На факты глумления над памятью о воинах-освободителях народов Европы от фашизма пора отвечать твердо и решительно
Открытое обращение к министру иностранных дел Российской Федерации
В связи с развернутой в Чехии, Болгарии и некоторых других странах Европы кампании по дискредитации роли Советского Союза и его Вооруженных Сил в победе над фашизмом и освобождении от него народов Европы, фактами глумления над памятью внесших в это огромный вклад солдат, офицеров и генералов Советской Армии, хотелось бы остановиться на исторических корнях этого явления.
Начало принесшей огромное число жертв и разрушений широкомасштабной Гражданской войны в России принято датировать маем 1918 года, связывая его с восстанием Чехословацкого корпуса. Чехословацкие легионеры сыграли крупную роль в свержении при военной поддержке стран Антанты, в первую очередь Франции и Японии, новой власти на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале. Вместо того, чтобы, завершив участие в Первой мировой войне, покинуть Россию, чехи и словаки остались в ней и, превратившись в интервентов, серьёзно поспособствовали возникновению и укреплению там с применением жестоких мер насилия ничего не имеющих с коренными интересами российского народа режимов.
Во время Гражданской войны гибли не только граждане России, но и иностранцы, в том числе чехи и словаки. Около десяти лет Министерство обороны Чешской Республики реализует в России свой проект «Легион 100», возводя памятники солдатам и офицерам Чехословацкого корпуса, погибшим в годы Гражданской войны. Всего на территории Российской Федерации запланирована установка 58 монументов. Некоторые из них уже возведены.
20 октября 2011 года в Челябинске на привокзальной площади при участии Чрезвычайного и Полномочного Посла Чехии в России П. Коларжа, других чешских, а также словацких и российских официальных лиц был торжественно открыт памятник легионерам. Он воздвигнут рядом с памятником «Сказ об Урале», который является городским символом. Год спустя памятник появился в Кунгуре, а сегодня памятники легионерам возведены и в ряде других городов. Причём, если во Владивостоке, Екатеринбурге, Красноярске, Сызрани и ряде других мест памятники белочехам стоят у мест их захоронения на кладбищах, то в Челябинске, Пензе, Пугачёве и Верхнем Услоне они находятся в весьма людных местах, что вызывает широкие протесты со стороны местного населения.
Примечательны и надписи на памятниках. На монументе в Челябинске указано: «Здесь покоятся чехословацкие солдаты, храбрые борцы за свободу и самостоятельность своей земли, России и всего славянства. В братской земле отдали жизни за возрождение человечества. Обнажите головы перед могилой героев».
Однако сразу же возникают неизбежные вопросы: почему «за свободу и самостоятельность своей земли» легионеры воевали в России? И как быть с такими «подвигами героев», как расстрелы тысяч пленных красноармейцев и взявшихся за оружие в борьбе против оккупантов и других врагов новой власти крестьян, захват заложников, насилие и ограбление мирных жителей, у которых легионеры отнимали продовольствие и ценные вещи, угоны паровозов и сотен вагонов для загрузки ограбленным оборудованием на захватываемых ими заводах и фабриках?
Показательно то, что в расколотой братоубийственной войной России о легионерах с возмущением и ненавистью отзывались и обыватели, и рабочие, и крестьяне, и красные, и белые. К примеру, военный министр в правительстве А. Колчака генерал А. Будберг писал:
«Сейчас чехи таскают за собой около 600 груженых вагонов, очень тщательно охраняемых… По данным контрразведки, эти вагоны наполнены машинами, станками, ценными металлами, картинами, разной ценной мебелью и утварью и прочим добром, собранным на Урале и в Сибири».
Другой колчаковский генерал К. Сахаров со ссылкой на газету «Дело России» 1920 года свидетельствовал, что «по самому скромному подсчету», общая стоимость награбленного обошлась русскому народу «во многие сотни миллионов рублей и значительно превышала контрибуцию, наложенную пруссаками на Францию в 1871 г.».
Однако не мародёрство главное преступление легионеров. Они не просто грабили, но и убивали. ИХ РУКИ ПО ЛОКОТЬ В КРОВИ.
Вопреки формальному решению двигаться на восток, 25 мая чехословаки захватили Мариинск, в ночь на 27 мая – Челябинск и Новониколаевск. На следующий день они вошли на Миасский завод. Взятых в плен в бою рабочих напилочного завода Яунзема и Бродиса чехи увели в лес и убили…
В тот же день легионеры взяли Нижнеудинск. Ими, пишет историк Илья Ратьковский, были арестованы военный комиссар и председатель ревтрибунала В.А. Какоулин и почти весь состав Нижнеудинского Совета (А.С. Горенский, Р.Я. Шнеерсон, П.В. Лабеев, А.Г. Страус, К.М. Петрашкевич, Д.А. Кашик, Н.Ф. Яманов, Лебедев и другие). Утром 18 июня после 20 дней пыток и издевательств их расстреляли.
29 мая после двухдневного кровопролитного сражения легионеры захватили Пензу, а также Канск и Сызрань.
По подсчётам пензенского историка А. Шарикова, при обороне Пензы «погибло свыше 300 бойцов», а потери чехословаков «составили 88 убитых и раненых». Автор пишет: «…Чехословаки грабили городские военные и продовольственные склады, магазины, дома обывателей до вечера 30 мая. Утром 31 мая они ушли из центра города и контролировали только железнодорожные станции, мосты и прилегающие к ним территории… Легионеры уезжали из Пензы на восток эшелон за эшелоном, прицепив взятые в городе паровозы».
31 мая легионеры захватили Петропавловск, где расстреляли 20 членов местного Совета и четверых чехов-интернационалистов. В тот же день чехословаки взяли Томск и Тайгу, а 2 июня — Курган.
8 июня легионеры захватили Самару (в ней чехи также усиленно пытаются возвести монумент). За несколько дней в городе и окрестностях расстреляли несколько сотен красноармейцев и рабочих, при этом роль подразделений Чехословацкого корпуса в репрессивной практике была высока.
9 июня чехословаки захватили Омск, 14 июня — Барнаул, 17 июня — Ачинск, 18 июня — Троицк. Меньшевик С. Моравский вспоминал: «Около пяти часов утра 18 июня 1918 года город Троицк был в руках чехословаков. Тотчас же начались массовые убийства оставшихся коммунистов, красноармейцев и сочувствующих Советской власти. …Убийства продолжались два дня, и, по данным штабс-капитана Москвичева, офицера гарнизона, число замученных насчитывало не менее тысячи человек».
5 сентября 1918 г. частями атамана И. П. Калмыкова при поддержке войск Чехословацкого корпуса генерала Дитерихса и 12-й японской дивизии взят Хабаровск. За время интервенции население города сократилось с 52 до 30 тысяч.
27 сентября на железнодорожной станции Чишмы (рядом с Уфой) с участием чехословацких легионеров было расстреляно 500 плененных красноармейцев.
3 октября чехословацкие легионеры участвовали в жестоком подавлении выступления рабочих Оружейного Самарского-Сергиевского завода в Иващенково. Среди убитых впоследствии были как взрослое население, так и женщины с детьми. Всего погибло около тысячи рабочих и членов их семей.
4 октября для предотвращения дальнейшего наступления красных войск чехословацкими минерами были взорваны два пролета Александровского (Сызраньского) моста через Волгу. Согласно сообщению красной периодики, предварительно на место взрыва белогвардейцы привезли вагон с пленными красноармейцами, взорвав мост вместе с ними.
Список совершённых легионерами злодеяний продолжать можно долго. Поэтому, когда в надписях на памятниках легионерам их именуют «героями», это вызывает справедливое возмущение местных жителей и историков, которые напоминают о том, что называть героями мародёров и убийц – значит потворствовать наглейшей фальсификации истории.
Это становится тем более возмутительным на фоне вандализма и других происходящих при попустительстве и прямой поддержке местных властей современной Чехии преступных деяний в отношении памятников, установленных ранее в этой стране в знак признательности чешского народа за подвиги советских воинов в вооруженной борьбе с немецко-фашистскими войсками за его освобождение.
В связи с вышеизложенным предлагаем:
- прекратить практику установки в России памятников и других знаков почитания в своей основе преступной деятельности чехословацких легионеров на территории России;
- не разрушая могилы с перечнем имен погибших в годы Гражданской войны и иностранной интервенции в России чехов и словаков из числа легионеров, извлечь памятники, надмогильные плиты и другие посвященные им, антироссийские по содержанию и прославляющие «героизм» покоящихся интервентов сооружения, переместив их в специально созданный в Владивостоке или ином месте и отражающий истинный ход событий в Сибири и на Дальнем Востоке и роль в них Чехословацкого корпуса мемориальный центр;
- в случае намерений чехов ставить дополнительные обелиски направлять чешские запросы в местные Думы, придавать их широкой огласке, чтобы опираться на мнение российской общественности;
- пересмотреть с учетом новых обстоятельств вступившее в силу 11 августа 1999 года «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики о взаимном содержании военных захоронений», обратив внимание на недопустимость необоснованных действий сторон относительно друг друга;
- призвать Российское военно-историческое общество обеспечить к 100-летию окончания Гражданской войны и изгнания войск интервентов с территории России подготовку и издание монографии, отражающей проблемы пребывания и преступной деятельности в этот период Чехословацкого корпуса.
Письмо аналогичного содержания направлено в адрес Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Владимир Золотарёв,
председатель Комиссии по изучению традиций военного строительства России Научного совета по изучению и охране культурного наследия Российской академии наук, президент Ассоциации историков Второй мировой войны Национального комитета российских историков, действительный государственный советник 1 класса Российской Федерации, доктор исторических и юридических наук, профессор
Вячеслав Зимонин,
член Научного совета Российского военно-исторического общества, первый вице-президент Ассоциации историков Второй мировой войны Национального комитета российских историков, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации
23 апреля 2020 г.
Наука. Общество. Оборона — комментарий
Представленные в публикации факты переданы редакцией в Следственный комитет Российской Федерации для проведения процессуальной проверки по факту геноцида мирного населения России по признакам преступления, предусмотренного статьей 357 УК РФ и международной Конвенцией о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества.