Наука. Общество. Оборона
2020. Т. 8. № 1
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense
2020. Vol. 8. № 1
UDC: 327
DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10220
Поступила в редакцию: 14.07.2019 г.
Опубликована: 16.11.2019 г.
Submitted: July 14, 2019
Published online: November 16, 2019
Для цитирования: Шарафутдинов Д. Р., Исламов Д. Р. Российская Федерация и Европейский Союз: диалог в региональной политике на примере Западных Балкан (2014–2018). Наука. Общество. Оборона. Москва. 2020;8(1):1-1. DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10220.
For citation: Sharafutdinov D. R., Islamov D. R. Russian Federation and European Union: dialogue in regional policy on the example of the Western Balkans (2014–2018). Nauka. Obshchestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2020;8(1):1-1. (In Russ.) DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10220.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Оригинальная статья
Российская Федерация и Европейский Союз:
диалог в региональной политике на примере Западных Балкан (2014–2018)
Д. Р. Шарафутдинов1, Д. Р. Исламов2
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет
г. Казань, Российская Федерация,
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8897-8593, е-mail: sfincs_88@mail.ru
2 Казанский (Приволжский) федеральный университет
г. Казань, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1338-3277, е-mail: dam1948@yandex.ru
Аннотация:
Введение. Являясь ареной военных столкновений в 1990-е гг., положение на Западных Балканах стало стабилизироваться в 2000-е годы. В последнее время становится очевидным, что данный регион снова превращается в «шахматную доску», где свою партию хотят сыграть различные центры силы, включая Российскую Федерацию и Европейский Союз.
Методы. Изучение поставленной темы потребовало применения общенаучных методов исследования: анализ, синтез, описательный метод, а также специальных методов (исторический, политико-правового анализа, системно-функциональный), которые позволили раскрыть данный вопрос в хронологической последовательности и рассмотреть действия ЕС и России в таком регионе, как Западные Балканы.
Заключение. Несмотря на имеющиеся разногласия между РФ и ЕС на Западных Балканах, очевидно, что оба субъекта желают видеть этот регион стабильным и безопасным, так как для РФ – это важный энергетический маршрут для продолжения Турецкого потока, а в свою очередь для ЕС, из-за наличия непосредственной границы, – балканский маршрут миграционных потоков, наркотрафика, торговли оружием, преступности и другого.
Ключевые слова:
ЕС, интеграционная политика ЕС, внешняя политика России, Сербия, Западные Балканы, переговоры о вступлении в ЕС, переговорный процесс, энергетика, Турецкий поток
ВВЕДЕНИЕ
Одним из первых крупных акторов мировой политики, который взял на себя роль стабилизатора Западных Балкан, являлся ЕС. На первых этапах в 2000-е гг. европейская интеграция региона была отложена в долгий ящик. Первоначально было необходимо предотвращение эскалации конфликта и перенесение его в политико-дипломатическое русло. Одним из первых проектов ЕС являлся «Процесс стабилизации и ассоциации» (SAP) [7, с. 222]. Согласно документу, ЕС планировал достичь безопасности в данном регионе мира посредством сотрудничества и интеграции входящих в регион государств. Разумеется, каждая из западнобалканских стран видит разные цели в европейской интеграции. Албания, частично признанное Косово, Македония, БиГ рассматривают этот процесс как инструмент «будущего процветания и благосостояния», для Сербии важны в первую очередь вопросы торгово-экономического характера. Для Черногории первостепенным является фактор усиления своей правосубъектности и государственной идентичности, а с 2013 г. Хорватия является полноправным членом ЕС. Более того, серьезным финансовым проектом ЕС для Западных Балкан является Институт предвступительной помощи (IPA), который осуществляет поддержку политических и экономических реформ.
ЕВРОИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС НА ЗАПАДНЫХ БАЛКАНАХ
Ключевым моментом в евроинтеграционном проекте стало заявление Жана-Клода Юнкера о моратории на пятилетний срок расширения ЕС [33]. Но для западнобалканских стран это стало неприятной новостью, так как у многих приоритетом во внешней политике была определена европейская интеграция. Поэтому ЕС было важно заполнить ту «пустоту», которая стала возникать между ЕС и Западными Балканами. Соответственно с 2014 г. организация запускает «Берлинский процесс», призванный стать некой мотивационной площадкой для молодых западнобалканских государств. Таким образом ЕС подтверждал то, что при любых обстоятельствах Западные Балканы остаются в фарватере политики Брюсселя. Окончательное оформление данный формат приобрел в Финальной Декларации Берлинского саммита в 2014 г., где были определены основные векторы взаимоотношений между ЕС и западнобалканскими странами: управление экономикой, вопросы двухстороннего сотрудничества, транспортная, энергетическая взаимосвязанность региона (Connectivity), развитие гражданского общества, социальные вопросы, молодежная политика [33]. Конечно, первые три из них составляли костяк обсуждений в ходе последующих саммитов с 2015-2018 гг. Обобщая всю цепочку саммитов «ЕС - Западные Балканы», стоит упомянуть следующие важные решения, принятые в ходе данных мероприятий:
Другим немаловажным аспектом политики ЕС на Западных Балканах стала попытка решения застарелых проблем региона. ЕС решил взять на себя роль посредника-фасилитатора, в чьи обязанности фактически входит возможность усадить за стол переговоров конфликтные стороны, заранее обозначив повестку дня. Разумеется, ярким примером в этом направлении является взаимоотношения Сербии и Косово. Переговоры, которые начались между Сербией и Косово в конце 2010 г., шли при посредничестве ЕС. Естественно, Союз решил взять на себя данный процесс, чтобы показать «пример» на будущее, что он может решать серьезные региональные проблемы.
Первым кажущимся крупным «успехом» ЕС можно считать подписание Соглашения о нормализации отношений между Сербией и Косово в 2013 году. [23] Другим документом, подписанным в 2015 г. сторонами в ходе посредничества ЕС, является соглашение о создании и внедрении Ассоциации / Общины муниципалитетов сербского большинства, где прописывались цели, функции, структура, финансированные данных общин [22]. Но затем скорость переговоров замедлилась, а конфронтация между сторонами только усиливается из-за разных инцидентов. Например, случай, связанный с отправлением поезда из Сербии в Косовскую Митровицу, населенную преимущественно сербами, с заголовком «Косово – это Сербия» [29]. Косовский спецназ заблокировал железную дорогу, что вызвало дополнительное напряжение между сторонами. Кроме того, на это все накладывается и убийство косовского политика сербского происхождения Оливера Ивановича [27] в начале 2018 г. или конфликтная ситуация на севере Косово в сентябре-октябре 2018 г., когда сербская армия была приведена в полную боевую готовность [17].
ЕС поставил на кон многое в рамках переговоров Косово и Сербии, так как, не урегулировав этот вопрос, будет достаточно непросто определить границы других западнобалканских государств.
ВОЗВРАЩЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАПАДНЫЕ БАЛКАНЫ
Позиции России были достаточно слабыми в 1990-е гг. и в первой половине 2000-х гг. В тот период российская внешняя политика реагировала на ситуацию в Западных Балканах постфактум, не диктуя никаких особых условий. НАТО, ЕС выдвигали свои проекты по будущему устройству западнобалканского региона, а Россия скорее имела статус ведомого. Многое изменилось после речи Президента РФ В.В. Путина в Мюнхене в 2007 г.: «Россия – страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику» [3]. С того момента Россия стала активно возвращаться на Западные Балканы, выстраивая двусторонние отношения с новыми государствами региона.
В целом стоит выделить пять ключевых направлений российских интересов на Западных Балканах:
В Концепции внешней политики РФ 2016 г. отсутствует упоминание Балкан, и этот регион не обозначается в качестве приоритетного [8]. Основной взор российской внешней политики устремлен на постсоветский регион, который непосредственно граничит с РФ. На сегодняшний день становится очевидным, что для России важны Балканы с точки зрения поставок энергоресурсов в ЕС и учитывается важность стабилизации данного региона для исключения в будущем прямых военных столкновений.
Отмечается, что для России Сербия является важным союзником или оплотом на Западных Балканах. Бесспорно, что Россию и Сербию объединяют глубокие исторические, культурные, политические, торгово-экономические взаимоотношения, но рассматривать Сербию как именно прямого союзника РФ не стоит. Во-первых, Сербия обозначила в качестве своего приоритета – получение членства в ЕС. Во-вторых, для РФ Сербия является в перспективе важным звеном в надежных поставках энергоресурсов по проекту Турецкий поток. В-третьих, Россия обозначает себя в качестве гаранта учета интересов Сербии во взаимоотношениях с ЕС, США, НАТО. Последний пункт является основополагающим, так как сам ЕС толкает Сербию в объятия РФ. Становясь де-факто на сторону Косово, требуя постоянных уступок для продолжения переговорного досье, ЕС не выступает в качестве беспристрастного арбитра. Порой возникает ощущение, что выстраивается игра с заранее предрешенным результатом – это признание со стороны Сербии независимости Косово. Поэтому в данной ситуации сербская сторона ищет своего гаранта защиты интересов в этом регионе в лице России.
Бесспорно, энергетический фактор для внешней политики РФ является основополагающим. После провала проекта «Южный поток» взор был перемещен на реализацию «Турецкого потока». Российская сторона стремится диверсифицировать поставки газа в обход Украины, так как отношения между государствами находятся в плачевном состоянии. Очевидно, что для РФ существуют транзитные риски и постоянная угроза «газовых войн» с Украиной. Уже в апреле 2015 г. такие страны ЕС как Венгрия, Греция, а также Сербия, Македония и Турция подтвердили желание участвовать в проекте «Турецкий поток» [6].
Однако РФ нужны гарантии со стороны ЕС, чтобы не повторилась подобная ситуация, как с Южным потоком. «Вместе с тем мы учитываем печальные уроки «Южного потока» и не хотели бы повторения ситуации. Будем готовы приступить к соответствующей работе только после получения твердых положительных гарантий от профильных структур Евросоюза», – заявил министр иностранных дел РФ С.В. Лавров [10]. Видя заинтересованность в данном проекте стран ЕС, а именно Болгарии, Греции, Венгрии и Австрии, российская сторона надеется на то, что этим странам удастся продвинуть данный проект и «заставить» профильные структуры ЕС дать соответствующие гарантии по «Турецкому потоку». Кроме того, в этом заинтересованы также такие страны, как Сербия, Хорватия, Македония, БиГ, которые надеются на зарубежные инвестиции и надежные поставки энергоносителей.
ЕС в этом вопросе находится в двойственном положении. По мнению еврокомиссара по политике соседства и переговорам по расширению ЕС Й. Хана «Россия – это военный фактор на Балканах, нежели экономический» [25]. Однако стоит отметить, что подобный проект, как «Турецкий поток», усилит экономическое влияние РФ на Западных Балканах и позволит ускорить инвестиционное сотрудничество с государствами данного региона.
Вопрос об «антироссийских санкциях», безусловно, стоит на повестке дня. Хорватия, Болгария (полноправные члены ЕС), Черногория присоединились к этим мерам. В свою очередь Сербия в резкой форме отказалась от введения антироссийских санкций, хотя ЕС требовал адаптироваться к общеевропейской внешней политике. «Я всегда говорил, что мы никогда не присоединимся к санкциям ЕС против России», – заявил Президент Сербии А. Вучич [2]. В отличие от той же Черногории, где нынешние власти в лице М. Джукановича заявляли о поддержке российских санкций в полной мере и занимались поисками «русского следа» на парламентских выборах в 2016 г., Сербия продолжает увеличивать товарооборот с РФ, особенно наращивания свой потенциал в поставках продовольствия и сельскохозяйственных товаров, в газовой сфере (АО "Нефтяная индустрия Сербии" ("НИС"), развитием которого занимается ПАО "Газпром нефть), модернизации ж/д инфраструктуры (ООО «РЖД Интернешнл»). Например, товарооборот РФ и Сербии вырос на 23% в 2017 г. по сравнению с 2016 г. и составил более 2 млрд. долл. [15]
В вопросах военно-технического сотрудничества между РФ и Сербией стоит отметить интенсификацию встреч и переговоров. Несомненно, Сербия пытается укрепить свои вооруженные силы, особенно после нескольких провокационных случаев, произошедших в северном Косово и входа туда косовского спецназа. При этом намечается окончательное формирование косовской армии, что может усугубить обстановку в регионе [31]. Кроме того, Сербия имеет исторический опыт бомбардировок территории со стороны НАТО в 1999 г., впредь оно не желает снова стать «натовской мишенью». Основной военной продукцией, поступающей Сербии из России, являются истребители МиГ-29, боевые самолеты, танки, боевые машины пехоты. [13]. К тому же расширение военно-технического сотрудничества стран связано и с присутствием НАТО в это регионе: Хорватия, Черногория уже члены военно-политического блока, а Македония на подходе. «Окольцовывание» Сербии членами НАТО –способ усиления давления на Сербию, которая пытается поддерживать военный нейтралитет.
Несмотря на первоочередное взаимодействие с Сербией, «антироссийские санкции», поиск «русского следа» во время выборов, Россия пытается выстраивать торгово-экономические и культурно-гуманитарные отношения и с другими странами региона. К примеру, происходит расширение товарооборота РФ и Хорватии в 2017 г., который увеличился на 31% по сравнению с 2016 г. [14] «Регулярное сотрудничество с Россией обеспечит пересмотр санкций, которые бьют и по нашим гражданам, и по нашим бизнесменам», – заявила президент Хорватии в октябре 2017 г. на встрече с В. Путиным [5]. Отмечается, что пока главными совместными проектами остаются энергетические. "Газпром" и хорватская "Энергохолдинг" заключили долгосрочный контракт на поставку российского газа. Сотрудничество РФ и Боснии и Герцеговины преимущественно фокусируется на взаимодействии с Республикой Сербской, в частности, в энергетической секторе, развиваемые ПАО «Газпром» [16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Очевидно, что Западные Балканы – арена противоборства и сотрудничества крупных акторов мировой политики, включая РФ и ЕС. У двух сторон имеются серьезные разногласия во многих аспектах:
Однако несмотря на наличие существенных разногласий РФ и ЕС могут найти точки соприкосновения:
Таким образом, в целом РФ и ЕС нужны спокойные Западные Балканы. Очевидно, что ЕС рассчитывает на то, что, приняв западнобалканские страны в свой состав или обещав им «светлое европейское будущее», можно будет их контролировать и держать в фарватере внешней политики Брюсселя, чтобы, в конечном счете, попытаться реализовать колоссальную задачу по разрешению застарелых проблем Западных Балкан. Для российской стороны данный регион играет роль значимого энергетического коридора. Более того, присутствие там РФ в качестве тесного партнера Сербии позволяет последней иметь более сильную позицию по разным направлениям взаимодействия как с ЕС, НАТО, так и с другими западнобалканскими государствами.
Главным треком российских усилий на Западных Балканах обозначается минимизация ущерба от расширения ЕС, НАТО в отношении государств региона. Это подтверждается заявлениями высокопоставленных лиц России. «Мы не видим каких-либо проблем в том, что балканские государства стремятся стать членами Евросоюза. Разумеется, они должны сами, без давления извне, оценить, насколько предъявляемые предварительные условия, необходимые для присоединения к ЕС, отвечают их национальным интересам…», – заявил министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров [11].
Список литературы
Информация об авторах
Шарафутдинов Денис Радиевич, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Института международных отношений Казанского (Приволжского) Федерального университета, г. Казань, Российская Федерация.
Исламов Дамир Римович, студент 2 курса магистратуры кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Института международных отношений Казанского (Приволжского) Федерального университета, г. Казань, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Шарафутдинов Денис Радиевич, e-mail: sfincs_88@mail.ru.
INTERNATIONAL RELATIONS
Original Paper
Russian Federation and European Union:
dialogue in regional policy on the example of the Western Balkans
(2014–2018)
D. R. Sharafutdinov1, D. R. Islamov2
1 Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russian Federation,
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8897-8593, е-mail: sfincs_88@mail.ru
2 Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1338-3277, е-mail: dam1948@yandex.ru
Abstract:
Introduction. The Western Balkans was an arena of military clashes and tensions in the 1990s and commenced to stabilize in the 2000s. In the course of these recent years, it has become extremely obvious that the Western Balkans has been turning into a “chessboard” where great powers, including the Russian Federation and the European Union (EU), would like to play their game.
Methods. The study of the topic required the application of scientific research methods: analysis and synthesis, descriptive method, as well as special methods such as a historical critical method, a legal and political analysis, an in-depth and systematic analysis which allowed to reveal this issue in chronological order and to consider the actions of the EU and the Russian Federation in the Western Balkans.
Conclusion. Despite the disputes between Russia and the EU in the Western Balkans, it is apparent that great powers desire to keep this region stable and secure. The Western Balkans is an integral energy route (TurkStream) for Russia. In turn the EU has the immediate border with the region and the Balkan route of migration flows, drug-trafficking, arms trade, crime, etc. are topical issues for the organization.
Keywords:
EU, European integration policy, Russian foreign policy, Serbia, Western Balkans,
EU accession negotiations, negotiation process, energy, Turk Stream
References
Information about the authors
Denis R. Sharafutdinov, Cand. Sci. (History), Senior lecturer at the Department of International Relations, World Politics and Diplomacy, Institute of International Relations, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russian Federation.
Damir R. Islamov, 2nd year master's student at the Department of International Relations, World Politics and Diplomacy, Institute of International Relations, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russian Federation.
Corresponding author
Denis R. Sharafutdinov, e-mail: sfincs_88@mail.ru.
Наука. Общество. Оборона
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense