Миграционные процессы: международные проблемы и риски для России
12 апреля 2017 года в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации состоялась III сессия Научно-методологического объединения по миграционным и демографическим процессам при Факультете социологии и политологии Финансового университета.
Научный семинар в рамках сессии проводился с целью научно-методологического обеспечения и распространения новых форм и методов работы в сфере прогнозирования и регулирования миграционных и демографических процессов в Финансовом университете, других образовательных организациях и научно-исследовательских учреждениях Российской Федерации.
Научное руководство семинара осуществляла Марина Леонидовна Галас – доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института проблем эффективного государства и гражданского общества Департамента политологии Финансового университета.
С докладом на тему «Регулирование миграции на уровне региональных международных организаций: проблемы и перспективы» выступила О. А. Терновая, кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. В современных условиях глобализации, как отметила Ольга Анатольевна, правовое регулирование миграции все чаще выходит за рамки национального законодательства. На уровне региональных международных организаций возникает проблема соотношения национального, международного и наднационального законодательства, регулирующего миграционные отношения.
В качестве примера региональной международной организации, в которой на уровне Договора о ЕАЭС регулируется не только сотрудничество государств – членов в сфере трудовой миграции, но и трудовая деятельность трудящихся государств – членов, права и обязанности трудящихся государств – членов, Ольга Анатольевна рассмотрела Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о ЕАЭС, в соответствии с которым в рамках ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной политики, определенной Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках ЕАЭС.
Для решения наиболее распространенных миграционных проблем, актуальных для ЕАЭС и других региональных международных организаций, таких как въезд иностранцев на территорию государств, вопросы убежища, борьба с незаконной миграцией и т.д. следует развивать международное сотрудничество с учетом возможностей региональных международных организаций в сфере формирования наднациональных норм. Именно поэтому в современных условиях на первый план выдвигается проблема унификации правового регулирования миграционных отношений.
В этой связи в завершении своего доклада Ольга Терновая сформулировала следующие предложения:
«Сегодня целесообразно работать над унификацией и гармонизацией миграционного законодательства государств ЕАЭС (России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии), учитывая при этом особенности миграционного законодательства других государств СНГ. Кроме того, позитивный опыт миграционного законодательства Европейского Союза может быть использован и на евразийском пространстве в процессе подготовки методики сближения национального миграционного законодательства государств Евразийского экономического союза».
Вместе с тем, по мнению П. А. Шашкина (кандидат философских наук, доцент Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, старший научный сотрудник Центра политологических исследований Финансового университета), последнее предложение вызывает сомнение.
«Именно внешняя политика – главное связующее звено ЕС, поэтому опыт законодательства данного Союза вряд ли может быть использован для евразийской интеграции в области миграции, где национальное законодательство и национальные интересы играют главенствующую роль» – отметил в своем выступлении Павел Александрович.
Геополитические аспекты квалификации военных преступлений в контексте миграционных рисков осветила в своем докладе М. А. Рыльская, доктор юридических наук, директор Института проблем эффективного государства и гражданского общества Финансового университета, действительный член Академии военных наук Российской Федерации. В качестве вывода Марина Александровна отметила необходимость более активного обращения к мировому сообществу с целью привлечения внимания к деятельности частных военных компаний, их встроенности в систему Международного гуманитарного права.
Главные миграционные риски для России раскрыл А. Б. Шатилов (кандидат политических наук, декан факультета «Социология и политология» Финансового университета) в докладе на тему «Перспективы реализации миграционной политики России в ДHP и ЛНР». По его мнению, военно-политическая обстановка на юго-востоке Украины представляет для России на сегодняшний день главный миграционный риск.
Александр Борисович, прогнозируя два варианта развития событий данного «горящего конфликта», в обоих случаях отмечает появление новых миграционных рисков для Российской Федерации. В случае поражения ДНР и ЛНР прогнозируется поток миграции («массовый исход») в Россию, который может превышать показатели 2014-2015 гг. и составить около 1 млн человек (для сравнения, количество вынужденных переселенцев из Украины в 2014 г. составило 250 тыс. человек). При сохранении обстановки на юго-востоке Украины в форме вялотекущего конфликта (второй вариант) Александр Шатилов оценивает риски России, связанные с возможностью вовлечения ее ресурсов в процесс реабилитации ветеранов и жертв военного конфликта.
Проблемы перехода легального въезда в нелегальную занятость, большого притока трудовых мигрантов в Россию, которые становятся уязвимой категорией, испытывающей дискриминацию, соотношения и противостояния интересов крупного бизнеса и интересов личности (мигранта) и общества обозначила в своем выступлении член Global Migration Policy Associates (Geneva, Switzerland) О. В. Кадышева.
Причины актуальности данных проблем для России, по оценке Ольги Владимировны, связаны как с упущениями в состоянии российского общества, так и некоторыми провалами в государственной политике. При этом она считает, что основным фактором, способствующим решению проблем миграционной политики, является наличие в обществе и государстве социальной справедливости.
Представитель Международной организации по миграции при ООН (Московское Бюро) К. Д. Шевченко обратил внимание участников научного семинара на переход операции «Нелегал» из ежегодного мероприятия в постоянный процесс. Проект этого решения был принят в Москве 31 марта 2017 года главами миграционных ведомств стран – членов ОДКБ. 11 апреля члены Постоянного Совета ОДКБ одобрили проекты Соглашения о сотрудничестве государств – членов ОДКБ в борьбе с незаконной миграцией и Решения Совета коллективной безопасности ОДКБ о совершенствовании мер по противодействию незаконной миграции, предусматривающие придание операции «Нелегал» статуса постоянно действующей региональной операции ОДКБ.
При проведении «Нелегала» за период с 2008 года в государствах – членах ОДКБ было выявлено более 1 миллиона нарушений миграционного законодательства. По выявленным правонарушениям наложено административных штрафов на сумму более 76 миллионов долларов США.
Возбуждено свыше 5 тысяч уголовных дел в отношении организаторов незаконной миграции и свыше 400 уголовных дел за торговлю людьми, а также свыше 100 тысяч уголовных дел по другим составам преступлений, выявленным в ходе операций. Задержано свыше 1600 лиц, находившихся в международном розыске. Выявлены сомнительные финансовые операции, только в рамках «Нелегал-2016», на сумму около 1,5 млрд долларов США.
Источник: Пресс-служба ОДКБ
При этом, масштабы проблемы нелегальной миграции из России в Европу, по оценке Кирилла Дмитриевича, оказалась преувеличенными. В настоящее время нелегальные миграционные потоки между Россий и ЕС сопоставимы; снижаясь со стороны России и возрастая со стороны Европейских государств.
Отвечая на вопросы модератора семинара, В. Г. Кикнадзе (доктор исторических наук, доцент, главный научный сотрудник Финансового университета, советник РА РАН) оценил возможности перерастания миграционных рисков в миграционные угрозы для Российской Федерации.
По мнению Владимира Георгиевича, в краткосрочной и среднесрочной перспективе миграционные риски как внешний фактор («миграционное оружие») с высокой степенью вероятности могут представлять опасность для национальной (приграничной и военной) безопасности России.
В долгосрочной перспективе, помимо внешнего фактора, опасность для безопасности России (общественной, военной и государственной) может представлять и внутренняя составляющая миграционных процессов, которая взаимосвязана с решением в Российской Федерации демографической проблемы. Владимир Кикнадзе отметил, что дестабилизирующую роль в перерастании миграционных рисков в опасности на территории России могут сыграть низкий уровень этнокультурной компетентности населения, неадекватное представление о нормах поведения народов Российской Федерации, рост националистических настроений в обществе, ослабление внимания к вопросам интернационального воспитания, в том числе к историческому опыту участия иноземцев в обеспечении военной безопасности России.
По результатам работы III сессии Научно-методологического объединения по миграционным и демографическим процессам при Факультете социологии и политологии Финансового университета участники научного семинара в качестве итогов дискуссии пришли к следующим выводам.
Во-первых, важное значение для создания наднационального права будет иметь решение проблемы его унификация или гармонизация, в том числе унификации терминологии, а также необходимость реального включения государств в решение проблем глобальной системы миграции населения.
Во-вторых, сложность регулирования миграции на уровне региональных международных организаций заключается в отсутствии тождественности количества стран – участниц различных региональных организаций и собственно их состава, принципиальных отличиях Европейской и Евразийской интеграционных систем, что необходимость учитывать при создании наднационального законодательство в области миграции.
В-третьих, необходимо внести изменения в Международное гуманитарное право (кодифицировано в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН) в области его распространения на деятельность частных военных компаний (включения в участники конфликта), в том числе в ходе вооружённые конфликты не международного (внутреннего) характера.
В-четвертых, миграционные риски как внешний фактор («миграционное оружие») с высокой степенью вероятности могут представлять опасность для национальной (приграничной и военной) безопасности России. Российская Федерация должна быть готова к потоку миграции из ДНР и ЛНР, который может превышать показатели 2014-2015 гг. и составить около 1 млн человек. В том числе оказанию медицинской и психологической помощи ветеранам и жертвам военного конфликта, возможному росту безработицы. В долгосрочной перспективе опасность для России (общественной, военной и государственной безопасности) может представлять внутренняя составляющая миграционных процессов, которая взаимосвязана с решением демографической проблемы. Эффективному решению данных проблем во многом будет способствовать наличие в обществе и государстве социальной справедливости, создание системы этнокультурной, социальной адаптации иммигрантов и старожильческого населения к новым условиям, повышение внимания к вопросам интернационального воспитания.
Кроме того, принято решение направить научно-практические рекомендации в заинтересованные государственные органы власти, международные и общественные организации.
Фото: Александр Камшуков