Военное строительство. Военная доктрина, безопасность
Принята на симпозиуме Секции «Военное строительство.
Военная доктрина»
Резолюция секции № 1
1-й научно-практической конференции отделения № 10
Российской академии ракетных и артиллерийских наук
Современные военные конфликты носят трудно прогнозируемый, скоротечный характер и сопровождаются активным применением военных и невоенных средств. Существенно расширяется состав разноведомственных группировок войск (сил), привлекаемых к решению задач обороны, увеличивается спектр и сложность вопросов взаимодействия между ними и государственными структурами.
Все большее влияние при достижении военно-политических целей жизнедеятельности государств приобретают политические, дипломатические, экономические и другие меры, в том числе скрытого характера. Особенная роль в реализации этих мер принадлежит неправительственным международным организациям и частным военным компаниям.
Время реакции на переход от политико-дипломатических, экономических и информационных мер к применению военной силы максимально сократилось. Принимаемые военно-политическим руководством государства решения на создание группировок войск (сил) формируются в реальном масштабе времени. Центр тяжести военных действий все более смещается в информационное и космическое пространство.
Завершение создания глобальной системы ПРО США, реализация ведущими иностранными государствами концепций геоцентрического ТВД, мгновенного глобального удара, сетецентрического пространства, нахождение на постоянной основе в ключевых районах мира боеготовых группировок войск и сил ведущих зарубежных стран обеспечивают им возможность нанесения ударов независимо от места приложения силы в кратчайшие сроки.
Анализ тенденций развития информационных технологий и их применения в военной сфере показал, что достижение информационного превосходства возможно только при наличии всеохватывающей информационно-телекоммуникационной сферы – единого информационного пространства Вооруженных Сил и Российской Федерации в целом.
В Вооруженных Силах Российской Федерации проводятся мероприятия по их переходу на рациональный состав и организационную структуру. Созданы предпосылки для инновационного развития систем вооружения и управления, создания единого информационного пространства Вооруженных Сил и внедрения новых информационных технологий в процессы управления войсками (силами) и оружием.
Потребность в эффективном функционировании системы обеспечения военной безопасности Российской Федерации обусловила необходимость вскрытия угроз и опасностей и уточнения подходов к решению проблем в этой области.
Все эти изменения предопределили необходимость совершенствования военной безопасности Российской Федерации, уточнения роли государственных и негосударственных институтов в ее обеспечении, роли и места военной науки в обосновании направлений развития систем, комплексов и средств вооруженной борьбы, повышения качества подготовки научно-педагогических, военных и инженерных кадров, военно-технического сотрудничества, а также исследования проблем военной истории.
Важнейшими задачами в этой области являются:
- прогнозирование и оценка военных угроз Российской Федерации и выработка на этой основе предложений по совершенствованию государственной политики в области обороны и военной политики государства;
- обоснование основных направлений военного строительства, строительства и развития видов и родов войск и Вооруженных Сил в целом;
- создание целостной теории непрямых и асимметричных действий, проводимых различными федеральными органами исполнительной власти по единому плану, в интересах превентивной нейтрализации угроз военной безопасности России;
- развитие форм применения и способов действий группировок войск (сил), определение их оптимального состава.
Результатом 1-й научно-практической конференции отделения № 10 РАРАН «Военная безопасность России: взгляд в будущее» должны стать предложения по определению рациональных структуры и состава Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, направлений их развития, подготовке квалифицированных кадров для Вооруженных Сил и предприятий ОПК, совершенствованию военно-технического сотрудничества и разрешению актуальных проблем военной истории.
По результатам дискуссий и обсуждений, проведенных в 1-й секции, установлено, что:
мировое развитие на современном этапе характеризуется усилением глобальной конкуренции и напряженности в различных областях межгосударственного и межрегионального взаимодействия, соперничеством ценностных ориентиров и моделей развития, неустойчивостью процессов экономического и политического развития на глобальном и региональном уровнях на фоне общего осложнения международных отношений. Происходит поэтапное перераспределение влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения;
остаются неурегулированными многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией. Существующая система международной безопасности не обеспечивает равной безопасности всех государств;
в современном мире наметилась тенденция смещения военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации. При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны, на ряде направлений угрозы военной безопасности для Российской Федерации только усиливаются;
вопросы прогнозирования, вскрытия и анализа военных опасностей и военных угроз Российской Федерации являются наиболее важными.
Предлагается:
Основной задачей строительства и развития Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов считать приведение их структуры, состава, численности и оснащенности современными (перспективными) образцами вооружения, военной и специальной техники в соответствие с прогнозируемыми военными угрозами, содержанием и характером военных конфликтов, задачами военной организации государства в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, а также с политическими, социально-экономическими, демографическими и технологическими условиями и возможностями Российской Федерации.
Основными задачами секции №1 «Военное строительство. Военная Доктрина», считать:
- разработка и дальнейшее развитие методологической базы планирования военного строительства в Российской Федерации, строительства, планирования и применения Вооруженных Сил;
- разработка и совершенствование документов для формирования системы единых исходных данных для планирования военного строительства;
- определение и обоснование основных направлений развития военной организации Российской Федерации на долгосрочный период;
- разработка организационных и исторических основ создания системы анализа и стратегического планирования в области противодействия угрозам военной безопасности на долгосрочный период в интересах формирования государственных программ вооружения;
- проведение исследований в рамках международного военно-технического сотрудничества по возможности, целесообразности и допустимости (в том числе по соображениям национальной безопасности) реализации ВВТ, техники и технологий в ближнем и дальнем зарубежье.
Предложения по совершенствованию Военной Доктрины РФ
1. В структуру Военной Доктрины включить раздел «Источники военных угроз», в числе которых целесообразно отметить:
- страны, претендующие на мировое доминирование в модели однополярного мира, стремящиеся в этой связи устранить Российскую Федерацию, в качестве главного препятствия в достижении этой цели;
- страны, имеющие к Российской Федерации территориальные претензии;
- страны, в которых установлены националистические, радикальные фундаменталистские и экстремистские правящие режимы, ориентированные на распространение своего влияния на территории сопредельных государств;
- политически нестабильные страны, способствующие экспорту нестабильности на территорию России;
- транснациональные террористические и экстремистские организации, претендующие на отделение от России части ее территории, стремящиеся инспирировать внутренние вооруженные конфликты на ее территории.
2. В числе источников военных угроз указать:
А. На глобальном уровне:
- США и возглавляемый ими блок НАТО, которые претендуя на мировое доминирование в модели однополярного мира, стремятся устранить Российскую Федерацию, в качестве главного препятствия в достижении этой цели путем снижения ее влияния на мировые процессы и при возможности восстановления контроля над ее внешней и внутренней политикой.
Б. На региональном уровне:
- страны, имеющие к Российской Федерации территориальные претензии;
- страны, в которых установлены националистические, радикальные фундаменталистские и экстремистские правящие режимы, ориентированные на распространение своего влияния на территории сопредельных государств;
- политически нестабильные страны, способствующие экспорту нестабильности на территорию. России, а также неконтролируемую миграцию населения;
- транснациональные террористические и экстремистские организации осуществляющие переброску на российскую территорию своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий;
3. Сформулировать отношения военной организации с частными военными организациями и предприятиями (ЧВОП), их роль и место в системе мер обеспечения военной безопасности страны. На ЧВОП могут быть возложены задачи, выполнение которых военной организацией государства нецелесообразно или нежелательно:
- всестороннего обеспечения войск (сил), в том числе дислоцированных за рубежом;
- подготовка специалистов по отдельным отраслям для Вооруженных Сил, спецслужб и правоохранительных органов, вооруженных сил государств-союзников;
- научного сопровождения разработки важнейших руководящих документов;
- решение задач территориальной обороны;
- выполнение задач в миротворческих операциях.
4. Конкретизировать обстоятельства (основания) применения Вооруженных Сил в интересах обеспечения военной безопасности страны.
5. Приоритеты обеспечения военной безопасности:
- недопущение нарушения стратегического баланса военных потенциалов Российской Федерации в отношениях с ведущими мировыми державами, в частности стратегических ядерных сил сдерживания, на глобальном и региональном уровнях, за счет совершенствования стратегических ядерных сил, противодействия политическими и дипломатическими мерами развертыванию системы ПРО США и НАТО, как стратегической, так и театра войны, выработки эффективных ассиметричных мер по нейтрализации ее развернутых и развертываемых компонент, компенсации наращивания группировок войск сопредельных государств и границ России адекватным наращиванием боевого потенциала группировок Вооруженных Сил РФ;
- наращивание боевого потенциала Вооруженных Сил РФ и других компонент военной организации государства до уровня, при котором они будут способны в мирное время решать весь спектр задач по военно-силовой поддержке внешнеполитической и экономической деятельности Российской Федерации, защите законных интересов российских организаций и отдельных граждан за пределами территории страны, отражать агрессию локального масштаба силами общего назначения с применением обычных вооружений и крупномасштабную – с применением ядерного оружия, как тактического, так и стратегического;
- наращивание потенциала и боевой устойчивости стратегических ядерных сил до уровня, при котором они были бы способны нанести гарантированный неприемлемый ущерб любому государству (коалиции государств) в ответном ударе при противодействии перспективной системы стратегической ПРО и ПРО театра войны;
- создание компоненты стратегических неядерных сил, способных решать высокоточным оружием задачи оперативного уровня в глобальном масштабе;
- формирование негосударственных военизированных компонент для решения специальных задач и задач территориальной обороны в мирное и военное время.
6. Уточнить основные понятия, в том числе добавить "война", "гражданская оборона".