Военная безопасность России: взгляд в будущее, 2019
12 марта 2019 года в Московском государственном техническом университете имени Н. Э. Баумана состоялась 4-я Международная научно-практическая конференция научного отделения №10 Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН) на тему «Военная безопасность России: взгляд в будущее».
Помимо МГТУ и РАРАН соучредителем ежегодной конференции является Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана действительный член РАРАН А. А. Александров, обратившись к участникам конференции с вступительным словом, отметил следующее:
"Военная безопасность страны зависит не только от состояния Вооруженных Сил, оснащения их современным вооружением и военной техникой, но и от уровня развития оборонной промышленности и науки, а также от экономического потенциала страны в целом. Важное значение имеет и общественнополитическая атмосфера в стране, поэтому проблема военной безопасности обсуждается на трех секциях: «Военное строительство. Военная доктрина», «Научно-методическое обеспечение подготовки научных кадров» и «Военная история».
Неслучайно конференция проводится в стенах МГТУ им. Н.Э. Баумана. Наш Университет в свое время внес весомый вклад в возрождение Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН) и на всех этапах своей истории работал на обеспечение безопасности России, обеспечивая подготовку высококвалифицированных инженерных кадров и развитие технической науки. Среди выпускников нашего вуза выдающиеся организаторы промышленности, разработчики оружия и военной техники: В. Л. Ванников, В. А. Малышев, С.А. Афанасьев, С.П. Королев, В.П. Бармин, А.И Савин, С.П. Непобедимый и многие другие".
На конференции обсуждались следующие вопросы:
- Геополитические и военные угрозы безопасности России.
- Политические и правовые аспекты военной безопасности Российской Федерации.
- Военно-техническая политика России.
- Военная безопасность Отечества в историческом измерении: опыт прошлого и вызовы современности.
- Подготовка кадров как основа военной безопасности России.
Участники конференции по результатам дискуссий и обсуждений предлагают считать приоритетными следующие задачи:
в области военного строительства и военной доктрины
- обеспечить непрерывное, целенаправленное проведение исследований по определению возможного характера военных конфликтов, совершенствованию системы форм и способов действий как военного, так и невоенного характера, определению направлений развития систем вооружения и военной техники, с учетом опыта действий войск (сил) за пределами территории Российской Федерации;
- провести исследования по обоснованию разрабатываемых мер «стратегии активной обороны», которая с учетом характера Военной доктрины должна предусматривать комплекс мер по упреждающей нейтрализации угроз безопасности государства;
- повысить эффективность прогнозирования характера будущих войн, разработку новых «стратегий» их ведения, подготовку в целом государства и Вооруженных Сил к войне и, как следствие, уточнить перечень проблем и перспективных задач исследований, дополняя их новыми направлениями научной деятельности;
- провести работу по уточнению действующих и обоснованию новых принципов предотвращения, подготовки и ведения войны, обеспечив консолидацию усилий всего научного сообщества. Для этого формировать принципы общего универсального характера и принципы действий применительно к конкретно складывающейся обстановке;
- создать фундаментальную основу практической деятельности Вооруженных Сил на основе внедрения системы исследований прогнозных сценариев развязывания и ведения военных конфликтов, обеспечив достоверными исходными данными разработчиков форм и способов применения Вооруженных Сил;
- активизировать исследования по поиску и внедрению новых способов применения перспективного вооружения, а также обоснованию форм противодействия возможным военным действиям вероятного противника в космосе и из космоса;
- провести исследования проблем применения Вооруженных Сил в ходе выполнения задач по защите и продвижению национальных интересов за пределами национальной территории в рамках новой формы применения воинских формирований Вооруженных Сил — гуманитарная операция;
- сосредоточить усилия на исследованиях по созданию и развитию на базе современных информационных и телекоммуникационных технологий единой системы интегрированных сил и средств разведки, поражения и управления войсками и оружием, разработке и обоснованию системы комплексного поражения противника;
- создать стратегическую систему противодействия беспилотным летательным аппаратам в Вооруженных Силах и обосновать перспективные системы радиоэлектронной борьбы и их интеграции в единую систему;
- усовершенствовать механизмы координации действий сил федеральных органов исполнительной власти, распределения их полномочий, управления решением задач территориальной обороны при эскалации военной угрозы и возникновении кризисных ситуаций;
- актуализировать исследования по обоснованию создания комплексной системы защиты критически важных объектов инфраструктуры государства от воздействия во всех сферах в период непосредственной угрозы агрессии на основе системы совместного применения разноведомственных сил и средств по обеспечению комплексной безопасности;
- усилить работу по поиску новых подходов к развитию связей между военной стратегией и экономикой, проработав тематику НИОКР по прогнозному видению будущих войн и вооруженных конфликтов, разработке перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники с учетом новых достижений в военно-исторической науке;
- продолжить исследование актуальных проблем военного и инженерно-технического высшего профессионального образования с учетом требований Вооруженных Сил, предприятий ОПК, распространения научно-методических разработок вузов России и наиболее развитых иностранных государств в данной области для создания инновационной системы подготовки военных кадров.
в области научно-методического обеспечения подготовки кадров
- инициировать перед профильными министерствами и ведомствами рассмотрение необходимости внесения изменений в систему подготовки военных кадров в вузах в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время путем изменения нормативного правового обеспечения, реализации новых подходов к отбору содержания военно-профессиональной подготовки и мобилизационного задания вузам;
- считать необходимым поставить вопрос о введении новых дисциплин в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса;
- рекомендовать профильным министерствам и ведомствам, органам управления различных иерархических уровней использовать предложенные участниками конференции мероприятия, направленные на обеспечение качества подготовки кадров для ОПК, в том числе защиты магистерских диссертаций перед комиссиями профильных предприятий ОПК, обеспечения внешнего аудита специалистов предприятий промышленности качества подготовки специалистов, согласование тематики магистерских диссертаций с профильными министерствами, ведомствами и предприятиями промышленности;
- рекомендовать руководству РАРАН обратиться в Главное управление кадров МО РФ о совместной работе по проблемам кадрового обеспечения Минобороны России и подготовки кадров для предприятий ОПК.
в области военной истории
- современное состояние военно-политической ситуации вокруг России обуславливает необходимость разоблачения курса США и его союзников на подрыв в ходе «цветных революций» и «гибридных войн» суверенитета и территориальной целостности ряда государств в зонах традиционных российских интересов, твердого и последовательного продолжения начатого руководством страны курса на модернизацию и укрепление Вооруженных Сил, наращивание мощи ОПК, отработку способов эффективного противодействия враждебным действиям в новых условиях, укрепление морального духа личного состава Армии и Флота, развитие патриотического воспитания населения страны, особенно детей и молодежи;
- опыт войн, особенно Великой Отечественной войны, и вооруженных конфликтов современности наглядно показывает возрастающую зависимость военной мощи и военной безопасности государства, хода и исхода кампаний и войны в целом от состояния военно-экономической системы государства, уровня развития научного, технического, технологического потенциала страны с учетом ее интеграции в международные структуры, степени использования зарубежного капитала и импортозамещения. На боеспособность Вооруженных Сил в целом оказывают влияние не только накопленные до войны мобилизационные ресурсы, но и, что значительно важнее, способность отечественного ОПК в условиях скоординированной санкционной политики Запада удовлетворить потребности Армии и Флота в ходе военных действий. В связи с этим необходимо обратить особое внимание на развитие военнопромышленной базы, ремонтных предприятий и арсеналов в глубине своей территории, иметь гарантированные средства доставки личного состава, боеприпасов и военной техники. Крайне необходимо иметь реальные для гражданского сектора экономики планы на период непосредственной угрозы противника и военное время, законодательно закрепить обязанность частных компаний и предприятий промышленности, транспорта, энергетики, сферы услуг, особенно учреждений здравоохранения, по выполнению соответствующих задач при обеспечении военной безопасности страны.
- целесообразно в Минобороны России восстановить централизованную систему подготовки военных историков. В этой связи, полагаем целесообразным рекомендовать Министерству обороны Российской Федерации провести в 2020 г. специальное заседание Коллегии Министерства обороны Российской Федерации. Включить в повестку заседания Коллегии рассмотрение следующих вопросов:
- состояние и перспективы развития военно-исторической науки;
- состояние и перспективы развития военно-научных изданий Министерства обороны Российской Федерации;
- обеспечение непрерывности формирования у кадровых военнослужащих на всех этапах их служебной деятельности военно-исторических знаний;
- предусмотреть обязательное рецензирование экспертами научной, учебно-методической и творческой продукции (на исторической основе), формирующей общероссийскую историческую культуру, мировоззрение российского общества. Причем данные заключения экспертов не должны нести в себе цензурный характер, их суть — сопроводительно-рекомендательная с размещением соответствующей информации на продукции и т. п.;
- повысить эффективность расходования средств на финансирование научных военно-исторических изданий с целью их максимальной доступности для заинтересованного читателя. Вышедший в свет за счет сметы Министерства обороны РФ на базе Научно-исследовательского центра (фундаментальных военно-исторических проблем) Военного университета МО РФ фундаментальные 12-томный труд «Великая Отечественная война 1941– 1945 годов» и 6-томник «Первая мировая война» разосланы строго по военным организациям и учреждениям, но не попали в торговую сеть, что вызывает оправданное недовольство широкой общественности. Необходимо на базе достигнутых при разработке этих трудов результатов подготовить и издать массовыми тиражами небольшие по объему, но богато иллюстрированные научно-популярные издания, посвященные важнейшим событиям Великой Отечественной войны, что позволит повысить уровень патриотического воспитания и образования молодежи. Следует также поддержать обращение к Министру обороны Российской Федерации Международного языкового центра «ТрансглобалПроджектс» (Сахалин) по переводу, изданию на английском языке и распространению за рубежом материалов 5-го тома 12-томника («Победный финал. Завершающие операции Великой Отечественной войны. Война с Японией»). В этих целях важно выработать механизм привлечения средства Минобрнауки, Минкультуры, МИД и других ведомств, заинтересованных в издании разработанных в Минобороны военно-исторических трудов. Это позволит снизить стоимость экземпляра за счет увеличения тиража и значительно расширить целевую аудиторию;
- обратиться к Президенту Российской Федерации с инициативой объявления 2020 года — года 75-летия Побед над нацистской Германией и милитаристской Японией — Годом военной истории России. Это будет способствовать успешной реализации Государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В условиях возрастающего потока изданий, фальсифицирующих военную историю, восхваляющих «решающий вклад» зарубежных армий в победу над фашизмом и милитаризмом в годы Второй мировой войны усилить в отечественных военно-исторических изданиях тему реального вклада каждого из союзников в общие усилия по разгрому врага;
- продолжить работу по нейтрализации в стране деструктивной деятельности финансируемых извне организаций и движений, особенно нацеленных на молодежь. Информационные вбросы западных СМИ, особенно «шпионские скандалы» или фильмы, типа показанного телекомпанией ВВС «Третья мировая война: в командном пункте» (WorldWarThree: InsidetheWarRoom), сценарий которого описывает вымышленный конфликт между Россией и НАТО, должны получать симметричный ответ. Для этого с помощью мощностей российской компании RussiaToday, СМИ евразийских стран показывать роль системы электронной разведки «Пять глаз», служащей всевидящим «оком» США в Европе и Азии и ведущей прослушивание разговоров политиков, провоцирующей политические скандалы, основанные на конфиденциальной информации, полученной путем электронного шпионажа.
Таким образом, эффективному решению задач военного строительства будет способствовать формирование постоянной публичной площадки для регулярного обсуждения проблем обеспечения военной безопасности России.
История вопроса: публикации "Наука. Общество. Оборона" по этой теме
3-я Международная научно-практическая конференция отделения № 10 РАРАН
Сборник материалов 3-й Международной НПК отделения № 10 РАРАН
2-я Международная научно-практическая конференция отделения № 10 РАРАН
Сборник материалов 2-й Международной НПК отделения № 10 РАРАН