Международные механизмы санкционного воздействия
Дискуссионный круглый стол Научно-методологического объединения по миграционным и демографическим процессам и Профессорского клуба Финансового университета
9 февраля 2018 года в Профессорском клубе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации прошло дискуссионное обсуждение одной из актуальных проблем современных международных отношений и государственного строительства – механизмов санкционного воздействия.
Основные вопросы обсуждения:
- Санкционный режим Совета Безопасности ООН как современная система поддержания и сохранения мира («умные санкции»).
- Особенности политики санкционного воздействия ЕС и США и ответные политико-правовые инструменты санкционирования России.
- Инструменты санкционирования в решении вопроса внешней неконтролируемой (в том числе незаконной) миграции.
Дискуссионное обсуждение носило не только теоретический, но и практический характер.
В рассмотрении основных вопросов дискутируемой проблемы, обобщении и законодательном толковании актуальных аспектов международных механизмов санкционного воздействия на высоком профессиональном уровне и с активной гражданской позицией участвовала Ольга Леонидовна Тимофеева, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, член Комитета Совета Федерации по международным делам. Сенатор приняла к рассмотрению предложения экспертов, тематические идеи для дальнейшего научно-экспертного дискуссионного обсуждения важнейших проблем государственного развития и современного миропорядка. По итогам обсуждения готовится резолюция.
Ольга Леонидовна ознакомила участников круглого стола с основными направлениями деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Комитета Совета Федерации по международным делам.
Анатолий Александрович Власов, член научно-консультативного совета Гражданско-правовой секции Верховного Суда Российской Федерации, профессор кафедры международного частного и гражданского права Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации», доктор юридических наук, профессор предложил включить в итоговый документ обсуждения международных механизмов санкционного воздействия следующее:
- Совершенствование понятийного аппарата и разграничение понятий «санкций» и «односторонних ограничительных мер».
- Использование в международном праве института односторонних ограничительных мер и применение его только к тем государствам, которые нарушили нормы международного права.
- Грубое нарушение правил ВТО, где действует режим наибольшего благоприятствования в торговле, проявление дискриминации к поставщикам товаров и услуг другой страны, потеря в том числе, третьими странами, рынка сбыта своих товаров, появление «черного рынка» и извлечение огромной неоправданной прибыли контролирующими его группами; ущемление прав и законных интересов в целом населения страны.
- Опасность и негативные последствия использования по политическим и экономическим мотивам в международном праве института односторонних ограничительных мер к государствам в связи подрывом усилий Совета Безопасности ООН по поддержанию международного мира и безопасности в целом на земном шаре.
Свои экспертные оценки представила Карин Беше-Головко, президент Ассоциации Комитас Гентиум Франция-Россия. По мнению Карин Беше-Головко:
1. Санкционное воздействие считается законным инструментом, формально, когда санкции принимаются соответственно с действующими нормами определенной правовой системы (в рамках международного права – ООН или ЕС, например, или в рамках национальной правовой системы); любое государство или организация при желании может техническим образом узаконить свою политическую волю и создать подходящие правовые рамки.
2. Сам факт применения санкций означает провал политики. Политика - это искусство убеждать, нахождение компромиссов. Санкция - это выражение
односторонней воли, отчуждение от политического подхода и приближение к силовому подходу.
3. Цель санкций – идеологическая. Государство, которое принимает санкции, считает себя легитимным указывать другим государствам, какой именно
идеологический курс правильный. В этом смысле, санкции – это инструмент доминирования. Санкции работают не только тогда, когда государство, в отношении которого их приняли, исправно выполняет
наложенные на него обязательства, но и тогда, когда оно признает правоту этих санкций (это обязательное условие). В качестве примера, можно вспомнить требование признать обоснованность доклада
Мак Ларена.
4. Когда санкции приняты, у государства три возможных пути:
- выполнять все наложенные на него обязательства и особенно публично признать их правоту: тогда санкции прекращаются в связи с публичным выражением «клятвы верности», но государство моментально теряет свой суверенитет;
- частично выполнять наложенные на него обязательства, не признавая их идеологическую легитимность, и перестроиться в парадигме санкционного воздействия: тогда государство может стараться выиграть время для решения ситуации и создать иллюзию «нормальности» в обществе, но оно «запирается» в замороженный конфликт, поскольку государство борется с последствиями, а не с причиной этого конфликта;
- откровенно отказаться признать правоту другого государства или организации принять в отношении него ограничительных мер любых видов: государство консолидирует вокруг себя общество, но такой подход требует четкой, ясной и последовательной политической воли на высшем уровне. В таком случае, государство борется с причиной политики санкционного воздействия, признает фундаментальный характер конфликта, который и так уже существует.
Резюмируя, К. Беше-Головко, сделала вывод, что политика санкционного воздействия в отношении России носит системный и фундаментальный характер, только системные и фундаментальные меры могут быть эффективными. Россия может разрушить этот порочный круг, только приняв не силовую борьбу. Например, сохранение и укрепление сильных национальных традиций образования и осознанный отказ в этом смысле от навязываемых глобализационных парадигм - есть ответ более сильный и для Запада более чувствительный, чем любые грозные политические заявления.
Московское бюро Международной организации по миграции (МОМ) представил К.Д. Шевченко. Им были поставлены проблемы: Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции, финансового и политического давления на международные организации; рисков, угроз и вызовов глобальных миграционных процессов и возможности применения санкционных инструментов для их упреждения.
Задачи и пути превентизации рисков, угроз и вызовов глобальных миграционных процессов, рассмотреные в контексте выступления сотрудника МОМ, были проанализированы руководителем Научно-методологического объединения по миграционным и демографическим процессам Финансового университета Мариной Леонидовной Галас.
В дискуссии выступили с сообщениями научные эксперты:
- О.А. Александрова, заместитель директора по научной работе Института социально-экономических проблем народонаселения РАН;
- К.В. Аршин, аналитик Центра межрегиональных программ и проектов;
- А.И. Ильинский, декан Международного финансового факультета Финансового университета;
- О.Н. Ларин, ведущий научный сотрудник Сектора международных экономических организаций Центра экономических исследований ФГНБУ «Российский институт стратегических исследований».
Активное участие в проведении дискуссионного обсуждения приняла Силласте Г.Г., профессор Департамента социологии Финуниверситета, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Галина Георгиевна выделила научно-фундаментальные составляющие рассмотренной в ходе дискуссии проблемы.
Организаторы мероприятия: Научно-методологическое объединение по миграционным и демографическим процессам, Факультет социологии и политологии Финансового университета. Поддержку в проведении дискуссионного круглого стола оказал председатель Профессорского клуба, профессор Департамента политологии Я.А. Пляйс. Яков Андреевич подвел итоги дискуссионного обсуждения, обозначив ключевые проблемы и наметив возможные направления их решения.
Научное руководство мероприятием и модерирование дискуссии осуществлялись Галас М.Л., главным научным сотрудником Института проблем эффективного государства и гражданского общества Департамента политологии Финансового университета и деканом Факультета социологии и политологии Финуниверситета Александром Борисовичем Шатиловым.
Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации