Наука. Общество. Оборона
2020. Т. 8. № 3
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense
2020. Vol. 8. № 3
UDC: 930.2(47) «1910/1941»
DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10248
Поступила в редакцию: 10.04.2020 г.
Опубликована: 11.06.2020 г.
Submitted: April 10, 2020
Published online: June 11, 2020
Для цитирования: Аверченко С. В. Довоенный период развития Эксплуатационно-технической службы отечественных ВВС: советская историография (1945–1991). Наука. Общество. Оборона. Москва. 2020;8(3):35-35. DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10248.
For citation: Averchenko S. V. Pre-war period of development of the Operational and technical service of the Russian Air Force: soviet historiography (1945–1991). Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2020;8(3):35-35. (In Russ.)
DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10248.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
ИСТОРИОГРАФИЯ
Оригинальная статья
Довоенный период развития
Эксплуатационно-технической службы отечественных ВВС: советская историография (1945–1991)
С. В. Аверченко 1
1 ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия
имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»,
г. Воронеж, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1831-9100, e-mail: aviator1ww@mail.ru
Аннотация:
Введение. В настоящей статье предпринята попытка произвести обзор послевоенной советской историографии развития эксплуатационно-технической службы Военно-воздушных сил России и СССР в 1910–1941 годах. Учитывая то, что специальных работ, посвященных изучению данной службы, было выполнено крайне мало, в исследовании рассматривались комплексные труды по истории отечественных ВВС в целом.
Содержание. Проанализирован широкий пласт исторических работ, в той или иной мере касающихся истории эксплуатационно-технической службы ВВС: комплексные труды по истории ВВС, немногочисленные работы по истории инженерно-авиационной службы, учебники и учебные пособия военных академий, биографический работы и доклады на научных конференциях. Показано, что в послевоенный период советская военно-историческая наука не уделяла должного внимания истории развития одной из важнейших служб ВВС, а если и касалась их, то зачастую лишь вскользь, в виде упоминания. Из комплексных работ автор выделил части, касающиеся темы исследования. Немногие работы, написанные непосредственно по теме, автором разобраны подробно. В процессе исследования выделены наиболее и наименее разработанные аспекты темы. Сделаны выводы о причинах особенностей изучения разных сторон развития службы.
Заключение. Проанализирована степень изученности темы в советской исторической науке в период 1945–1991 годов. Выделена профессиональная группа военных историков, занимавшаяся работой над вопросами зарождения и развития службы. Разобраны объективные факторы, ограничивающие круг читателей разработанных в это время военно-исторических трудов по исследуемой теме. Автором выделены лучшие труды по довоенной истории эксплуатационно-технической службы отечественных ВВС и наиболее изученные в рассматриваемый период аспекты темы; показаны направления, требующие дальнейших исследований.
Ключевые слова:
советская историография, довоенный период, межвоенный период, Первая мировая война, Гражданская война в России, Военно-воздушные силы, ВВС, инженерно-авиационная служба, ИАС, эксплуатационно-техническая служба, ЭТС, эксплуатация,
авиационная техника, авиационный инженер, история
ВВЕДЕНИЕ
Для осуществления полетов авиации, как военной, так и гражданской, требуется работа большого числа специалистов различных наземных служб. Одной из ведущих служб в Военно-воздушных силах (ВВС) Вооруженных Сил Российской Федерации является инженерно-авиационная служба (ИАС). В настоящее время под инженерно-авиационной службой понимается «система органов управления, сил и средств, предназначенная для инженерно-авиационного обеспечения (ИАО) боевых действий и боевой подготовки авиационных соединения и частей, а также для обучения бортовых инженеров, техников и механиков в составе летных экипажей» (1). Под инженерно-авиационным обеспечением боевых действий и боевой подготовки авиации понимается «комплекс мероприятий, осуществляемых ИАС в целях поддержания авиационной техники (АТ) в постоянной исправности и готовности к боевым действиям, достижения высокой эффективности ее применения». ИАО составляет основу технического обеспечения государственной авиации (2). В своем современном виде ИАС ВВС была образована приказом Народного комиссара обороны СССР от 25 февраля 1942 г. № 0147 путем слияния эксплуатационно-технической и ремонтной служб ВВС [9, с. 25], [12, с. 288]. До того времени эти две важнейшие службы ВВС развивались самостоятельно. Поэтому и процесс их исторического развития в довоенный период целесообразно рассматривать по-отдельности.
В рассматриваемый период, с 1910 года по 22 июня 1941 г., служба ВВС, занимающаяся технической эксплуатацией авиатехники, прошла путь от своего зарождения до полного сформирования. До 1933 г. эта служба называлась технической, с 1933 по 1940 г. – техническо-эксплуатационной, а с июня 1940 г. по март 1942 г. – эксплуатационно-технической службой (ЭТС) ВВС Красной армии. Для однообразия в статье будет использоваться название, существовавшее к концу рассматриваемого периода – эксплуатационно-техническая служба ВВС. При упоминании послевоенной литературы, описывающей развитие ИАС после весны 1942 г., используется современный термин – инженерно-авиационная служба.
В 1910–1941 гг. на эксплуатационно-техническую службу отечественных ВВС возлагались задачи организации «четкой и безаварийной работы материальной части в строевых частях, училищах и школах ВВС и обеспечения постоянной боевой готовности самолетов, моторов, вооружения и специального оборудования» (3).
ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В первое послевоенное десятилетие в советской историографии вообще отсутствовали научные исследования по истории зарождения и развития эксплуатационно-технической службы отечественных ВВС в рассматриваемый период. В это время научная деятельность военных теоретиков и историков была сосредоточена на решении двух задач: 1) всестороннее обобщение и глубокий анализ опыты минувшей войны; 2) разработка теории оперативного искусства ВВС и тактики родов авиации с учетом осуществлявшегося перевооружения авиационных частей и соединений на реактивную технику.
Но, вместе с тем, в 1950-е гг. разрабатывалась и история отечественных ВВС в целом. В 1954 г. Управлением Главнокомандующего ВВС был выпущен в свет капитальный труд по истории ВВС до Великой Отечественной войны [11]. Книга была выпущена как учебник для военно-учебных заведений ВВС. Но вопросы развития ЭТС в ней не рассматривались.
В 1958 году была издана аналогичная работа, но уже предназначенная для широкой общественности [20]. Авторы подробно, доступным популярным языком описали историю отечественной военной и гражданской авиации с момента ее зарождения до 1957 г., но развитию эксплуатационно-технической службы ВВС внимания не уделили. Это удивительно, так как книга вышла под редакцией крупного специалиста в области технической эксплуатации авиационной техники, генерал-майора инженерно-технической службы (ИТС) Е.С. Андреева, который большую часть своей жизни прослужил в Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА) имени проф. Н.Е. Жуковского: с 1931 г. возглавлял цикл технической подготовки, кафедру технической эксплуатации, затем инженерный и эксплуатационный факультеты, в 1940–1941 гг. – заместитель начальника по учебной и научной работе! Это можно объяснить только тем, что скорее всего авторский коллектив работал в рамках четко данного им задания, которое не включало в себя освещение вопросов истории ЭТС (ИАС).
В период 1950-х – 1980-х гг. вышли в свет несколько трудов, в которых были предприняты попытки научного исследования и осмысления процесса развития эксплуатационно-технической службы ВВС в 1910–1941 годах. Но, в основном, интерес к истории развития инженерно-авиационной службы ВВС относился к опыту Великой Отечественной войны.
Первой была работа В.Д. Черкасова по истории инженерно-авиационной службы советских ВВС с момента зарождения авиации в России до 1954 г. [26] и ее стоит рассмотреть подробно. Довоенному периоду в ней отведено 35 страниц из 48. Автор справедливо отметил, что сама техническая эксплуатация самолетов появилась вместе с ними, а следом начали появляться и зачатки эксплуатационно-технической службы. Он раскрыл процесс зарождения службы в Русской императорской армии в 1910–1917 гг., а затем осветил развитие и ее становление в первые годы создания советской авиации и в период предвоенных пятилеток. В.Д. Черкасов показал связь развития ЭТС с поступавшей на вооружение ВВС новой авиатехникой, вкратце обрисовал процесс создания центральных органов руководства эксплуатационно-технической службой и описал основные направления работы технического состава ВВС в данный период. Также он коротко изложил изменения, произошедшие в ЭТС во время Великой Отечественной войны, в том числе и процесс ее преобразования в инженерно-авиационную службу. Несмотря на то, что это была небольшая брошюра формата А-5, значение этой работы нельзя недооценить. Автор первым в отечественной историографии взялся за тему истории ИАС. И, хотя он лишь вкратце описал основные вехи в развитии службы, В.Д. Черкасов определил основные «поворотные точки» в изучении темы, задал направления для следующих исследователей. К сожалению, их пришлось ждать долго.
Но был у этой работы и большой минус, хотя дело совсем не в качестве материала. Книжка была издана ограниченным тиражом для внутреннего использования (для учебных целей) в Ленинградской Краснознаменной военно-воздушной инженерной академии имени А.Ф. Можайского, в продажу и библиотеки не поступала, и широкому кругу исследователей почти не известна. Ее нет даже в Российской государственной библиотеке, и насколько нам известно – и в самой академии имени А.Ф. Можайского. Один экземпляр автор настоящей статьи в начале 2000-х гг. застал и поработал с ним в библиотеке Военно-воздушной академии (ВВА) имени Ю.А. Гагарина в Монино. К сожалению, в военных учебных заведениях старую учебную литературу часто уничтожают, и в настоящее время в библиотеке преемницы монинской академии – ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), этой книги нет. Возможно, она вообще безвозвратно потеряна для историков.
ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВВС РККА
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В рамках большой работы по анализу и обобщению опыта прошедшей войны в Управлении Главнокомандующего ВВС в послевоенные годы был издан ряд сборников документов. Среди них в 1965 г. вышел сборник материалов, посвященный инженерно-авиационной службе ВВС Красной армии в годы Великой Отечественной войны [25]. И хотя он был посвящен деятельности ИАС в годы войны, в первом его разделе «Организация инженерно-авиационной службы и выполняемые ею задачи» давалось краткое описание службы на начало войны и приводилась схема организации эксплуатационно-технической службы ВВС к началу войны. Этот сборник был выпущен также для внутреннего использования и широкому кругу исследователей был и остается малодоступен.
В марте 1965 г. была опубликована статья основателя и первого руководителя ЭТС ВВС РККА инженера-полковника в отставке А.П. Смолина о его преемнике и первом инженере-механике ВВС РККА А.К. Аузане [23]. Кроме описания биографии А.К. Аузана, в статье в сжатой форме было рассказано об отдельных, существовавших в 1927–1937 гг. центральных органах управления ЭТС ВВС.
В 1968 г. был издан капитальный труд по участию советских ВВС в Великой Отечественной войне [24]. Работа была подготовлена большим авторским коллективом из Главкомата ВВС и военно-воздушных академий. Но, как и в предыдущих работах по истории отечественных ВВС, вопросы развития эксплуатационно-технической службы в ней не рассматривались.
ПЕРВЫЙ УЧЕБНИК, ДИССЕРТАЦИЯ И МОНОГРАФИЯ
В 1970 г. для слушателей инженерных факультетов учебных заведений ВВС коллективом автором из ВВИА им. профессора Н.Е. Жуковского был издан учебник «Инженерно-авиационная служба и эксплуатация летательных аппаратов» под редакцией начальника академии генерал-лейтенанта ИТС Н.М. Федяева. В книге излагались теоретические основы и практические методы эксплуатации летательных аппаратов и двигателей, а также основные вопросы организации и деятельности ИАС. Но авторы перед изложением материала ввели читателей в историю своей службы. Первый параграф книги назывался «Краткий обзор истории развития инженерно-авиационной службы» [10, с. 7-16]. В нем на 10 страницах кратко описывалось развитие службы с 1910 по 1970 гг. Но так как это был учебник для военных вузов, да к тому же с грифом «для служебного пользования» (снят в 1987 г.), то и с этой работой историки познакомиться не могли.
В 1974 г. сотрудником ВВИА имени проф. Н.Е. Жуковского В.М. Пинчуком была защищена кандидатская диссертация по истории о подготовке инженерно-технических кадров для ВВС РККА в 1929–1941 гг. [17]. В том же году в академии имени Н.Е. Жуковского была издана его монография о деятельности политических органов военных вузов по подготовке и воспитанию инженерно-технического состава для ВВС в довоенный период [18]. И пусть слова о политорганах и парторганизациях в заголовках работ не вводят читателей в заблуждение. Они были данью времени – работа должна была находиться в определенных идеологических рамках. По сути же, в диссертации и книге довольно подробно рассмотрена подготовка инженерно-технических кадров для инженерно-авиационной (эксплуатационно-технической) службы отечественных ВВС в период с 1917 по 1941 гг. Рассмотренные вопросы можно проследить по названиям глав книги: 1-я – Развитие системы инженерно-технических учебных заведений Военно-воздушных сил; 2-я – Комплектование академии и технических училищ переменным составом; 3-я – Работа начальников, политотделов и партийных организаций по улучшению качества учебно-воспитательного процесса. В своих работах В.М. Пинчук всесторонне и подробно осветил важную составляющую истории ИАС в довоенный период – историю подготовки инженерно-технических кадров.
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ 1980-х
Наибольшее количество работ, в которых рассматривались вопросы истории инженерно-авиационной службы отечественных ВВС, в том числе и в довоенный период, было опубликовано в 1980-х гг. В эти годы в советском обществе наблюдался всплеск интереса к своей истории и, в частности, к ее довоенному периоду.
В 1985 г. вышел в свет капитальный труд по истории ИАС в годы Великой Отечественной войны, созданный коллективом авторов из Военно-воздушных сил под руководством заместителя Главнокомандующего ВВС по ИАС – главного инженера ВВС Героя Социалистического Труда генерал-полковника авиации В.З. Скубилина. К сожалению, довоенному состоянию эксплуатационно-технической службы ВВС Красной армии в этой книге было отведено всего три страницы [9, с. 22-24]. Книга была «для служебного пользования» (в разных организациях снимался в конце 1990-х – начале 2000-х гг.), что не прибавляло круга ее читателей.
В 1987 г. опубликована книга генерал-майора авиации в отставке К.М. Шпилёва, посвященная главному инженеру-механику ВВС РККА в 1933–1937 гг. А.К. Аузану [28]. Ее автор много лет прослужил на руководящих инженерных должностях в войсках и Управлении технической эксплуатации и войскового ремонта авиационной техники и вооружения ВВС, с 1966 по 1985 гг. был начальником кафедры «Инженерно-авиационная служба» в ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского (после увольнения со службы работал профессором на той же кафедре), являлся крупным специалистом в области эксплуатации авиационной техники и организации инженерно-авиационного обеспечения ВВС. К.М. Шпилёв квалифицированно описал работу эксплуатационно-технической службы ВВС в рассмотренный период. В связи с общим развитием советской военной авиации в 1927-1938 гг., он раскрыл особенности эксплуатации стоящих в то время на вооружении ВВС самолетов, организацию ЭТС в эти годы и деятельность А.К. Аузана в должности главного инженера-механика ВВС РККА.
Несколько односторонний подход к рассмотрению ЭТС ВВС через описание деятельности лишь одного из первых руководителей этой службы оставил без внимания автора многие стороны деятельности этой службы. Не изученными остались изменения штатов инженерно-технических специалистов в авиационных частях и соединениях, развитие системы технической эксплуатации и подготовка кадров инженерно-технических специалистов. При написании работы использовался минимум архивных источников. Но, тем не менее, труд К.М. Шпилёва – один из немногих, в котором сделана попытка проследить историю развития эксплуатационно-технической службы ВВС в межвоенный период. Наряду с работой В.Д. Черкасова эта книга определила направления дальнейших исследований для историков ВВС.
Некоторые вопросы развития эксплуатационно-технической службы отечественных ВВС в довоенный период затронуты в исследованиях по истории советских ВВС В.С. Шумихина [29] и коллектива авторов с его участием [5], вышедших в 1986 и 1988 гг. Наиболее подробно в этих трудах по исследуемой теме рассмотрена подготовка авиационных кадров, в том числе и инженерно-технических. Других же вопросов истории эксплуатационно-технической службы авторы или не затрагивали вовсе, или касались их мельком.
В 1988 году группой преподавателей кафедры «История военного искусства» ВВА имени Ю.А. Гагарина было разработано пособие для строевых частей ВВС по развитию и боевому применению военной авиации в Первой и Второй мировых войнах и в военных конфликтах межвоенного периода [7]. В пособии исследовались процесс зарождения и важнейшие направления развития авиационной техники и вооружения, показывалось их влияние на совершенствование организационной структуры и боевое применение военно-воздушных сил крупнейших стран мира в 1914–1945 гг., но вопросы развития ЭТС (ИАС) остались без внимания авторского коллектива.
Также в 1980-е годы ряд вопросов довоенного развития ЭТС частично рассматривался на некоторых научных конференциях. Сначала, в 1986 г. на военно-научной конференции, проводившейся под руководством Главнокомандующего ВВС, с докладом о работе инженерно-авиационной службы ВВС в годы войны выступил его заместитель по ИАС – главный инженер ВВС Герой Социалистического Труда генерал-полковник авиации В.З. Скубилин [22]. Он кратко описал состояние службы на начало войны, показал, какие новые задачи встали перед ней с началом боевых действий и рассказал, как они решались.
Затем, в 1989 г., к 70-летию Советской армии и Военно-морского флота Центром оперативно-тактических исследований ВВС была проведена военно-научная конференция руководящего состава центрального аппарата ВВС «1941 год – опыт планирования и применения Военно-воздушных сил, уроки и выводы». Два доклада на ней касались эксплуатационно-технической службы ВВС довоенного периода. Заместитель Главнокомандующего ВВС по ИАС – главный инженер ВВС генерал-полковник авиации В.М. Шишкин доложил об организации и работе ЭТС ВВС Красной армии в 1941 г., с января по сентябрь [27]. Он описал состояние службы в начале 1941 г., недостатки в ее организации и работе, вскрывшиеся с началом войны, и пути их решения с июня по сентябрь 1941 года. Генерал-лейтенант авиации Ю.В. Симахин описал состояние подготовки авиационных кадров и состояние укомплектованности ВВС личным составом к началу войны [21]. В своем докладе он привел много цифровых статистических данных по укомплектованности частей и соединений ВВС инженерно-техническим составом.
Сборники докладов данных конференций были выпущены небольшими тиражами только для внутреннего пользования руководящим составом ВВС и в системе военных авиационных вузов, имели гриф «для служебного пользования» (сняты с обоих сборников в 1990-х гг.), и долго не были доступны историкам авиации.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ИСТОРИИ ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВВС
Фрагментарно вопросы развития ЭТС отечественных ВВС в довоенный период были освещены в изданиях, посвященных юбилеям Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского. Они выходили в свет в 1960 [19], 1970 [1], 1980 [2] и 1990 г. [4]. Кроме того, в 1966 г. в академии были изданы материалы по ее истории [13; 14; 15], а в 1979-м – очерк о выпускниках первого и второго выпуском из академии 1925 и 1926 гг. [16]. Во всех этих работах процесс развития академии рассмотрен в общем контексте развития советской военной авиации и ИАС ВВС, в том числе и в довоенный период. В небольшом объеме были проанализированы некоторые этапы развития эксплуатационно-технической службы ВВС, оказывавшие влияние на подготовку авиационно-инженерных кадров в академии. Кроме того, названы некоторые руководители эксплуатационно-технической службы в межвоенный период – выпускники академии.
Некоторые частные вопросы истории ЭТС периода 1910–1941 годов затрагивались в диссертационных исследованиях П.Г. Авдеенко [3], В.Д. Данилова [6] и В.П. Изотина [8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, можно отметить, что в послевоенные годы освещением истории эксплуатационно-технической службы ВВС занимались в основном военные специалисты. Делалось это в первую очередь в образовательных целях и для проведения внутренних специальных исследований. В большинстве своем литература, в той или иной мере освещающая историю развития ИАС (до марта 1942 года – ЭТС) ВВС, была издана в Управлении Главнокомандующего ВВС или военных авиационных инженерных академиях имени Н.Е. Жуковского и А.Ф. Можайского. Издавались эти работы ограниченными тиражами, в продажу не поступали, в основном имели гриф «ДСП» (снимавшийся в конце 1990-х гг.), и, кроме узкого круга научных и педагогических работников нескольких военных учреждений, с ними никто долгое время ознакомиться не мог.
Учитывая специфику рассматриваемой темы, наиболее значимые труды удавались авторам, или коллективам авторов, которые сами были авиационными инженерами и имели за плечами большой опыт эксплуатации авиационной техники. Как лучшие труды по истории ЭТС (ИАС) в период 1945–1991 годов необходимо отметить работы коллектива авторов под руководством В.З. Скубилина [9], В.Д. Черкасова [26] и К.М. Шпилёва [28].
Во многих других исследованиях процесс зарождения и развития эксплуатационно-технической службы отечественных ВВС в довоенный период либо вообще не затронут, либо представлен не полно, фрагментарно. Некоторые стороны развития ЭТС ВВС довоенный период вообще не отражены, имеется значительное количество ошибок фактического и хронологического характера. Это касается самого названия службы, определения места органов ее руководства в общей организационной структуре ВВС, а также датировки многих важных событий в истории развития службы. Информация по истории ЭТС ВВС в довоенный период, имеющаяся в изданной литературе, позволяет лишь сформировать общее представление о создании и развитии этой службы.
Подводя итог 46-летнему периоду развития советской историографии (1945–1991) довоенного развития эксплуатационно-технической службы отечественных ВВС, приходится отметить, что специальных комплексных исследований по этой теме не проводилось. Был опубликован ряд общих работ по истории ИАС, в которых из всего довоенного периода ее развития, в основном внимание уделялось лишь состоянию службы к началу Великой Отечественной войны.
Неизученными, в частности, остались следующие вопросы: факторы, обусловившие формирование данной службы по всей вертикали организационной структуры ВВС в 1920-е – 1930-е гг. и влиявшие на ее дальнейшее развитие; изменение штатов инженерно-технического состава в авиационных частях и управлениях соединений и объединений; развитие центральных органов управления службой в 1910–1941 гг.; совершенствование системы технической эксплуатации авиационной техники; организация технической подготовки инженерно-технического состава в авиачастях и освоения им новой авиационной техники.
Примечания
Список литературы
Информация об авторе
Аверченко Сергей Викторович, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории войн и военного искусства ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Аверченко Сергей Викторович, e-mail: aviator1ww@mail.ru
HISTORIOGRAPHY
Original Paper
Pre-war period of development
of the Operational and technical service of the Russian Air Force:
soviet historiography (1945-1991)
S. V. Averchenko 1
1 Air Force academy named after professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin,
Voronezh, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1831-9100, e-mail: aviator1ww@mail.ru
Abstract:
Introduction. This article attempts to review the post-war Soviet historiography of the development of the operational and technical service of the Air Forces of Russia and the USSR in 1910-1941. Taking into account that very few special works devoted to the study of this service were performed, the study considered complex works on the history of the Russian Air Force as a whole.
Content. A wide range of historical works related to the history of the Air Force operational and technical service is analyzed: complex works on the history of the Air Force, a few works on the history of the engineering and aviation service, textbooks and manuals of military academies, biographical works and reports at scientific conferences. It is shown that in the post-war period the Soviet military-historical science did not pay due attention to the history of the development of one of the most important services of the Air Force, and if it concerned them, it was often only in passing, in the form of a mention. From the complex works, the author highlighted the parts related to the research topic. Few works written directly on the topic are analyzed in detail by the author. In the course of the research, the most and least developed aspects of the topic are highlighted. Conclusions are made about the reasons for different studies of different aspects of the development of the service.
Conclusion. The article analyzes the degree of study of the topic in Soviet historical science during this period. A professional group of military historians who worked on the issues of the origin and development of the service has been identified. Objective factors limiting the range of readers of military-historical works developed at this time on this topic are analyzed. The author highlights the best works on the pre-war history of the operational and technical service of the Russian Air Force and the most studied aspects of the topic during the period under review, and shows the areas that require further research.
Keywords:
soviet historiography, pre-war period, interwar period, I world war, Civil war in Russia, Air Force, engineering and aviation service, IAS, operational and technical service, ETS, operation,
aviation equipment, aviation engineer, history
References
Information about the author
Sergey V. Averchenko, Cand. Sci. (History), teacher of the Department of history of wars and military art of the Air Force academy named after professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin, Voronezh, Russian Federation.
Corresponding author
Sergey V. Averchenko, e-mail: aviator1ww@mail.ru
Наука. Общество. Оборона
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense