Вертолеты над Волгой
К 80-летнему юбилею Сызранского военного вертолетного училища
В статье представлена восьмидесятилетняя история подготовки авиационных кадров в Сызранском военном вертолетном училище. Особое внимание уделяется анализу проблем и методов их решения на различных этапах обучения личного состава грамотной эксплуатации и боевому применению вертолетной техники. Приводятся примеры профессионализма, мужества и героизма личного состава вуза и его выпускников. В работе раскрывается история деятельности командного, педагогического и летно-инструкторского состава учебного заведения по формированию личности вертолетчика, авиационного командира, защитника Отечества.
20 марта 2020 года главной и единственной в стране кузнице военных вертолетчиков – Филиалу ВУНЦ ВВС «ВВА» в городе Сызрани (Сызранскому высшему военному авиационному училищу летчиков) исполняется 80 лет. За прошедшие годы многократно менялось название учебного заведения, его структура, вооружение авиатехникой, но вертолетный профиль и неизменно высокое качество выпускников – визитная карточка вуза. (1)
Зародившись в 1940 году как Саратовская военная авиационная школа пилотов (СВАШП), школа готовила уникальных специалистов – пилотов-планеристов. Выпускники были востребованы в годы Великой Отечественной войны. Планеристы выполняли сложнейшие и рискованные задачи – доставляли грузы, вооружение, людей на фронт и в тылы противника. 663 воина-планериста подготовила школа для Фронта, для Победы над фашизмом.
Однако качественное изменение средств вооруженной борьбы, произошедшая в конце 1940-х – начале 1950-х годов, научно-техническая революция – появление реактивной авиации, ядерное оружие и много другое изменили требования к средствам доставки десанта к цели. Стало очевидным, что громоздкие аэропоезда (самолет-планер) утратили эффективность. Они легко обнаруживаются радиолокационными средствами противника и чрезвычайно уязвимы от огня истребительной авиации, зенитной артиллерии и зенитных ракет. Боевые планёры сыграли свою роль и их сняли с производства, а вскоре – и с вооружения.
В условиях нарастания военно-политического противостояния СССР и США в начале 1950-х годов явственно обозначилось отставание СССР от США в области оснащения Советской армии вертолетной техникой. Первое массовое применение вертолётов американцами во время войны в Корее (1950–1953 гг.) также показало достоинства и преимущества нового вида авиационной техники. Единственной советской машиной в то время был Ми-1, производство которого велось с 1950 года. После совещания в Кремле под руководством И.В. Сталина в сентябре 1951 году фирма Миля получила срочное правительственное задание – создать транспортный многоместный вертолет. Работа в вертолетных ОКБ, на заводах велась по 12–16 часов в сутки.
Уже через семь месяцев после начала проектирования ОКБ М.Л. Миля выпустило первый опытный образец вертолета ВД-12 (Ми-4). Освоение серийного производства Ми-4 шло параллельно с изготовлением опытных экземпляров, что позволило уже в конце 1952 года приступить к его войсковым испытаниям. [1, С. 109]. Эффективное применение американских вертолетов в Корее заставило правительство Советского Союза резко ускорить процесс развития военной вертолетной авиации.
Решение грандиозной задачи по созданию качественно нового рода войск – военной вертолётной авиации было бы невозможно без решения проблемы обеспечения её квалифицированными лётными кадрами. В 1953 году подготовка кадров военных лётчиков на вертолётах было поручено Пугачёвскому авиационному училищу. Оно было реорганизовано в 160-е военное авиационное училище лётчиков в составе трёх учебных авиаполков. В одном из них курсанты проходили первоначальное обучение на самолётах Як-18, а в двух других учебных полках летали на вертолёте Ми-4. Позже от обучения на самолётах Як-18 отказались и после теоретической подготовки курсанты переходили к полётам на вертолётах. К концу 1953 года на вертолёте летало 58 лётчиков-инструкторов, сразу включившихся в работу по обучению курсантов. [2, С. 79-80].
С 18 мая 1953 года в училище приступило к экспериментальному обучению курсантов на вертолёте Ми-4 (22 человека), а уже в ноябре 1954 состоялся первый выпуск военных лётчиков на вертолёте Ми-4 в количестве 77 человек.
1954 и 1955 годы стали знаковыми, рубежными, – фактически училище создавалось заново: перестраивалась организационная структура, осваивалась техника пилотирования и эксплуатация принципиально нового летательного аппарата – вертолёта, комплектовалась учебная база, определялись формы и методы обучения курсантов на земле и в воздухе, управления полётами, организации лётного дня.
Сызранское военное вертолетное училище, конец 1950-х.
На фото справа - М.Е. Харитонов (справа), один из первых вертолетчиков училища
Следует заметить, что вертолёты Ми-4 как новый и сложнейший тип летательных аппаратов поступили в училище без окончания войсковых испытаний. Они проводились в процессе их эксплуатации. В этом ответственном деле наряду с отдельными строевыми подразделениями участвовал как лётный так и технический состав Пугачёвского училища. Трудностей было очень много. Достаточно сказать, что к тому времени, ещё не существовало ни постоянных инструкций по эксплуатации вертолётов, ни учебников, ни пособий. Работали по «Временному заводскому руководству». Техника нередко отказывала. В училище постоянно находились заводские бригады, устранявшие производственные дефекты. Дважды для изучения отказов и анализа их причин в наше училище приезжал Генеральный конструктор М. Л. Миль.
Дал о себе знать и психологический фактор. Необходимость перехода на вертолёт у отдельных лётчиков вызвала настороженность, смущали внешний вид летательного аппарата, небольшая максимальная скорость, кажущаяся ненадёжность отдельных узлов, агрегатов, ограничения в полётах, отсутствие дублирующих приборов. Кроме того, лётчики привыкли к мысли, что в воздухе их держат крылья, которые являлись не только символом полёта, но и действительно материальной опорой. У вертолёта их не было. Отсюда сомнения: нет крыльев – нет опоры, нет полёта…
Потребовалось время, чтобы по-настоящему понять и по достоинству оценить лётные и боевые качества нового летательного аппарата. Постепенно вертолёт понравился и молодым и опытным лётчикам.
Вертолетчикам училища, только начавшим использовать уникальные возможности своих летательных аппаратов, представилась такая возможность. Так, весной 1957 г. во время наводнения в районе города Уральск лётчики, штурманы и техники училища десять дней мужественно боролись со стихийным бедствием. За это время ими было вывезено из затопленных районов 4226 человек, из них 1305 детей и 65 тяжело больных, 386 человек снято непосредственно с крыш домов. Вертолетчиками перевезено различных грузов 188 тонн, в том числе 179 спасательных многоместных лодок, 463 палатки, 780 кг взрывчатки, 69 тонн продовольствия, одежды и медикаментов.
В 1960 году училище было перебазировано из города Пугачёв в город Сызрань. Командование, летный, инженерно-технический состав училища постепенно освоили вертолетную технику, наладили летную подготовку курсантов. Если первый выпуск офицеров-вертолетчиков, произведенный в ноябре 1954 года составлял 77 человек, то в последующем подготовка авиационных командиров росла и колебалась в пределах 100 – 200 человек. Так, за период с 1954 по 1968 год училище подготовило 2266 лётчиков вертолётной авиации по среднему профилю (с 3-х годичным сроком обучения). При этом ежегодный выпуск лётчиков увеличился почти в 3 раза, а в 1957 и 1958 годах было произведено по два выпуска в год.
О романтике, опасностях и рисках не только для карьеры, но и самой жизни офицера начала эпохи освоения вертолётной техники сегодня ходят легенды. Одна из подлинных историй, многими нынче воспринимаемая как авиационная байка, на самом деле произошла на одном из аэродромов Сызранского ВВАУЛ. Пионеры-вертолетчики, осваивавшие новую технику и прежде летавшие на самолетах с большим трудом осваивали премудрости практической вертолетной аэродинамики. А тут новый вид полета – полет с грузом на внешней подвеске, на 8-15-метровом тросе. Дошло до того, что весь лётный состав отказался выполнять данный вид полётов. Ситуация разрешилась по-военному просто и оригинально.
И тогда генерал Фёдор Герасимович Кисель, начальник училища, построил на аэродроме полк, запустил один из вертолётов и лично выполнил 8-минутный стандартный полёт «по кругу» с грузом на внешней подвеске, личным примером доказав его безопасность и возможность выполнения. Так что здесь необычного и тем более рискованного? Дело в том, что вертолёт был снаряжен не обычным грузом – металлической болванкой или ящиком с песком Роль груза выполнил один из командиров полков – летчик-фронтовик полковник А. С. Буланов. [3, С. 5.]
Только любовь к лётной профессии, вера в надёжность и боевые возможности советских вертолётов и, наконец, личное мужество – вот слагаемые этого, ставшего училищной легендой, полёта. Сегодня полёты с грузом на внешней подвеске, хотя и считаются достаточно сложными, но прочно вошли в курсы боевой подготовки, их освоили тысячи вертолетчиков.
Летчики-инструктора Пугачевского вертолетного училища оставили свой яркий след в истории покорения космоса. В начале 1960-х годов несколько экипажей постоянно находились в состоянии готовности к вылету по «космосу». Работа была сложной и очень ответственной. Но не было случая, чтобы полетное задание оставалось невыполненным или выполненным плохо. Наиболее часто в таких непростых полетах участвовали лётчики В.В. Алексенцев, Ю.П. Митин, Ю.А. Черняев, Б.С. Прияткин, С.А. Ристивоевич и другие. Все они поощрялись командованием военного округа, а капитан Ю.П. Митин был удостоен ордена Красной Звезды. В Указе Президиума Верховного Совета Союза ССР от 17 июня 1961 года указывалось, что Юрий Петрович награжден «за успешное выполнение задания правительства по подготовке и осуществлению первого в мире полета советского человека в космическое пространство на корабле-спутнике «Восток». [4, С. 145]
С 1967 года Сызранское вертолетное училище перешло на один из самых совершенных вертолетов мира – Ми-8, а с 1980 года – на Ми-24. На новых, более современных модификациях этих вертолетов проходят летное обучение курсанты и в настоящее время.
Долгое время Сызранское, как и другие военные авиационные училища страны готовили вертолётчиков по профилю среднего училища с 3-х годичным сроком обучения. Однако специфика вертолётной техники, её совершенствование, а также то обстоятельство, что выпускники лётных училищ должны были быть готовы и к квалифицированному руководству воинскими коллективами, к взаимодействию с другими родами войск на поле боя, – потребовали расширить содержание и повысить качество подготовки выпускников училищ. [5] Поэтому в 1969 году выпуска офицеров-вертолетчиков не было, так как срок обучения был увеличен на один год в связи с переходом училища на высший профиль с четырехгодичным обучением.
В 1970–1991 годах, в период работы Сызранского ВВАУЛ по высшему профилю (с 4-х годичным сроком обучения), подготовка кадров вертолётной авиации стала ещё более масштабной. Так в 1970-е годы среднегодовое число выпускников колебалось в пределах 300-350 чел., а в средине 1980-х, в пик боевых действий в Афганистане, ежегодное число выпускников с дипломом летчика инженера было около 400 человек.
Потребность в военных вертолётчиках была столь велика, что, начиная с 1970 года, её стали удовлетворять два училища – Сызранское и Саратовское, а с 1986 года в эту работу включилось и Уфимское училище.
К тому же обеспечение всё возрастающих потребностей войск в лётных кадрах не удовлетворялась выпускниками-летчиками с высшим образованием, поэтому работа Сызранского ВВАУЛ велась широким фронтом сразу по нескольким направлениям: в виде заочной формы обучения офицеров-вертолётчиков; в виде экстерната; в виде одногодичных офицерских курсов.
Подготовка кадров военных вертолётчиков в форме экстерната в Сызранском училище проводилась в период 1969–1987 гг. Количество выпускников в разные годы колебалось от 40 до 468 человек. Наибольшее количество военных вертолётчиков по заочной форме обучения было подготовлено в 1969–1975 гг. (максимум – в 1971 г. - 416 и 1972 г. 468) и в 1979–1984 гг. Всплеск 1969–1975 гг. был обусловлен общим расширением числа вертолётных частей и подразделений в ВС СССР, а всплеск 1979–1984 гг. – вызван ведением боевых действий в Афганистане. [6, С.45]
В 1980-1983 годах подготовка кадров военных вертолётчиков на велась на одногодичных офицерских курсах. То есть, в период активизации боевых действий ограниченного контингента Советских войск в Афганистане (ОКСВ) только за счёт одногодичных офицерских курсов было подготовлено более 800 военных вертолётчиков.
Пиковые нагрузки накладывали дополнительные трудности на процесс подготовки военных авиаторов. Но задачи, которые ставились перед Сызранским вертолетным, всегда выполнялись с высоким качеством.
Десятилетие 1980-х оказалось самым интенсивным в вопросе лётной подготовки курсантов за все годы существования училища: боевые действия в Афганистане с участием Ограниченного контингента советских войск требовали новых и новых кадров. Боевые возможности вертолётов сделали их незаменимым средством в операциях, проводимых в первую очередь в интересах общевойсковых частей и подразделений Сухопутных войск. Начиная с 1980 года и в течение четырёх последующих лет, училище перешло на ускоренные выпуски молодых лейтенантов, которые стали проводиться не осенью, а весной. Количество выпускников вместе с офицерами одногодичных курсов (выпускники аэроклубов), экстерната и заочного обучения стабильно переваливало за пять с половиной сотен. В 1979 году во всех учебных полках училища были введены пятые эскадрильи. В каждом полку формировалось по 80 лётных групп курсантов и слушателей. Ежегодный налёт в полку в эти годы составлял порядка 28–30 тысяч часов. Максимальный пик налёта всего СВВАУЛ пришёлся на 1985 год и составил 90550 часов, что превышало ежегодный налёт воздушной армии того периода (в 2000 году училище налетало 7000 часов). Каждый лётный день в училище поднимались в воздух более 240 вертолётов и около 1200 курсантов!
С учетом опыта боевых действий в Афганистане основной упор в подготовке курсантов делался на боевое применение. Отрабатывались вопросы полётов строем, на сложный пилотаж и практический потолок. Обучали тому, что могло пригодиться в боевых условиях.
Очень трудно было лётчикам-инструкторам, которые выполняли вывозную программу с курсантами первого года обучения. С началом вывозной программы они не покидали кабину практически весь день, используя для кратковременного отдыха лишь время, отведённое на заправку вертолёта. Четыре с половиной часа в каждую лётную смену – в таком режиме трудился инструктор до первого полёта самостоятельно вылетевшего курсанта групп. И только тогда, когда в первый самостоятельный полёт отправлялся крайний курсант его лётной группы, лётчик-инструктор мог перевести дух.
Поистине героическая глава истории Сызранского вертолетного написана беспримерными подвигами офицеров-вертолётчиков в небе Афганистана. Тысячи выпускников прошли испытание афганской войной. После Великой Отечественной войны война в Афганистане стала самой кровопролитной и длительной. Срок командировки на эту войну для летчиков составлял 12 месяцев. Многие выпускники-вертолетчики прошли эту войну дважды, а нередко и трижды… За мужество и героизм большинство из них удостоены боевых орденов и медалей, пользуются заслуженным почетом и уважением народа. В нашей памяти навсегда останутся золотые страницы героической истории училища, написанные участниками афганской войны – офицерами В.К. Гайнутдиновым, В.В. Щербаковым, Ф.С. Шагалеевым, Е.И. Зельняковым, В.Е. Павловым, В.Н. Очировым, Н.И. Ковалёвым, В.М. Письменным, В.А. Кучеренко, Н.И. Малышевым, В.Ф. Попковым, А.С. Головановым, удостоенных высокого звания Героя Советского Союза за мужество, отвагу и героизм, проявленные при выполнении интернационального долга в республике Афганистан.
Многие выпускники Сызранского ВВАУЛ, пройдя горнило афганской войны, после замены, попали на другую – с незримым, но не менее опасным врагом. В апреле 1986 года «рванул» Чернобыль. Такой ядерной катастрофы мир ещё не знал. «Одним из ярких подтверждений мужества и героизма, – писал выпускник училища 1965 года Герой Советского Союза генерал-полковник авиации В.Е. Павлов, – стали действия советских воинов при ликвидации последствий аварии, случившейся на Чернобыльской АЭС. Горжусь, что одними из первых вступили в схватку с бедой военные авиаторы...». В их числе было немало выпускников Сызранского вертолётного.
Непростыми были годы работы Сызранского вертолетного после распада СССР. До 2000 года на советских ресурсах прочности, запасах ресурса авиатехники Сызранское вертолетное выпускало ежегодно порядка 300 вертолетчиков. Однако к средине 1990-х - «лихих 90-х», усугублялись проблемы с нехваткой топлива для авиатехники, задержки с выплатой денежного довольствия и зарплаты личному составу, однако училище продолжала работу и к ноябрю 1998 года Сызранское вертолетное осталось одним из летных вузов, где готовились военные вертолетчики. Курсанты из расформированного Уфимского ВВАУЛ были приняты на доучивание в Сызрань. В 1996 году в связи с переходом на пятилетний срок обучения выпуска не было. Постепенно уменьшался набор курсантов для обучения и что еще более печально, к началу 2000-х годов общий налет выпускника на вертолетах был в пределах 20 часов… тогда как в советское время выпускники-сызранцы налетывали 200-230 часов, а было время, когда из училища выпускались, имея квалификационную категорию «Военный летчик 3-го класса»… Ситуация была исправлена к середине 2000-х годов. Учебные аэродромы вновь ожили рокотом реактивных двигателей, а молодые авиаторы поверили в перспективу состоятся как военные летчики, а главное для летчика – летать, стать винтокрылым защитником Отечества!
Настоящим испытанием для выпускников Сызранского вертолетного стала война за сохранение территориальной целостности и конституционного строя в России в Северо-Кавказском регионе (1994 – 2000-е годы). Сотни выпускников с честью выполнили свой конституционный и воинский долг. Многие отдали свою жизнь за Родину.
Двадцать два наших выпускника удостоены звания Герой Российской Федерации: Липовой Сергей Анатольевич, Наумов Юрий Михайлович, Иванов Александр Александрович, Ярцев Николай Николаевич, Кириллин Алексей Юрьевич, Сафронов Анатолий Александрович, Сахабутдинов Риф Раисович, Константинов Леонид Сергеевич, Кистень Константин Петрович, Гаврилов Николай Федорович, Недвига Юрии Дмитриевич, Дзюба Александр Иванович, Радобольский Игорь Олегович, Чернявский Сергей Иванович, Бондаренко Олег Вячеславович, Дорофеев Дмитрий Юрьевич, Володин Николай Николаевич, Тюриков Виктор Иванович, Воловиков Андрей Валентинович. Рудых Александр Витальевич, Совгиренко Андрей Викторович.
Полковник И.О. Радобольский кавалер 7-ми боевых орденов, полковники С.И.Чернявский, Г.К.Сорокин, С.П.Быков – кавалеры 6-ти боевых орденов. Полковник А. В. Воловиков — единственный в России офицер — кавалер четырёх орденов Мужества!
Выпускники училища, военные вертолетчики героически воевали в операции по принуждению Грузии к миру в 2008 году, участвовали в миротворческих миссиях в Косово, Судане, Сьерра-Леоне. Везде где трудно, где нужна помощь России – там вертолеты и военные летчики, выпускники Сызранского вертолетного. И сегодня военные вертолетчики достойно выполняют поставленные Родиной задачи в Сирии. Вся страна гордится военным вертолетчиком, выпускником Сызранского ВВАУЛ полковником Р.М. Хабибуллиным, которому посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
Этапным событием в истории единственного в стране военного вертолетного вуза стало вручение 17 декабря 2014 года Сызранскому филиалу Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина Боевого (Георгиевского) Знамени и Грамоты Президента Российской Федерации, подписанной 10 декабря 2014 года.
За последние пять лет было решено множество организационных, кадровых, технических, тыловых и других проблем. Чтобы одновременно, в два потока обучать умению летать и самостоятельно выполнять учебные задачи Курса подготовки на боевых и транспортно-боевых вертолётах тысяче курсантов потребовалось значительное количество учебной техники. Только для лётной подготовки третьекурсников в учебном авиаполку под Саратовом было получено свыше 55 новых вертолётов первоначального обучения типа «Ансат-У». Был существенно обновлён парк и других винтокрылах машин, которые поступили с авиазаводов, а 19 единиц – из боевых авиационных частей, где прошли первоначальную обкатку.
Юбилей – время подвести некоторые итоги: подготовлено 20196 летчиков, шестьдесят три человека стали генералами, более двухсот – Заслуженные военные летчики, летчики-испытатели СССР и России.
В настоящее время Сызранском филиале Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина работает высокопрофессиональный преподавательский и летно-инструкторский состав, последовательно совершенствуется и развивается учебно-материальная база. Вводятся в строй новые компьютерные классы. Для совершенствования лётной подготовки курсантов действуют комплексные пилотажные тренажёры вертолётов Ми-24П, Ми-8МТВ-5, Ми-171.
За годы напряженной работы в вузе сформировалась уникальная и единственная школа подготовки командных кадров для вертолетной авиации не только Минобороны России, но и всей государственной авиации. Большая и напряжённая работа всего личного состава училища, коллектива единомышленников на протяжении многих лет, несомненно будет и впредь работать на результат – подготовку военных вертолетчиков, авиационных командиров, офицеров-патриотов.
Примечания
- Саратовская военная авиационная школа пилотов (1940-1946); Пугачевское авиационное планерное училище ВДВ (1946-1952); 160 ВАУЛ (1952-1963); Сызранское военное авиационное училище летчиков (1963-1966); Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков - СВВАУЛ (1966-2010); Сызранский филиал Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (2010 – н.в.).
Список литературы
- Мазепа А., Михеев А., Зенкин В., Жирнов А. КА-50. Армейский боевой вертолёт. М.: Любимая книга, 1996. 193 с.
- Цыплаков Ю. Кузница лётных кадров. Сызрань: СВВАУЛ, 1987. 245 с.
- Сызранское вертолётное. Гл. ред. Е.Г. Мочалова. Сызрань: Ваш Взгляд, 2010. 592 с.
- Куницын В.П., Мочалова Е.Г., Толкачев В.М. Сызрань и космос. Сызрань, 2011. 296 с.
- О реорганизации военных учебных заведений МО СССР: Приказ МО СССР от 4 декабря 1965 года.
- Уколов В.Г. История военной вертолетной авиации СССР (1950-е – 1991 гг.): Учебное пособие. Сызрань: СВВАУЛ (ВИ), 2006. 140 с.
Моисеев Андрей Николаевич,
кандидат военных наук, доцент, полковник,
заместитель начальника Филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в г.Сызрани
по учебной и научной работе,
г. Сызрань, Российская Федерация;
Романов Николай Николаевич,
кандидат исторических наук, доцент, полковник запаса,
доцент кафедры Филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в г.Сызрани,
г. Сызрань, Российская Федерация,
nic.nic.rrr@mail.ru
1 ноября 2019 г.
Helicopters over the Volga
On the 80th anniversary of the Syzran Military Helicopter School
The article presents the eighty-year history of training aviation personnel in the Syzran military helicopter school. Particular attention is paid to the analysis of problems and methods for solving them at various stages of training personnel in the competent operation and combat use of helicopter equipment. Examples of professionalism, courage and heroism of the personnel of the university and its graduates are given. The work reveals the history of the activities of the command, teaching and flight instructors of the educational institution for the formation of the identity of a helicopter pilot, aviation commander, defender of the Fatherland.
Anniversary - time to take stock of some results: 20196 pilots trained, sixty-three people became generals, more than two hundred - Honored military pilots, test pilots of the USSR and Russia. Currently, the Syzran branch of the Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarina employs highly qualified teaching and flight instructors, the training and material base is being consistently improved and developed. New computer classes are being commissioned. To improve the flight training of cadets, integrated flight simulators for Mi-24P, Mi-8MTV-5, and Mi-171 helicopters operate.
Over the years of hard work, the university has developed a unique and unique school for training command personnel for helicopter aviation not only of the Russian Ministry of Defense, but also of all state aviation. The great and intense work of the entire staff of the school, a team of like-minded people over the years will undoubtedly continue to work on the result - the training of military helicopter pilots, air commanders, and patriotic officers.
Moiseev Andrey Nikolaevich,
Candidate of Military Sciences, Associate Professor, Colonel,
Deputy Head of the Branch of the Military Research Center of the Air Force "VVA" in Syzran
for academic and scientific work,
Syzran, Russian Federation;
Romanov Nikolay Nikolaevich,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Reserve Colonel,
Associate Professor of the Department of the Branch of the Military Research Center of the Air Force "VVA" in Syzran,
Syzran, Russian Federation,
nic.nic.rrr@mail.ru
November 1, 2019