Принята на симпозиуме Секции «Военное строительство. 

Военная доктрина»  

 

 

Резолюция секции № 1

1-й научно-практической конференции отделения № 10

Российской академии ракетных и артиллерийских наук

 

Современные военные конфликты носят трудно прогнозируемый, скоротечный характер и сопровождаются активным применением военных и невоенных средств. Существенно расширяется состав разноведомственных группировок войск (сил), привлекаемых к решению задач обороны, увеличивается спектр и сложность вопросов взаимодействия между ними и государственными структурами.

 

Все большее влияние при достижении военно-политических целей жизнедеятельности государств приобретают политические, дипломатические, экономические и другие меры, в том числе скрытого характера. Особенная роль в реализации этих мер принадлежит неправительственным международным организациям и частным военным компаниям.

 

Время реакции на переход от политико-дипломатических, экономических и информационных мер к применению военной силы максимально сократилось. Принимаемые военно-политическим руководством государства решения на создание группировок войск (сил) формируются в реальном масштабе времени. Центр тяжести военных действий все более смещается в информационное и космическое пространство.

 

Завершение создания глобальной системы ПРО США, реализация ведущими иностранными государствами концепций геоцентрического ТВД, мгновенного глобального удара, сетецентрического пространства, нахождение на постоянной основе в ключевых районах мира боеготовых группировок войск и сил ведущих зарубежных стран обеспечивают им возможность нанесения ударов независимо от места приложения силы в кратчайшие сроки.

 

Анализ тенденций развития информационных технологий и их применения в военной сфере показал, что достижение информационного превосходства возможно только при наличии всеохватывающей информационно-телекоммуникационной сферы – единого информационного пространства Вооруженных Сил и Российской Федерации в целом.

 

В Вооруженных Силах Российской Федерации проводятся мероприятия по их переходу на рациональный состав и организационную структуру. Созданы предпосылки для инновационного развития систем вооружения и управления, создания единого информационного пространства Вооруженных Сил и внедрения новых информационных технологий в процессы управления войсками (силами) и оружием.

 

Потребность в эффективном функционировании системы обеспечения военной безопасности Российской Федерации обусловила необходимость вскрытия угроз и опасностей и уточнения подходов к решению проблем в этой области.

 

Все эти изменения предопределили необходимость совершенствования военной безопасности Российской Федерации, уточнения роли государственных и негосударственных институтов в ее обеспечении, роли и места военной науки в обосновании направлений развития систем, комплексов и средств вооруженной борьбы, повышения качества подготовки научно-педагогических, военных и инженерных кадров, военно-технического сотрудничества, а также исследования проблем военной истории.

 

Важнейшими задачами в этой области являются:

  • прогнозирование и оценка военных угроз Российской Федерации и выработка на этой основе предложений по совершенствованию государственной политики в области обороны и военной политики государства;
  • обоснование основных направлений военного строительства, строительства и развития видов и родов войск и Вооруженных Сил в целом;
  • создание целостной теории непрямых и асимметричных действий, проводимых различными федеральными органами исполнительной власти по единому плану, в интересах превентивной нейтрализации угроз военной безопасности России;
  • развитие форм применения и способов действий группировок войск (сил), определение их оптимального состава.

Результатом 1-й научно-практической конференции отделения № 10 РАРАН «Военная безопасность России: взгляд в будущее» должны стать предложения по определению рациональных структуры и состава Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, направлений их развития, подготовке квалифицированных кадров для Вооруженных Сил и предприятий ОПК, совершенствованию военно-технического сотрудничества и разрешению актуальных проблем военной истории.

 

По результатам дискуссий и обсуждений, проведенных в 1-й секции, установлено, что:

 

мировое развитие на современном этапе характеризуется усилением глобальной конкуренции и напряженности в различных областях межгосударственного и межрегионального взаимодействия, соперничеством ценностных ориентиров и моделей развития, неустойчивостью процессов экономического и политического развития на глобальном и региональном уровнях на фоне общего осложнения международных отношений. Происходит поэтапное перераспределение влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения;

 

остаются неурегулированными многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией. Существующая система международной безопасности не обеспечивает равной безопасности всех государств;

 

в современном мире наметилась тенденция смещения военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации. При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны, на ряде направлений угрозы военной безопасности для Российской Федерации только усиливаются;

 

вопросы прогнозирования, вскрытия и анализа военных опасностей и военных угроз Российской Федерации являются наиболее важными.

 

Предлагается:

 

Основной задачей строительства и развития Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов считать приведение их структуры, состава, численности и оснащенности современными (перспективными) образцами вооружения, военной и специальной техники в соответствие с прогнозируемыми военными угрозами, содержанием и характером военных конфликтов, задачами военной организации государства в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, а также с политическими, социально-экономическими, демографическими и технологическими условиями и возможностями Российской Федерации.

 

Основными задачами секции №1 «Военное строительство. Военная Доктрина», считать:

 

  • разработка и дальнейшее развитие методологической базы планирования военного строительства в Российской Федерации, строительства, планирования и применения Вооруженных Сил;
  • разработка и совершенствование документов для формирования системы единых исходных данных для планирования военного строительства;
  • определение и обоснование основных направлений развития военной организации Российской Федерации на долгосрочный период;
  • разработка организационных и исторических основ создания системы анализа и стратегического планирования в области противодействия угрозам военной безопасности на долгосрочный период в интересах формирования государственных программ вооружения;
  • проведение исследований в рамках международного военно-технического сотрудничества по возможности, целесообразности и допустимости (в том числе по соображениям национальной безопасности) реализации ВВТ, техники и технологий в ближнем и дальнем зарубежье.

 

Предложения по совершенствованию Военной Доктрины РФ

 

1. В структуру Военной Доктрины включить раздел «Источники военных угроз», в числе которых целесообразно отметить:

  • страны, претендующие на мировое доминирование в модели однополярного мира, стремящиеся в этой связи устранить Российскую Федерацию, в качестве главного препятствия в достижении этой цели;
  • страны, имеющие к Российской Федерации территориальные претензии;
  • страны, в которых установлены националистические, радикальные фундаменталистские и экстремистские правящие режимы, ориентированные на распространение своего влияния на территории сопредельных государств;
  • политически нестабильные страны, способствующие экспорту нестабильности на территорию России;
  • транснациональные террористические и экстремистские организации, претендующие на отделение от России части ее территории, стремящиеся инспирировать внутренние вооруженные конфликты на ее территории.

2. В числе источников военных угроз указать:

 

А. На глобальном уровне:

  • США и возглавляемый ими блок НАТО, которые претендуя на мировое доминирование в модели однополярного мира, стремятся устранить Российскую Федерацию, в качестве главного препятствия в достижении этой цели путем снижения ее влияния на мировые процессы и при возможности восстановления контроля над ее внешней и внутренней политикой.

 

Б. На региональном уровне: 

  • страны, имеющие к Российской Федерации территориальные претензии;
  • страны, в которых установлены националистические, радикальные фундаменталистские и экстремистские правящие режимы, ориентированные на распространение своего влияния на территории сопредельных государств;
  • политически нестабильные страны, способствующие экспорту нестабильности на территорию. России, а также неконтролируемую миграцию населения;
  • транснациональные террористические и экстремистские организации осуществляющие переброску на российскую территорию своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий;

 

3. Сформулировать отношения военной организации с частными военными организациями и предприятиями  (ЧВОП), их роль и место в системе мер обеспечения военной безопасности страны. На ЧВОП могут быть возложены задачи, выполнение которых военной организацией государства нецелесообразно или нежелательно:

 

  • всестороннего обеспечения войск (сил), в том числе дислоцированных за рубежом;
  • подготовка специалистов по отдельным отраслям для Вооруженных Сил, спецслужб и правоохранительных органов, вооруженных сил государств-союзников;
  • научного сопровождения разработки важнейших руководящих документов;
  • решение задач территориальной обороны; 
  • выполнение задач в миротворческих операциях.

 

4. Конкретизировать обстоятельства (основания) применения Вооруженных Сил в интересах обеспечения военной безопасности страны. 

 

5.  Приоритеты обеспечения военной безопасности:

  • недопущение нарушения стратегического баланса военных потенциалов Российской Федерации в отношениях с ведущими мировыми державами, в частности стратегических ядерных сил сдерживания, на глобальном и региональном уровнях, за счет совершенствования стратегических ядерных сил, противодействия политическими и дипломатическими мерами развертыванию системы ПРО США и НАТО, как стратегической, так и театра войны, выработки эффективных ассиметричных мер по нейтрализации ее развернутых и развертываемых компонент, компенсации наращивания группировок войск сопредельных государств и границ России адекватным наращиванием боевого потенциала группировок Вооруженных Сил РФ;
  • наращивание боевого потенциала Вооруженных Сил РФ и других компонент военной организации государства до уровня, при котором они будут способны в мирное время решать весь спектр задач по военно-силовой поддержке внешнеполитической и экономической деятельности Российской Федерации, защите законных интересов российских организаций и отдельных граждан за пределами территории страны,  отражать агрессию локального масштаба силами общего назначения с применением обычных вооружений и крупномасштабную – с применением ядерного оружия, как тактического, так и стратегического;
  • наращивание потенциала и боевой устойчивости стратегических ядерных сил до уровня, при котором они были бы способны нанести гарантированный неприемлемый ущерб любому государству (коалиции государств) в ответном ударе при противодействии перспективной системы стратегической ПРО и ПРО театра войны;
  • создание компоненты стратегических неядерных сил, способных решать высокоточным оружием задачи оперативного уровня в глобальном масштабе;
  • формирование негосударственных военизированных компонент для решения специальных задач и задач территориальной обороны в мирное и военное время.

 

6. Уточнить основные понятия, в том числе добавить "война", "гражданская оборона".

 

Популярное

Без знания прошлого нет будущего

Рубрики

Проекты

Никто не забыт, ничто не забыто!
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе
"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада
Военная безопасность России: взгляд в будущее, Российская академия ракетных и артиллерийских наук, РАРАН /Russia's military security: a look into the future, 2019, Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences
Московский морской кадетский корпус "Навигацкая школа"

Наши партнеры

научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Информрегистр НТЦ
Ассоциация научных редакторов и издателей, АНРИ
КиберЛенинка, CyberLeninka
"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN