределять полномочия между ветвями власти (17). На IX Съезде народных депутатов состоялась борьба между Президентом и депутатами [14, с. 123]. 28 марта 1993 г. была попытка отстранить Ельцина от власти путем импичмента [17, с. 257]. Фактически это был ответ на указ Президента  «О деятельности исполнительных органов до преодоления кризиса власти», который блокировал деятельность законодательной ветви власти, часть положений этого указа отменил Конституционный суд (30). За импичмент Президенту проголосовало 617 депутатов при необходимых 689 (17). Попытка завершить противостояние референдумом в апреле 1993 г. не принесла результата, Президент и Съезд народных депутатов сохранились, а это означало продолжение конфронтации.

 

После референдума Президент подготовил собственный проект конституции. К 14 апреля 1993 г. проект был готов, а 29 апреля представлен Президентом на встрече с руководителями субъектов России (8). Однако принять с наскока проект конституции было невозможно, для его легитимации  и редактирования было созвано Конституционное Совещание, заседания которого проходили с 5 июня по 12 июля 1993 года. [4, с.2] Для политических партий и общественных организаций была создана группа под председательством А. А. Собчака. На момент созыва Конституционного Совещания уже существовало большое число партий, например, ЛДПР, КПРФ, ПКД-ПНС. Перечисленные партии имели собственные проекты конституции. Проект Конституции ЛДПР состоял из 29 статей, в ее основе лежала президентская республика, разделение властей, основной территориальной единицей должна была быть губерния (5). Проект Конституции ПКД-ПНС и Христианско-демократической Партии состоял из 63 статей, Россия должна была состоять из федеральных земель, исполнительная власть должна была осуществляться президентом и вице-президентом, законодательная –Законодательным собранием, а судебная – судами [11, с. 38-39]. Проект коммунистов провозглашал социалистическое государство, власть должна была быть у советов, собственность делилась на несколько видов, а именно на народную, коммунальную и коллективную, а также личную и частно-трудовую (6).

 

В Конституционном Совещании в группе политических партий и общественных организаций участвовали такие политические партии как ЛДПР, КПРФ, Демократическая партия России, СДПР и еще ряд общественных движений и организаций (12). Работа группы происходила в форме обсуждения проектов статей. Большинство в секции составляло проельцинское большинство, возможность оппозиционных партий таких как, например, КПРФ и ЛДПР была ограничена. 14 июня 1993 г. при обсуждении вопроса о форме и структуре административно-территориального деления В. В. Жириновский высказался за упразднение республик внутри России, однако поддержки не нашел среди демократов. Коммунисты требовали, чтобы природные ресурсы были сохранены в государственной собственности, но получили отпор от либерально настроенных участников группы, их поправка не прошла.

 

К июлю 1993 г. существовали два проекта конституции, а именно проект Конституционной Комиссии и Конституционного Совещания. Конституционная Комиссия попыталась сформировать единый согласованный проект, однако вторая сторона, то есть президент не был заинтересован в этом, поэтому единый проект так и не создали.

 

В конце лета и в начале осени 1993 г. происходила подготовка к борьбе с парламентом. Специальные подразделения, такие как «Вымпел» и «Альфа», были переподчинены начальнику Главного управления охраны РФ М. И. Барсукову. Об этом вспоминает в своих мемуарах Хасбулатов: «Частичное переподчинение войск МБР, МВД министерству обороны, а спецгрупп «Альфа» и «Вымпел» – ГУО (президентской охране) привело еще летом 1993 г. ряд аналитиков к мнению, что Ельцин неслучайно пытается поставить МБР под свой личный контроль» (31).  

 

Осенью 1993 г. политическая ситуация еще больше обострилась, в определенной степени ситуацию накалило возвращение в правительство Гайдара. 21 сентября 1993 г. Президент России Ельцин издал Указ № 1400, распускавший Съезд народных депутатов и Верховный Совет. Верховный Совет не подчинился и отрешил Ельцина от должности (19). Конституционный Суд России сделал заключение о антиконституционности Указа Президента России №1400 (9). Созванный X Съезд народных депутатов принял постановление «О политическом положении в связи с государственным переворотом», в котором подтвердил решение Верховного Совета о низложении Ельцина (14). Такие политические партии как КПРФ, РОС, СДПР осудили действия Президента РФ.

 

3 октября 1993 г. началось вооруженное противостояние в Москве, приведшее к штурму мэрии и Останкино. 4 октября 1993 г. Президент РФ Ельцин ввел в Москву войска, Белый Дом был взят штурмом, Съезд народных депутатов, Верховный Совет и их органы, в том числе Конституционная Комиссия были распущены. События тех дней оцениваются по-разному. Сторонники первого Президента России, такие как П. О. Авен и А. Р. Кох в своем труде оправдывают роспуск законодательной ветви власти, считая это целесообразным для продолжения реформ [1, с. 300]. Однако первая трактовка не выдерживает критики, так как Президент не имел полномочий для роспуска парламента. 

 

В разгар кризиса 25 сентября 1993 г. Президент созвал повторно Конституционное Совещание, однако с изменённой структурой, 24 сентября 1993 г. Ельцин создал Общественную палату Конституционного Совещания во главе с А. А. Собчаком (23), а 11 октября 1993 г. была образована Государственная палата Конституционного Совещания, координатором был назначен Б. А. Золотухин (24). 30 октября 1993 г. обе палаты закончили работу, завершив редактирование проекта конституции.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Попытка преодоления всестороннего кризиса, охватившего все сферы советского общества, начатая по инициативе М. С. Горбачёва привела к тому, что КПСС в марте 1990 г. потеряла монополию на власть. Отмена 6-й статьи конституции СССР сделала возможным создание альтернативных партий, таких как СДПР, РОС, РКРП, ЛДПР. Новые политические структуры стали активно принимать участие в общественной жизни страны.

 

После становления многопартийности в России начался процесс создания независимой государственности, для завершения которого была необходима новая конституция, с этой целью  была  сформирована  Конституционная  Комиссия  СНД  РСФСР  во  главе  с  Ельциным. В работе Конституционной Комиссии приняли участие такие партии как КПСС, СДПР, РКРП, РОС. В результате работы Конституционная Комиссия создала полноценный проект конституции. Однако противостояние между Президентом и Съездом народных депутатов, начавшееся из-за экономических реформ Гайдара, привело к тому, что Президент России создал свой проект конституции и созвал Конституционное Совещание, в котором был значительно более широко представлен спектр политических общества, некоторые партии уже имели собственные проекты конституции. В работе Конституционного Совещания приняли участие ЛДПР, КПРФ, Демократическая партия России, СДПР. Конституционное Совещание отредактировало президентский проект конституции. Попытка Конституционной Комиссии создать единый документ не увенчалась успехом.

 

Победа Ельцина в политическом кризисе 21 сентября – 4 октября 1993 г. привела к роспуску Съезда народных депутатов, Верховного Совета, их органов, в том числе прекратила свою работу и Конституционная Комиссия. Осенью 1993 г. произошел второй созыв Конституционного Совещания, которое работало в сентябре – октябре 1993 года. Завершив свою деятельность, Конституционное Совещание представило отредактированный проект конституции Президенту России. Он внес определенные поправки, одобрил проект, который был принят после референдума 12 декабря 1993 года.

 

По данной конституции мы живем и поныне. Значимость работы политических партий в работе конституционных органов заключалась в том, что хоть не один из проектов конституции, представленный партиями не был принят, но многие статьи, записанные в современную Конституцию России, были составлены на основании их программ и проектов. Несмотря на то, что в Конституционном Совещании были представлены как демократы, так и их противники в лице таких партий как КПРФ и ЛДПР, проельцинское большинство имело большее влияние и не всегда пропускало инициативы противников.

Примечания

  1. I Съезд народных депутатов РСФСР. 16 мая – 22 июня 1990 года. Стенографический отчет: Т. 1. М.: Республика, 1992. С. 162.
  2. I Съезд народных депутатов РСФСР. 16 мая – 22 июня 1990 года. Стенографический отчет: Т. 4. М.: Республика, 1992.  С. 215.
  3. Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 4. С. 57.
  4. Гайдар. Е. Т. Дни поражений и побед. М.: ВАГРИУС, 1996. 365 с.  
  5. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 10026.  Оп. 9. Д. 165. Л. 4-6.
  6. ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 9. Д. 40. Л. 1-13.
  7. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 2. С. 22.
  8. Ельцин Б. Н. Записки президента: Размышления, воспоминания, впечатления. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. 375 с.  
  9. Заключение Конституционного Суда РФ «О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, связанных с его Указом от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и Обращением к гражданам России 21 сентября 1993 года». – Десятый Съезд народных депутатов РФ. Стенографический отчет. Под ред. Т.И. Шагова. М.: Из-во «Республика», 1993. С. 340.
  10. Закон СССР N 1360-I «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР». – Сайт Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://constitution.garant.ru/history/ussrrsfsr/1977/red_1977/5478736/ (Дата обращения 5.01.2020).
  11. Закон СССР от 09.10.1990 N 1708-1 (с изм. от 19.05.1995) «Об общественных объединениях». – Консультант Плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1883/d58bff796a209ccc89ecc4f527c07a0aba7aac86/ (Дата обращения 5.01.2020).
  12. Конституционное   совещание.   Стенограммы.   Материалы.  Документы.  29 апреля –10 ноября 1993 г. Издательство «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, М., 1995-1996 гг. Т. 1-20.
  13. Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза. 28 июня – 1 июля 1988 года. М.: Политиздат, 1988. -  352 с.   
  14. Постановление IX Съезда народных депутатов РФ "Об утверждении результатов тайного голосования по вопросу об отречении от должности Президента РФ". – Девятый    Съезд    народных   депутатов   РФ.   Стенографический   отчет.   Под   ред. Т. И. Шагова. М.: Из-во «Республика», 1993. С. 189.
  15. Постановление VII Съезда народных депутатов РФ «О стабилизации конституционного строя».  –  Седьмой Съезд народных депутатов РФ. Стенографический отчет. Под ред. Т. И. Шагова. М.: Из-во «Республика», 1992. Т. 3. С. 177.
  16. Постановление VII Съезда народных депутатов РФ «Об утверждении результатов тайного голосования по вопросу о Председателе Совета Министров РФ».  – Седьмой Съезд народных депутатов РФ. Стенографический отчет. Под ред. Т. И. Шагова. М.: Из-во «Республика», 1992. Т. 3. С. 182.
  17. Постановление VIII Съезда народных депутатов РФ «О мерах по осуществлению конституционной реформы в РФ». – Восьмой Съезд народных депутатов РФ. Стенографический отчет. Под ред. Т.И. Шагова. М.: Из-во «Республика», 1993. С. 183.
  18. Постановление X Съезда народных депутатов РФ «О политическом положении в РФ в связи с государственным переворотом». – Десятый Съезд народных депутатов РФ. Стенографический отчет. Под ред. Т.И. Шагова. М.: Из-во «Республика», 1993. С. 288.
  19. Постановление Верховного Совета РФ «О прекращении полномочий президента Российской Федерации Ельцина Б.Н.». – Десятый Съезд народных депутатов РФ. Стенографический отчет. Под ред. Т. И. Шагова. М.: Из-во «Республика», 1993. С. 288.
  20. Постановление СНД РСФСР «Об образовании Конституционной Комиссии. – Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. №3. С. 24. 
  21. Прибыловский В. В. Словарь новых политических партий и организаций в России. М.: Панорама, 1993. 204 с.
  22. Распоряжение Президента РФ № 685. – Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 39. С. 3999. 
  23. Распоряжение Президента РФ об образовании Общественной палаты Конституционного Совещания. – Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 39. С. 3674.
  24. Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Ф. 2. Оп. 6. Д. 315. Л.28.
  25. РГАНИ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 315. Л. 57.
  26. Российская газета, 31.12.2013.
  27. Россия, которую мы не знали: 1939 – 1993: хрестоматия. Под ред. М. А. Дашевской [и др.]; сост. Л. Я. Баранова [и др.]. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1995. 432 с.
  28. Указ Президента РСФСР №169 «О деятельности КПСС и КП РСФСР. – Ельцин центр [Электронный ресурс]. – URL: https://yeltsin.ru/archive/act/33709/ (Дата обращения 5.01.2020).
  29. Указ Президента РСФСР №79 «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР». – Ельцин центр [Электронный ресурс]. – URL: https://yeltsin.ru/archive/act/33634/ (Дата обращения 5.01.2020).
  30. Указ Президента РФ от 20 марта 1993 №379 «О деятельности исполнительных органов до преодоления кризиса власти». – Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 13. С. 1102.
  31. Хасбулатов Р. И. Великая российская трагедия. М.: Симс, 1994. 876 с.  

Список литературы

  1. Авен П. О., Кох А. Р. Революция Гайдара: История реформ 1990-х из первых рук.  М.: Альпина Паблишер, 2013. 432 с.
  2. Бабурин С. Н. Российский путь: утраты и приобретения. М.: Новатор, 1997. 460 с.
  3. Барсенков А. С. Введение в современную российскую историю 1985-1991 гг.: Курс лекций. М.: Аспект Пресс, 2002. 367 с.
  4. Батурин Ю. М. Конституционные этюды. М.: Институт права и публичной политики, 2008. 80 с.  
  5. Засорин А. А., Данилов С. А. Новые политические партии и движения. Краткий справочник лектора. М.: Общество «Знание» РСФСР, 1991. 64 с.
  6. Зорькин В. Д. О президенте в конституционном строе Российской Федерации. –Конституционный вестник. № 2. 1990. С. 46.
  7. Из истории Конституции РФ: Конституционная Комиссия: стенограммы, материалы, документы. Под ред. О. Г. Румянцева. М.: WoltersKluwer, 2007. Т. 1.: 1990 год. 935 с.
  8. Полынов М. Ф. Исторические предпосылки перестройки в СССР: вторая половина 1940 ‒ первая половина 1980-х гг. СПб.: Алетейя, 2010.  512 с.
  9. Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. М.: Юрист, 1994. 285 с. 
  10. Селезнев Л. В., Смагина С. М., Краславская Г. И. Политические партии России в контексте ее истории. М., 2001. С. 438.
  11. Тарасова Е. А. Альтернативные конституционные проекты в СССР-России в ХХ в. СПб. 2012. С. 38-39.
  12. Тарасова Е. А. Конституционное строительство в РСФСР-РФ в 1990‒1993 гг. Россия на переломе войны, революции, реформы. XX век. Санкт-Петербургский государственный университет. СПб., 2018. С. 383-384.
  13. Тарасова Е. А. Работа Конституционного совещания РФ (июнь-декабрь 1993 г.). –Таврические чтения 2014. Актуальные проблемы парламентаризма: история и современность. Международная научная конференция, С-Петербург, Таврический дворец, 11-12 декабря 2014 г. Сборник научных статей. Под ред. А.Б. Николаева: В 2-х частях. СПб.: Изд-во "ЭлекСис", 2015. Ч. 2. С. 145-152.
  14. Филатов С. А. На пути к демократии. М.: Московский рабочий, 1995. 578 с.
  15. Шаблинский И. Г. Пределы власти. Борьба за российскую конституционную реформу (1989−1995 гг.). М.:Изд-во Центра Конституц. исслед, 1997. 698 с. 
  16. Шейнис В. Л. Взлет и падение парламента: Переломные годы в российской политике (1985-1993). Т. 1. М.: Элина, 2005. 703 с.
  17. Шейнис В. Л. Взлет и падение парламента: Переломные годы в российской политике (1985-1993). Т. 2. М.: Элина, 2005. 771 с.  
  18. Шейнис В. Л. Конституция для России: что же дальше. – Конституционный вестник. № 8. 1991. С. 38.

Информация об авторе

Литичевский Борис Владимирович, магистрант Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

Автор-корреспондент

Литичевский Борис Владимирович, liti.boris@gmail.com

MODERN RUSSIA

Original Paper

Political Parties of Russia in the Constitutional Process of 1990 - 1993 years

B. V. Litichevskiy1

St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation,

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9539-0456, е-mail: liti.boris@gmail.com 

Abstract:

Introduction. The article discusses one aspect of the life of Russian society in the 1990s, namely state building, which was not possible without the creation of the basic law of the country. The greatest attention in the work is focused on the contribution of political parties to the development of the current Constitution of the Russian Federation, on their work in the Constitutional Commission of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation and the Constitutional Conference. The relevance of the problem is due to the fact that it is of great importance both for historical science and for attracting the attention of the general public to the problems of the formation of modern Russia, the importance of the topic is also reinforced by the initiative of the President of the Russian Federation V.V. Putin, within the framework of which amendments are made to the Constitution of the Russian Federation, the meaning of which cannot be understood without knowing how the constitutional process took place in Russia.

The research base is made up of materials from the Russian State Archive of Contemporary History (RGANI) and State Archive of the Russian Federation (GARF), regulatory legal acts of the President of the Russian Federation and the Congress of People's Deputies of the Russian Federation (SND RF), draft  constitution  of  political  parties  and  memoirs of prominent figures of the 90s years such as B.N. Yeltsin, E.T. Gaidar, R.I. Khasbulatov.

Results. On the basis of the sources studied, the activity of parties in the constitutional process was studied. The novelty of the study lies in the fact that the work examines in detail the activities of parties in constitutional bodies.

Conclusion. The author concludes that the contribution of political parties to the creation of the Constitution of Russia was significant, because on the basis of the articles of the draft constitution, chapters and sections of the basic law of Russia were compiled or edited.

 

Keywords: 

M.S. Gorbachev, B.N. Yeltsin, R.I. Khasbulatov, A. A. Sobchak,

Constitutional Commission of the SND of the Russian Federation, Constitutional Conference,

SDPR, CPRF, LDPR, PKD-PNS 

References

  1. Aven P. O., Kokh A. R., 2013, Revolyutsiya Gaydara: Istoriya reform 1990-kh iz pervykh ruk [The Gaidar Revolution: The History of the 1990s Reforms First-Hand]. Moscow: Alpina Publisher, 2013. 432 p. (In Russ.).
  2. Baburin S. N., 1997, Rossiyskiy put': utraty i priobreteniya [The Russian Way: Losses and Gains]. Moscow: Novator, 1997. 460 p. (In Russ.).
  3. Barsenkov A. S., 2002, Vvedeniye v sovremennuyu rossiyskuyu istoriyu 1985-1991 gg.: Kurs lektsiy [Introduction to modern Russian history 1985-1991: Course of lectures]. Moscow: Aspect Press, 2002. 367 p. (In Russ.).
  4. Baturin Yu. M., 2008, Konstitutsionnyye etyudy [Constitutional studies]. Moscow: Institut prava i publichnoy politiki, 2008. 80 p. (In Russ.).
  5. Zasorin A. A., Danilov S. A., 1991, Novyye politicheskiye partii i dvizheniya. Kratkiy spravochnik lektora [New political parties and movements. Quick reference lecturer]. Moscow: Obshchestvo «Znaniye» RSFSR, 1991. 64 p. (In Russ.).
  6. Zor'kin V. D., 1990, O prezidente v konstitutsionnom stroye Rossiyskoy Federatsii [On the President in the constitutional order of the Russian Federation]. – Konstitutsionnyy vestnik. No. 2. 1990. P. 46. (In Russ.).
  7. Iz istorii Konstitutsii RF: Konstitutsionnaya Komissiya: stenogrammy, materialy, dokumenty  [From the history of the Constitution of the Russian Federation: Constitutional Commission: transcripts, materials, documents]. Pod red. O. G. Rumyantseva. Moscow: WoltersKluwer, 2007. T. 1: 1990. 935 p. (In Russ.).
  8. Polynov M. F., 2010, Istoricheskiye predposylki perestroyki v SSSR: vtoraya polovina 1940 ‒ pervaya polovina 1980-kh gg. [Historical background of perestroika in the USSR: the second half of 1940 – the first half of the 1980s.] SPb.: Aleteyya, 2010. 512 p. (In Russ.).
  9. Rumyantsev O. G., 1994, Osnovy konstitutsionnogo stroya Rossii: ponyatiye, soderzhaniye, voprosy stanovleniya [Fundamentals of the constitutional system of Russia: concept, content, issues of formation]. Moscow: Yurist, 1994. 285 p. (In Russ.).
  10. Seleznev L.V., Smagina S.M., Kraslavskaya G.I., 2001, Politicheskiye partii Rossii v kontekste yeye istorii [Political parties of Russia in the context of its history]. Moscow, 2001. 438 p. (In Russ.).
  11. Tarasova E. A., 2012, Al'ternativnyye konstitutsionnyye proyekty v SSSR-Rossii v XX v. [Alternative constitutional projects in the USSR-Russia in the twentieth century]. SPb. 2012. P. 38-39. (In Russ.).
  12. Tarasova E. A., 2018, Konstitutsionnoye stroitel'stvo v RSFSR-RF v 1990‒1993 gg. Rossiya na perelome voyny, revolyutsii, reformy. XX vek [Constitutional construction in the RSFSR-RF in 1990-1993. Russia at the turn of the war, revolution, reform. XX century]. St. Petersburg State University. St. Petersburg, 2018.P. 383-384. (In Russ.).
  13. Tarasova E. A., 2015, Rabota Konstitutsionnogo soveshchaniya RF (iyun'-dekabr' 1993 g.). –Tavricheskiye chteniya 2014. Aktual'nyye problemy parlamentarizma: istoriya i sovremennost'. Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya, S-Peterburg, Tavricheskiy dvorets, 11-12 dekabrya 2014 g. Sbornik nauchnykh statey. Pod red. A.B. Nikolayeva: V 2-kh chastyakh [The work of the Constitutional Meeting of the Russian Federation (June-December 1993). – In: Taurida Readings 2014. Actual problems of parliamentarism: history and modernity. International Scientific Conference, St. Petersburg, Tauride Palace, December 11-12, 2014. Collection of scientific articles. Ed. A.B. Nikolaeva: In 2 parts]. St. Petersburg: Izd-vo "ElekSis", 2015. Part 2. P. 145-152. (In Russ.).
  14. Filatov S. A., 1995, Na puti k demokratii [On the road to democracy]. Moscow: Moskovskiy rabochiy, 1995. 578 p. (In Russ.).
  15. Shablinsky I. G., 1997,  Predely vlasti. Bor'ba za rossiyskuyu konstitutsionnuyu reformu (1989−1995 gg.) [The limits of power. The struggle for Russian constitutional reform (1989−1995)]. Moscow: Izd-vo Tsentra Konstituts. Issled, 1997. 698 p. (In Russ.).
  16. Sheinis V. L., 2005, Vzlet i padeniye parlamenta: Perelomnyye gody v rossiyskoy politike (1985-1993) [The rise and fall of parliament: Tipping years in Russian politics (1985-1993)]. T. 1. Moscow: Elina, 2005. 703 p. (In Russ.).
  17. Sheinis V. L., 2005, Vzlet i padeniye parlamenta: Perelomnyye gody v rossiyskoy politike (1985-1993) [The Rise and Fall of Parliament: Tipping Years in Russian Politics (1985-1993)]. T. 2. Moscow: Elina, 2005. 771 p. (In Russ.).
  18. Sheinis V. L., 1991, Konstitutsiya dlya Rossii: chto zhe dal'she [Constitution for Russia: what next]. – Konstitutsionnyy vestnik. № 8. 1991. P. 38. (In Russ.).

Information about the author

Boris V. Litichevsky, undergraduate of St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation.

Corresponding author

Boris V. Litichevsky, e-mail: liti.boris@gmail.com

Наука. Общество. Оборона

2020. Т. 8. № 2

2311-1763

Online ISSN

Science. Society. Defense

2020. Vol. 8. № 2


Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense, Journal, Russia

канал на Яндекс Дзен

страница на Facebook

Популярное

Без знания прошлого нет будущего

Рубрики

Thematic sections

Проекты

Никто не забыт, ничто не забыто!
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе
"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Военная безопасность России: взгляд в будущее, Российская академия ракетных и артиллерийских наук, РАРАН /Russia's military security: a look into the future, 2019, Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences
Миграция, демография, управление рисками

Наши партнеры

научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Информрегистр НТЦ
Ассоциация научных редакторов и издателей, АНРИ
КиберЛенинка, CyberLeninka
"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

ICI World of Journals, Index Copernicus, Science. Society. Defense
Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN