Наука. Общество. Оборона
2020. Т. 8. № 1
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense
2020. Vol. 8. № 1
UDC: 94(470)«1940/1950»
DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10230
Поступила в редакцию: 18.11.2019 г.
Опубликована: 21.01.2020 г.
Submitted: November 18, 2019
Published online: January 21, 2020
Для цитирования: Манаев А. Ю. «Мы возродим тебя, родной Сталинград!»: формирование образа Сталинградской битвы в исторической памяти (1940-е – 1950-е гг.). Наука. Общество. Оборона. Москва. 2020;8(1):8-8. DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10230.
For citation: Manaev A. Yu. «We will revive you, beloved Stalingrad!»: forming the image of Stalingrad battle in historical memory (1940s - 1950s). Nauka. Obshchestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2020;8(1):8-8. (In Russ.) DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10230.
Благодарности: Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ, проект № 18-09-00576.
Acknowledgements: The article was prepared with the support of the RFBR grant, project number 18-09-00576.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Оригинальная статья
«Мы возродим тебя, родной Сталинград!»:
формирование образа Сталинградской битвы
в исторической памяти (1940-е – 1950-е гг.)
А. Ю. Манаев 1
1 Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,
г. Симферополь, Российская Федерация,
ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5998-0152, e-mail: manaev_1977@mail.ru
Аннотация:
Введение. Сталинградская битва является одним из ключевых эпизодов советской истории. Исход сражения во многом предопределил дальнейший ход Великой Отечественной войны. Важным вопросом является изучение формирования образа героической обороны Сталинграда в исторической памяти советского народа. На определенных хронологических этапах элементами коммеморации выступали различные символы. Настоящая работа раскрывает особенности мемориализации событий Сталинградского сражения в период 1940–1950-х годов.
Методы. В ходе исследования проанализированы основные публикации, раскрывающие тему формирования образа Сталинградской битвы в исторической памяти. Выявлен корпус источников, освещающих особенности увековечивания событий сражения на Волге. Рассмотрены основные направления мемориализации Сталинградского сражения, в сравнении с опытом других городов-героев.
Заключение. Среди инструментов формирования в исторической памяти образа Сталинградской битвы в 1940-е – 1950-е годы выделяется ряд ключевых компонентов. Важнейшим направлением деятельности в Сталинграде после окончания битвы стало его восстановление. Именно на этом фоне разворачивается масштабная работа по увековечиванию событий битвы на Волге. В рамках «монументальной пропаганды» в городе устанавливались памятники в честь событий Великой Отечественной войны, возводились обелиски на братских могилах. Образ Сталинградской битвы и героика восстановления города активно пропагандировалась различными художественными средствами: на данную тему появляются литературные произведения, снимаются кинофильмы, издаются альбомы фотографий, создается монументальная панорама «Сталинградская битва», открываются экспозиции в музеях. В качестве примеров героических военных и трудовых подвигов сталинградцев были широко известны образы «Дома Павлова» и «черкасовское движение».
Ключевые слова:
Сталинград, Волгоград, Сталинградская битва, Мамаев курган, Великая Отечественная война, города-герои, историческая память, памятники истории
ВВЕДЕНИЕ
Сталинградская битва по праву считается одним из важнейших событий Второй мировой войны. Хрестоматийным стало определение ее, как начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной, и в целом в разгроме нацистской Германии. Сражение на Волге стало не только примером героизма и самопожертвования бойцов Красной Армии, но и предопределило специфику формирования исторической памяти советского народа в отношении явлений 1941–1945 годов. В частности, это проявлялось в увековечивании вклада воинских соединений и отдельных персоналий в Победу, обустройстве братских могил павших защитников Сталинграда, возведении обелисков, освещении событий войны в литературе и кинематографе.
В современной отечественной историографии рассматриваются различные аспекты Сталинградской битвы как историко-культурного феномена. Анализируется проблематика мемориализации мест сражения, изучение ее влияния на патриотическое воспитание населения, взаимосвязь человека и культурного ландшафта. Весомый вклад в разработку темы внесли авторы публикаций, в которых раскрываются основные направления мемориализации событий Сталинградской битвы. В частности, работы А.В. Антюфеева [1], С. А. Аргасцевой [3; 28], М. М. Гершзона [9], Е. Ф. Кринко [14; 19], А. И. Макарова [21], Т. Н. Орешкиной [5; 26], С. Палмера [42].
Анализ историографии проблемы, в комплексе с исследованием источниковой базы, позволяет рассмотреть особенности формирования образа Сталинградской битвы в исторической памяти: выделить этапы мемориализации событий Сталинградской битве, определить важнейшие «опорные» элементы увековечивания событий на Волге в 1942-1943 годах. В настоящей работе основное внимание уделено опыту мемориализации битвы на Волге в 40-50-е гг. ХХ века – в период послевоенного восстановления города. В этой связи важно рассматривать специфику мемориализации Сталинградского сражения в сравнении с другими регионами, в первую очередь с другими городами-героями Юга России (Севастополем, Керчью, Новороссийском) [22; 23; 32; 33].
СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА: ПЕРВЫЕ РЕШЕНИЯ ПО МЕМОРИАЛИЗАЦИИ, 1942-1944 гг.
Разгром нацистов на Волге, помимо непосредственно военного успеха, имел также неоценимое идеологическое значение. В контексте создания образа Сталинградской битвы в сознании современников символичным выглядит обращение к Сталинграду как к городу-герою. Впервые данный оборот встречается в передовой статье газеты «Правда» от 25 ноября 1942 года «…К новым подвигам зовет <…>, бессмертная слава доблестных защитников городов-героев – Ленинграда, Одессы, Севастополя, Сталинграда». Позже словосочетание «город-герой» фиксируется на страницах «Правды» в связи с публикацией Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 г. об утверждении медалей за оборону Одессы, Ленинграда, Севастополя и Сталинграда (1). В газетной статье по этому поводу указывается, что «…участники обороны четырех городов-героев <…> покрыли себя славой, которая не померкнет в веках». В официальных документах термин «город-герой» впервые использован в Приказе Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года № 20: «Приказываю: сегодня 1 Мая, произвести салют в столицах союзных республик <…>, а также в городах-героях: Ленинграде, Сталинграде, Севастополе и Одессе…» [33, с. 73–74].
Первоочередной задачей после окончания Сталинградской битвы являлось восстановление города, перепланировка разрушенных кварталов и зданий, возведение новых корпусов предприятий «Красный Октябрь», «Баррикады», тракторного завода. Можно сказать, что практически поднятый из руин Сталинград сам по себе является символом Победы мирной жизни над войной. Иностранными специалистами даже высказывались мнения о нецелесообразности и дороговизне восстановления Сталинграда и предлагалось возводить новый город в другом месте, а руины оставить в качестве мемориального комплекса. Однако это предложение даже не рассматривалось всерьез, и все силы были мобилизованы на ликвидацию разрушений [4, с. 45–50; 18, с. 199–200]. При этом всеми проектами восстановления Сталинграда подчеркивалась важность увековечивания памяти о героическом сражении в градостроительной системе.
Уже весной 1943 г. Сталинград посетила комиссия Академии архитектуры СССР, в составе академиков К. Алабяна, А. Мордвинова, А. Щусева и членов-корреспондентов Н. Полякова и Г. Кузнецова с целью проработки решений восстановления города-героя. Проектом восстановления предусматривалось сооружение панорамы обороны Сталинграда на Мамаевом кургане, а на центральной площади планировалось установить монумент героическим защитникам Сталинграда. Причем для сооружения последнего в 1944 г. Комитет по делам архитектуры совместно с Правлением Союза советских архитекторов принял решение о проведении открытого конкурса на проектирование [15; 16]. Генеральным планом восстановления и реконструкции Сталинграда, который был разработан Академией Архитектуры СССР (авторы: К. С. Алабян, Н. Х. Поляков, Д. М. Соболев, А. Е. Пожарский, А.А. Дзержкович), предполагалась значительная перепланировка застройки.
При этом отдельное внимание уделялось мемориализации событий 1942–43 гг.: Дом сержанта Павлова оформлялся как центр архитектурной композиции Площади Обороны, на его торце устанавливались памятные барельефы. В центре площади планировалось установить монументальную скульптуру «Солдату Сталинграда», а здание бывшей мельницы Гергардта оставляли в разрушенном виде, в качестве наглядного примера разрушений в ходе боев за город [18, с. 199–200, с. 217–218; 31, с. 34–38]. Помимо прочего предлагались и различные проекты строительства в Сталинграде грандиозных памятников и комплексов – Дома Советов, Храма Славы, Памятника Сталину и т.д., но эти проекты так и не были реализованы [41, с. 90–99].
В сохранении памяти о Сталинградском сражении особое значение придавалось сохранению материальных свидетельств героической обороны. Еще на завершающем этапе сражения принимались меры по сбору информации о ходе Сталинградской битвы, вплоть до мельчайших деталей. В этой связи еще в январе 1943 г. Сталинградский горком ВКП(б) обращался в штабы воинских частей с просьбой передать музею фотоматериалы, листовки, плакаты, трофейное оружие и другие исторические документы и предметы, относящиеся к событиям Сталинградской битвы. В районах составлялись перечни памятных мест (блиндажи штабов, оборонительные сооружения, окопы, артиллерийские батареи и т.д.), собирались предложения по переименованию улиц, связанных с событиями обороны Сталинграда, обращалось внимание на благоустройство братских могил бойцов Красной Армии. Отдельно рассматривался вопрос о сохранении мест боев на Мамаевом кургане в первоначальном виде [14, с. 53–54].
Одним из основных направлений мемориализации событий Сталинградской битвы стала установка памятников и памятных знаков на местах наиболее ожесточенных боев, благоустройство братских могил, определение ключевых достопримечательных мест. 6 июля 1943 г. Сталинградский городской комитет обороны утвердил постановление об охране и реставрации памятников, связанных с обороной города. В частности, определялось, что в течение летних месяцев необходимо провести полный учет всех памятников (братских и одиночных могил), провести их реставрацию и благоустройство, установить деревянные или каменные памятники.
В 1944 г. на заседании обкома ВКП(б) был рассмотрен откорректированный список памятных мест Сталинградской битвы, определены места братских могил в городе и районах области, также решено создать книгу культурно-исторических памятников области. В то же время отметим, что данные решения не всегда находили реальное воплощение, поскольку первоочередными задачами в городе все же являлись восстановление промышленного потенциала и создание минимальных жилищно-бытовых условий [25, с. 172–173].
МЕМОРИАЛИЗАЦИЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
Несмотря на все трудности послевоенного восстановления уже в середине 1940-х годов на территории Сталинграда возводятся памятники в честь героической обороны. 1 февраля 1946 г. на Площади Павших борцов установлен обелиск на могиле Героя Советского Союза Р. Ибаррури, в 1948 г. установлен бюст дважды Героя Советского Союза В.С. Ефремова. Кроме того, продолжалась работа по выявлению и благоустройству братских могил, над памятными захоронениями устанавливалось шефство предприятий и учреждений.
В 1949 г. решением исполкома горсовета Сталинграда был утвержден список, который включал в себя 28 памятников и 119 братских и одиночных могил. Этим же документом определялись мероприятия по охране объектов культурного наследия и сроки их выполнения. Также, в начале 50-х гг. продолжалась работа по выявлению братских могил: совместно с местными жителями сотрудниками музея Обороны Царицына – Сталинграда было выявлено 9 таких захоронений [26, с. 211–212].
Из наиболее известных монументов, установленных в Сталинграде в послевоенный период можно отметить памятник чекистам – воинам 10-й дивизии НКВД и милиционерам Сталинграда, возведенный в 1947 году. Предложение об установлении данного памятника высказали сотрудники Управления МГБ по Сталинградской области. В дальнейшем был проведен конкурс, в результате которого победителем был признан проект художника-архитектора Ф.М. Коимшиди. На сооружение памятника от сотрудников управлений МГБ и МВД было перечислено более 300 тыс. рублей, еще около 100 тыс. выделил Сталинградский горисполком. В итоге за 7 месяцев строительство памятника было завершено и 11 ноября 1947 г. он был торжественно открыт. Основным элементом памятника является 18-ти метровый каменный обелиск, увенчанный 5-ти метровой бронзовой фигурой офицера-чекиста. В том же году на территории завода «Красный Октябрь» установлен памятник на месте штаба 39-й гвардейской стрелковой дивизии [36, с. 37, 81; 37, с. 45].
В 1948 г. по проекту Ф.М. Лысова был увековечен передний край обороны 62-й и 64-й Армий на момент максимального развития наступления вермахта. Этот рубеж маркирован 17-ю башнями танков Т-34 (14 монументов установлены в 1948 году, еще 3 – в 1964 г.) «Башни Т-34» установлены на «северном плацдарме», на «острове Людникова», в «Логе Смерти», на территориях заводов «Красный Октябрь» и «Баррикады», на склонах Мамаева кургана, в районе «Дома Павлова» [36, с. 169; 37, с. 52–53].
Монументальным памятником по проекту скульптора Е.В. Вучетича увековечено место соединения Юго-Западного и Сталинградского фронтов осенью 1942 года. Памятник построен в 1954-55 гг. и установлен у Цимлянского водохранилища, рядом со шлюзом №13 Волго-Донского канала [10, с. 192]. Символичным стала установка перед центральными проходными Сталинградского тракторного завода памятника рабочим предприятия. Танк Т-34 на бетонном постаменте, облицованном черным и серым гранитом, стал одним из первых монументов послевоенного Сталинграда [3, с. 200].
Продолжалось увековечивание памятных мест и братских могил. Были установлены памятники на братских могилах воинов 45-й стрелковой дивизии (1950 г.), 193-й, 39-й гвардейской и 45-й стрелковой дивизий (на проспекте Металлургов, 1951 г.), бойцов 138-й Краснознаменной стрелковой дивизии (1951 г.), красноармейцев 57-й и 64-й Армий в сквере на Площади Свободы (1958 г.), солдат и офицеров 13-й стрелковой дивизии и 10-й дивизии войск НКВД (1959 г.). В Нижнем поселке завода «Баррикады» сооружена памятная стела в честь героической обороны 138-й стрелковой дивизии, бойцы которой в разгар битвы в ноябре-декабре 1942 года удерживали «остров Людникова» (1955 г.). На месте блиндажа пункта связи «Ролик» 138-й Краснознаменной стрелковой дивизии («остров Людникова») установлен памятный знак в виде стелы (1955 г.), на восстановленных зданиях открываются мемориальные доски, например, на здании командного пункта 138-й Краснознаменной стрелковой дивизии [3, с. 184; 36, с. 66, 78, 85; 37, с. 47, 50–51]. В 1957 г. по проекту архитектора В.Е. Шалашова оформляется мемориал на Площади Павших борцов, где были захоронены и погибшие защитники Царицына (1919–1920 гг.), и герои Сталинградской битвы – воины 62-й и 64-й армии. Единый комплекс представляет собой саркофаг из красного гранита, увенчанный бронзовыми венком и звездой с Вечным огнем. Композиционной доминантой является 50-ти метровый гранитный обелиск. До строительства мемориального комплекса на Мамаевом кургане ансамбль на Площади Павших борцов был ключевым памятников военной славы в Сталинграде [3, с. 59, 190–191].
МАМАЕВ КУРГАН – ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СИМВОЛ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ
Безусловно, одним из важнейших символов Сталинградской битвы является Мамаев курган. Уже в феврале 1943 года на его вершине воздвигается первый памятник – обелиск на братской могиле воинов 284-й стрелковой дивизии [2, с. 224]. В дальнейшем, на склонах холма – в месте встречи частей 21-й и 62-й Армий Донского фронта – на постаменте будет установлен танк Т-34 «Челябинский колхозник» [37, с. 14; 28, с. 91], а также, один из монументов, обозначающих передний край обороны советских войск в период наибольшего продвижения гитлеровцев – башня танка Т-34 [37, с. 52-53].
В начале 1950-х гг. начинает формироваться сакральный, «заповедный» образ территория Мамаева кургана в восприятии современников. Об этом свидетельствует решение Сталинградского горисполкома «Об охране исторических памятников и братских могил», принятое в июне 1950 г., согласно которому запрещалось выделение гражданам земельных участков под хозяйственное использование на территории Мамаева кургана [26, с. 211–212]. В тоже время отметим, что в 40-е – 50-е годы Мамаев курган сохранял еще во многом облик военных лет. Так, по воспоминаниям жителей освобожденного Сталинграда в 1943–1945 гг. от взрывов боеприпасов на Мамаевом кургане регулярно гибли подростки [6, с. 58]. Чувства от посещения Мамаева кургана в 1950 г. передает писатель Виктор Некрасов: «Война не ушла еще отсюда. Окопы обвалились, обмелели, заросли травой, но они были. И ржавые патроны, гильзы, каски, котелки, штыки, затворы, пулеметные ленты, истлевшие портянки из вафельных полотенец... И кости… То тут, то там белели в траве черепа – теперь уж не поймешь, где русские, где немцы» [24, с. 36].
Несмотря на определенное запустение этой территории в послевоенные годы активно обсуждались проекты мемориализации сражения на Мамаевом кургане. Архитектор А.М. Синявер, посетивший в 1953 г. Сталинград, отмечал в своем отчете, что здесь планируется соорудить здание панорамы Сталинградской битвы, а также обустроить на склонах кургана большое мемориальное кладбище защитников Сталинграда [34, л. 20]. Но лишь в конце 1950-х годов окончательно будет сформирована идея создания мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Отправной точкой является принятие Постановления Совета Министров СССР от 23 января 1958 г. «О сооружении в Сталинграде памятника-монумента в ознаменование победы над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом» [11, л. 4], а уже в 1959 г. Постановлением Совета Министров РСФСР утверждена смета расходов на сооружение памятника-монумента в Сталинграде в размере 37,7 млн рублей (автор проекта – скульптор Е.В. Вучетич) [12, л. 47]. Начало строительства мемориального комплекса на Мамаевом кургане ознаменует новый этап формирования в исторической памяти образа Сталинградской битвы. История создания этого мемориального комплекса, торжественное открытие которого состоялось лишь в 1967 г., подробно изложена в публикации историка С. Палмера [42].
СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА В ЛИТЕРАТУРЕ, КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ
Помимо монументальной пропаганды в формировании исторической памяти о Сталинградском сражении играли и другие средства. В период сражения к Сталинграду было приковано внимание всех советских граждан. Скупость официальной информации вызывала неподдельный интерес ко всему, что касалось сражения. В этой связи популяризация знаний о Сталинградской битве выступала важным идеологическим механизмом, официальная советская пропаганда активно обращалась к примеру Сталинграда, как к прообразу Победы. Особую роль в формировании образа сражения на Волге у широких слоев населения играла художественная литература, например, такие произведения как «Дни и ночи» Константина Симонова (1943), «Оборона Сталинграда» Василия Гроссмана (1944), «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова (1946) и другие. В данном случае указанные повести выступали в качестве специфических элементов закрепления Сталинградской битвы в коллективной памяти всех советских граждан.
Еще одним важным ресурсом, который активно участвовал в формировании исторической памяти о Сталинградском сражении в послевоенные годы, являлся кинематограф. В этой связи необходимо отметить подготовку документальных хроник «Сталинградская битва» (1943) и «Восстановление Сталинграда» (1944), а также выпуск художественных фильмов «Дни и ночи» (1944, режиссер А.Б. Столпер), «Великий перелом» (1945, режиссер Ф.М. Эрмлер), «Сталинградская битва» (1949, режиссер В.М. Петров), «Солдаты» (1956, режиссер А.Г. Иванов). Отметим, что подробный анализ образа Сталинградского сражения в советском кинематографе представлен в работе Е.В. Волкова [8].
Ключевые позиции в деле популяризации знаний о Сталинградской битве отводились Государственному музею обороны Царицына – Сталинграда имени И.В. Сталина (2). 12 февраля 1943 г. Сталинградский обком ВКП(б) принял решение о восстановлении деятельности музея обороны Царицына – Сталинграда. До завершения ремонта здания музея уже в ноябре 1943 г., в 10 отремонтированных помещениях в подвале главного универмага, открылась временная выставка, связанная с обороной Сталинграда. Кроме того, на территории бывшего стадиона «Динамо» была развернута экспозиционная площадка с трофейной техникой: 6 самолетов, 10 танков, 23 орудия. В пополнении фондовой коллекции нового музея большую роль сыграли местные жители и ветераны войны, непосредственные участники обороны Сталинграда. В дар музею передавались различные экспонаты: печатная продукция, личные бытовые вещи, трофейное оружие, знаки отличия, знамена воинских частей противника [25, с. 172–173].
Довоенное здание музея было практически полностью разрушено. В 1946 г. на основании проекта, выполненного архитектором И.Е. Фиалко, началось его восстановление. Несмотря на все финансовые и организационные сложности, работы по восстановлению продолжались и 6 июня 1948 г. новый музей был открыт. Отметим, что из всех работ, которые на тот момент осуществлял Главсталинградстрой, это были единственные, проходившие на объекте культурного профиля. Ориентировочное финансирование восстановительных работ на 1947 г. составляло 700 тыс. рублей [13, с. 279–282].
В залах музея была сформирована отдельная экспозиция, посвященная событиям битвы на Волге. В 1949 г. музей обеспечил прием 175 экскурсий из различных городов Советского Союза, за первые годы количество посетителей составило более 200 тыс. человек [40, с. 148, 150]. С начала 50-х гг. музей начал активно осуществлять экскурсионную деятельность, в первую очередь в весенне-летний период. В 1951 году экскурсии посетили 19 352 человека, в 1954 г. – 101 019 человек. Наиболее популярными маршрутами экскурсий были «Музей обороны Царицына – Сталинграда», «По историческим местам Царицына – Сталинграда», «Сталинградская битва» (по местам боев 62-й и 64-й Армий), Волго-Донской канал имени В.И. Ленина [20, с. 194–195].
Одним из направлений по популяризации и мемориализации Сталинградской битвы было создание монументального художественного произведения – по принципу Панорамы в Севастополе. Об этом говорилось еще в военные годы, а реализация планов началась в конце 40-х годов. В 1947 – 1949 гг. группой художников во главе с Н.Г. Котовым и В.Н. Яковлевым было создано полотно панорамы «Героическая оборона Сталинграда», которая экспонировалась в 1949 г. в Москве, а в 1950 г. в Риге. Однако данное произведение было критически оценено специалистами и позднее не демонстрировалось.
В 1948 г. другой группой художников (А.А. Горпенко, П.И. Жигимонт, Г. Марченко и др.) была начата работа над новой панорамой. Ее выставочный эскиз экспонировался на отчетной художественной выставке в Академии художеств СССР в 1950 г., а в 1952 г. – в Сталинграде, однако, дальнейшее ее местонахождение не установлено.
И лишь в конце 1950-х гг. в ходе реализации проекта по строительству мемориала на Мамаевом кургане началась работа по строительству здания Панорамы и создания нового монументального полотна, которое было завершено только в 1980-е годы [29, с. 5–13].
Интересно также проанализировать образ послевоенного Сталинграда в официальной фотографии и почтовых открытках. Для истории ХХ века аудио-видео-фото материалы являются важными историческими источниками, фиксирующими различные аспекты жизни общества. Учитывая широкую доступность и интерес широких слоев общества к визуальным образам, эти элементы становились важными инструментами в деле формирования «правильных» акцентов восприятия и мемориализации Сталинградской битвы.
Уже в годы войны ряд фотографий из Сталинграда стал классикой советского фотоискусства, например, образ уничтоженного города и трагедии мирных жителей ярко иллюстрирует фото Э.Н. Евзерихина «23 августа 1942 года. После массированного налета гитлеровской авиации», на которой запечатлен фонтан «Танцующие дети» (или «Бармалей», «Дети и крокодил») на фоне уничтоженных и пылающих жилых домов Сталинграда [17, с. 113].
"ДОМ ПАВЛОВА", "ЧЕРКАСОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ" И ДЕТИ ВОЙНЫ
Героическое восстановление Сталинграда и возвращение города к мирной жизни стало основной темой осмысления Сталинградской битвой в 40-е – 50-е года ХХ века. Акцент в этот период делался именно на трудовом героизме и радости мирной жизни, а не на трагических событиях 1942–1943 гг. Это отличает послевоенное десятилетие от периода 1960–1980-х годов, когда со строительством мемориала на Мамаевом кургане и возведением других монументов в Волгограде и области именно героика и трагедия военных лет выйдет на первый план.
Трудовую эйфорию 1940–1950-х годов можно проследить на примере альбома фотографий Сталинграда, изданного в 1956 году. Отметим, что из почти 100 иллюстраций только 2 фотографии относятся к военному времени, и еще 5 иллюстрируют памятники, связанные с событиями Сталинградской битвы, на остальных – моменты мирной жизни, труда и отдыха граждан [39]. Эту же тенденцию можно проследить на подборе фотографий для набора почтовых открыток с видами Сталинграда, изданных в 1960 г.: из десяти открыток только на двух обелиски, связанные с событиями Великой Отечественной войны – комплекс на Площади Павших борцов и Памятник воинам и офицерам, павшим при ликвидации Центральной немецко-фашистской группировки [38].
Дискурс Сталинградской битвы создавал в исторической памяти и своеобразные штампы и шаблоны. Наиболее ярко это можно проследить на примере такого хрестоматийного символа сражения на Волге как «Дом Павлова». В сознании большинства советских граждан и современников это словосочетание вызывает четкое представление о подвиге старшего сержанта Красной Армии Якова Федотовича Павлова, который в течение 58 дней вместе с группой красноармейцев удерживал важный стратегический пункт – разрушенное 4-х этажное здание, впоследствии названное «Дом Павлова». В тоже время большинство исследователей считают, что Я.Ф. Павлов являлся командиром группы, которой была поставлена задача – закрепиться в здании. Позднее прибыло подкрепление – группы бронебойщиков, минометчиков и взвод автоматчиков во главе с лейтенантом Иваном Филипповичем Афанасьевым, который и принял на себя общее командование гарнизоном опорного пункта. Однако в литературе и исторической памяти прочно закрепилось понятие «Дом Павлова», а не «Дом Афанасьева», как пример героического сопротивления защитников Сталинграда. При этом отметим, что термин «Дом Павлова» впервые применили артиллеристы, обозначая его так на картах, под таким же именем здание фигурировало в донесениях 62-й Армии [17, с. 151; 30, с. 92].
После окончания Великой Отечественной войны И.Ф. Афанасьев проживал в Сталинграде, участвовал в торжественной церемонии открытия мемориального комплекса на Мамаевом кургане в 1967 г., однако, за свой подвиг так и не был удостоен звания Героя Советского Союза, в отличие от Якова Федотовича Павлова, который получил эту награду в 1945 году. Отметим также, что в мемуарах Я.Ф. Павлова, изданных в 1951 г., ни разу не упомянуто имя лейтенанта И.Ф. Афанасьева [27].
Легендарный «Дом Павлова» напрямую связан с еще одним символом восстановления Сталинграда – «черкасовским движением». Александра Максимовна Черкасова (1912 – 1993) стала инициатором почина организации добровольческих бригад по восстановлению разрушенных зданий города. 13 июня 1943 г. бригада добровольцев во главе с А.М. Черкасовой присоединилась после своей трудовой смены к строителям на «Доме Павлова». К концу года в городе было уже 863 «черкасовские» бригады, в которых отработало около 15 тыс. человек [7, с. 361–362]. Лозунг «Мы возродим тебя, родной Сталинград!», напечатанный на обложке «Книжки черкасовца» и вынесенный в заглавие настоящей статьи, можно по праву считать девизом сталинградцев в 1940–1950-х гг. [3, с. 53].
Интересным и перспективным направлением исследований современной отечественной историографии, посвященной Сталинградской битве, является изучение специфики «военного детства» и влияния войны на формирование личностей детей и подростков. В рамках темы нашего исследования можно констатировать, что дети-сталинградцы в послевоенный период стали одним из элементов формирования образа героической битвы в исторической памяти советского общества, составляя специфическое «военное братство» и отмечая особую сопричастность к Великой Победе [14, с. 90–91; 35, с. 42].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, анализируя механизмы и инструменты формирования образа Сталинградской битвы в 1940-е – 1950-е годы в исторической памяти можно выделить ряд ключевых компонентов и тенденций. Важнейшим направлением деятельности в Сталинграде после окончания битвы стало его восстановление. Именно на этом фоне разворачивается масштабная работа по увековечиванию событий битвы на Волге. В рамках реализации политики «монументальной пропаганды» в городе устанавливаются памятники в честь событий Великой Отечественной войны, возводятся обелиски на братских могилах. Образ Сталинградской битвы и героика восстановления города активно пропагандируется различными художественными средствами: на данную тему появляются литературные произведения, снимаются кинофильмы, издаются альбомы фотографий, создается монументальная панорама «Сталинградская битва», открываются экспозиции в музеях. В качестве примеров героических военных и трудовых подвигов сталинградцев получили широкую известность такие понятия, как «Дом Павлова» и «черкасовское движение».
Отдельным вектором в изучении специфики мемориализации событий Сталинградского сражения является анализ воспоминаний жителей осажденного города, и в первую очередь – детей, на десятилетия сохранившие в памяти образы военных лет.
Начало 60-х годов ХХ века знаменует новый этап в мемориализации событий Великой Отечественной войны. Для Сталинграда это воплотилось в строительстве грандиозного мемориального комплекса на Мамаевом кургане, который во многом предопределил специфику увековечивания памяти войны в СССР в целом, и в городах-героях в частности.
Примечания
Список литературы
Информация об авторе
Манаев Александр Юрьевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, г. Симферополь, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Манаев Александр Юрьевич, e-mail: manaev_1977@mail.ru
PATRIOTIC EDUCATION
Original Paper
«We will revive you, beloved Stalingrad!»:
forming the image of Stalingrad battle in historical memory, 1940s - 1950s
A. Yu. Manaev 1
1 Crimean Federal University named V.I. Vernadskiy
Simferopol, Russian Federation,
ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5998-0152, e-mail: manaev_1977@mail.ru
Abstract:
Introduction. The Battle of Stalingrad is one of the key episodes of Soviet history. The outcome of the battle in many ways determined the further course of the Great Patriotic War. An important issue is the study of the formation of the image of the heroic defense of Stalingrad in the historical memory of the Soviet people. At certain chronological stages, various symbols were elements of the commutation. The present work reveals the peculiarities of memorization of the events of the Battle of Stalin during the 1940-1950’s.
Methods. The study analyzed the main publications revealing the topic of formation of the image of the Battle of Stalingrad in historical memory. A body of archival sources covering the peculiarities of perpetuating the events of the battle on the Volga has been identified. The main directions of memorization of the Battle of Stalingrad are examined, in comparison with the experience of other cities-heroes.
Conclusion. Among the instruments of formation in historical memory of the image of the Battle of Stalingrad in the 1940-50’s a number of key components are distinguished. The most important activity in Stalingrad after the end of the battle was its restoration. On this background that huge work is unfolding to perpetuate the events of the Battle on the Volga River. Within the framework of «monumental propaganda», monuments are installed in the city in honor of the events of the Great Patriotic War, and obelisks are erected on brotherly graves. The image of the Battle of Stalin and the heroic of the restoration of the city is actively promoted by various artistic means: literary works appear on this topic, films are shot, photo albums are published, a monumental panorama «The Battle of Stalingrad» is created, exhibitions in museums are opened. The images of the «House of Pavlov» and the «Cherkasov’s movement» were widely known as examples of heroic military and labor feats of inhabitants of Stalingrad.
Keywords:
Stalingrad, Volgograd, Stalingrad battle, Mamaev Kurgan, Great Patriotic War, WWII,
hero cities, historical memory, historical sites
References
Information about the author
Alexandr Yu. Manaev, Cand. Sci. (History), Assoc. Prof. of the Department of Russian History of Crimean Federal University named V.I. Vernadskiy, Simferopol, Russian Federation.
Corresponding author
Alexandr Yu. Manaev, e-mail: manaev_1977@mail.ru
Наука. Общество. Оборона
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense